Неделя о Страшном Суде

аудио

За неделю до Великого Поста: в преддверии Прощёного воскресенья. Событие, воспоминаемое в этот воскресный день. «Мы гоним Христа из своей жизни»: Святогорский митрополит о гибельном для души отсутствии памяти смертной, о беспечности и небрежении современного человечества о загробной участи, о благоразумном отношении к грядущему для каждого из нас событию.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю о Страшном Суде. 27 февраля 2011 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Вот ещё, братья и сестры, протекла неделя. С прошлого воскресенья уже семь дней минуло и наступает следующий недельный день воскресный, когда Церковь, как и в прошлый воскресный день, уготовляет души наши к подвигу Святого Великого поста. Промелькнули эти семь дней ― и так мелькает вся наша жизнь, которую в большинстве случаев каждый из нас проводит в беспечности, забывая о будущем воздаянии, забывая о звании христианском. Забывая о Заповедях Божиих, забывая о скоротечности сего суетного и превременного века, по словам пророка и псалмопевца, который заключается в продолжительности всего лишь «седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс. 89:10).

В сегодняшний воскресный день, в этот день недельный Церковь предлагает нам Евангельское чтение, которое говорит о Страшном Суде, о Втором пришествии Христовом. И сама эта неделя, предуготовительная перед Великим постом называется Неделей о Страшном Суде. Наши благочестивые предки с особым благоговением относились к сегодняшнему воскресному дню. Я вспоминаю рассказ своей бабушки, которая захватила ещё старое дореволюционное время (она с 1900 года рождения), и она говорила, что в ночь с субботы на воскресенье накануне Недели о Страшном Суде, обычно было так, что одевались во всё чистое, и в 12 часов ночи никто не спал. Одевшись во всё чистое, засветив лампады и свечи в доме, читали Святое Евангелие. Памятуя название Недели о Страшном Суде и вспоминая слова Христовы «се жених грядет в полунощи» и другие слова, «что придет день Господень, яко тать в нощи», ночь посвящали молитвенному бдению, с особым напряжением переживая то событие, которое воспоминается в сегодняшний день ― воспоминания и напоминания для каждого из нас о Втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Весь этот тварный мир, сотворённый Богом, по учению Церкви, имеет своё начало, и будет иметь своё окончание. Предшествовать этому будет воскресение мёртвых, как говорит Священное Писание, по гласу трубы Архангельской, когда воскреснут все мёртвые от века, а живые преобразятся непостижимым чудом Божиим и преображением. И в таковом состоянии будут встречать Второе пришествие Христа Спасителя, когда Он явится вместе с Ангельскими силами на престоле Славы Небесной судить племенам и народам.

Многие скажут: да как же так, сколько людей умерло, сколько стало уже прахом, сколько людей сгорели и пепел только от них остался, других разметало во все стороны взрывами, какие-то люди утонули или съедены зверями… Как можно воскресить всё это? В своё время один из известных учёных ― Эйнштейн, когда ему говорили об этом, как же будет воскресение мёртвых, делал простой опыт. Брал земную пыль и брал пыль металлических стружек, смешивал всё это вместе, высыпал на стол и говорил: «Отделите мне пыль от стружек металлических». Все говорили, что это затруднительно, да и невозможно. И тогда он брал магнит, подносил, и все металлические стружки и опилки тотчас прилеплялись к магниту, и оставался только прах земной на столе. И он, улыбаясь, говорил: «Видите, мне, человеку, несложно отделить одни частицы от других. А Господь, Который из ничего создал этот мир одним творческим словом «Да будет», может восставить человека уже из праха».

Если Он из ничего создал весь этот тварный мир, который нас окружает, одним только Своим творческим словом, так уже из праха воздвигнуть и воскресить человека это возможно Ему. И недаром Господь показал и будущее воскресение мёртвых, воскрешая четверодневного Лазаря, о котором говорили: «Господи, он уже смердит». Разлагающегося человека Он воскресил и восставил. И он жил ещё долгие годы и его иудеи гнали, желая убить, чтобы не было живой проповеди об истинности явления Христа, Спасителя мира. И он был епископом Кипрским и уже там почил, и мощи его нетленные пребывают по сегодняшний день в Кипрской церкви Лазаря Четверодневного.

И так, братья и сестры, будет воскресение мёртвых, истинное и неложное, и Своим Воскресением Господь показал истинность воскресения, будущего всеобщего. Он, как Творец и Владыка, создав этот мир, положил Законы в этом мире. Многие учёные получают награды, учёные степени за то, что они открыли тот или иной закон жизни этого мира. Награждаем, похваляем, пишем статьи об этих учёных, а почему же не похваляем Самого Законодателя, Который эти Законы положил в мире? Почему Его не славим, почему о Нём не пишем, почему о Нём во всеуслышание не говорим?

Глубоко верующий учёный, академик Павлов, любил повторять: «Чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что я ничего не знаю», и оставался смиренным старостой храма Знамения Божией Матери до самой своей смерти в 1935 году, уже в советское время. И советское гонение его не напугало. Академик Павлов оставался верующим до самой своей смерти, смиряясь перед величием Творца. Если Господь положил Законы Творения в этом мире, то Господь может творить и то, что сверх Закона и это мы называем «чудом Божиим».

И вот Господь говорит о том, что в конце времён придёт Господь во славе Своей и все святые Ангелы с Ним. Можно только в какой-то мере непостижимо представлять эту славу Господню, но какова она на самом деле? Это откроется только в день Второго Его пришествия. Он говорит, что сядет на престоле славы Своей, уподобляя выход Свой как земных царей, которые с воинами, со свитой приходят и садятся перед народом, чтобы судить или решать государственные дела. И так Господь воссядет на престоле славы Своей, и встанут перед Ним в трепете все народы земные. И отделит Господь праведников на правую сторону, грешников ― на левую сторону. Видя недоумение апостолов, которые думали: ну как же эти миллионные, может, миллиардные толпы людей, которые прожили на этой земле, как же их разделить? И Господь приводит им пример, что как не сложно отделить пастуху овец от козлищ, так и Господь отделит Своих овец, Свою паству, поставив справа со словами: «Придите, благословеннные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). И далее говорит слова: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).

И тогда праведники, которые всю жизнь, творя добро во славу Божию и стараясь угодить Богу, это, как правило, люди, невысоко себя оценивающие, понимающие, насколько мелко и ничтожно то, что они творят по отношению с величием Божиим, они так же со смирением спросят: «Да когда же мы Тебя видели голодным ― и накормили? Жаждущим ― и напоили? Когда мы Тебя странного принимали? Когда одевали Тебя нагого? Когда больного и в темнице Тебя проведывали?»

И тогда Господь говорит: «Поскольку вы сотворили одному из меньших братий своих, то вы Мне это сотворили». Говорит Господь о том, что добро наше, которое мы творим по отношению к ближним, оно принимается Самим Богом, как Самому Богу мы это творим. Потому что меньшего этого Господь принимает как сродника и брата Своего, и добро, творимое Ему, Он принимает как добро, творимое Самому Богу. Ведь согласитесь, если мы будем творить добро какому-либо человеку, то его мать будет величать нас как благодетеля своего сына и как своего благодетеля по любви к своему сыну. Если мы сотворим добро её сыну или внуку её, то эта мама или бабушка будут нас благодарить, как будто мы их осчастливили.

Вот так и Господь. Любя весь мир и всё человечество, добро, которое мы творим каждому человеку, Он воспринимает так, как будто мы Ему это творим. И грозный лик Господень обращается на левую сторону, и говорит Господь грозные слова по отношению к тем, кто стоит слева: «Отыдите, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Потому что Я голоден был, и вы Меня не накормили. Я жаждал, и вы Мне не дали пить. Я странен был и стучался к вам, а вы оттолкнули Меня и прогнали, не приняв. Я наг был, и вы не одели меня, пройдя безразлично мимо Меня. В больнице Я был, болен, и вы Меня не посетили. В тюрьме был, и вы не пришли ко Мне утешить Меня». И тогда они тоже будут спрашивать: «Когда мы Тебя видели или голодным, или жаждущим, или нагим, или больным, или странником?» И тоже скажет Он: «Поскольку ближнему от малых сих, вы Мне это не сотворили». «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:41‒46).

Казалось бы, почему Господь грозно так говорит тем людям? Ведь мы имеем множество примеров из Священного Писания и житий святых: вот Господь прощает Петра за отречение, вот Господь разбойника на кресте прощает, вот Марию Магдалину приемлет. Вот Марию Египетскую Он ставит во главу и матерь всех преподобных, бывшую александрийскую блудницу. Вот в Неделю о блудном сыне в прошлое воскресенье мы слышали, как Господь в виде отца принимал блудного сына. Но что было у тех грешников? У них было покаяние, осознание собственной греховности и стремление к Богу. Помните слова разбойника? Как он говорил, увещевая своего сораспятого сотоварища, который хулил Христа и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Разбойник говорил: «Не ты ли Бога боишися, мы по грехам своим приемлем. А этот Праведник за что терпит?» И не прося никакой награды, не освобождения, просил смиренно только помянуть его во Царствии Своем: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (Лк. 23:39‒43).

Помните блудного сына, как он шёл к отцу, всю дорогу думая: «Отче, согрешил я на небо и пред тобою, и недостоин называться сыном твоим. Но прими меня как наемника в своём доме, я буду работать как раб последний у Тебя»? (Лк. 15:18–19). Какое смирение и покаяние! Помните также и других грешников, к которым был милостив Господь? Помните апостола Петра отречение? Когда он, отрёкшись по малодушию, страха ради иудейского, но как говорит Писание, «изшед вон плакася горько»? (Мф. 26:75). Плакал, и плач апостола Петра даже уже после прощения Христова, когда Господь дал ему власть апостольскую, и он шёл и по всему миру проповедовал. Предание церковное говорит, что когда он слышал пение петуха, тотчас заливался слезами, оплакивая своё отступничество и своё отречение. Да так плакал, что от постоянного потока слёз даже язвы были у него на щеках, а очи красные от слёз были. К таковым грешникам Господь милостив и простирает Свои объятия. Но есть грешники другого рода, которые гордятся своим грехом, не хотят от него отставать, хулят всячески Бога и не стремятся к Нему.

Мне вспоминается, братья и сестры, рассказ. Был такой, покойный ныне, схииеродиакон Николай в городе Воронеже: старец, который ещё помнил царевича Алексия (в детстве вместе с ним играл). И вот когда в Воронеже были закрыты все действующие храмы, его мама устроилась в Митрофановский монастырь, из которого была сделана тюрьма. Там содержались все священники воронежские и монахини Покровского монастыря города Воронежа. Втайне у них дома служили Литургию. И вот после ночной Литургии ему, мальчику, в карманы накладывали антидор, мелко порезанный, и он приходил к матери в тюрьму, где она работала на кухне. И она знала, где сидят священники, она знала, где сидят монахини и, разнося обед, потихоньку клала вместе с обедом кусочки антидора. Мальчик был вне подозрения, поэтому каждый день носил туда, в эту тюрьму, антидор.

Он рассказывал, что в монахини Покровского монастыря (Покровский Воронежский монастырь был не женский, а девичий) принимали только девушек, сохранивших целомудрие. И вот этих девушек сажали в камеры с женщинами постыдного поведения, с падшими женщинами, для того чтобы их как-то ущемить. А случилось обратное. Монахини чистотой своей души настолько повлияли на этих падших женщин, что когда их вызывали на допросы, то эти блудницы нападали на конвоиров, ругали их всякими словами, били и кричали: «Не трогайте матушек!» Вот какое у них было осознание собственной греховности. Да, они были грешницы. Но как они умели ценить святость других! Идеалом для них была святость. Понимание у них было святости и греховности.

В наше время всё стёрто. Нет понимания святости, нет понимания греховности. Мы дошли до безумия, братья и сестры. В школах детей учат блуду. Да когда это было на Руси Святой? Говорят, что это так нужно. Это так лучше будет для семей, когда дети с детства будут знать о всякой падшести, о всякой греховности, о всякой грязи? Да у нас на Руси никогда это детям в открытую не говорили их неокрепшим чувствам, умам, когда ещё чувство ответственности не созрело. И, слава Богу, у нас и семьи крепкие были, не расходились, и по десять детей и больше было, и мир в семьях был, и младшие слушали взрослых, а взрослые могли управлять и находить общий язык с младшими. И в двухкомнатной хате саманной жили, но было трудолюбие, мир и послушание старшим и родителям, и уважение к родителям.

Мне вспоминается случай. Когда я ещё был пономарём, иподиаконом в соборе, мы с батюшкой посещали дом престарелых. И когда мы вышли оттуда, отец Александр Трунов, ныне уже покойный, буквально содрогался. Слёзы текли, он не мог удержать. Почему? Да потому, что в каждую палату заходил, а там бабушки сидели и говорили, каждая: «Какой у меня сын хороший, он генерал у меня. И такой он добрый, что даже три года назад открытку мне на 8 Марта прислал». Эта открытка стояла на столе, и она её показывала. И вот у этого доброго сына генерала ― мать в доме престарелых…

А сегодня, братья и сестры, когда блуд чуть ли не в ранг искусства возводится… Где только его не увидишь ― и на рекламах, и в газетах, и в журналах, и по телевидению. И везде это как норма жизни, безумие человечества доходит уже до крайних своих степеней. И всё считаем, что вроде так и надо. Почему никто не возмущается? Почему никто не говорит против этой грязи, которая вылита сегодня на наше общество? Приезжает делегация англичан к нам, на Святую Русь, и говорят через переводчика: «Мы в шоке, у вас такое по телевизору показывают? Такую грязь, такой блуд? У нас это только в специальных клубах для таких больных на голову показывают. Или же по одному какому-то каналу ночью, чтобы дети не видели».

А у нас это норма жизни. Выйдите, посмотрите на рекламу. Что там, на рекламных щитах? Трудолюбие воспевается? Или честность, может быть? Или ещё какая-либо добродетель? Или девственность на рекламных щитах, может, воспевается? Целомудрие? На одном щите водка, на другом ― курево, на третьем ― пиво. На четвёртом, в лучшем случае, шампунь. И всё это сдобрено такими картинками, что и смотреть стыдно.

«Мы гоним Христа из своей жизни»:

И мы это состояние общества современного считаем сейчас, к сожалению, нормой. В школах детям нашим мозги промывают ― мы не противимся. Грязи всякой из телевизора нас учат ― никто против не скажет. Грязь и безнравственность мы не можем удалить из своего Отечества. Мы сами своими руками разоряем свои семьи, нравственность в наших детях и внуках. Какую будущность мы готовим для самих себя в старости? Многие, говоря о Страшном Суде Господнем и о тех признаках, которые будут предшествовать Страшному Суду, говорят, в первую очередь, о гонении на православных. Многие говорят об этом гонении, что оно будет или оттуда, или оттуда… А оно уже есть, это гонение: и гонение на Православие, на истинность Христовых Заповедей, уже есть в каждом из нас. Мы гоним Христа из своей жизни. Мы Его Заповеди забываем и презреваем. Если кто заговорит с нами о часе смертном ― да хватит об этом говорить, поживём ещё в своё удовольствие: поедим, попьём, телевизор посмотрим…

Слово о смирении, о послушании ― будь-то родителям, будь-то в монастырях ― в штыки воспринимается. Смирение ― слышали, послушание ― опять за послушание! Хотим жить по своей воле, а своя воля ведёт к неволе ― страстям своим, грехам своим ― порабощению сатане, попросту. И вот эта нераскаянность в грешниках будет отвержена Богом. Вот те грешники, которые ничего не хотят о Боге слышать, о Его Заповедях и всякую добродетель в штыки воспринимают, вот к таким и будет страшное слово Господне произнесено: «Отыдите от Мене, проклятии во огнь вечный». Какие страшные слова, задумайтесь! Ведь это любящие уста Христовы сказали: «Отыдите, проклятии». Это же до чего Бога довести надо, чтобы Он такие слова на нас произнёс. Это ж до какого состояния бездуховности и безнравственности дойти необходимо!

Мы в сегодняшний день, братья и сестры, стоим вот здесь, в храме, как на Страшном Суде Божием. Сегодня Господь нам ещё раз о нём напоминает. Он предупреждает нас, не пугает, нет! Он предупреждает, как мать предупреждает ребёнка: не трогай горячую плиту, обожжёшься. Послушный ребёнок избежит боли, самочинный и непослушный схватится за ту плиту и будет кричать, но не мать будет виновата.

И нечего Бога винить в грехах своих. Первое чудо ― что Господь нас ещё терпит. А человек чудес требует, требует справедливости от Бога. Да если бы Бог был не милосерд, а действительно справедлив, то нам, по грехам нашим, уже бы и места не было на земле. Если бы мы от Бога требовали справедливости, то первого кого ― так это меня надо наказать, и каждого из нас. И каждый внутрь своей совести пускай погрузится ― да я ж первый перед Богом виноват, какая справедливость? И чем мы будем спасаться? Добродетелями своими? А где они, эти добродетели? Да, мы будем творить добрые дела, стараться, потому что Господь нам их заповедал. Но даже не добрыми делами спасаемся. Мы их просто творим по любви к Богу, желая сделать Ему приятное. Как, например, если любишь человека, ты хочешь ему приятное слово сказать, хочешь ему приятное дело сделать, подарок какой-то преподнести, утешить его.

Вот так и Богу. Мы не ради того, чтобы что-то получить от Бога взаймы, взамен этого творим добрые дела ― по любви к Нему творим. А чем же мы тогда спасаемся? Чем нам спастись на Страшном Суде? Сокрушением и смирением своим. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ― это первое. А второе ― в своё время святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, принимая экзамен в Духовной Академии, спрашивал у семинаристов. Спросил у первого: «Чем ты думаешь спасаться?» «Смирением я буду спасаться». Тот говорит: «Гордец. Ты думаешь, что ты имеешь смирение? Ты должен смиряться, но не думать, что ты имеешь смирение, что ты уже такой уже смиренный». Зашёл второй. Митрополит задал ему вопрос: «Чем ты думаешь спасаться?» Тот ответил: «Вашими молитвами, Владыка святый». Возмутился святитель Филарет: «Ты такой юный, а уже научился так льстить, лицемерить и человекоугодничать». Пришёл третий: «Чем ты думаешь спасаться?» И тогда тот ученик потупил голову, на очи навернулись слёзы, и он, не поднимая головы, сказал: «Милосердием Божиим, Владыка святый». И тогда святитель Филарет встал из-за своей кафедры, обнял его и сказал: «Вот единственно истинный ответ я услышал ― милосердием Божиим спасаться».

Но преклоните это милосердие Божие к себе чистотой своей жизни, милосердием в своей жизни, не безразличием к тем, кто нас окружает, не забвением Заповедей Божиих, величайшей ответственностью за ту жизнь, которую нам Бог дал прожить. За каждый день, за каждую минуту ведь мы ответ давать будем. Как в наше время, братья и сестры, много говорят и в рекламе, и по телевидению о добродетелях, но как это часто не соответствует действительности. Ведь рядом, возле нас столько людей, которые нуждаются в нашей помощи.

Я уже говорил как-то, и сейчас скажу, наверное, и необходимо сказать, потому что этот случай ярко показывает, в каком состоянии находится наше общество. Несколько лет назад в один храмов пришёл мужчина, взрослый мужчина, который плакал, как ребёнок, и весь трясся. Он спросил: «Батюшка, можно с вами поговорить?» «Да, что Вы хотели?» «Батюшка, я не церковный человек, я не знаю, что и как говорить, как правильно поступать. Я не знаю, куда идти и кому выплеснуть то, что сейчас у меня на душе. Я водитель КамАЗа, всю жизнь шофёром проработал. Но вчера мне дали разнарядку поехать к моргу. ― Это было в Донецке, и была зима, морозы такие, как сейчас. ― Я подъехал к моргу, и мне в кузов забросили из морга 16 трупов замёрзших детей-беспризорников и сказали отвезти на кладбище. Я их привёз туда, а там ров, выкопанный трактором. Мне сказали их туда просто ссыпать из кузова, и при мне бульдозером завернули. Я не мог ночь спать, меня всего трясёт по сей день».

Вот так должно трясти каждого из нас от осознания того, что мы грех впустили в общество наше, в дома наши, в семьи наши, в детей наших. Как одна женщина говорила: «Батюшка, а почему Вы говорите, что телевизор смотреть ― грех?» И он сказал ей просто: «Телевизор изобрёл разум человека. Если бы он показывал доброе, нравственное и полезное, то в нём бы греха не было. Но я тебе задам вопрос: ты вора-рецидивиста к себе в дом пустишь?» Она: «Нет». «А убийцу?» ― «Да зачем же мне убийца в доме?» «А развратника, который бы занимался на глазах твоих детей развратом?» ― «Да что Вы, батюшка, с ума сошли?» Тогда батюшка покачал головой и говорит: «А через телевизор они у тебя все в доме».

И вот это состояние современного общества, братья и сестры, чем страшно. Помните, как святые отцы говорили: «Какой один из основных признаков вскорости Второго пришествия и кончины мира? Люди будут знать всё о Христе, жития святых будут знать, Евангелие будут толковать, Заповеди знать будут, но никто не будет жить по Евангелию». Евангелие не станет руководством для жизни ― просто будет, как одна из книг: читали, знаем, слышали. Жить? А зачем? Все живут вон как ― и я так буду жить. Нет у людей в связи с учением Христовым, с Евангельским учением сопряжения с этим учением собственной своей жизни. Сейчас здесь в храме множество народа стоит, кто находится в ссоре с родителями своими, с сёстрами, братьями, с невестками, зятьями своими, с детьми своими, внуками своими либо по имущественному вопросу, либо кто-то что-то не так сказал или не так повёл себя. Я не ошибусь, если так скажу.

А помните евангельскую заповедь: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас»? (Мф. 5:44). Для кого эти слова Христа сказаны? Для Ангелов? Они не нуждаются в них. Мы в них нуждаемся. Это руководство для нашей жизни. И вот так надо каждую Заповедь Господню взять и постараться её в жизни воплотить. Вы знаете, я вчера стоял на полиелее, и вот лежит икона равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей словенских, которые всю жизнь свою посвятили тому, чтобы учение Христово разнести по славянским землям. Они и Евангелие на славянский язык перевели, другие священные книги. Для чего? Да чтобы, читая эти Евангелия, мы жизнь свою преобразовывали. Чтобы мы жизнь эту, с Евангелием сообразовав, изменили. И вот лежит икона Кирилла и Мефодия, а рядом на полиелее положили Евангелие, которое целовали все при помазании, и целовали икону этих угодников Божиих. Равноапостольный Кирилл всю жизнь посвятил Богу. Еего изображение мы целовали как человека, который Евангелие в жизни своей воспринял как книгу, по которой надо жить.

Помните, как матросы пришли в Кронштадте храм громить? Зашли в бескозырках с церковь, с папиросами, начали глумиться над иконами. Батюшка в растерянности вышел и говорит: « Что ж вы делаете? Неужели вы Евангелие не читали?» И тогда один матрос сказал: «Крышку в церкви целовал, а что внутри ― не знаю и знать не хочу».

И вот, чтобы мы таким матросам не уподобились, братья и сестры, целуя крышку Евангелия в церкви, не желая знать, что в нём написано. Не забывайте высочайшего звания, братья и сестры, которое мы носим ― «православные христиане» ― Христа последователи. И помните, какое высокое мы на себя взяли звание, и как в связи с этим званием мы должны жизнь прожить. Я не скажу, что мы с сегодняшнего дня станем праведниками и сразу переменимся и станем святыми. Но то, что в нашей жизни неправильно, мы должны воспринимать с покаянием, нести это на исповедь, обличать перед Христом самих себя, виноватить прежде, чем нас обвинили на Суде Страшном. Как тот блудный сын: «Согрешил, Отче, на небо и пред Тобою, и недостоин называться сыном Твоим, но как единого от наемник Твоих прими меня».

Вот так и мы должны жить свою жизнь. Так и мы должны, братья и сестры, не забывать о том, что сегодня мы есть, а завтра омоют нас, оденут в лучшие одежды, приуготовляя к будущему воскресению, украсят, готовя нас к встрече со Христом, и так похоронят. Но это похоронят тело, а душа будет ответ давать Богу. Бессмертная душа, которая есть в каждом человеке. Верит человек в Бога или не верит, а душа у него бессмертная, она есть. И когда душа болит, никто не скажет, что болит селезёнка или печёнка, или сердце, или лёгкие. Каждый говорит: что-то у меня душа болит. И каждый это знает. Эту особую боль иногда за детей, или в каких-то обстоятельствах ― душа болит. Вот она у нас есть. И она должна болезновать о будущем своём спасении.

И в сегодняшний день Господь призывает нас словами спасения. Не забываем тех страшных слов, которые отверженным грешникам сказал Господь. Будем воодушевляться словами, которые Господь говорил тем, кто справа: «Приидите, благословенные Отца Моего. Наследуйте Царствие Небесное, уготованное вам». «Уготованное вам», подумайте! Не одному, второму, третьему. Всем нам уготовано Небесное Царство. Только мы должны к этому Царству устремиться, стараясь жить так, чтобы угодить Богу и чтобы пребывать с Ним в блаженной нескончаемой Вечности со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю о Страшном Суде.
27 февраля 2011 г.

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *