Введение во храм Пресвятой Богородицы

аудио

4 декабря Святая Православная Церковь празднует Введе́ние во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Об этом празднике ничего не говорится в Писании, к нам он пришёл из Церковного Предания. Чему учит нас один из главных Богородичных праздников, каковы его истоки, о назидательном смысле празднуемого Церковного события ― в проповеди Святогорского митрополита Арсения.

Проповедь архиепископа Арсения на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 2013 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшний день ― день особенный. Из сегодняшнего праздника, братья и сестры, мы выносим поучения для себя. И родители, которые благочестием своим, и молитвами своими, и примером своей нравственной жизни воспитывают детей своих, имеют сегодня примеры назидания Богоотцов Иоакима и Анны. Сегодня и родители имеют назидание, и дети имеют назидание в послушании родителям и восприятии от них добрых плодов или семян благочестия, которые впоследствии принесут плоды благочестивой жизни в жизни их самих.

Сегодняшний праздник ― день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Недавно мы воспоминали день Рождества Пресвятой Богородицы и все события, которые были связаны с этим рождеством Пречистой Девы, Божией Матери, Царицы Небесной, Которая наречена будет Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим.

Остановимся на благочестии родителей, которые уже в престарелом возрасте родили Царицу Небесную. До этого времени как не имеющие детей, по тогдашнему еврейскому закону и пониманию, они не имели благословения Божьего. Это значит, что Господь пресекал род за какие-то тайные грехи. И поэтому родители Иоаким и Анна часто терпели поношения, насмешки, уничижения от тех людей, которые по жестокосердию своему не преминали укорить их в этом или обличить их в тайных грехах.

Но Господь утешил эту престарелую чету. Церковное Предание и святые отцы говорят, что в то время не было на земле людей более праведных, чем Иоаким и Анна. Именно по этой причине, братья и сестры, Святая Церковь на отпустах поминает их как святых и праведных Богоотец Иоакима и Анну. И в своей праведности они не роптали, никого не осуждали, ни на кого не озлобились, ходили в храм Божий, трудились, творили милостыню, и милосердием и молитвой привлекли милосердие Божие к ним. Они дали обет, что если родится у них дитя, то они посвятят его Богу.

И когда у них родилась Преблагословенная Дщерь, и они получили благословение первосвященников и священников храма Иерусалимского, то до трёх лет свою Дочь воспитывали, храня Её, как зеницу ока. Мудрые, благочестивые престарелые Иоаким и Анна души не чаяли в своей Дочери, и всё то доброе, что было в их душе и по отношению к Богу, и по отношению к ближним, они всё передали Ей, воспитывая Её не только словами, но и примером своей жизни. Они были уже престарелые, понимали, что жизнь их катится к закату, и помнили свой завет, который дали Богу. И поэтому, когда Ей исполнилось три года, они решили отвести Её в храм Господень на воспитание, чтобы Она воспитывалась там, и чтобы ещё при жизни они могли посещать Её и утешаться, что Она не теряет жизнь во благочестии, но приобретает всё более в сокровищнице своей духовной.

Вот как описывают Предание Церковное и святые отцы это событие. Одета была Мария, трёхлетняя Отроковица, в самые лучшие одежды. Её родители, благочестивые Иоаким и Анна, собрали всех сродников, всех знакомых, всех соседей, всех, кто всегда с любовью относился к ним. Они собрали девочек, девственниц, вручили им цветы, свечи и в исполнении псалмов Давидовых повели Её в храм Божий. Предание Церковное говорит, как два ангела, два этих благочестивых старца, Иоаким и Анна, вышли на порог своего дома, ведя с нежностью за руки свою Дочь.

Когда они вышли на порог своего дома, то в радости, в необычном духовном восторге, которые даровал Господь участникам этого события, все восплескали руками. Под рукоплескания выходила Царица Небесная, под звуки радости и празднования, под пение псалмов Давидовых. И так из Назарета они пошли в храм Иерусалимский. Тогда это было единственное святилище ― святыня всего еврейского народа, куда множество народа стекалось славословить истинного Бога.

И вот когда привели Её в храм Божий, навстречу вышли священники, вышел навстречу и первосвященник Захария, отец Иоанна Предтечи и сродник родителям Божией Матери. Они поставили свою Дочь на первую ступень (а таковых ступеней было 15, и они были высокие) и на каждой этой ступени священники, служа Богу, исполняли один из псалмов. Они так и называются ― «Песни 15 ступеней» Псалтыри. И вот поставленная на первую ступень Отроковица младенческого возраста трёхлетнего вдруг сама пошла по ступеням навстречу первосвященнику, простирая к нему руки. Та любовь к Богу, которую заложили ещё во чреве материнском, воспитанная ещё во младенчестве Её родителями, она выразилась в том, что эта любовь Божья, это духовное семя, заложенное в Отроковицу, повлекли Её к святыне ― к храму, священникам.

Принял Её Захария. С удивлением смотрели священники, как малое дитя преодолевает 15 высоких ступеней к храму. И по наитию Духа Святого первосвященник Захария вдруг на глазах священников и всего народа ввёл юную Отроковицу во Святая Святых ― в алтарь Ветхозаветного храма, куда первосвященник и то заходил один раз в год. Но сделал он это по особому откровению свыше ― как раб Божий и пророк, духом пророчествуя о великом Сокровище, Которое вводится в дом Господень. Божия Матерь, Которая должна была стать ковчегом воплощаемому Богу, Сама стать храмом и вместилищем Бога, как Она не могла войти во Святая Святых, которое и преобразовало воплощение Божие и Её Саму!

В своё время во Святая Святых были внесены и хранились Ковчег с манною, жезл Аарона прозябший и Скрижали Завета. И сам Ковчег, хранящий эту святыню, прообразовывал будущее воплощение славы Божией и воплощение Божие от Пречистой Девы. И сама стамна, манну носящая, прообразовала Божию Матерь, носящую во чреве. И жезл Ааронов прозябший, когда сухая палка дала ростки, ― пророчествовал в своё время о том, что без мужеского зачатия будет рождён Сын Божий. И сами Скрижали Завета были прообразом Божией Матери, на которой перстом Божиим, не заповеди ветхозаветные, но слово «чистая» будет написано, как говорится в акафисте.

И вот Божия Матерь поселилась в храме Иерусалимском. Предание говорит, что в скором времени умер Её отец. Её благочестивая мать Анна после смерти отца переселилась к своей Дочери и жила вместе с Нею у храма Божия, назидая Её своим примером благочестия и материнской любовью.

Через несколько лет скончалась и святая праведная Анна. И Божия Матерь осталась одна среди людей, но не одна, потому что с Нею был Господь и с Нею были ангелы. Они служили ещё при вхождении Её в храм Иерусалимский, потому что святые отцы говорят, что хотя ангелы Божии силы тайны не знали, но по особому повелению Божию уже служили юной Отроковице. И впоследствии, когда она трудилась ― пряла пряжу, ткала ткани в храме Иерусалимском, училась рукоделию, читала Священное Писание, то подчас за работой, за чтением, за молитвой забывала даже какие-то элементарные естественные человеческие привычки в отношении того, чтобы питать свою плоть ― забывала даже покушать. И тогда Господь посылал Архангела Гавриила, который приносил пищу Ей, когда она молилась во Святая Святых, где Она и дала обет Богу сохранить Ему девство, уневеститься Самому Владыке. Полюбив Бога всем сердцем, Она решила обручиться как Невеста Божия Ему одному.

Многие скажут: можно понять, как можно полюбить кого-то из ближних, но как можно так самоотверженно полюбить Бога? Да ведь это просто, братья и сестры, ведь любовь есть на земле. Но разная любовь бывает: можно любить своё Отечество, можно любить и вареники с картошкой, можно любить детей своих, можно любить своих родителей, можно любить своих врагов по завету Христову. Но ведь как реально существуют все эти вещи, к которым мы проявляем свою любовь, так же реально существует Бог. Он тоже есть Существо. И когда душа человека почувствует присутствие Бога рядом, возле себя, когда она почувствует Его присутствие, Его любовь, Его милость, Его отеческую заботу о нас, то тогда, соответственно, любовью проникается к Богу как Существу, Сущему, Существующему, Имеющему бытие. И чем, братья и сестры, выше предмет, который мы любим, тем более возвышенней и эта любовь. И часто она бывает всепоглощающая.

Вот у нас лежат мощи преподобных Феодосия и Киприана, духовников Святогорских. О них житие говорит, что когда здесь на праздники собирались тысячи людей, когда в день Успения 15‒20 тысяч причастников приходило, эти духовники ― Феодосий и Киприан ― забывали себя, забывали про сон, про еду, про питье и по трое суток, не спавши и не евши, исповедовали народ. Вот такая любовь к Богу и любовь к ближним двигала всеми рабами Божиими.

Вот такая любовь двигала и Божией Матерью, когда Она давала обеты девства Богу, будучи Первой Монахиней, когда Она забывала про еду, и пищу, и питие, молясь в храме Иерусалимском. Так Божия Матерь проводила дни свои. Но Она взрослела, в совершенный возраст вступала, и был Её возраст таков, что Ей нельзя было оставаться в храме Иерусалимском и входить в Святая Святых по естественным причинам женской природы. И священники стали уже говорить, что пора Ей сочетаться браком по закону тогдашнему еврейскому. Но Она сказала, что не хочет сочетаться браком, потому что обручилась Богу и уневестилась Ему.

И тогда собрали первосвященники совет: как быть? Заставить Её вступить в брак, это значит заставить Её нарушить обет, данный Богу. Безбрачную, не имеющую сродников, негде главу приклонить ― и отпустить Её в мир? А мир вокруг был тогда жестокосердный ― язычников было множество. Где гарантия, что эта юная Дева не соблазнится этими соблазнами мира и не потеряет девство, Сама нарушив обет?

И тогда священники на совете решили вручить Её 80-летнему старцу Иосифу, который был бы только мнимым Её мужем, а на самом деле был бы хранителем Её девства и хранителем Её обета, который Она дала Богу. Тем более что и жезл Иосифа Обручника, как его называет Церковь, положенный в храме, явил чудо. Он прозяб, и на него спустилась белая голубица, когда вынесли его из Святая Святых. И по этому знаку увидели, что воля Божья ― обручить Её старцу Иосифу, что и было сделано.

И Божья Матерь поселилась в доме вдовца, престарелого старца, 80-летнего Иосифа. Много послужил он впоследствии Божией Матери. Он был праведный, ему ангелы являлись, знаем это мы по житию. И будучи 80 лет отроду, когда Ирод восстал на родившегося Христа Младенца, он с Божией Матерью путешествовал в Египет, охраняя и там Её. Старец немощный, благословение которому дали священники, выполнял его всю свою жизнь, до самой смерти. Да ещё Христа Спасителя, Который был Отроком, учил плотницкому ремеслу, которым сам зарабатывал на жизнь.

И вот мы, братья и сестры, наверно, несколько добрых мыслей изнесём из сегодняшнего праздника. Во-первых, какое счастье для детей, когда родители в семье молятся, потому что дети воспитываются не только словами назидания, но ещё и словами молитвы. Ведь недаром современный старец Афонский Ефрем Ватопедский говорит, что в наше время не столько детям надо говорить о Боге, сколько Богу говорить о детях, то есть молиться за них. Как молились наши деды и прадеды и вымолили нас, которые воспитаны были в атеистическое время, когда с детских лет проповедовалось безбожие, а атеизм ставился во главу угла и был он государственной политикой, когда верующие или высмеивались, или преследовались. Но наши матери, наши бабушки нас, коммунистов и комсомольцев вымолили, потому что писали за нас записочки и несли в храм, чтобы там за нас помолились. Поэтому великое счастье для детей иметь родителей-молитвенников, великое счастье и для родителей иметь детей послушных, которые не на пример улицы смотрят, не на пример развращённого общества, а на пример своих дедушек, бабушек, отцов, матерей смотрят и стараются то доброе, что у них есть в душе, перенять. Счастливы и дети, счастливы и родители, которые имеют таких детей в семьях своих.

В сегодняшний день ещё и пример благоговейного отношения к храму Божию. Почему наши деды и прадеды строили такие благолепные здания, такую красоту храмовую? По сегодняшний день мы умиляемся красоте Никольского храма на скале, красоте Покровской церкви, красоте Успенского собора, красоте даже простого сельского храма. Мы умиляемся красотой икон в этом храме, украшением, благолепием, храмовым пением, службою. И всё это, братья и сестры, воплощение любви ― любви верующих душ к Богу, которая воплощается в любви к храму Божию. Как Давид Псалмопевец говорит: «Возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея» (Пс. 25:8). И просит у Бога, чтобы позволил жить ему в Храме Божием, чтобы красоту зреть Господню, чтобы посещать дворы храмовые.

Так же и наши деды, и прадеды, даже будучи престарелыми, стремились в храм Божий, стремились с какой-то любовью. Я вспоминаю, братья и сестры, 1970-е годы, свои детские впечатления. Наверно, такими примерами и мою душу приобщали к храму. Я вспоминаю, как в какой-то праздник ― или Маккавея, или Спаса, Преображения, когда из нашего села бабушки в лучших одеждах, в платках, белых кофтах, в чёрных юбках, с букетами цветов, с узелками в руках, в которых были положены записки и копеечки от трудов, шли пешком в райцентр в храм Божий. Не на электричку садились, а пешком, группами по 10‒15 человек шли. И даже соседки, которые были не приучены к храму, выходили и давали деньги на свечку. А старушки, перекрестившись, с благоговением брали: «Прими, Господи, милостыню», а потом набирали целые пучки свечей в храме. И как это было торжественно, радостно, праздник чувствовался, когда они в храм шли или из храма возвращались с отпечатком на лицах какого-то благоговения, тихой неземной радости и раздавали потом просфорки или освящённую вербочку, или кусочки освящённой паски.

Еще вспоминается, как бабушка на храм принесла тысячу рублей, и это при колхозной пенсии 18 рублей. На вопрос батюшки, откуда такие деньги, она ответила, что связала две тысячи щёток для побелки и по 50 копеек продала.

Вот так любили люди храмы. А сколько оставалось людей после службы убирать храм, украшать храм к празднику ― цветы приносили из дома, рушники вышитые.

Множество примеров можно приводить, братья и сестры, благоговейного отношения к храму наших предков. Ведь великолепные соборы воздвигали не только в городах, не только в монастырях, но и в сёлах были храмы, как кафедральные соборы, хотя люди жили в саманных хатах. А сейчас едешь и видишь в сёлах ещё разрушенные храмы, невосстановленные, хотя рядом дома крепкие, хозяйство хорошее, машины перед домами стоят.

И так это скорбно, такое чувство, будто родную мать обидели, как будто мать из дома выгнали в этом селе. Людям Бог не нужен. А потом спрашиваем: почему нам плохо живётся? Да мы Бога забыли, любовь к Богу забыли, любовь к ближнему. Мы забыли примеры благочестия, забыли святых угодников Божиих. Да нам Бога благодарить надо, что Он нас ещё милует и жалеет, ещё и кормит, и поит нас, и посылает нам земные блага, и солнышко на нас светит ― и на злых, и на добрых, и дождик падает, и земля произращает свои плоды и воду из источников источает, чтобы мы от жажды не умерли.

Сколько Господь милостей творит, братья и сестры. А мы забываем о Боге, забываем даже поблагодарить Его за простое. Но зато у Бога требуем: чтобы дочка в институт поступила, чтобы у сына была престижная работа, чтобы достаток был в семье. Но при этом ни посты не соблюдаем, ни за упокой своих сродников не молимся, забывая даже родителей, которые нас воспитали. Забываем элементарное ― Бога поблагодарить. А ведь самая высокая молитва, говорят святые отцы, ― это благодарение. Самая высокая молитва ― это благодарность. Вы знаете, как дорого чувство благодарности. Представьте, вы детей воспитываете, а они к вам неблагодарны. Больно… Или делаете кому-то добро, а этот человек принимает это добро как должное, или оскорбляет, или ещё большего требует. Ведь обидно бывает… А как же мы Бога тогда обижаем, забывая о чувстве благодарности к Нему? Почему же мы Бога не благодарим? К себе требуем какой-то благодарности, хорошего отношения, уважения, но тогда мы и к Богу это должны являть. В противном случае, что с других спрашивать? Что сеем, то и жнём.

Сегодняшний день научает нас ещё и тому, что храм есть училище благочестия. Мы видим развитие греха в мире, потому что люди от храма оттолкнулись, от Бога. «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», ― говорят святые отцы. Сколько помощников Божиих мы имеем… Николай Чудотворец ― великий помощник? Великий. Иоанн Затворник ― великий подвижник? Великий. Святая великомученица Варвара, избавительница от внезапной смерти… Великомученик Георгий Победоносец ― защитник воинов наших и Отечества нашего. Велик он пред Богом? Велик. Пантелеимон Целитель, врач безмездный, милостивый, или Агапит, врач безмездный Киево-Печерский ― велики пред Богом в даре своём целительства, помощи и милости людям? Велики. Так все же они были людьми церковными.

И Сама Божия Матерь? Какое сердце материнское или христианское не растопится особым любовным чувством в воспоминании о Божией Матери? А ведь Она при храме Божием воспиталась, ведь Она была церковным человеком. А наши матери? Разве они плохие были? А ведь они были все верующие и преданные Церкви, которые не отшатнулись от Церкви, когда на неё грязь лили, священников и верующих на каторгу отсылали, а храмы закрывали и взрывали. Они не предали Церковь, они в оставшиеся храмы за десятки километров шли, чтобы там Богу помолиться.

И разве плохи были наши матери, наши бабушки? Сколько они пережили ― и гражданскую войну, и голодомор, и коллективизацию, и послевоенный голод, и каторжный труд за палочки-трудодни… Но сколько в них было любви, сколько было самоотверженности, сколько было безропотности. Они могли со скорбящими плакать, с радующимися радоваться. И заметьте, все они были церковными людьми. Церковь ― это источник всякого блага, духовного блага для человека и материального блага. Ведь здесь, в церкви, братья и сестры, мы обретаем здоровье духовное и вслед за ним и здоровье телесное. Именно здесь, в церкви Божией, мы учимся мириться с ближними, мы учимся смиряться, мы учимся терпеть, мы учимся быть мудрыми, потому что примеры мудрости святых приводит нам Святая Церковь. И часто мы вспоминаем эти примеры в ситуациях, которые встречаются в нашей жизни.

Сколько уроков благочестия дала нам Святая Церковь, сколько понудила нас молиться за своих ближних… Здесь поминаются и наши родители, которые скончались, Церковь являет любовь свою к ним и там, за гробом. Здесь за детей наших молятся, чтобы они выросли в утешение нам. Здесь за нас молятся, чтобы мы были Божиими, жили по заповедям Божиим, и чтобы мы отверглись пути греховного. Здесь священник преклоняется с нами у аналоя, принимая нашу исповедь и разрешая нас от грехов, являя любовь свою к нам.

Часто мы осуждаем ближних своих, а вы слышали хотя бы раз, чтобы священник на исповеди вас осудил? Наоборот, старается подсказать, как правильно поступить, как избежать греха, как избежать неправильности в духовной жизни. И всегда после этого, осеняя главу человека крестным знамением и читая разрешительную молитву, священник такую лёгкость нам сообщает, такую радость, такую благодать Святого Духа, что мы ещё и ещё раз стремимся прийти на исповедь, чтобы испытать это чувство лёгкости и радости духовной после исповедания своих грехов и сокрушении о своём окаянстве. Каждый из нас это знает и это прочувствовал.

И здесь, братья и сестры, Таинства церковные творятся. Здесь нас делают христианами, когда крестят, здесь очищают от грехов на исповеди, здесь благословляются церковные браки, здесь совершается пострижение в монашество, когда люди дают обет жить по-Божьему. Здесь, в этом храме, мы едиными устами молимся Богу, здесь мы испытываем радость духовную. И здесь среди нас Христос, который сказал: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Он Святыми Тайнами Своими, полагаемыми на престоле, выходит навстречу нам через открытые Царские врата, как из райских врат. Как из Царства Небесного, из алтаря священник выносит чашу ― Тело и Кровь Христовы, и Сам Христос идёт навстречу, чтобы соединиться с нами, чтобы даровать нам силы для борьбы с грехом, чтобы обновить нашу падшую природу. И всё это в храме Божьем.

И мы, братья и сестры, если с сокрушенным духом, покаянным, с искренней молитвой, с исканием пользы, с исканием преобразования к добру своей души, своего ума, своего сердца, если с таким чувством идём в храм Божий, то даже отстояв долгую службу, выходим отсюда с радостью. И даже название этому есть ― святая усталость. Человек вроде устал после службы, а при этом он радостен. Утешена его душа, потому что он сам не может объяснить это утешение в своей душе. Святая усталость, дающая человеку силы, радость, утешение…

Но можно и по-другому прийти в храм ― как фарисей: в нужных местах поклониться, перекреститься, поставить свечку, оттолкнув при этом ближнего ― отойди, дай я свечку поставлю. Глянуть гневно на того, кто нечаянно нам на ногу наступил при столпотворении в храме, и при этом стоять, осуждая всех и вся в храме Божьем. На исповедь прийти и обвинить невестку, тёщу, свекровь, что все меня обижают. Можно и с таким чувством прийти в храм… Но такая молитва, как говорит Писание, в недра ваши возвратится. Как камень она брошенный не на небо идёт, а падает на землю с тяжким гупом. Так и мы, братья и сестры, если с таким чувством приходим в храм Божий, выходим, конечно, без всякого утешения.

Недавно привозили руку святого великомученика Георгия Победоносца. И хотя я говорил людям: подождите, не спешите, одни послушались, стали возле стеночки и ждали, пока поток народа схлынет, а другие шли друг другу по головам. И потом на следующий день женщина говорит: «Ох и праздник, я от него никак не отойду, бока намяли». А ведь сами лезли вперёд, расталкивали друг друга, с криком, гамом, обидой. А ведь можно было стать в храме, помолиться Георгию Победоносцу, потом пройти тихонечко, приложиться. И эти рабы Божии потом говорили: «Какая радость, мы и ночью на службу приходили, по пять-шесть раз прикладывались».

И не Церковь виновата, что мы с таким настроением сюда приходим. А часто мы бываем таковыми, что глаза видя не видим, уши имеем ― не слышим, и с холодным сердцем приходим в храм Божий, переступаем порог его так, по привычке. А ведь можно с сердцем, с разумом, который бы погружался с вниманием в слова молитв, которые читаются, которые поются.

Мы должны, входя в церковь, уроки выносить для себя. Мы сейчас возродили храмы, поставили иконостасы, расписали эти храмы для напоминания нам о святости жизни изображениями угодников Божиих. Но нам ещё надо украсить храм души своей, как украшала его Божия Матерь в храме Иерусалимском, в благолепии храма черпая благочестие и святость жизни. И мы можем точно так же черпать эту святость и благочестие. А можно пустыми прийти и пустыми уйти.

Очень важно, братья и сестры, сердечное чувство и разум внимательный на службе церковной иметь. И тогда поверьте, не будет желания даже уходить из храма… Потому что служба церковная тогда утешительна, говорят святые отцы, когда на службе есть плод молитвы. Когда есть плод молитвы, тогда служба утешительна и радостна для человека. Поэтому дай, Боже, нам учиться в этом училище благочестия добру, святости и правде. Дай, Боже, нам износить святое из этой святыни. Именно в этом храме молились угодники Божии, которые мощами почивают уже в этой церкви как святые.

Этот храм они своими руками строили, и наши деды и прадеды пешком приходили сюда, молясь в этих святых стенах, и оставили нам пример святости и благочестия.

Что же нам мешает? Ничего, кроме нашего нежелания, невнимания, рассеянности, бездумности и беспечности. И мы в сегодняшний день просим Божию Матерь: Царица Небесная, Ты— Матерь Божия, но и нам всем родная Мамочка. Не только примером Своего благочестия, но и молитвами Твоими помолись за нас перед Богом вместе со всеми угодниками Божиими.

Святые отцы говорят, что когда мы молимся за человека, то свет Божий через нас осиявает и приходит на того человека. Если при этом душа наша чистая, кристальная, то тогда свет Божий и теплота Божия в полноте переходят на того человека, за которого мы молимся. А если душа наша грязная от грехов, и тьма тьмущая в ней, то мы хоть и молимся, а ближние наши остаются без света Божия и тепла Божия, потому что мы через греховность и тьму этот свет не пропускаем.

Поэтому, братья и сестры, почему мы молимся святым угодникам Божиим, почему мы молимся Божией Матери? Мы молимся и просим их о молитвах, чтобы они через кристальные свои души, очищенные благодатью Божией, пропускали свет божественный, ласку Божию, милость Божию на наши грешные души и на тех, за кого мы молимся Божией Матери и святым.

И в сегодняшний день мы призываем в молитве Царицу Небесную, святых праведных Иоакима и Анну, ревностного первосвященника и пророка Захарию и супругу его праведную Елисавету ― родителей Предтечи. Призываем сегодня и Иоанна Предтечу ― проповедника покаяния, призываем сегодня всех святых. Все святые, воспитанные на примерах Божией Матери, и все угодники Божии, молите Бога о нас, о нашем Отечестве, о наших заблудших душах, о наших детях, о наших внуках, о всех, за кого переживают наши души грешные. И дай, Боже, чтобы в сегодняшний день мы вспомнили, что мы имеем высокое звание ― христиане, что мы имеем Матерью своей Царицу Небесную, Которая является величайшим примером смирения, любви, терпения и человеколюбия. Дай, Боже, братья и сестры, чтобы много изменилось в наших душах, а вместе с этим изменилось и вокруг нас, в Отечестве нашем. Чтобы мы с покаянием переживали своё состояние и свет Божий не перекрывали для своих ближних своей греховностью, а являлись проводниками света Божия, правды Божией, любви Божией и милосердия Божия. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *