День памяти праведного Иоанна Кронштадтского

Праведный Иоанн Кронштадтский
1 видео / 2 аудио

2 января Святая Православная Церковь молитвенно воспоминает своё украшение, как сама она воспела об этом своём святом в песнопении, ему посвящённом, и похвалу граду Кронштадту, где прославился сей великий угодник Божий. «Православныя веры поборниче, земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче, Божественных Таин благоговейный служителю и дерзновенный о людех молитвенниче… целителю и предивный чудотворче» — о, сколько хвалебных слов возносится в этой одной молитве к нему! И всех этих слов всё равно недостанет, чтобы в полной мере воспеть этого новозаветного праведника, поистине великого печальника земли Русской — святого праведного Иоанна Кронштадского.

«Вы — свет мира… Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5:14,16)

Да, действительно сей угодник Божий достоин такой похвалы. Изучите его житие — ведь это поистине Христово Евангелие, воплощённое в жизни. И жизни обычного, земного человека, почти что нашего современника, от которого нас с вами отделяет всего чуть более сотни лет…

Митрополит Вениамин (Федченков)
Митрополит Вениамин (Федченков)

«Люди тянулись к нему как к живому свидетельству того, что Небеса ещё живы, божественны и благодатны»

(митрополит Вениамин (Федченков))

Светильником веры был святой праведник для всех, кто имел счастье знать его. Он был для всех всем — милостивым для всех нуждающихся, готовым отдать последнее, чтобы накормить голодных, одеть нагих и защитить сирых, утешителем пребывающим в скорбях, добрым пастырем и носителем слова Евангельского всем, кто ещё не был просвещён светом Христовым. Его огромное в духовном смысле сердце вмещало всех, кто прибегал к его помощи, кто в нём нуждался. А таковы были тысячи и тысячи. Со всех концов Святой Руси съезжался народ Божий к великому пастырю, дабы утешиться хотя бы общим благословением и общей с ним молитвой за Божественной литургией, которую отец Иоанн с самого начала несения своего пастырского послушания в Кронштадте взял за правило служить ежедневно.

К слову, если до этого 5-тысячный Андреевский собор города Кронштадта, в который определили служить священника Иоанна Сергиева, даже по выходным дням не был достаточно заполнен, то с началом служения будущего праведника постепенно он каждый день стал заполняться верующими полностью до отказа. Причём настолько, что даже иногда людям приходилось стоять литургию на улице…

Многим обязан святой своим благочестивым родителям, соблюдшим чадо свое в вере, благочестии и чистоте, научая прежде всего Евангелию и жизни по Нему своим ярким примером. Родился святой 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии — на далёком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Будучи бедны, родители будущего праведника были богаты духовно, и сие богатство передали своему сыну.

Уважение и послушание родителям праведник сохранял в течение всей их жизни. Известен один показательный случай из жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского,

Феодора Власьевна Сергиева
Феодора Власьевна Сергиева

ярко нам показывающий отношение святого к его матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, урождённой Порохиной, которую святой сын почтительно называл в своих письмах и дневниках: «Маминька, святыня моя!»

Однажды в Великий Пост случилось отцу Иоанну тяжело заболеть, да так, что врачи сказали: «Если Вы не нарушите пост и не начнёте вкушать молочную и мясную пищу, то от своей болезни Вы скоро умрёте». Но праведник, привыкший делать всё по послушанию своей благочестивой матери, тогда ещё молодой пастырь Иоанн Кронштадтский, не решает этот жизненноважный вопрос сам, а даёт телеграмму домой, в своё родное село Суру. И своей матери, простой крестьянке Феодоре Сергиевой, пишет такие слова: «Мама! Врачи говорят, что если я не нарушу пост, то я умру». Мать немедля едет в уездный центр и посылает ему ответную срочную телеграмму со словами: «Сынок, умри, но пост не нарушай!» Иоанн Кронштадтский послушался своей матери, и мы видим великого праведника, дожившего до старости — святого праведного Иоанна Кронштадтского, которого почитает вся вселенная как великого и славного угодника Божия.

«В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится»

(причастный стих праздника)

10 декабря 1908 года, на 80-м году праведной жизни, собрав остаток своих сил, отец Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. И в 7 часов 40 минут утра 20 декабря 1908 года великий печальник, молитвенник и чудотворец земли Русской мирно предал свою душу всем сердцем Возлюбленному им Господу. Святой праведник заранее предсказал день своей кончины.

На погребение отца Иоанна стеклось десятки тысяч народа, а у гробницы его и тогда и в последующее время совершалось и совершается немало чудес. Город надолго запомнит эти похороны! Всё пространство от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карповке было заполнено огромными толпами плачущего народа.

Отец Иоанн Кронштадтский и игуменья Таисия (Леушинская)
Отец Иоанн и игуменья Таисия (Леушинская)

… И сердце стремится, о пастырь любимый,

Твою в благодарности память воспеть;

Усердия много, но немощны силы,

И слово слабеет — безмолвствует речь…

Так в своём поэтическом слове к первой годовщине кончины протоиерея отца Иоанна Кронштадтского говорила о нём его ближайшая духовная дочь и преданная сподвижница праведного старца игумения Таисия Леушинская, выразив в стихах любовь и признательность к своему духовному отцу в декабре 1909 года.

В завершение тропаря святому мы просим его молить «Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша». Этой просьбой мы молим святого праведного отца нашего Иоанна, Кронштадского Чудотворца упросить Господа, дабы Он над нами  смилостивился, мир сделал мирным и спас души наши. Как никогда сейчас актуальны эти слова для нас. Будем же молитвенно взывать ко святому, да умножит он своё моление ко Господу за дарование мира мирови и душам нашим велией (великой) милости!

Святой праведный отче наш Иоанне, моли Бога о нас!

В заключение приводим проповедь праведного Иоанна Кронштадтского, произнесённую им за четыре года до своего преставления:

Слово на новый 1904 год

Творец времен сподобил нас, дорогие братья и сестры, и еще увидеть новый по счету год, который по делам нашим и нашим старым привычкам опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием, обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления — грех, унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека. С этим семенем тли и самых тяжких болезней рождается человек на свет и постепенно тлеет и мало-помалу иногда заживо умирает!

По слову Господа, испытующего сердца и утробы наши, изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека (Мк. 7:21-23).

И так что же после этого значит для нас Новый год? Это еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устраивающее наше душевное спасение. Новый год — это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам. Вспомним притчу о бесплодной смоковнице, которую за неплодие Хозяин сада хотел срубить, а садовник умолял Его еще оставить на год для удобрения под ней почвы и для принесения плодов.

Но настанет последний день, после которого не будет времени, как говорится в Откровении Иоанна Богослова: Ангел, котораго я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на ней, и море и все что в нем, что времени уже не будет. Итак, придет пора, когда прекратится совсем время и настанет вечность неизмеримая, бесконечная, невообразимая, прекратятся навсегда смены дней и ночей, заря утра и вечера и. времен года; не будет этих постепенных чередований зимы, весны, лета и осени; не будет этого прекрасного украшения земли зеленью, цветами, листвою и плодами; не будет никаких рождений — ни человеческих, ни животных; самая земля, по слову Божественного Писания, сгорит, и будут новое небо и новая земля, нетленное небо и нетленная земля, сообразная духовным телам будущих воскресших людей (2 Пет. 3: 10,13); солнце угаснет и исчезнет, и Солнцем всеозаряющим, всепросвещающим, всеоживляющим будет Сам Христос Господь, Солнце правды; не будет луны и звезд, ибо все это временно, стихийно, сложно и потому невечно и тленно.

Прекратится, наконец, царство суеты и греха и всякой неправды, убегут все скорби, болезни, печали и воздыхания в новом отечестве, и не останется вовсе и помину о них; настанет царство любви, правды, непоколебимого мира, радости и вечного веселия; не будет этой пестроты народов, племен и языков — будет один народ Божий с одним дивным и для всех понятным духовным языком — ангельским или человеческим; все будут как один народ, как чада единой семьи, у которой будет один Отец — Бог. И эта вечность, предопределенная Творцом от начала, прежде бытия неба и земли, настанет скоро, по неложному слову Самого Творца: Се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною воздати комуждо по делом его (Апок. 22:12). Для этой вечности, для этого будущего бесконечного жития и блаженства и создал всеблагий Господь человека и род человеческий; и если бы мы только в этом веке уповали на Христа и не имели в виду будущей бесконечной жизни, в которой водворяются вечная правда и святость, то мы были бы еще окаяннее, злополучнее всех человеков, терпя здесь бесчисленные болезни и скорби и тысячи видов всяких смертей и не имея воздаяния за все, что терпим, за правду, за Христа.

Итак, будет блаженное и вечное воздаяние за все добрые дела и подвиги здешней жизни, совершенные по вере и упованию на нашего Начальника веры и Совершителя Иисуса Христа; и отрет Он всякую слезу с очей плакавших здесь ради правды Его, и злосчастные и праведные на коленях Божиих утешатся, по пророку, и радости их не будет конца (Ис. 35:10; 66:14), а нераскаянные грешники будут в вечной муке; всякая неправда людей, не заглаженная и не исправленная покаянием и добродетелью, получит свое возмездие праведное. Не льститеся: Бог поругаем не бывает (Гал. 6: 7), ибо, что человек посеет здесь, то и пожнет там, в вечности, говорит неложное слово Божие.

Итак, братья и сестры, готовьтесь неотложно к вечности — покаянием и добрыми делами. Времени скоро не будет, и время к исправлению и подвигам веры и добродетели отнимется.

Будем же каяться, исправляться и приносить Господу плоды добрых дел. Тогда наступивший год будет действительно новым, потому что принесет нам обновление всего существа нашего — души и тела. Тогда, хотя внешний человек наш будет тлеть в болезнях и скорбях, но внутренний, потаенный сердца человек будет обновляться всякий день, как это было с апостолом Павлом. Аминь.

Проповедь митрополита Арсения в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (после Евангелия). 2 января 2011 г.

Проповедь митрополита Арсения в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (после отпуста). 2 января 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *