Собор Иоанна Предтечи

аудио

Согласно установленной в Православной Церкви традиции, в день, следующий за великими Господскими и Богородичными праздниками, принято вспоминать святых, ближайшим образом послуживших данному священному событию в Евангельской истории. Так, на следующий день по празднику Богоявлéния Церковь величает того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.

Величайший из пророков, святой Иоанн Креститель завершил историю Церкви Ветхозаветной и открыл эпоху Нового Завета. Он свидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть, и своей проповедью покаяния предуготовлял Ему путь. Потому Иоанн Креститель величается Церковью ещё именем Предтечи Господня. Он сподобился крестить Христа Спасителя в водах Иордана и засвидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в этот великий день Крещения Господня.

В день празднования Собора Крестителя Господня Иоанна предлагаем Вашему вниманию проповедь Святогорского наместника, сказанную им 20 января 2008 г., посвящённую этому Великому Проповеднику Покаяния.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Всех вас, всечестные отцы, братья и сестры, поздравляем с воскресным днём, поздравляем и с праздниками Крещения Господня, Богоявления, попразднство которого идёт. И в сегодняшний день Церковь сугубо прославляет честнóго славного Пророка Предтечу и Крестителя Господня Иоанна. Как после Рождества Христова Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, прославляя Матерь Божию, Которая чистейшим Своим девством и чистейшей душою Своею послужила воплощению Бога среди рода человеческого, так в сегодняшний день мы прославляем, празднуя Собор Иоанна Предтечи, который послужил событию, воспоминаемому Церковью ― Крещению Господнему, Господнему Богоявлению. Он явился установителем двух таинств ― Таинства Покаяния и Таинства Крещения, которым все мы с вами крещены как православные христиане.

И в сегодняшний день, празднуя память Иоанна Предтечи, которого Церковь прославляет как предел пророков, начало апостолов ― первого во благодати мученика, которого величает песнопение его службы, составленной святыми отцами, называя его «ластовицей красной доброглаголевой», которая щебетала словеса, Богу угодные и для Бога утешительные, а для людей назидательные. Мы в сегодняшний день сугубо вспоминаем то, о чём проповедовал Иоанн Предтеча. А весь смысл, красной нитью проходящий через всю его проповедь, был: «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное!» (Мф. 4:17). Покаяние, осознание собственной вины перед Богом в своей неисправленности, в своей лености, в своём нежелании любить Бога искренне, и трудиться ради Него и ради вечности.

Чувство покаяния, которое было присуще святым, о котором они говорили, что покаяние ― нужнейшее в нашей жизни, оно нам необходимо, потому что закладывает в человеке здоровую основу для общения человека с Богом. Знаете, братья и сестры, если между нами и кем-то из знакомых, из близких какая-то неприязнь возникает, какое-то недоброе слово по отношению к ним из наших уст вырвалось, или какое-то недоброе дело по отношению к ним мы соделали, то прежде чем мы не примиримся, не повиноватим себя, не обвиним себя перед этим человеком, то какая-то тяжесть в средостении стоит ― нет раскрытости, нет той простоты и искренности в общении.

Вот так и с Богом, Которого столько раз оскорбляли нарушением Его Святых Христовых Заповедей. Нарушая Заповеди, мы Бога оскорбляли Самого. И вот покаяние ― это то чувство, которое даёт искренность общения человека с Богом. Господь открывается любовью по отношению к нам всегда, но важно, откроем ли мы сердце по отношению к Нему. Это очень важно, братья и сестры, ― покаянное чувство, покаянное настроение по любви к Богу. Ведь если мы кого-то любим и если мы этого любимого человека оскорбили, мы чувствуем себя виноватым перед ним. Вот так и любя Бога, если мы оскорбили Его грехом своим и неправдою своею, то мы, соответственно, должны чувствовать себя виноватыми перед Богом. Тем более что мы оскорбили Любовь ― Любовь, Которая по отношению к нам готова Себя в жертву принести, распяться за нас на кресте, лишь бы только мы не умерли, лишь бы только мы в беду не попали, лишь бы мы только вечное нескончаемое Бытие имели.

И в сегодняшний день, празднуя праздник Собора Иоанна Предтечи и Крестителя, мы можем вспоминать многие его добродетели ― и девственную чистоту, и искреннюю любовь к Богу, всецело охватившую его, как пламень, и поставившую на служение Богу, и стояние его за правду перед царём Иродом, за которую ему и глава отсечена была. Мы можем вспоминать и святых родителей его, которые родили и воспитали столь великого угодника Божия, о котором говорил Сам Господь апостолам, что «нет большего из рожденных женами, чем Иоанн Предтеча» (Мф. 11:11).

Но в сегодняшний день, братья и сестры, мы должны вспоминать его святую проповедь ― проповедь, которая так необходима нам. В последние времена святые отцы говорили, что единственной необходимой темой для проповеди будет тема «О покаянии». Потому что мы настолько зачерствели, братья и сестры, настолько не видим своих грехов, что иногда даже страшно делается, как бездумно человек живёт, погрязая в страстях, в грехах, в неправде, забывая о том, что за него Господь распялся и ждёт его чистого сердца, чистого помысла, чистых каких-то деланий ради Бога. А чистота сердечная, она невозможна без покаяния. Чистота сердечная невозможна без исповеди, без откровения. Но зато если есть чистота сердечная, если есть стремление к чистоте сердечной через покаяние, то тогда в сердце ― Царство Небесное, в душе ― Царство Небесное. Как Иоанн Предтеча сказал: «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное!» (Мф. 4:17).

Покаянием, братья и сестры, мы можем Царство Небесное настолько приблизить к себе, что оно внутрь нас войдёт, как говорит Святое Писание, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Но это всё идёт через покаяние. Всё идёт через живое отношение к Богу, а не формальное ― поставил свечку, машинально перекрестился, чмокнул икону и бездумно вышел из храма. Нет, живое сердце, живое участие, живое отношение человека к Богу ― вот что важно, братья и сестры. И Господь тогда, если в нас недостаёт какой-то силы покаяния, всё восполнит Своим милосердием, очищая наше сердце, очищая нашу душу, и обитель в нас сотворит.

Можно Царство Божие приблизить к себе настолько, что оно «внутрь нас будет», по слову Писания. А можно, братья и сестры, в своей душе ад воздвигнуть, своей нераскаянностью, своей гордостью, своим самомнением, своей беспечностью. Можно оскорблять людей, вокруг тебя находящихся, можно творить всякое беззаконие, махая рукой: да все так грешат, все так живут.

Нет, братья и сестры, не все ― иначе бы мы себя не оправдывали, что все так живут. Слушайте голос совести. Знает ли человек Священное Писание, читал ли святых отцов, а возможно, кто и не читал, но в каждого из нас Господь заложил Свой закон ― неписаный закон. Закон, автоматически существующий в человеке и протестующий против неправды, которую человек делает, ― это закон совести. И если мы будем прислушиваться к голосу совести, поступать по этому голосу, то поймём, насколько этот голос и заповеди Божии, Закон Божий единодушны и единогласны. Поступая по совести, братья и сестры, мы уже будем видеть и дела свои неправильные в свете этой совести. И дела эти неправильные будут тягостью лежать на нашей душе.

Но нужно не просто осознать грехи, осознать мало. Если осознать только грехи, то можно впасть в уныние, в отчаяние, в беспомощность: вот такой я грешник и что мне делать. Осознать мало, надо ещё дальше шаг сделать ― раскаяться в них, прийти на исповедь. Потому что Господь дал власть апостолам «вязать и решить грехи» (Мф. 18:18), через апостолов ― апостольским мужам, а через рукоположение от них дал священникам Церкви это право ― вязать и решить грехи. И Господь, явившийся апостолам, сказал: «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держаться» (Ин. 20:22‒23).

И с тех пор, братья и сестры, Церковь имеет право через своих священнослужителей принимать покаяние и исповедь своих членов. И какой бы достойный или недостойный в нашем видении был священник в нравственно-духовном отношении, Господь даёт ему благодать не ради его личных свойств, а даёт ему благодать и право «вязать и решить грехи» ради всей паствы, ради всей Церкви. За недостойного священника Ангел Божий совершит таинство незримо. А благодать ― она присуща священнику после хиротонии, которая преемственно от Христа и от апостолов Православной Церкви дошла до нас. И мы видим действие: вчера простой молодой человек, сегодня рукоположенный во священники, идёт и освящает воду ― и вода становится нетленной. Освящает не всегда, как говорили атеисты, серебряными крестами (в советское время их не было), а часто и медными, латунными, деревянными крестами. На Крещение ледяными крестами даже освящали воду. И она мало того, что становилась нетленной, ― освящённая вода имела силу, которая исцеляла зачастую при болезнях, которые врачи отказались лечить, считая человека безнадёжным.

И вот подумайте, сила эта явная у священника есть: он может простую воду, водное естество, делать чудотворной, тленную воду, пропадающую может делать нетленной, чудодейственной. Но это всего лишь видимый знак присутствия на священнике силы Божией, называемой в Православии «благодатью». Но эта же сила даёт право «вязать и решить грехи» человека. И кто ходил на исповедь искренне к священнику, знает, что идёшь, и стыд перебарывать приходится, и борения внутри себя. А когда высказал искренне, от сердца, не утаивая ничего, все грехи свои, как будто с тебя тонны груза свалились, как будто камни с тебя упали. Такое облегчение, такая радость, что даже мужчины не могут слёз удержать, настолько душа от восторга, от этой лёгкости, от этого помилования от Бога, от радости от этой, что она соприкоснулась с вечностью, с силой Божьей, с Богом, плачет и насытиться не может этой радостью, этим облегчением.

Это тоже действие, братья и сестры, благодати Святого Духа. Дай, Боже, вам быть причастниками действия Святого Духа, которое было вчера над водой, когда мы освящали её. Но Господь над каждым из нас готов излиять силу свою для очищения наших душ, для нетления в вечности наших душ бессмертных. Как водное естество делается нетленным и святым, так и души наши могут сделаться чистейшими, очищенными от всякой скверны, и святыми за нашу веру, за наше смирение, за наше покаянное, братья и сестры, искреннее общение и за стремление к этому общению с Богом. Аминь.

Проповедь епископа Арсения на праздник Собора Иоанна Предтечи. 20 января 2008 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *