Неделя святых жен-мироносиц

аудио

Третье воскресенье по Пасхе Святая Церковь посвящает женам-мироносицам — первым свидетелям Воскресения Христова. О подвиге жён-мироносиц на заре христианства и в наше время — проповедь Святогорского архипастыря.

Проповедь епископа Арсения произнесённая в в Неделю святых жен-мироносиц. 3 мая 2009 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Третья Неделя по Пасхе посвящена памяти святых жён-мироносиц. И Святая Мать Церковь, воспоминавшая Воскресение Христово, через которое мы имеем нетление и жизнь вечную, бесконечное бытие, прославляла на второй Неделе уверение апостола Фомы, как бы призывая и нас прикоснуться к язвам Христовым и воскликнуть вместе со апостолом: «Господь мой и Бог мой!» в весельи и радости о Христе Воскресшем. Третью же Неделю Святая Церковь оставляет для воспоминания о подвиге святых жён-мироносиц, и чтобы нас, многогрешных, подвигнуть. Да потому, что если глубже посмотреть, братья и сестры, на их подвиг, то понимаешь, почему Церковь в этот день возвеличивает их, призывая праздновать и торжествовать сугубо сегодня женщину-христианку.

В годы безбожной власти праздник жён-мироносиц был заменён праздником 8 марта, чтобы отвлечь человека, отвлечь женщину от того примера христианской любви и самопожертвования, которое давал день памяти святых жён-мироносиц. Посмотрим на их подвиг. Ведь они были незаметные, почти нигде в Евангелии не упоминается об их служении Господу Иисусу Христу. Как-то малозаметно их присутствие рядом со Христом, но с особой яркостью и любовью ко Христу и к Матери Его выражается в том действии, когда ученики, бежавшие страха ради иудейского и скрывшиеся, оставили Христа на Голгофе, и только жёны-мироносицы, невзирая на общее презрение всего общества, остаются утешать Его Матерь у Креста и сострадать вместе с Ней, не смея разлучить своё любящее сердце от своего Учителя.

И за это Христос, за эту верность, за эту великую любовь, что они не взирали на общее мнение, стоя у Креста и плача, и утешая Мать Его, за эту самоотверженность Господь является жёнам-мироносицам и уже через них возвещает по Воскресении Христовом апостолам, которые, услышавши эту весть о Воскресении Христовом, как пишет Евангелие, не яша веры (Мк. 16:11), то есть не поверили той вести, которую они подняли, как победное знамение, и понесли от Гроба Христова по всему миру.

Часто в наше время, братья и сестры, современное общество, пытаясь возвеличить, якобы, женщину, поставляет её наравне, даёт ей так называемое равноправие. Посмотрим, в чём же здесь равноправие и в чём здесь обман новой идеологии и несоответствие с идеологией христианской? Церковь Христова, государство христианское русское всегда видело в женщине мать ― хранительницу семьи и воспитательницу детей. Подвиг матери и служение матери Отечеству был через её христианское воспитание детей своих, через её хранение мира в семье — в семье, которая есть Церковь Христова в малом её виде. И в этом Церковь видела её подвиг. И в том, что говорили наши предки, что «бабья дорога от печи до порога», в этом не низость женщины, в этом её высота. Она ― хранительница этого семейного мира, она ― воспитательница детей.

И что же нам дала новая идеология? Сказали, что женщина теперь равна с мужчинами, что права у неё равны. Но в чём выразилось это равенство? На ней остались точно так же семейные заботы, хлопоты, воспитание детей, хранение мира, и плюс к этому ещё добавилась работа на производстве, на этом подневольном рабском государственном труде, в котором она, работая часто, на работе не могла на сто процентов себя отдать, потому что все мысли и сердце были: а что там с мужем, а что там с семьёй? А что там с детьми, а что там с моей старенькой матерью, которая парализованная лежит или больная? Что там с хозяйством? И она на работе изматывалась, и домой уже приходила, не имея в себе внутри души такого мира, вся такая истерзанная, не могла уже и семье дать того мира внутреннего, который бы хранила она. Не могла уже и детей воспитать в спокойствии, по христианским заповедям. Почему? Да потому, что часто это само производство, это равноправие мнимое отторгало её от поучений Заповедям Господним, отторгало её от учения Святой Церкви, от служб церковных.

И так она, не напитавши душу христианскими истинами, чем могла женщина тогда и мать воспитать своих детей и какой пример могла дать им? Вот и всё, во что вылилось это равноправие. Это равноправие вылилось, мы видим, в миллионы разваленных семей, в озлобленность друг против друга мужа и жены, в неполноценное воспитание детей, при котором, как мы сейчас видим, разнузданность, преступность, безнравственность, когда тюрьмы забиты в наше время. Мы видим ― вот во что превратило современное общество женщину, сделав её из матери, из жены-христианки простой рабой что на государстве, что в своей собственной семье, лишило её этого материнского подвига.

И сегодня, воспоминая память святых жён-мироносиц, Святая Православная Церковь возвышает их подвиг, призывает всех нас сегодня, здесь собравшихся в храме, подражать их подвигу, чтобы мы в сегодняшний день не забыли Христа, чтобы мы не забыли Бога, ведь во многом, братья и сестры, зависит спасение человека и нашего общества от пастырей и от Церкви Православной. Но более, братья и сестры, зависит от того, как мы воспитаем детей в своей семье, как мы будем вести себя в семье, что будет представлять наша семья: то ли христианскую общину ― малую Церковь, то ли просто собрание людей, разрозненных мыслями, чувствами, какими-то мнениями.

И в сегодняшний день, взирая на жён-мироносиц, каждая из стоящих здесь женщин должна вспомнить о своём великом подвиге, что она должна быть Ангелом Хранителем в своей семье. Не смотреть на вот эти современные богоотступнические веяния, когда сейчас безнравственность выставляется, как ничего якобы такого страшного не значащее. Когда вся преступность обнажилась, и никто не противостоит ей, никто не стремится противостать. Противостать должна женщина христианка своим примером, прежде всего, и своим воспитанием к детям своим в семье своей.

Помни, мать-христианка, что сегодня ― день твоего торжества, день твоего веселия, день твоего ликования. Сегодня Церковью возвышается женщина. И как многие говорили, что в Средние века Церковью была женщина унижена якобы, что достоинство её было ниже, что она считалась чем-то забитым таким… Да нет, братья и сестры. Давайте посмотрим на нашу историю. На всём протяжении своём Святая Православная Церковь как величает Царицу Небесную, одну от женского рода, которая послужила великому Таинству ― воплощению Сына Божия! И все сильные мира сего, и слабые, верующие во Христа, припадают, лобызая честную икону с великим умилением и с великой радостью.

Вспомним, как величает Святая Православная Церковь святую равноапостольную Елену, которая подвигом также своим материнским дала пример сыну и утвердила веру христианскую, и нравственность, и духовность, соответственно, утвердила в своём государстве тогдашнем — Византии.

Посмотрим на равноапостольную княгиню Ольгу, как её величает Церковь и как чтили её и в древние времена, и в Средние века, и какое почитание не оставляет память её и в наше время. Посмотрим множество других угодниц Божиих. Евфросинья Московская, Евфросинья Суздальская, Анна Кашинская ― их можно бесконечно перечислять, тех жён-христианок, которых Церковь возвеличила и выделила, и поставила их на свещнице, чтобы, взирая на их веру, взирая на их подвиг, мы подражали им и стремились свою жизнь в какой-то мере хотя бы немного приблизить к их житию.

И Церковь прославила жён в различных чинах. И в преподобническом мы видим ― подражание для монашествующих, и мирских ― благоверные княгини ― мы видим тоже. И среди бедных, убогих, крестьян прославил Господь жён, чтобы и там имели пример для подражания и для благочестия. И богатых, и бедных во всех сословиях Христос возвеличил женщин, чтобы матери и жёны, беря с них пример, хранили семьи свои, воспитывали детей своих и молились за Отечество. И как вспоминаются слова одного из святителей, который сказал, что «Церковь спасут не схимы, Церковь спасут белые платочки». Те белые платочки, которые на плечах своих вынесли тяготы и гражданской разрухи, и голода, и коллективизации, и гонений, и войны ― страшного этого бедствия, которого мы недавно отпраздновали День Победы. Ведь всё это тоже тяжким бременем лежало на плечах жён и матерей.

И как в одном из фильмов, снятых по заказу Русской Православной Церкви, приводятся слова Черчилля, политика, англичанина, который, когда узнал, что немцы напали на Россию, то он сказал слова пророческие, что «победа всё-таки будет за Россией, потому что я вижу жён и матерей русских солдат, которые молятся». Ведь от молитвы этих матерей, искренней молитвы их жён и детей многое зависело в победе нашего народа. Ведь не только героизмом и подвигом наших воинов выстояло наше Отечество, но героизмом и подвигом простых жён и матерей.

Вспоминается до сих пор, братья и сестры, рассказ соседки, простой женщины, которая всю жизнь прожила в труде, в скорби, в лишениях. Что, говорит, бывало, когда война была, мама всех нас поставит на колени перед иконой Божией Матери и говорит: «Детки, давайте за папу помолимся, чтобы он с войны вернулся да чтобы победа у нас была». Ведь так молились в простоте сердца, к Божией Матери припадали, к Царице, к Матери нашей, Покровительнице нашей. Молились, прося Её заступничества, Её помощи. И по Её милости, по Её предстательству, по Её ходатайству перед Сыном Своим и Богом, как было видение одного старца, Господь изрёк, что просила Царица Небесная, стоя у Его престола, о помиловании России. И Господь сказал: «Знаю Твою любовь к Руси, но за её нечестие, за её беззакония она должна быть наказана». И тогда Матерь Божия вновь умоляла Своего Сына. И Он сказал: «Зная Твою любовь, за твои молитвы, за твои слёзы хотя я её и накажу, Русь, но помилую».

За молитвы Матери Божией и всеобщей нашей Матери мы все ещё живём, спасаемся, имея возможность молиться в храмах, утешаться открытием святых обителей, новых и новых храмов и притеканием в храм новых и новых чад и верующих. Опять по заступничеству Матери, по заступничеству Той, Кто была от немощного женского рода. Ты помнишь, женский род? Что хотя и немощен именуешься, но и сила в тебе велика есть. И сила этого женского рода в благочестии, в образе христианской жизни. В этом и сила и в этом великий залог возрождения нашего Отечества и членов нашего общества, ныне может, и отшатнувшихся и отпавших от Церкви, но тем не менее, не безнадёжно всё ещё потерявших. Ведь они, братья и сестры, наши братья и наши сёстры.

Мы должны сейчас особо молиться за наше Отечество, за всех наших соотечественников, чтобы Господь преложил суд свой на милость о нашей Руси Святой. Чтобы милосердие Божие покрыло всех живущих на нашей земле, чтобы молитвы Божией Матери и пример жён-мироносиц всегда были перед очами нашими и в сердцах наших, подвигая нас возрастать духовно, подвигая себя туда, к Горнему Иерусалиму, Царству Небесному. Будем поступать так, как говорит Священное Писание: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а всё остальное приложится вам» (Мф. 6:33).

И сегодня не время расслабления, не время какого-то уныния, сегодня время молитвенного подвига, братья и сестры. Сейчас ничем невозможно, никакими человеческими усилиями помочь нашему обществу возродиться. Человеческие усилия все исчерпаны, их уже нет, ничего уже не осталось, никаких средств, никаких усилий, остались только гипотезы ― может, это, может, это. Но все видят, глядя на них, насколько они немощны и слабы что-то переменить в нашей жизни. Но есть одна сила ― это сила молитвы, которая способна сотворить чудо над душами нашими и над Отечеством нашим. Аминь.

Проповедь епископа Арсения в Неделю святых жен-мироносиц. 3 мая 2009 г.

Два комментария

  1. Максим

    Христос Воскресе! Благодарю Вас братия за благостные службы и постоянную трансляцию. Только одно хотел бы подметить. В субботу утром служили панихиду и после Со святыми положено петь кондак Пасхи Аще и во гроб. Это до Отдания. А пели обычный икос Сам Един. Надеюсь,что это просто упущение,а не намеренно. Храни Господь!!!

    1. редакция сайта

      Воистину Воскресе. По уставу Святогорской Лавры и по общепринятой традиции кондак “Аще и во гроб” поется после “Со святыми упокой” на отпевании или панихиде, которые совершаются на пасхальной седмице и на Радоницу. В остальные дни, в том числе и до отдания Пасхи, панихида совершается обычным чином по требнику.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *