День памяти святителя Димитрия Ростовского

Проповедь митрополита Арсения, произнесённая 4 октября 2008 года
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Слушая сегодня слова Святого Евангелия, братья и сестры, мы слышим: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо и един Пастырь». Говоря эти слова в исторических обстоятельствах ветхозаветного израильского народа, Господь говорит об овцах, «яже не суть от двора сего», которых Ему подобает привести. Говорит о нашем с вами просвещении, о будущем христианских народов, которые воспримут на себя благое иго Христовых заповедей и среди которых будут те, которые будут слушать голос Христов не только ушами, не только разумом понимая, но через сердце пропуская слова Христовы.

И сегодня, братья и сестры, мы празднуем память одного из таких угодников Божиих, голос Христов у которого вошёл в сердце и выразился в словах и в делах его. Это — память святителя Димитрия, митрополита Ростова Великого.

Житие святителя Христова Димитрия

Его древнее житие начинается словами: «Сию райскую ветвь израсти Малая Россия». Родился святитель Димитрий Ростовский в небольшом городке Макарове неподалёку от города Киева. Отец его был вначале простым казаком, который за свои ратные подвиги дослужился до чина сотника. Мать, Мария Михайловна, была высокого благочестия, поскольку отец, сотник казачий, Савва Григорьевич Туптало, был постоянно занят в воинских походах, потому что время было тревожное. Это время — середина XVII века, когда на Украине ратные страсти кипели, когда она переходила из рук в руки: то литовцы, то поляки, то татары, то турки, то униаты с их религиозными захватническими войнами. В это время, в 1651 году случилось родиться будущему святителю Димитрию, а тогда — младенцу Даниилу. Воспитание младенца легло на плечи матери, потому что отец постоянно был в походах военных. И она вложила всю святость своей души в его воспитание.

Впоследствии святитель Димитрий описывал кончину своей матери словами благоговейными, говоря, что она была исполнена христианского доброго чувства и дел благочестивых. Умерла она напутствованная Святыми Христовыми Тайнами и всеми таинствами Святой Соборной Церкви в день Страстей Христовых — Страстную Пятницу, в тот самый час, когда Господь на Кресте «предаде Дух Свой». И в самом этом событии кончины в Страстную Пятницу святитель Димитрий усматривал милость Божию по отношению к своей матери, которую воспоминал как «единую от святых».

В одиннадцать лет святитель Димитрий был отдан в духовное училище города Киева. Но недолго пришлось ему там поучиться, всего лишь три года, потому что поляки, захватившие город Киев, упразднили православную духовную школу, да и многие храмы захватили, сделав их католическими и униатскими.

В семнадцать лет святитель Димитрий, чувствуя зов Божий, приходит в монастырь, и в семнадцать лет уже принимает монашеский постриг. Через год, в восемнадцать лет он рукополагается в сан дьякона, потому что видят в нём «добрый плод благочестивой отрасли» его святых благочестивых родителей.

Благословенный дар украинского Златоуста

В двадцать четыре года (это в семнадцатом веке, когда на принятие священного сана смотрели очень серьёзно!) его уже рукополагают в иеромонахи, а слава о его проповедях разносится таковая, что монастыри наперебой приглашают молодого двадцатичетырёхлетнего иеромонаха Димитрия, чтобы он у них проповедовал. Слава святителя Димитрия, его проповедей, распространилась не только по Украине, или как тогда её называли, по Малой России, но его и в Вильнюс, и в Белоруссию в монастыри приглашали, и даже до стольного града Москвы дошла слава сего проповедника, особенно его отмечал патриарх Иоаким.

Монастыри просят его принять на себя настоятельскую должность, но он, по смирению своему, ради подвигов благочестия отказывается. И ведь, живя в монастыре, как говорит его житие, он не отказывался ни от какого послушания. Тщательно, в глубочайшем смирении проходил он монашескую свою жизнь: в храм первый приходил и последний уходил из церкви Божией, стоя смиренно и молясь Богу о спасении своей бессмертной души.

Уединения, молитвы о грехах своих, покаянного постоянства, а не суеты настоятельской должности желал святитель Димитрий. Но, умолен от братии, и просьбами гетмана, и благословением архиерейским, он становится наместником одного из монастырей. Но недолго он пробыл в этой должности, всего лишь год. Настолько тягостна показалась ему эта должность, что он просился опять быть в уединении. И, сложив с себя настоятельскую должность, остался в этом же монастыре простым монахом. Это тоже говорит о его высочайшем смирении.

Вскоре, зная его талант проповеднический, и учитывая ту сложность духовного просвещения, которое было в то время (в семнадцатом веке), потому что множество книг во время татарских, литовских, польских набегов просто было уничтожено, старцы Киево-Печерской Лавры, рассудив, решили просить святителя Димитрия принять на себя труд перевода и собрания житий святых угодников Божиих, которые необходимы были для назидания во благочестии православного народа. Святитель Димитрий, страшась этого труда, но, уповая не на свою волю, а на благословение архипастырское, принимает на себя труд собирания житий святых в «Четьи Минеи», которые по сегодняшний день в нашей Святой Православной Церкви являются примером его благочестивой жизни и его кропотливого труда. По сегодняшний день мы назидаемся проповедническим словом святителя Димитрия Ростовского, когда читаем «Жития святых».

Духовное наследие великого Ростовского пастыря

Умерший в начале восемнадцатого века, святитель Димитрий по сегодняшний день проповедует нам через «Жития святых». И эти «Жития святых» настолько важны для духовной жизни христианина, что по монастырским уставам положено их читать на монастырских трапезах для возгревания духа благочестия и святости в тех, которые к этой святости, к этому духу благочестия стремятся.

Мало того, братья и сестры, в нашем благочестивом народе как великое сокровище и ценность необходимую имели даже в простых крестьянских домах собрание двенадцати месячных Миней — житий святых, собранных святителем Димитрием. Так, например, в Воронежской губернии до революции была традиция: когда отдавали замуж дочь, то обязательно в её приданом должны были быть двенадцать книг Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского. Потому что понимали, что необходимо духовно-нравственное назидание в семейной жизни, которое явилось бы стеной оградительной для христиан, желающих жить по-христиански, жить мирно с Богом и со своей совестью.

Собрание житий святых сопровождалось дивными чудесами. Ведь недаром святые отцы говорят: «Когда читаешь житие того или иного святого, кроме духовно-нравственной пользы ты ещё являешься наследником молитв того святого, житие которого ты читаешь. Потому что, когда ты читаешь его житие, этот святой за тебя молится». И мы видим, что когда святитель Димитрий собирал жития святых, то при этом ему были явления угодников Божиих. Так, когда однажды ночью он писал житие мученика Ореста и, написав житие, прилёг, не раздеваясь отдохнуть на час всего лишь перед заутренней монастырской, то ему явился мученик и сказал: «Ты не всё обо мне написал». И показал ему, открыв одежды, рану в боку, сказав: «Вот эта рана мне прожжена». Потом, подняв рукава и указав перерезанные жилы возле локтей, сказал: «Вот это мне перерезано». Подняв свои одежды, он показал раны на коленях, сказал: «А это мне косою было посечено». И тогда святитель Димитрий, слыша в молчании трепетном сего мученика, думал, какой именно это мученик? Потому что есть два мученика Ореста и дни памяти их различны. И тогда он сказал, как бы отвечая на его мысли: «Я тот мученик, житие которого ты только что записывал».

Сами угодники Божии приходили, братья и сестры, для того, чтобы подсказывать ему, чтобы более полно написать их жития. А благодать Божия сопутствовала этому делу. Ведь недаром, всё, что Божие, то оно хранится веками. И мы с XVII века пользуемся житиями святых, которые собрал сей угодник Божий.

Окончание жития святителя Ростова Великого

Впоследствии его назначали в четыре монастыря. То в один, то в другой, — настоятелем и, в конце концов, святитель Димитрий Ростовский был назначен, избран в сан епископский по просьбе царя Петра. Был он избран митрополитом Тобольским, которого Пётр Первый просил избрать мужа благоговейного, благоразумного, духовно просвещённого для будущей Тобольской кафедры в Сибири. Но до Тобольска святитель Димитрий не доехал, потому что был слаб здоровьем. Ему назначили кафедру в древнем городе — в Ростове Великом, который находится сейчас в Ярославской области как маленький районный центр. А тогда это была значительная кафедра, известная древностью своей во всей России. И талант его как проповедника, как ревнителя святых православных уставов, как мужа благочестивого проявился на Ростовской кафедре.

Пожив там благочестиво, он скончался в молитвенном предстоянии пред Богом. И его наутро застали в коленопреклонённом состоянии в молитве. Так он и почил, с молитвой перешедши в вечность. Погребли его в Спасо-Яковлевском монастыре в соборе, где святитель Димитрий, ещё только приехав на Ростовскую кафедру, указал место для своей могилы, сказав: «Здесь покой мой, здесь вселюсь». В гроб под его честные останки были положены черновики его рукописей, которые он заповедал положить во свидетельство на Страшном Суде при общем воскресении мертвых.

Множество чудес от мощей святителя Димитрия было и по кончине его, и после его прославления. Недаром его друг, митрополит Стефан Яворский, который прибыл на погребение с Рязани, восклицал со слезами на погребении, которое совершалось на шестой день по преставлении. Шесть дней лежал в нетлении и в благоухании святитель Димитрий в храме, а святитель Стефан Яворский, говоря проповедь, восклицал со слезами: «Свят Димитрий, свят»! При жизни сподобился он таковой хвалы от многих, а от Бога сподобился этой похвалы в вечности.

Сравнить свою жизнь с жизнью угодников Божиих

И вот сегодня, братья и сестры, размышляя над житием святителя Димитрия, которое было исполнено труда, смирения, покаянного настроения, глубокой веры, я задумываюсь и связываю его житие со словами, которые говорились сегодня в Евангелии: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат».

Слышание гласа Божия. Как мы зачастую, братья и сестры, слышим глас Божий? Выслушали слова Священного Евангелия, в уме вроде что-то ещё и запомнилось, а в сердце не отложилось. И выходим их храма как в той песне: «Каким ты был, таким ты и остался», не сопрягая слова Евангельские со своей жизнью.

Святые отцы говорят: «Как рождается грех? Он рождается из помысла. Сначала приходить помысел. Потом, если этот помысел долго не исповедуется и не открывается, то с постоянством действуя на человека, он входит в сердце человеческое и облекается там чувствами. И только после этого он выражается в словах или в делах — уже совершается грех самим человеком». Но точно так же и добродетель, братья и сестры, начинается с благого помысла, с чистого и сокрушённого, который, если постоянно размышляем о Боге, о духовной жизни, о заповедях Божиих, то он тоже входит в сердце и выражается в благочестивых словах и в благочестивой, святой жизни.

Заповеди Божии как потребность души

И мы, братья и сестры, должны помнить, что не только нашего разума должны касаться слова из житий святых, и Святого Евангелия, и святоотеческих писаний, но мы должны постоянно размышлять о заповедях Господних, как бы «прилепляя» их к своей жизни, к своему состоянию теперешнему, облекать в чувства покаянные сердце своё, в сокрушённые. Как говорится: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». А Господь говорит: «Сыне, даждь Ми сердце твое». Вот это вхождение в сердце помыслов благочестивых и чувствами облечение, чувствами покаянными, чувствами сокрушёнными, Господь не уничижает и помогает благодатью Своей творить саму добродетель, исполнение самих заповедей Господних.

У святителя Димитрия это выразилось не только в словах его благочестивых и в его писаниях богословских и житийных, но и в личном благочестии, в его нравственно-духовной жизни. К сожалению, мы не таковы. Вот и сегодняшнее наше стояние в храме в подтверждение моих слов, к прискорбию. Послушайте, какой шум стоит в храме! Почему? Потому что сегодня приехали люди на выходной, отдохнуть в субботу и воскресенье, и зашли в храм. Конечно, слава Тебе, Господи, что они переступили порог храма, но из храма выйдут ли люди эти с сердечным сокрушением и смирением, или просто по привычке поставив свечку, растолкав других, мельком перекрестятся, поговорят друг с другом, пошумят, не слушая ни проповедь, ни слов Богослужения, и выйдут опять, праздно разглядывая памятники архитектуры…

Наши благочестивые деды и прадеды ходили в церковь, чтобы вынести из неё сокровища благочестивой жизни. А мы зачастую ходим бездумно, не понимая, чего мы пришли и для чего существует храм Божий. А храм Божий существует не только для того, братья и сестры, чтобы получить хорошую работу, чтобы получить здоровье, зарплату хорошую, чтобы сына или дочку в институт пристроить благополучно, свечку поставить, не только для этого Церковь существует. Церковь существует для того, чтобы мы жили вечно, чтобы мы имели вечное бытие, нескончаемое. И для этой вечности мы ходим в церковь как в школу, как в институт, как на курсы ходим, учиться благочестию, учиться такому образу жизни, которым живут святые в вечности и к которому Господь нас призывает житиями святых угодников Божиих.

Святитель Димитрий — свидетель единства Святой Руси

В сегодняшний день, братья и сестры, волею Божиею мы объединились, празднуя память святителя Димитрия Ростовского. Как святитель Димитрий в своё время проповедовал, — и на Украине проповедовал, разъезжая по монастырям, он и в Москве проповедовал, говоря приветственную речь царю, он и в Ростове Великом проповедовал, он и в Слуцке жил четырнадцать месяцев, в Белоруссии, он жил несколько месяцев в Вильнюсе, — проповедовал всем православным, своим примером, как бы свидетельствуя о единстве Святой Руси, Руси духовной, не великокняжеской, раздираемой междоусобицами, а Святой Руси, Руси церковной, верующей, не разделяя Русь тогдашнего времени на Украину, Россию и Белоруссию. Так и сегодня: и с Украины люди стоят, слушают, и паломники из России приехали, и даже из Белоруссии сегодня приехали паломники. Как он прежде проповедовал и в России, и на Украине, и в Белоруссии, так и сегодня и россияне, и украинцы, и белорусы стоят все вместе в храме, внимая словам, которые говорят о памяти сего светильника Божия.

Мы блаженны, братья и сестры, тем, что имеем такового заступника и молитвенника. Мы счастливы тем, что до сих пор, несмотря на гонения на Церковь и на всяческие лишения, мы сохранили слова святителя Димитрия Ростовского и «Жития святых», которые он составлял. Мы ещё более будем счастливы, если читая эти слова, мы их будем слагать в сердце своём. Помните, как в Евангелии в Сретение Господне говорится, что Божия Матерь, слушая словеса Симеона Богоприимца, слагала их в сердце Своём? Не только запоминала, но и в сердце слагала. Так и мы, братья и сестры, в сердце слагаем сегодня слова благочестия, которые донесены нам Святой Православной Церковью благодаря таким угодникам Божиим как святитель Димитрий.

Не все святы на Руси Святой, но мы все призваны к святости, мы все должны стремиться к святости. А какой образ святости или мера святости у каждого из нас будет — это как милость Божия поможет нам и благодать Господня, и сила Господня подкрепит. Но мы должны к этому стремиться, потому что под лежачий камень вода не течёт. Мы должны стремиться жить благочестиво, мы должны стремиться, братья и сестры, жить по вере, по заповедям Господним, по учениям святоотеческим, по примерам святых угодников Божиих. Тогда, братья и сестры, от жизни нашей не только нам радость будет и утешение, но и всем, вокруг нас находящимся. Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Образец истинного пастыря Христова

Всяко было на Руси Святой. И духовенство не всегда отличалось высотой своего благочестия, но народ благочестивый всегда говорил: «Не всякий поп — отец». Да, бывали просто исполнители треб, которые носили благодать Божию, особо ей не пользуясь. А были такие пастыри, за которыми народ шёл тысячами. Вот святитель Димитрий — один из таких пастырей, который есть подражатель Пастыреначальнику Христу Спасителю, он явился помощником, соработником Богу в исполнении Его слов: «И будет едино стадо и един Пастырь».

Святитель Димитрий Ростовский своими проповедями собирал православных и на Украине, и в России, и в Белоруссии, собирая их ко Христу, стяжая их для вечности. И каждый из нас, братья и сестры, может примером своей жизни, благочестием своим, молитвами своими спасти хоть одну-две души для вечности. Ведь мы сегодня в храме стоим не просто так. Помните, святитель Димитрий Ростовский, как я говорил, с каким он благоговением отзывался о своей матери, говоря о её благочестивой жизни, о её добронравии? Так точно и мы, братья и сестры, каждый из нас, в памяти своей имеет пример благочестия наших родителей, имеет пример благочестия наших сродников или знакомых верующих, или священников, которые были праведниками в жизни и на приходах, и наставляли добре свою паству так, что слова их в душу западали, и потом уже от Церкви человек не отходил. Каждый из нас имеет пример живого благочестия в том или ином человеке, который находился рядом с вами. Так дай, Боже, чтобы и мы были таковыми людьми, чтобы, находясь с нами, люди что-то доброе от нас воспринимали.

Престол, посвящённый святителю Димитрию

Сегодняшний день, братья и сестры, тоже особенный. В честь святителя Димитрия посвящён этот придел Успенского собора. Он посвящён в честь трёх святителей российских: Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, и память их празднуется совместная 1-го августа. Но поскольку в этот день ещё и память Серафима Саровского, то слава сего угодника Божия как бы затмила сих трёх святителей. Но, тем не менее, этот день является для нашей обители престольным днём. И как всё в нашей обители доброе и созидательное творится, братья и сестры, в престольные дни, так и в сегодняшний день, 4-го октября 1992-го года (год открытия монастыря), в нашей обители произошло славное событие и утешительное. Именно в этот день, 4-го октября в монастырь вернулась чудотворная Святогорская икона Божией Матери, которая стоит сейчас у нас здесь, в Успенском соборе. Она находилась на приходе села Новотроицкое Волновахского района, оттуда её привезли в Славянск, а из Славянска пешком, крестным ходом священнослужители несли на руках (девять часов пешком шёл крестный ход), тридцать два километра неся икону Божией Матери. Царица Небесная возвращалась в стены Своей обители.

В сегодняшний день, на память святителя Димитрия Ростовского, произошло это событие. Видно, молитвы сего угодника Божия перед Божией Матерью за обитель были таковыми, что Она именно в его праздник вернулась в святую обитель. Это — знамение молитв святителя Димитрия за обитель перед Богом, перед Царицей Небесной. И мы, взирая на этот пример, братья и сестры, с благоговением чтим память сего святого мужа, сего светильника Божия, сего святителя Христова.

И все угодники Божии, которым посвящены престолы в обители, они, братья и сестры, молятся о святой обители. Так, первая литургия в обители была на праздник святителя Митрофана Воронежского. Корпуса нам передали, братья и сестры, в день празднования великомученицы Варвары и в день празднования святителя Николая Чудотворца. Никольский храм на скале, — мы начали там служить в день преподобного Арсения Великого. Всё это — престольные дни святой обители. И так Господь промыслом Своим устроял, что именно в престольные дни совершалось то или иное событие в монастыре, как бы подтверждая этим молитвенное предстояние угодников Божиих за нас пред Богом.

Нет преград на пути к святости: пример Ростовского святителя

И помните, что святителю Димитрию жить благочестиво не помешала ни тогдашняя политическая обстановка, как любят говорить, ни экономическое состояние общества. Ведь это была середина семнадцатого века — постоянные набеги, разорения, пожары, войны, нестроения, расколы, насилие и экспансия католичества. Ему не помешало это. Юность возраста не помешала ему жить благочестиво — в семнадцать лет уже монашество принял, а в двадцать четыре был иеромонахом и проповедником, которого за счастье считали послушать, приглашая из города в город, из монастыря в монастырь.

Вот, братья и сестры, как мы часто своё нерадение оправдываем внешними причинами: то нам некогда, то мы молоды — ещё рано, то мы стары — уже поздно, и всё в таком духе. А мы должны жить благочестиво, подражая угодникам Божиим, не взирая ни на какие внешние обстоятельства. Привёл Господь в старости — и слава Тебе, Господи. Как работник единого часа поработай. Привёл в юности — слава Тебе, Господи, что на этот подвиг Господь поставил — жить благочестиво, пока не нахватался ещё грехов и страстей мирской жизни.

А то бывает так, как в одной семье говорили духовнику. Дочка говорила: «Батюшка, да мне ещё рано в церковь ходить, я молодая и погулять ещё хочу. Вот повзрослею, тогда буду и в храм ходить». Её мать говорила: «Батюшка, я бы и рада в храм ходить, да семья, заботы семейные, работа мешают. Вот пойду на пенсию, тогда буду ходить в церковь». А бабушка говорила: «Батюшка, я бы и рада в церковь пойти, да здоровья нет». И на всё причины есть. А у нас не должно быть причин, мы не знаем, в какой день Господь заберёт нашу душу, и мы будем отвечать перед Ним, стоя на судилище пред Престолом Божиим, за свои дела, за свою нерадивую жизнь.

Подражанием святым в их живой вере достигается святость жизни

Мы должны, братья и сестры, стремиться с живой верой, живым сердцем слушать слова Господни, складывать их в сердце своём, облекать их в чувства покаяния, смирения и молитвы о грехах своих, и о всём мире, и так стяжать свою бессмертную душу, потому что «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит»? Какая польза человеку сему? И мы видим, что миллионеры от безысходности жизнь самоубийством заканчивают, нет счастья ни в богатстве, ни во власти, ни в почестях, ни в славе. Значит, не в этом смысл, если люди, стяжавшие таковое, как у разбитого корыта в конце жизни стоят. А в стяжании души своей, души благочестивой, души нравственной, братья и сестры, — вот истинное сокровище, вот истинная ценность, за которую на смертном одре будет радостно, а не скорбно. Земное благополучие и богатство оставляют с криком, со слезами, с истериками на смертном одре, а духовное богатство человек и на смертном одре не теряет, оно идёт с ним в вечность и ходатайствует, открывая перед ним царские врата, о его вечном бытии.

И мы, братья и сестры, знаем таковые примеры, у нас таковые примеры есть, так будем же им подражать. Что мы подражаем атеистам, безбожникам, или людям, у которых Бог, как золотая рыбка, должен приносить им на золотом блюдечке то одно, то другое, что они просят? Мы Бога любим ради того, что Он за нас распялся. Мы живём благочестиво не ради корыстного приобретения чего-то, а мы живём благочестиво ради любви к Богу, ради желания быть с Ним в блаженной вечности, ради любви к Царице Небесной, Которую мы там увидим, ради любви к угодникам Божиим, с которыми мы в вечности встретимся. И дай, Боже, чтобы мы, братья и сестры, переходя от этой жизни в мир иной, встретили святителя Димитрия Ростовского, который, стоя во вратах райских, говорил бы: «Чадо Христово, гряди в обители вечные, небесные, потому что, читая «Жития Святых», которые я составлял, ты не оставлял души своей тщетной, ты любил этих святых живой любовью, и любовь эту распалял до желания самоотверженного быть со Христом в вечности. Так вниди в радость Господа Твоего вместе с нами, которые подобно тебе стремились жить благочестиво».

Старайтесь, братья и сестры, живой верой жить, любить Церковь Божию. Она — родная мать нам, и более чем тысячелетний период истории подтверждает эту истину. Она — родная мать для нашего Отечества и для каждого из нас, и слова Её для нас должны быть, братья и сестры, уроками жизни в благочестии. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *