24 мая — день Отдания праздника Пасхи

аудио

В среду шестой седмицы (недели) по Пасхе Святая Церковь совершает Отдание праздника Пасхи. В этот день заканчивается празднование Христова Воскресения, продолжавшееся сорок дней. В этот день верующие собираются в храме, чтобы попрощаться с Пасхальными песнопениями до будущего года.

Проповедь епископа Арсения в день Отдания Пасхи, 16 мая 2007 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний день, братья и сестры, Святая Православная Церковь накануне праздника Святого Вознесения, накануне истечения 40 дней по Воскресении Христовом, по Христовой Пасхе, празднует день Отдания Пасхи ― день Отдания сего великого Праздника праздников и Торжества торжеств.

Святая Православная Церковь, живя жизнью своих чад, как любящая мать, зная, какую радость составляют в земной жизни для человека пасхальные песнопения, прощаясь с праздником Пасхи, она ставит службу по пасхальному чину, по чину первой седмицы Пасхальной Светлой недели. Потому что на следующий год, может, кто-то уже будет праздновать Пасху в Горнем Иерусалиме ― в Небесном Царстве. Кто-то из нас, может, будет лежать уже на одре болезни в связи с обременением годами старости, и со временем исхода из этой временной жизни не сможет присутствовать на этих пасхальных торжествах. Святая Церковь, как любящая мать, желая вновь и вновь утешить своих чад, поставляет по уставу сегодняшнего дня службу пасхальным чином в день Отдания Пасхи.

И мне, братья и сестры, вспоминается и умом переносится мысль во времена апостольские. Представим, как радовались Пасхе Христовой, Воскресению Христову святые апостолы, как для них было радостно! Они видели Христа избитого, распятого, закрытого, казалось бы, навсегда во гробе, ― и вдруг увидеть Его вновь живым, беседующим с ними, наставляющим их, вкушающим вместе с ними пищу, благословляющим их. Какая это была великая радость увидеть живым Христа, Которого уже и не чаяли видеть живым в этом земном бытии святые апостолы! Или это Господь промыслительно, для того чтобы не сказали, что Его Воскресение призрачно, Господь в течение сорока дней пребывал со Своими учениками по Воскресении, наставляя их, чтобы показать истинность Своего Воскресения.

И эта радость для апостолов была величайшая. Недаром в этих двух словах «Христос Воскресе!» столько радости, что буквально человек и верующий, и неверующий, и церковный, и малоцерковный, человек, живущий духовной жизнью и вспоминающий о Боге только во время трудностей и скорби, эти слова, ― они как живая вода для человека. Когда, особенно накануне Святой Пасхи крестный ход уже обходит храм и люди жаждут, когда же первые слова произнесутся, живительные слова ― «Христос Воскресе!», чтобы взрывом народной толпы, с восторгом и радостью на него ответить ― «Воистину Воскресе!». Сколько живительной силы, сколько радости в этих словах о Христе Воскресшем! Ведь в них заключается и надежда на нашу вечность, на наше будущее воскресение, на наше грядущее вечное бытие со Христом. «Если мы веруем, что Христос умер и воскрес, ― говорит апостол, ― то и верующие во Христа будут живы и воскреснут с Ним».

И мы в сегодняшний день вспоминаем не только радость святых апостолов, мы вспоминаем и радость Пасхи тех первых христиан, которые прятались в катакомбах во время гонений от языческих императоров, которые служили в лесах, пустынях, служили в пещерах, собираясь тайно, чтобы праздновать Пасху Христову. Для них в этих словах о Христовом Воскресении был весь смысл их страданий, их терпение во время гонений за веру. В этих словах была надежда их на вечное нескончаемое бытие.

Мне вспоминаются, братья и сестры, исторические свидетельства о нашей Святой Русской Православной Церкви. После октябрьского переворота в нашем Отечестве, в 20‒30-е годы (здесь и далее идёт речь о прошлом столетии ― прим. ред.) исторические документы говорят о том, что атеистическая безбожная власть ополчилась не только на Церковь, но и на людей, исповедующих Христа. В городе Киеве ― колыбели Христианства на Руси, где впервые были крещены наши соотечественники, в этом городе, в который шли пешком богомольцы со всей Святой Руси, чтобы поклониться святым мощам в пещерах, в 30-е годы не осталось ни одного действующего храма. Один только храм был на кладбище на окраине Киева, и в те годы Пасху в нём праздновали без священника. Собрался народ, пели пасхальный канон, пели стихиры, но не было службы, потому что не было священников.

Такая же история, братья и сестры, в Одессе, когда тоже один только кладбищенский храм на окраине был оставлен в 30-е годы действовать. И опять этот храм был без священника, ни одного священника не было. Люди собрались и пели. Представьте, как они жаждали тогда услышать из уст священника «Христос Воскресе!» и сколько слёз было во время этой Пасхи…

Мне вспоминается, братья и сестры, и то время, которое назвали «безбожной пятилеткой». С 37-го по 42-й год обещали закрыть все храмы на территории Советского Союза. В 42-м году не должно было остаться ни одной действующей церкви. Воронежская область шла впереди всех: уже к 37-му году из 20 монастырей, действующих на территории Воронежской епархии и более 2000 храмов, которые находились на территории епархии, к 37-му году не осталось ни одного действующего храма… С 37-го по 42-й год на территории области ни одной литургии не совершено. И только в 43-м году праздновали первую Пасху.

Но после чего праздновали? Воронеж был разрушен во время военных действий так, что даже положили Сталину на стол документ, что город нет смысла восстанавливать ― такой был процент разрушения. Три города на территории Советского Союза были разрушены почти до основания ― это Севастополь, Сталинград и Воронеж. Даже уже не думали город восстанавливать. Но Сталин подписал указ: «Город восстановить».

И вот в 43-м году восстановление города с чего начинается: открывают первый храм ― Николаевский. И первая Пасха… Представьте, какая тогда была Пасха ― разрушенный город, жить негде, крыши над головой нет, единственный малый храмик открыт, есть нечего… Люди пришли и первую Пасху пели и восклицали «Воистину Воскресе!» со слезами на глазах.

Мне вспоминается рассказ моей соседки о голоде 47-го года, когда ели сусликов, ели воробьёв, ёжиков, траву ели. И вот Пасха 47-го года… Наскребли горстку муки, и мать испекла в стакане, в кружечке пасочку, чтобы пойти и освятить её в храме. Она рассказывала, что «я пошла, эту паску освятила, так есть хотелось, что я с пасхальной службы шла и по щепотке отщипывала, отщипывала, а когда домой пришла и развернула узелочек, то там была только горстка крошек, а не было освящённой пасочки. И эту горстку мать по щепотке разделила, и, как святыню, вкушали паску». Представьте, как тогда праздновали Пасху!

И мы сейчас, братья и сестры, зачастую унываем, ропщем, недовольствуем, всё нам чего-то мало. Так мы разучились радоваться. Почему? Потому что разучились жить с Богом. Ведь источник, как святые отцы говорят, источник радости ― только Бог. Человек, живущий с Богом, он имеет эту живую радость, потому что общается с Источником радости ― с Богом. Мы видим, как «Христос Воскресе!» ― «Воистину Воскресе!» зажигают улыбкой наши лица. Мы видим, как во время освящения святой водой, окроплением все радуются и становятся как дети.

Всё это общение с Богом даёт эту радость. И святые отцы говорят, что есть причина чистой радости ещё. Причина чистой радости по Бозе ― это чистая совесть. Мы зачастую уже разучились жить по совести. Всё оправдываем себя, что все так живут. Все-то так живут, но нельзя так жить. Это осознавать нужно. Как один батюшка старый сказал, что в старину есть было нечего, трудились до упаду, а вечером собираются возле дворов и песни поют. Пройдите по нашим сёлам, кто сейчас там поёт по вечерам? Может, где-то есть, но больше смотрят на это, как на исключение, а не как на правило в жизни. Нет радости. Уныние, отчаяние, печаль, недоумение какое-то… А всё это от нашей греховной жизни, от нашего безбожного отношения и к самим себе, и к другим.

И мы в сегодняшний день, братья и сестры, причастились источника бессмертной радости. Постарайтесь жить со Христом, как преподобный Серафим Саровский жил: ему в течение всего года была Пасха. Всех, кто к нему приходил, он встречал словами: «Христос Воскресе, радость моя!»

Святость его жизни, чистота его жизни даровали ему всегдашнюю радость по Бозе, радость о том, что Христос Воскрес, что он имеет надежду во Христе, что он имеет надежду на вечную жизнь, на нескончаемое бытие с Богом в вечности. И одна эта только надежда давала ему величайшую радость. Недаром говорит апостол: «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна». Весь смысл в том, что мы не только в земной жизни живём, а вечножительствуем со Христом, Спасителем нашим.

Дай Боже, братья и сестры, быть вам Христовыми, хранить Пасху в сердце своём ― радость по Бозе эту, и дождаться ещё земной Пасхи, чтобы сошедшись в единой ликующей толпе собравшихся единоверных братьев и сестёр слышать вечные, святые, живительные, всерадостные слова: «Христос Воскресе!» ― «Воистину Воскресе!»

Спаси, Господи, братья и сестры, что вы ― Христовы! Что, несмотря на греховность нашу, мы осознаём, что мы ― греховны, что мы ― недостойны, но, Господи, Ты знаешь, что нам другого Бога, кроме Тебя, не нужно. Единственный Ты у нас Бог. И дай, Боже, чтобы нам держаться Спасителя нашего Христа и Церкви Его Святой, о которой Он сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата Адовы не одолеют Ей» (Мф. 16:18). Аминь.

Проповедь епископа Арсения в день Отдания Пасхи. 16 мая 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *