18 февраля — Вселенская родительская суббота

Накануне последней подготовительной недели, предваряющей Великий Пост, в храмах совершается особое заупокойное богослужение — Вселенская родительская суббота или Вселенская панихида. О том, для чего установлен этот день и как его проводить — в проповеди архимандрита Исихия (Клыпы).

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы) во Вселенскую родительскую субботу. 5 марта 2016 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

По изволению Духа Святаго святые апостолы установили эти святые субботы, потому что мы, как люди немощные, преданные страстям, забвению и нерадениям, не можем находиться постоянно в молитвенном подвиге и о своей душе, и о душах наших усопших родственников. Поэтому и назначены такие особые поминальные дни, когда мы с особым усилием и особым рвением стараемся вспомнить о наших почивших родственниках и принести о них заупокойные молитвы.

В деле поминовения наших усопших родственников имеет особую помощь Божественная литургия, когда по тем запискам, которые мы подаём или на сорокоусты, или на однодневную Божественную литургию, священниками вынимаются из просфор частицы. И затем, после причащения Святых Христовых Тайн всех верующих православных христиан, эти частицы с дискоса ссыпаются в чашу, и Божественная Кровь Господа нашего Иисуса Христа омывает эти частицы и омывает грехи тех душ, за которые приносится эта Бескровная и Божественная Жертва.

Это поминовение настолько высоко, что многие святые являлись здесь находившимся православным христианам и просили, чтобы они подавали их усопших родственников, отцов или матерей на это божественное поминовение, говоря, что даже их загробные молитвы не имеют столько дерзновения, сколько имеет это божественное поминовение. Оно имеет особое дерзновение перед Богом, если мы подаём и милостыню, особенно в наше время, когда множество людей находятся в тяжёлых обстоятельствах. И мы, если внимательно посмотрим вокруг, то легко найдём этих людей, которым если даже не можем помогать материально, то можем помогать словом утешения, прося их помолиться за наших усопших родственников.

Мы не должны забывать и о наших заупокойных молитвах, которые должны совершать не только в эти особые поминальные, установленные Богом дни. Мы можем и во всякое время молиться о наших усопших родственниках. Ни одна мирская организация не заботится о тех людях, которые находятся в аду. Вся забота мирских организаций сводится только к тому, чтобы помочь больным, нищим или увечным, потому что они заботятся только об этой земной жизни и желают только эту земную жизнь облегчать и совершенствовать.

Но Церковь Божия, зная, что наша душа бессмертна, что наши многие усопшие родственники, находясь в аду, желают, чтобы мы за них молились, возбуждает и в нас это благочестивое напоминание. Старец Паисий говорит, что в аду среди находящихся православных христиан только десять процентов не желает, чтобы за них возносились молитвы. Остальные же девяносто процентов желают, чтобы за них молились и чтобы их вечные муки облегчались нашими заупокойными молитвами.

Если здесь, в земной жизни, какой-либо человек, будучи с детства крещёным и православным христианином, и не понимал то значение, которое даётся его душе благодаря молитвам церковным и молитвам других православных христиан, то после смерти он уже совсем по-другому смотрит на это. И естественно, желает, чтобы хоть кто-то из его родственников вспомнил о нём и вознёс молитвы. Многие умершие наши родственники начинают испытывать величайшую радость, когда в их роду рождается человек, ещё даже не молящийся за них, но который в будущем будет молитвенником, и благодаря молитвам которого они будут избавлены от вечных адских мучений.

И мы, как православные христиане, вспоминая слова апостольские о том, что Бог есть Любовь и пребывающий в Боге должен пребывать в любви, должны и сами стараться приобрести эту высочайшую христианскую добродетель. Она приобретается, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, если мы стараемся совершать дела любви. Когда мы созываем на пир или на банкет, или на какое-либо торжество наших знакомых или сотрудников, или ещё кого-либо, то часто знаем, что, устроив этот пир, мы потом получим от них воздаяние или хорошее отношение на работе, или какую- либо материальную помощь, или ещё что-либо в этой земной жизни. Но Господь говорит, что мы должны, когда созываем пир, приглашать тех людей, которые не могут нам ничем воздать. То есть это должен быть акт нашей чистой любви по отношению к тем людям, которые в этой земной жизни не воздадут нам никакими земными благами. И именно такими людьми и являются наши усопшие родственники, которые находятся в аду. Когда мы начинаем за них молиться, это является делом любви, к которому мы должны подвигать себя, заставлять себя с усердием молиться за наших родственников.

За это доброе дело в этой земной жизни мы ничего не получим в материальных благах, но тем не менее это свидетельствует о том, что мы вступили на путь истинных православных христиан и начинаем стараться приобретать и делать те дела, к которым нас призывает Святое Евангелие. И этой молитвой за наших умерших родственников мы посылаем им как бы «прохладительные напитки», которые помогают им в тех муках, в которых они пребывают.

Мы часто во время болезни, имея температуру 38 или 39 градусов, с великим желанием ожидаем, когда эта болезнь закончится, когда нам станет легче, и мы не будем мучиться от этой температуры. Вспоминая наше состояние в этой болезни, мы должны исполняться чувством сострадания к тем нашим родственникам, которые мучаются намного сильнее. Тогда сердце наше будет с особым чувством вникать и заставлять и ум вникать в те молитвы, которые мы совершаем по нашим родственникам.

Поэтому, братья и сестры, будем стараться исполнять это дело истинной христианской любви, хотя мы, по своему нерадению или забвению, часто забывали это совершить и сделать раньше. К этому нас должно побуждать ещё и то воспоминание, и та мысль, что мы с нашими усопшими родственниками ещё встретимся в будущем на Страшном Суде Христовом. И если там окажется, что наши, хотя и немощные, молитвы могли бы им помочь в их загробной участи, то можно представить, как нас будет мучить совесть, если мы, вспоминая это время, прожитое в беспечности и нерадении, будем понимать, что даже небольшое наше напряжение и молитвенный подвиг в молитве за наших родственников могли бы им очень сильно помочь. Как тяжело нам тогда будет переносить их немые укоры, когда мы увидим их снова, уже облечёнными в воскресшие тела и, понимая, что по нашему нерадению произошла страшная трагедия, и они не избавились от вечных нескончаемых мук.

Этими мыслями мы будем, братья и сестры, возбуждать своё усердие к совершению заупокойных молитв. А те из наших усопших родственников, которые не находятся в аду, но которые, по милости Божией, сподобились Царства Небесного, будут тогда, видя наше усердие, особо ходатайствовать перед престолом Божиим за нас, грешных, потому что молитвы наши в этом случае не являются бесплодными, но они особо помогают нам, когда мы молимся ещё и за тех родственников, которые уже находятся в Царстве Небесном.

Давайте же, братья и сестры, не забывать об этих наших братьях и сёстрах, напоминать себе об этом христианском долге любви, чтобы не испытывать чувство стыда и укора на Страшном Суде Христовом, когда увидим наших усопших родственников. Аминь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *