В 17:00 на 5-й седмице Великого поста, в среду вечером во всех православных храмах совершается вечернее богослужение, утреня четверга ― особая служба, которую в народе принято называть «Стояние Марии Египетской» или «Мариино стояние». Это довольно продолжительное богослужение служится всего лишь один раз в году.
Последование и значение предстоящей службы
М.С. Красовицкая, «Литургика»:
Четверг 5-й седмицы Великого поста имеет ещё одно название: стояние преподобной Марии Египетской. В этот день полностью читается Великий канон преподобного Андрея Критского. На первой седмице канон преподобного Андрея Критского делится на 4 части и читается 4 дня на великом повечерии, а на 5-ой седмице он читается весь целиком за один раз, на утрени. В этом можно усмотреть определённый смысл. На 1-й седмице чтение канона постепенно вводит нас в великопостное время. В конце поста ещё раз повторяется чтение этого канона, но тогда, когда можно ещё что-то успеть, впереди ещё одна седмица. Синаксарь этого дня является хвалебной песней Великому канону Андрея Критского.
Этот канон «поущает убо всякую душу еликим убо благим повести ревновати», ― т. е. каким хорошим примерам нужно подражать, «еликих же злых отбегати, и присно к Богу востекати покаянием, слезами и исповеданием, и иным яве благоугождением». И ещё говорятся такие неожиданные слова: «Обаче толико есть широкий и сладкогласный, ― т. е. большой и красивый, ― яко и саму жесточайшую душу доволен умягчити», ― может смягчить самое окамененное сердце, ― «и к бодрости благой воздвигнута, аще точию с сокрушенным сердцем и вниманием подобным поется» ― если только канон внимательно и с пониманием читается. «Учинишася же и в настоящий день петися и прочитатися сицевыя ради вины» ― почему, по какой причине в такой день читается? ― «понеже бо к концу приближается святая Четыредесятница, да не человецы лениви бывше к духовным подвигом, небрежно забудутся, и еже целомудрствовати единою во всех престанут», т. е. ещё одно напоследок взбодрение и побуждение к посту.
Кратко об устроении службы. Надо сказать, что влияние этого канона на службу ощущается ещё в среду утром, когда на приходах совершается вечерня и на ней литургия Преждеосвященных Даров. Обычно на вечерне, на которой совершается литургия Преждеосвященных Даров, положено петь 10 стихир на Господи, воззвах. А этот день является совершенно уникальным. В этот день положено сначала спеть 6 стихир из Триоди ― как обычно на литургии Преждеосвященных, а потом положены 24 стихиры, которые обычно приписываются преподобному Андрею Критскому. Они по своему содержанию замечательны и имеют повторяющийся конец, рефрен: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Вспоминаются различные евангельские притчи, образы, и к каждому тексту присоединяется этот припев. «Все житие мое со блудницами и мытарями изжися, убо возмогу ли поне в старости покаятися», ― т. е. успею ли я покаяться в старости, ― «о нихже согреших; Содетелю всех и Врачу недугующих, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Тяжестию небрежения содержим семь, в тине валяюся, стрелою устрелен Велиара, и оскверняю мое еже по образу; Обратителю недугующих и Избавителю прегрешивших, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Сын блудный бых, расточивый богатство, гладом ныне истаяваю, под кров Твой прибегаю, якоже онаго приими мя, Отче Благий, и причастника трапезы сподоби, еже вопити Тебе: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Руку мне простри, яко Петрови, и возведи из глубины, Боже, благодать и милость ми подаждь, молитвами всенепорочныя Матере, Тебе рождшия безсеменно, и святых Твоих всех; Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Так 24 раза повторяются стихиры с этим припевом.
Наконец, приходит время совершать утреню, так, как и положено в будние дни Великого поста: читается двупсалмие, шестопсалмие, поётся Аллилуйя, потом ― уже знакомые нам тропари Троичны или песни Троичны. Затем после чтения кафизмы и седальна читается первая половина жития преподобной Марии Египетской. В этот день мы имеем уникальный случай, когда в нашем богослужении сохранено чтение, положенное по Уставу. Как мы помним, за богослужением полагаются назидательные чтения (так, на воскресном бдении их 7), когда все садятся и слушают или житие, или Пролог, или святоотеческое поучение, или толкование на Евангелие. Обычно мы не имеем возможности почувствовать учительное значение нашего богослужения, а в этот день уже не сокращается чтение жития. Сначала читается первая часть жития преподобной Марии Египетской, затем 50-й псалом и начинается пение Великого канона преподобного Андрея Критского, всего целиком. Напомним, что в нём есть вторая песнь ― это особенно полный канон. Устав велит петь его «косно и с сокрушенным сердцем и гласом» ― т. е. сердце должно быть в сокрушении и голос тоже. После третьей песни читается седален и вторая половина жития преподобной Марии Египетской.
К пению канона есть такое указание: на каждый тропарь, т. е. на каждую строфу канона, нужно положить три поклона: «и творим метания три». Это, конечно, невместимые для нас телесные подвиги. На следующий день предписано богослужение совершать «поскору, труда ради бденного». В следующий день всегда совершается литургия Преждеосвященных Даров. Эта литургия совершается во все седмицы в среду и пяток, и в любой день всех седмиц, если случится память 40 мучеников, Обретение главы Иоанна Предтечи или храмовый святой. Дополним этот список ещё четвергом 5-ой седмицы Великого поста, когда также положена литургия Преждеосвященных Даров. Перед ней все службы нужно совершить поскору «труда ради бденного»; тропари не поются, а читаются. Блаженны тоже читаются. Такое ослабление в Уставе допускается, потому что на утрени читали Великий канон с великим множеством поклонов.
Преподобная мати Мария, моли Бога о нас грешных!
Проповедь архиепископа Арсения в Неделю преподобной Марии Египетской. 6 апреля 2014 г.
Чтение жития прп. Марии Египетской (1 часть). Митрополит Арсений. 29 марта 2017 г.
Чтение жития прп. Марии Египетской (2 часть). Митрополит Арсений. 29 марта 2017 г.