Собор трёх святителей

аудио

Святая Православная Церковь особым образом чтит память трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, чествуя их вместе в один день, 30 января по старому или 12 февраля по новому стилю. О том, что послужило причиной такого празднования, о роли и значении великих учителей Церкви Христианской в церковной истории — проповедь Святогорского наместника.

Проповедь архиепископа Арсения на праздник Собора трёх святителей. 12 февраля 2014 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день, братья и сестры, собираясь на праздник трёх Вселенских учителей и святителей ― Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, мы вспоминаем отдельно каждого из них, из этих угодников Божиих. Мы преклоняемся перед величием их святости и премудрости, дарованной им Богом, и в то же время воспоминаем то славное и поучительное событие, которое явилось причиной установления их совместного празднования.

Сии угодники Божии жили в IV веке, в то время, когда Церковь, только что оправившись после жесточайших языческих гонений, распространяла своё спасительное благовествование по всему миру. В то время хотя и прекратились языческие гонения, но восставали всякие еретические ложные учения, против которых, чтобы сохранить чистоту Православия, необходимы были мужи мудрые, вооружённые благодатью Божией, у которых слово не расходилось бы с образом их жизни, которые и словом, и примером учили бы свою паству.

И вот в то время, сложное время становления Церкви Христовой Вселенской, Господь явил трёх угодников ― Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Василий Великий назван так за величие своей жизни, за свою строгость, за свою высоту толкования Священного Писания, за свой высокий и великий богословский ум и за свою великую простоту и самоотвержение.

Григорий Богослов, как и любимейший ученик Христа Спасителя и евангелист Иоанн Богослов, назван Богословом за своё красноречие, за убедительность речи, за великую веру, за великую надежду на помощь Божию. Потому что в то время, когда Григорий Богослов был архиереем царствующего града Константинополя, служил в храме Анастасии мученицы, в котором было всего 15 прихожан, город был поражён арианской ересью. Город вместе с императором исповедовал еретическое учение, но Григорий Богослов силой своего убеждения, своей молитвой, своей верой, своей надеждой на помощь Божию сотворил чудо ― весь город стал православным. Из православной общины в 15 человек его паства стала насчитывать сотни тысяч, миллионы.

Иоанн Златоуст ― величайший из проповедников, Златоустом которого назвал народ Божий. Потому что во время проповеди люди воскликнули: «Воистину Златоустый Иоанн!» Предание говорит, что когда Иоанн Златоуст выходил на проповедь, то пустели городские торжища, закрывались лавки, улицы пустели городские ― все стремились в храм. Впереди, перед кафедрой, с которой он выступал с проповедью, сидели ряды скорописчиков, записывая его слова, а весь народ из уст в уста передавал, что слышал и что говорил Иоанн Златоуст. И как говорили современники, во времена Златоуста даже торговки на базаре спорили о догматах Святой Троицы, заражённые ревностью и красноречием Иоанна Златоустого.

И вот, братья и сестры, как бывает у нас, у людей, ― мы всегда стремимся к разделению. Что же за причина такого разделения? Даже на самом добром, казалось бы, на следовании за этими богословами, за этими святыми мужами — и на этой почве возникло разделение. Конечно, явная причина разделения ― это враг, диавол, который всегда старается сеять разделение в мире ― не только в земном мире среди людей. В своё время он, восставший на Бога, посеял раскол и разделение среди небесных бесплотных сил. И часть ангелов, возмущённых им, древним Денницею, отпали от Бога и были низвергнуты в бездну адскую вместе с начальником их возмущения. Если он в ангельских силах сеял разделение и возмущение, и восстание против Бога, то по сегодняшний день враг сеял и сеет всякое разделение ― будь то восстание еретиков через разделение в Церкви, будь то через несмирение и нелюбовь в семьях или в святых обителях, стараясь разделить братию, то ли сеет таковое разделение в государстве, настраивая одних людей против других и сталкивая их так, что они вступают в братскую междоусобную войну, и в безумстве начинают убивать, злобствовать и ненавидеть друг друга. То ли возмущает разделение между государствами, и народы, которые друг против друга вроде бы и ничего не имели, и жили каждый в спокойствии, в мире, в достатке, а каждый из нас знает, насколько это ценно ― мир, спокойствие, стабильность, вдруг восставали друг на друга, начинали возмущаться, начиналась братоубийственная война.

Вот так и здесь, братья и сестры, враг даже на благой причине посеял разделение в Церкви. Одни из верующих были последователями Василия Великого, всячески его восхваляли, возвышали и говорили, что он выше, нежели Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Другие почитали Григория и говорили, что Василий с Иоанном Златоустом уступают ему. Третьи же Иоанна Златоуста почитали. Да так почитали, что даже унижали и спорили друг с другом о том, что Григорий Богослов и Василий Великий недостойны с ним равняться по высоте красноречия и силе слова.

И вот они спорили друг с другом и враждовали так, что одни начинали уже называться «василиане», другие ― «иониты», третьи ― «григориане», даже называли свои как бы такие партии разделения, увлечённые тем или иным учением того или иного святителя. И часто они сходились на диспуты, которые перерастали в пустые споры, ни к чему не приводящие и только возобновляющие вражду.

И вот, братья и сестры, Богу угодно было эту неразумную ревность христиан (с IV и до XI века это продолжалось) примирить. В XI веке, в царствование императора Алексея I Комнина, был такой святой жизни архиерей, муж Иоанн Евхаитский, который написал и множество служб, и множество богословских творений. Сему святому мужу, святителю Иоанну Евхаитскому, явились сначала по одному (и не во сне, а наяву явились), а затем вместе три святителя и сказали ему: «Неугодно Богу и неугодно нам смотреть на это разделение в пастве христианской. Мы перед Богом равны, и если о чём кто-либо один из нас вещает, в том согласны и двое остальных. Поэтому воля Божия такова: напиши нам совместную службу и устрой нам совместное празднование, где бы нас почитали троих одновременно. И если поступишь так и возгласишь о нашей воле всей Церкви, то все, кто будут почитать наше празднование, будут сподобляться милости Божией и спасения от Бога». Сказав эти слова едиными устами, в один голос, являя своё единодушие и единомыслие, они, развернувшись, начали подниматься в сиянии небесной славы на небо, беседуя друг с другом в мире, в любви и называя друг друга по именам.

После сего видения Иоанн Евхаитский возгласил о своём видении в церкви. С подобающей мудростью и красотой богословия им была составлена служба трём Святителям в XI веке, в 1084 году (и эту службу мы с вами и по сегодняшний день служим). И было возглашено всей Церкви о совместном праздновании сих угодников Божиих.

И по сегодняшний день, братья и сестры, мы празднуем сим трём угодникам Божиим совместную память, празднуем, величая их как Вселенских великих учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Такова воля Божия: единство, единомыслие, смирение, любовь. И мы видим, братья и сестры, насколько это важно ― единомыслие и отсутствие разделения среди православных, среди чад церковных. Потому что Сам Господь, чтобы уничтожить это разделение, неприязнь и вражду, волею Своею посылает трёх великих угодников Своих Божиих, чтобы возвестили Его Святую волю и наставили православных на мир, на любовь, на единство мысли и духа.

Как важно, братья и сестры, единство в очах Божиих, ведь недаром и Давид Псалмопевец говорит слова: «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе?» (Пс. 132:1). А в другом месте, братья и сестры, говорят святые отцы, что единство христиан, их название «учениками Христовыми» бывает в том случае, если, как говорит Господь, «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Но что такое любовь? Это не просто закрывание очей на немощи ближнего. Любовь иногда бывает и строга. Особенно это знают родители, что иногда, если что-то требуется по любви к своим чадам в них исправить, то необходимо употребить какую-то строгость и какое-то вразумление словесное для ребёнка, который не понимает той или иной добродетели. И разумные родители бывают строги, и разумные родители именно и воспитывают всяческие добродетели. Как по апостолу Павлу, к одним надо с терпением, со смирением, а к другим нужен страх, страх…

Строгость должна быть и в любви, братья и сестры. И мало того, сама истинная любовь не бывает без истинного смирения и послушания. Не бывает истинной любви без смирения истинного. Не бывает истинной любви без истинного послушания. Ведь как Господь говорит: «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите» (Ин. 14:15). Закон послушания положен в основание любви к Богу. Да и дети, если послушны своим родителям, то по одному этому их послушанию видно, что они родителей своих любят. И наоборот. Строптивые и непослушные дети ― это, как правило, дети эгоистичные, и любви к родителям, учителям или кому-то ещё там и не ищите, если нет в них послушания. Эти добродетели ― любовь, послушание, смирение ― связаны друг с другом, братья и сестры. Ведь и любовь к Матери Церкви когда проявляется? Да когда есть послушание учению Церкви, когда есть послушание апостольским правилам, на которых зиждется порядок и дисциплина в Церкви, тогда именно является любовь к Матери Церкви.

И мы, братья и сестры, видим, что святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст имели послушание Матери Церкви, всячески отстаивали её чистоту, её учение. Они имели и смирение, потому что покорялись всецело воле Божией, несмотря на те сложные условия жизни, в которых они жили. Иоанн Златоуст скончался в ссылке, но последние слова его были слова преданности по любви к Богу. Старец терпел гонения, страшные притеснения, клевету, но последние его слова были: «Слава Богу за всё». Разве это не выражение любви к Богу, несмотря на то, что ему пришлось вынести, разве не упование на волю Божию? Не послушание ли здесь? Не смирение ли здесь? И смирение, и послушание. А когда они друг с другом явились в единодушии и единомыслии ― разве здесь не смирение друг перед другом? Когда они уступают друг другу право чести, волею Божией были явлены как равные по величию святости, как равные по величию ревности, как равные по величию мудрости за то, что друг перед другом смирялись, и друг другу уступали.

Мы, братья и сестры, живём в сегодняшний день, когда в мире очень много разделений. Посмотришь, и в Церкви какие-то нестроения и разделения. Посмотришь, и в семьях нет порядка: частые разводы, какие-то непонимания между родителями и детьми. Посмотришь, даже между соседями какого-то мира нет. Посмотришь, и в обителях какие-то разделения. По словам апостола Павла, когда делились: «мы ― Павловы», а «мы ― Аполлосовы», а «мы ― Кифины» называли друг друга, то апостол Павел таковых вразумлял: «Да разве Павел за вас распялся? А разве Аполлос или Кифа за вас распялись? Вы же Христовы, Христос за всех распялся». И в этом тоже единство, подчёркивал апостол Павел, и стремление к единству.

Так и мы должны понимать, братья и сестры, что в очах Божиих добродетель, единодушие, единомыслие имеют высокую цену. Мало того, братья и сестры, когда мы с любовью переживаем друг за друга, когда мы со смирением уступаем друг другу, когда мы стараемся молиться друг за друга, то в таких случаях, говорит старец Ефрем Ватопедский, когда видим и что-то хотим исправить в ком-либо и переживаем это молитвенно, болезнуя за это сердцем. Таковая молитва имеет особую силу, особое дерзновение перед Богом, и человека наделяет благодатью Духа Святого за такое чувство ― за молитвенное переживание.

Так и мы, братья и сестры, часто говорим, передавая из уст в уста те или иные события, связанные с теми или иными немирностями и разделениями будь то в государстве, будь то между государствами, будь то в Церкви, будь то в обители, будь то в семьях наших. Мы часто передаём и часто разговариваем об этом, слушаем об этом новости со вниманием, но мы забываем об этом переживать молитвенно. Помните, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, явившись, сказали: «Составьте нам совместную службу, составьте празднество и сугубо совершите молитвенное торжество в церкви в честь нашей совместной памяти». Они призывали к совместной молитве, пересмотру своих мнений и к молитве друг за друга, как Господь говорил: «Молитесь друг за друга да исцелеете» (Иак. 5:16). Вот именно молитвенно переживать необходимо, братья и сестры, те или иные события, которые совершаются в нашей жизни, исполненной всякого нестроения.

А всякое нестроение, всякое разделение, как я уже говорил, известно, от кого исходит. Как говорят святые отцы, что помыслы хульные, помыслы неприязненные имеют источник не изнутри человека, имеют источник от врага нашего спасения, и они нам насаждаются. Мы можем их принять, можем не принять, можем с раскаянием эти помыслы, после того как приняли, пережить, и они будут нам прощены. А можем просто отвергнуть эти помыслы, помня, что источник всякого разделения, всяких революций, всякого непослушания и несмирения, источник и учитель ―диавол. И когда мы не смиряемся, когда мы не слушаем, когда мы дышим друг на друга неприязнью, мы, братья и сестры, становимся не учениками Христовыми, а учениками совсем другими, другого настроения и другого источника ― врага нашего спасения, который только и радуется тому, что мы не смиряемся и через это теряем благодать. Тому, что мы дышим друг на друга неприязнью вместо любви, тому, что мы разделяемся вместо единомыслия.

Да и посмотрите, братья и сестры, историю нашего государства. Когда были разделения, что бывало с нашим Отечеством? Случилось разделение междоусобицей княжеской в раннем Средневековье, и что повлекло за собой? Разорение государства, ослабление государства, монголо-татарское нашествие, которое уничтожило 2/3 населения нашего Отечества, разрушило наши города, селения, нашу национальную культуру. И только благодаря Церкви Христовой наш народ выстоял, потому что она не переставала призывать к единству наш народ устами святителя Алексия, митрополита Московского, устами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского Чудотворца, устами Сергия Радонежского и других угодников Божиих, таких, как Александр Невский, Димитрий Донской. И когда поняли смысл единства, что когда мы едины ― в единодушии с нами Бог (а кто тогда против нас, если с нами Бог?), тогда только восстали на монголо-татар, и первая победа была на поле Куликовом, и последующие победы, которые помогли свергнуть монголо-татарское иго. Было разделение в XVII веке, когда выбирали боярские партии то одного царя, то другого, а на первого восставали. Период «Семибоярщины» его называли, когда было и предательство и разделение, и всякая ложь, и когда восставали и на Церковь.

Что, братья и сестры, наш народ предпринял, когда поляки дошли до Москвы и грабили, и разоряли польско-литовские люди приделы Святой Руси, сжигая монастыри, убивая монашествующих, грабя города и селения, уводя в плен и рабство? Что, братья и сестры, мы видим? Минин, староста церковный, и князь Пожарский объединили народ своим словом и своим призывом. Но прежде этого Минину, простому гражданину Нижегородскому, явилась Божия Матерь и повелела собирать людей в воинство, в «чёрную сотню», как её называли, потому что из простого народа она состояла. И, казалось бы, безоружным, неорганизованным простым людям повелела Она выступить против регулярного польского войска, которое было тогда очень сильным в Европе. И они выступили, и победа была за ними, и Отечество наше восстановилось, и начало династии Романовых было тогда положено, братья и сестры.

Мы видим, братья и сестры, как Украина наша страдала. Кто только не неё не нападал: и поляки, и турки, и крымские и азовские татары совершали набеги, и шведы топтали нашу Отчизну ― до тех пор, пока Богдан Хмельницкий не принял в сердце своё идею воссоединения с Россией. И когда было воссоединение, то пришла Божия благодать, мир и процветание на землю Украины. И тогда, братья и сестры, и границы раздвинулись, и татары уже прекратили свои набеги впоследствии, потому что уже была сила, была мощь.

Вспомним, братья и сестры, 1812 год, войну. Ведь перед этим было увлечение Западной Европой. Ведь в XVIII веке стыдным считалось среди дворян говорить по-русски. Дворяне разговаривали только на французском языке друг с другом, считая язык русский языком крестьян, низшего слоя населения, народа презренного. Вот Франция ― вот это культура, вот это язык, вот это передовые идеи революции… Так уж хвалили тех французов, и что в итоге получилось? Когда эта Франция напала на наше Отечество, то они показали свою культуру, когда в Успенском соборе Московского Кремля лошадей держали, конюшню из него устроив. Когда выбрасывали мощи святых из гробниц, когда насиловали монахинь в монастырях, когда издевались над нашими соотечественниками. Да так издевались, что наш народ опять встал во единстве: встали и крестьяне, встали и дворяне, и партизанские отряды организовывали простецы-люди, чтобы защищать своё Отечество.

И когда освободили не только наше Отечество, но и всю Европу, то после этого какой был всплеск национального самосознания! Открытие новых монастырей ― десятки и сотни в нашем Отечестве, русский язык получил великое значение в нашем народе и среди дворянства, и писатели были ― Гоголь, Толстой, Достоевский ― многих можно перечислять. Изобразительное искусство — сколько художников было в то время, которые даровали произведения искусства нашему государству. Сколько было создано прекраснейших произведений архитектуры, дошедших до наших дней!

Но самое главное, братья и сестры, возродился дух Руси, дух стремления к Православию, дух церковности возродился и стал необходим и для крестьян, и для людей знатных. И когда пришло смутное время разделения Гражданской войны, мы видим, как за Православие, как за веру, за своё Отечество страдали и цари, и крестьяне, и епископы, и духовенство, и монашествующие, и миряне, идя на каторгу, идя на расстрелы, сохраняя истину, сохраняя чистоту Православия и за него идя даже на смерть.

Мы, братья и сестры, и последнюю войну вспомним. Что, представьте, было, если бы мы во время последней войны были в разделении? Да нас бы переломали по прутику каждого. Но встали вместе все против этой фашистской чумы, против этого врага и отбросили, завоевав и его нацистское логово. И путём хотя и многих жертв и разрушений, но ведь победа была на нашей стороне, потому что Бог не в силе, Бог ― в правде. И всякое бахвальство разбилось о наше единство, о нашу любовь. Сколько украинцев полегло, защищая Сталинград, не давая немцам переходить за Волгу. Сколько россиян лежат в братских могилах по Украине, где они проливали кровь свою за нашу землю, не думая, что это чьё-то чужое государство.

Мы, братья и сестры, должны понимать, что и в наше время велика сила единства, основанного на любви, а любовь основывается на смирении и послушании Заповедям Божиим, Матери Церкви, и всякому здравому смыслу в нашем Отечестве. Мы должны понимать, братья и сестры, что мы сейчас находимся тоже в таком состоянии, когда разделение враг сеет. Сеет разделение через какие-то расколы в Церкви, как Филаретовский раскол автокефалии. Сеет и униатские настроения и католические в нашем Отечестве, сеет всякие сектантские настроения, пытаясь оторвать новых и новых людей от спасения Церкви Христовой. «Разделяй и властвуй», как говорят масоны. Вот всякое такое разделение происходит: разделяет враг по партиям, причём настраивая друг против друга. Мы, братья и сестры, должны понимать, что это разделение борется через любовь, через единомыслие, через единодушие, и через молитвенное переживание за всё это. И мы не должны быть чужими, братья и сестры, в нашем Отечестве. Но переживание наше не должно сходить до уровня сплетен и переговоров пустословных. Мы должны понимать, братья и сестры, что должны это разделение переживать сердцем и молитвенно за всё перед Богом вопиять.

В этом воля Божия, братья и сестры, чтобы молиться Богу и друг за друга, молиться и за наше Отечество, молиться за весь мир ― мы к этому призваны. И сейчас будет, братья и сестры, сугубая ектения говориться диаконом, где будет прошение. В наше время в монастыре мы служим особое прошение и молитву читаем о умножении любви в нашем Отечестве. И мы будем петь эту ектению. Постарайтесь в эти слова ― «Господи, помилуй» ― вложить крик своей души, все сердечные свои переживания. Не просто петь «Господи, помилуй», а вопиять к Богу. Потому что в своё время Моисей, когда народ израильский восстал против Амалика, ходил молча, просто переживал в сердце, и вопль сердца его был слышен Богу. И Господь вопросил: «Что вопиеши ко Мне?» (Исх. 14:15).

Вот так и мы должны крик нашей души, крик нашего сердца, всё наше переживание вложить, братья и сестры, в эти слова «Господи, помилуй», «Господи, помилуй», «Господи, помилуй». И тогда мы Богом будем услышаны, потому что в своё время преподобный Паисий Афонский говорил, что «Богу легко исполнить всякую нашу просьбу». Почему, казалось бы, наши просьбы не выполняются? И Паисий Афонский говорит: «Вот вышли однажды наши монахи из монастыря на Святой Горе Афон на крестный ход просить у Бога дождя. А вместо этого во время крестного хода рядом с ними ударила молния и загорелся лес. Почему так произошло? Да потому, что они вышли на крестный ход, как на прогулку. А на крестный ход идти надо ― к Богу криком кричать, вопиять о помощи и помиловании. Вот тогда эта молитва будет услышана Богом, и Господь её исполнит».

Вот так и мы, братья и сестры. Обо всём, что мы видим ―все нестроения, всякие разделения, всякую неприязнь, окружающую нас, ― мы не судачить должны об этом, а молиться. И молиться с вот таким чувством, как говорит об этом и преподобный Серафим Саровский, что если у тебя нет правила молитвенного сил вечером читать, скажи: «Господи, в руце Твои предаю дух мой. Ты же мя благослови, Ты же мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь». Но скажи эти слова так, чтобы они прошли через небеса до престола Божия. Кратко скажи, но с таким чувством, с такой верой, с таким криком сердечным, с таким воплем о помиловании, с таким осознанием собственного недостоинства, с таким самоосуждением, с таким самоукорением, чтобы этот вопль прошёл небеса.

Поэтому дай, Боже, и нам, братья и сестры, быть молитвенниками, потому что не только нам, пастырям Церкви, но всем вам, собравшимся в церкви Божией, Господь доверил судьбу нашего Отечества и спасение наших ближних. Все мы, братья и сестры, пред Богом имеем доверие спасать мир своими молитвами. И дай, Боже, братья и сестры, чтобы эти молитвы наши были таковы, потому что Господь не сказал: «Служите мне молебны, совершайте всенощные бдения»… Господь сказал: «Сыне, дай Мне твоё сердце» (Притч. 23:26), «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Дай, Боже, братья и сестры, чтобы в кротости, самоукорении, которое связано с кротостью, самоосуждении, в смирении молились Богу и просили о Его милости. А ту любовь, то единство, то единомыслие и то единодушие, к которому призывала и призывает Церковь Христова, дай, Боже, братья и сестры, и всему миру, и нашему многострадальному Отечеству, и нам, неразумным, Церкви Православной, и монастырям, и нашим семьям, и всем, с кем мы живём в этом мире. Мы должны помнить, что в этот мир мы пришли, чтобы стяжать себе друзей, братьев и сестёр, а не для того мы в этот мир пришли, чтобы нажить себе врагов и быть в ненависти по отношению к другим. Помните об этом и со смыслом живите свою земную жизнь, чтобы не лишиться жизни вечной. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения на праздник Собора трёх святителей. 12 февраля 2014 г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *