«Днесь спасения нашего главизна»: Благовещение Пресвятой Богородицы

аудио

«Сегодня — начало нашего спасения»: так поёт Святая Церковь в главном песнопении одного из самых радостных, самых главных своих праздников — исполненного истинно глубокого величия, ликования и света Евангельского события Благовещения Пресвятой Богородицы.

В этот великий церковный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы во всех православных храмах за богослужением читается отрывок из Святого Евангелия, в котором повествуется о явлении Архангела Гавриила Пречистой Деве Марии с благовестием о том, что через Неё придёт в мир Спаситель.

«Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу»

(припев праздника)

Что за благую весть принёс Архангел Деве Марии, что за радость завещает ныне в своём песнопении Святая Церковь возвещать земле, почему призывает небеса восхвалить Божию славу? Радость Благовещения! Вести, радостнее которой до и после неё более не повторится, «радость велию» — радость великую! Ибо в этот день в городе Назарете Архангел Гавриил, представ Пречистой Деве Марии, возвестил Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. …ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1, 28–31). Слова Архангела привели чистую, девственную Богоотроковицу в смущение и произошёл дивный диалог Архангела Гавриила и Пречистой Девы Марии, воспетый Церковью в каноне, посвящённом празднику Благовещения (его автор — Кир Феофан (758–817 гг.), игумен Сигрианского монастыря (Кир — почётное имя: господин, отец)). «Ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?» — вопросила Пречистая небесного посланника. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» — был ответ Архангела Гавриила Богоизбранной Отроковице. Другое слово, произнесённое Пречистой Девой Марией Архангелу Гавриилу, — восхищающее своей полнотой согласие, всецелая покорность и послушание Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Как отмечал когда-то митрополит Антоний Сурожский, «слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощённости; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: «Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа».

«Радуйся, честное Адамово воззвание, Евино избавление, и радость мира, и веселие рода нашего»

(из стихиры праздника)

В празднуемом священном событии — торжество любви, веры и чистоты, торжество смирения, кротости и послушания, и наконец, торжество бесконечного, непостижимо глубокого доверия Богу. «Се, Раба Господня» — так устами Пречистой Девы Марии человечество навсегда сказало Богу «Да». В этот день мы радуемся примирению человечества с Богом, это начало Нового Завета. Это событие полагает начало Евангельской истории. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и проповедь, чудеса исцелений и воскрешения мёртвых, Тайная Вечеря и молитва в Гефсиманском саду, арест и крестные страдания, Распятие и Воскресение. В этот же день через Архангела Гавриила Господь Вседержитель, Творец мира, смиренно просит согласия Пречистой отроковицы Марии. Это праздник, в который во всей полноте раскрывается величие Божественной любви и смирения, а также истинное назначение человеческой свободы — как вольного исполнения, покорности воли Божией. Пресвятая Богородица подала нам великий пример послушания, смирения и истинной любви к Богу.

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»

(фрагменты проповеди Святогорского владыки, 7 апреля 2008 года)

«В этот день воплощается Бог-Слово ради нашего Спасения. Воплощается Мессия, Спаситель мира, Которого ждали многие народы — Искупителя и Избавителя от вечной смерти, Который должен восстановить связь человека с Богом, бывшее прежде при сотворении Адама. Это событие было долгожданным.

…Как Бог сотворил мир Своим творческим словом «Да будет», так и здесь Он воплощается действием Духа Святого, принимает на себя человеческую плоть, избирает смиреннейшую, благоговейнейшую Свою Рабу для этого чуда Боговоплощения. И с этого дня Он начинает возрастать в Её утробе, для того, чтобы впоследствии проповедовать нам, оставить Свои заповеди, оставить Своё Евангелие, оставить учеников Своих, последователей, которые затем с проповедью пройдут по всему миру. Господь воплотился для того, чтобы распяться за нас, чтобы на кресте как на жертвеннике Кровью Своею омыть грехи всего мира, взятые на себя, чтобы воскреснуть, показавши нам, что смерть не властвует, что смерть — это понятие временное, что ещё будет воскресение мертвых, и вознесением Своим показать, что есть Отечество Небесное. Но всё это ещё будет, а в сегодняшний день эти все события начинаются, воплощением от Пречистой Девы Второй ипостаси Святой Троицы — Бога истинного, который сотворил этот мир и промышляет о нём».

Проповедь архиепископа Арсения на праздник Благовещения Божией Матери. 7 апреля 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *