«Святость — это подвиг»: проповедь митрополита Горловского и Славянского Митрофана

аудио

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Богу угодно было с древних времён, чтобы в этом красивейшем месте, созданном Самим Создателем, где есть прекрасная природа, замечательные горы, красивая река, появилась святая обитель. Чтобы эта красота видимая стала местом избранным, местом особенным, местом многих трудов и подвигов, — местом, где благодать Божия изливается преизобильно.

«главным украшением святой обители являются её насельники»

Много столетий на этом месте непрерывно совершается молитва, и за это время Богом зданная красота украсилась и делами рук человеческих. Мы видим построенные небоподобные храмы, мы видим, как эти храмы украшены прекрасными изображениями, иконостасами, иконами, замечательной утварью. Мы видим, с какой любовью устроено всё в святой обители, начиная от храмов и заканчивая хозяйственными постройками. Но конечно, и с этим никто не будет спорить, главным украшением святой обители являются те её насельники, те её труженики и подвижники, кто своим духовным подвигом стали примером и образцом духовной жизни для своих современников и для последующих поколений. Тех, кого мы называем святыми, и память которых празднуем в сегодняшний день, именуя этот день Собором преподобных отцев Святогорских.

Имена этих подвижников, которые изображены на святом образе, являются славой и украшением Свято-Успенской Святогорской Лавры. Именно для этого на сем месте создавалась святая обитель и именно потому здесь сделано всё так, чтобы периодически появлялись такие люди, память которых мы празднуем в сегодняшний день.

«самое главное — это подвиг любви»

Святость — конечно же, это подвиг. Подвиг, который заслуживает похвалы, который заслуживает прославления и заслуживает уважения. Мы все, христиане, призваны к этому подвигу. И каждому из нас заповедано этим подвигом подвизаться: «Святы будьте, как Отец ваш Небесный». Эта заповедь обращена к каждому сердцу христианскому. Но если бы святым было стать легко, то мы бы все уже все были бы с вами святыми. Каждый из нас бы сегодня говорил о том, что он святой. Это великий подвиг — подвиг веры, подвиг самоотвержения, подвиг мужества, а самое главное — это подвиг любви. Любви, которая стала видимой для всех окружающих, и которую уже нельзя было ни от кого скрыть. Как и сказано в Евангелии, что не может град укрытися, верху горы стоя и светильник, который зажёгся, его не ставят по спудом.

Дело в том, что те люди, которых мы называем святыми, они себя такими во время своей земной жизни не считали и не чувствовали. У них не было ощущения, что я — святой человек, я свят, а вокруг меня находятся грешники. Если у кого-то и есть такое чувство, если какие-то мысли подобные и есть у кого-то в сердце, то они свидетельствуют не о святости человека, не о его близости к Богу, а, скорее всего, об обратном. О том, что в сердце живёт гордыня и превозношение, подобно тому, как были они в сердце евангельского фарисея, который благодарил Бога и говорил: «Я Тебя, Господи, благодарю за то, что я не такой, как прочие человецы…»

«Они научились любить Бога и научились любить ближнего»

Святые сами не видели своей святости, и её не замечали. Она была им не заметна. Они не сами себя прославляли и похваляли перед другими людьми и говорили: «Вот, смотрите, какой я, и делайте всё так, как я делаю». Святых прославлял Сам Господь, и заметно было это не через их яканье, не через то, что они сами себя выпячивали перед другими людьми или считали свои заслуги и добродетели, а заметно это было другим людям. Потому что они вели себя не так, как все, потому что они поступали в своей жизни не так, как все, потому что они научились самому главному и самому основному.

А что самое главное и самое основное? Они научились любить Бога и научились любить ближнего, и эту любовь чувствовали, ощущали, видели — она была заметна — все, кто находился рядом с ними. Хотя, может быть, она не была заметна только им самим, потому что себя они считали великими грешниками и труды прилагали к трудам.

Зачем мы в сегодняшний день собрались все здесь? Что хотим мы отпраздновать и чему мы хотим научиться в сегодняшний праздник, что нас привлекло сюда, в эту святую обитель, под своды этого величественного Успенского собора? Конечно, мы хотим увидеть святость настоящую. И нам кажется, что святость — это только то, что было когда-то в прошлом, нам этого не хватает в жизни, нам хочется к ней прикоснуться. Но я верю, что Собор преподобных отцов Святогорских — это не только те, кто изображён на иконе сегодня, и это не закрытый список. В этом списке есть ещё люди, о которых мы, может быть, пока не знаем, но которые жили и подвизались на этом месте, и подвиг которых скрыт Богом от нас, может быть, и по их желанию или по неведомому промыслу Божию. Но это и те люди, которые живут здесь сегодня, в этой святой обители, в которой подвизаются так, как подвизались их предшественники. Которые не считают себя святыми, которые не видят своих заслуг и добродетелей, которые не чувствуют, что они что-то делают великое и особенное, но которые хотят научиться любить Бога и любить друг друга так, как любили наши отцы преподобные.

«закон любви — это самый главный закон в жизни верующего православного человека»

Я вспоминаю недавние события, которые ещё не ушли из памяти, когда началась братоубийственная война и сотни людей вынуждены были бросить, оставить свои дома, которые оказались в зоне боевых действий. Ведь война — она никого не жалеет. И на войне страдают не те, кто её придумал, не те, кто хотят воевать, они от этого наслаждение получают, они радуются этому. А страдают самые невиновные и самые слабые, те, которые не умеют прятаться от снарядов, те, которые не хотят воевать, те которым сложно и тяжело даже в повседневной жизни о себе позаботиться. Это старики, это дети, это инвалиды, это люди, которые оказались в этих обстоятельствах не по своей воле, не потому, что они так хотели, а потому, что они вдруг увидели, что их жильё, их дом находится между противоборствующими сторонами. Между людьми, которые выясняют отношения, и которым не жалко ни их детей, ни их домов, ни их садов, ни трудов, — ничего. Им нужно только выяснить, кто из них прав.

И эти люди вынуждены были бросить свои дома и бежать, стать беженцами. А что такое быть беженцем? Это без крова, без одежды, без еды, это когда ты никому не нужен, когда ты остаёшься один на один со своими проблемами.

«Лавра вынуждена была кормить ежедневно по несколько тысяч человек»

И эти люди пошли сюда, в Святогорскую Лавру. Они в первую очередь пошли сюда, потому что имели надежду, что братия Лавры не отвернётся от них, она их не бросит, она их не выгонит, она не скажет им и не сделает больно. И эти люди с детьми, женщины, старики, — они здесь жили в Лавре. Жили не один месяц и не одну неделю. Лавра вынуждена была кормить ежедневно по несколько тысяч человек, Лавра вынуждена была все свои паломнические корпуса, братские кельи отдать для приюта людям, для того, чтобы здесь жили те, кому некуда больше пойти.

В Лавре жили женщины, которые должны были стать роженицами, в Лавре жили дети, и отсюда они шли поступали в школу, все те, кто нуждался в крове и нуждался в приюте, никому обитель не отказала. И никто в это время не считал себя святым или что он делает какой-то подвиг. А просто закон любви — это самый главный закон в жизни верующего православного человека. Это то, без чего христианин никогда не сможет быть христианином.

«собор преподобных отцов Святогорских ещё будет пополняться новыми именами»

Мы можем рассказывать друг другу о том, сколько мы прочитали акафистов, сколько зажгли свечей и где и сколько раз мы были в паломничестве. Но если человеку плохо и мы проходим мимо, если человек нуждается в нашей помощи, а наше сердце никак на это не способно отозваться, если мы равнодушными остаёмся, — а равнодушие, жестокосердие, чёрствость, — это, к сожалению, норма сегодняшнего дня, а не исключение, то о какой святости вообще может идти речь? Ведь святость, порядочность, добро и любовь — это то, что нельзя рассоединить, что не живёт раздельно друг от друга, что не живёт само по себе. И я верю, что собор преподобных отцов Святогорских ещё будет пополняться новыми именами и именами тех, кто живёт сегодня в этой святой обители, и кто трудится здесь, и кто отдаёт свою жизнь служению Богу и служению ближнему.

Монахи — это люди, которые дали монашеские обеты, они ушли от мира. Каждый из них мог бы завести себе семью, детей и спокойно ими заниматься. Но наступило такое время, когда монахи, вместо того, чтобы исполнять свои монашеские обеты, заботятся не о своих, которых у них нет, а о чужих семьях, не о своих детях, которых у них нет, а о чужих детях. Не о своих бабушках и дедушках, родителях, которых они оставили ради того, чтобы служить Богу, а о тех бабушках, дедушках, родителях, которые поприходили сюда с просьбой о помощи.

«христианин ты или нет — определяется не твоим внешним видом, не исполнением обрядов, а умеешь ты любить или не умеешь»

И это, наверное, самый высший подвиг — подвиг любви к Богу и любви к ближнему, это некое испытание, некий экзамен, который братья достойно выдержали и показали и всем нам пример — как нужно любить и как нужно относиться к своему подвигу. Ведь Господь никого бы не спросил, сколько раз ты ещё прочитал правило. Но если человек стоял под воротами, прося куска хлеба, или у него не было крыши над головой и от него бы отвернулись, я не думаю, что молитву бы Господь принимал и пост был бы Ему угоден.

И этому мы с вами должны учиться. Ведь не только братия в Лавре должна это делать, но и мы с вами все должны понимать, что христианин ты или нет — определяется не твоим внешним видом, не исполнением обрядов, а умеешь ты любить или не умеешь. Вот критерий, на который нужно ориентироваться. Вот правило, которому нужно следовать. Вот закон, который никогда нельзя проигнорировать. И сколько бы мы ни прожили, ценность нашей жизни как раз и определяется тем, как мы с вами научились любить. Или мы любим только самих себя и нас интересует то, что происходит с нами, или наше сердце способно расширяться и вмещать боль других, их страдания, их немощи, трудности. И через это уподобляться самому Богу, Который ради нашего спасения стал человеком и сошёл на землю, и принял крестную смерть.

«И в день их памяти мы сугубо молимся о том, чтобы в этой святой обители всегда был мир»

Сегодня именно затем мы в святой обители, что мы хотим прикоснуться к настоящей любви, мы хотим её почувствовать. Мы хотим с частичкой этой любви вернуться в свой дом. И дай Бог, чтоб мы научились любить и научились эту любовь дарить друг другу. Быть той единой христианской семьёй, которая, когда вместе, ей ничего не страшно, потому что каждый рядом с каждым, несмотря ни на какие трудности и несмотря ни на какие обстоятельства. Чтоб это чувство общности, христианской общины, большой семьи, объединённой единой верой, любви друг друга никогда не покидало наше сердце и делало нас сильными.

И я верю, что отцы преподобные Святогорские, память которых мы сегодня празднуем, радуются трудам современной братии, которая живёт в этой обители. Видят, что они продолжают их подвиг и несут своё послушание достойно и с любовью. И в день их памяти мы сугубо молимся о том, чтобы в этой святой обители всегда был мир, всегда собирались люди, всегда подвизалась братия, которая бы показывала пример своим подвигом, своим словом и делом всем нам. И чтобы список этих преподобных отцов Святогорских только увеличивался, а икона становилась всё больше и больше, потому что там нужно было бы добавлять новых святых, которые здесь трудятся и которые здесь подвизаются.

С праздником всех вас поздравляю!

Проповедь митрополита Митрофана в день памяти прпп. отцев Святогорских. 24 сентября 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *