Торжество Православия во Святых Горах

120 фото / 2 аудио / видео

В первое воскресенье Великого поста Святая Православная Церковь празднует окончательную победу, торжество православной веры над последней ересью — иконоборчеством. В этот день во всех православных храмах износятся для поклонения все святыни, а по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества Православия.

Накануне Недели Торжества Православия, по окончании вечернего богослужения в Свято-Успенском соборе шла подготовка к грядущему воскресному празднику. По благочестивой, устоявшейся традиции в главном храме Святогорской обители из алтаря Успенского собора, а также из лаврской ризницы было изнесено для поклонения верующим более 20 лаврских святынь.

Большинство из них выставляются повторно, впервые для всеобщего поклонения эти великие лаврские святыни выставлялись в день Торжества Православия в минувшем 2015 году. В этом году к ним добавились новые святыни, пополнившие великую духовную сокровищницу Свято-Успенской обители.

Так, в собрании великих реликвий Святогорской Лавры теперь имеются частицы риз Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, часть честной главы мученика Викентия, изготовлен новый ковчег в виде митры для части честной главы преподобного Илии Макеевского.

Икона Христа Спасителя с чатью святой многоцелебной ризы Господней Икона с частью ризы Пресвятой Богородицы Часть честной главы мученика диакона Викентия Сарагосского Мощевик с частью честной главы прп. Илии Макеевского

Неделя Торжества Православия в Святогорской обители

Уже к 5 утра, времени открытия Свято-Успенского собора, к его центральным воротам стали стекаться богомольцы. По открытии собора к монастырским святыням сразу же образовалась очередь, которая со временем превратилась в длинную вереницу желающих поклониться и вознести свои молитвы к Богу у великих лаврских святынь, очередь протяжённостью даже до самого входа в храм. Нескончаемым потоком шёл народ Божий почерпнуть благодати выставленных для поклонения реликвий: молился, прикладывался, освящал платки и ладанки, принесённые с собой иконы. Очередь к лаврским святыням не иссякала вплоть до времени подготовки к вечернему богослужению (доступ к святыням был открыт в этот день практически постоянно, даже во время службы — прерывался только во время Божественной литургии и совершения чина Торжества Православия).

Богослужения в этот день проходили в обители следующим порядком.

В 6 часов для желающих исповедоваться был прочитан чин исповеди, затем читались утренние молитвы, полунощница и акафист. В 7 часов состоялась встреча владыки, митрополита Святогорского Арсения, после чего читали часы.

В 8 часов началась Божественная литургия, которую возглавил наместник Святогорской обители в сослужении епископа Иннокентия (Шестопаля) и лаврского духовенства. За богослужением молилось около 1500 человек верующих, многие из них в этот день причащались. Следует отметить, что причастников могло быть ещё больше, если бы многие из молящихся в этот день в храме не причастились за Божественной литургией накануне в субботу (в Святогорской Лавре сложилась такая традиция, что почти вся братия обители, а также многие из её паломников стараются причаститься в первую субботу Великого поста, накануне Торжества Православия).

«Сия вера апостольская, сия вера православная, сия вера вселенную утверди»

Проповедь после Евангелия произнёс митрополит Святогорский Арсений, и посвящена она была, конечно же, теме чествуемого сегодня всей Церковью события из жизни Православия, события поистине Вселенского масштаба.

Объясняя, почему празднуемому дню дано такое название — Неделя Торжества Православия, владыка рассказал о VII Вселенском Соборе, на котором была отвержена ересь иконоборчества и утверждено иконопочитание. На этом соборе также были утверждены все постановления и догматы, все правила Святой Церкви, принятые на всех Вселенских Соборах. По словам владыки, «сегодня празднуется победа святых отцов и правды Святой Православной Церкви над всеми расколами, ересьми, над всеми теми, кто враждовал против Церкви. Празднуется торжество и победа Церкви не только в прошлом, но и в будущем — над злом всемирным, потому что мы исповедуем «воскресение мертвых и жизнь будущего века» — слова Христовы, которые воодушевляют нас своим смыслом «созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют Её».

В своей проповеди Святогорский архипастырь говорил также много о мучениках за веру Христову — как в первые века христианства, так и в то недалёкое от нас время, когда в 20-е годы прошлого столетия рекой лилась кровь новомучеников и исповедников за веру православную, своим добровольным согласием на страдания и смерть во имя Христово утверждающих и торжествующих Православие.

Его Высокопреосвященство также затронул вопрос о вере в Бога великих учёных, поэтов и писателей, архитекторов, иконописцев. Вся их деятельность и всё их творчество, по словам владыки Арсения, это «ответ Церкви на безумие этого мира», и есть тоже торжество нашей веры.

Затронул владыка также тему грядущего Всеправославного Собора, отметив, что главная его задача — это подтвердить единство православного мира. Были приведены также слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказавшего о предстоящем Соборе, что он призван подтвердить все догматы и правила, принятые Святой Церковью ранее на предшествующих семи Вселенских Соборах.

Касаясь злободневной темы раскола, святогорский наместник акцентировал внимание своей паствы на том, что все, кто когда-либо стоял за веру православную, весь сонм мучеников, святых, всегда ориентировались на Церковь и правила, ею установленные. Благодаря Вселенским Соборам и духовному богатству святоотеческого учения, мы имеем великое наследие правил ведения как духовной, так и церковной жизни. Святогорский архипастырь предупредил, что нарушая эти правила, попирая, преступая их, мы рискуем прийти к ещё одному расколу.

В очередной раз было твёрдо сказано о том, что Вселенское Православие знает только одного Патриарха на Руси — Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и знание это подтверждается постоянным молитвенным общением Его Святейшества со всеми православными Патриархами, а также с афонскими подвижниками. Отсутствие такового признания со стороны Вселенского Православия наряду с прямыми заявлениями православных Патриархов о непризнании церковных самовыдвиженцев должно, по меньшей мере, заставить задуматься всех, кто придерживается позиции раскольников.

Также владыка Арсений сказал несколько слов о чине Торжества Православия, который должен был состояться по завершении службы. В частности, дано было определение слову «анафема» — по существу, это отделение от Церкви, этим Церковь как бы говорит: «Не будьте с нами». Делается это для того, чтобы оградить верных чад своих от тлетворного влияния анафематствуемых и вразумить, образумить последних. Вот какой смысл заложен в эти слова.

Также своей пастве святогорский митрополит в качестве нравственного урока предложил самой ответить на вопрос о настоящем счастье — о том, какого человека можно назвать по-настоящему счастливым. Ответы богомольцев не оставляли сомнений — счастливым может быть только человек добродетельный и живущий с Богом. Человек же страстный по-настоящему счастлив никогда не будет: «несчастье в грехе, несчастье в неправде, несчастье в злобе и неправде, несчастье в жизни без Бога».

Всех внимающих его пастырскому слову владыка призвал быть счастливыми: «Постарайтесь быть счастливыми! Как святые отцы говорят, какой человек счастливый — добрый человек». Святогорский наместник призвал, прежде всего, отстаивать добро, бороться за него, и начинать эту борьбу за добро со своей собственной души. «А чтобы добро в нас возрастало, а значит, возрастало и в обществе, то нам надо жить с Богом. …Жизнь с Богом наполнена жизнью, радостью, счастьем».

По окончании Божественной литургии перед иконами Христа Спасителя и Его Пречистой Матери, а также перед всеми лаврскими святынями совершился чин Торжества Православия.

Примечание. Этот воистину торжественный чин был установлен ещё в IX веке в Греции, в память решительной победы над иконоборческой ересью. В нём утверждается торжество Святой Церкви над всеми когда-либо за время её существования возникавшими ересями и расколами, утверждается не только православное учение об иконопочитании, но также все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. В этом торжественном чине звучат слова благословения не только иконопочитателям, но и всем тем, кто жизнь свою провёл в вере и благочестии отцов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только приверженцам иконоборческой ереси, но также всем тем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью, совершил раскол и произвёл смуту среди православных христиан.

Особенности вечернего богослужения накануне праздника Торжества Православия

Говоря о минувшем воскресном празднике, нельзя не отметить одно важное в истории Свято-Успенской Святогорской Лавры событие, которое войдет в летопись обители как ещё одна веха в возрождении древних традиций и уставов Святых Гор.

Накануне Недели Торжества Православия, во время торжественного всенощного бдения на великой вечерне во время пения стихир на «Господи, воззвах» в Святогорье было совершено первое в 24-летней новейшей истории возрождённой Святогорской обители каждение особыми ручными кадилами, называемыми «кациями».

В дореволюционное время в Святогорской обители совершалось подобное каждение кациями (также, как и каждение с сионами (гробницами), практика такого каждения была возобновлена в Святогорской Лавре несколько лет назад). Вот что можно узнать о каждении кациями из правил Святогорского устава, взятого из устава Святой Афонской горы:

«Во время же пения псалмов ризничий и еклисиарх в мантиях, без клобуков в камилавках исходят из алтаря с кациями (сиречь с кадильницами, имущими вместо цепей рукоятия): первый южными дверьми, а второй северными — и кадят таким же порядком, якоже иеродиаконы прежде, кроме алтаря. Возвратившись в алтарь и покадив служащего, отдают кации параеклисиарху. Посем идут два иеродиакона в стихарях и камилавках и, вземше икону праздника с аналогием, поставляют посреде церкви; предходят же пред ними свещеносцы и подставляют подсвещники со свещи горящими пред иконою праздника: един пред аналогием, а два по странам; и отходят в алтарь» (Устав Святогорской пустыни, статья 1-я «О чиноположении церковном»: глава 1-я «О бдениях, бываемых в Господские и Богородичные праздники»).


Проповедь митрополита Арсения в день Торжества Православия (после Евангелия). 20 марта 2016 г.

Слово митрополита Арсения в день Торжества Православия (после отпуста). 20 марта 2016 г.

Фотоальбом на    Яндекс Фотки    Логотип flickr

Два комментария

  1. Виктория, Луганская область

    Спаси Господи митрополита Арсения, настоятеля Святогорской Лавры и всех братьев этого монастыря! У владыки очень интересные проповеди, заставляющие реально задумываться о духовности, о христианстве, и вообще о той настоящей цели, ради которой мы и живём на земле.
    Святогорская Лавра — это очень благодатное место, там всё пропитано святостью. Находясь там, ощущаешь присутствие Духа Святого, это непередаваемые ощущения внутренней гармонии. И мне очень жаль, что теперь у меня нет возможности посещать это благодатное место, где забываешь о земном, а думаешь только о духовном, где на месяцы вперёд заряжаешься добротой и всеми добродетелями, а все страсти, такие, как гнев, раздражительность, празднословие, осуждение после посещения монастыря куда-то испаряются сами по себе!!!
    Дай Бог здоровья владыке Арсению и многое ему лета! Пусть это святое место всегда будет под покровом Царицы Небесной в столь тяжёлые и непростые времена для украинского народа да и вообще для мира в целом!!!
    Виктория, Луганская область.

  2. Геннадий

    Слава Богу! И меня сподобил Господь быть в это время в лавре. Какая красота! Какое лекарство для души! Просто слов нет,чтобы передать всю торжественность, красоту и, конечно же, благодать службы! Как говорили послы ко св. князю Владимиру: “Мы не знаем, где мы были-то ли на небе,то ли на земли!” И у меня осталось такое чувство! Долгие и благая лета настоятелю этой святой обители митрополиту Арсению со всей братией!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *