Ахтырская икона Пресвятой Богородицы

Ахтырская икона Божией Матери
аудио

15 июля — один из престольных праздников Святогорской обители, в храмовый комплекс которой когда-то входил разрушенный в безбожное время больничный храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

Проповедь епископа Арсения, произнесённая 15 июня 2010 года, на праздник Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Много праздников, братья и сестры, у Святой Православной Церкви. И каждый праздник по значимости своей имеет большую и меньшую степень и собирает большее или меньшее количество народа в храмы Божии.

Но существуют праздники, установленные в воспоминание событий, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, а также в честь чудотворных Её икон, и эти праздники наполнены каким-то особым тёплым чувством. И народ, стоящий и молящийся в храмах Божиих, каким-то особым сердечным участием празднует эти праздники и молится к Царице Небесной, как к своей Матери и Заступнице. Как добрый ребёнок сохраняет добрые и благоговейные чувства к своей матери, и каждое его слово наполнено теплотой, когда он говорит с ней или о ней, так точно и мы, братья и сестры, притекая ко всеобщей нашей Матери, к Царице Небесной, в дни Её праздников, с особым умилением имеем причины и благодарить Царицу Небесную, и благоговейно почитать, и благоговейно взирать на Её святые образы. Потому что, взирая на эти образы, мы чувствуем ту отдачу Божией Матери, которую Она, как любящая Мать, даёт Своим детям Своей помощью, Своим покровом и Своей благодатью.

Сегодня Церковь Святая вспоминает чудесное явление иконы Божией Матери, которая названа по месту её явления, по городу Ахтырке (прежде Харьковской губернии, а ныне — Сумской области). И называется эта икона Божией Матери Ахтырской. Сам иконографический тип иконы, когда Божия Матерь со сложенными в умиленной молитве руками созерцает крест и распятого на нём Сына Своего и Бога, относится к типу иконографии, называемому «икона Божией Матери “Плач Пресвятой Богородицы”».

В Страстную Пятницу по выносе Плащаницы служится малое повечерие, на котором читается особый канон «Плач Пресвятой Богородицы», в котором выражаются чувства Божией Матери по отношению к Сыну Своему и Богу, Которого Она созерцает по распятии. Такое же изображение и здесь. На отдельных иконах Божия Матерь изображалась с покровенною головою. На некоторых же иконах Она изображается с распростёртыми волосами во исполнение слов канона «Плач Пресвятой Богородицы», когда описывается, что Она, «распустивши власы», «рыдаше и стеняше». Вот именно такой иконографический сюжет изображён на Ахтырской иконе Божией Матери. Явлена эта икона была по-особому.

Сам город Ахтырка стоит на низменной сырой местности, много лугов вокруг этого города. И вот однажды священник Василий Покровской церкви Ахтырки, города, который был основан в середине семнадцатого века, пошёл на покос. И когда он косил траву, то вдруг среди травы увидел лежащую небольшую аналойную икону Божией Матери, от которой исходил необычайный свет, сияние небесной славы. Со страхом и благоговением он пал пред иконой на колени, со страхом и трепетом взял эту икону в свои руки и принес её в дом. Но домашние замечали, что они не могли даже пребывать и ночевать в той комнате, где стояла икона, потому что на них нападал трепет благоговейный, в самом даже помещении, где находилась икона. И однажды священник Василий, желая поправить эту святую икону, отнес её иконописцу. Но Божия Матерь явилась иконописцу и повелела не трогать образ, не исправлять его, а отнести обратно в дом священника. Через некоторое время сияние от иконы Божией Матери в доме священника так же стало проявляться, как в момент её обретенья — необычайные лучи небесной славы осиявали этот малый образ. Явившись в сонном видении, Божия Матерь повелела омыть икону и накрыть её чистым полотном, что священник и сотворил. Воду же оставил в сосуде, намереваясь эту воду вылить утром в место какое-то пристойное, как воду, которой омывал святыню. Но Божия Матерь опять явилась ему и сказала: «Воду эту не выливай. Напои этой водой лихорадных больных, и они будут выздоравливать». Священник, проснувшись утром, напоил этой водой болевшую свою дочь, которая тут же выздоровела. И люди, больные лихорадкой, которым давали пить эту воду, все выздоравливали.

Чудеса от сего чудотворного образа Божией Матери начали истекать подобно реке благодатной. Множество народа собиралось, чтобы поклониться и испить воды от омовения святого образа. Впоследствии икону перенесли в храм. А в середине восемнадцатого века лично по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны было назначено расследование о чудесах от иконы Божией Матери. И икона признана подлинно чудотворной за множество чудес и исцелений, которые творились от сего святого образа.

Особое внимание к иконе Божией Матери императрицы Елизаветы Петровны было ещё обращено после следующего случая. Однажды через этот небольшой город Ахтырку путешествовала баронесса Вейдель. Она путешествовала вместе со своими двумя дочерьми. Здесь она тяжко заболела и видя, что исцеления от болезни уже нет, и возможно близок час смерти, она пришла в храм Покрова Пресвятой Богородицы и со слезами молилась у Ахтырской иконы, прося у Божией Матери исцеления, а если исцеление уже невозможно, и такова воля Божия, чтобы Она не оставила двух малолетних её дочерей, которые могли стать круглыми сиротами.

И вот когда молилась так материнским сердцем, а ведь материнская молитва «небеса потрясает и со дна моря достаёт», то Божия Матерь Сама проявила материнское участие о ней, потому что Сама была Матерью, Сама испытывала скорбь о Своём Сыне и Боге, поэтому любая скорбь материнского сердца была Ей близка и понятна. И поэтому Божия Матерь ответила на молитву сей рабы Божией, знатной госпожи, и сказала: «Воля Божия перейти тебе в горний мир. О детях своих не беспокойся. Всё своё имение перед смертью раздай по церквям и нищим, а о твоих дочерях Я Сама позабочусь». И баронесса, услышав эти слова Божией Матери в видении, поступила по Её слову. Всё своё имение, всё своё богатство она раздала на храмы и нищим. И, казалось бы, дочерей оставила абсолютно ни с чем, но она оставила их с огромным богатством — с покровом Божией Матери и с обещанием Царицы Небесной заботиться о них.

И вот, когда умерла баронесса, и слух об этом дошёл до самой императрицы Елизаветы Петровны, она услышала о смерти той, которую знала, и о том, что дочери её остались сиротами, и о подвиге веры к Божией Матери, который явила перед смертью баронесса. Тогда императрица распорядилась дочерей взять в императорский дворец. Она сама их воспитала при дворце царском. Впоследствии они вышли замуж за знатных людей, и вся жизнь их была под покровом Божией Матери, исполнена земного счастья и утешения. Так Царица Небесная через земную царицу устроила этих сирот, казалось бы, оставшихся без содержания и никому не нужных, и по воле Царицы Небесной сама царица земная пеклась об этих сиротах и сопереживала им. А сама Елизавета Петровна предприняла путешествие в город Ахтырку, где поклонилась сему чудотворному образу и повелела на месте старого уже обветшавшего Покровского храма воздвигнуть величественный Покровский собор. Закладку этого собора делал святитель Иоасаф Белгородский. А строился этот собор по проекту знаменитого придворного архитектора Растрелли, который построил Андреевскую церковь в Киеве, проектировал Зимний дворец и другие известные, знаменитые соборы и сооружения, которому, как придворному архитектору, вверялись ответственные здания.

По сегодняшний день стоит этот великолепный собор на месте молитвы матери о своих детях, на месте, где стояла чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по сегодняшний день народ православный почитает Ахтырскую икону Божией Матери, преклоняясь перед этой величайшей святыней. Особенно перед этой иконой молятся матери о своих детях, об их благополучии, и не только о земном благополучии, но и вечном в Боге спасении душ своих детей, своих внуков. Поэтому и мы сегодня стоим, молимся, братья и сестры, вверяя свои души попечению Царицы Небесной.

Множество икон явила Божия Матерь в нашей местности, которая называется Слободская Украина. Можно перечислять множество чудотворных икон, которые прославлены Русской Православной Церковью, или по местам прославляются как местночтимые святыни. Это и Ахтырская икона Божией Матери, Озерянская икона, Дивногорская, Каплуновская, и наша Святогорская чудотворная святыня — икона Пресвятой Богородицы, и многие другие чудотворные образа явила в данной местности Царица Небесная, утверждая православных в вере и благочестии. Ведь необходимо было народу, особенно в то время, поддержка от Божией Матери.

Почему множество икон явлено в данной местности? Почему столько чудотворных икон здесь явила Божия Матерь, Свой покров над этой землей, как бы проповедуя через явление этих икон? Да потому, что время явления всех этих икон — в основном, братья и сестры, семнадцатый, восемнадцатый век. А нужно вспомнить, какое это было время у нас здесь, на Слободской Украине.

Наша местность, которая впоследствии названа Слобожанщиной или Слободской Украиной, до семнадцатого века называлась Дикое поле, потому что постоянно подвергалась набегам крымских и ногайских татар. Так что и люди в данной местности не селились, потому что по несколько раз в год были набеги, и захватывали пленников. И потом работорговцы в Крыму сотнями и тысячами продавали наших соотечественников в рабство на Ближний восток. И вот, когда в Заднепровской Украине после Брестской унии началось притеснение православных со стороны католиков и униатов, то многие православные наши соотечественники бежали со своих родных мест, со своих городов, своих сёл. Оставляли могилы своих родителей, разрывали семейные узы только ради того, чтобы сохранить православие, чтобы не предать Православие из-за такого притеснения от католиков и униатов. Они бежали сюда, на территорию Слободской Украины, чтобы здесь, хоть и под набегами татар, но всё-таки быть православными, сохранить в чистоте православную веру и не предать святое Православие. Именно так заселялась Слобожанщина, и представьте, что тогда приходилось людям терпеть. Они оставили всё дома, переехав сюда, на пустые земли. Нужно было благоустраивать свои жилища, нужно было защищать свои сёла и города от набегов татарских, нужно было заново распахивать поля, трудиться не покладая рук и не жалея себя. И при этом и в ратном, и в трудовом подвиге нужно было сохранить в чистоте святое Православие. Поэтому Божия Матерь, укрепляя людей, живущих на этой земле, особо промышляла о них, являя чудотворные Свои иконы.

Так и явление иконы, именуемой Ахтырская, послужило прославлению маленького городка, который после этого стал известен в пределах всей Святой Руси, и ради Божией Матери и обрёл покровительство, заступничество и внимание от самой земной царицы. А такое проявление Елизаветой Петровной внимания ко святыне было не единичным случаем её благочестия. Эта императрица была дочерью Петра Первого, внучкой царя Алексея Михайловича, которого называли «Тишайший», и который отличался сугубым благочестием. Так её дед Алексей Михайлович за службу полагал до тысячи земных поклонов. А на его свадьбе, говорит летопись, вместо игры на инструментах и пения песен пелись церковные стихиры. И вот благочестивая внучка, воспринявшая благочестие своего деда и решительность своего отца, она часто предпринимала дальние поездки по своему Отечеству, посещая святые места, ходила пешком в монастыри. А свидетели очевидцы говорили, что по её смерти в её спальне остался коврик в святом углу, который был протёрт от земных поклонов. Так Елизавета Петровна молилась Богу в уединении в своей спальне незримо для всех.

У кого из нас, братья и сестры, есть в углу коврик, протёртый от земных поклонов? А такие были у нас цари, такие были императрицы. Часто в советское время всякую грязь лили на царей и называли «кровавыми». Надо сказать, что императрица Елизавета Петровна за всё время своего царствования не подписала ни одного смертного приговора. Как и император Николай II за свою жизнь, за свое царствование, хоть его и называли «кровавым», не подписал ни одного смертного приговора.

Вот, братья и сестры, какое благочестие было в нашем святом Отечестве. И это благочестие поддерживалось молитвами Царицы Небесной и Её всемощным Материнским покровом, который был ответом на веру народа и на любовь его к своей Заступнице – к Пречистой Божией Матери.

Мы в сегодняшний день служим торжественное богослужение, с особым торжеством поклоняемся и молимся перед иконой Божией Матери, именуемой Ахтырская. Таковая икона находилась в нашей обители до революции, чудесным образом явленная, в Ахтырском храме, который был возле могилы преподобного Иоанна Затворника. Именно возле алтаря Ахтырского храма был погребён преподобный Иоанн Затворник. И эта особо почитаемая икона стояла в этой церкви, поставленная туда архимандритом Германом, ныне преподобным Германом Святогорским.

И так случилось, братья и сестры, что в 1992-м году после семидесяти лет закрытия, именно в сегодняшний день было открытие нашей Святогорской обители. Поэтому сегодня день сугубого благодарения Божией Матери. Конечно, особую причину имеем мы — братия святой обители сей, чтобы благодарить Царицу Небесную. Потому что Господь промыслом своим открыл сию святую обитель, а Божия Матерь нас собрала со всех концов под Свой всечестный покров, где Она промышляет о нашем спасении, молясь за нас как Игуменья сего святого места. А Она назвалась именно так, говоря отцу Герману: «Не ты здесь игумен, а Я — Игуменья, а всё, что ты здесь творишь, творишь по Моей воле, как трость в моей руке». Именно Божия Матерь в день Своей иконы Ахтырской благоволила открыть нашу обитель, и самим изображением этой святой иконы как бы говорит нам, монашествующим, показывая на Распятие Сына Своего и Бога: «Посмотрите, вы пришли сюда, чтобы распять свою плоть со страстьми и похотьми». Смиренным Своим молитвенным предстоянием Она указывает, что мы должны в молитвенном делании пребывать здесь, в святой обители. Оказывая глубочайшее смирение и показывая скорбь Свою у распятия, Она показывает нам образ, как мы должны плакать о грехах своих, и скорбеть, и желать достижения Небесного Царствия и Небесного Отечества, как мы должны сораспинаться Христу Спасителю здесь, живя в обители. Не на отдых пришли, а на скорбь, молитвы, труды, подвиги, болезни, на распятие себя ради Бога, на самоотвержение своей воли, ради действия в нас воли Божией.

И каждый из вас, приезжающих сюда, братья и сестры, взирая на этот пречестный образ, также имеет множество причин благодарить Царицу Небесную за открытие нашей святой обители. Кто-то из вас здесь получил исцеление у чудотворной иконы Божией Матери Святогорской, кто-то начал церковную жизнь, впервые в жизни переступив порог именно этого храма, и после этого став человеком церковным, кто-то впервые здесь поисповедовался, кто-то впервые здесь причастился, кто-то впервые задумался о бессмертии своей души. Кто-то получил здесь после молитвы утешение и помощь в своих семейных и земных делах и трудностях, кто-то, приезжая сюда, навсегда остался душою привязанным к этому святому месту, которое наши деды и прадеды назвали Святые Горы.

Мы, братья и сестры, имеем множество причин благодарить Бога и благодарить Царицу Небесную в сегодняшний день, потому что сегодня Господь и Его Пречистая Матерь даровали такой подарок Святой Руси, как Святогорская Лавра, приезжая в которую, мы получаем благодать от этого святого места. Ведь недаром один из описателей Святых Гор говорит: «Когда ходишь здесь по земле, то кажется, что каждым своим шагом попираешь святыню, потому что земля здесь напитана потом тружеников, слезами покаянными и слезами исповедническими, земля напитана здесь кровью мученической, воздух здесь содержит дыхание святых, которые здесь жили, трудились и молились. Сам воздух здесь освящён восхождением святых душ преподобных отцов, которые пожили здесь за века, в горние обители. Сам воздух освящён здесь присутствием и явлением Божией Матери, святителя Николая, Алексея, человека Божия, патриарха Германа Константинопольского, которые в разные времена, являясь здесь, свидетельствовали своё покровительство этому святому месту.

Ведь недаром ещё с древнейших времен, с четырнадцатого века, как говорит Филарет Гумилевский, это место называется «Святые Горы». Ведь тогда сколько было монастырей, сколько храмов, кафедральных соборов, но народ, стекаясь сюда, именно это место назвал «Святые Горы», исповедуя особую благодать, почивающую на этом месте. И благодать эта стягнута многими поколениями преподобных, их подвигами, и молитвами и покровом над этим местом Игуменьи сей святой обители — самой Царицы Небесной.

Мы в сегодняшний день, празднуя явление иконы Божией Матери, именуемой Ахтырской, преклоняемся пред этой иконой и с благодарным чувством молимся Божией Матери как к своей Промыслительнице, Молитвеннице, Заступнице, Которая не оставила нас в годы лихолетия, в годы безбожия, а всё ожидала и вымаливала у Бога удобного времени к открытию сей великой святыни, об открытии которой предсказывали старцы святогорские. Два иеромонаха в Славянске были расстреляны за то, что в 30-е годы предсказывали, что Святогорская обитель еще откроется. Окрестные жители передавали слова старцев святогорских, что обитель Святогорская еще откроется. Преподобный схиархимандрит Михаил говорил: «Будет, будет ещё обитель на Святых Горах». Преподобный игумен Иоанн (Стрельцов) говорил в 60-е годы: «Не переживайте, детки, что монастыри закрываются. Будут храмы стоить там, где их нет, и старые будут восстанавливать. Еще Святогорская обитель откроется, она процветёт и прославится. А колокола будут такие, что до Красного Лимана будет слышно». И когда ему говорили на эти слова: «Батюшка, ничего этого не будет, Вы нас просто утешаете», — он стучал кулаком по столу, говоря: «Будет, маловеры, будет, а колокола будут такие, что до Красного Лимана будет слышно». И мы видим исполнение пророчеств старцев святогорских и святых отцов, и ещё есть живые свидетели, которые в 60-е, 70-е годы беседовали с игуменом Иоанном о нашей обители, и он об этом говорил.

И особым промыслом Божиим мы сегодня имеем святыню — Лавру Святогорскую. Мы должны, братья и сестры, любить наши святыни, как наши деды и прадеды любили, стекаться в дни празднований, чтобы воспоминать, что мы — Божии, и стекаясь в храмы, мы стекаемся под покров Божией Матери, Которая избрала промыслительно это место для того, чтобы притекая сюда, мы с вами получали здесь утешение, помощь, и спасали свои бессмертные души. Да будет так, братья и сестры, по молитвам Божией Матери, Заступницы Всемилостивой рода христианского, да пребудет так до скончания века над родом христианским, чтобы не замутнялись наши умы безбожием, как было уже прежде, чтобы горький этот урок был для нас наукой, чтобы не повторять его в будущем. Да пребудут молитвы и покров Царицы Небесной со всеми нами, братья и сестры, и в сегодняшний праздник, и в последующие дни нашей земной жизни, и в прехождении нашем от земной жизни к небесной. Аминь.

Проповедь епископа Арсения на праздник Ахтырской иконы Божией Матери. 15 июля 2010 г.

Один комментарий

  1. Наталия Глущенко

    19 лет назад забрала под расписку ребенка из лагеря и приехали с ним в (тогда еще)монастырь. Отец наместник рассказал о чудесах от Ахтырской иконы Божией Матери и в конце проповеди (как сейчас помню) сказал: “Братья и сестры! Раньше в семьях по 12-14 детей було, и в лагеря их не отдавали!..” Всегда с особой благодарностью почитаю Ахтырскую Божию Матерь! Спаси, Господи, Владыку Арсения за все его проповеди! И укрепи с братией Святогорской Лавры во всех трудах и молитвах! С сердечным низким поклоном от всей нашей семьи – р. Б. Наталия. Простите! Благословите!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *