Интервью митр. Арсения. Ч. 2. О любви, милосердии и взаимопомощи (видео)

22-25 марта 2016 г. в Святогорской Лавре специалистами съёмочной группы программы «Свідок» киевского телеканала НТН отснят цикл видеосюжетов и проведен ряд интервью для серии передач этой программы, посвящённой событиям на Донбассе и миротворческой роли Святогорской обители, ставшей средоточием помощи пострадавшему мирному населению Донецкой земли.

Предлагаем вашему вниманию вторую часть эксклюзивного интервью с наместником Свято-Успенской обители — митрополитом Святогорским Арсением (Яковенко). «Чем ближе мы к Богу, тем ближе к друг другу»: Его Высокопреосвященство говорит о любви к ближним и взаимопомощи, сострадании и милосердии, проявленными людьми в такой тяжелейшей ситуации. Особо владыка отмечает слаженные действия городских властей, администрации школ и больниц, санаторно-курортных учреждений, последовавших примеру Святогорской обители и принявших вынужденных переселенцев Донетчины. Благодарно вспоминает всех жертвователей Святогорской Лавры, благодаря которым монастырю удалось содержать такое количество людей. «Даже в личном горе думать прежде всего о других»: пример жертвенной любви священника-благотворителя из Польши. На примере многонациональной святогорской братии владыка наместник доказывает, что национальность — не преграда миру во взаимоотношениях.

— Владыка, Вы лично ощутили, увидели, как люди, живущие на Донбассе, объединяются. Всё это не так, как некоторые говорят, что люди в Донбассе – это стадо, которое не имеет своего мнения, и что они не могут быть едиными, как это было в Киеве.

— Нет, это неправда. Я могу вам, конечно, о чём-то рассказывать, и мои слова с определённой долей доверия или недоверия могут быть восприняты. Но вы же сами всё видели, так ведь? У вас документальные кадры сняты, вы с людьми беседовали и заметили, что у них нет озлобления, люди помогают друг другу.

Вы представьте, как много деток приехало — их организовать надо. Мы организовали, мы медицинское обследование перед школой провели — на монастырских автобусах в Славянск возили, по школам их распределяли. Окрестные школы в две смены работали — и сельские, и городские.

И детский садик на территории монастыря организовали, и каток тут заливали, и песочницы на набережной до сих пор стоят, которые деткам сделали. Детки есть детки, что ж у них детство отнимать? Мы виноваты, взрослые, что война началась. По грехам по нашим это попущено, а они разве виноваты? Дети остаются детьми. Знаете, как говорят: «Беда до порога, и мы до Бога». А у святых отцов есть такое выражение: «Мы как круг, Бог как центр круга, а мы как точки по радиусам: чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу». Вот и выходит, что когда «беда до порога, и мы до Бога» — люди, по своим радиусам приближаясь к центру, к Богу, становятся ближе друг к другу. Святыми отцами это давно замечено.

«…поэтому мы тогда победили, что жалость и любовь в сердце были»

А потом, вспомнить хотя бы войну Отечественную 1941–1945 гг., ведь то же самое было — люди последним делились. Вы знаете, есть у нас один послушник, дед Саша, он ту войну ещё захватил. Так вот, я часто привожу этот пример, благодаря чему мы тогда ту войну выиграли. Дед Саша сам из Константиновки. И вот когда её освободили, этот городок был разрушен: люди голодные, холодные, босые… Отцы были на фронте, у кого-то раненые или инвалиды, у кого-то погибли. Рассказал он один интересный момент, который мне запомнился: когда через Константиновку гнали колоны пленных немцев, наши матери в вёдрах картошку варили и им бросали. Им жалко было, матерям, этих пленных немцев, которые, по сути, беду им принесли. И вот такое понимание в нашем народе не только тогда было, оно и сейчас есть. Может, поэтому мы тогда победили, что жалость и любовь в сердце были. Вы знаете, сейчас есть много людей, которые любят говорить это слово «любовь»: любовь к ближнему, любовь к стране… Но проявляется она, правда, у всех по-разному…

Есть такая украинская или сказка, или быль, как мама поехала на базар, а когда возвратилась, три дочки её встречали.

Первая прибежала, поцеловала маму: «Ой, мама, как хорошо, что ты приехала, теперь ты и корову подоишь, и на огороде управишься, и в доме приберёшь, а я на вечерницы побежала». Поцеловала и тут же убежала.

Другая выскочила: «Мама, как я рада, что ты приехала. Что ты мне привезла?» Мама достала обновку, гостинчик, дочь схватила и побежала к зеркалу мерять. А третья вышла молча, не сказала: «мама, как хорошо, что ты приехала, я в восторге», а просто молча вынесла миску воды и маме ноги с дороги помыла. Без всяких восторгов, без всякого воплощения радости словесной она действительно проявила любовь к своей матери.

И вот так же много людей молча, незаметно, потихоньку проявляли любовь друг к другу. Но помогали не только регионы Украины, отовсюду шла помощь. Но есть один пример такой помощи, очень трогательный.

Пример братской любви и отклика на чужую беду

В Польше, в Православной Польской Церкви есть протоиерей Леонид Шешко, мы вместе когда-то в семинарии учились, он на курс старше меня был. И вот приехали батюшки и привезли от него конвертик, там, если не ошибаюсь, было 700 евро — это он для беженцев прислал. И было в этом конверте письмо от него. В этом письме он пишет: «Владыка, помолитесь с братией, пожалуйста. У меня умер папа. — и имя его называет. — У нас в Польше на похоронах, — пишет, — когда идут прощаться, цветы несут. И вот я людей попросил, чтобы когда они будут идти прощаться с папой, то не цветы несли, а кто сколько мог бы пожертвовать, чтобы впоследствии эту милостыню передать беженцам в Святогорскую Лавру».

Вот подумайте: где Польша, и где мы. И ситуация какая у человека — у него отец умер. Такая трагедия, казалось бы, все мысли и чувства должны быть тут, а он в этот момент о нас думал, о беженцах, как им помочь! И паству свою соответственно настраивал. Забыв своё личное горе, он входит в нашу беду, в наше горе, в наше страдание людское. Разве это не любовь христианская?

И вот именно из таких пожертвований и складывалась помощь людская. Пожертвования эти как из православных, так и из католических приходов присылали — из Италии, из Канады, из Франции. Владыка Марк Берлинский, архиепископ, тоже помощь передавал. Откуда только помощь ни шла: и сербы помогали, и из России помощь была — от архиереев, от приходов. И даже из Нигерии помощь была!

В своё время был у нас Иннокентий, нигериец, он в Донецке учился, женился, детки у него появились. Потом он начал с супругой ездить в Лавру, принял православное крещение, отец Вассиан у него духовник. Так вот из Нигерии помощь прислали для беженцев святогорских. И как говорят: «С миру по нитке — голому рубашка». Так и здесь — люди помогали друг другу. И если бы не такая помощь, трудно пришлось бы. Но ведь недаром мы братья и сестры называемся в христианской Церкви. Вот так и выявилось, что мы действительно единая семья — братья и сестры.

Обращение к представителям СМИ

И я корреспондентам региональных СМИ Украины тогда говорил: «Вы не думайте, что где платят — там вам и Родина. Вы тоже должны ответственность иметь: понимать, что говорите по телевизору, на что людей настраиваете — на мир, на взаимопонимание, на какое-то компромиссное решение тех или иных вопросов, или на какую-то ненависть и злобу. Вы поймите: никогда ненависть, злоба, взаимное озлобление — они никогда не помогали какому-то единению, они никогда не приводили к какой-то целостности».

Если в семье, например, муж и жена грызутся и всячески друг друга оскорбляют, ненавидят друг друга, то сколько эта семья просуществует? И наоборот, если уступают друг другу, если жалеют друг друга, если с любовью друг к другу относятся, с ответственностью перед Богом — за своих деток, которых они нажили совместно в супружеской жизни, в которых они любовь вложили, за супружескую жизнь свою, такая семья и будет крепкой.

Пример братолюбия в Святогорской обители

Точно так и у нас образ семьи надо переложить на образ державы — это с одной стороны. А с другой стороны, вот возьмём, к примеру, нашу обитель. Она находится на севере Донецкой области, но это не региональный монастырь, в котором только жители Донбасса постриглись в монашество и здесь находятся. Монастырь сам древний, со многими святынями, с богатейшей духовной историей. И соответственно, в монастыре у нас братия со всех регионов Украины: из Львовской области Турковского района отец Софроний, с Буковины 14 человек братии подвизается, из Белоруссии отец Спиридон, из Молдавии братия, отец Климент из Сучава (Румынии), гагаузы братия. Харьковская, Полтавская, Днепропетровская — все области Украины представлены у нас. И мы братья, вместе все живём здесь. И мало того, что живём, мы созидательно живём: стараемся что-то здесь делать, какую-то деятельную любовь к нашей обители проявлять, потому что любовь к обители — это и любовь к нашему Отечеству, ведь она не на небе находится, наша обитель, а на этой земле стоит. Это с одной стороны. А с другой стороны, ведь братия живёт с таким отношением и настроением к друг другу, что и людей такой образ жизни привлекает. И соответственно, люди в Лавру едут по той причине, что видят такое отношение. Мы же не перессорились, что «ты — східняк», а ты «западенєць». Мы не смотрим, на каком языке кто говорит: на молдавском или на русском, на белорусском или на украинском. Все мы — братья.

➡ Первая часть интервью митрополита Арсения: о событиях на Донбассе

➡ Третья часть интервью митрополита Арсения: о войне на Донбассе, подвиге духовенства и отношении к военным

➡ Четвертая часть интервью митрополита Арсения: о причинах творящегося в мире зла

➡ Пятая часть интервью митрополита Арсения: о Церковном единстве Донбасса и о необходимости прекращения войны

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *