Преподобный Сергий Радонежский

аудио

18 июля Святая Церковь празднует память великого своего светильника, молитвенника и заступника земли Русской — преподобного Сергия Радонежского, наречённого ею игуменом всея Руси. В этот день 593 года назад были обретены честные мощи святого, великая похвала и главная драгоценность когда-то основанной им обители.

Проповедь митрополита Святогорского Арсения, произнесённая в день памяти преподобного Сергия Радонежского 18 июля 2008 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Ныне, братья и сестры, по лицу нашего Отечества во многих храмах Православной Русской Церкви проходит великое торжество, где величается и воспевается великий угодник Божий, которого наши соотечественники, описывая жития, назвали «печальником земли Русской», «Игуменом земли Русской». Ныне память обретения мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея Руси Чудотворца. Сегодня и архиереи, и сильные мира сего, и сановитые маститые протоиереи — все они сегодня как своего учителя почитают преподобного Сергия. Потому что многие из них вышли из семинарии, которую называют кельей преподобного Сергия и которая находится в Троице-Сергиевой Лавре. И сегодня почитают этого простеца, который всю жизнь молился, смирялся, трудился не покладая рук, давая на будущие века всем монашествующим пример образа жизни.

Сегодня Церковь почитает день обретения его мощей, которое случилось в 1422 году, тогда ещё в скромной бедной деревянной обители, которую построил преподобный Сергий со своими учениками. И обретение этих мощей было вследствие того, что один из учеников его, преподобный Никон, надумал строить каменный собор Троицкий в этой обители, которая стоит по сегодняшний день, а фундатором, благотворителем при постройке этого храма был крестник преподобного Сергия, князь Серпуховской Владимир.

Сергей Ефошкин. Чудо о птицах (акварель)

И вот когда приступили к копанию рвов у Троицкого собора, у одной из стен обнаружили гроб преподобного Сергия, стоявший полностью погружённым в воду. Когда достали этот гроб и открыли его крышку, то увидели мощи преподобного Сергия Радонежского, несколько десятилетий сохранявшиеся в нетлении. Собор этот строился рядом возле кельи преподобного Сергия, в которой он сподобился видеть Пречистую Богородицу с двумя апостолами ― Иоанном Богословом и Петром. Это именно в этой келье он увидел видение чудесных небесных сияющих птиц, множество которых слетелось к порогу его кельи. И голос был с небесе: «Подобно множеству этих птиц умножится число учеников твоих». И по сегодняшний день из стен Семинарии и Академии Троице-Сергиевой Лавры разлетаются во все стороны пастыри Церкви Христовой, привнося с собой на приходы впитанные идеалы Святой Руси, впитанные нравственные и духовные стремления преподобного Сергия. И житие преподобного Сергия, и слава его распространяются по всей земле Русской.

«Игумен земли Русской» ― почему назван так был преподобный Сергий? Жил ведь он в страшные времена монголо-татарского нашествия и монголо-татарского ига. Надо помнить, что во время этого нашествия треть населения была уничтожена на Святой Руси. Города были разрушены, люди боялись селиться в селениях, не пахали и не сеяли даже, потому что при набегах всё вытаптывалось, всё сжигалось, а люди уводились в плен. Деревень не было, люди дома не строили, прятались в лесах, прячась в землянках.

Страшное состояние тогда было нашего Отечества. И вот в это время преподобный Сергий и его ученики по лицу земли Русской основали несколько десятков монастырей ― до 70 монастырей основано преподобным Сергием и его последователями ― его святыми учениками, многие из которых прославлены. А что значило в то время, братья и сестры, созидать? Что значило в то время хранить нравственность и людей направлять к духовности и молитвенным своим подвигом, и своим личным примером? Это было великое дело. А вспомним, братья и сестры, как князь Димитрий Донской, воспитанный от пелён святителем Алексием Московским, который был близким другом преподобному Сергию. Именно благоверный князь Димитрий Донской, так же прославленный Церковью, собираясь на Куликовскую битву, поехал тогда заручиться благословением земли Русской преподобного Сергия, игумена бедной деревянной обители, где, по свидетельству Епифания Премудрого, даже свечей не всегда хватало, и службу при лучине отправляли. Что братия даже однажды хотела расходиться, потому что хлеба недоставало. Но преподобный Сергий умолял их потерпеть. И Господь явил великое чудо ― вдруг в обитель пришёл целый обоз с горячими ещё хлебами. Так что привезённых припасов хватило надолго. Но когда потом бросились догонять, чтобы поблагодарить этих извозчиков, не нашли ни обоза, ни извозчиков. И только тогда вспомнили, что хлебы-то горячие. Откуда же могли их так везти, что они за это время даже не остыли? И поняли, что это в виде извозчиков Господь ангелов послал по молитвам преподобного Сергия.

Димитрий Донской едет к преподобному Сергию, чтобы взять благословение на битву ― первую переломную битву с татарами на поле Куликовом. И преподобный Сергий его благословляет. Благословляет, предрекая ему победу и, мало того, даёт двух иноков своего монастыря, двух схимонахов ― Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляблю. Двух иноков он даёт в благословение, как видимые знаки благословения Церкви Православной на эту святую битву. Потому что ведь Мамай шёл на Русь не только чтобы истребить её как государство, а шёл, чтобы истребить ещё на Руси и Православие. Потому что у него в полках уже было множество мусульман, и генуэзские католические полки были в рядах Мамая. Чтобы истребить Православие был этот поход. И преподобный Сергий как на святую битву благословил князя Димитрия. И не только благословил. Перед началом Куликовской битвы преподобный Сергий, зная, что сердце князя дрогнет, когда увидит он многие тысячи татар, в несколько раз превосходящих русское войско, он присылает перед самым началом битвы просфору богородичную с благословением идти на враги, предрекая ещё раз через своего посланника победу.

Васнецов В. М. Поединок Пересвета с Челубеем. 1914 год

А первый, кто выезжает против татар, это его духовное чадо, монах его монастыря Пересвет. Не в доспехах, не в кольчуге, не в шлеме ― выезжает в святой схиме, и бросившись на Челубея, богатыря татарского, поражает его копьём, но и сам падает мёртвым. А преподобный Сергий в момент начала битвы становится на молитву и, как говорят свидетели, что во время молитвы своей преподобный Сергий, провидя духом битву, говорил, что сейчас делается на поле Куликовом. И громко возглашал, поминая о упокоении тех князей, воевод, которые пали мёртвыми на поле брани. И действительно, потом, когда войско возвратилось, оказалось, что эти вожди воинства нашего, которых поминал преподобный Сергий о упокоении, действительно погибли, пали на поле брани.

Это его, преподобного Сергия, народ в памяти своей сохранил не только как великого святого, но как простого труженика. Вспоминается слово одного крестьянина, которое записано Епифанием Премудрым в житии преподобного Сергия. Пришёл крестьянин в обитель и говорит: «Покажите мне великого угодника Божия Сергия». Братья подвели его к ограде огорода и сказали: «Вон тот старец, который грядки копает». Посмотрел крестьянин и говорит: «Что, вон тот старец, который копает грядки, в лаптях, в залатанном подряснике? Я пришёл увидеть великого святого, а вы надо мной смеётесь». И вдруг колокольный звон оповестил приезд князя в обитель. Великий князь Московский со всей своей свитой, со стражами, с воинами, которые дали дорогу князю, оттеснивши народ, вдруг подошёл к преподобному Сергию, поклонился ему в ноги, а этот старец в заплатанном подряснике благословил его, отставивши лопату, и рядом сел с князем на бревне, и они сидели и у всех на глазах беседовали. Простой крестьянин, поражённый простотой и смирением сего великого угодника Божия, пред которым князья припадали земно, он на всю жизнь остался монахом в монастыре преподобного Сергия.

В сказании о посмертных чудесах преподобного Сергия Радонежского есть ещё одно трогательное чудо. Однажды уже, в 19 веке, в обитель пришла крестьянка. Она пешком шла в обитель преподобного Сергия к его святым мощам с желанием отслужить у мощей преподобного молебен. И вот, подойдя к мощам, она попросила служащего иеромонаха: «Отслужи мне молебен». Но тот, оказавшись таким корыстолюбивым, сказал, что молебен 5 копеек. Тогда это были большие деньги. Молебен 5 копеек. Она говорит: « У меня нет, но тогда возьмите вот эту холстину, что я соткала своими руками». Он говорит: «На что мне твоя холстина? Иди её продай, а затем уже заказывай молебен за вырученные копейки». И вот она со слезами пошла, думая, что вот Господи, где же я продам за 5 копеек этот кусочек холстины?» И вдруг навстречу ей идёт старец с благостным сияющим лицом, который подошёл и говорит: «Что ты плачешь, раба Божия?» «Да вот хотела молебен преподобному Сергию отслужить, а денег нет, а за холстину иеромонах не берётся служить». «Давай мне твою холстину, на тебе 5 копеек, иди служи молебен». Она на радости прибежала в собор, отслужила молебен, заказавши.

На следующий день братия собрались на братский молебен — открывать гробницу, а гробница преподобного Сергия не открывается, крышка гроба как припаянная. И тогда уже коленнопреклонно наместник отец Кронид вместе со всей братией стали молиться преподобному Сергию, чтобы он умилостивился и благоволил открыть свою раку со святыми мощами. После усиленной молитвы, со страхом и трепетом молились братия, крышка поддалась и открылась — на мощах преподобного Сергия в гробнице лежал кусок холстины. «Кто служил последний из иеромонахов у гробницы?» Призвали того служащего монаха. «Откуда появилась здесь холстина?» ― «Не знаю, ― говорит. ― Я знаю, что ко мне с холстиной одна женщина подходила». И тогда взяли из мощей из рук преподобного Сергия эту холстину и показали той крестьянке, которая была здесь же, в храме, и она узнала свой труд, который она соткала своими руками. Сам преподобный Сергий, явившись ей, выкупил у неё эту холстинку, исполняя желание её сердца.

Много трогательных чудес являл и являет преподобный Сергий. В конце 19-го, в начале 20-го века стало уже таким страшным явлением падение нравственности в нашем народе, которое повлекло затем за собой революцию и последующие бедствия. И в Сергиевом Посаде, в городе, который освящён молитвами преподобного Сергия, открыли публичный дом. В традициях 19-го века было крестным ходом на день памяти преподобного Сергия обходить улицы вместе с иконой преподобного Сергия, которая была написана на доске от его гроба — образа, который почитался и почитается чудотворным. И вот крестный ход двигался по улице, где уже открыто действовал публичный дом. Но когда донесли до этого дома икону, вдруг икона встала как застывшая на своём месте. Как ни пытались, десятки людей толкали икону, она стояла в воздухе, не двигаясь с места, как прикованная. И тогда поняли, что преподобный Сергий не хочет идти мимо этого бесчестного места, которое блудным грехом заражало всю его паству. И тогда по соседнему переулку крестный ход перешёл на другую улицу. Икона тронулась сама. Её обнесли по другой улице, вынесли через другой переулок опять на эту центральную улицу, и так крестный ход пошёл. Не захотел преподобный Сергий проходить мимо места нечестия.

А у нас сейчас всё Отечество ― место нечестия. Сейчас в каждом доме публичный дом – через телевизор, через средства массовой информации. И всё это мы воспринимаем как норму. Остались островки Православия — это святые храмы, в которых ещё святость живёт и Бога помнят. И вот сегодня мы молим преподобного и богоносного нашего отца Сергия прийти к нам, прийти своим милосердием, своей пастырской любовью, принять наши недостойные слабые молитвы ― как ту холстину простой крестьянки. Принять желание нашего сердца молитвенного с ним общения, как он принял молитвенное желание той простой крестьянки и того крестьянина, который желал его видеть.

Мы сегодня пришли, братья и сестры, вспомнить о преподобном Сергии для того, чтобы и себя чему-то научить, чтобы, вспоминая его святое житие и его труженический подвиг, мы и сами чему-то учились доброму, действительно церковному, святоотеческому. Сейчас даже в монастырях находятся такие братья, которые говорят: «А что ж трудиться? Только молиться нужно». Но я учился в келье преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре и, входя во святые врата, я видел преподобного Сергия трудящимся. Идёшь в святые врата — на одной стороне фрески ― Сергий грядки копает, на второй за несколько кусков гнилого хлеба собрату своему монаху строит сени в келье. На третьей он изображён, как месит хлебы, на четвертой он поёт на клиросе, на пятом месте он воду несёт из источника на коромысле в вёдрах. И так, входя в святые врата, видишь труды преподобного Сергия.

Да, никогда невозможно научиться молитве, если человек не приучил себя к труду физическому. Почему наш народ был молитвенник? Потому что он был и труженик, потому что, говорят святые отцы, молитва ― это труд из трудов. Если человек не приучил себя к меньшему труду и постоянству в этом труде, он никогда себя к молитве не приучит. Если человек любит трудиться, любит труд, то значит, ему открыта дорога к труду из трудов — молитвенному труду. Потому что посмотрите на наших преподобных: Серафим Саровский великий труженик был: и грядки копал, и мхом их удобрял, и источник сам копал, и значится в расписании Саровского монастыря как Прохор-столяр, и своими руками престол в Зосимо-Савватиевскую церковь делал, где потом и причащался каждую неделю преподобный Серафим.

Посмотрите на преподобного Иоанна Затворника. Величайший труженик! Был экономом Святогорского монастыря, своими руками вытесал престол для церкви Антония и Феодосия, своими руками руководил расчисткой засыпанной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских. А сколько труда он в затворе понёс! Несмотря на предыдущий труд в обители, казалось бы, труд и многопопечительность не уничтожили в нём молитвенного делания и горения любви к Богу.

Посмотрите на Антония и Феодосия Киево-Печерских. Посмотрите на преподобного Иова Почаевского ― до сих пор показывают колодец, им выкопанный, пруды им выкопанные, деревья, им насаженные. Вспомните житие преподобного Антония Великого, когда ученики потом после его смерти приходили посетителям говорили: вот эти пальмы насадил Антоний Великий, вот этот кладезь выкопал Антоний Великий, вот эту лестницу в скале вырубил преподобный Антоний Великий. И многие так труженики, братья и сестры. Преподобный Серафим Саровский всю жизнь пёкся о созидании Дивеевской обители и попечение взял на себя о сестрах, которые по сей день его почитают как основателя своей обители. Преподобный Амвросий Оптинский Шамардинскую обитель построил. А наш благочестивый народ, помня слова: «Бог труды любит», говорил: «Терпение и труд всё перетрут».

Поэтому, братья и сестры, мы тоже пришли, чтобы что-то усвоить доброе, чему-то научиться, к чему-то себя доброму подвигнуть. Мы в сегодняшний день, братья и сестры, поминаем преподобного Сергия, вспомнили мы и преподобного Серафима Саровского. Эти угодники Божии великие были труженики, великие молитвенники и печальники народа русского. Преподобный Сергий из семьи обедневших бояр, родители которого восприняли потом на себя монашество, и так же прославлены Церковью как преподобные Кирилл и Мария. Преподобный Серафим Саровский тоже благочестивой отрасли плод, потому что отец его, а после смерти отца мать строили храм, который по сегодняшний день стоит в Курске. Они были строителями храма, и во время осмотра храма матерью, которая была начальницей стройки, маленький Серафим Саровский упал с колокольни и не повредился, ангелами сохраняем. Недаром эти два угодника любили друг друга, недаром Божией Матерью они возлюблены.

Преподобному Серафиму Саровскому являлась Царица Небесная неоднократно. Преподобному Сергию также являлась Она с двумя апостолами. Преподобного Сергия называла «Избранниче мой», а преподобного Серафима называла «Любимче мой». Преподобный Серафим Саровский заповедовал похоронить его с иконкой «Явление Божией Матери преподобному Сергию» — его с этой иконкой и похоронили. Два угодника Божиих, о которых Церковь сохранила предание, говоря, что преподобный Серафим и преподобный Сергий Радонежский воскреснут перед Вторым пришествием Христовым. Преподобный Сергий воскреснет и дойдёт до Успенского собора, с паперти благословит народ и оттуда уже взойдёт по воздуху в Горнее. Преподобный Серафим Саровский также говорил о своём воскресении, которое говорил, что будет это воскресение «аки воскресение семи отроков в пещере Охлонской», которое было в древности.

Многие скажут: да как же это так, что воскреснут из мёртвых Серафим Саровский и Сергий Радонежский? Да, братья и сестры, таково и будет, и такое предание хранится и в Дивеево, такое предание хранится и в Троице-Сергиевой Лавре. И если Господь, поём в Символе веры: «Верую, чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». И если Господь всех собирается нас воскресить, и праведных, и грешных, то что Ему стоит двух праведников своих воскресить прежде времени всеобщего воскресения в уверение нас, малодушных и маловерных в истинности Своих слов о воскресении мертвых. И сегодня эти два угодника Божии проповедуют нам также, братья и сестры, догмат о воскресении, и предание это через столетия сохраняется. Нетленными мощами по сегодняшний день почивает преподобный Сергий Радонежский в Троицком древнем соборе Троицкой обители.

Преподобный Сергий Радонежский почитается не как когда-то умерший угодник Божий. Когда я учился в семинарии, то ежедневно мы ходили приложиться к его святым мощам, но никогда мы не говорили: «Пойдем, приложимся к мощам», а говорили: «Пойдем на благословение к преподобному». Или спрашивали друг у друга: «Ты уже на благословении был у преподобного?» Говорили как о живом, о присутствующем. Это действительно так. Молитвами своими, своим незримым присутствием преподобный Сергий всегда был и есть вместе с нашим Отчеством. Он при жизни за него болезновал, он на Куликовскую битву, за своё Отечество радея, послал князя, он обители строил, возрождал наше государство. Внешне его благоустраивая, он объединял Святую Русь, тогда разрозненную, к любви князей призывая, к миру, к единению, объединяя всех своей любовью и располагая сердца князей удельных к любви, братолюбию и к единению.

Я, братья и сестры, на себе, грешнике, скажу, как бы на себе испытал молитвенное действо преподобного Сергия Радонежского. Нас было несколько человек, когда мы учились в семинарии, и мы всё время ходили, отпевши литургию в академическом храме, мы всегда бежали на позднюю литургию в соборный храм Лавры, где наместник отец Феогност, сейчас уже епископ Феогност, всегда проповедовал по запричастном стихе,. И мы всегда бежали слушать проповеди наместника, а после этого шли в Троицкий собор в воскресный день, и поскольку день был выходной, занятий учебы не было, мы стояли и пели молебны с акафистом преподобному. И так мы пели ― один батюшка сменится через два часа, следующий приходит. «Пойте, ― говорит со мной, ― а то ещё записок много». Мы ещё и второй акафист нараспев поём. И вот там, при мощах преподобного Сергия ходила молилась раба Божия Мария, она и сейчас там в Троицком соборе, стоит в уголке всегда поёт акафисты преподобному Сергию. И вот она, Мария, как-то мне сказала (меня до пострига Игорем звали), она так на букву «О» говорила, говорит: «Игорёк, попомни моё слово, я здесь уже лет 30 стою у мощей, и скажу тебе: кто любит молебны петь преподобному Сергию, те или наместниками, или архиереями становятся. Попомни моё слово». Уже я наместником, архимандритом приезжал, встретил её, она у меня спрашивает: «Где ты сейчас?» Я говорю: «Сейчас я наместник Святогорской обители». Она улыбнулась: «А помнишь, я тебе говорила?» Так оно сбывается, братья и сестры, молитвы преподобного Сергия на тех, кто любит этого угодника Божия, почитает сего угодника Божия.

И над всей Святой Русью сбываются его молитвы, его благорасположение к нам, его соотечественникам. Преподобный Сергий в нашем Отечестве воссиял, о нашем Отечестве переживал, наше Отечество благоустраивал, в нашем Отечестве подавал пример, поэтому он нам такой родной, близкий, любимый. И в сегодняшний день мы почитаем его память и просим его: «Преподобне отче Сергие, даруй нам простоту сердца, даруй нам смирение духа, дай нам любление чистоты и целомудрие, даруй нам, преподобне отче наш Сергие, любовь к молитве, и к службе, и к святыне. Даруй нам, преподобне Сергие, и желание, и стремление к единению, братолюбию, которого так не хватает сейчас в наше время, братья и сестры. И дай Боже, чтобы по молитвам преподобного Сергия, вспоминая его житие, мы, братья и сестры, с вами поучались доброму, назидая свои души. Чтобы мы, выходя из храмов Божиих, износили что-то полезное для своих душ, полезное для вечного спасения, полезное для тех, кто потом, глядя на нас, на наш образ жизни, будет хвалить Бога или хулить Бога. Или скажут, глядя на нас: «А чем он отличается от меня, он в церковь ходит, а живет хуже, чем я». Или скажут: «Посмотрите, как живёт этот человек, или та раба Божия. Посмотрите, глядя на его жизнь, и самому хочется так прожить». Ведь мы, братья и сестры, имеем добрые примеры своих предков благочестивых: кто-то своей матери, кто-то своей бабушки, кто-то своей соседки, кто-то своей сродницы. Такой же пример они подавали по примеру наших святых, одного из которых мы сегодня празднуем, великого угодника, заступника Святой Руси, заступника за нас, грешных, преподобного Сергия, служителя Пресвятой Троицы, избранника Божией Матери, ходатая за спасение наших грешных душ. Аминь.

Проповедь епископа Арсения в день памяти прп. Сергия Радонежского. 18 июля 2008 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *