Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

аудио

Проповедь митрополита Святогорского Арсения, произнесённая в 2007 году в 6-ю Неделю по Пятидесятнице.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы сегодня, братья и сестры, празднуем день памяти угодницы Божией, святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги, во святом крещении Елены. Имя в крещении «Елена» ей было даровано потому, что в древнеславянском произношении оно звучало как Олена и созвучно было имени Ольга. И до сих пор на Украине Елену называют Олена, до сих пор эта старая славянская форма произношения имени осталась, и была она в крещении созвучна с именем царицы Елены, тоже равноапостольной, матери византийского царя, Константина Боговенчанного, равноапостольного.

Часто можно услышать, что Церковь уничижает женщину, что она унижает её достоинство. Да нет, братья и сестры, посмотрите, как возвышено женское естество и наравне с мужеским поставлено в Церкви Христовой! Божья Матерь, перед Которой и цари преклоняются, и патриархи; равноапостольная княгиня Ольга. Равноапостольная — равная апостолам царица Елена, равноапостольная царица Нина, просветительница Грузии — вот какую силу и благодать даровал Господь женскому естеству. Все они прославляли Бога жизнью своею, наставляя и Отечество своё, и ближних своих примером благочестия.

А сколько, братья и сестры, говорит Церковь Христова и народ наш богомудрый о молитве материнской и пословицы слагает: «Молитва материнская небеса потрясает и со дна моря достаёт»! Такое вот дерзновение даруется молитве матери. Недаром и в Писании сказано: «Проклят Господом раздражающий матерь свою». Какое страшное пресечение попускает Господь за раздражение матери её непослушному чаду!

И мы сегодня одну из жен святых прославляем — княгиню Ольгу. За мудрость свою ещё в девичестве была она избрана князем Игорем Киевским себе в супруги, а впоследствии назовут её «мужемудренной». Как у великого мудреца разум был у неё, когда она осталась вдовой после смерти князя Игоря и управляла русским государством. И впоследствии свой мужемудренный разум, дарованный ей от Бога за её благочестие, она ещё больше усугубила благодатью и силой Божией. И подумайте, за 33 года до Крещения Руси её внуком — князем Владимиром, приняла она христианство в Константинополе. Княгиня-христианка управляла языческим государством ― и все преклонялись перед её разумом и её мудростью. Житие княгини Ольги говорит о том, что когда она приехала в Константинополь, в свите у неё уже был священник Григорий, который, видимо, наставлял её и в дороге, и до этого в Киеве, на путь христианской жизни. И она приехала в Константинополь, чтобы воочию убедиться в торжестве Православия и истинности Православной веры. Внук её, Владимир, в своё время будет посылать послов, чтобы узнать, какова христианская вера и какова вера различных государств. Она же поехала сама испытать веру христианскую. Император Константинопольский, поражённый её мудростью, красотою, достоинством, которые она имела, предложил Ольге стать его супругой. Видимо, и политические взгляды на это толкали ― он думал через этот брак присоединить земли Северной Руси.

И Ольга поступила мудро, сказав: «Я приму Крещение только в том случае, если крестить меня будет Патриарх, а ты будешь мне крестным отцом». На что император с радостью согласился.

И вот торжественное Крещение в Софии Константинопольской русской княгини Ольги свершилось. Но когда император напомнил, что она обещала ему стать супругой, Ольга, улыбнувшись, ответила: «А как же ты будешь мне теперь супругом, если ты мне крестный отец? Не может крестный отец с дочерью сочетаться браком».

И вновь подивился император мудрости её и отпустил с богатыми подарками. И поехала она в город Киев и была как утренняя заря, предваряющая солнце христианского просвещения равноапостольного князя Владимира.

Житие говорит, что она объезжала государство христианское сама, устрояя его везде — строя города, погосты, укрепляя селения. На местах своих остановок она ставила кресты. И когда она прибыла на свою родину, то за рекой Пскова, на холме, после видения трёх лучей солнечных, упавших на это место, поставила крест. Чудесным образом она провидела явление Святой Троицы в этих лучах. И по сегодняшний день на том месте стоит Псковский кремль, а на месте воздвижения ею креста стоит Троицкий собор ― самый первый храм, который построила княгиня Ольга.

Господь прославил угодницу Божию нетлением мощей, которые до Батыева нашествия были в Десятинной церкви. И многие дивились чудному виду её, потому что лежала она во гробе, как живая и уснувшая. Многие получали исцеление от мощей её. Но в Батыево нашествие почитателями княгини Ольги мощи были спрятаны в церкви, которая татарами была превращена в руины. В ХVII веке Петр Могила, святитель Киевский, разбирая завалы Десятинной церкви, нашёл гробницу с мощами княгини Ольги, и даже было зарисовано, как они в нетлении почивают в каменном гробе. Но тогда шла борьба с поляками, было постоянное перехождение от католиков к православным столицы Святой Руси города Киева ― и мощи пришлось снова спрятать. Те, кто спрятал мощи княгини Ольги, преставились без известности, а тайна сокрытия мощей по сегодняшний день неизвестна. Где-то у нас, на Святой Руси, где-то в Десятинной церкви или в другом месте, но сокрыты мощи святой угодницы Божией, княгини русской Ольги, которую называли «мудрейшей из жен русских».

Но княгиня Ольга стоит на небесах у Престола Вседержителя и в сегодняшний день с дерзновением молится за нас, расслабленных. Любя своё Отечество, любя нас, грешных, потомков её, она не перестаёт воздевать руки перед престолом Вседержителя за наши грешные души.

И каждый сегодня, братья и сестры, пусть помолится великой угоднице Божией. Много бед сегодня и в нашей личной жизни, и в нравственном состоянии нашего Отечества. Много бед и в государственном устроении нашего многострадального Отечества мы имеем. Имеем причины мириться и просить княгиню Ольгу о многих благах. Но прежде всего мы не должны забывать, братья и сестры, что говорил Господь: «Ищите прежде Царствия Божия, а всё остальное приложится вам». Поэтому чего просить и о чём молиться ― это об исправлении нашего греховного и окаянного греха, об исцелении нашей расслабленности духовной, о возрождении той веры, в которой жили наши благочестивые предки, о возрождении молитвенного настроения, которое нами утрачено. А Господь потом устроит всё остальное. Потому что мы сейчас в таком греховном состоянии находимся, что нам хоть святого поставь правителем государства, он с нами с ума сойдет.

Каждый народ достоин своего правительства. И мы, братья и сестры, имеем то, что по грехам своим заслужили. Не надо винить правителей, экономическую или политическую ситуацию, а надо винить самих себя. За грехи наши попущено с нами такое бедствие, такое нестроение и расстройство общества и в духовно-нравственной жизни, и в экономической, и политической государственной. И прежде всего, надо восстановить в себе падшее естество, по образу и подобию Божию призвать его жить, и по заповедям Господним.

Вот хорошо мы сегодня, братья и сестры, сотворили, что по заповеди Божией пришли в храм… Но вопрос: какими мы выйдем из храма? То ли такими же расслабленными, то ли вразумлёнными словом Божиим выйдем. И за стенами храма продолжим образ жизни христианский, за стенами храма будем являть свет Христов людям окружающим, как являла его княгиня Ольга и другие наши соотечественники, как являли свет Христовой правды в своей жизни наши прадеды, деды, бабушки, отцы, матери наши.

Дай, Боже, нам в сегодняшний день, выйдя из храма, не забыть о Боге и Его заповедях: с кем-то примириться, с кем мы поругались, где-то подать милостыню, где кого-то простить от сердца, где больного проведать ― то есть быть Христовыми не только здесь стоя и молясь, но и за стены храма выходя. Хоть бы чуть-чуть мы подвиглись к исправлению, и тогда Господь, увидя добрые зачатки в наших душах, увидя добрые ростки в наших душах, скажет нам слова, как тому расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои, возьми одр твой, встань и ходи». И будем ходить в правде Божией пред лицом Божиим, с радостью служа Господу жизнью своей, а в день пришествия вместе с Иоанном Богословом воскликнем Христу: «Ей, гряди, Господи Иисусе». Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю 6-ю по Пятидесятнице и в день памяти равноап. кн. Ольги. 24 июля 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *