Стояние Марии Египетской

3 аудио

В 17:00 на 5-й седмице Великого поста, в среду вечером во всех православных храмах совершается вечернее богослужение, утреня четверга ― особая служба, которую в народе принято называть «Стояние Марии Египетской» или «Мариино стояние». Это довольно продолжительное богослужение служится всего лишь один раз в году.

Последование и значение предстоящей службы

М.С. Красовицкая, «Литургика»:

Четверг 5-й седмицы Великого поста имеет ещё одно название: стояние преподобной Марии Египетской. В этот день полностью читается Великий канон преподобного Андрея Критского. На первой седмице канон преподобного Андрея Критского делится на 4 части и читается 4 дня на великом повечерии, а на 5-ой седмице он читается весь целиком за один раз, на утрени. В этом можно усмотреть определённый смысл. На 1-й седмице чтение канона постепенно вводит нас в великопостное время. В конце поста ещё раз повторяется чтение этого канона, но тогда, когда можно ещё что-то успеть, впереди ещё одна седмица. Синаксарь этого дня является хвалебной песней Великому канону Андрея Критского.

Этот канон «поущает убо всякую душу еликим убо благим повести ревновати», ― т. е. каким хорошим примерам нужно подражать, «еликих же злых отбегати, и присно к Богу востекати покаянием, слезами и исповеданием, и иным яве благоугождением». И ещё говорятся такие неожиданные слова: «Обаче толико есть широкий и сладкогласный, ― т. е. большой и красивый, ― яко и саму жесточайшую душу доволен умягчити», ― может смягчить самое окамененное сердце, ― «и к бодрости благой воздвигнута, аще точию с сокрушенным сердцем и вниманием подобным поется» ― если только канон внимательно и с пониманием читается. «Учинишася же и в настоящий день петися и прочитатися сицевыя ради вины» ― почему, по какой причине в такой день читается? ― «понеже бо к концу приближается святая Четыредесятница, да не человецы лениви бывше к духовным подвигом, небрежно забудутся, и еже целомудрствовати единою во всех престанут», т. е. ещё одно напоследок взбодрение и побуждение к посту.

Кратко об устроении службы. Надо сказать, что влияние этого канона на службу ощущается ещё в среду утром, когда на приходах совершается вечерня и на ней литургия Преждеосвященных Даров. Обычно на вечерне, на которой совершается литургия Преждеосвященных Даров, положено петь 10 стихир на Господи, воззвах. А этот день является совершенно уникальным. В этот день положено сначала спеть 6 стихир из Триоди ― как обычно на литургии Преждеосвященных, а потом положены 24 стихиры, которые обычно приписываются преподобному Андрею Критскому. Они по своему содержанию замечательны и имеют повторяющийся конец, рефрен: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Вспоминаются различные евангельские притчи, образы, и к каждому тексту присоединяется этот припев. «Все житие мое со блудницами и мытарями изжися, убо возмогу ли поне в старости покаятися», ― т. е. успею ли я покаяться в старости, ― «о нихже согреших; Содетелю всех и Врачу недугующих, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

«Тяжестию небрежения содержим семь, в тине валяюся, стрелою устрелен Велиара, и оскверняю мое еже по образу; Обратителю недугующих и Избавителю прегрешивших, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

«Сын блудный бых, расточивый богатство, гладом ныне истаяваю, под кров Твой прибегаю, якоже онаго приими мя, Отче Благий, и причастника трапезы сподоби, еже вопити Тебе: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

«Руку мне простри, яко Петрови, и возведи из глубины, Боже, благодать и милость ми подаждь, молитвами всенепорочныя Матере, Тебе рождшия безсеменно, и святых Твоих всех; Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Так 24 раза повторяются стихиры с этим припевом.

Наконец, приходит время совершать утреню, так, как и положено в будние дни Великого поста: читается двупсалмие, шестопсалмие, поётся Аллилуйя, потом ― уже знакомые нам тропари Троичны или песни Троичны. Затем после чтения кафизмы и седальна читается первая половина жития преподобной Марии Египетской. В этот день мы имеем уникальный случай, когда в нашем богослужении сохранено чтение, положенное по Уставу. Как мы помним, за богослужением полагаются назидательные чтения (так, на воскресном бдении их 7), когда все садятся и слушают или житие, или Пролог, или святоотеческое поучение, или толкование на Евангелие. Обычно мы не имеем возможности почувствовать учительное значение нашего богослужения, а в этот день уже не сокращается чтение жития. Сначала читается первая часть жития преподобной Марии Египетской, затем 50-й псалом и начинается пение Великого канона преподобного Андрея Критского, всего целиком. Напомним, что в нём есть вторая песнь ― это особенно полный канон. Устав велит петь его «косно и с сокрушенным сердцем и гласом» ― т. е. сердце должно быть в сокрушении и голос тоже. После третьей песни читается седален и вторая половина жития преподобной Марии Египетской.

К пению канона есть такое указание: на каждый тропарь, т. е. на каждую строфу канона, нужно положить три поклона: «и творим метания три». Это, конечно, невместимые для нас телесные подвиги. На следующий день предписано богослужение совершать «поскору, труда ради бденного». В следующий день всегда совершается литургия Преждеосвященных Даров. Эта литургия совершается во все седмицы в среду и пяток, и в любой день всех седмиц, если случится память 40 мучеников, Обретение главы Иоанна Предтечи или храмовый святой. Дополним этот список ещё четвергом 5-ой седмицы Великого поста, когда также положена литургия Преждеосвященных Даров. Перед ней все службы нужно совершить поскору «труда ради бденного»; тропари не поются, а читаются. Блаженны тоже читаются. Такое ослабление в Уставе допускается, потому что на утрени читали Великий канон с великим множеством поклонов.

Преподобная мати Мария, моли Бога о нас грешных!

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю преподобной Марии Египетской. 6 апреля 2014 г.

Чтение жития прп. Марии Египетской (1 часть). Митрополит Арсений. 29 марта 2017 г.

Чтение жития прп. Марии Египетской (2 часть). Митрополит Арсений. 29 марта 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *