5-я Неделя Великого поста

Икона преподобной Марии Египетской
аудио / видео

«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ― пример покаяния в житии преподобной Марии Египетской. Святогорский митрополит Арсений о великой силе покаяния, способной оживить и преобразить наши омертвевшие во грехе бессмертные души, направить на путь спасения.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю 5-ю Великого поста. 6 апреля 2014 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждая неделя в Великом посту посвящена тому или иному событию, тому или иному угоднику Божию, воспоминание жития которого, его слов служит духовной пользе и назиданию верующих православных христиан.

И вот, братья и сестры, последний раз вчера на всенощной пели «Покаяния двери отверзи ми» ― особые тропари, которые поются в Недели Великого поста. Уже следующее воскресенье будет Вербным, накануне Страстной седмицы. Уже оканчивается пост, уже последняя неделя Великого поста перед Страстной будет проходить. Уже оканчивается, казалось бы, подвиг великопостный.

«Какое право мы имеем требовать исправления от других, когда мы не можем исправить самих себя?»

И вот мы, некоторые из христиан, смотрим на свою жизнь и думаем: «Ну вот, Господь дал Великий пост ― особое богослужение, особое покаянное настроение присутствовало на службах великопостных». И заглядывая внутрь своей души, мы понимаем, что мы не изменились. Не изменились к лучшему. Мы увидели многие свои грехи, и видим, как сложно с ними бороться, как трудно оставить тот или иной грех. И поневоле, братья и сестры, погружаясь в свою совесть, в глубину своей души, понимаем: какое право мы имеем осуждать других? Какое право мы имеем требовать исправления от других ― будь то один человек или целое общество, когда мы не можем исправить самих себя?

И здесь только, братья и сестры, остаётся, осознавая свою немощь греховную, вооружаться верой и надеждой на помощь Божию ― Бога, Который может не только из грешника сделать праведника и из разбойника святого во едином часе, но может и мёртвого воскресить, как Лазаря Четверодневного или отрока умершего. Мы, братья и сестры, понимаем, что Господь может воскресить и нашу мёртвую душу.

Стояние преподобной Марии Египетской

И вот ради этого Церковь на пятой Седмице в четверг особую службу совершает, которая называется в народе «Мариино стояние». Служится Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, и в связи с этим каноном ещё воспоминается и читается для всех чад церковных житие преподобной матери нашей Марии Египетской. Кроме её постоянного дня празднования, дня её памяти, ей посвящается четверг Пятой седмицы Великого поста. Ей посвящается и сегодняшний недельный воскресный день ― преподобной Марии Египетской. Для того, чтобы мы понимали, что нет предела милосердия Божия и нет предела милости Божией, Его всесильной помощи, если человек сам захочет этой милости, захочет своего исправления, захочет своего перерождения от худшего к лучшему, от греха к святости, от смерти к жизни, от ада к Царству Небесному.

Есть такое выражение в Священном Писании, когда Господь обращается к нам и говорит: «Обратите к нам сердца ваши. Раздирайте не одежды ваши, но сердца ваши раздирайте» (Иоиль 2:12). В обычаи ветхозаветного народа при каком-то горе или покаянии были видимые традиции: раздирали одежды, посыпали голову пеплом. Но вот Господь говорит: «Не одежды ваши раздирайте, а сердца ваши раздирайте». Чем их можно раздирать, сердца? Сокрушением, покаянием: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).

Житие бывшей александрийской блудницы, ныне ― великой святой

И Он показал это на примере матери нашей Марии, читали житие её полное, написанное святителем Софронием, патриархом Иерусалимским. Но вспомним вкратце: преподобная Мария родом из Египта. В 12 лет ушла из родительского дома, пренебрегши любовью родительской. И настолько она охвачена была блудной страстью, что в течение 17 лет была известной блудницей в городе Александрии. В Иерусалим она поехала только по той причине, что видела, как много народа туда стекается на праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, чтобы поклониться Животворящему Древу, на котором был распят Христос. И поехала ради того, что среди толп народных ещё больше услаждаться своим блудом, своей страстью. Видя, что в праздник все идут в храм, она, день и ночь занимавшаяся блудом и всяким непотребством, тоже решила сходить в церковь. Но Господь остановил её, и через это пробудил её душу. Все беспрепятственно входили, перешагивая порог церкви, её же неведомая сила удерживала.

Икона преподобной Марии Египетской
Икона преподобной Марии Египетской

Раз и два порывалась она, расталкивая локтями толпу, зайти в храм Божий, но все шли беспрепятственно, она же войти не могла. Когда она размышляла, в чём здесь причина, по благодати Божией пробудилась в ней совесть, и она поняла, что те дела, которые творит, несовместимы ни со святостью храма, ни со святостью Животворящего Древа Христова, к которому она хотела прикоснуться, ни со святостью Заповедей Божиих, которые даны нам во спасение. И вот она в притворе припала к иконе Божией Матери и говорила слова молитвы: «Пречистая Дева, мало Тебе чести, что я, скверная, грязная блудница стою перед Твоим Пречистым образом, Чистейшим во всём мире! Я недостойна не то что в храм Божий зайти, я достойна быть ввергнута во глубину адову. Но я прошу: разреши мне войти в храм и приложиться к Древу Креста Господня. Коли это милосердие Ты прострёшь на меня, то я обещаю, что с сего дня не осквернюсь грехом, но постараюсь жить во исправление жизни своей».

«На примере преподобной Марии Египетской Господь показывает нам Своё милосердие, чтобы мы не опускали руки»

После такой слёзной молитвы она как будто услыхала какую-то тихость своей души и попыталась опять войти в храм ― и беспрепятственно в него зашла. Заливаясь слезами, она приложилась к святыне Древа Животворящего Креста Господня. Выйдя из храма, она опять припала к Божией Матери и повторила свой обет, в благодарность изливая Божией Матери свои слёзы. И был голос от иконы Царицы Небесной: «Иди в пустыню заиорданскую, там ты найдёшь упокоение своей душе».

Она ушла в заиорданскую пустыню, в жесточайшую пустыню, где ни люди, ни звери не жили, и прожила там 47 лет, питаясь травным быльем. И она, блудница, которую никто не наставлял, и которая была неграмотна, в конце жизни своей говорила цитатами Священного Писания, потому что Дух Святый просвещал её душу. Она молилась на воздухе, стоя на земле, она по водам ходила, как посуху, она имела дар прозрения и пророчества, она имела дар духовного рассуждения. И на примере преподобной Марии Египетской, братья и сестры, Господь показывает нам Своё милосердие, чтобы мы не опускали руки. Пускай прошёл пост, и последняя Седмица поста предстоит перед седмицею Страстной, но не надо опускать руки ― Господь ждёт от нас нашего покаяния, Господь ждёт нашей решимости.

Преподобный Серафим Саровский говорит: «Без решимости не стоит предпринимать никакого стремления к какому-то духовному подвигу, не говоря уже о стяжании благодати Духа Святаго. Решимость должна быть оставить грех в его безобразии и послужить добродетели». Один из современных проповедников, братья и сестры, сказал, обращаясь к молодому поколению нашего Отечества, такие интересные слова: «Как современное поколение рассуждает: напиться ― это круто. Принять наркотики ― вот это крутизна. Соблудить ― этим даже хвастают. А вы не подумали, что исполнять Заповеди Божии ― вот это круто, сохранить совесть свою ― вот это круто, любить ближнего своего и готовым быть себя на жертву ему отдать ― вот это круто». Он говорил современными словами и современными выражениями в обращении к современному человеку.

«Я помню, что чистота и целомудрие были ещё в нашем поколении»

И ведь действительно, братья и сестры, мы часто смотрим на современный мир и поддаёмся его течению. Мы не боремся за своё христианское звание, имя, высоту и чистоту. Мы плывём по течению, махая рукой: «а, все так живут», и начинаем жить безобразно. Я не говорю, что я ― старшее поколение, но я помню, что чистота и целомудрие были ещё в нашем поколении. И трудолюбие, и честность не были позором. И не надсмехались над человеком. Простой пример. Моя бабушка никакого непотребства в своём доме не имела ― никакой картины, на которой была бы изображена сцена нецеломудренная или развратная.

А сейчас смотришь, идёт бабушка в церковь с пакетом, а на пакете картинка такого непотребства, что если бы увидели это наши деды и прадеды, то в ужас бы пришли: куда же ты ж это в церковь несёшь! А когда спросишь: «Что же у вас на пакете нарисовано?» А она в ответ: «Ой, а я и не заметила». То есть норма жизни, то есть считают, что ничего страшного. Я уж не говорю о том, сколько всякой скверны на телевидении, в средствах массовой информации проповедуется… И стоит нам вспомнить, наверное, братья и сестры, что в Ветхом Завете, Ветхозаветной Церкви тех, кого заставали за блудом, побивали камнями по закону. Также побивали и тех, кто поднимал руку на отца своего или мать.

«Причина этого всего ― грех наш, братья и сестры»: об истоках происходящего в мире зла

Святитель Иоанн Златоуст в Новом Завете пишет: «Если блуд не скверна, то почему ты, человек, стараешься после этого действия омыться водой? Но запомни: в какие бы ты источники, в какие бы кладези, в какие бы реки ни входил, ни одна вода мира не омоет грех блуда, как только слёзы покаяния». У нас же в норму жизни вошёл не только блуд, но и супружеская измена. И на фоне этого ― развалы семей, когда дети остаются без отцов и матерей, потому что те ради блуда детей бросают, бросают ради того, чтобы жить беспечно, беззаботно. Ради этого непотребства, братья и сестры, матери часто предаются пьянству, всякому распутству и разгулу. У нас абортами убивают детей миллионами. У нас смертность превышает рождаемость в нашем Отечестве. У нас без войны переполнены детские дома ради того, чтобы не мешали жить в блуде и сладострастии. Родителей при живых детях, забирая их дома и квартиры, отдают в дома престарелых… Ведь это норма жизни у нас сейчас, так? Ведь это всё присутствует в нашей жизни, братья и сестры? Присутствует. А разве это норма жизни? Разве это не безумие? Разве это не самоуничтожение своих бессмертных душ и всего нашего общества, поражённого как проказой, как раковой опухолью, грехом?

Мы сейчас возмущаемся и переживаем за то, что творится в нашем Отечестве, но ведь причина этого всего ― грех наш, братья и сестры. Там, где лучший человек, в смысле христианского его состояния, когда образ и подобие Божие являет, где лучшие люди, там и лучшее общество. А где лучше общество ― там и лучшая система экономики, управления, и отношения между людьми тогда лучшие. Там, где лучшие люди, там и уважение друг к другу и взаимопомощь, и взаимопрощение, и любовь к ближнему, и уважение к старшим. Не там, где лучшего политика того или иного выбрали, или в другом месте кредиты получили в государственный бюджет ― нет: лучшее устроение там, где лучший человек.

«Мы делаемся какой-то безумной толпой, которая желала бы только хлеба и зрелищ»

Мы часто, братья и сестры, в наши дни привыкли обращать внимание на всё внешнее. Со школьной скамьи нас так приучили: знать теорему Пифагора, правила грамматики, физические, химические законы, географию, как пользоваться интернетом, и прочим. Мы всё знаем, знаем всё о политике ― какой политик что сказал, и что ему ответили. И это из уст в уста друг другу передаём. А что сказал нам Бог? Мы об этом помним? Какие Он Заповеди нам дал, что Он за нас распялся, мы об этом забыли? Что Божия Матерь за нас молится, что Ангелы Хранители у нас есть, что мы получили имя от купели крещения в честь того или иного святого и жизнью своей не превозносим его имя, которое мы восприняли, а часто позорим его? И потом при этом хотим, чтобы у нас всё хорошо было, чтобы был рай на земле, чтобы мы были сыты, пьяны, нос в табаке. Посты — не нужны, целомудрие ― да зачем оно?

Мы уже не то что всякий стыд потеряли, но даже всякую меру. В Содоме и Гоморре, наверно, таких разговоров не было, которые сейчас в современном обществе ведутся. И мы готовы этот образ жизни узаконить, защитить его законами, и считать его нормой жизни. Да мы с ума посходили! Что мы хотим? Жить так в нашем обществе выморочно, сами себя уничтожая как нацию? И какое благо нам будет, братья и сестры, поражённым грехом? Ведь грех влечёт за собой смерть ― смерть духовную. И грешащий человек вокруг сеет такую же разруху, смерть, ненависть, неприязнь, дестабилизацию в обществе. Мы делаемся какой-то безумной толпой, которая желала бы только хлеба и зрелищ.

«А самое главное богатство, которое оставим мы следующему поколению ― это нравственность и духовность»

Но ведь всё это было в язычестве, до христианства. А мы-то вроде называемся христианами. И вот в сегодняшний день Церковь Святая и приводит пример преподобной Марии Египетской. Глубоко было её падение, но высоко было её восстание и восхождение по духовной лестнице. Так и мы ― умели грешить, так сумеем же и каяться. Слава Богу, в храмах исповедь ещё идёт. И от того, что мы поисповедуем сегодня, такое и будет будущее у наших детей и внуков. Если мы эту грязь поисповедуем и постараемся с решимостью бороться и жить по образу и подобию Божию, по Заповедям Божиим, то тогда мы детям и внукам оставим в наследство, братья и сестры, и стабильность, и экономическое процветание, которого мы так хотим. А самое главное богатство, которое оставим мы им, следующему поколению ― это нравственность и духовность. Его оставили нам наши матери, наши бабушки, отцы и деды, которые были тружениками, которые были верны в браке друг другу, которые были целомудренны. Ни для кого не секрет, что когда на войне погибали мужья, жёны их всю жизнь ждали, до самой своей смерти: может, ещё придёт.

Мы недавно в селе Долине перезахоранивали прах 15 солдат, которых нашли в поле, ― во время войны были прикопаны. И вот четверых солдат установили имена. Один солдат ― из города Эртиля Воронежской области, и на перезахоронение приехал его сын, который родился уже после того, как отца на войну забрали. Сын привёз его фотографию и сказал такие слова: «Только в прошлом году умерла моя мама, которая всю жизнь ждала отца, получив похоронку, говоря: “А может, он не погиб, были же такие случаи. Может, в плену был да где-то за границей остался. Может, он ещё вернётся”».

«Этот народ непобедим, потому что у него высокая нравственность»

Вот какая верность была в нашем народе! А какое было целомудрие, братья и сестры! Когда профессора немецкие Гитлеру на стол клали отчёт, говоря, что «Мы народ этот не победим, потому что при обследовании угнанных в Германию на работу молодых девушек чуть ли не до 90 % в возрасте от 16 до 24 лет было девственниц. Этот народ непобедим, потому что у него высокая нравственность».

А трудолюбие какое было у нашего народа! А сейчас мы с ума сходим. То мы ювенальную юстицию хотим ввести, чтобы дети на родителей в суд подавали. То запрещён у нас, видите ли, детский труд ― выращиваем тунеядцев на свою голову, которые потом нас в дом престарелых сдадут, потому что они не привыкли трудиться. Эгоисты, они привыкли, чтобы только для них трудились, чтобы только их кормили, поили и пенсии свои ещё отдавали, чтобы им хорошо жилось.

«Будет так, как мы этого заслужим»

К сожалению, таково состояние нашего общества. Скорбно это говорить и неприятно слушать. Но ведь это правда? Правда. И я, как пастырь Церкви, должен говорить ― вот это белое, вот это чёрное, вот это Божье, вот это вражье. Вот это хорошо, вот это плохо. Старец схиархимандрит Серафим покойный говорил: «Пока я живой, до тех пор буду вам и говорить ― что хорошо, а что плохо. Чтобы вы потом в вечности не говорили мне на Страшном суде, что мы и так во тьме были, а вы своим молчанием, батюшки, нас ещё в большую тьму ввергли. Поэтому пока жив, до тех пор и буду говорить».

И мы сейчас увлекаемся политическими новостями: «как оно будет?» Будет так, как мы этого заслужим. Почему все эти события происходят в Великий пост? Господь сейчас, в Великий пост, даёт нам подсказку: чтобы что-то в Отечестве нашем исправилось к лучшему, мы сами должны исправить себя к лучшему ― через молитву, пост, покаяние, стяжание добродетелей христианских. Добрых слов говорите больше друг другу, в добре друг друга поддерживайте, про милостыню не забывайте, молитесь друг за друга ― Господь это нам говорит. И если мы этот урок, братья и сестры, правильно примем и поступим по совету Божию, то всё изменится к лучшему. И то отчаяние, недоумение, растерянность, которые у многих присутствуют, уйдут ― и всё изменится к лучшему. Потому что часто в жизни этой мы что заработали, то и несём. Недаром наши деды и прадеды говорили в пословице: «Бачили очі, що купували, тепер їжте, хоч повилазьте».

«Богу несложно навести мир, добро, стабильность в нашем Отечестве. Главное, чтобы мы сами этого захотели»

И вот мы в сегодняшний день, стоя в храме Божием, должны понять, что Бог и Божия Матерь во времена преподобной Марии Египетской и в наши времена ― те же самые. И отношение у Бога и Царицы Небесной к нам то же самое ― сострадательное и милосердное. Господь ждёт, долготерпит. Ждёт нашего обращения, ждёт нашего покаяния, ждёт нашего стремления к лучшему. Ждёт нашего смирения, ждёт нашей веры, ждёт нашей всесильной надежды на Его помощь.

И помните, что Богу несложно навести мир, добро, стабильность в нашем Отечестве. Главное, чтобы мы сами этого захотели. Господь может всё, одного не может ― спасти человека без самого человека. Если человек не желает спасения, машет на всё рукой и катится под откос, такого хоть задерживай, хоть не задерживай. И мы просим сегодня и преподобную матерь нашу Марию Египетскую о помощи, ведь она была во глубине греха, казалось бы, у врат ада стояла её душа, но она нашла в себе силы, рассудив разумом своим, пробудила свою совесть, чувства сердечные привела, да ещё и труд приложила ― величайший аскетический подвиг пустынножительства, желая исправления своей собственной душе. И вот, сколько уже веков прошло ― полторы тысячи лет, а мы к александрийской блуднице в церкви воспеваем: «Преподобная наша мати Марие, моли Бога о нас», прося её помощи, заступничества, и взирая на пример её жизни, не отчаиваемся, имеем надежду на спасение, стремимся быть с Богом и чтобы Бог был с нами.

Я на прошлой проповеди говорил и сейчас скажу слова завещания святаго благоверного князя Ярослава Мудрого, сына равноапостольного князя Владимира, которого народ назвал «мудрым» и за духовность его, и за рассудительность, и за мудрость его. И вот он оставил сыновьям своим завещание: «Дети мои, живите в мире, любви, согласии. Коли будете жить так, то Бог будет жить посреди вас, враги ваши покорит под ноги ваши, а Отечество ваше исполнит всякого блага, мира и достатка. Но если же будете жить в распре, в ненависти, в озлоблении друг к другу, то погубите себя и Отечество ваше, которое стяжали отцы и деды ваши трудом великим».

«Дай, Боже, каждому из нас исправления, а через исправление каждого из нас ― исправление всего нашего общества»

Слова Ярослава сказаны в XI веке, но как они актуальны в наше время, и как не хватает нам этой мудрости. А от пустых рассуждений ― что сказал тот политик, что предпринял другой политик, ничего, братья и сестры, не изменится, если мы не изменим самих себя. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145:3). Спасение, братья и сестры, и внешнее благополучие будет, по слову Христову, Который сказал: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33‒34).

И всё это, братья и сестры, неложные слова Христовы. Помните эти слова! Не надо требовать исправления от того, от другого, третьего, от политика, от общества, от страны, от Верховной Рады. Исправления надо требовать от самого себя, потому что от своего покойника к чужому плакать не ходят. Если мы внутри исполнены всякой мерзости, всякого непотребства, лености, расслабленности, то какое право мы имеем спрашивать с других, если мы живём в грехе. Поэтому, дай, Боже, каждому из нас исправления, а через исправление каждого из нас ― исправление всего нашего общества. И Господь, глядя на это исправление, по слову Священного Писания, нам всякое благо даст: «Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28:10). Но Своя люди. А мы будем Божии в том случае, если будем стремиться жить по-Божьему. А если в чём-то поскользнулись, ошиблись, нарушили Заповедь Божию, преступили голос совести ― спешите на исповедь говорить о грехах своих, перед Богом раскаиваясь в них.

И тогда помните, что от нашего современного сегодняшнего состояния зависит будущее наших детей, наших внуков и нашего Отечества. Нам многое Богом может быть дано, многие блага и счастье на земле, если мы сами захотим жить в этом счастье, а не в беззакониях и в адском состоянии. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), ― говорит Господь. Но грехами своими, преступлением голоса совести мы можем и ад в душе своей поселить. И помните, что со святым человеком легко везде. Со смиренным, живущим по Заповедям Божиим легко и в монастыре, и на работе, и в семье. И про такого человека, даже когда он умирает, плачут и говорят: «Ангел был, а не человек!»

Вот таким человеком постараемся каждый из нас быть для ближнего нашего. Для того, чтобы правда не только на небе, но и в этом мире правда Божия жила и воплощалась в наших словах, в наших делах, в наших стремлениях, в наших чувствах и в наших мыслях. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю 5-ю Великого поста. 6 апреля 2014 г.

Материалы по теме:

— Житие прп. Марии Египетской. Читает митрополит Арсений

— Стояние Марии Египетской

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *