«Крест — верных утверждение»: канун праздника Крестовоздвижения

22 фото

26 сентября 2016 года в Свято-Успенском соборе Святогорской Лавры на вечернем богослужении митрополит Святогорский Арсений в сослужении лаврского духовенства совершил чин выноса и чин Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Крестовоздвижение — великий двунадесятый праздник, совершаемый в воспоминание обретения в 326 году Животворящего Креста, на котором был распят наш Спаситель, Богочеловек, а также возвращения Святого Креста из персидского плена. Всё в этом празднике — служба, облачения священников, положенный уставом строгий пост напоминают о великопостной Неделе Крестопоклонной (так именуется Церковью третье воскресенье Великого поста). Также, как и в Неделю Крестопоклонную, самом средоточии Великого поста, в канун праздника Крестовоздвижения выносится святой Крест. Особенностью службы этого дня является чин воздвижения Креста.

Вечернее богослужение в Святых Горах накануне Крестовоздвижения

В силу торжественности и большой продолжительности службы начало вечернего богослужения перед праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня перенесли на час раньше. В 16:00 в Успенском соборе Святогорской обители началось всенощное бдение.

В конце утрени во время великого славословия на пении Трисвятого наместник Свято-Успенской Лавры, митрополит Святогорский Арсений в сослужении духовенства Святогорской обители совершил чин выноса Креста.

Возложив на свою главу украшенный цветами Крест, Его Высокопреосвященство торжественно вынес Крест из алтаря. Также во время этого торжественного шествия архимандритом Феодотом из алтаря износилась одна из святынь Святогорской духовной сокровищницы — мощевик с частицей Честного и Животворящего Креста Господня. Эта реликвия всегда находится в ризнице и износится только несколько раз в году: первый раз в году текущем она была доступна для поклонения верующим на праздник Торжества Православия, второй раз — в Неделю Крестопоклонную Великого Поста.

Обойдя весь храм, духовенство во главе с наместником расположилось в центре храма у алтаря, а Крест был возложен на центральном аналое. Далее совершался чин Воздвижения Креста. После троекратного каждения владыка-наместник совершил перед Святым Крестом три земных поклона, и, взяв с аналоя Честной Крест с живыми цветами, лицом к востоку совершил первое воздвижение. При этом архидиакон, стоя на некотором расстоянии от Креста, держа в левой руке свечу, а в правой — кадило, громко возглашал: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Хор пел сто раз «Господи, помилуй».

В начале пения «Господи, помилуй» Его Высокопреосвященство трижды осенил Крестом на восток и, при пении первой половины сотницы, медленно преклонил главу свою вместе со Крестом насколько можно низко — «на пядь до земли». По мере преклонения Креста голоса певчих понижались, почти затихая. При пении второй половины сотницы владыка медленно поднимался, поднимая и Крест. С такой же постепенностью усиливалось и пение, заканчиваясь громким и торжественным «Господи, помилуй». При пении «Господи, помилуй» в 97 раз владыка выпрямился и вновь трижды осенил Крестом на восток.

Особенностью совершения чина Воздвижения Креста в некоторых обителях (к коим принадлежит и Свято-Успенская Святогорская Лавра) является соблюдение древнейших предписаний этого чина, при котором во время каждого воздвижения два священнослужителя из дорогих сосудов с двух сторон льют на честное древо благовония, таким образом символически совершая омовение только что обретённого и узнанного Креста Господня [1].

[1] «Хотя историки об этом и не говорят, но дόлжно с несомненностью полагать, что Крест Христов, лежавший почти три столетия под землей, по отыскании его оказался покрытым прахом. Надо думать, что он был тщательно очищен от этого праха, омыт, быть может, намащен благовониями, и потом предложен для целования присутствовавшим. Это всё мы видим в древнейшем чине воздвижения» («Чин Воздвижения Креста», статья Николая Дмитриевича Успенского, профессора Ленинградской духовной академии).

Подобно первому, Святогорским митрополитом совершались ещё четыре воздвижения Креста, на все четыре стороны света (такое же воздвижение и благословение Крестным Животворящим древом совершил при его обретении царицей Еленой в 326 году Патриарх Иерусалимский Макарий). Менялись лишь возгласы архидиакона.

После пятого воздвижения хор пел «Слава, и ныне» и кондак: «Вознесыйся на Крест волею». При пении кондака Святогорский владыка возложил Крест на аналой. Затем соборно пелся тропарь «Кресту Твоему поклоняемся Владыко» с земными поклонами и стихиры на поклонение Кресту.

Далее, во время окончания вечернего богослужения все присутствующие совершали поклонение Кресту, лаврской святыне — частице Крестного Животворящего древа, и подходили под помазание святым елеем.

Происхождение праздника, его смысл и значение
(из учебного пособия для Духовных Семинарий)

Изначально, в IV веке, этот праздник был установлен Церковью в воспоминание Обрéтения Креста Господня. По описанию древних христианских историков (Евсевия Кесарийского, Феодорита Киррского, Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика и Созомена Саламанского), событие это представляется в следующем виде.

Император Константин Великий, испытывая чувства благоговения ко Кресту Господню, с помощью благодатной силы которого он одержал многие победы, и благодарности Богу за согласие Церкви, установленное на I Вселенском Соборе, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Его мать, святая равноапостольная царица Елена, желая содействовать столь благочестивому намерению своего сына, — отправилась в 326 г. в Иерусалим на поиски Креста Господня.

При его поисках руководствовались тем, что по древнему иудейскому обычаю орудия казни закапывались вблизи места её совершения. По преданию, записанному Григорием Турским, место обретения Креста Господня указал под развалинами языческого капища престарелый иудей по имени Иуда, впоследствии принявший христианство с именем Кириак. Вблизи Лобного места нашли гвозди, дощечку с надписью на трёх языках, которая была прибита над Главою распятого Христа, и три креста. Для того чтобы узнать, какой из трёх крестов является Крестом Господним, нужно было высшее свидетельство о нём. И это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста: по свидетельству многих историков, прикосновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти женщина.

В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать — воздвигать — Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй».

Отсюда получил своё начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретён в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи.

С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесён на 14 сентября. Это освящение совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи, что послужило к распространению празднования в этот день Воздвижения Креста Господня и за пределами Иерусалима, во всём христианском мире.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание — возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Персидский шах Хозрой во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом и разграбил его сокровища. Он увёз из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим. Император, в смиренной одежде и босой, торжественно встретил Крест Господень в Иерусалиме, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания — обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим.

(Гермоген Шиманский, Литургика, Раздел 11: ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (14/27 сентября))

Хотелось бы это крестное слово закончить словами из благодарственного акафиста «Слава Богу за всё», так ясно выражающего смысл свершившегося на Кресте и чувствования, которые должны переполнять каждого, с верой и молитвой на него взирающего: «Я вижу Твой Крест — он ради меня. Мой дух в прахе пред Крестом: Здесь торжество любви и спасения, здесь не умолкает во веки хвала: Аллилуия».

Слава Тебе, показавшему нам свет;

Слава Тебе, возлюбившему нас любовью глубокой, неизмеримой, божественной.

Слава Тебе, осеняющему нас светом, сонмами Ангелов и святых;

Слава Тебе, Всесвятый Отче, заповедавший нам Твое Царство.

Слава Тебе, Искупителю Сыне, открывший нам путь к спасению;

Слава Тебе, Душе Святый, Животворящее Солнце будущего века.

Слава Тебе за все, о Троице Божественная, Всеблагая;

Слава Тебе, Боже, во веки.

Будем и мы с вами стараться жить так, чтобы едиными устами и единым сердцем всегда воспевать: «Слава Тебе, Господи, слава — за всё! Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению!»

Фотоальбом на    Яндекс Фотки    Логотип flickr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *