Память преподобного Алексия, человека Божия (аудио, видео)

аудио / видео

30 марта Святая Церковь чтит память преподобного Алексия, человека Божия. В Свято-Успенской Святогорской Лавре день памяти этого святого отмечается как престольный праздник обители, поскольку один из её пещерных храмов освящён в честь преподобного Алексия.

В этом году день памяти святого Алексия приходится на Четверток Великого канона, поэтому служба, ему посвящённая, переносится в Святогорской Лавре на 29 марта. В преддверии празднования преподобного предлагаем восстановить в своей памяти его богоугодное житие.

Проповедь епископа Арсения в день памяти прп. Алексия человека Божия. 30 марта 2008 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Святой евангелист и апостол Марк сегодня доносит до наших сердец слова Христовы: «Аще кто хощет по Мне идти, да возьмет крест свой и последует Ми» (Мф. 16:26).

И в сегодняшний день, братья и сестры, в Неделю Крестопоклонную, когда каждый из нас сугубо воспоминает жертву Христову, когда сугубо воспоминает Заповеди Божии, как бы сугубо назидая нас, Церковь Святая празднует день преподобного и богоносного отца нашего Алексия, человека Божия. Поставляя нам его житие как пример для подражания, в своё время один старец сказал: «Если помыслы тебя смущают тщеславием, самомнением о каких-то мнимых молитвенных или духовных подвигах, то ты сравнивай себя не с худшими, а с лучшими». Именно знание житий святых угодников Божиих даёт нам правильное настроение и ставит нас на своё место. Зачастую по своему горделивому тщеславному помыслу у нас в душе некое самомнение о собственном подвиге, благочестии и трудах. Но вчитываясь в страницы житий святых, мы понимаем, насколько отстоим далеко от тех идеалов христианской жизни, от той высоты христианской жизни, которые показали нам угодники Божии.

Многие из нас с детства знают житие святого Алексия, человека Божия. В народе его ласково называют «теплым Олексием» и с особым благоговением зачастую вчитываются или вслушиваются в слова его святого жития, недоумевающий ум свой повергая к высоте его жительства.

Обратимся, братья и сестры, к житию преподобного Алексия, человека Божия. Но для того чтобы его более глубоко понять, понять смысл его подвига, посмотрим на историю тогдашнего мира и на традиции тогдашнего жительства. Конец IV — начало V века. Рим уже христианский, уже управляется христианским императором Гонорием, который был воспитанником преподобного Арсения Великого. Уже есть епископ Римский, уже всюду церкви, богослужения, народ называет себя христианами, но в то же время наряду с этим, братья и сестры, в Риме — неизжитое язычество с его традициями, с его правилами и образом жизни. Въевшийся, как ржавчина, в тело римского народа, этот образ жительства во всём был пагубен и порочен. Было резкое разделение населения на богатых, которые зачастую на обеды свои тратили целое состояние, и на нищих, которые не имели и куска хлеба. Народ всё время требовал каких-то зрелищ. Ведь недаром даже сложилась такая поговорка, которая дошла до нашего времени — о требовании хлеба и зрелищ. Вот это как раз было присуще тогдашнему римскому народу.

Яркую картину тогдашней римской жизни может, братья и сестры, раскрыть следующий случай. Несмотря на то, что город был христианский, в нём до сих пор проводились гладиаторские бои, где люди убивали друг друга за деньги для развлечения публики. И публика, называемая «христианами», сидела и смотрела на эти развлечения, как один человек безумно убивал другого ради денег и ради потехи. И вот в один из боёв, когда в безумстве гладиаторы поражали друг друга, вдруг на арену цирка выбежал монах одного из римских монастырей. Поднявши руки к небу, он вскричал: «Люди римские, что вы делаете? Зачем вы поощряете жестокое убийство, повергая и души этих убийц, и свои в геенну огненную?» Он плакал и призывал народ римский остепениться, прийти в разум, отойти от пагубного пути.

Остановился гладиаторский бой. Толпа на трибунах цирка Колизея замерла, не ожидая такого поворота событий. Глубокое молчание поразило всю толпу. Но какая реакция была после этого? После минутного замешательства и остолбенения трибуны в цирке взревели возмущёнными голосами. Народ бросился на арену цирка и разорвал, растоптал этого монаха, который помешал им развлекаться. Вот такое состояние тогдашнего римского общества было, поэтому недаром вскоре и попущено было Богом разорение Рима и уничтожение его варварскими племенами.

Вот в это самое время в Риме жил со своей супругой Аглаидой Евфимиан. Он был богатейшим сенатором. Предание Римской Церкви говорит, что у него и рабов было, и слуг до трёх тысяч. Но будучи христианином не по слову, а по самой жизни, сам он жил благочестиво и заботился о своих слугах, как о своих братьях, так что слуги его и рабы его ходили в шёлковых одеждах. Каждое воскресенье Евфимиан причащался Святых Христовых Таин. Он был нищелюбив. Три трапезы ежедневно накрывал он для нищих, сирот, вдов, а сам вкушал пищу только после трёх часов дня. И пищу эту, если мало было нищих за его трапезой за столами, он часто смешивал со слезами, говоря, что сегодняшний день я прожил напрасно, «не послужив через нищих Богу моему». Он жил тихо, благочестиво со своей благочестивой супругой. Но у них была одна скорбь: у них не было детей. Они молились и просили Бога о даровании им дитяти. И наконец, уже в престарелых летах их Господь услышал. У них родился мальчик, которого нарекли во Святом Крещении Алексием.

Родители не нарадовались на своё дитя. Они старались привить ему всё лучшее из своих нравственных качеств, наставляя его в чтении Божественных Писаний, изучении тогдашних наук, в которых мальчик заметно преуспевал. Вырос красивым, умным и благочестивым, он часто посещал храм Божий, вслушиваясь в слова Христовы в Евангелии. Он слышал те слова Евангелия, которые мы сегодня слышим во время чтения на божественных службах, но эти слова он принимал в сердце своё и слагал в сердце своём. И он видел, насколько отстоит жизнь современного ему Рима от учения Христова и от Заповедей Христовых. Не прельщала его ни будущая карьера сенатора — одного из богатейших людей Рима, ни земное богатство, ни земное благополучие, которое зачастую связано было с пороками. Исполнение Заповедей Божиих, монашеское настроение, желание послужить Богу жизнью своей было с юности ему присуще.

Алексий пришёл в зрелый возраст, и родители решили сочетать его браком с благочестивой девицей. Марцелла, будущая его супруга, тоже была благочестивой. Дальнейшая её жизнь, её ожидание Алексия, это покажет, когда она, будучи незамужней и в то же время не вдовой, хранила верность своему супругу, находясь в доме его родителей. Вот после веселья, после пира, после радости родственников и родителей молодых отец благословил затвориться в покоях. Но Алексий, подойдя к своей невесте, снял с себя пояс, снял с себя перстень, завернул всё это в шёлковое покрывало, видя, что ну никак уже невозможно избежать привычного для всех образа жизни, к чему стремились и как на желаемое смотрели все жители Рима, решается на следующий подвиг. Отдав это всё невесте со словами, чтобы она хранила своё девство ради Бога, удалился в свою комнату, где, переодевшись в нищенское рубище, незаметно исчез из дома своего отца-сенатора.

Он пошёл на пристань и сел на корабль, который отправлялся в Малую Азию. Небольшое количество взял он средств для проезда на корабле, а то, что осталось, он раздал, прибывши в Малую Азию, нищим. А сам поселился возле храма Пресвятой Богородицы в городе Ефесе и жил на паперти этой церкви, на улице, не имея, где главы подклонити. Богатейший сенатор Рима, наследник великого богатства добровольно принял на себя нищету.

17 лет прожил он под открытым небом на этой паперти до тех пор, пока однажды пономарю Ефесского храма Богородицы от иконы Царицы Небесной не раздался голос: «Введи в Церковь Мою человека Божия. Молитва его восходит, как фимиам, к Богу. Молитва его дерзновенна перед Богом, а благодать Божия почивает на нём, как царский венец». Недоумевая, в трепете пономарь спросил: «Кто этот человек?» И голос раздался: «Это Алексий — нищий, который живёт на паперти».

А он жил, братья и сестры, действительно ангельским образом. Ту милостыню, которую ему подавали, он раздавал собратьям нищим. Даже хлеб, который был у него, он раздавал нищим, зачастую сам оставаясь без пищи, и даже в воде ограничивал себя. Слуги его отца, которые были посланы на розыски единственного сына по всему миру, были и в Ефесе, но прошли мимо Алексия, не узнавши его, настолько он был истощён. Да и думали ли они в нищем увидеть своего господина? И они подали ему милостыню, а Алексий, узнавши их, со слезами благодарил Бога, что Он сподобил его принять милостыню от своих слуг.

Весть, сказанная пономарём, облетела весь город Ефес. Алексия окружили почитатели-христиане. Но он, избегая тщеславия, от которого бежал из Рима, самомнения и гордости, человекопочитания, решается тайком покинуть город. Он садится на корабль, желая уплыть в другую страну, но волею промысла Божия этот корабль после бури пристаёт к берегам Италии недалеко от Рима.

Вышедши на берег, 17 лет не бывши в родительском доме, истощённый, измождённый Алексий решил: не буду причинять никому труда, пойду в дом родителей своих и буду жить там. Он приближался к дому, когда из сената, от императора шёл его отец, окружённый толпой великолепно разодетых слуг. Алексий приблизился к нему, и отец его подал ему милостыню. Алексий же сказал: «Господин, не приютишь ли ты нищего странника у себя в доме? Верю, что Господь за твоё милосердие, если есть кто у тебя из домашних в странствии, возвратит его целым и здоровым». Услышавши такие слова, Евфимиан сразу вспомнил своего сына Алексия и сказал нищему следовать за собой. Он определил ему небольшое помещение под лестницей возле входа в свой дом и приставил слугу, который заботился бы об этом нищем, а пищу ему приказал посылать со своего стола. Так творил Евфимиан милостыню, но не так поступали его слуги.

17 лет прожил Алексий в доме своего отца, не открывшись, хотя видел ежедневно своих отца, мать, свою невесту в скорби глубокой. Пищу, которую получал он со стола своего отца, отдавал нищим, а сам вкушал только хлеб и воду. Слуги же, в вечернее время не зная, чем позабавиться, развлекались над этим нищим: то они его били пощёчинами по ланитам, то выливали на голову его помои, то оскорбляли его, всяческими обзывая словами. Но всё он терпел с радостью, с прощением по отношению к своим же слугам.

Прошло 17 лет его жительства. Господь открыл ему час и день кончины. И он попросил одного из слуг принести ему бумагу и чернила, и на хартии написал, кто он, как его звать, причём указал в этой хартии моменты семейной жизни, о которых знали только он, отец и мать. Написал также и прощальные слова, которые сказал он своей невесте, удаляясь от неё. Напомнил о вручённом ей перстне и поясе.

И вот, в один из дней, когда службу в храме римском совершал сам епископ Римский, папа, а на службе присутствовал император Гонорий, вдруг в конце службы из алтаря раздался голос: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Громоподобный голос, раздавшийся в храме, поверг в трепете народ на колени. Народ пал и взывал со страхом: «Господи, помилуй». Вторично раздался голос: «Найдите человека Божия и испросите его молитв о Риме. Молитва его о городе будет городу весьма полезна». Император, епископ, весь народ, спрашивая друг друга, о каком человеке Божием говорится, не могли понять. Несколько дней искали по всему Риму такового человека, но не могли найти.

И тогда в четверг было отслужено Всенощное бдение. Народ молился со слезами, с великим дерзновением пред Богом. И вопрошал весь народ, чтобы Господь указал им этого человека. И наконец раздался голос: «Ищите в доме Евфимиана». Евфимиан присутствовал на службе. И когда император задал ему вопрос, он сказал: «Я не знаю такого человека». Призван был самый старший слуга. У него вопросили, и он сказал: «Три тысячи слуг в доме моего господина, но все живут неблагочестиво». Заметьте, какие слова — из трёх тысяч ни один не сподобился похвалы. Все живут неблагочестиво. И тогда тот слуга, который был приставлен к Алексию, подошёл и сказал: «Я думаю, что это тот нищий, который живёт у нас в доме. Он всё время постится, не спит, посвящая время постоянно молитве и чтению Священного Писания. Он часто сам, будучи нищим, раздаёт милостыню другим нищим. Никогда он ни на кого не обиделся, ни на кого никогда не пожаловался, хотя был оскорбляем и утесняем».

И тогда император, епископ и весь народ последовали во двор Евфимиана. Услышали шум толпы и супруга Аглаида, и Марцелла, и с удивлением недоумевали, почему сам император пришёл к ним? И вот подошли к келье преподобного Алексия. Евфимиан постучал в окно, но ответа не последовало. И когда он зашёл, увидел этого нищего безызвестного лежащим мёртвым, благолепно сложившим руки. Лицо его было покрыто пеленой, а в руках он держал свёрнутую хартию. Евфимиан, постаравшись взять хартию, не мог никак её взять. Но когда открыл лицо, от лика преподобного засияли лучи благодатного света.

Император приказал накрыть одр драгоценными тканями, положить на него нищего и вынести посреди двора. Так было сделано. И тогда император и епископ римский, преклонивши колени, молились сему угоднику Божию: «Угодниче Божий, яви нам твоё имя! Сподоби нас взять хартию из рук твоих, чтобы мы узнали о твоём подвиге». И беспрепятственно царь из рук взял грамоту. Был призван чтец церкви соборной, и при затаившем дыхание народе, при глубочайшей тишине началось читаться завещание Алексия, человека Божия. И когда чтение завещания дошло до слов, где он повествует, кто он, кто его родители, рассказывает о родителях и о своей супруге оставленной, вдруг эту тишину разорвал вопль Евфимиана: «Сын мой, что ты сделал со мною? Я ждал утешения от встречи с тобой, а теперь ты поселяешь скорбь. Я вижу тебя мёртвым и неузнанно прожитым столько лет в моём доме!»

Толпа в трепете и умилении смотрела на плач отца, припавшего к ногам своего сына, которого 34 года он искал и не видел, и который 17 лет жил в его доме. Мать, в своей комнате пребывающая, узнавши причину вопля супруга, вышла из дома в разодранной одежде, терзая на себе распущенные волосы и поднявши очи свои, полные слёз, к небу. Воздевши руки, она говорила толпе: «Расступитесь, дайте мне пройти к сыну своему, чтобы я могла увидеть того, кого 34 года желала видеть и не видела». Плакала и невеста Алексия, столько лет хранившая ему верность.

Весть об этом разнеслась по всему Риму. Царь приказал нести одр с преподобным Алексием на городскую площадь. Одр принесли и поставили посреди площади на возвышении. Множество народа стеклось на эту площадь. И совершилось множество чудес: слепые прозирали, парализованные и расслабленные вставали здоровыми и невредимыми, прокажённые очищались, множество бесноватых получали исцеление. Народу столпилось множество, и все хотели прикоснуться к одру Алексия, человека Божия. И тогда царь приказал нести его мощи в соборную церковь, но из-за толпы народа и давки не могли пронести. Тогда царь приказал бросать в толпу золото, деньги, чтобы народ, бросаясь за деньгами, расступился. Но народ топтал золото ногами, а сам тянулся к мощам Алексия, человека Божия, желая прикоснуться.

Подумайте, один человек сделал перелом во всём Риме! Рим, который идеалом жизни видел богатство, роскошь, славу, почтение, человекоугодничество — весь Рим стал биться, чтобы видеть это чудо — человека, который отвергся всех этих земных пристрастий и всецело посвятил себя Богу, чужд всяческой земной славы, богатства. Народ теснился, чтобы смотреть, как на чудо, на его святые мощи.

Мощи были принесены в соборную церковь. Целую неделю стояли они в храме, и всю эту неделю сидели плачущие отец, мать и супруга Алексия у его святых мощей. А через неделю было совершено честное погребение. Царь приказал для него сделать гробницу из мрамора и украсить её золотом и изумрудами. А когда положили мощи Алексия в эту гробницу, то она наполнилась миром, помазываясь от которого множество больных получали исцеление.

И с тех пор, братья и сестры, святые мощи преподобного Алексия, человека Божия, находятся в Риме. А часть этих святых мощей, к которым весь Рим стремился и император коленопреклонно, с благоговением касались, благочестно почитая как святыню, — часть этих мощей мы имеем в иконе преподобного Алексия, которая лежит на аналое у нас в храме. Это часть его многострадального тела, в котором он совершал свой подвиг, от этих святых мощей совершались дивные чудные исцеления. И мы имеем, братья и сестры, счастье лицезреть их на святой иконе и лобызать частицу его пречистого тела.

Мы, братья и сестры, в сегодняшний день задумываемся о подвиге преподобного Алексия, человека Божия. Отец хотел ему богатства — какое богатство может быть больше богатства чистой совести и богатства благодати Божией? Отец хотел ему здравия и долгих лет жизни — Господь даровал ему вечную жизнь и нескончаемое бытие. Отец его пророчествовал, ожидая сыну почести среди слуг императорских, но он стал человеком Божиим, слугой Царя Христа, о котором Сам Господь свидетельствовал и Божия Матерь свидетельствовала как о человеке Божием. Он хотел чести и славы своему сыну — какая слава ещё нужна, сколько уже около полутора тысяч лет прошло, а народ его почитает? Какой больше чести нужно? Сам император на колени становился перед его святыми мощами. Господь исполнил желание Евфимиана, как человека верующего, зная, что он способен понести таковую волю Божию о его сыне, как человек благочестивой, святой и праведной жизни. Евфимиан хотел видеть в нём наследника, заботящегося о нём в дни старости, — весь Рим заботился вместе с императором о Евфимиане как об отце Алексия, человека Божия.

И мало того, преподобный Алексий стал дерзновенным ходатаем за родителей своих и за всех нас, здесь собравшихся. Предание же Римской Церкви говорит о ещё об одной добродетели, которая зачастую не упоминается в житиях Алексия, человека Божия. Преподобный Алексий умер в 411 году, в сегодняшний день. А в 410 на Рим было нашествие Аттилы, который вместе со своими воинами разграбил и разрушил Рим. Но предание Римской Церкви говорит, что этот нищий, Алексий, выйдя из ворот дома своего отца, силой своей благодати и властным словом своим остановил воинов варваров-грабителей и не дал им разграбить дом отца, и защитил своего отца и мать, и слуг живущих, от убиения и разграбления дома. Это говорит Римская Церковь, а мы видим, что это не бессердечный был человек Алексий, он заботился о своих родителях. Но он желал спасти и свою душу, избежать соблазнов, которых множество было на каждом шагу в Риме и которые могли уловить, осквернить и погубить его душу.

Мы в сегодняшний день, братья и сестры, стоя в храме Божием, ещё и утешаемся от того, что преподобный Алексий, человек Божий, является покровителем нашей обители. Пещерный храм преподобного Алексия, человека Божия, в котором сегодня служилась ранняя Литургия, в этом храме, братья и сестры, ископанном руками братии святогорской в свободное от послушания время — и старцами, и юными послушниками — воплотилась братская любовь к почившему своему настоятелю, архимандриту Арсению (Митрофанову), который в миру был Алексием.

Алексеевский храм 07
Явление прп. Алексия иерод. Полиевкту. Фреска храма преподобных отцов, в подвиге просиявших.

И мало того, будучи покровителем и молитвенником за братию, за святую обитель, мы из XIX века, братья и сестры, имеем как драгоценное сокровище сказание о явлении в нашей обители Алексия, человека Божия. А именно: в нашей обители подвизался иеродиакон Полиевкт, который был жизни благочестивой, труженик, был на добром счету у старшины монастырской. Отпевши на левом клиросе баритоном всенощное бдение накануне праздника Алексия, человека Божия, пришёл в келию к себе и присел отдохнуть в кресло. Вдруг отворилась дверь.

В сиянии небесной славы, в сорочке до колен в дверь вошёл преподобный Алексий, человек Божий. Он помолился на иконы и сказал: «Отец Полиевкт, я преподобный Алексий, память которого сегодня празднуется. Я пришёл тебя предупредить: ты не доживёшь до утра. Позаботься о переходе в вечность». И поклонившись, он исчез. Отец Полиевкт, поражённый видением и, чувствуя ослабление сил, постучал через стенку в соседнюю келию отцу Вассиану, попросил позвать братского духовника Паисия, чтобы тот его напутствовал. Отец Паисий, услышавши о такой просьбе отца Полиевкта, удивился, потому что только что его видел в добром здравии поющим на клиросе, на всенощном бдении. Но когда пришёл, увидел его несколько ослабевшим. Он поспешил его поисповедывать. Отец Полиевкт исповедовался со слезами. Отец Паисий, духовник монастырский, причастил его Святых Христовых Таин, пособоровал и начал читать молитву на исход души. Во время чтения этой молитвы иеродиакон Полиевкт мирно почил на руках у духовника вечным сном. И наутро известие об этом разнеслось по всей обители — о чудесном небесном посланнике, преподобном Алексии, который явился отцу Полиевкту, заботясь о его вечной жизни.

Алексеевский храм 12
Богослужение в Алексеевском храме

И мы, братья и сестры, сегодня стоим в этом же храме, в котором молился отец Полиевкт, стоим перед иконой со святыми мощами преподобного Алексия, человека Божия. Братья на левом клиросе стоят на месте, где стояли ноги отца Полиевкта, и каждый из нас сегодня может сподобиться молитв преподобного Алексия, человека Божия. Он — покровитель святой обители. Он если в XIX веке молился за братию, он и в наше время обители не оставил и не оставляет. Он молится за нас, и мы счастливы тем, что сегодня собрались под покров его святых молитв. И если было сказано народу римскому, что попросите его святых молитв, и они будут полезны городу, то и нам, христианам последнего времени, эти молитвы угодника Божия, человека Божия, полезны и необходимы.

И мы молимся сегодня преподобному Алексию, чтобы он сподобил нас не только по имени быть христианами, как тогда, в древнем Риме, но понести крест жизни христианской во Христе, по Святым Христовым Заповедям. Мы не можем досягать такой высоты, как преподобный Алексий, человек Божий, но по мере сил можем подражать его благочестию, его добродетелям — нищелюбию, постничеству, любви к Церкви Божией, любви к ближнему, всепрощению, когда он прощал всех, оскорблявших его. И коли мы будем с живым сердцем, с живой верой совершать, братья и сестры, в земной жизни несение своего жизненного креста, то Господь, как прежде был милосерд к людям, так и в сегодняшний день, и в последующие дни по молитвам угодников Божиих, среди которых яркой звездой сияет преподобный Алексий, человек Божий, покроет, защитит и наставит нас на всякую пользу, на всякую добродетель в жизни. Аминь.

Проповедь епископа Арсения в день памяти прп. Алексия человека Божия. 30 марта 2008 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *