Дивногорская икона Божией Матери

2 аудио

18 февраля прославляется Дивногорская (или Сицилийская икона) Божией Матери. В сей день произошло явление этой чудотворной иконы в 1092 году на о. Сицилия. О чудотворном образе Царицы Небесной, а также о том, как икона попала на Святую Русь и о духовной связи Святогорской обители с этим святым образом — в проповеди Святогорского наместника.

Проповедь епископа Арсения на праздник Дивногорской иконы Божией Матери. 18 февраля 2008 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Блаженна Земля Слобожанская, братья и сестры! Поелику Сама Царица Небесная возлюбила этот край за ревность людей, здесь живущих, за чистоту хранения ими Святого Православия, которое до самоотвержения, до исповедничества доходило в Средние века, когда люди удалялись сюда, в степи, которые назывались тогда «дикими», которые постоянно подвергались набегам крымских и ногайских татарских орд. Бежали сюда, в эти пустынные тогда места Средневековья, из заднепровской Украины от гнёта католического и униатского, желая сохранить в чистоте Православную веру.

И за то, что они оставили свои дома, и за то, что оставили своё Отечество, за то, что ради хранения святыни Православия они удалились в чужие земли ради одной только цели ― сберечь эту чистоту Православия, Божия Матерь утешала наш народ. Множество чудотворных икон явила Она в этом крае: это и Святогорская икона Божией Матери, и Ахтырская икона Божией Матери, и Казанская (Высочиновская), Озерянская и многие другие можно перечислять явленные иконы, среди которых есть местночтимые. А есть и такие иконы, которые почитаемы всей Святой Русью, такие, как Песчанская икона Царицы Небесной. И среди этих чудотворных икон Божия Матерь явила в этом крае в древние времена икону, именуемую по местности второго её явления ― «Дивногорскую».

История Дивногорской иконы Пресвятой Богородицы

Первое название этой иконы ― «Сицилийская» икона Божией Матери, и первое место явления её ― в XI веке, в 1092 году, произошло на острове Сицилия, почему и сама икона называлась «Сицилийской». Сам остров Сицилия и юг Апеннинского полуострова, где располагается Италия, в раннем Средневековье населяли православные греки, так что даже местность эту называли Новой Грецией. Особенно приток православных греков сюда вызвала иконоборческая ересь. Греки уходили в эти пределы, на остров Сицилию, на юг Италии и поселялись там. Зачастую переносили с собой свои святыни ― чудотворные иконы, которые от иконоборцев подвергались поруганию.

И вот там была явлена в 1092 году икона Божией Матери. Но вскоре, после 1054 года, когда Западная Церковь отделилась от Вселенского Православия, создав так называемую сейчас Католическую, папскую церковь, то православные христиане подверглись гонению. Храмы захватывались, отнимались святыни у православных, поэтому два иеромонаха ― Ксенофонт и Иоасаф, греки по происхождению, взяв Сицилийскую икону Божий Матери, пришли в пределы тогда православного государства Святой Киевской Руси. Бытует предание, что они, прежде чем в местности Дивногорье остановиться, на берегу реки Дона, побывали в Киеве. И оттуда, от подвижников Киево-Печерской Лавры получили благословение идти дальше на Восток.

Предание о Дивногорской иконе Божией Матери говорит, что когда они путешествовали, то при впадении реки Тихая Сосна в реку Дон остановились на ночлег, неся с собой чудотворную святыню ― икону Царицы Небесной. Но когда утром проснулись, иконы у них не оказалось. Они в страхе за потерянную святыню начали искать её и увидели, что она стоит на горе на одном из меловых столпов, которые во множестве есть на горах Дивногорья, почему и сами горы называют «Дивными горами» ― ради этих столпов, которые стоят, как меловые стражи, поставленные Богом на этом святом месте. Они увидели эту икону на столпе, и ещё увидели, как из-под горы, где она на столпе стояла, забил источник. Они поняли это как знак и поселились в этом месте. Предание народное сохранило их имена ― иеромонахов, в других редакциях иеросхимонахов (они в схиме были) ― Ксенофонта и Иоасафа, которые поселились здесь и ископали первые пещеры. Одна из них, возле которой, по преданию, они похоронены, так и называлась ― «Пустынники».

Впоследствии, поскольку эта местность была подвержена страшному татаромонгольскому нашествию, это место опустело. Но бытует предание, что икона Царицы Небесной была на волю Божию поставлена на меловом столпе над источником и стояла всё время из-за запустения святой обители. Но обители уже не было в конце XIV века, потому что митрополит Пимен, путешествуя в Царьград, описывает местность Дивногорья, и даже на лицевой рукописи зарисовывает горы Дивногорские, где видны прорезанные входы в пещерные храмы и киот для чудотворной иконы, но ничего не говорит о действующем монастыре.

Но, тем не менее, предание говорит о том, что на этом месте жили пустынники, сменяя один другого. После Ксенофонта и Иоасафа были пустынники Серафим и Макарий, после них был епископ Павел с послушником Василием, архимандрит Николай, и при архимандрите Николае приходит на это место братия из заднепровской Украины. А именно притеснение католиков и униатов вынудило тысячи украинских семей под предводительством полковника Иоанна Дзиньковского, и два монастыря ― Николаевский мужской и Параскевы Пятницы женский ― сняться со своих родных мест и со слезами идти искать место нового поселения, чтобы только не принять католичество и униатство. Вышли они из-под города Острога Ровенской области (город Острог и теперь существует) и пришли в пределы теперешней Воронежской области и основали город Острогожск, который стоит до сегодняшнего дня. А монахи Никольского мужского монастыря (женский монастырь обосновался в самом городе) поселились у пещер Дивногорских, там, где была святыня Дивногорской чудотворной иконы Божией Матери.

В Екатерининский период царствования эта обитель была закрыта, как и 2/3 монастырей на Слобожанщине. И наша Святогорская пустынь закрыта была, и Гороховатская пустынь, и другие многие монастыри на Слобожанщине были упразднены и закрыты государственной властью при Екатерине II. И период некий запустения был. Но монастырь не до конца запустел, а, как и Святогорский, использовался как приходская церковь соседней слободы Селявной. А пещеры эти братия в нарочитые дни приходили и убирали, заботясь о порядке и чистоте, потому что братия были переведены недалеко, за десять километров, в Вознесенский Коротоякский монастырь. Монастырь (Дивногорский) существовал как приход, монастыря в нём не было. Об открытии монастыря стали хлопотать местные жители, которые писали прошение в Священный Синод, чтобы им разрешили открыть эту святую обитель. Они даже отдавали свои земли, свои сенокосные луга, этим как бы мотивируя, что монастырь не останется без содержания. Но Синод медлил с решением.

Чудотворения от иконы Божией Матери во время эпидемии холеры

И вот в 1830-е годы впервые в царской России вспыхнул холерный мор. До этого времени, что такое холера, люди не знали на Руси. Как бороться с этой болезнью, тоже не имели понятия. А болезнь косила людей не то что десятками, — сотнями. Страшное уныние напало на жителей. В городе Острогожске по нескольку десятков гробов в день выносили. Люди боялись выйти из дома на улицу. И только плач и крики раздавались то там, то там, как бы давая понять, что ещё одна душа отошла к Богу, и крик и плач родственников говорил о скорби от скорой и безвременной утраты того или иного раба Божия или рабы Божией.

Вспыхнул этот мор и в Коротояке. Тогда там находилось пять храмов и Вознесенский мужской монастырь, в котором была Дивногорская братия. И вот одной из заболевших горожанок, которая лежала на смертном одре, явилась Божия Матерь. Она показала в видении свою икону и повелела эту икону найти и принести в город. Женщина встала от одра болезни здравой. Видя её внезапное исцеление и слыша из её уст подтвержденное её исцелением явление Божией Матери, люди стали по всему городу ходить толпой вслед за ней, ища по всем храмам такую икону, которую, как она рассказывала, увидела в видении. Но иконы такой найти не могли.

И вот один послушник, Андрей, который ходил убирать пещеры Дивногорского монастыря, сказал: «Я, наверно, знаю, о какой иконе вы говорите. Это та, что стоит в меловом столпе над источником в Дивногорье». И тогда все жители города Коротояка за десять километров пешком пошли на это святое место. Идти от Коротояка до Дивногорья надо было по лугу. И когда они приблизились к горам, к этому меловому столпу, к источнику, ещё на той стороне реки Тихой Сосны вдруг увидели, что из столпа, из ниши, где стоит икона, исходят лучи света. Воодушевлённые этим видением, люди воспрянули духом, но, подойдя к столпу, недоумевали, как им из ниши, которая была высоко на столпе, достать икону. Ведь не было лестницы, а сам столп был крутой и недосягаемый. И вот один из юношей, цепляясь за уступы скалы, попытался достичь ниши, чтобы взять из неё икону. Случилось второе чудо ― икона сама двинулась из глубокой ниши, сама, без чьих-то человеческих рук. И когда он взял её, то по малейшим уступам скалы, без рук, спустился с ней на землю.

Икону принести в Коротояк. На городской площади отслужили молебен. Народ со слезами молился Божией Матери, видя в Ней единственную Надежду и Заступницу. После молебна икону стали носить по улицам города. И случилось чудо. По какой улице проносили икону, на той улице уже не было случаев заболевания холерой. А заболевшие холерой не умирали, а выздоравливали. Поскольку икона называлась «Сицилийской», то народ, в простоте сердца, видя такие чудеса исцелений и по своей простоте и неграмотности не зная, что такое «Сицилийская», называл икону «Исцеленська».

Слыша о чуде в Коротояке, жители города Острогожска, расположенного в нескольких километрах от Коротояка, стали просить о принесении иконы в Острогожск. Очевидец этого крестного хода описывал, что за иконой шла многотысячная толпа народа, с верой, благоговением, с благодарным чувством сопровождая сию святыню. Простая икона, написанная на деревянной доске, без ризы даже драгоценной, но с ней шла Сама Царица Небесная. Шла на призыв Своих чад, которые с любовью и верой призывали Её как Мать на помощь в случившейся беде. Очевидец рассказывал, что когда стали приближаться к городу Острогожску, крестные ходы со всех 15 острогожских храмов вышли навстречу. Колокольный звон звенел над городом. Люди, несмотря на то, что был холерный мор, не побоялись собраться в многотысячную толпу за город и ещё за две версты, увидев только приближение Царицы Небесной в чудотворном образе, опустились на колени. А когда Коротоякский крестный ход подошёл, то от вопля волосы поднимались на голове и мороз шёл по коже. Потому что даже малые дети простирали руки к чудотворной иконе и кричали: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Возобновление Дивногорского монастыря. Обитель во времена безбожия

Икону принесли в город. На городской площади был отслужен молебен при многотысячном стечении горожан. Икону стали носить по улицам, и совершилось то же, что в Коротояке: больные выздоравливали, а новых случаев заболевания больше не было. В память об этом событии коротоякцы и острогожцы положили: в июле икону чудотворную Божией Матери всегда брать в свои города для сугубого благодарения. И это чудо Божией Матери послужило толчком к открытию Дивногорской обители.

Дивногорская обитель была открыта и просуществовала, как и Святогорская, до 1920-х годов. В 1922, а по другим источникам, в 1924 году, в советское время, обитель сия была закрыта, поругана, братия дивногорская частично расстреляна в обители, частично была вывезена на железнодорожный мост в вагоне. И каждого по одному выводили из вагона, стреляли в голову и сбрасывали в реку Дон. Я знаю очевидицу этого страшного преступления (женщина пела на клиросе в городе Лиски, дочь её до сих пор поёт). Она как раз рано утром жала траву корове возле железнодорожного моста и видела, как паровоз вывез вагон, и из вагона выводили братию дивногорскую, стреляли в висок и сбрасывали в Дон. Она слышала их крики, говорила, что никто не просил пощады, а только каждый кричал: «Господи, прими в руце Твои дух мой! Господи, прости им, не ведают бо, что творят!» ― и подобное, как у кого сердце вопияло к Богу в этот трагический момент мученической кончины. И эта женщина, чтобы не закричать, закусила себе руку и, потрясённая виденным, даже не заметила, как прокусила её так, что шрамы потом на руке остались после такого страшного видения и потрясения.

В дореволюционное время Царица Небесная особо почиталась, а писатель, архимандрит Александр Кременецкий, пишет о Дивногорской обители и крестном ходе в Острогожске: «Я бывал и в Питере, и в Москве, но таких по численности крестных ходов я не видел нигде. Более 70 тысяч человек сходилось на крестный ход. Носилки с иконой Божией Матери несли 50–60 человек. Когда несли носилки, некая старушка, трудясь при несении чудотворной иконы, садилась на перекладину носилок, а народ, как волна, нёс её дальше. А она, отдохнувшая, участвовала опять в крестном ходе ― трудилась ради Божией Матери. На несколько вёрст были растянуты подводы, которые ехали вслед за крестным ходом. Два военных оркестра ― Коротоякского полка и Острогожского полка ― сопровождали чудотворную икону Божией Матери как Царицу на параде. Но поскольку в советское время обитель была закрыта, сама чудотворная икона, по преданию, была сохранена благоговейными благочестивыми жителями в тайном, потаённом месте. Я ещё мальчиком был и помню, говорили об этом, что люди сохранили её, спрятали.

Народное почитание Дивногорского чудотворного образа

Но, тем не менее, почитание иконы Божией Матери не прекращалось. И хотя народ оставил Бога, народ безбожием проникся, но Божия Матерь народа не оставила. Во время Великой Отечественной войны свершилось чудо. Чудо, которое явила Дивногорская икона Божией Матери, показывая вновь своё заступничество православному народу. В чём же это чудо было явлено? Во время оккупации были развешаны объявления по всему Острогожску: «Всей молодёжи явиться на базарную площадь. За неявку ― расстрел». Вся молодёжь Острогожска собралась на базарной площади. Оказалось, что всех решили увозить в Германию. Подогнали крытые вагоны-теплушки на вокзал, который был расположен в километре от базарной площади. К самой площади подъехали на машинах автоматчики с собаками овчарками, чтобы перевозить молодёжь. А матери, бабушки, которые пришли вместе со своими детьми, увидев и услышав, по какой причине согнали молодёжь на площадь, были в отчаянии. Крик, плач кругом.

И вот представьте, это была молодёжь, бывшие комсомольцы, которые, возможно, закрывали храмы и громили святыни… Но что предпринимают их бабушки, матери? Рядом с базарной площадью находился никогда не закрывавшийся Острогожский Преображенский храм. В этом храме стояла копия чудотворной Дивногорской иконы Божией Матери. И вот толпа этих бабушек, матерей бросилась в храм в единственной надежде просить Царицу Небесную о помощи. Они взяли икону и пошли вокруг базарной площади. Очевидцы рассказывали, что шли и ничего не боялись, подняв над головами икону, со слезами и криком пели тропарь Божией Матери: «Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир людям Твоим даруй и душам нашим велию милость». Крики автоматчиков, лай овчарок ― ни на что они не обращали внимания. У них сердца только к Божией Матери кричали о помощи. А помощи, казалось бы, откуда было ждать? Но вдруг налетела наша авиация и начала бомбить станцию. Разбомбила все эшелоны. Немцы прыгнули с овчарками в машины и разъехались от площади, скрываясь где-то в бомбоубежищах. А молодёжь постояла на площади и разошлась по домам. Ни один молодой человек из Острогожска не был вывезен в Германию. Такое заступничество явила Божия Матерь. Несмотря на то, что мы зачастую оставляли Её, Она не оставила нас.

Дивное чудо являла Царица Небесная за всё время, когда Дивногорская обитель была закрыта. В самом Дивногорском монастыре был санаторий, а в скиту, где был источник и где на столпе была явлена икона Царицы Небесной, стоял заброшенный, без икон, пещерный храм (сама обитель пещерная). Я помню, в 1970–1980-е годы со всех сёл окрестных, хуторов бабушки, помнящие славу Царицы Небесной, всегда на Пречистую, на Успеньев день приходили в этот пещерный храм. Они вечером собирались на хуторе. И вот была такая баба Паша ―Параскева, раба Божия, она читала Псалтырь по покойникам и по-детски была предана Царице Небесной. У неё стояла большая икона, на доске писанная копия Дивногорской иконы Божией Матери. Эту икону выносили на криницу, на луг, читали там акафист вечером, потом поднимали икону в пещеры. В пещерах читали акафисты, псалмы пели, перед пещерами разводили костёр, чтобы можно было выходить ночью греться, потому что августовские ночи были холодные, а утром разъезжались на электричках в Лиски, Острогожск на Литургию в храмы, тогда действовавшие в этих городах.

И вот в эти годы Божия Матерь являла особое чудо: каждый год на Успеньев день, ночью под Успение, было в этом храме особое явление благодатного света. В храме не было никакого электричества, только свечи. Я юношей, помню, ездил и с мамой, и с селянами своими ездил также ночью на этот Успеньев день. И вот ночью в алтаре начинались сполохи, такие, как фотовспышка, только с таким лёгким потрескиванием, как с шуршанием каким-то, а не просто сами по себе. К этому все уже привыкли, то есть не смотрели на это, как на какое-то особое чудо. Знали, что такое происходит на Успение Пречистой. В этот день собиралось до тысячи, до двух тысяч народа. И хутор Дивногорье, в котором было всего 40 дворов, в шутку на Успеньев день называли «Китайская остановка», потому что электричка долго стояла, пока выйдет такое количество народа. И Царица Небесная являла чудеса своего заступления не только людям, притекавшим туда, но и охраняла это святое место. А именно: в 1980-е годы острогожские школьники приехали праздновать в Дивногорье выпускной вечер. Пошли по пещерам. Двое из них, подвыпившие, ― выпускной, храбрецы такие ― решили подрубить меловой столп, чтобы он рухнул. Там находится сам меловой вход, вход в церковь и обходной ход для крестного хода. Когда начали рубить топорами, то вывалилась глыба из мелового столпа, на котором явлена была в своё время икона Божией Матери, и одного привалила насмерть, второго оставила на всю жизнь калекой.

Но на следующий год у столпа был выставлен наряд вооружённой милиции и никого к нему не подпускал. Мало того, где-то в 1985 или в 1986 году было принято решение взорвать столп. Приехала милиция, наносили соломы, положили динамит под вход в пещерный храм, зажгли солому, а сами сбежали за гору и ждали, когда взорвётся. Но взрыва не было, и солома, казалось, прогорела. Они взяли по охапке соломы и опять пошли на это место. Как только приблизились, раздался взрыв. Один милиционер погиб, второй с перебитым позвоночником на всю жизнь остался калекой. Столп остался стоять, обрушилась только его часть.

Людей на Успение Пречистой в тот год не пустили в пещерный храм. Вооружённый наряд милиции стоял, никого не подпуская. Моя бабушка ездила туда и говорила, что всю ночь на лугу возле криницы молились. А молились так возле криницы, что вся эта заплетённая простым плетнём криничка была воском облита от свечей. А воду в кринице вычерпывали так, что люди даже ил выбирали со дна и потом отстаивали, чтобы слить воду.

Дивногорье в наше время

По сей день существует и источник Божий Матери, стоит и столп этот, и этот пещерный храм, в котором явлена была икона Божией Матери, и действующий сейчас Дивногорский монастырь. Что самое интересное, когда совершалась первая служба, первая Литургия в пещерном храме, то те всполохи огненные, которые были ночью под Успенье, начались уже во время Литургии. Служил Литургию протоиерей Александр Долгушев из Каменки, тогдашний острогожский благочинный. Во время Литургии эти огненные всполохи начались, но после этого их уже никогда не было. То есть Божия Матерь весь этот безбожный период как бы утешала людей, воодушевляя их верой, этим знамением на святом месте. А когда обитель уже открыта, то люди и так потянулись, как к живому источнику, на постоянные церковные службы. И сейчас она хоть и малочисленна по братии, святая эта обитель Дивногорская, но, тем не менее, она живёт, возрождается, восстанавливается, ежедневно служится в ней Божественная литургия, приносится бескровная жертва. А это великое дело перед Богом.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Дивногорская икона и Святые Горы

И мы в сегодняшний день, братья и сестры, празднуем в честь чудотворного Дивногорского образа Божией Матери. Об этом я могу говорить долго и долго, но поверьте, это говорит любовь моя сердечная по отношению к этому чудотворному образу. Моё детство прошло под рассказы моей бабушки об этой чудотворной иконе. Мальчиком я ещё на велосипеде ездил в заброшенные пещеры, в заброшенный Дивногорский монастырь. А почему мы так особо торжественно празднуем в нашей обители в честь Дивногорской иконы Божией Матери ― накануне служим всенощную с акафистом, сегодня после Литургии будем служить водосвятный молебен ― да потому, что когда открылась обитель Святогорская, Дивногорская обитель тогда была ещё закрыта. И я у владыки Алипия, который был тогда правящим архиереем, взял благословение: «Владыка, Дивногорская обитель закрыта, и Божия Матерь не имеет должного прославления, как хотелось бы, нет службы в Дивногорье, икона эта не почитается. Благословите нам в Святых Горах служить Ей всенощную, молебен, акафист нараспев». Владыка Алипий благословил.

И вот как интересно, братья и сестры, когда мы решились уже служить торжественный праздник Дивногорской иконы Божией Матери, накануне я поехал в Артёмовск. Они собрали пожертвования в Никольском храме для нашей обители и говорят: приезжайте, заберите. Мы приехали. Там старинный деревянный Никольский храм, которому более 200 лет. И вот обходя храм и смотря на иконы, я вдруг увидел Дивногорскую икону Божией Матери, которая стояла на задней стороне столпа за левым клиросом. Я, конечно, очень обрадовался этому, потому что всегда любил и почитал эту икону. И попросил батюшку: «Батюшка, если можно, вы нам в обитель передайте эту икону Дивногорскую, а мы вам взамен две или три другие иконы дадим из обители». Батюшка говорит: «Хорошо, я поговорю с двадцаткой церковной на церковном приходском совете».

И вот, братья и сестры, накануне празднования Дивногорской иконы Божией Матери, не раньше, не позже (сегодня нам всенощную служить), звонит утром отец Сергий и говорит: «Мы собирали двадцатку, и двадцатка говорит, что ничего не надо, мы жертвуем эту икону в Святую обитель». Я утром бегом на машину, мы взяли эту икону, привезли, и вот она стоит на аналое, этот образ, а вечером мы уже служили тогда перед этим образом первую всенощную в пещерном Антоние-Федосиевском храме. И икона Божией Матери, славу Свою получив в пещерной обители, именно с пещерного малого храма в память о тех ветхопещерниках Ксенофонте и Иоасафе, которые принесли её с острова Сицилия, пришла в пещеры Антоние-Феодосиевы наши и начала свой путь в Святой обители.

Конечно, эту икону, братья и сестры, настолько народ почитал, что она 2/3 года в монастыре не находилось, 2/3 года её носили крестными ходами по окрестным сёлам, хуторам. И только треть года она находилась, зиму в основном, в Дивногорской обители.

Моя бабушка рассказывала, как икону приносили в село. Икону приносили 26 августа, на Тихона Задонского, а к Успению провожали её на Дивногорье. Это был как пасхальный день. День и ночь трезвонили колокола на колокольне сельского храма. Народ не спал день и ночь, толпой сопровождая по селу икону из хаты в хату. Из одного двора выносят, а дети уже встречают, впереди цветы кидают ― чернобривцы, гвоздики ― перед Божией Матерью. Заносят в хату, в хате праздничной скатертью застилался стол, потом цветы устилались, сверху рушник, на этот рушник ставили икону Божией Матери, служился краткий молебен, потом икону из хаты провожали, и следующий двор её встречал. И так по всему селу. Бабушка говорила, что как пронесут, бывало, икону по селу чудотворную, так не только больные люди вставали, а и скотина больная вся выздоравливала. Поэтому в народе её называли не «Сицилийская», а «Исцеленська».

Перед этим чудотворным образом приносили покаяние и те женщины, которые совершили грех детоубийства во чреве или те, у кого дети умерли маленькие. На иконе херувимы окружают Царицу Небесную, и в этих ликах херувимов матери, потерявшие своих детей, видели как бы напоминание о своих младенцах, об их чистых душах, которые или были убиты ими по неразумию, или же умерли в младенчестве. Поэтому женщины пешком ходили в Дивногорский монастырь, чтобы принести покаяние перед Дивногорской иконой Божией Матери. Считалось, что икона особенная, имеет дар разрешать этот грех детоубийства.

И в младенческих всяких скорбях прибегали к Царице Небесной. Я вспоминаю, старые люди рассказывали, что возле мелового столпа было две криницы. Из одной воду набирали, чтобы пить, а над другой криницей, где-то в пяти метрах от первой, младенцев купали. И говорили, бывало, заболеет ребёночек, мать сразу давала обет пойти с младенцем в Дивногорскую обитель (в нашем селе до революции так было). И говорили, бывало, идёшь, а ребёнок уже выздоровел. Но всё равно приложишь к иконе, на криничке обольёшь водичкой и возвращаешься домой уже со здоровым.

Списки чудотворного образа Дивногорского

Копии Дивногорской иконы Божией Матери ― повсюду на Слобожанщине. Особо она почитается в Воронежской губернии, тем более что в 1860-е годы было ещё одно чудо от этой иконы. Когда вспыхнул всюду холерный мор, Воронежский архиерей благословил день и ночь служить молебны у чудотворной иконы. И было чудо. По всем губерниям холера свирепствовала, а в Воронежской губернии холеры не было. С тех пор снимались копии с иконы и как почитаемые, были по всем городам. Такие копии стоят и в Алексеевке, и в Коротояке, и в Лисках, и в Воронеже. Копия этой иконы стоит и в Донецке, в Никольском храме на Ларинке. И помню, когда меня вызвали туда для иерейской хиротонии, я пошёл на каждение диаконом на Честнейшую и вдруг увидел на стене Дивногорскую икону Божией Матери. У меня была большая радость, потому что я не ожидал увидеть в Донецке святыню, с которой связан был ещё с детства.

И хочется рассказать, братья и сестры, ещё один случай, когда Божия Матерь явила утешение одной рабе Божией. Она присутствует здесь в храме, молится Царице Небесной. Мы уже служили в Покровском храме всенощное бдение Дивногорской иконе Божией Матери. На следующий день ― Литургия с водосвятным молебном. На проповедь я, как обычно, вышел, рассказываю о местности, где явилась икона. И вот после службы ко мне подошла молодая женщина и спросила, откуда я родом. Я ответил, что из Лисок. «А я с хутора Мелахино», ― сказала она. А этот хутор располагается недалеко от Дивногорской обители. И вот она рассказала историю, что из этого хутора вышла замуж в город Змиёв. «И всё хорошо: и муж хороший, и дети хорошие, но какая-то тоска. Город есть город, и всё вроде хорошо, а я как вспомню про свои поля, просторы, такая тоска на меня нападает ― я плачу и плачу. Поехала домой, а мама говорит: «Дочка, ты бы в церковь сходила, помолилась, может, тебе легче станет». И вот я приехала в Змиёв и решилась пойти в церковь. А одна подруга говорит: «Я как раз в Святогорский монастырь еду, не хочешь со мной поехать?» И вот она с этой бедой и тоской по родине приезжает в Святогорскую обитель. И, стоя в храме, видит Дивногорскую икону Божией Матери, слышит рассказ о той обители, которая недалеко от её родного хутора. И она настолько утешена была, что с тех пор часто стала посещать Святогорскую обитель. То есть Божия Матерь в сам день Своего празднования утешила её здесь, казалось бы, далеко от родины. Но утешила кусочком своей родины, чудотворным Своим образом Дивногорским. И множество, братья и сестры, таких примеров, какие Божия Матерь являла и являет по сей день, ― утешение всем, к Ней притекающим.

Сохранение Дивногорской иконы в советские годы

В моём селе, откуда я родом, в храме Святой Троицы стоит тоже копия ― образ Божией Матери Дивногорский. Эту икону Симеон Чепуров, староста нашего сельского храма, до революции заказал в Острогожске и потом из Острогожска 40 километров нёс икону на себе в село. По пути в Дивногорскую обитель он освящал эту икону у чудотворного образа, а размеры иконы примерно такие, как наша икона Святогорская. И такую икону 40 километров нёс сам. Эта икона стояла в сельском храме. Когда в 1931 году храм закрыли, начали его громить ― иконы и иконостас рубили на дрова и топили колхозную кузню. И вот когда рубили коны и иконостас, то Агриппина Мазиева, дочь протодиакона Алексия, который умер на каторге, видя, что погромщики пошли на перерыв на обед, заскочила в храм, из киота взяла эту икону Дивногорскую, на себя ― и бежать. Они увидели: «Стой, бабка, куда?» Она говорит: «Деточка, у меня стола дома нет. Я из неё стол себе сделаю». «Ну, если на стол, забирай». И так она, мудренько ответив, спасла икону. Эта икона была в её доме. Но в оккупационный период, бабушка моя рассказывала, немцы и мадьяры, заходя, первым делом смотрели иконы. И если иконы были старинные, то снимали и посылками отправляли их домой, в Германию и Венгрию. Много икон было вывезено тогда.

Люди, чтобы спрятать икону, выдолбили небольшую пещеру за селом, в меловой горе, поставили её там и заложили. И она весь оккупационный период, 8 месяцев, стояла, спрятанная в пещере. Из-за этого вспучилась, впоследствии левкас отстал в нескольких местах. Когда оккупация закончилась, икону принесли в село. Оно было наполовину разрушено ― в одной хате по пять семей жили, и вот в такой хате и стояла эта икона. Каждое воскресенье собирались читать перед ней акафист. Перед иконой на колени ставили деток рядами и говорили: «Молитесь за ваших папок, чтобы они с фронта поприходили». Читали акафист, молились. И хата, и двор были полны народу. Когда в 1946 году открывается храм в городе Лиски, то люди, накануне голодного 1947 года, бедные после разрухи, после войны, на эту икону из лоскутков пошили божничок, накрыли её и пешком несли семь километров в райцентр и всю дорогу пели тропарь: «Яко необоримую стену и источник чудес»… Так что отец Иосиф, батюшка первый, даже испугался: время сталинское было, несанкционированный крестный ход, по сути, получился.

Икона была поставлена в храме в райцентре, но оставлен был документ, что в случае постройки храма в слободе Лиски икону вернуть обратно. И вот в 2006 году Господь благословил так, что был построен храм в селе, освящён. Эту икону мы отдали предварительно в реставрацию, закрепили её, восстановили фон позолоченный на ней и затем крестным ходом по всему селу вносили её в новый храм. Святыню из старого храма, разрушенного, вносили в новопостроенный храм как дар Богу, покаянный дар всех людей, которые в безумстве отошли от Бога. И по сегодняшний день эта икона стоит в храме в селе Лиски. Причём перед этим образом, когда он находился в городе Лиски, в Покровском храме, перед этой иконой было исцеление не ходившего мальчика пяти лет. Это Василий Воронов, он уже покойный, я по нему ещё Псалтырь читал, когда он умер, где-то в 1980-е годы (потому что я с восьми лет ходил по селу Псалтырь читал по покойникам). Он до пяти лет не ходил. Развитие нормальное, ребёнок разговаривает, рассуждает, но не ходит. И вот тогда его мама, баба Поля, взяла его на руки, пешком отнесла в райцентр, положила под икону Божией Матери на пол, и всю службу на коленях простояла, как она говорила, и проплакала. Батюшка увидел её слёзы, подошёл после службы, взял этого Васю на руки, занёс в алтарь, обнёс вокруг престола, вынес ей, дал на руки и она, уходя, ещё в колокольне положила его на пол, упала на колени, заплакала: «Божия Матерь, помоги, если можешь». Идти надо было на паром, чтобы переправляться через Дон. До парома мальчика несли она и односельчанки, которые были в храме, подруги. На пароме переплыли Дон. Сходить с парома, брать его на руки, а он говорит; «Мамка, пусти, я сам пойду». Стал на свои ноги ― только высоко-высоко их поднимал ― и пешком от самого парома, километров пять, наверно, дошёл до самого дома. И ходил до самой смерти.

Заступничество Божией Матери по молитвам у Её Дивногорского образа

Много таких случаев, братья и сестры, можно рассказывать и рассказывать, величать и величать Царицу Небесную. Но помните, что причиной Её чудесного действия в нас, в душах наших, в нашем обществе, в нашем Отечестве является наша живая вера по отношению к Ней. Не формальная только, братья и сестры: поставить свечку, приложиться, просто думая о чём-то своём. А когда с живым сердцем, когда, подходя к чудотворному образу и взирая на него телесными очима и духовными очима зрим Саму Божию Матерь, Которая приникает к нам, желая слышать наши молитвы, тогда и Божия Матерь действует в нас живо, с живым сердцем. Она любит нас с живым сердцем, не формально, а так любит, что даже многие иконы Её плачут. И плачут зачастую кровавыми слезами. Вот такая Её любовь страдальческая за нас, Материнская.

Так давайте же и мы, братья и сестры, в сегодняшний день хоть что-то малое сделаем ради Царицы Небесной. Сегодня день Её праздника, сегодня день Её славы, которую даровал Ей Господь за великое смирение и чистоту. И мы в сегодняшний день постараемся, братья и сестры, подражать хоть в малой мере добродетелям Божией Матери ― смирению, чистоте, молитвенному настроению, любви к окружающим.

Проповедь епископа Арсения на праздник Дивногорской иконы Божией Матери. 18 февраля 2008 г.

Дай, Боже, чтобы Божия Матерь всегда на Руси Святой находила живой отклик в наших с вами сердцах. И та любовь, с которой вы сегодня пришли в храм, к подножию образа Божией Матери, она не останется Ею незамеченной. Божия Матерь каждое ваше воздыхание, каждую слезинку вашу, даже едва-едва появившуюся на глазах, всё видит, готова утешить, успокоить, утереть и наставить на путь жизни святой, ведущей в Нескончаемую Вечность. И мы давайте потщимся стремиться к этой Вечности, ведь там нас ждёт Сама Божия Матерь. Как нам утешительно о Ней слышать, как утешительно видеть Её чудотворный образ, Её изображение. Подумайте, какая радость для верующего человека узреть в Небесном Царстве Вечности Саму Божию Матерь, увидеть Её в сиянии небесной славы, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, имя Которой да будет прославляться всегда в нашем многострадальном Отечестве, низводя на него благодать, милость и покров Царицы Небесной. Аминь.

Дивногорская Сицилийская икона Божией Матери. Радио ВЕРА