Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (видео)

видео

В Неделю 4-ю по Воскресении Христовом в храмах звучит отрывок из Священного Писания об исцелении расслабленного у Овчих ворот в Иерусалиме. «Сегодня, братья и сестры, мы видим пример подвига расслабленного, пример подвига веры, благочестия и терпения»: об уроках, вынесенных из этого Евангельского чтения в слове Святогорского архипастыря.

Проповедь епископа Арсения, произнесённая в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, 10 мая 2009 года

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день опять мы, как верующие во Спаса и Бога нашего Иисуса Христа, собрались во святых храмах, чтобы торжествовать ещё одно воскресенье, ещё один недельный день как Малую Пасху. И особое торжество в эти послепасхальные дни являет нам Господь в дне воскресном, как бы напоминая сугубо, что вечная наша Пасха ― Христос, однажды уже воскрес и никогда не умирает, и мы, соответственно, имеем вечное бытие и надеемся на воскресение в вечности, как верующие в Него. Господь утешает нас пасхальными песнопениями в эти дни. Но в эти же Недели Господь напоминает и не перестаёт напоминать нам о Своих благодеяниях или о тех подвигах угодников Божиих, которые они совершили в своём житии.

Чудо исцеления расслабленного у Овчей купели

Сегодняшняя Неделя — Неделя 4-я по Пасхе — посвящена воспоминанию о расслабленном, о исцелении расслабленного, воздвигнутого Христом в те древние времена, когда Он ещё до распятия пребывал в плоти человеческой вместе с людьми здесь, на земле, показывая неисчислимые благодеяния и исцеления человеческому роду.

Почему Церковь именно попразднство Пасхи даёт для внимания нашего и ещё раз напоминает нам об этом случае исцеления расслабленного на Овчей купели в Иерусалиме? Вспомним кратко Евангельское повествование об этом событии. В Иерусалиме была близ храма Соломонова Овчая купель. Овчая купель — она называлась так по той причине, что в этой купели омывались животные, пригоняемые для жертвы в храме Соломоновом. Омывались овцы, которые пригонялись. И она недалеко отстояла от так называемых Овечьих ворот.

И вот в этой купели было одно поразительное чудо: ежегодно в эту купель сходил Ангел Господень и возмущал в этой купели воду. И кто после возмущения, после колебания воды входил в эту Овчую купель, какой бы болезнью ни одержим был человек, тотчас выходил из неё исцелённым. Но это исцеление подавалось только одному человеку, который входил первый в купель по возмущении воды. И только раз в году. Но множество людей собиралось возле этой купели больных, чающих исцеления от своей болезни. Настолько много собиралось, что построен возле этой купели был дом милосердия, называемый по-еврейски Вифезда. И этот дом имел, по Евангелию, пять притворов, и в нём лежало, как говорит Евангелие, множество слепых, хромых, глухих, чающих движения воды.

«И Церковь сегодня приводит нам этого расслабленного, как бы укрепляя нас надеяться и быть твёрдым в уповании на милосердие Божие»

Среди этих больных людей лежал и расслабленный человек. «Расслабленный» ― это значит «парализованный». Человек, который болел недугом своим уже 38 лет, находился возле этой купели, ожидая возмущения воды и чая исцеления. И Церковь сегодня приводит нам этого расслабленного, как бы укрепляя нас надеяться и быть твёрдым в уповании на милосердие Божие и на то благо, которое направлено по отношению ко всему роду человеческому.

38 лет лежать возле этой купели, ожидать исцеления, будучи при этом парализованным! То есть, наверно же, если бы логически рассудил человек, он сказал бы: «Что я, парализованный, пока доползу до этой купели, кто-то, одержимый другой болезнью, впереди меня уже вскочит в эту купель и получит исцеление. Казалось бы, и на что мне надеяться?» Но он лежал там, ожидая исцеления и ожидая, что, может быть, какой-то человек придёт и смилосердствуется над ним, и ввергнет его в купель.

«Подвиг веры, твёрдая, непоколебимая вера в милосердие и чудо Господне держали человека на этом святом месте»

И вот Господь взошёл в этот дом милосердия, который был на Овчей купели. Он увидел там множество больных, но почему-то голос свой исцеления Он обратил только к одному этому человеку. Множество народа ведь лежало, по Святому Евангелию, и только у одного Господь спросил: «Хочешь ли здрав быть?» Потому что подвиг веры, твёрдая, непоколебимая вера в милосердие и чудо Господне держали человека на этом святом месте. И человек Ему этот отвечает: «Хочу здрав быть, но не имею человека, который бы вверг меня в купель».

И тогда Господь, Сам Источник всяческих исцелений, подавающий исцеление и на Овчую купель, и на других святынях, и на других святых местах по вере и молитве с верой людей, сказал: «Се здрав будь, к тому не согрешай. Возьми одр твой и ходи». И этот человек, не сомневаясь, поднялся со своего одра, на котором лежал уже многие годы расслабленный, парализованный, взял этот одр свой. Не просто он исцелился. Но почему акцентирует Иоанн Богослов, что одр свой взял, что у него окрепли все физические силы, истощённые продолжительной тяжкой болезнью. И он взял одр свой и пошёл.

Реакция больных душой фарисеев-свидетелей небывалого чуда исцеления

И что же мы видим вокруг? Радость людей, которые порадовались, что человек получил исцеление? Утешение, ликование их? Сорадование этому больному, получившему исцеление? Нет. Видим зависть. Зависть таковую, что они ни во что вменили чудо исцеления. А ещё и роптали, ещё и завистливо говорили, что нельзя брать одра в субботу, потому что суббота по еврейскому закону есть день покоя: «Нельзя брать одра в субботу и ходить, а ты взял одр свой и пошёл». И он говорит: «Человек, Который сказал и исцелил меня, Тот сказал мне: возьми одр и ходи».

Сегодня, братья и сестры, мы видим пример подвига расслабленного, пример подвига веры, благочестия и терпения. Как часто мы даже в небольшом искушении начинаем просить о помощи Бога. И вроде мы приступаем к Богу с верой, с надеждой, с молитвой. Но как часто у нас не хватает терпения — терпения, когда мы просим какое-то благо для себя. Вот помолился раз, помолился два, и потом человек уже начинает роптать на Бога: «Меня Господь не слышит. Уже и молился, уже и постился, и смирялся, и в церковь ходил, а что это мне дало? Что это мне помогло?», сам того не понимая, что в терпении своего недуга или какой-либо скорби он уже совершенствовал свою душу, делался здоровым не только телесно, а главное, что он, терпя болезни и скорби, делался здоровым духовно, приобретал мужество духовного человека.

«Без скорбей спастись невозможно. И каждому человеку скорби даются в той или иной мере. И они должны быть, эти скорби»

Но нет. Мы часто начинаем роптать и хотим, чтобы Господь подал нам тотчас, сейчас же, сию минуту, потому что мы так хотим, потому что мы эгоистически относимся к Богу, потому что Господь нами не видится как источник благ, источник добра, источник милосердия, источник сострадания к роду человеческому. Мы видим Бога как слугу, который должен подавать мне то, что мне нужно.

И часто человек просит себе исцеления телесного. А на самом деле этот человек не понимает, полезно ли для него это физическое здоровье, и во что он его впоследствии обратит. Какие-то удовольствия? Из греха в грех потом будет впадать со своим физическим здоровьем? А может, болезнь эта является ограничителем его какой-то его жизни христианской, христоподражательной. Может, эта болезнь является единственным его подвигом и крестом, который человек, неся, войдёт в Царствие Небесное.

Ведь старцы говорили, что без скорбей спастись невозможно. И каждому человеку скорби даются в той или иной мере. И они должны быть, эти скорби. Но эти скорби и болезни мы должны воспринимать именно с христианским чувством, потому что святые отцы говорили, что в последние времена люди будут спасаться не подвигами, не постами, не молитвами. Всё это у них отнято будет, потому что не полезен даже внешний подвиг будет для человека по той причине, что человек будет горд в последние времена. И вот это несение внешних подвигов ради Бога будет затмевать, и человек будет мнить о своей праведности, о величии своих подвигов внешних.

«А третий путь спасения — терпеть скорби и болезни» (преподобный Амвросий Оптинский)

Но старцы говорят, что в последние времена будут спасаться люди скорбями и болезнями и «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22). Амвросий Оптинский ещё проще об этом говорит, как бы раскрывая смысл нашего жития и как бы раскрывая смысл того подвига, который мы несём в наши дни. Он говорит, что три пути спасения есть у человека. Первый путь ― это жить праведно. Но если мы внутрь себя посмотрим, то, наверно, никто не скажет, что у нас есть этот путь. Второй путь ― если не жить праведно, то каяться. Но и второго пути спасения у нас нет, потому что покаяние наше ― оно кратковременное. Вот покаялся на исповеди, вроде пять минут поплакал, и я считаю, что это достаточно, что я оплакал свои грехи, забывая, что угодники Божии, как апостол Пётр, однажды отрекшись от Христа и уже воспринятый в апостольское достоинство, и чудо творивший точно так же, и имевший силу апостольскую, он плакал о своём отречении от Христа всю жизнь, так что на щеках слёзы проели борозды. От слёз у него на щеках были язвы, от постоянных слёзных потоков, которые усиливались, когда он слышал пение петуха. Второй путь спасения ― если не грешить, то каяться. У нас нет этого покаяния.

«А третий путь спасения, ― говорит старец Амвросий Оптинский, ― терпеть скорби и болезни». Вот этот третий путь спасения, наверно, подходящ каждому из нас в наше время. И мы можем, братья и сестры, твёрдо это сказать, вспомнивши пример того человека. Человека, о котором в Церкви говорится в притчах, что он был крайне беден и роптал на крест, который дал ему Господь, на свою бедность.

«Господь каждому человеку даёт крест не сверх его сил, а даёт крест по силам»

И вот Господь ему ответил. Явился Ангел Господень и ввёл его в такое помещение, вдоль стен которого стояли кресты, накрытые простынями, накрытые пеленами, и сказал: «Ты говоришь, что твой крест бедности тяжёлый. Возьми же крест по своим силам и какой тебе удобен». Господь даёт выбор человеку. И вот человек начал примерять кресты: один слишком тяжёлый, другой неудобен и громоздок; третий вроде и хорош, но слишком режет плечи острыми углами. И вот, наконец, он взял крест: «Да вот же он, хороший, лёгкий. Как раз по мне. Вот этот мой крест и будет». «Сними покрывала», ― сказал ему Ангел. Когда он снял покрывала, на кресте было написано: «Бедность».

Господь каждому человеку даёт крест не сверх его сил, а даёт крест по силам человеку нести, по его человеческим силам, да ещё Своею силою Господней укрепляя человека в несении своего жизненного креста. И мы должны быть, как тот расслабленный. В терпении нёс он крест своей болезни, с верой надеясь на милосердие и человеколюбие Божие, исповедуя Бога как Человеколюбца. Ведь подумайте, насколько любовь к Богу была в сердце этого человека, что 38 лет она держала его у этой Овчей купели, укрепляя в надежде на милосердие и человеколюбие Божие. Он видел в Боге любовь, видел в Боге Человеколюбца и не посрамился.

«Святые отцы ещё говорят, что ропотливый всегда бывает наказан Богом, никогда не избегает наказания»

И мы должны таковыми же быть. И не должны мы ревновать, братья и сестры, к тем, кто роптал о Спасителе. Роптал, даже малейшую причину изыскивая, чтобы оклеветать Его, чтобы убить Его, чтобы досадить Ему. Вот в субботу расслабленный понёс одр. Они не увидели чудо исцеления, они не увидели милосердия Божия, человеколюбия Божия. Они только в зависти роптали, роптали и на Спасителя, и уничижали самого расслабленного.

И мы, братья и сестры, не будем подобиться ропотливым людям. Почему? Потому что Священное Писание, святые отцы ропот не относят к добродетели. Но наоборот, святые отцы ещё говорят, что ропотливый всегда бывает наказан Богом, никогда не избегает наказания. За ропот на человека не то что какое-то милосердие Божие снискивается, но и попускаются ещё больше скорби и болезни, чтобы привести человека в состояние смирения и осознания своего недостоинства. Потому что мы, творения рук Божиих, воздвигнутые от праха земного, мы ещё смеем часто возвышать на Своего Творца голос ропота.

«Мы находимся не в Царстве Небесном, мы находимся в месте епитимии, в месте наказания, которое мы должны со смирением нести»

Да мы не должны, братья и сестры, не то что роптать, а даже и малейшего какого-то ворчания не должно исходить из наших уст от самомнения. Ведь Господь нас от небытия призвал в бытие. Господь насадил даже рай для первого человека и поместил туда человека. Человек и от этого блага отвернулся и отвергся самопроизвольно по своей собственной злой воле. По своей воле человек стал злым. И Господь из рая того, из Эдема, который был насаждён для первого человека, изгоняет его со словами: «Проклята земля в делех твоих, тернии волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего снеси хлеб твой. Жена в муках будет рождать чад твоих» (Быт. 3:17‒19).

Вот какое благословение было первому человеку за его отступление от Бога. И мы находимся не в Царстве Небесном, мы находимся в месте епитимии, в месте наказания, которое мы должны со смирением нести, со смирением, стремясь к милосердию и человеколюбию Божию, чтобы вернуться к Богу, надеясь на Его человеколюбие. «Тернии и волчцы произрастит земля». Но посмотрите, Господь даже эти тернии и волчцы, даже те малые отблески того земного прекрасного рая украсил какой красотой! Если эти тернии и волчцы, если эта земная природа, которая проклята в делах человеческих, она имеет всё-таки какую-то красоту, то каковы же обители райские? Каковой же был земной сад, Эдем, насаждённый для первого человека? И Господь говорит: «Скорби и болезни понесёшь, человек».

«Широкий, свободный путь — он не Божий, ведь Сам Господь показал пример пути спасения»

Но и тут же Господь, в этой же самой природе насаждает лекарственные растения, которые человек мог бы употреблять, исцеляться от своих болезней. А исцеление от болезней душевных Господь насаждает истинною верою, истинною Церковью, которая охраняет душу человека от духовной болезни, наставляя его на путь добродетельного жития и на путь нескончаемого бытия в вечности, на путь Царствия Небесного.

Мы должны идти узким путём, путём тернистым, путём трудностей всяких, скорбей, болезней. А широкий, свободный путь — он не Божий, ведь Сам Господь показал пример пути спасения. А путь спасения ― это уничижение, озлобление людей, окружавших Христа, распятие, поношение даже Распятого на кресте, уничижение даже после Его смерти, уничижение даже после Его Светлого Воскресения. Пытались оклеветать даже это Воскресение, бывши явными свидетелями этого чуда Воскресения и свидетельства воинов, которые явились и сказали синедриону: «Ангел явился и отвалил камень гроба». Вот, братья и сестры, Господь показал нам какой путь.

«Душу народную ― Святое Православие ― ничто не смогло сломить, никакие завоевания»

И Русь Святая — она шла и идёт доныне этим путём. На примере нашего Отечества мы видим, что оно является как бы отображением страданий и Страдальца Христа. Наше Отечество подобно Христу. Его весь мир уничижает, оплёвывает, заглушает. Сколько горя, сколько разрух, сколько разных бедствий было на нашем Отечестве, но Господь всегда восставлял Его из праха и пепла. А душу народную ― Святое Православие ― ничто не смогло сломить, никакие завоевания ни мусульман, ни католиков, ни других иноплеменников, которые шли, чтобы задушить Православие, чтобы разрушить до основания его, истребить. Никто не смог душу нашего народа уничижить и никто не смог её растоптать.

Святая Православная Церковь претерпела даже в последние вот годы свои страшные уничижения, притеснения, а то и тотальные истребления, физическое уничтожение. Как храмы, как всё, что относится к Церкви, воспоминанию о Боге, благочестивой христианской жизни ― всё старались истребить, уничтожить. С детства всевали семена атеизма, безбожия, насмешки над всем святым. И всё равно мы видим, что Господь сохранил народ, сохранил душу нашего народа, сохранил нравственность этого народа.

О ценностях мнимых и истинных в нынешнее время

Теперь пытаются влезть в эту душу нашего народа ― христианскую нравственность, христианский образ жизни нашего народа, пытаются рекламировать всячески, что христианский образ жизни ― это низкий, отсталый, несовершенный, средневековый, не соответствующий уровню современного человека. А уровень современного человека ― это блуд, прелюбодейство, воровство, грабёж, убийства. Вот это считают цивилизацией, это возносят на постамент как идеал, говоря: вот настоящий идеал современного общества. А то, что вы говорите ― целомудрие, нравственность, трудолюбие, чистота, незлобие, всепрощение, гостеприимство и прочее, прочее ― это средневековые устарелые принципы жизни, принципы морали.

Ведь посмотрите и сравните, стоит ли?.. Да пускай меня обзовут и средневековым, пускай меня обзовут отсталым, но лучше я буду жить нравственно, по Заповедям Христовым, нежели жить скотоподобно, по уставу «цивилизованного человека». Да и цивилизация ли это? А мне кажется, это деградация современного общества, проявляемая во всех её пороках, низменных страстях и ничтожестве. Кажется, всё зло воплотилось и как бы присвоило себе название «цивилизация».

«Нам пытаются навязать культуру другую ― не христианскую, но культуру антихристову»

Ведь послушайте современные ритмы: как они далеки даже от простой народной музыки, которая действительно душевно веселила человека. Я не говорю о духовных тех песнопениях, о духовных мелодиях, которые складывались в нашей Церкви и хранились столетиями как драгоценное сокровище и которым освящаются как наши соотечественники церковные и нецерковные, так и иностранцы. Наша духовная культура воплотилась и в литературе, и в искусстве, и в иконописании, и в храмоздательстве, даже в культуре трудолюбия нашего народа воплотилась христианская культура. Нам пытаются навязать культуру другую ― не христианскую, но культуру антихристову.

Ведь посмотрите, современные ритмы мелодий ― откуда они взялись? Откуда они пришили к нам на Русь Святую? Мы видим, что путь их идёт из Америки, а в Америке они имеют начало из тех негритянских общин. Негров привозили в Америку как рабов, и они, дикие эти племена, издревле служившие идолам, и во время этого своего служения идолам они сами использовали звуки ритмов барабанов. Они вот эти ритмические звуки принесли сначала в Америку, а затем она, как чуть ли не идеал, элита всякая культуру эту распространила по всему миру.

Но посмотрим, какая там гармония, какая в этой музыке красота. Удары ритмичные, удар за ударом, разрушающий психику человека и разрушающий его физическое здоровье. И человек часто, что самое интересное, он не слушает эту музыку и ритмы, а как бы пытается оглохнуть от неё, включает эту музыку на всю громкость. И часто даже, чтобы отключиться от общества, надевает наушники и включает так, чтобы всё это гремело, чтобы это заглушало все его добрые христианские, нравственные чувства.

«Разве, человек, ты не видишь, что как образ Божий, насколько посрамлен?»

Как далеко это от простых русских и украинских народных песен, как далеко это от наших вышивок, как далеко это от наших сказок добрых и поговорок, да и былин, в которых добро побеждало зло, как оно далеко всё это! Воплощённый сатанизм в своём проявлении. А посмотрите на поведение на танцплощадках или во время выступления рок-ансамблей или рок-групп, поведение людей, которые находятся вокруг выступающих. Это ведь чистое откровенное беснование, когда человек невменяемый, теряет контроль над собой ― он трясётся, дёргается, начинает крушить всё вокруг, он делает какие-то непристойные всяческие телодвижения. Разве это не беснование откровенное? Разве человек, ты не видишь, что как образ Божий, насколько посрамлен?

И мы, братья и сестры, променяли свою культуру — свою величайшую христианскую культуру, которой восхищаются и доныне, восхищается весь мир, мы променяли на вот эту чечевичную похлёбку, за которую продаём первородство Православия, первородство сынов Божиих! Мы сейчас вменяем нравственные устои Православия ни во что и этим являемся оскорбителями Бога. Оскорбителями ― и не дай Бог нам такими быть. Дай, Боже, нам вспомнить, что мы ― наследники Руси Святой, что нам нужно жить в терпении величайшем. Да, мы сейчас расслаблены духом, мы сейчас расслаблены не плотью, как тот парализованный, мы духом расслаблены, и над нами творят свои козни все духи злобы как хотят.

О пророчествах возрождения былого величия и славы Святой Руси

Но мы должны иметь твёрдую надежду, терпение и твёрдую молитву и упование на милосердие Божие и на чудо исцеления Руси Святой. Ведь говорили же старцы, что Русь путём великих испытаний придёт к величайшей славе. Это говорит не кто-то, а преподобный Серафим Саровский, слова которого из года в год сбываются.

Преподобный Серафим Вырицкий говорит, что Русь Святая станет на такую высоту благочестия, что в Питере гавани будут забиты кораблями, на которых будут приезжать иностранцы для того, чтобы принимать Православное Крещение. Преподобные отцы Оптинские говорят то же самое, что Русь Святая в последние времена будет воздвигнута из небытия духовного в великую духовную славу, да таковую, что даже дети будут носить кирпичи для постройки храмов. И Русь сократится в границах, она будет очень бедна материально, но очень велика и богата духовно. На Руси возродится опять монаршество как издревле принятый на Руси способ правления. И монарх, и управитель на Руси ― царь, будет такой по благочестию, что ни один народ ни в одно время не имел такого правителя. И Русь Святая, как верная невеста Христова, придёт ко дню Второго пришествия Христова не со скорбью, а в радости, что она сохранила верность своему Жениху Христу и осталась верной даже до пролития крови Святому Православию и сохранила устои христианской нравственности, морали и духовной жизни.

«Живи так, чтобы быть достойным помощи Божией»

И мы, подобно этому расслабленному, надеемся на пророчество наших святых отцов. Почему? Потому что они не ложны, они сбываются год за годом, день за днём. Сбудется и это пророчество, только нам, братья и сестры, нужно жить так, чтобы мы были достойны исполнения этого пророчества. Мы должны не просто надеяться, что что-то когда-то будет, что авось Бог даст, авось Бог простит. Нет, мы должны так жить, чтобы Бог простил, потому что недаром наши предки говорили: «Бог то Бог, а сам не будь плох». То есть живи так, чтобы достойным быть помощи Божией. А в другом месте также говорит народ, сложивши опять мудрую по духовности пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай». То есть живи так, чтобы быть достойным помощи Божией и иметь твёрдую надежду, не на пустом месте основанную, а на твёрдом исполнении Заповедей Христовых и на жизни христианской.

И мы должны так жить, тогда Господь восставит нас с одра расслабленности, восставит Русь Святую, как древле расслабленного. Только бы мы ответили на Его вопрос, когда Он спросит: «Хочешь ли цел быти?», так вот мы бы ответили: «Да, Господи». И человека вроде бы не имел расслабленный, который вверг бы его в купель, Сам Господь воздвиг его только за одно его желание исцелиться от расслабления и за его веру, терпение и надежду.

Дай, Боже, таковую веру, таковое терпение, таковую надежду всему нашему народу, чтобы Сам Господь простёр ему руку помощи и сказал бы, обратившись к нему: «Се здрав будь, к тому не согрешай» (Ин. 5:14). Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *