Слово на праздник Сретения Господня (аудио, видео)

аудио / видео

15 февраля Святая Православная Церковь молитвенно торжествует один из великих двунадесятых праздников её годичного цикла — Сретение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. О торжестве празднуемого православным миром великого события — в проповеди Святогорского митрополита Арсения.

Проповедь архиепископа Арсения на праздник Сретения Господня. 15 февраля 2013 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Повествование о сегодняшнем событии, которое описано в Святом Евангелии, и касается земной жизни Христа, мы, пожалуй, начнём ещё более чем за два с половиной века до того, как оно совершилось в Иерусалимском храме. Ещё во времена Ветхозаветные император египетский, царь Птолемей Филадельф, любя науку и просвещение, устроив знаменитую Александрийскую библиотеку, захотел иметь в этой библиотеке перевод с еврейского языка пророческих книг Священного Писания. Для этой цели, для перевода, были избраны 74 человека толковников ― людей, сведущих в богословии, людей благочестивых. Один из них был Симеон, о котором предание говорит, что он был священником храма Иерусалимского, и в церковном богослужении на Сретенье он неоднократно называется и «священником», и «первосвященником».

И вот Симеон переводил книгу пророка Исаии, и в этой книге были записаны такие слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына. И нарекут имя ему Еммануил, еже сказаемо: с нами Бог». Переводя на греческий язык эти слова, Симеон сначала написал: «Се Дева во чреве приимет», как и у пророка Исаии, а затем задумался, как человек: как это Дева может принять во чреве? Не Дева ― жена. И решил счистить слово Дева, написав вместо этого слова «жена». Но Ангел явился ему, удержал его руку и сказал: «Ты доживёшь до тех пор, когда явится утешение Израилево, когда родится Мессия, Спаситель мира, и ты увидишь Деву, которая будет носить на руках Младенца».

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Долгие годы прошли, и Симеон не умирал. Он пребывал постоянно, будучи хоть и в престарелом возрасте, возле храма Иерусалимского, молясь Богу и ожидая утешение Израилево. И вот, на 40-й день по Рождестве Христовом, когда воплотившийся Бог Слово как Младенец был принесён руками Своей Пречистой Матери, в храме Иерусалимском случилось это событие. Пришла Божия Матерь с мнимым Своим супругом, 80-летним старцем Иосифом. По тогдашнему еврейскому закону каждый родившийся первенец должен быть приносим в жертву Богу. И приносилась жертва единолетнего Агнца во всесожжение или же голубя, или горлицы в жертву за грех. Но бедным, у кого не было возможности принести Агнца в жертву, разрешалось приносить, по Уставу, двух птенцов или голубиных, или двух птенцов от горлицы.

И вот Божия Матерь и Иосиф Обручник пришли в храм Иерусалимский. Будучи Пречистой Девой, зачавшей без мужеского семени, Она, тем не менее в глубочайшем смирении стала вместо с женами израильскими, держащими на руках своих первенцев и, не требуя очищения, ожидала молитвы очистительной от священника. Любя нищету, они принесли всего лишь двух птенцов голубиных в жертву. От того злата, что волхвы преподнесли к Вифлеемской пещере, говорит предание, Мария с Иосифом раздали милостыню нищим возле храма Иерусалимского, а часть оставили себе на дальнейшее проживание. И вот отец Иоанна Предтечи, первосвященник и пророк Захария, выйдя и увидев Божию Матерь, Пречистую Деву, стоящую с женами, взял Её с Младенцем и поставил там, где стояли девы непорочные.

Священники фарисеи возмущались: никогда такого не бывало, чтобы нечистая жена, родившая только что, стояла с девами. И пророк Захария сказал об откровении ему Духом Божиим, что Сия Дева выше всех дев в мире.

Симеон Богоприимец, тот, который когда-то переводил книгу пророка Исаии, уже прожив 360 лет (так удержан он был на земле Богом), Духом Божиим был приведён в храм в тот момент и увидел Пречистую Деву с Младенцем. Духом Святым ему было открыто, что на руках Её лежит не просто Младенец, а воплотившийся Бог, Спаситель мира, Мессия, Которого ожидал народ израильский, чая утешения и чая пришествия Мессии. Духом Божиим было открыто Симеону и, взяв на руки Христа Младенца, он со слезами, старческим гласом, трепеща всем своим человеческим естеством, обращался к Нему как Богу, к Младенцу: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2:29–32). И, обратился к Божией Матери, не к мнимому отцу Иосифу, так как понимал, что не отец он Ему по плоти, а к Божией Матери. «Се лежит Сей на падение и на восстание многим» (на падение всем, кто отвержется и будет гнать Его, и на восстание тех, кто, как простецы-рыбаки, апостолы последуют за Ним, Он будет знамением пререкания многих, то есть одни признают Его за Бога, другие будут называть Его лжецом и обманщиком), «и Тебе Самой душу пройдет оружие» (Лк. 2:34‒35), ― со скорбью говорил старец, предвидя распятие Христово и страдания и терзания сердечные Божией Матери. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко», ― этими словами он как бы говорил: «Господи, да я всю жизнь прожил с Тобою, я чаял этой минуты, когда увижу Тебя, что Ты пришёл на спасение мира, я верю в вечное бытие и вечную нескончаемую жизнь. И вот я теперь верю, что ныне я разрешаюсь от уз моей плоти и иду туда, где счастье, иду туда, где обетованная мне Вечность, иду туда, куда Ты меня приведёшь, благословенный мой Избавитель и Утеха Израилева».

И пророчица Анна, 84-летняя вдовица, которая 7 лет только была в супружестве, а всё остальное время прожила, служа в храме Иерусалимском, пророчествовала о пришествии в мир Спасителя мира и Мессии. И многие радовались и утешались этим пророчеством. Но не утешались лишь священники, ропщущие на Захарию, да фарисеи, которые донесли об этих словах и этом событии Ироду. И тот повелел схватить и Младенца, и Мать, и Иосифа. Но те, предупреждённые Ангелом, возвратившись сначала в Назарет, затем бежали в Египет. А Захария, который отказался выдать своего Сына, ничего не сказав о воплощённом Спасителе мира, был убит на пороге храма Иерусалимского. Убит между жертвенником и алтарём слугами и воинами царя Ирода, обагрив их своей несмываемой кровью в обличение его злодеяния. И потом мы знаем, что после сего последовало избиение Младенцев Вифлеемских.

Вот таковое событие, братья и сестры, состоялось в храме Иерусалимском. Мы каждый день на вечерней службе поём песнь, слова которой когда-то сказал Симеон Богоприимец: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Мы поём в конце вечерни, когда уже закат солнечный, когда окончание дня земной жизни у каждого человека, и мы, воспевая эту песнь, как бы вместе с Симеоном смотрим, что вот как день заканчивается, так и когда-то закончится и земное наше бытие. Так, как мы видим закат солнечный, так когда-то закатится наша земная жизнь. Так, как встретил Симеон Богоприимец своего Царя и Владыку и принял Его на руки свои, так и мы встретим Его, представ перед престолом Вседержителя в день своего отшествия, в день отшествия от этой земли, от земной жизни, от юдоли скорби, болезни, плача, борений, подвигов отойдём в блаженную Вечность, куда мы, как и все верующие, стремимся, чтобы пребывать в нескончаемом Бытии вместе с Богом. Поэтому и поётся: «Ныне отпущаеши» в конце вечерни, которая служится ежедневно во всех храмах.

Икона. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех

И вот мы, братья и сестры, смотрим на счастье Симеона Богоприимца: как он радуется, как он трепещет, приемля своего Спасителя, какой он был счастливый человек, что принял на руки Христа Младенца, увидел Мессию мира, сподобился нескончаемого Бытия как человек праведный, как о нём свидетельствует Священное Писание. И каждый из нас говорит, какое это счастье встретиться с Богом, на руках Бога своего держать. Но ведь и каждый из нас не лишён этой встречи. Каждый из нас не лишён этого счастья ― принять Христа.

Многие скажут: ну как это может быть? Это может быть, братья и сестры, по-разному. Накормили сироту, подали нищему милостыню ― это мы, братья и сестры, с Христом встретились, Христа накормили, Христу милостыню подали. Сотворили доброе дело какому-либо человеку ― и мы уже чувствуем от этого какое-то утешение, потому что где добродетель, там и Бог рядом. Опять была встреча наша с Богом. В порыве искренних чувств простили нашим клеветникам, обидчикам, ропотникам, лгущим на нас, простили от сердца все обиды, говоря с лёгким сердцем: «Бог тебя простит, и я прощаю». И мы чувствуем, как тихая радость, тихое утешение поселилось в нашу душу, потому что это Бог пришёл. Бог, Который прощает каждого человека, Который кроткий и незлобивый, и всех жалеет. Он там, где кротость, где незлобие, всепрощение присутствует ― и тогда Он рядом с нами. Участвовали в священнодействии, когда окропляют святой водой, и мы чувствуем великое утешение и кричим: «Ещё, батюшка, покропите ещё святой водой!» И от этого, братья и сестры, чувствуем великое утешение, потому что незримо, но ощутительно для души Бог прошёл мимо нас, присутствовал рядом с нами и вызвал этот восторг в душе, радость и утешение.

Мы, братья и сестры, в Таинстве Исповеди, исповедуя грехи свои, искренне исповедуя их, чувствуем, как разрешились словно от тяжёлого бремени, от тягости какой-то, и душу наполнила радость, лёгкость, любовь ко всему созданному Творцом. Кто это чувство нам дал? Разве не Господь, разрешающий через священника множество наших прегрешений. Выйдя, посмотрим на эту красоту мироздания… Кто из нас не любовался закатом или восходом солнечным, кто из нас не любовался радугой или красотой природы? Ведь это тоже следы Творца, ведь это тоже, братья и сестры, Его присутствие, Его мудрость, с которой мы соприкоснулись.

А ещё более мы можем, братья и сестры, держать Христа на дланях своих и принимать Его в сердце своё, когда причащаемся Святых Христовых Таин. Причащаясь под видом хлеба и вина Истинных Тела и Крови Христовой, по неложному слову Христа Спасителя: «Примите, ядите: сие есть тело Мое. …Пийте от нея вси: Сия бо есть Кровь Моя» (Мф. 26:26-27). Причащаясь этих Святых Христовых Тела и Крови, этого Таинства Божественной Евхаристии, братья и сестры, мы ощущаем какое-то особое озарение в душе нашей. Мы ощущаем силу для борьбы с грехом, мы ощущаем силу для того, чтобы совершать добродетели и жить в добродетели. И всё это даёт Христос, Который, простив нам грехи на исповеди, соединился с нами и соединил нас в Святой Своей Соборной Апостольской Церкви в честь чуда Святого Причащения.

Недаром и книга, раскрывающая тайны Причастия, называется «Чудо Божественного Причащения» (автор протоиерей Вячеслав Тулупов). И эту книгу всем нужно дома держать как Азбуку, как Букварь, чтобы понимать, чего мы лишаемся, не причащаясь. И чего мы сподобляемся, когда причащаемся Святых Христовых Таин, каким это великим утешением является для человека, который находится при последнем издыхании на смертном одре. Сколько я как священник и священнослужитель исповедовал людей, соборуя и причащая в последние минуты их жизни, и видел, как они радуются, как дети. Казалось бы, лежат в болезни, лежат в тяжелейшем состоянии, а у них улыбка на лице, вздох облегчения, радость ― Бог к ним пришёл и уже их не оставит. Он будет с ними, когда они, как молния, пройдут мытарства за честь Христовых Таин. Он будет к ним милостив, когда они предстанут перед Его престолом и будут отвечать за свои жизни.

Мозаика базилики Санта Мария Маджоре. 432–440 г. Рим, Италия. Фрагмент

Всё это сплетается у людей в радость величайшую и величайшее утешение. И такое утешение Господь может подать человеку, который, казалось бы, по земным меркам, находится на грани всякой беды, всякого несчастья и оставления земного бытия, и прекращения земной жизни. Они радуются, потому что в них вселяется надежда вечного нескончаемого Бытия, неразрывного с Богом.

Но будет и ещё встреча с Богом, братья и сестры, о которой нам никогда не надо забывать ― это встреча на Страшном Суде, когда каждый из нас предстанет перед Богом ― верил он в Бога или не верил, жил он по-Божьему или не жил, соблюдал он Заповеди Божии или насмехался над ними. Любил ли он таинства церковные, всю жизнь связав с Богом и с молитвой искренней, или никогда не молился и считал это пустым делом.

Братья и сестры, всё равно каждый из нас предстанет перед престолом Божиим. И вот какова будет встреча тогда, зависит от каждого из нас. Для кого-то это будет радость, радость от того, что он всю жизнь связывал с Богом и теперь он видит Того, Кому всю жизнь посвятил. Какое это утешение, какая это радость, какой восторг на целую Вечность. А самое главное, что никогда эта Вечность не отнимется, что всегда будет вечное, нескончаемое Бытие ― не будет ни смерти, ни болезни, ни воздыхания. Радость вечная, счастье вечное.

Да ещё и встреча там, в Вечности, с теми нашими сродниками, которых мы вымолили у Бога, которые находятся в Небесном Царствии, и мы с ними никогда уже разлучаться не будем ― с нашими любимыми бабушками, дедами, прадедами, матерями, отцами, братьями, сёстрами, сыновьями, дочерями. С теми, с которыми мы разлучились в этой земной жизни, мы уже будем радоваться в той Вечности, никогда не разлучаясь, утешаясь вместе и утешая друг друга лицезрением и общением.

Вот, братья и сестры, сколько радости и утешения. И наоборот, как стыдно нам будет встречать наших сродников, за которых мы никогда ни милости не подали, ни свечки не поставили, ни записки, чтобы за них помолились, ни в домашней молитве их не помянули… А поминки накрывали не ради того, чтобы милостыню подать людям ради усопших, а ради того, чтобы люди не осудили, накрывая с водкой, с мясом, с песнями какими-то ― часто бывает и такое в наше безбожное время. Как стыдно нам будет встречаться с нашими сродниками, которые укорительно будут смотреть на нас, говоря: «Мы же оставили тебя на земле, сколько вложили в тебя любви своей, заботы, а ты нас ни разу даже не помянул. Неужели я, мать твоя, или отец твой, не заслужили от тебя милости, не заслужили добродетельной памяти о нас?»

И с каким укором на нас будут любящие глаза Христовы смотреть, говоря: «Ведь Я же за тебя распялся. Ведь Я поношения терпел и смерть крестную. Ведь я для тебя всю красоту мироздания создал. Разве на тебя солнце не сияло, Мною созданное? Разве на тебя дождик не капал? Разве земля не источала воды, чтобы ты мог утолить жажду? Разве ты голодный был и ненакормленный? Ведь Я тебе всё отдавал: земля произращала плоды, которыми ты наслаждался. По Моему мановению она всё это произращала. Что же ты ни разу не поблагодарил Меня за это? Что же ты ни разу не постарался душу свою очистить? Что же ты никогда не заглянул в Евангелие? Не постарался узнать, что же это за Заповеди, жизненно для тебя необходимые, которые Я для тебя дал?»

И как нам будет страшно и стыдно стоять, братья и сестры, и как отвечать перед Богом за эту беспечно, бездумно, бесцельно и бессмысленно прожитую свою жизнь. И вот, братья и сестры, помните, какая встреча была у Симеона Богоприимца? Сколько у этого ветхого старца радости, сколько слов утешения, он к Младенцу обращается как к Царю и Владыке мира: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2:29–32). И Младенец безмолвно ему отвечал как Бог и Владыка, и эти слова записаны в 9-й песне канона в припеве: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит».

И вот, братья и сестры, Бог нас держит в длани Своей — милостию Своей, любовью Своей, промыслом Своим, каждый день готовый нас утешить, помочь, сохранить, спасти и даровать нам Вечность.

Дай, Боже, чтобы мы были держимы в дланях Господних, теплом Его любви согреваемые. И пускай эта любовь Божия в наших душах, братья и сестры, ответную любовь вызовет. Засветится пускай эта любовь в сердцах наших, в наших чувствах, в наших умах и помыслах. В сегодняшний день, братья и сестры, мы пришли в храмы Божии, как Симеон Богоприимец, пришли в храмы, как пророчица Анна.

И дай, Боже, нам сегодня встретить Христа. И как мы эту встречу почувствуем: то ли в исповеди искренней, то ли в причастии, то ли в молитвенном утешении общаясь с Богом, когда Он будет говорить с нами, не слышимо ухом, но слышимо сердцем, то ли радуясь при окроплении святой водой… Но сегодня встреча с Богом произойдёт у каждого из нас. И дай, Боже, братья и сестры, чтобы мы этой встречей утешались, радовались ей, а жизнь свою наполняли смыслом той встречи с Богом и того вечного утешения, когда нам придётся встать перед престолом Божиим, давая отчёт за свою прожитую жизнь. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения на праздник Сретения Господня. 15 февраля 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *