В преддверии Великого поста: Прощёное воскресенье (видео)

аудио / видео

«Великий пост — это не диета. Богу не нужен пустой желудок. Это средство для стяжания чистоты сердечной, чистоты души, чистоты совести, это средство для спасения души человеческой»: проповедь Святогорского митрополита в Прощёное воскресенье.

Проповедь архиепископа Арсения на Прощёное воскресенье. 17 марта 2013 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня вечерним богослужением, братья и сестры, мы положили начало великопостным службам Великого поста, который начнётся с завтрашнего дня. Это своего рода экзамен для наших душ, который мы будем проходить под внимательным окормлением, постоянными напоминаниями о добре, о Заповедях Божиих, о голосе совести нашей со стороны Матери Церкви.

Мы начнём завтра, братья и сестры, соблюдать Устав Святой Православной Церкви о Великом посте, который будет отражаться и на самих богослужениях, и на темах, которые эти богослужения будут затрагивать. Устав будет касаться пищи нашей, которая станет постной. Мы будем поститься, для того чтобы не плоть торжествовала над духом, но дух возвышался над плотью, и, как люди духовные, с духовным рассуждением, с заботой о своей душе будем проводить этот Великий пост.

Великий пост — это не диета. Богу не нужен пустой желудок. Это средство для стяжания чистоты сердечной, чистоты души, чистоты совести, это средство для спасения души человеческой. Какая польза, говорят святые отцы, если мы будем бледнеть от поста, а синеть от злобы на ближнего? И здесь враг другую крайность предлагает: необязательно соблюдать пост, важно с другими хорошо жить. Важно и то, важно и другое. И то, и другое — пост духовный и пост телесный — установила Святая Матерь Церковь.

В своё время апостол Иоанн Богослов, уже будучи в глубоких престарелых летах, так что не мог сам и в храм ходить (его туда приносили на руках ученики), всё повторял: «Детки, любите друг друга!» И когда у него спрашивали: «Отче, почему ты одно только это повторяешь?», он говорил: «Если сохраните это, то этого будет достаточно для вашего спасения». Но любовь — это дар Святого Духа. Мы не можем заставить себя, братья и сестры, любить с понедельника или со вторника: сегодня не люблю, а завтра начну любить. Любовь — это дар Святаго Духа, который ещё надо заслужить. Чем же он заслуживается? Есть такое выражение в Священном Писании: «Господь даёт молитву молящемуся». Вот так же Господь даёт и другие дары духовные — будь то смирение — человеку, который смиряется, будь то любовь тому, кто стремится жить в любви к ближнему. А как жить в любви к ближнему? — Это стараться делать ему добро: то ли в словах, то ли в делах, то ли если какой-то нехороший помысел пришёл, а мы его погасили молитвой за нашего ближнего.

Вот так и начать потихонечку делать добро по отношению друг к другу. И когда мы будем делать это добро с желанием, с искренним чувством угодить Богу и быть Божьими, то Господь на этой почве и посеет благодатные семена такого Своего дарования, как любовь к ближнему.

Мы часто, братья и сестры, говорим про людей добрых, часто вспоминаем их и даже и по смерти не забываем, и говорим: «Ангел был, а не человек!» Вот таковыми ангелами мы можем сегодня стать. И для этого Церковь предлагает нам тему «Прощёного воскресенья». В своё время Оптинские старцы запрещали молиться человеку молитвой «Отче наш», если он не прощал своих ближних, потому что в молитве есть такие слова: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Мы просим у Бога разрешения наших грехов, прощая грехи против нас нашим ближним. И если мы не прощаем и молимся таковой молитвой, значит, мы обманщики перед Богом, мы Самого Бога обманываем, потому что, не прощая сами, просим прощения у Бога.

Но в Писании есть такое выражение — «Суд без милости не сотворившему милости». Почему мы сегодня собираемся в храмах и просим друг у друга прощения? Да потому, что каждый из нас виноват друг перед другом. Многие могут сказать: «Ну как я виноват? Я иного человека и в глаза не видел и никогда с ним не общался…» Но дело в том, что святые отцы говорят, что грех человека — он как смрадная приманка для духов злобы. Грех каждого человека является для них смрадной приманкой, чтобы они вышли из ада и действовали в мире. И грехи человеческие часто вызывают эту тьму бесовскую на наше общество, на наших детей, на наших внуков, а причина этому — наша греховность. И войны в мире начинаются, и убийства, и предательства, и обиды, сеемые врагом нашего спасения, сеемые по всему миру.

Оказывается, причиной этого всего, возможно, явились мы с вами, каждый из нас. Симеон Новый Богослов говорил, что мир живёт в жестокой прелести. Мы все говорим, что мир во зле лежит, мир в грехах погибает — и каждый из нас с этим согласится. Но если кто-то конкретно кому-то из нас скажет: «Ты грешник, ты неправедно живёшь» — мы воспринимаем это как оскорбление. А какое же оскорбление, когда это действительно правда? Когда мы уже живём во грехе и грех перестали замечать, и Бога не боимся, и ближнего не стыдимся…

И вот в таком состоянии пребывая, братья и сестры, мы повинны и в болезнях, и в морах, и в войнах, и в трагедиях современного мира. Поэтому мы, стоящие в храме, и просим каждый прощения друг у друга, просим у Бога, просим у священника. И кто такой священник или епископ, который стоит сегодня, возглавляя богослужение, и благословляет нас? Это рука Божия благословляет через руку священника. В сегодняшний день Господь даёт особую благодать, особое чувство чувствовать свою вину, греховность и просить прощения с искренним чувством, глубоко сердечным. И Господь сегодня даёт благодать быть прощённым и от Бога, и от ближних наших. Сегодня Господь даёт нам этот дар. И если мы друг друга можем понимать — грешные, гордые, непокорные, тщеславные, если мы можем друг друга понять и друг друга простить, то кольми паче Господь может нас простить, Господь, Который сказал, что Он есть любовь, Который милосерд к Своему созданию, Который готов за нас распяться, ради того, чтобы мы не погибли, то кольми паче Господь может нас миловать и прощать, если мы приступим с искренним желанием быть прощёнными, с искренним чувством своей вины. Тем более что великая ответственность лежит на нас, братья и сестры, называемых «православными христианами», ведь на нас лежит ответственность и за детей, и за внуков. Какое будет общество, в котором они будут жить: то ли нравственным, то ли безумно греховным.

И вот в сегодняшний день, братья и сестры, заглянувши вглубь своей души, вспомнивши всю свою жизнь, всё, что мы натворили, всё, что мы наделали, всё, что мы наговорили друг другу, всё, что мы помыслили друг против друга, задумаемся: а какая польза в том зле, которое мы допустили в свою душу через это? Может, ближним этим мы принесли какое-то добро? — Да нет. Может, своей душе мы какую-то пользу принесли? — Да нет. Может, совесть у нас чиста, когда мы это всё зло и неправду творим? Тоже нет. Может, Богу радостно от всего этого? Да не радостно, и нам самим не радостно, потому что печать уныния лежит на современном обществе, поражённом грехом. Уже и силы злобные как бы смеются над нами, над нашей немощью, потому что мы грехом действительно немощные стали. То как насмешку над христианами присваивают номера, которые имеют базу 666, как насмешку над нашими христианскими чувствами. То издают какие-то новые законы, когда дети могут подавать в суд на родителей. То богоданный дар природы разоряют на наших глазах и нас не слушают. И многое другое, что в мире делается, а мы как беспомощные…

Но мы можем этому противостать. Чем? Жизнью по заповедям Божиим, покаянием своим, переменой от зла к добродетели. Этим мы можем многое исправить. Помните слова Христовы: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а все остальное приложится вам» (Мф. 6:33). Господь долготерпит, милосердует, но не надо испытывать нам это долготерпение, не надо испытывать Его милосердие, нельзя насмехаться над любовью Божией, которую Господь нам ещё являет. Помните, что мы Божии, и мы к Богу — от Бога созданные — должны возвратиться и с Богом встретиться.

Помните, что будет Страшный Суд. Божий Суд будет каждому из нас, и не будет Он нас спрашивать, кто согрешил — сосед или брат в монастыре, или невестка, или отец, или мать, или дочь, или сын. С каждого из нас спросится за грехи свои.

Понимая, братья и сестры, ответственность того служения, епископского служения, на которое меня, грешника, призвал Господь, я всегда со страхом думаю о том, как я буду давать ответ на Страшном Суде. Потому что читаешь жития и смотришь, какой высоты жизни были архиепископы! Вот святитель Николай Чудотворец, вот святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский — они тоже носили сан архиепископа. Но какой высоты жизни они были! И то они со слезами покаяния проводили свою жизнь, прося у Бога прощения. Тем более я осознаю, что ответ мне придётся давать не только за свою душу, но и за всю обитель, и за каждого брата в отдельности. И всегда я в этот день поставляю себя, как перед Престолом Божиим, на Страшный Суд. И вы, сегодня стоящие в храме, тоже мои судьи.

И в сегодняшний день, прося сердечно у Бога прощения, я прежде хочу услышать из ваших уст слово, которое могло бы поддержать меня в дальнейшем моём служении на пажити пастырства архиерейского как наместника этой святой древней прославленной обители, имя которой — Святые Горы — дали многие подвижники, святостью жизни тут подвизавшиеся.

Я как человек, братья и сестры, может, в чём-то проявлял малодушие, к кому-то был невнимателен, где-то кому-то оказал грубость, где-то, может, пожалел в чём-то себя или поленился, в чём-то принял какой-то помысел или сделал не то, что надо бы сделать в деле управления обителью или в отношении кого-либо. Я понимаю, что я не идеальный человек и человек грешный, требующий у Бога милости. Я прошу ваших святых молитв, прошу вашего участия в деле спасения моей грешной души своим прощением, своими молитвами. И в сегодняшний день, повергая свою душу на ваш суд и на суд Божий, братья и сестры, я предстаю пред вами как человек виноватый, как человек грешный, как человек, нуждающийся в исправлении от Бога, как человек, нуждающийся в прощении и понимании. И в сегодняшний день, братья и сестры, в день такого духовного экзамена каждого из нас, я стою на экзамене перед Богом и перед всеми вами. И испрашиваю прощения словами, которые святыми отцами записаны в Уставе, но, тем не менее, которые я говорю не как буквы, а наполняю их смыслом и духом покаяния перед Богом и перед всей Матерью Церковью, и перед Божией Матерью, Игуменией этого святого места, и перед угодниками Божиими, которые здесь почивают святыми мощами и которые, неведомые миру, может, лежат здесь в земле до будущего воскресения мертвых. И говоря эти слова, я вкладываю в них великий смысл и многие душевные свои чувства, и надрыв своей духовной боли, и плача о грехах своих:

— Благословите мя, отцы святии, братия и сестры, и простите мя грешного, елико согреших в сей день, и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы.

― Бог да простит тя и помилует, Высокопреосвященнейший Владыко, помолись и о нас, грешных.

Благодатию и щедротами Своего человеколюбия Бог простит и помилует всех нас.

Проповедь архиепископа Арсения на Прощёное воскресенье. 17 марта 2013 г.

Два комментария

  1. Tatiana

    Спаси Господи, Владыка Арсений за проповедь, за пример, как надо просить прощение… он мне очень пригодился, я искала ответ на свой вопрос как поступить… Прочитав проповедь я нашла ответ :-):-):-) Любимая лавра сколько я в ней для себя нашла ответов, в лавре я пришла к вере, обрела духовника, многое узнала для спасения души:-):-):-) Слава Нашему Богу и Богородице! Так хотела приехать на Прощеное воскресенье, но обстоятельства не позволяют, и вот хотя бы в комментарии прошу у всех прощение за всё… и мое прощение примите :-):-):-)

  2. София

    Владыко, помолитесь и о нас, наставляемых Вашими проповедями. Господь да укрепит Вас в служении митрополита и наместника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *