День рождения преподобного Софрония Святогорского

21 апреля 1828 года в Москве в благочестивой семье священника родился ещё один угодник Божий, будущий святогорский подвижник — преподобный Софроний, архимандрит Святогорский.

В Святогорском патерике о преподобном Софронии Святогорском содержатся следующие сведения:

«Архимандрит Софроний (в миру Сергий Георгиевич Смирнов) родился 8 апреля 1828 года (по ст.стилю — ред.) в Москве и во святом крещении был наречен Сергием во имя преподобного Сергия Радонежского. Происходил он из священнического рода: его дед, Стефан Тимофеев, был священником церкви Рождества Богородицы в селе Рудневе Верейского уезда Московской губернии, его отец, протоиерей Георгий Смирнов, по окончании Спасо-Вифанской Духовной семинарии всю жизнь прослужил в Москве и был погребен в Троице-Сергиевой Лавре. Мать Сергия, Ольга Максимовна, умерла, когда ему не исполнилось еще пяти лет. У Сергия было четыре сестры: Анна, Мария старшая, Наталья, Мария младшая, из которых три последние умерли в младенчестве, и младший брат Павел, сам он был третьим ребенком в семье».

Монашеское устроение будущего святогорского подвижника

«С рождения погруженный в церковную атмосферу, Сергий рос богобоязненным, отличался очень тихим и кротким поведением. С ранних лет он возлюбил молитвенное уединение и, возможно, уже в то время положил в сердце своем намерение посвятить свою жизнь служению Господу в монашеском чине.

По окончании семинарии Сергий три года провел в родительском доме, помогая отцу в совершении богослужений. По преданию, отец хотел женить его и со временем передать ему свое священническое место, но сердце Сергия было всецело предано в руце Божии, и уже ничто мирское не могло обладать им. Видя тщетность своих усилий склонить сына к женитьбе, отец дал ему благословение на поступление в монастырь».

Софроний — с греч. здравомыслящий

Архимандрит Арсений Митрофанов
Архимандрит Арсений Митрофанов

«Движимый желанием вступить на тесный и скорбный, но спасительный путь иноческого жития, Сергий Смирнов в 1853 году, двадцати пяти лет от роду, поступил на послушание в одну из древнейших и красивейших обителей – Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской епархии. В 1854 году указом Харьковской Духовной консистории, по представлению настоятеля Святогорской пустыни архимандрита Арсения (Митрофанова), он был определен в число послушников обители, получив благословение на несение должности помощника монастырского письмоводителя. Около трех лет с усердием подвизался он на этом поприще, неся и другие монастырские послушания, и в 1856 году, по успешном прохождении искуса, в его жизни совершилось давно желаемое событие: послушник Сергий Смирнов был пострижен в монашество с наречением имени Софроний (здравомыслящий — греч.) в честь святителя Софрония Иерусалимского.

Монашеский путь святогорца

«Поведения весьма хорошаго и к послушанию весьма способен и усерден» — так не раз отмечались прилежание и труды отца Софрония в ведомостях о монашествующих Святогорской обители. Монастырское начальство сочло возможным удостоить его священного сана, и в 1857 году он был рукоположен в сан иеродиакона епископом Харьковским и Ахтырским Филаретом (Гумилевским), а в 1861 году — в сан иеромонаха архиепископом Харьковским и Ахтырским Макарием (Булгаковым). В 1874 году он был награжден правом ношения набедренника.

На протяжении двадцати восьми лет, с 1853 по 1881 год, иеромонах Софроний нес послушание в Святогорской обители. Святогорская пустынь, основанная в глубокой древности, стала для отца Софрония истинным училищем постнического жития, послушания и благочестия, являя пред глазами будущего духоносного старца зримые примеры высокодуховного монашеского делания, незабвенными свершителями которого были такие подвижники-святогорцы, как преподобный Иоанн Затворник (†1867), архимандрит Арсений (Митрофанов; †1859), возобновитель Святогорской пустыни, архимандрит Герман (Клица; †1890), тридцать лет непорочно несший крест настоятельского служения в святой обители, старец иеромонах Иоанникий (Аверкиев; †1882 ), духовник Святогорской пустыни, и многие другие боголюбивые насельники, жившие в монастыре во второй половине XIX века и соделовавшие близ отца Софрония свое и других о Господе спасение».

Великие люди в жизни преподобного

Икона преподобного Иоанна Затворника из иконостаса Никольского храма

Отец Софроний был одним из святогорцев, духовно близких преподобному Иоанну Затворнику. «По свидетельству А.Ф.Ковалевского, составителя жизнеописания затворника, наряду с другими источниками, «материалами для него послужили устные рассказы самого затворника о себе, своей мирской и монашеской жизни до поступления в затвор, записанные со слов его одним из близких к нему святогорских иноков — иеромонахом Софронием».

Господь сподобил отца Софрония быть рядом с горячо любимым старцем в его последние дни. За восемь дней до блаженной кончины преподобный Иоанн был помещен в монастырскую больницу, расположенную на монастырском хуторе. Иеромонах Софроний отслужил в больничном храме в честь Ахтырской иконы Божией Матери последнюю в жизни святогорского затворника Божественную Литургию, за которой святой старец приобщился Святых Христовых Таин. Сподобился также отец Софроний быть свидетелем блаженной кончины преподобного Иоанна 11 августа 1867 года, о которой заранее получил удостоверение из уст самого затворника.

Высокие примеры непорочного иноческого жития святогорских подвижников запечатлевались в боголюбивой душе иеромонаха Софрония и служили образцом для подражания в его монашеском делании.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Игнатий Брянчанинов

Знакомство с выдающимся святителем-аскетом и духовным писателем XIX столетия Игнатием (Брянчаниновым) оставило в сердце отца Софрония глубокий след. Дважды он «удостоился лицезреть» святителя, посетившего в 1857 и 1861 годах Святогорскую пустынь. По прошествии многих лет эти впечатления не изгладились из памяти отца Софрония. Уже будучи архимандритом, он с теплым сердечным чувством вспоминал о встречах с великим святителем в письме к настоятелю Николо-Бабаевского монастыря игумену Илии.

В 1861 году произошло еще одно знаменательное событие в жизни отца Софрония: во время посещения Святогорской пустыни Императором Александром II с семьей ему довелось в числе братии встречать у Святых врат Высочайших гостей и приветствовать Царя-освободителя и его сына, будущего Императора Александра III».

Тяжёлый крест настоятеля

Портрет архимандрита Германа
Портрет архимандрита Германа

«Совершая в обители богослужения, молясь о живых и усопших, неся иные монастырские послушания, иеромонах Софроний при содействии божественной благодати возрастал духовно. Настоятель Святогорской обители архимандрит Герман, исполнявший обязанности благочинного монастырей Харьковской епархии, видя в отце Софронии монаха высокой духовной жизни, способного к управлению братией, и принимая во внимание его безупречное двадцатилетнее служение в священном сане, рекомендовал его на должность настоятеля Свято-Димитриевского Ряснянского монастыря близ села Рясное Ахтырского уезда Харьковской губернии.

В сентябре 1881 года указом Святейшего Синода, по представлению Преосвященного Иустина (Охотина), епископа Харьковского и Ахтырского, иеромонах Софроний был назначен настоятелем Свято-Димитриевского Ряснянского монастыря.

Тяжелый крест пал на плечи нового настоятеля. Само существование Ряснянской обители после кончины ее благоустроителя, владельца села Рясное помещика Константина Дмитриевича Хрущева (†1876), более четырех лет оспаривалось наследниками почившего, решившимися нарушить его духовное завещание и упразднить основанную им обитель. Однако Всемилостивый Господь не попустил восторжествовать беззаконию: в 1880 году последовало определение Правительствующего Сената о решении дела в пользу монастыря. Братия, ютившаяся в усадебных хозяйственных постройках из-за судебного запрещения проживать на «спорной земле», смогла возвратиться к полноте иноческого жития в обители.

В результате четырехлетней судебной тяжбы монастырь был разорен; с большим радением боголюбивый настоятель принялся за его благоустройство. Прилагая труды к трудам, он привел в надлежащее состояние выстроенный еще при жизни помещика Хрущева и уже обветшавший храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского, обновил существующие братские кельи и построил новые, завершил строительство трапезного корпуса с церковью. По окончании работ состоялись торжества освящения Ряснянской обители, которые возглавил епископ Харьковский Иустин.

6 октября 1881 года, в день великомученика Димитрия Солунского, престольного праздника главного храма обители, иеромонах Софроний был возведен в сан игумена. В напутственном слове Владыка Иустин пожелал нововозведенному игумену безбоязненно, со всяким прилежанием и тщанием совершать трудный подвиг настоятельского служения, чтобы в день Страшного Суда пред Господом Богом с дерзновением сказать: «Се аз и дети, яже дал ми еси!» Этому завету Преосвященного архипастыря отец Софроний старался сле­довать всю свою жизнь».

Пример нищелюбия и милосердия

«Многие труды были положены игуменом Софронием на устроение общежительной монашеской жизни. Вместе с ним в Свято-Димитриевский монастырь перешли по благословению архимандрита Германа благонадежные и благоискусные монахи из числа братии Святогорской пустыни, способствовавшие отцу Софронию и прежней братии устроить монашескую жизнь в Свято-Димитриевской обители по чину и порядку святогорскому. Труды и заботы о Святогорской пустыни архимандрита Германа служили благим примером для игумена Свято-Димитриевского монастыря.

Свято-Димитриевский Ряснянский монастырь. Фото кон. XIX в.

Не только к братии монастыря было отверсто любвеобильное сердце отца Софрония, но и ко всем ближним, окружавшим его и нуждавшимся в его помощи. Поступая по слову Спасителя, сказавшего: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5, 42), игумен Софроний являл собой пример доброго, заботливого отца, безмездно помогающего голодным и неимущим.

Однажды корреспондент «Харьковских епархиальных ведомостей» зимой 1883 года неожиданно для себя стал свидетелем такой милостивой заботы отца игумена. Дивясь тому, что благотворительность отца настоятеля проявлялась в весьма разнообразных формах, очевидец писал: «8 января сего года я был случайным свидетелем, как толпа крестьян из окрестных деревень, преимущественно погорельцев прошлого года, по крайней мере, душ до ста, явилась с просьбой к отцу игумену: кто о дровах, кто о корме для скота, кто — и по большей части — о хлебе, в котором уже с осени чувствуется страшная нужда… Каждый из просителей, обращающихся в своих нуждах к монастырскому начальству, получает, по возможности, просимое».

Желая содействовать просвещению народа и исполняя волю почившего основателя монастыря Константина Дмитриевича Хрущева, изложенную в его духовном завещании, игумен Софроний в январе 1883 года открыл при Свято-Димитриевской обители начальное училище, разместив его в обширном и вполне приспособленном к занятиям здании и снабдив всеми необходимыми для учебного процесса классными принадлежностями».

Вражеские козни против деятельного наместника

Архимандрит Софроний Смирнов
Архимандрит Софроний Смирнов

«Во внимание к трудам, понесенным на благо Святой Матери-Церкви, определением Святейшего Синода игумен Софроний в марте 1883 года был награжден наперсным крестом.

В планы игумена Софрония входило приведение обширного монастырского хозяйства в образцовое состояние с использованием новейших технических достижений того времени. Он хотел провести в жилые и хозяйственные постройки водопровод, построить маслобойню для переработки выращиваемого на монастырских землях подсолнечника, приобрести новую сельскохозяйственную технику. Эти замыслы были полностью поддержаны епископом Иустином, но им не суждено было осуществиться.

Видя таковую ревность отца Софрония о благоустроении обители, враг рода человеческого не замедлил восстать на деятельного игумена и воздвиг против него брань со стороны мирских людей. Его главным недоброжелателем стал поверенный монастыря Митрофан Абаза, который пользовался большим влиянием при иеромонахе Илиодоре, исполнявшем настоятельские обязанности в течение нескольких месяцев до назначения отца Софрония. Проживая в Харькове и имея доступ к правящему архиерею, Митрофан Абаза стремился добиться окончательного утверждения в качестве настоятеля иеромонаха Илиодора, однако эти усилия оказались тщетными: Владыка Иустин счел необходимым ходатайствовать перед Святейшим Синодом о назначении на эту должность отца Софрония. Абаза пытался сохранить свое влияние и при игумене Софронии, но попытки его вмешательства во внутреннюю жизнь монастыря были пресечены новым настоятелем».

Спустя несколько лет Абазе удалось добиться своего, когда новый правящий архиерей задумал реорганизовать управление монастырем. Епископ Амвросий обратился в Святейший Синод с просьбой об увольнении настоятеля.

Возвращение в Свято-Успенскую пустынь

«В феврале 1885 года последовало решение Святейшего Синода об увольнении игумена Софрония на покой. Как истинный монах, отец Софроний со смирением принял это решение Синода, возложив упование на Бога и Его Пречистую Матерь, и в марте 188 5 года вернулся в Святогорскую пустынь, «где полагал начало монашеского жития». Спустя четыре года епископ Нижегородский и Арзамасский Модест (Стрельбицкий) в слове, сказанном по случаю вручения жезла новопоставленному архимандриту Софронию, подвел итог малороссийскому периоду его жизни: «Промысл Божий, руководствующий в путях жизни ко спасению всех людей, особенно управляет путями тех, которые посвятили себя благочестию в иночестве. Ты, боголюбивый отец, сам в своей жизни видел и видишь много событий и свидетельств того, как Господь направляет твою жизнь к твоему благу и для пользы многих братий во Христе. Приняв на себя ангельский образ в Святогорской пустыни, ты по воле Божией призван был управлять другою обителию, с надеждою работать Господу в этой обители во спасение свое и ближних до конца жизни. Помышлял ли ты тогда, что Господь устрояет для тебя другие пути, пути испытания и терпения, и другие места служения и доброе воздаяние за терпение».

Святогорская Успенская пустынь в кон. ХIХ в.
Святогорская Успенская пустынь в кон. ХIХ в.

Дальнейший путь преподобного святогорца

В апреле 1885 года отец Софроний, испросив разрешения епархиального начальства, отправился в Киев, веруя, что Всемилостивый Господь по молитвам Пресвятой Богородицы и киево-печерских угодников укажет ему место дальнейшего служения.

Получив благословение митрополита Киевского и Галицкого Платона (Городецкого) «искать труда и деятельности в Варшавской епархии», отец Софроний направился в город Холм, где встретился с епископом Модестом (Стрельбицким), который пригласил его перейти в Холмско-Варшавскую епархию. В своем прошении от 17 мая 1885 года на имя архиепископа Холмского и Варшавского Леонтия (Лебединского) отец Софроний писал: «После поклонения святыням киевским и перед чудотворною иконою Матери Божией в Козельщине имел утешение молиться перед препрославленным образом Богоматери в холмском соборе, писанном евангелистом Лукою…

Удостоившись узнать от епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии Преосвященного Модеста, что могу быть полезным в Холме в звании духовника при Духовной семинарии, если только последует на сие Вашего Высокопреосвященства утверждение и согласие, смиреннейше испрашиваю милостивого соизволения на перечисление меня из Харьковской в Варшавскую епархию на означенную должность и о сем явить Ваше отеческое и архипастырское мне благословение и архипастырскую резолюцию».

В июле 1885 года игумен Софроний был принят в Холмско-Варшавскую епархию и назначен духовником Холмского Архиерейского дома, а в ноябре — духовником Холмской Духовной семинарии, и исполнял это послушание полтора года. Знакомство с епископом Модестом (Стрельбицким), вскоре перемещенным на Нижегородскую кафедру, определило его дальнейшее служение: по ходатайству Преосвященного Модеста в 1887 году Святейший Синод принял решение о переводе игумена Софрония в Нижегородскую епархию и назначении его исполняющим должность настоятеля Арзамасской Высокогорской Вознесенской мужской общежительной пустыни, основанной в начале XVIII века по указу Петра I.

Арзамасская Высокогорская Вознесенская пустынь. Фото кон. XIX в.
Арзамасская Высокогорская Вознесенская пустынь. Фото кон. XIX в.

Вступив в управление Высокогорской пустынью, отец Софроний столкнулся с серьезными нестроениями в духовной жизни обители: монашеская дисциплина была расстроена, некоторые духовники принимали в своих кельях женщин, средства из монастырской казны расхищались. Воспитанный в духе строгих святогорских уставов, отец Софроний стал принимать меры по наведению порядка, которые были враждебно встречены частью братии во главе с казначеем иеромонахом Валентином. Мятежная братия была приведена к повиновению настоятелю благодаря вмешательству правящего архиерея, по его решению возмутители спокойствия были удалены из монастыря. Смута с Божьей помощью была преодолена, что дало основание отцу Софронию рапортовать Владыке Модесту 2 августа 1888 года: «Имею честь донести Вашему Преосвященству, что во вверенной мне обители обстоит все, слава Богу, благополучно».

Подпись архим. Софрония
Подпись архим. Софрония

Уход на покой

Настоятель Арзамасской Высокогорской пустыни архимандрит Софроний Смирнов
Настоятель Арзамасской Высокогорской пустыни архимандрит Софроний Смирнов

После 20-летнего управления Арзамасской Высокогорской пустынью архимандрит Софроний в последние годы все более тяготился многопопечительными трудами настоятельства, душа его жаждала молитвенного уединения. Еще задолго до ухода на покой он избрал себе для уединенного жительства урочище Майданная Поляна в лесу Высокогорской дачи в 30 верстах от Арзамаса и выстроил там келью. Рядом с кельей был возведен деревянный храм, освященный в 1908  г. в честь Сошествия во ад Господа Иисуса Христа. Испросив благословение правящего архиерея, архимандрит Софроний поселился в лесу. Покидая Высокую гору, он изрек такое пророчество: «У меня в лесу будет своя обитель, а здесь устроят острог для разбойников». Слова отца Софрония сбылись в точности. В скором времени возле его лесной кельи стали селиться его духовные чада, собравшиеся в общину, жизнь которой была подчинена строгому монастырскому уставу. Впоследствии, после блаженной кончины старца, по благословению епископа Арзамасского Михаила, очень почитавшего отца Софрония, община официально зарегистрирована с наименованием Иверско-Софрониевской, в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Софрония Иерусалимского. В стенах же Высокогорского монастыря в годы Советской власти была устроена колония для несовершеннолетних преступников, располагающаяся там и поныне.

«Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится» (Пс. 91, 13).

«Тринадцатилетнее жительство старца Софрония в лесу Высокогорской дачи явилось осуществлением слов боговдохновенного псалмопевца. Именно здесь в полной мере раскрылись духовные дары старчества, чудотворения, прозорливости, которыми он был обильно облагодатствован.

Важными источниками, повествующими об этом периоде жизни архимандрита Софрония, являются рукописи жителей села Никольского Ксении Петровны Калиновской, свидетельницы последних лет его жизни, и Алексея Федоровича Коннова. Записи Алексея Федоровича Коннова были сделаны со слов Василия Михайловича Судьина – духовного чада архимандрита Софрония, окормлявшегося у него многие годы и неоднократно бывшего свидетелем проявления божественной благодати, действовавшей через святого старца.

Почитание старца при жизни было огромным, имя его было широко известно не только в Нижегородской епархии, но и за ее пределами. Люди шли к нему со своими скорбями, душевными и телесными недугами, с верой в благомощные молитвы старца и по вере получали просимое».

Окончание жизненного пути

Архимандрит Софроний Смирнов в последние годы жизни
Архимандрит Софроний Смирнов в последние годы жизни

«Незадолго до своей блаженной кончины старец собрал своих духовных чад, со всеми простился, всех благословил, снял все наложенные ранее епитимьи и дал наставления, где кому из сестер жить после закрытия пустыни и у кого окормляться. Его духовные чада с честью выдержали испытания, выпавшие на их долю в годы богоборческой власти. До конца своих дней они остались верны заветам своего духовного отца и своей жизнью укрепляли веру ближних, некоторые из них в годы гонений на православную веру сподобились пострадать за Христа.

В понедельник 1 августа в 9-м часу утра одна из сестер, бывших около батюшки, сообщила, что в нем заметна перемена. Все насельницы и Петр Яковлевич Сомов собрались вокруг отходящего ко Господу старца и начали читать акафист Успению Пресвятой Богородицы. В половине акафиста батюшка мирно скончался. Так отошел ко Господу святой старец, для многих и многих духовный наставник, советник, утешитель и отец чадолюбивый.

По завещанию почившего старца его, по обтирании лица, рук и ног святой иорданской водой, облачили в полное архимандричье облачение (об этом старец ранее просил Святейшего Патриарха Тихона и получил на это разрешение).

Печально прозвучали двенадцать редких ударов на колокольне, возвещая об уходе в вечность столь многими любимого и чтимого отца Софрония. Вечером того же дня священником Александром Архангельским была отслужена первая панихида о почившем старце. Утром 2 августа о кончине старца было сообщено епископу Арзамасскому Михаилу (Кудрявцеву), который изъявил желание сам совершить отпевание и погребение. Все время до отпевания у гроба почившего совершались панихиды, народ, оплакивая горестную утрату, тек непрерывно, чтобы проститься с дорогим наставником и утешителем.

…Часовня неподалеку от кельи старца, где с осени 1919 года находился прекрасный афонской работы Крест с предстоящими, стала местом его упокоения. По завещанию старца, не раз говорившего о себе: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19), могила его не была выложена камнем, положен он был во гробе в сырую землю».

Почитание старца Софрония как великого угодника Божия не прекращалось со времени его блаженной кончины и распространилось далеко за пределы Нижегородской епархии. И ныне не зарастает народная тропа к его могиле и чудотворному источнику в основанной им пустыньке. Преодолевая немалые трудности пути, в Софрониеву пустынь приходят паломники не только из окрестных сел, но и из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и по молитвам святого старца получают благодатную помощь.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, которые «иже во святых горах на Донце» подвизалися, принял историческое решение (Журнал № 38): «Благословить для местного прославления и чествования в числе прочих в лике преподобных архимандрита Софрония (Смирнова)». Память Собора Святогорских святых принято отмечать ежегодно 11 (ст.ст.)/24 сентября (н.ст.).

12 июля 2008 г. Украинской Православной Церковью архимандрит Софроний прославлен в лике местночтимых подвижников благочестия, «иже во Святых Горах на Донце» подвизавшихся.

Память преподобного Софрония Святогорского совершается 19 июля/1 августа.

Преподобне отче наш Софроние, моли Бога о нас!

Дорогие братья и сёстры, просим вас в своих святых молитвах помянуть о упокоении всех известных нам сродников нашего великого святогорца, архимандрита Софрония:

Родителей: протоиерея Георгия и Ольги

Брата — Павла

Сестёр — Анны, Марии (старшей), Натальи, Марии (младшей)

Деда по отцу — священника Стефана

Деда по матери — Максима

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *