Благовещение Пресвятой Богородицы (аудио, видео)

аудио / видео

7 апреля Святая Православная Церковь торжествует Благовещение Пресвятой Богородицы — начало нашего спасения, как величается этот радостный праздник. О его истории, важности и первостепенном значении в истории христианства — в проповеди наместника Святогорской Лавры.

Проповедь епископа Арсения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. 7 апреля 2009 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Воистину, братья и сестры, «днесь благодать Святаго Духа нас собра» на сей всечестный праздник! И не только в нашем храме, но где только исповедуется святая православная вера, в сегодняшний день везде храмы переполнены народом Божиим, который идёт праздновать великое событие Благовещения, которое является великим событием не только в истории Церкви, но и в истории всего мира. Ведь недаром тропарь святому Благовещению начинается словами: «Днесь спасения нашего главизна». Днесь, сегодняшний день, то есть, сегодняшний праздник явился «главизной» — главою, началом нашего спасения о Бозе, началом воплощения Спасителя мира, началом пришествия в мир Мессии, Которого ожидали тысячелетия. Ещё при изгнании Адама из рая, ему дано было утешение, которое заключалось в словах, что «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3:15).

И в течение многих тысячелетий, и многих столетий до пришествия Христа Спасителя в мир, до пришествия в мир Мессии, пророки предсказывали о Его пришествии, и предсказывали даже о причинах, предсказывали, указывая даже время Его пришествия, как пророк Даниил. Указывали с точностью моменты Его земного бытия, здесь с нами, когда Он, воплотившись, будет пребывать. Предсказав не только воплощение, но Его страдания, Его воскресение, и Его вознесение. Предсказывали о том великом значении этого воплощения Бога в мире, ради спасения падшего человеческого рода.

Еще за тысячелетия, за столетия, уста пророков возвещали слова, как пророка Исаии: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эмманyил, еже есть сказаемо, с нами Бог» (Ис. 7:14). В своё время праведный Симеон Богоприимец, переписывая слова пророка Исаии, усомнился в правильности изложения этих слов: «Се Дева во чреве приимет», — и рассудил по-человечески: «Как это, Дева? Жена во чреве примет». И хотел стереть написанное, исправив слово «Дева» на слово «Жена». И ангел, явившись ему, известил о том, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Деву, держащую на руках Сына своего, Младенца. И мы знаем историю с праздника Сретения, когда Симеон Богоприимец, проживший более трёхсот лет, пришёл в храм Иерусалимский, и Духом Святым ему открыто было пришествие Пречистой Девы Марии с Младенцем Иисусом Христом, что это именно и есть та Дева, о Которой говорил ему ангел, когда он переписывал книгу пророка Исаии.

Падший род человеческий, в лице Адама и Евы, ещё ожидал Избавителя. Они думали, что это время будет скоро, ведь недаром, услышав обетование от Бога о том, что скоро «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3:15), и разрушится средостение между падшим родом человеческим и Богом, и опять восстановится та связь, которая была между первозданными людьми и Богом в раю. И первые люди, в лице Адама и Евы, ожидали скорого такового избавления. Ведь недаром, когда Ева родила первого сына своего Каина, она радовалась думая, что вот уже и настало то время, и даже говорила: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). То есть, обрела заступника, обрела ходатая, обрела того, через кого разрушится это средостение. Она ещё не знала, что родила первого убийцу, и не просто убийцу, а братоубийцу, что грех, пришедший в первозданных людей, он, как из загрязнённого источника происходит грязный поток, так и заражённый грехом человеческий род производил. И вот из поколения в поколение жило человечество и хранило сказания святых пророков, хранило их предсказания, записанные в Ветхом Завете, которые говорили всё-таки о пришествии в мир Спасителя, Мессии, Который «спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Но не сразу это произошло. Многие тысячелетия и годы промелькнули, и род человеческий из беззакония в беззаконие углебал.

Но вот пришло время родиться Христу Спасителю, и зачатие Его произошло дивным и чудесным образом. Благочестивые Иоаким и Анна, которые в престарелом возрасте уже были и не имели чад, они умолили Бога о том, чтобы Господь даровал им ребёнка. И вот у них родилась Дочь Мария, Которую они по обету дали на воспитание, как жертву Богу, в храм Иерусалимский, и Она возрастала в этом храме. От чистой четы родительской произошёл чистейший Плод — Пречистая Дева Мария.

Пребывая в храме Иерусалимском, назидаясь от Писаний Ветхозаветных и пророческих, пребывая во Святая Святых, куда ввёл Её первосвященник Захария, назидаемая часто являемым Ей архангелом Гавриилом, Она возрастала в чистоте и святости. И возлюбив Бога всей душою Своей, всем сердцем Своим, всем помышлением Своим, по заповеди Господней, Она дала обет навсегда посвятить Себя Богу, не разрушать Своего девства, хранить Свою чистоту ради Бога, быть преданной только Ему, ради любви к Богу. Для многих это как бы абстрактное понятие. Но если мы, братья и сестры, привыкли любить родителей, привыкли любить своих детей, то есть, привыкли любить людей, которые рядом возле нас находятся и близкие нам, реально существующие личности — мы на них изливаем свою любовь, и любим их, и плачем при расставании, то ведь точно так же человек может всецело полюбить Бога, Который так же реально существует, как существуют наши родители, наши дети, наши близкие. Точно так же реально существующая Личность — Господь. И есть рабы Божии, которые всецело посвящают свою жизнь ради Него, предаваясь в Его святую волю по любви к Нему, как реально Существующему. Так и Пречистая Дева Мария всю Свою душу предала в волю Божию.

Но это было неслыханным среди народа иудейского, потому что тогда говорили, что жена спасается чадородием, и старались не только все жены выйти замуж, но и как можно более детей родить, по заповеди: жена «спасется чадородием» (1 Тим. 2:15). И вот пришло время сочетаться браком по совершеннолетию Пречистой Деве Марии. И вдруг Она перед священниками храма Иерусалимского заявила, что Она дала обет Богу о хранении Своего девства и чистоты, всецело посвятив девство Своё Богу. И те были в растерянности. Как поступать? Нельзя уже Её оставлять в храме, потому что время совершеннолетия, нельзя и нарушить обет, который Она дала Самому Богу. И решили тогда так: обручить Её, чтобы хранил Её девство, мужу благочестивому и благоговейному, в престарелых летах который бы находился. И таковым «обручником» стал восьмидесятилетний старец Иосиф, который в том мире, заражённом грехом, помогал бы соблюдать обет Деве Марии, хранить Её чистоту и девство, которое Она посвятила Самому Богу.

Источник, возле которого произошло Благовещение

И вот во граде Назарете случилось дивное событие. Историки церковные, предания церковные говорят, что было два благовещения. Одно — когда Архангел Гавриил явился Пречистой Деве у колодца, из которого Она черпала воду. И по сегодняшний день сохраняется этот источник, над которым прозвучали первые слова благовещения архангелова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1:28). Мы часто видим, братья и сестры, на церковных изображениях Благовещение у колодца. Или же видим часто изображение, когда Божия Матерь изображается с куделью в руке и с веретеном, как в старину называли — «Божия Матерь Прядущая». Второе благовещение, по преданию Церкви, произошло, когда Божия Матерь прочитала книгу пророка Исаии, и прочитав слова: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына», Она мечтала: «вот бы Мне быть хотя бы последней служанкой у той Пречистой Девы, которая послужит воплощению самого Бога Слова, Мессии, Спасителя мира». И прочитав эти слова, размышляя над ними, Она сидела и пряла пряжу для Иерусалимского храма. И в этот момент явился Ей Архангел и возвестил о том, что именно Она будет тем Чистейшим Сосудом, в Который вместится Бог Слово, Дух Всесовершенный, Вторая Ипостась Святой Троицы — Бог Слово, Который действием Святого Духа, вселившись в Её пречистую утробу, не разрушая Её девства, из Её Пречистой плоти чудесным образом составит плоть для Своего воплощения. И не разрушая девства, чудесным образом воплотится, родится из Нея на спасение всему миру!

И в подтверждение слов своих Архангел открыл тайну, которую хранила родственница Пречистой Божией Матери — святая праведная Елисавет, мать Иоанна Предтечи, сказав, что «вот и сродственница Твоя Елисавет уже шесть месяцев как имеет во чреве своем». И мы знаем по Евангелию, что Божия Матерь, услышав слова эти от Архангела, из Назарета поспешила «в горняя со тщанием» (Лк. 1:39). Это Евангелие читается на все праздники Божией Матери. И в дом Захариин вошла и приветствовала Свою родственницу Елисавет. А Елисавет на приветствие Божией Матери, Которая пришла разделить её радость и ликование разрешения её неплодства, она в ответ, встречая Божию Матерь по действию Святого Духа, возопила: «Откуду мнe сие, да приидет Мати Господа моего ко мнe»? (Лк. 1:43) И мы по слову праведной Елисавет, которое записано святым апостолом и евангелистом Лукой, по сегодняшний день называем Матерью Господней, Матерью Божией Царицу Небесную — Пречистую Деву, Которая послужила воплощению Сына Божия.

Что скажут на эти слова сектанты? Что скажут на эти слова те, кто отрицает почитание Божией Матери? Ведь вслед за этими словами Божия Матерь кротко произнесла на приветствие святой праведной Елисавет, которая величала Её Матерью Божиею, Она кротко отвечала: «Яко призрe на смирение Рабы Своея» (Лк. 1:48). Осознавая Своё недостоинство, со смирением относясь к этому, но в то же время пророчески предвозвещая: «Се бо отнынe ублажат Мя вси роди: Яко сотвори Мне величие Сильный» (Лк. 1:48-49). Она говорила о Своём величии, не о том, что Она Сама его достигла своей праведностью, но что Сильный (Господь) сотворил Её величие. И тут же говорила: «И свято имя Его» (Лк. 1:49).

Благовещение. Китайская икона, XVIII век

И в сегодняшний день, братья сестры, началось славное событие — зачатие Сына Божия, Рождество Которого, — сегодня 7-е апреля, а по истечении девяти месяцев, — Церковь всегда 7-го января празднует Его воплощение, Его Рождество. Сегодня Бог — Дух Всесовершенный облекается в плоть, полагается во чреве Пречистой Девы, как в Драгоценнейшем Сосуде, не разрушая Её девства. Как солнечный луч, проходя через чистое стекло оконное, не разрушает его, но сохраняет все свои свойства, проходя через это стекло: и свет, и теплоту, точно так же и Сын Божий, оставаясь Богом Словом, не разрушая чистоты девства Царицы Небесной, приобретает от Её пречистой плоти Себе плоть, чтобы потом жить вместе с нами в мире в течение тридцати трёх лет проповедовать Евангелие Царствия, совершать многие чудеса дивные, и наконец, на всемирном жертвеннике — на Кресте, пролить кровь Свою за искупление всего рода человеческого.

Сегодня Бог приходит в мир, чтобы примирить род человеческий падший с Собою. Сегодня Бог приходит в мир, чтобы Себя в Жертву отдать, но не погубить рода человеческого. Сегодня Бог, братья и сестры, приходит в мир, чтобы мы вслед за Ним могли войти в Царствие Небесное. Сегодня Бог приходит в мир, чтобы даровать нам силы для борьбы с грехом, для борьбы со смертью. Сегодня Бог приходит в мир, и сама смерть приобретает совсем другой смысл — это уже не смерть, а успение. Это переход из временной жизни в жизнь вечную, бесконечную. Это переход от скорбей и от плача в вечную радость и нескончаемое бытие. Это переход от ожидания болезни, старости и смерти, к ожиданию на лучшую, вечную, нескончаемую жизнь, на бытие вечное в Царствии Небесном. Ведь Архангел Гавриил, благовествуя Божией Матери, говорил, что «Царствию Его не будет конца» (Лк. 1:33), «и наречеши имя Ему Иисус» (Лк. 1:31), что значит «Спаситель». Потому что спасает Он нас от грехов наших.

И мы, в сегодняшний день, братья и сестры, чада церковные, пользуемся теми благами, которые даровал нам Христос Спаситель. В Таинстве святой Исповеди мы разрешаемся от грехов. В Таинстве Маслособорования (Елеосвящения) Господь очищает нас от тех грехов, которые мы по рассеянности, по забвению и нерадению своему забыли поисповедовать. В Таинстве Причащения Святых Христовых Таин с Самим Богом мы соединяемся, разрушая навсегда то средостение, которое возникло между падшим человеком и между Богом. Бог с человеком соединяется и соединяется настолько, что и человек восходит в Небесное Царствие, в небесную широту вечности, нескончаемое бытие с Самим Творцом.

И сегодняшний день — это день сугубого праздника. Недаром по этому дню каждый может ощутить какое-то особое в этот день чувство утешения, радости где-то там, в глубине, какое-то особое тёплое чувство по отношению к Богу. Да и как по-другому может быть? Ведь сегодня Бог по любви Своей к роду человеческому, презирая все наши согрешения, вселяется в Единую от рода человеческого Пречистую Голубицу, воплощаясь ради нас, ради любви Своей к нам.

Сегодня всё исполнено любви и ласки Божией. И на погоду посмотреть — какое Господь изливает утешение. И сегодняшний день равен по утешению дням Пасхальной радости, — ведь недаром говорили, что какая погода на Благовещение, такая погода и на Пасху. А я скажу, что не только погода, а и утешение духовное дарует Господь сегодня воистину, как Пасхальное, потому что сегодня Господь с нами, Заступник наш — Бог Иаковль. С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог! Бог среди нас, кто может против нас? Какая скорбь, какое уныние, какие запугивания современного мира могут перебороть ту радость, которую даёт сегодня Святая Церковь и Господь, Спаситель наш? Сегодня нагнетаются эти страсти уныния, отчаяния у людей, нагнетаются нестабильностью в мире, постоянными словами, что кризис, нагнетаются нечеловеческим отношением людей друг к другу и культивированием такого отношения.

Но мы в сегодняшний день, братья и сестры, кроме всех этих земных страхований, которые враг нагнетал и нагнетает в мире, мы имеем сегодня радость Христову. Всё сегодня отступает. Всё сегодня отступает перед вечностью. Всё то, что сегодня нас пугает, или пытается нас чем-либо пугать, оно всё временно — сегодня оно есть, а завтра его нет. И само земное наше бытие, оно тоже временно. Сегодня мы есть здесь на земле, завтра нас нет, а впереди — вечность! Впереди — любящий Господь, впереди — Царица Небесная, угодники Божии, которые по слову евангельскому жили и нам пример оставили, как жить надо. Там, впереди — встреча с нашими умершими сродниками, которые находятся в вечности и ждут нас с вами, братья и сестры, чтобы встретиться и пребывать в радости целую вечность, уже никогда не разлучаясь. У нас впереди — радость. Это мир в земном бытии рисует, что впереди мрак, впереди ещё хуже, тупик. Нет! У нас такового нет. У нас впереди радость, у нас впереди встреча с любимым нами и любящим нас Богом, с Царицей Небесной, Которую мы так любим, и праздник Благовещения Которой ныне празднуем, встреча со святыми, с нашими дорогими близкими там, впереди, нас ожидает. Поэтому всё это земное — оно приходит и уходит.

Благовещение, Рождество Христово, Сретение. XII в., монастырь святой Екатерины, Синай

И взирая на подвиг наших благочестивых предков, мы видим, что ещё тяжелее было, ещё труднее времена были, а надеясь на Бога и молясь Ему, всё это, братья и сестры, они перебарывали, всё это проходили. Всё это не ново. Вспомните, что наш народ перетерпел: и голодоморы, и военные разрушения, и коллективизации, и каторги, и голод сорок седьмого года, и гонения на Церковь. Где это всё? Осталось позади как страшный сон. Так и всё это, чем пугает сегодня мир, оно останется, а радость, она всегда с нами пребывает. То всё, оно пропадёт, а радость жизни с Богом — она будет с нами вечно.

Ведь подумайте, это не простой человек родился: Бог приходит в мир, воплощаясь ради спасения рода человеческого! Его пришествие за тысячелетия было пророками предсказано, Его пришествие мы имеем, братья и сестры, как исторический факт, и годы Новой Эры свои считаем от дня Рождества Христова. Его пришествие даровало величайший всплеск государственных устроений и культурных устроений государств, Его пришествие даровало нам нравственность, остатки которой пытаются сейчас слуги вражьи уничтожить, Его пришествие даровало нам дни Пасхальной радости, Его пришествие дало нам утешение быть чадами Божиими. Его пришествие в мир даровало нам Заступницу — Царицу Небесную, Его пришествие даровало многих молитвенников за род человеческий по всему лицу Земли, Его пришествие в мир даровало нам вечную радость и нескончаемое бытие. Все эти дары Господни нам дарованы, так будем же уметь, братья и сестры, ими пользоваться! Пользоваться ради того, чтобы быть в вечном, нескончаемом бытии со всеми святыми от века угодившими Премилосердному нашему Богу, аминь.

Проповедь епископа Арсения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. 7 апреля 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *