Притча о богаче и Лазаре: 20-я Неделя по Пятидесятнице

аудио

«А что ты приобрёл для вечности?» — толкование известной Евангельской притчи в изложении Святогорского архипастыря митрополита Арсения напомнит о непреходящих, истинных ценностях, о том, что человеку как дар даются Господом различные таланты (в числе которых — и богатство), но даются только для того, чтоб он употребил их для спасения своей души для вечности с Богом.

Воскресная проповедь митрополита Святогорского Арсения от 7 ноября 2010 г.

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня заключительными словами Святого Евангелия Святая Церковь заставляет нас трезвенно взглянуть на свою жизнь, когда говорит к сердцам нашим: «Блажени слышащие Слово Божие», — но не только слышащие, но слышащие и «хранящие» это Слово. Не только услышать Слово Евангельское необходимо человеку, но по этому Слову судить свою жизнь, судить свои слова, свои помышления, свои дела, по этому Слову направлять всю свою сознательную жизнь. Потому что мы — творение Божие, созданы по образу Его и по подобию, имеем бессмертную душу, которая призвана Богом к вечности, а Евангелие — это, как раз, то учение для человека, в котором он познаёт, как можно эту душу для вечности приобрести, спасти душу для вечности.

И сегодня святой апостол и евангелист Лука, исправляя наше нездоровое настроение, исправляя страсти наших душ и греховные неправды, приводит нам в Евангелии притчу, сказанную устами Христовыми — притчу о богаче и нищем Лазаре. И говорит Христос, что был некто, богатый человек, одевался в драгоценные ткани: в порфиру и в виссон, ежедневно веселился и творил пиршества и празднества, самодовольно услаждаясь самолюбием и сладострастием. И вот, у ворот дома этого богача лежал больной, поражённый болезнями, ранами, покрытый струпьями — некто нищий Лазарь. И вот, видел Лазарь, что выносят пищу от стола этого богатого человека и бросают псам и желал бы этой пищей насытиться, но не имел возможности, потому что лежал за воротами дома, и такового нищего слуги и близко не подпускали к порогу дома богатого. В этом Евангелии Христос приводит ещё такой один нюанс, который заставляет нас ещё больше задуматься, — что псы приходили и лизали раны нищему Лазарю. Господь как бы показывает, что животные и то проявляли какую-то любовь к ближнему, они подходили и проявляли сострадание к больному Лазарю и лизали ему струпы на ногах. Но богатый, выходя и заходя в дом, ни разу не обратил в своём самодовольстве на него внимания, куска хлеба не подал ему.

И так повествует Христос. Скончался нищий Лазарь, вскоре умер и богач. И Лазаря ангелы вознесли в Царство Небесное, вместе с Авраамом и праотцами, а богач был низвергнут в геенну огненную, где мучился. И в этих муках он осознал бессмысленность всей своей прошедшей жизни. И тут-то он и вспомнил, хотя уже и поздно, как он не проявил милосердия к тому нищему Лазарю, и, размышляя о сем, как говорит евангелист, возвёл очи и увидел в видении Авраама, находящегося в Царствии Небесном, и рядом с ним — Лазаря. Тогда богач, умоляя праотца Авраама, говорит: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». Авраам сказал, что это невозможно — «между нами и вами утверждена великая пропасть». Богач стал просить Авраама, говоря, что у него есть пять братьев: «Отче, пошли его в дом отца моего, пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения», чтобы они, покаявшись, исправили свою жизнь. И отвечал Авраам: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Тогда богач вновь говорит, что нет, они не послушают Моисея и пророков, «но если кто из мертвых придёт к ним, покаются». Но Авраам говорил: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Слушая эту притчу, братья и сестры, обратим внимание, как часто мы слышим в Евангелии о богатстве, которое делает душу человеческую глухой и слепой и к собственному состоянию, и к окружающим. В одном месте говорит Господь: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». В данном случае Он приводит страшное состояние посмертное богатого человека.

Есть ещё притча о богатом человеке, который собрал богатый урожай и говорил, что, вот, добро тебе, душа — ешь, пей, веселись во все дни жизни своей. И ему было ночью сказано: «Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе».

А что ты приобрёл для вечности? Зачем даётся человеку богатство? И неужели само по себе богатство является причиной гибели души человеческой? Не само по себе богатство является причиной гибели, а такое отношение к нему, когда человек делает богатство целью своей жизни, и когда это богатство употребляет не на добро в своей жизни, а на всякие страсти, всякую неправду, на всякую греховную жизнь. Тогда оно является для человека страшным камнем, который влечёт его на дно геенны огненной.

Вспомним, братья и сестры, ведь в нашей церковной истории много было таких людей, которые были богатыми. И тот же праотец Авраам, упоминаемый в этой притче, он был богатый и знатный человек своего времени. Вспоминаем пророка-псалмопевца царя Давида, который написал «Псалтирь», по которой мы по сей день молимся и совершаем Богослужения.

Мы вспоминаем из нашей отечественной церковной истории многих благоверных князей и правоверных царей, которые были людьми богатыми. Но как они употребляли это богатство? Помните святого благоверного князя Александра Невского? Который был любящим отцом для своего народа, так что даже в безбожное время имя его как патриота и воина, и действительно известного правителя Святой Руси вносили в учебники истории. На его примере воспитывали патриотизм воинов. А когда он умер, то люди, услышав о смерти Александра, воскликнули: «Горе нам — погибаем»! Так люди связывали с ним безопасность своей жизни в то страшное время монголо-татарского нашествия.

Вспомним внука Александра Невского — Иоанна Калиту, Великого Князя. Калитой назван он был не за то, что так уж дорожил кошельком и деньгами, а потому что во время монголо-татарских нашествий и разорений этот князь, имея постоянно перед глазами своими сирот, нищих, вдов, людей обездоленных, оставшихся без крова, всегда при поясе своём носил большой кошелёк для раздачи милостыни. Рука его была щедрой на милостыню, и народ его прозвал «Иоанн Калита».

Вспомним равноапостольного князя Владимира, которого не церковные историки, не придворные люди назвали, но народ наименовал — «Красное Солнышко». Как говорит летописец, милосердию его предела не было. Он каждое воскресенье на службе в своём великокняжеском дворе накрывал трапезы для нищих, убогих и странных. А для больных, которые не могли прийти к нему на княжеский двор на трапезу, каждую неделю развозилось по улицам Киева до восьмидесяти возов съестных припасов. Каждое воскресенье развозились припасы, питая нищих и больных, лежащих в домах.

Так относились к богатству эти люди. И богатство для них стало причиной восприятия Царствия Небесного. Мы, братья и сестры, хоть и не богатые люди, но можем настолько привязаться к вещам своим, привязаться к какому-то домашнему имуществу, что за этим можем забыть Бога. Мне вспоминается, братья и сестры, случай, когда две родные сестры хоронили свою мать. И вот, перед смертью мать оставила завещание на одну только из сестёр, которая её досматривала. Вторая же сестра, услышав, что мать оставила завещание на свой ветхий домик и участок на сестру, даже не пришла на похороны матери. Что для неё было дороже: Бог, родная мать, которая воспитала и в голодовку кусок от себя отнимала, чтобы её выкормить, чтобы она выжила, или дороже Бога, матери и души своей ей был тот ветхий домик, крытый очеретом?

До смешного иногда доходит привязанность человека к тленному имуществу. Я вспоминаю, как однажды в село приехала к одной бабушке дочь в отпуск и решила, как всегда, навести порядок в доме. И у старого человека, как всегда, были собраны какая-то старая обувь, старые вещи, которые уже абсолютно не были нужны в употреблении, которые уже никуда абсолютно не годились. И дочь, наводя порядок, делая ремонт в доме, решила всё лишнее, ненужное, никуда негожее выбросить, сжечь на костре. И вот она несла мешок с этими вещами, а бабушка шла следом и кричала: «Спасите, люди добрые, что же она творит! Она меня убивает. Зачем ты ко мне приехала, зачем ты всё моё добро хочешь сжечь»? Вот так до смешного доходит привязанность к тленному имуществу, которое уже и цены-то особо никакой не имеет. Не только к богатству, к миллионам, можно быть привязанному, но даже к малейшему чему-то земному можно привязаться до безумия, до забывчивости о вечности, о своей душе. Ведь никто не вспоминает, что в гробу карманов нет. И как мы пришли в этот мир, ничего в него не принеся, так и уйдём, ничего не унося из мира.

Но то, что находится в нашем владении, мы ведь можем употребить, братья и сестры, проявив любовь к Богу, исполняя Его заповеди, и любовь к ближнему, благотворя и давая ему милостыню.

И вот вспоминаем, как богач, привязавшийся к этому богатству и забывший Бога, как он услышал слова от Авраама: «Чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животe твоем». Что же ты хочешь? Как точно сказано: «Ты восприял еси благая твоя». То есть, то, что ты считал благом: богатство, пиршества, роскошь, объедение, пьянство, разгул. То, что ты считал благом, всё воспринял, всё ты имел в жизни. То, что ты имел за «бога», за идола, за цель жизни своей, ты всё воспринял. Что ты ещё хочешь? А посмотри на этого нищего, ведь он ничего не имел, но при этом как он хранил свою душу, — говорят святые отцы-толкователи, — он не возроптал, он нигде не пожаловался никому на свою судьбу, сохранил в чистоте от греха безгрешную свою душу, видно наученный благочестию ещё своими благочестивыми родителями. А иначе невозможно человеку стяжать такой чистоты душу, как стяжал этот нищий. И не только за то, что он просто лежал больной у ворот богача, он воспринял радость в Царстве Небесном. За то, что душу свою от греха хранил.

И богатым, братья и сестры, даётся богатство для спасения их души. Чтобы они могли этим богатством, творя милостыню, спасать свои души. И богатому человеку есть куда простереть свою руку для подаяния милостыни, посмотреть вокруг себя: сколько детских домов, сколько старушек безродных, не зная, как концы с концами свести, доживают на нищенскую пенсию, сколько людей, нуждающихся в помощи и поддержке, сколько людей больных, не имеющих средств на лечение от той или иной болезни. Какое поприще даёт Господь для того, чтобы мы употребляли то, что Он нам дарует, в пользу для своей души!

Недаром Евангелие говорит, что трудно войти богачу в Царствие Небесное, легче верблюду пройти через игольные уши. «Игольными ушами» назывались небольшие ворота в Иерусалиме, через которые проходили странники и путники, когда уже городские ворота закрывались на ночь и верблюд в эти ворота может с трудом протиснуться, и то, только сложив с себя поклажу. И вот, соответственно, так и богатым дается это богатство не для того, чтобы они его стяжали и копили. Всё равно, не заберёшь ты с собой в могилу это богатство. А дано оно для того, чтобы употреблять его для спасения собственной души, и для пользы окружающих ближних.

Но есть ещё один момент в Евангелии сегодняшнем, братья и сестры, когда просит богач Авраама послать Лазаря в дом к его пяти братьям, чтобы они, увидев его воскресшим из мертвых, покаялись, и, принеся покаяние, исправили свою жизнь. И отвечает Авраам: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». И говорил богач, что нет, Моисея и пророков они не послушают, но вот, если кто из мертвых воскреснет, тогда послушают. И говорил Авраам, что если Моисея с пророками не слушали, то если кто и из мертвых воскреснет, не послушают.

Пример тому — Христос Спаситель, воскресший из мертвых. Слава Его Воскресения прошла по всему миру, благодаря проповеди Его двенадцати учеников. Христианством просвещён весь мир. О Воскресении Христовом свидетельствуют сейчас научные открытия. О Туринской плащанице рассуждают учёные, тысячи народа собираются в Страстную Субботу у Гроба Господня — в Иерусалиме ежегодно сходит Благодатный огонь, которому учёные тоже не могут дать никакого объяснения. Как огненное естество, сходящее ниоткуда, зажигая все лампады и свечи, сходя на Гроб Господень, остаётся холодным, так, что люди этим пламенем водят по лицу, по рукам? Есть естество огня, но нет жара, и только через несколько минут, через десять и больше, появляется естественное тепло и жар от этого огня, а до этого огонь холодный. Весь мир это знает. На видеокассетах везде это распространено. И не когда-либо, а один день в году только это бывает — в Страстную Субботу, накануне Православной Пасхи. И только православный предстоятель получает Благодатный огонь. Один раз только было, что армяне выкупили у турок право стоять и получать Благодатный огонь в Гробе Господнем, а Патриарха православного даже не пустили в Храм Гроба Господня. Но ударил луч огненный, как молния, ударил в колонну снаружи храма, и Благодатный огонь снизошёл, и по сей день эта расколотая колонна показывает чудо, которое Господь явил на Святом Православии, на Гробе Господнем, свидетельствующее об истине Воскресения Христова.

Об истине Воскресения Христова свидетельствует и сам праздник Пасхи Христовой. Назовите мне хоть один праздник, который приносит такую радость и является всеобщим. Да нет такого праздника во всём календаре, как Пасха Христова, когда душа подсознательно, даже иногда неосознанно радуется и тянет человека в храм на ночную службу, чтобы порадоваться о Воскресшем Христе Спасителе.

Да и пример того неверия людей, которые не слушают Закона Божия видим в том, что когда Господь воскресил четверодневного Лазаря из мертвых (и множество тому было свидетелей, и гроб Лазаря по сей день находится в Палестине), то фарисеи и книжники, услышав о воскресении четверодневного смердящего мертвеца, который во время входа Господня в Иерусалим шёл следом за Христом и был проповедью правды Христовой и правды о всеобщем Воскресении мертвых, не удивившись этому, злобствовали. И на совещании решили убить и Христа, и самого Лазаря, так что Лазарь вынужден был скрываться, и окончил свою жизнь на острове Кипре, а Христос был через неделю распят. Распят теми, которые встречали Его во время входа в Иерусалим. Поверили ли они Тому, Кто из мертвых воскрес? Нет.

Верны слова Господни в Евангелии, что если Моисея и пророков, и Святое Евангелие (можно добавить), не слушает человек, то ему, хоть какие чудеса давай, он всё будет утверждаться в своём нечестии, пытаясь объяснить всё это какими-то человеческими причинами. Разве мало Господь даёт нам чудес в настоящее время? «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет», — говорит Евангелие словами Христа Спасителя. И сколько же нам чудес ещё являть? Пойдите в Киево-Печерскую Лавру, где лежат с ХI, ХII-го века чудотворные нетленные мощи угодников Божиих, преподобных отцов Киево-Печерских. Учёные разводят руками, когда сухие главы и черепа источают миро, которое имеет состав неземного состояния, и белок этот не имеет аналогов среди живых существ и земных веществ. Когда люди облучали семена радиацией, и они теряли всхожесть, а потом эти семена клали на гробницы отцов Киево-Печерских, эти семена восстанавливали, репродуктировали свою способность расти и приносить плод, и урожай был в два раза выше, чем от семян обычных.

Мы привыкли к такому чуду, как освящение святой воды, когда погружением креста, не всегда серебряного, чаще медного, а то и деревянного, на приходах, вода делается святой, нетленной. Пример тому — когда водосвятия проводятся на реках, когда люди с верой почерпают воду из реки, из озера, в которые погружался крест. И эта вода стоит нетленной и непортящейся.

Посмотрите на чудотворную икону Божией Матери. Сколько на ней подвесок? Ведь к пустому колодцу народ за водой не ходит. И если люди несут самое дорогое, ценное, что у них есть в благодарность Божией Матери, значит, есть чудо от Царицы Небесной и отклик на их молитвы. Это — свидетельство о Её живом, молитвенном присутствии среди нас, и это свидетельство о Небесном Царствии, и об истинности, что Она — истинная Богородица и Матерь Бога нашего, пришедшего и воплотившегося ради нашего с вами спасения.

Сколько ещё можно приводить чудес, братья и сестры? Сколько можно приводить знамений и явлений святых угодников Божиих в те или иные времена, совершавшихся в нашем Отечестве, в городах, в селениях, в семьях наших? Сколько ещё говорить о помощи Божией, которая удивляла и врачей, когда исцелялись недужные, неисцелимо больные люди, и учёные, когда разводят руками, не могут дать объяснение тому или иному феномену в этой жизни? Мы, братья и сестры, видим, что Господь достаточно явил, и всё равно множество народа есть неверующего, а есть и откровенно злобствующего против учения Христова и хулящего Христа и Церковь, хулящего самих верующих, и насмехающегося над ними. И подчас верующей является мать, а сын и дочь смеются над её «невежеством», «темнотой», «забитостью», что она молится и в церковь ходит, да и всячески стараются уничижить её, самого дорогого человека при этом, даже ей не доверяют, матери своей. Сколько таковых примеров, братья и сестры!

Я как-то приводил примеры, как в советское время было, когда учительница принесла икону в класс, поставила эту икону и всех детей заставила, чтобы дети прошли, и каждый из них на икону плюнул: «Бога нет, поэтому плюйте на икону». И дети, повинуясь, ведь учитель — это авторитет, шли и плевали на икону. И только одна девочка стала и сказала: «Мария Ивановна, если Бога нет, то зачем на Него плевать? А если Он есть, так Его надо любить, почитать и молиться Ему». Ведь нельзя ненавидеть того, кого нет, как говорят атеисты. А посмотрите, сколько злобы вылито на всё, что связано с именем Божиим — разрушены церкви, уничтожены святыни, пускай они даже были памятники архитектуры и произведения искусства. И никто так не оценил святые иконы, как иностранцы, которые, приезжая к нам сюда на Святую Русь, стараются за огромные деньги, за валюту купить икону и повезти к себе на родину как величайший предмет нашего отечественного благочестия и благоговения перед Богом, изображённый в красках. А мы этими иконами сельсоветы топили, мы из икон в свинарниках хлева сбивали, учили детей плеваться на эти иконы. Да и в домах, заходя в православную семью, не часто увидишь икону на почётном, переднем месте, как знак Бога присутствующего и для напоминания о Боге. Часто где-то на шифоньере, на холодильнике, в серванте за сервизами хрустальными, стоит маленькая иконочка, как вроде со стыдом мы её прячем. А наши деды и прадеды, почитая Бога, в каждом доме на переднем углу, как дорогих гостей, хранили изображения Господа, Божией Матери, угодников Божиих, и там всегда теплилась лампада. Как могли, по-простому, украшали эти святые углы — то ли рушниками вышитыми, своим трудом созданными, то ли бумажными цветами украшали, по-детски. Но во всём этом выражалась любовь к Богу, внимание к Богу, а значит, и к Его заповедям. И жизнь наших предков соответственно направлялась.

И мы, братья и сестры, в сегодняшний день, слушая притчу о богаче и о Лазаре, должны понять: и пророки, и святые апостолы, евангелисты, и святые угодники Божии жизнью своей проповедовали для нас Евангелие Царства Небесного. Чтобы мы жизнь свою сообразовывали с этим Евангельским учением, чтобы достигнуть блаженной, нескончаемой вечности, и жить вечно вместе с Богом. Как человечество во все времена стремилось к бессмертию — продлить свою жизнь хотя бы насколько, как человек тщательно старался лечить свой организм, чтобы год-два лишние прожить, а Господь нам даёт целую вечность для жизни и говорит, как её достигнуть. Правила даёт для достижения этой вечной жизни, но мы не только правила не соблюдаем, но ещё и само Евангелие читать ленимся. Что угодно будем читать: о политике будем читать, анекдоты в газетах будем читать, программу ту или иную, того или иного депутата будем читать, а Евангелие не читаем. Молиться забываем, а потом всё возмущаемся, говоря: «Где же Бог, что мы так плохо живём»? Да ведь не Он нас оставил, а мы Его оставили.

Не Господь виноват, что мы от Него отвернулись. Как, всё равно, что ребёнок, которому мама говорит: «Смотри, горячую плиту не трогай, обожжёшься, и тебе будет больно». Послушный ребёнок послушает свою мать и останется здоровым и весёлым. Непослушный тут же схватится за горячую плиту, будет крик, будет боль, мама опять будет дуть на его обожжённые пальцы с любовью, но сам для себя он эту боль приобрёл. Так и мы, не слушая заповеди Господни, сами себя ввергаем в бедственное положение, лишаемся здоровья, лишаемся понимания наших ближних в этой жизни. Да это и естественно. Если мы Бога не слушаем, чада Божии, то чего нас будут наши дети слушать? Потому что мы сами не являем послушание. И что мы требуем послушания себе, когда мы не слушаем самого Бога, Создателя нашего?

Поэтому слова, сказанные евангелистом как напутствие нам в сегодняшний воскресный день, должны заставить наши души задуматься. «Блажени слышащии слово Божие и хранящии е». Блаженство — в том, чтобы, храня эти словеса в сердце своём, жизнь свою сообразовывать по этим словам. И через это стремление быть угодным Богу, угодить Богу, сподобиться нескончаемого бытия в вечности с Богом, с ангелами, со всеми святыми угодниками Божиими, вместе с нашими сродниками по плоти, которые жили с Богом, и в жизни своей Бога не забывали, и нам оставили святую веру, Святое Евангелие. Оставили Святую Церковь, через таинства которой мы соединяемся с Богом и с вечным горним миром. Принимая Святое Крещение и крестясь во имя Христово, постараемся, братья и сестры, и пожить по этому званию — «христианин».

Христианин — это тот, кто живёт по Христовым Заповедям, а иначе нельзя и называться христианином. Ведь шахтёр называется шахтёром, потому что работает в шахте. Врач называется врачом, потому что людей лечит. Учитель — учителем, потому что учит детей. И христианин должен называться христианином потому, что он жизнь свою наполняет смыслом жизни во Христе, смыслом нескончаемого бытия и стремления к этой вечной жизни с Богом, по любви к Нему, и со всеми святыми сродниками нашими. Аминь.

Проповедь митрополита Святогорского Арсения в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. 7 ноября 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *