День памяти преподобного Германа Святогорского

аудио

26 апреля Святогорская обитель молитвенно воспоминает память одного из великих своих подвижников XIX века — преподобного Германа, архимандрита Святогорского. В этом году день памяти святого совпал с Великим вторником Страстной седмицы.

Предлагаем вашему вниманию проповедь митрополита Арсения, произнесённую святогорским владыкой на празднование памяти преподобного Германа Святогорского в 2014 году. В своём слове святогорский наместник приводит нам в пример изложение жития святого, а также своё пастырское поучение, с ним связанное.

Начало жизни великого святогорца, его семья. Решение стать на иноческий путь

«Сей угодник Божий родился в Городе Нежине, в купеческой семье, отец его был грек, мама — из старообрядцев, впоследствии принявших единоверие. Видно, горячность греческого характера и ревность по Бозе старообрядческая впитались от родителей и воплотились в его душе ещё в детстве, когда он жил в семье многодетной, но при этом благочестивой.

Как часто бывает, мы в нашей жизни оправдываем свою нецерковность, своё редкое посещение храма, своё немолитвенное настроение какими-то заботами, какими-то хлопотами, ещё какими-то причинами семейными. А у святого Германа была очень многочисленная семья. Отец у него был купцом, и род деятельности подвигал его родителя разъезжать по всему Отечеству с купеческими товарами. Но, тем не менее, при всём этом семья была сугубо благочестива, монахолюбива и привержена к монастырю города Нежина, который в этой семье почитали, и в котором в своё время ещё в детстве произошло чудесное исцеление будущего преподобного отца нашего Германа.

Выросший в купеческой семье, он и сам впоследствии стал купцом. Но затем в его жизни произошёл такой случай. Однажды, будучи по торговым делам в Москве, он зашёл в расположенный в Московском Кремле, где почивали мощи святителя Алексия, Митрополита Московского, Чудов монастырь и попал на монашеский постриг, который в это время совершался в обители. И как говорил впоследствии сам отец Герман, «в храм я зашёл абсолютно мирским человеком, с земными стремлениями и ревностью о своих купеческих делах, а увидев постриг монашеский, вышел оттуда уже абсолютным монахом, с монашеским настроением и с переменою мыслей».

С тех пор и у нас в обители, братья и сестры, совершаются монашеские постриги, на которые допускаются все миряне — по примеру того, как отец Герман, будучи мирянином и побывав на монашеском постриге, сам загорелся душой к монашеству».

Глинская пустынь — начало пути

«Он пришёл в Глинскую пустынь, к игумену Филарету Данилевскому, ныне преподобному, прославленному Церковью. Этот преподобный отец воспитал целую плеяду глинских преподобных подвижников и старцев. Да и наши святогорские преподобные во множестве были духовно окормляемы отцом Филаретом. Это и архимандрит Арсений, и архимандрит Герман, и преподобный Иоанн Затворник, и первый духовник отец Феодосий, и многие другие наши святогорцы, особенно из первых возобновителей нашей обители — все были чада преподобного Филарета Данилевского.

И хотя он был купцом, по характеру отец Герман походил на апостола Петра: прямой, иногда до резкости прямой, подчас горячный. У старца Сампсона (Сиверса) есть такие слова: «Люблю людей прямых, горячих, резких… Впоследствии в жизни у них это все перегорает и превращается в чистую ревность по Бозе».

Но перегорает оно при правильном духовном устроении, которое было у преподобного Германа. В житии приводится пример новоначального подвига, когда его отдали помощником к монастырскому пасечнику. Однажды игумен Филарет приехал на пасеку и сделал выговор пасечнику за какой-то проступок. Тот начал оправдываться, а отец Герман, послушник, тут же положил земной поклон со словами: «Простите, отче». Игумен Филарет поставил его в пример: «Вот посмотри, он — новоначальный, а правильно понимает, как нужно поступать монаху. А ты уже столько лет в монастыре пробыл, а всё оправдываешься и слово «простите» не скажешь».

Вот именно такое правильное духовное настроение переродило ту резкость, ту прямоту, ту горячность отца Германа в ревность по Бозе, которое в нём было до конца его жизни».

Преподобный в Святогорской обители

«Мы в сегодняшний день празднуем, братья и сестры, с благодарными чувствами его память. Почему с благодарными чувствами? Во-первых, этот Успенский собор, в котором мы молимся, был построен отцом Германом. Заложил собор преподобный Арсений, архимандрит Святогорский, который через месяц после торжественной закладки храма скончался, а отец Герман воспринял на себя труды по устроению этого великолепного соборного храма Успения Пресвятой Богородицы, в котором мы сейчас стоим и молимся. Здесь же, в этом храме, молился и преподобный Герман. Он часто стоял на клиросе — пел и канонаршил, посещал богослужения, зачастую приходя первым и выходя последним из храма. И очень много трудов положил по устроению нашей Святогорской пустыни. Но самое ценное, братья и сестры, не только его вещественные приобретения для обители — какие-то участки земельные или строительство храмов, самое главное — он собрал подвижническую братию. Будучи преемником архимандрита Арсения, он также с уважением и почтением относился к преподобному Иоанну Затворнику — при игуменстве отца Германа продолжался затворнический подвиг преподобного святогорского подвижника».

Утешение Царицы Небесной

«Сам преподобный Герман осознавал всю тяжесть и всю сложность, всю ответственность служения игуменского. И когда его в Харьковской консистории по кончине архимандрита Арсения поставили настоятелем Святогорской пустыни, и он, вернувшись в обитель, торжественно был встречен братией в Святых вратах, отслужил первую литургию как игумен монастыря, то, уже придя в келью, впал в отчаяние: «Господи, зачем я за это взялся? Как я смогу понести этот крест?»

Строительство собора, сотни братии, тысячи паломников — в праздничные дни было по 15–20 тысяч причастников, в будние дни — до трех тысяч паломников, которых обитель покоила и кормила, исповедовала, выслушивала их духовные нужды, давая советы, огромное хозяйство, за которое нужно было нести ответственность… Всё это видел отец Герман, и понимал, что человеческими силами с этим не справиться. И по смирению своему, осознавая своё недостаточество, хотел отказаться от игуменства. И вот, когда он уже решился на отказ, ему явилась Божия Матерь. По бокам Её стояли Николай Чудотворец и Патриарх Герман Константинопольский, покровитель отца Германа от монашеского пострига. Они изображены у нас в храме на боковых сторонах колонн, а над чудотворной Святогорской иконой Божией Матери изображена явившаяся отцу Герману Игумения Святых Гор.

И вот, явившись отцу Герману с тростью в руке, Божия Матерь сказала: «Что ты унываешь, малодушный, не ты игумен в этом монастыре, Я здесь Игумения. А всё, что ты творишь — творишь по Моей воле, как трость в Моей руке». Отец Герман очнулся утешен и пробыл 30 лет настоятелем Святогорской пустыни в постоянных трудах и заботах о ней. При нём обитель процвела внешним благоустройством, прославилась на всю тогдашнюю Российскую империю как один из строгих монастырей и многочисленных побратий, ведь со скитами вместе до 800 человек доходило братии Святогорской пустыни — и обо всех имел попечение отец Герман. Но самое главное, что братия процвела духовными подвигами, что стремилась к деланию Иисусовой молитвы, к старчеству, к тем духовным традициям древнего, первоначального монашества, которое сияло здесь во всей полноте. И величие отца Германа именно в том, что он умолил Божию Матерь, чтобы Она была Игуменией сей Святой обители.

И мы теперь, братья и сестры, приезжая в Святогорскую Лавру и уезжая из неё, проходим через мост и благословляемся Божией Матерью, Которая стоит на восьмиметровом постаменте как символ Её присутствия здесь, как символ Её слов, которые когда-то Она сказала своему праведнику, преподобному Герману».

Второе явление Пречистой святогорскому подвижнику

«Царица Небесная являлась ему и в Покровском храме. Когда служился Акафист Покрову Пресвятой Богородицы и братия сошлись на середину храма, чтобы петь 13 кондак Акафиста, вдруг в алтаре Покровской церкви, на горнем месте, отец Герман увидел Божию Матерь, Которая стояла с воздетыми горе́ руками в окружении лёгких облачков и в небесном сиянии. Она стояла так, молясь за братию, за народ, стоявший в храме. А отец Герман стоял — и то его в пот бросало, то он бледнел от такого видения, которое продолжалось всё пение 13 кондака. По окончании пения видение Божией Матери исчезло, и только лёгкие облачка ещё долго носились на горнем месте в алтаре Покровской церкви.

С тех пор мы с особым чувством входим под своды храма Покрова Пресвятой Богородицы, где являлась Божия Матерь, где неоднократно стоял у престола, служа Божественную литургию, преподобный богоносный отец наш Герман».

Последние дни святого угодника Божия

«Преподобный Герман в трудах и заботах был до самой своей кончины. Уже имея очень слабое здоровье (как говорили врачи, у него лёгкие на ниточке держались), он всё равно хлопотал о построении Спасова Святогорского скита близ Змеево на станции Борки, в память о спасении царской семьи при крушении поезда, которое там произошло 17 октября 1888 года. И вот когда отец Герман поехал туда наблюдать за строительством храма и скита, ему сделалось плохо на станции в Славянске. Оттуда его уже потихоньку, шагом, чтобы лишней какой-то тряской, движением смерть ему не причинить, везли в Святогорскую пустынь — он попросился сюда, чтобы умереть в своей келье в стенах Святой обители. В селе Маяк, в скиту, услышав об этом, братия вышли навстречу и в слезах подходили и целовали ему руку, потому что у него уже не было сил благословлять братию — он уже просто лежал. Его привезли в обитель, внесли в келью, и он радовался, что он в стенах своей родной кельи. Она находилась на первом этаже теперешних архиерейских покоев — небольшая комната, которую он занимал, и в которой прошла вся его настоятельская жизнь. Отец Герман причастился Святых Христовых Таин, поисповедовавшись, и во всеоружии Таинств церковных преставился в нынешний день к Богу».

Судьба святых мощей преподобного Германа

«Но мы верим, братья и сестры, что у Бога нет мёртвых, у Бога все живы. Свидетельство тому — и явление посмертное преподобного Германа, и его молитвенная помощь, и попечение о Святой обители. Мы верим, что его предстательством к Божией Матери мы сегодня вновь стоим в том соборе, который он строил, чтобы в нём собирались и молились, чтобы монашеское пение под сводами раздавалось.

В часовне, где он был погребён, тогда располагалась кочегарка. И вот когда услышали, что рабочие в часовне разбили гробницу, милиция местная приехала, изъяла то, что посчитала нужным изъять из погребения, а мощи его, как говорили очевидцы, закопали где-то под оградой Ахтырского скита, но где — этого теперь уже никто не знает, если Богом не будет явлено».

Драгоценная находка при раскопках храма

«В своё время при открытии обители мы решили раскопать притвор храма, чтобы найти фундамент и остатки склепа отца Германа. Мы по описанию, где он находился, нашли остатки гробницы — периметр, из кирпича выложенный. И к нашему утешению, в этой гробнице остались косточки — грудинка, остались фаланги пальцев — косточки рук. Мы через сито всё просеяли — осталась часть золотого шитья, которое было на митре. И все это, братья и сестры, мы собрали в этом ковчеге. Здесь лежат эти частички золотого шитья, обрывки цепочки креста, который был на отце Германе. А сверху лежит доска, в которую вложены частицы его рук, его грудинки, которая была возле его любящего сердца, так любившего сию Святую обитель, службу Божию, всех людей, притекающих сюда. И в сегодняшний день мы к этим малым частицам мощей прикасаемся с благоговением, потому что эти мощи, тело его было вместилищем Духа Святаго, Который в нём жил. Именно эти руки воздевал он у престола Вседержителя, молясь за обитель и за народ. Именно в этом бренном теле, частицы мощей от которого остались, он лицезрел Божию Матерь, Которая назвалась Игуменией всей Святой обители. Здесь многотрудными своими стопами он обходил все корпуса, все храмы, заботясь о благоукрашении нашей Святой обители, заботясь о паломниках, которые сюда приезжают».

Завещание первых настоятелей Святогорской обители

«В 1859 году умер архимандрит Арсений. Умирая, он оставил завещание, чтобы всех приезжающих в обитель кормить и поселять бесплатно. Если будете поступать так, обитель никогда ни в чём не будет знать недостатка. Преподобный Арсений оставил это завещание, а преподобный Герман всю свою жизнь воплощал его. Те корпуса, в которых сегодня живут паломники, это тоже строительство и задумка отца Германа, ведь он переживал за тех, кто будет приезжать в Святую обитель. Поэтому не только мы обязаны ему этим храмом, но и паломники проживанием в корпусах должны быть благодарны отцу Герману. Тем более что он воплотил в жизнь, и по сегодняшний день в обители поддерживается эта традиция, — всех приезжающих обитель поселяет и кормит бесплатно. Да ещё если посмотреть на требы, которые есть у нас (обедня, молебен, панихида, соборование), то цена пожертвования — «Сколько дадите». Я не знаю, есть ли ещё такая обитель и такой храм в Русской Православной Церкви, где по молитвам преподобных существует такая добрая традиция. Но в нашей обители мы говорим спасибо Господу, что благодаря любви наших преподобных отцев и мы являемся преемниками их доброго, сердечного попечения о людях, сюда приезжающих.

И сегодня, братья и сестры, стоя перед иконой отца Германа, его святыми мощами, мы с благодарным чувством молимся этому угоднику Божию, прося его молитв перед Божией Матерью, Которую он возлюбил, и Которая его возлюбила, нарекшись при его игуменстве Игуменией нашей Святой обители. Мы просим его святых молитв и за нас грешных, унылых, недостойных, беспечных подчас монахов и христиан, которые, тем не менее, любят это святое место и собираются здесь, чтобы молиться Царице Небесной. Просим отца Германа, чтобы он перед Божией Матерью, перед Богом, в Троице Славимом, Которому он всю жизнь свою посвятил, чтобы он помолился за нас грешных и недостойных».

Прославление преподобного святогорца

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, которые «иже во святых горах на Донце» подвизалися, принял историческое решение (Журнал № 38): «Благословить для местного прославления и чествования в числе прочих в лике преподобных архимандрита Германа (Клицу)». Память Собора Святогорских святых принято отмечать ежегодно 11 (ст.ст.)/24 сентября (н.ст.).

12 июля 2008 г. Украинской Православной Церковью архимандрит Герман прославлен в лике местночтимых подвижников благочестия, «иже во Святых Горах на Донце» подвизавшихся.

Частицы его святых мощей собраны в небольшом ковчеге и поставлены для всеобщего поклонения в Успенском соборе. Память преподобного Германа, архимандрита Святогорского, совершается 13/26 апреля.

Преподобне отче наш Германе, моли Бога о нас!

Проповедь архиепископа Арсения в день памяти прп. Германа Святогорского. 26 апреля 2014 г.

Текстовая версия проповеди.

Дорогие братья и сёстры, просим вас в своих святых молитвах помянуть о упокоении всех известных нам сродников нашего великого святогорца, архимандрита Германа:

Родителей: Иоанна и Анастасии

Братьев — Николая, Феодора, Анастасия, Иоанна, Михаила, Александра

Сестры — Олимпиады

Сводной сестры — Евдокии

Деда по отцу — Анастасия

Деда по матери — Феодора

Дяди по матери — Григория

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *