Святитель Митрофан Воронежский

аудио / видео

6 декабря Святая Церковь празднует память святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. О том, почему Церковь и память народная свято почитает имя этого святого, о значении личности святителя Митрофана в истории Церкви и всего Воронежского края, а также яркие иллюстрации из его жития ― в проповеди Святогорского архипастыря.

Проповедь епископа Святогорского Арсения от 6 декабря 2007 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний день, братья и сестры, Святогорская обитель празднует память своего покровителя, которому был посвящён один из приделов Успенского собора ― память святителя Митрофана, в схиме Макария, первого епископа Воронежского и всея Руси чудотворца. Память святителя Митрофана всегда особо почиталась здесь у нас, в южных краях, потому что множество наших благочестивых паломников, именно из этих селений, городов, ходили пешком на паломничество к мощам святителя Митрофана.

Что же это за угодник Божий? Почему народная память так свято чтила и благоговейно почитала, и хранила память о его святом имени после его кончины, а после его прославления вылилась во всенародное почитание сего угодника Божия?

Святитель Митрофан родился в селе, и первоначально, как говорит церковное предание и его житие, он был простым сельским священником. После смерти своей супруги он принял монашество. У него остался сын Иоанн, который отличался сугубым благочестием, и которого всегда поминают на память святителя Митрофана, потому что святитель Митрофан всегда просил молиться о своём сыне. После принятия монашества он стал игуменом Золотниковской пустыни. Впоследствии стал игуменом известного в то время Макарьевского Желтоводского монастыря. До сих пор стоят храмы в этом монастыре, которые строились там во время игуменства святителя Митрофана.

И вот приблизилось время, по слову Евангельскому, когда «вжигают светильника», то не «поставляют его под спудом, но на свeщницe, и свeтит всeм» (Мф. 5:15). Молва о благочестивой жизни Макарьевского игумена дошла вскорости и до Москвы, до столицы. Было решено избрать его во епископы, и посвятивши, поставить на новообразованную Воронежскую кафедру.

Что тогда представлял из себя город Воронеж? Это была окраина Рязанской епархии, причём жизнь там была очень сложная. Хотя бы по той причине, что волна монголо-татарского нашествия на несколько столетий опустошила этот край, так что и русского населения там почти не было. И даже до сих пор на территории Воронежской епархии существуют реки и населённые пункты, которые носят татарские названия.

Несмотря на то, что Воронеж был возобновлён после разорения во времена царствования Фёдора Иоанновича, сына Иоанна Грозного, вскорости, во время смутное, когда было польско-литовское нашествие в начале XVII-го века, этот город подвергался новым и новым разорениям. Так что, например, при основании Акатового монастыря в 1624-м году упоминается, что город был всего лишь сто человек населения. Потому что ногайские, крымские татары, польско-литовские разбойничьи шайки постоянно делали набеги, разрушая городок, уводя в плен жителей для работорговли, надолго опустошая этот край. Это был небольшой городок, обнесённый деревянной крепостной стеной, посреди которого стоял храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Сложностью ещё было и то, что смутное время породило среди народа многие шатания и развращения. Разрушение храмов и монастырей повлекло за собой оскудение духовно-нравственного состояния народа. Как говорят историки того времени, по дорогам было множество разбойничьих шаек. А на Дон собиралась вольница и сбежавших от своих притеснителей, неразумных крепостников, крестьян, и просто людей, желающих такой разбойной, вольной воли и образа жизни, и раскольников, которые бежали на Дон после обстоятельств нового старообрядческого раскола, который возник в середине и во второй половине XVII-го века.

Вот такая кафедра досталась святителю Митрофану Воронежскому ― нищета, убожество. Но он и не боялся их, потому что давал обеты нищеты и нестяжания. За время своей жизни на Воронежской кафедре (а он двадцать лет пробыл епископом города Воронежа), святитель Митрофан даже не построил себе какого-то отдельного дома, как епископ. Все двадцать лет жил на постоялом дворе. Но зато построил по епархии более двухсот храмов. Писал письменные проповеди, а на устные его проповеди собирался отовсюду народ, потому что слава и по другим епархиям разносилась, что в Воронеже архипастырь имеет Златоустовы уста. И шли специально, при жизни святителя Митрофана, чтобы послушать проповедь из его святых уст. И проповедь эта имела силу, потому что она была подкрепляема его личным, благочестивым и святым житием.

До сих пор в городе Воронеже находится источник святителя Митрофана, который по преданию был открыт и ископан самим святителем Митрофаном. На этом источнике множество исцелений были в прежние времена, и даже во времена советские, когда, казалось бы, само место источника пытались забить, пытались устроить городскую свалку на его месте, чтобы отвратить народ. Но источник пробивался в тех или иных местах, и множество народа, с верою притекающего, получало исцеление на этом источнике.

Особая чистота его души, особая его ревность по Бозе, неустрашимость в хранении правды Божией последовала и явилась при событиях встречи святителя Митрофана с Петром I. Воронеж только начал восставать из праха и пепла. Святитель Митрофан в нём построил каменный храм Благовещению Пресвятой Богородицы (который впоследствии перестраивался, но был взорван уже в 30-е годы). И сам Воронеж за то, что в городе хранилось восемь чудотворных икон, святитель Митрофан называл домом Пресвятой Богородицы. И вот в тихий окраинный городок, который жил безмятежной жизнью и потихоньку восстанавливался из праха и пепла, указом Петра I собирается множество народа. Сам император приехал с сановными людьми, так как в Воронеже решено было возвести верфь для построения первого российского флота, нацеленного на взятие крепости Азова, находящейся во владении турок, и которую надо было захватить, чтобы открыть России, Российскому государству выход в Азовское и Чёрное моря, и дальше.

И вот тихий городок превратился в бурлящую мастерскую по строительству кораблей. Был построен и дворец для того, чтобы можно было государю, приезжая, останавливаться. По тогдашнему увлечению западной модой, порталы дворца украшали статуи обнажённых языческих божеств. И вот Пётр I, приехавший в Воронеж, переживший и стрелецкие казни, мнимые измены тех, кто не был согласен с его государственной политикой, когда он не пожалел даже своего сына, который умер под пытками (царевич Алексий), он приезжает в Воронеж. Зная, что духовенство не всегда относится положительно к его преобразованиям, он приказал позвать к нему епископа Воронежского.

Святитель Митрофан по простоте своей пошёл пешком во дворец к государю, но подойдя ко дворцу и увидев бесстыдные обнажённые статуи языческих божеств, уклонил свои очи в землю и сказал стражам: «Передайте царю, что ни я сам не хочу осквернять очи свои подобным зрением, ни пастве моей не позволю, чтобы оскверняла свои очи. Я не переступлю порог государевых хором до тех пор, пока он не низринет эти статуи». И, развернувшись, ушёл. Ждал царь и так и не дождался епископа: «Где же Митрофан»? И тогда ему докладывают с трепетом, зная, какой он в гневе бывает, говорят, что епископ приходил, но сказал так и так, что не переступит порог до тех пор, пока не будут низринуты эти изваяния, научающие народ безнравственности и бесстыдству. Пётр в гневе передал: «Если он сейчас не явится, пускай готовится к смерти. Я его казню за непослушание государю».

Через некоторое время по всем храмам города Воронежа раздался трезвон во все колокола. Пётр призвал своих слуг: «По какому поводу трезвон? Будний день и праздника, казалось бы, нет». Пошли узнать в собор. Оказалось, святитель Митрофан, услышав, что ему сказано готовиться к смертной казни, сказал словами апостола Павла: «Мнe бо еже жити, Христос, и еже умрети, приобрeтение» (Флпп. 1:21). То есть, вся жизнь моя ― это стремление ко Христу, а смерть, это ― приобретение, встреча с той целью, к которой я всю жизнь стремился, ― «Я не боюсь смерти за правду Божию». И пошёл служить, чтобы молитвой уготовить себя к переходу в вечность.

Пётр, поражённый такой твёрдостью епископа, которая как скала была против его государевого гнева, и который об эту скалу, твёрдую и нерушимую, сокрушился, сам пошёл к святителю Митрофану и, по преданию, встретившись только одним взглядом, увидев в нём святого мужа, с земным поклоном просил у него прощения.

С тех пор святитель Митрофан и Пётр I находились в духовной дружбе, и святитель Митрофан во многом помогал в преобразованиях, полезных для государства, императору Петру, который советовался со святителем простого, бедного, небогатого городка Воронежа. Да так почитал святителя Митрофана, что когда узнал, что он уже на смертном одре, то Пётр устремился из Москвы в Воронеж. И по преданию, святитель Митрофан скончался на его руках. Когда духовенство выносило гроб из соборного храма, погребая святителя Митрофана, Пётр воскликнул своим генералам и адмиралам: «Стыдно нам будет, коль мы не засвидетельствуем своего почтения ко святителю». И отстранивши священников, сам Пётр I вместе с адмиралами и генералами стал под гроб, неся мощи святителя Митрофана, иссохшие в постничестве, в трудах и бдениях, и болезнованиях о своей пастве. Когда опускали гроб в могилу, Пётр I заплакал и произнёс слова: «Не было и не будет у меня более столь святого старца. Да будет ему вечная память».

Гордый, резкий император смирил свою гордыню, изменил свой характер с гордого на смиренный и кроткий перед лицом святости сего угодника Божия, который в простоте жил с народом: посещал больных, оказывал попечение о вдовах и сиротах, выкупал из долговых тюрем тех, кто там находился. Всю жизнь он посвятил народу и пастве своей, а для себя не приобрёл ничего. Как я уже говорил, за двадцать лет своего епископского служения, он не имел даже дома, жил на постоялом дворе. А после его смерти нашли икону Божией Матери «Смоленская», которая по преданию была благословением его родителей, зелёный горшочек для приготовления пищи, да двадцать копеек денег. Так что вынуждены были на похороны епископа собирать средства, чтобы купить гроб и всё нужное для его погребения.

Оставил и завещание святитель Митрофан, которое кратко в своих словах, но которое в то же время назидательно: «Воздержно яждь, мало пий ― здрав будеши. Употреби труд, храни мерность ― богат будеши. Твори благо, бегай злаго ― спасен будеши». Эти краткие слова-наставления оставил святитель Митрофан для своей паствы. Но если и это малое мы соблюдём, по слову святителя Митрофана, мы многого достигнем, потому что в малых этих словах скрыт глубокий смысл христианской жизни.

Гроб святителя Митрофана находился в построенном им Благовещенском кафедральном соборе. Неоднократно при перестройках собора, или при перекладывании пола, обретали гроб с его мощами, о которых свидетельствовали, что они сохраняются нетленными. И вот во времена святительства архиепископа Антония (Смирницкого), наконец, указом Синода были обретены мощи святителя Митрофана, а сам святитель был прославлен в лике святых. Множество народа собиралось в день его памяти. До шестидесяти тысяч народа всегда участвовало в крестном ходу на память святителя Митрофана Воронежского. Наш архимандрит Герман в своё время, путешествуя в Москву, получил облегчение своей болезни у мощей святителя Митрофана, а окончательное исцеление получил он у мощей Тихона Задонского.

И Воронеж то время, в XIX-м веке, называли вторым Киевом, потому что по местоположению и по благочестию народному, и по множеству храмов город, находящийся на горах, напоминал холмы Киевские. Да надо и представить себе, братья и сестры, что всего лишь пятьдесят тысяч населения было в городе в XIX-м веке. Это был небольшой городок, если считать по современным масштабам. Всего лишь пятьдесят тысяч, но в нём было семьдесят четыре храма. В этом городе находилось несколько монастырей, один из них, Покровский девичий, насчитывал до шестисот насельниц. Город отличался сугубым благочестием, недаром мы в житиях святых читаем, что многие подвижники благочестия путешествовали к мощам святителя Митрофана. Такие, как преподобный Феофил Киево-Печерский и другие святые, в чьих житиях написано, что они путешествовали, поклоняясь мощам святителя. Народ почитал и мощи святителя, народ почитал и память угодника Божия и само место, освящённое его подвигами.

В 1930-е годы собор Благовещенский был взорван. Мне вспоминается рассказ моей бабушки, как она вместе со своей крестной Феодосией на память святителя Митрофана Воронежского ходили туда пешком. От села, от моей родины, до города сто с небольшим километров. Два дня шли пешком они туда, а были уже 1930-е годы. «Пришли, ― говорит, ― на место храма, груда кирпичей лежит. Мы сделали по три земных поклона, поцеловали эти кирпичи, помолились кратенько, как могли, и пошли назад ― ещё два дня пешком». Люди четыре дня пешком шли, чтобы только поцеловать кирпичи храма разрушенного, где были мощи святителя Митрофана. Вот какая была народная любовь, какое почитание к этому угоднику Божию.

Недаром самому разрушению собора Благовещенского предшествовало кощунственное осквернение мощей святителя Митрофана. Безбожная власть сначала, в 1919-м году расстреляла крестный ход на центральной улице Воронежа, когда тот шёл из Смоленского собора в Митрофанов монастырь, выставили напротив крестного хода и многотысячной толпы народной пулемёты и просто хладнокровно расстреляли людей. Затем, зная, что на память святителя Митрофана собирается множество народа в город, в 1920-е годы власти распорядились в день памяти святителя Митрофана закрыть все воронежские храмы. Народ, собравшийся к Митрофановскому монастырю, стоял перед закрытыми воротами. А в монастыре кощунствовала разбойничья безбожная большевистская шайка. Громили храм, разбивали иконостас из голубого мрамора, срывали ризы с икон и сами иконы попирали. Народ, не зная, что там творится, стоял в недоумении перед закрытыми воротами монастыря, и вдруг они распахнулись, и из монастырских ворот выехал грузовик с атеистическими безбожными плакатами. На этом грузовике находились красноармейцы, которые подняли мощи Святителя Митрофана на штыки. И так проехали между двумя толпами народа, по обе стороны дороги стоящими.

После этого, братья и сестры, было арестовано всё воронежское духовенство, из Митрофановского монастыря сделали тюрьму, и туда было брошено духовенство. Семь монахинь Покровского монастыря были сварены живьем в котлах с кипящей смолой во дворе монастырском. Монахов Алексеевского монастыря, когда Будённый с войсками зашёл в Воронеж, сажали в бочки, бочки забивали, а также забивали гвозди остриями внутрь, и эти бочки с горы от Акатового монастыря катали к Набережной реки Воронеж. И пока бочки докатывались, там оказывался кусок окровавленного мяса. Страшное такое гонение было предпринято. Из всего духовенства остался всего лишь один священник ― отец Фёдор.

Я общался со схииеродиаконом Николаем, покойным уже, который был тогда маленьким мальчиком, и который был свидетелем всего этого: и погрома храмов, и убийства духовенства. Отец Фёдор служил у них на квартире. Батюшка переходил от одних духовных чад к другим духовным чадам. И ходил так, каждую ночь ночуя в разных квартирах, чтобы его не схватили. А служил он в доме, где жил, тогда ещё малолетний, будущий схииеродиакон Николай. Дом был пристроен к полугоре, окна второго этажа выходили в сад, поэтому служили на втором этаже, чтобы можно было удобно в открытое окно, если что, скрыться. А на эту литургию тайную, которая служилась ночью, одна единственная литургия на весь город, собирались по одной монахини Покровского монастыря оставшиеся, причём одна несла просфоры, вторая ― звездицу, третья ― чашу, четвертая ― дискос, пятая ― лжицу, шестая ― копие. Каждая несла что-то одно из богослужебных принадлежностей, чтобы если её схватят, то пропало бы что-то одно, а не всё сразу.

Мама будущего схииеродиакона Николая, Екатерина Семёновна, устроилась работать в тюремную столовую в монастырь святителя Митрофана (бывший Благовещенский). И после служения литургии резали тоненько антидор, просфоры сушили, и она, зная, где в камерах сидят монашествующие и духовенство (а сто шестьдесят четыре человека духовенства, не оставившие свою паству, впоследствии были расстреляны в стенах Митрофановского монастыря), этот антидор потихонечку подкладывала вместе с той баландой и с теми пайками хлеба, которые разносили заключенным. А антидор этот и просфоры проносил, тогда ещё маленький мальчик, будущий схииеродиакон Николай, потому что на него не могло пасть никакое подозрение.

Мощи святителя Митрофана, после таких кощунственных издевательств были, наконец, брошены, оставлены в подвале областного краеведческого музея, который сейчас называется музей имени Крамского. Мощи находились там, в подвале, до шестидесятых годов.

В шестидесятые годы был на кафедре Воронежской митрополит Владимир Котляров, ныне Санкт-Петербургский. К нему пришли уборщицы музея, и говорят: «Владыко, так и так, там хранятся мощи святителя Митрофана, лежат в подвале, и гробница его кипарисовая. Давайте мы как-то ночью откроем, и Вы их заберёте». Вот такие простые христианки так хранили мощи святителя. И тогда тайно на территории Акатова монастыря, который был разрушен весь и заросший бурьянами, вскрыли могилу митрополита Владимира Шимковича, (который был тоже подвижником благочестия, в 1919-м году умер), взяли его косточки сохранившиеся, омыли их и ночью заменили. Вложили косточки митрополита Владимира в кипарисовую гробницу, а мощи святителя Митрофана забрали, и они стояли в епархиальном управлении, в домовой церкви Воронежских архиереев. А в замочную скважину кипарисовой гробницы вложили записку, что мощи святителя взяты тогда-то, на их месте лежат мощи митрополита Владимира. Когда в 1988 году, после тысячелетия Крещения Руси, власть сделала такой благородный жест ― решила передать мощи святителя Митрофана Воронежского, то мы, Церковь, конечно, не открывая этой своей тайны, потому что время такое было, что всего боялись, с благодарностью приняли этот жест. Но мощи святителя Митрофана (а вернее, митрополита Владимира) из музея перенесли в епархиальное управление. Там положили мощи святителя Митрофана на своё место, в гробницу кипарисовую, и уже из епархиального управления крестным ходом мощи перенесли в Покровский кафедральный собор города Воронежа, в котором они и по сей день находятся. И сегодня там, в городе, великое торжество, соборная архиерейская служба, гремят протодьяконы своими басами, три хора обычно поют на память святителя Митрофана. Сугубое торжество в честь покровителя города и всея Руси, всего нашего Отечества.

Наша Святогорская обитель, надо сказать, по историческим данным, тоже входила в территорию Воронежской епархии, потому что Пётр I, благоволя к святителю Митрофану, даровал ему многие земли. Епархия его была обширна и пространна, и титул он имел «Воронежский и Азовский», и Святые Горы входили в епархию Воронежского архипастыря. Сохранились даже грамоты, когда настоятели Святогорского монастыря обращаются к губернатору Воронежскому за разрешением монастырских вопросов. Поэтому и мы являемся паствой святителя Митрофана. А тем более, ему посвящён здесь престол в Успенском соборе. И святитель Митрофан молился и молится за нашу обитель. Ведь недаром и первая литургия, после возобновления монастыря в 1992-м году, была отслужена в день святителя Митрофана Воронежского. Первая литургия в нашем монастыре на этот престольный день ― 20-го августа, когда празднуется день обретения его мощей, совершилась на память сего угодника Божия, что ещё раз подтверждает его молитвенное предстательство за нашу обитель. Для людей недалёких это случайность, а для людей верующих это свидетельство молитв святителя Митрофана и Божественного промысла об обители по его молитвам.

Множество исцелений, братья и сестры, происходило и происходит и у мощей святителя Митрофана и на его святом источнике. В своё время, в Воронеже я жил на квартире у хозяйки, Екатерины Александровны. Её парализовало после инсульта, отпустило чуть-чуть, она могла только, держась за стеночку, с палкой кое-как переползать по квартире. И вот она упросила своего сына отвезти её на источник святителя Митрофана. Он её привез туда, и попросила, чтобы он её оставил там на целый день. Она сидела на лавочке, превозмогая боль и усталость, и сколько раз могла от лавочки до источника доползти, подходила с трудом и мочила свои ноги, потом вновь отдыхала на лавочке и так целый день. Вечером после работы сын её забрал с источника домой. Только забрал он её на своих ногах. Она после этого устроилась уборщицей в кафедральном соборе города Воронежа, и когда я жил у неё на квартире, она продолжала работать там уборщицей, и сын каждую неделю привозил ей два бидона воды с источника святителя Митрофана. Она пила только эту воду, и готовила на этой воде. А из крана воду употребляла только для уборки, для стирки. А так на неделю ей две фляги воды с источника святителя Митрофана всегда привозил её сын, который тоже был свидетелем этого чуда.

Отец Серафим, насельник нашей обители, тоже может свидетельствовать о том чуде, которое свершил святитель Митрофан над ним, когда он был пономарём в Воронеже, в кафедральном соборе ещё Николаем, мирянином. Отец Серафим страдал от частых радикулитов и зачастую «простреливало» так, что не мог ходить, и вот после одного «прострела» он еле-еле прибрёл на службу. А в соборе был такой архимандрит ― Алексий Чистов:

— Николай, что с тобой?

— Та, ― говорит, ― не могу ни согнуться, ни разогнуться, ни ходить не могу, спину схватило.

— Маловер. Бог благословит. На источник святителя Митрофана.

И тот, подчиняясь благословению батюшки, пошёл на источник. А источник, надо себе представить, что это ― труба, вставленная в гору, и оттуда под напором бежит вода. И вот в холодное время года отец Серафим по благословению под этот источник подставил свою спину. «Ощущение, ― говорит, ― было такое, будто по спине ломом ударили». Но только по сегодняшний день отец Серафим избавлен от этой болезни.

Множество и других примеров помощи святителя Митрофана, братья и сестры, можно приводить и приводить. Я привёл только два конкретных примера, а их, этих примеров, намного больше, и они хранятся в благодарной памяти народа и тех, кто получил эти благодеяния от святителя Митрофана. Мы в сегодняшний день молимся сему угоднику Божию, прося и нам грешным той ревности, искренней ревности, искренней любви по отношению к Богу, жизни не во внешнем благочестии, а искреннего внутреннего благочестивого жития, которым сиял он, пред которым (перед благочестием, перед святостью жизни) и императоры склонялись. И смысл его жизни был весь в Боге. Это выразилось и в словах его на ответ императору: «Мнe бо еже жити, Христос, и еже умрети, приобрeтение» (Флп. 1:21).

Выразилось и в том, что на смертном одре он попросил постричь его в схиму с именем Макария, в честь преподобного Макария Желтоводского, в обители которого он был игуменом. И сегодня, празднуя память святителя Митрофана, мы просим сего угодника Божия. Как прежде он восстанавливал свою паству и свою епархию, не только внешне строя храмы, но и назидая словом благочестия, а больше примером своей жизни, чтобы и нам, пастырям, послал он подобную ревность не только о внешнем благоукрашении церкви заботиться, но главное, о внутреннем своём состоянии памятовать. И примером благочестивой жизни зажигать других. Аминь.

Проповедь епископа Арсения в день памяти свт. Митрофана Воронежского. 6 декабря 2007 г.

Два комментария

  1. Ольга

    Спаси Господи за статью! Читая, словно окунулась в те времена, ту атмосферу, тот дух, те святые места, которые посещала… Хорошо бы и нашим, современным пастырям это сделать, прочувствуя образ мыслей и действий Пастыря, который был готов к смерти, но только не развратив свои телесные и духовные очи!!!

  2. Наталья Алексеевна

    Спасибо огромное за Ваш рассказ о святом и о подвигах верующих, и об ужасной трагедии богоборческого времени. Даст Бог соберусь в паломничество к святителю Митрофану; читала ему молитву о жизненном устройстве сына и после года неустройства на работу, два года работает и, возможно, нашёл своё поприще (педагогическое). С уважением. Наталья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *