Память святых Кирилла и Мефодия — учителей словенских

аудио

Святые братья Кирилл и Мефодий ― славянские просветители, подарившие нам священную способность читать и писать. Именно за миссионерский подвиг создания славянской письменности братья Кирилл и Мефодий и были наречены Святой Церковью равноапостольными.

Проповедь архиепископа Арсения в день памяти равноапп. Мефодия и Кирилла, учит. Словенских. 24 мая 2015 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшний день, братья и сестры, ― день особый для нашей Святой Православной Матери Церкви, и особенно для Православия, находящегося в славянских странах. Сегодня мы празднуем день своих просветителей ― Мефодия и Кирилла, святых равноапостольных учителей словенских. Почему они названы «равноапостольными»? Потому что вся жизнь их была равна апостольскому служению: они прошли по всему миру, проповедуя слово Божие. Почему они названы «учителями»? Да потому, что таковыми и были ― учителями и наставниками нас во благочестии, преподавая нам и словом, и делом жизнь во Христе, жизнь по Заповедям Господним, уча нас ходить во оправданиих Божиих.

Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Родились они в городе Солуни от благочестивых родителей Льва и Марии. Время было сложное для Византийской империи: сменяя один за другим, на престоле византийских императоров становились цари-иконоборцы, которые своими указами насаждали ересь иконоборчества, сотрясавшую всю империю. Многие храмы стояли в запустении, многие монастыри были закрыты. Самим иконопочитателям приходилось терпеть гонения, заключения, а то и пытки, смертные казни, как противящимся указам императорским, а значит, и самому императору.

И вот в это время родители равноапостольных Кирилла и Мефодия хранили твёрдое отеческое благочестие и так воспитывали своих детей, а их было в семье семеро сыновей. Старший был Мефодий, впоследствии равноапостольный, младший ― в крещении Константин, а впоследствии в монашестве Кирилл. И вот эти два брата, старший и младший, и стали учителями словенскими. Отец их был воевода, военачальник. И Мефодий вначале пошёл по стопам отца и около 20 лет был воеводой в славянских землях, что послужило впоследствии к пользе просвещения тех же славян, потому что он выучил и славянский язык, и умел на нём общаться уже впоследствии со своей паствой.

Святой равноапостольный Кирилл, как в видении ещё в юношестве ему было показано, избрал в невесты себе «Премудрость» ― по-гречески «Софию». Он изучал и стремился к изучению и наук светских, и деятельного христианского благочестия. С особым благоговением он относился к Григорию Богослову и особо почитал его за своего учителя. Он изучал и светские науки ― астрономию и математику, и музыку, и знал несколько иностранных языков. И ревность ещё в детстве у него была таковая, что, заметивши ревность к учению и прилежанию к учению, и мудрость отрока не по годам, его взяли в царский дом, чтобы он жил вместе с юным царём Михаилом. Царь этот жил со своей благочестивой матерью Феодорой, восстановившей почитание икон, и чтобы ревность юного Константина повлияла и на будущего самодержца, императора Михаила при его становлении как личности, чтобы глядя на его ревность к учению, и он подражал ему в этом.

Сами вельможи и сами учителя удивлялись премудрости юного Константина, которого назвали «философом». Впоследствии он в юных летах был рукоположен во священнический сан и был библиотекарем при соборном храме Софии Константинопольской. А там была знаменитейшая библиотека. Уже в юных летах его посылали, чтобы он лжепатриарху Иоанну иконоборцу проповедовал Православие, состязаясь в споре с ним за почитание святых икон. В 24-летнем возрасте его уже отправляли к агарянам, чтобы он состязался в споре о вере ― о Православии и о мусульманской религии. И они не могли противостоять его мудрости, так что в конце по злобе хотели отравить и ядом напоили его, но, по слову Христову, «аще и смертно что испиют, не вредит их» (Мк. 16:18). Святый Константин, будущий Кирилл равноапостольный, благословивший сосуд с ядом, выпил без вреда для него, и они, видя действие силы Божией в этом молодом священнике, отпустили его в Отечество своё с богатыми дарами.

Просветители славянских народов

Впоследствии Константин философ проповедовал и в Крыму у нас. На юге нашего Отечества, в низовьях Дона, Волги, Северского Донца было Хазарское царство, Хазарский каганат. В своё время правление в этом каганате в IX–X веке заняли купцы–евреи, но само Хазарское царство не было столь воинственным и населялось многими народами, две трети из которых составляли опять же славяне. И прежде чем проповедовать в Хазарии, Константин в Крыму обрёл, как пишется, «славянские письмены», а некоторые толкователи говорят, изобрёл на основе греческой азбуки, чтобы проповедовать можно было на родном языке.

И Хазарский каган с боярами принял Православие. В синодике Василия Македонянина, императора Византийского, мы читаем, что в Хазарском каганате в X веке была митрополия и семь епархий. И на VII Вселенском Соборе, восстановившем почитание святых икон, мы видим подпись хазарского епископа, который говорит о том христианском населении, что пребывало в данной местности, на которой мы сегодня проживаем.

Вспоминая о том, братья и сестры, что была изобретена или обретена азбука ― «Кириллица», которая названа по равноапостольному Кириллу, мы по сегодняшний день и светские науки, и богословские изучаем по алфавиту, который составил для нас равноапостольный Кирилл, почему по его имени и называется эта азбука «Кириллицей».

«Этот подвиг равноапостольных учений для славян Церковью высоко оценён, и назван их подвиг “равноапостольным”»

Но самое главное, братья и сестры, что сделали два брата родных, Мефодий и Кирилл, для нас ― это то, что просветили нас верой истинного благочестия ― Православием, и этим объединили все славянские народы не только через азбуку, но и через Православие. Ведь недаром тропарь этим святым сегодня поют и в Болгарии, и в Сербии, и в Польше, и в Чехии, где была первая кафедра епископская святого Мефодия, и в России, и на Украине, и в Белоруссии. И где только есть славянские народы, везде, братья и сестры, сегодня поют тропарь равноапостольным Кириллу и Мефодию со словами молитвы к ним о том, чтобы они утвердили всеславянский язык в Православии и единомыслии.

И вот этот подвиг равноапостольных учений для славян Церковью высоко оценён, и назван их подвиг «равноапостольным». А жизнь их свята была настолько, что не только в славянских странах, но и в латинских странах, в Западной Европе признали их святыми мужами. И история говорит нам о том, что в IX веке, время их жизни, когда ещё и Рим, и папы Римские были православными, ещё не уклонились в католическую ересь, мы читаем, братья и сестры, о том, что они покровительствовали и Мефодию, и Кириллу. И первая литургия на славянском языке была отслужена в Риме. Когда скончался там равноапостольный Кирилл, и Мефодий, брат его, говорил, что родители завещали перенести, если кто из братьев первый умрёт, то другой брат чтобы перенёс его в Македонию, на родину, к горе Олимпу, где в монастыре подвизался святой равноапостольный Мефодий вначале.

И вот они, братья и сестры, просили так, но епископ римский сказал, по наставлению своих же архиереев, которые не желали расставаться и с мощами равноапостольного Кирилла, что если Господь привёл ему умереть в Риме, то и похоронен он будет в Риме. И воздавая особую честь при погребении, равное, как погребение пап римских, как хоронили равноапостольного Климента. Да и сам папа Николай уступил гроб свой, который для себя приготовил в соборе Святого Петра у мощей его, чтобы его там погребли.

Но равноапостольный Мефодий уговорил, чтобы их впоследствии с братом погребли в церкви святого равноапостольного Климента, папы Римского, который с I века подвизался в Риме и мощи которого впоследствии равноапостольные братья из Крыма, где он был в ссылке в I веке, перенесли его мощи впоследствии в Рим. Возле мощей равноапостольного Климента Римского и были погребены оба брата, Мефодий и Кирилл. Много пришлось претерпеть впоследствии от немецких епископов равноапостольному Мефодию. Но скончался он, окружённый своею паствою, которая слушала на родном языке богослужения.

Непреходящая ценность церковно-славянского языка

И вот в сегодняшней день, братья и сестры, говоря о равноапостольных Мефодии и Кирилле, стоит поговорить и о церковнославянском языке. В наше время не только на Украине, но и в России раздаются слова, что пора перевести богослужения с церковнославянского на современные языки, чтобы якобы было лучше и понятнее. Но, во-первых, язык церковнославянский для нас не чужой, он довольно понятен на богослужении, и достаточно проявить усердие хождения в храм на службы, чтобы научиться понимать и читать по-церковнославянски. Тем более современные такие, те, кто ратует за изменение церковного языка на современный, приводят как довод, мол, что в других странах на других языках служат.

Но, надо заметить, в Грузии служат на древнегрузинском языке, который отличается от современного грузинского очень сильно. Греция служит на древнегреческом языке, который тоже имеет огромное различие с современным греческим языком. Мало того, язык церковнославянский является объединяющим для всех славян. На церковнославянском языке служит Польская Церковь, Сербская, Болгарская, Чешская, и другие славянские народы имеют этот язык как богослужебный. Вы были свидетели, что когда приезжали к нам сербы, они служили вместе с нами. Приезжали болгары ― они служили вместе с нами. Приезжал владыка Авель из Польши, Холмский, служил вместе с нами на церковнославянском языке.

«Если мы утратим церковнославянский язык ― мы утратим ещё одну составляющую нашей национальной культуры»

Мало того, когда в советское время не издавались богослужебные тексты, и не издавались церковные богослужебные книги, то мы выписывали книги из Сербии, пользовались сербскими требниками, богослужебными текстами и Часословам сербского издания. И по сегодняшний день пользуемся, потому что мы одним языком служим в Церкви Святой Православной. Да и кроме того, церковнославянский язык ― это составляющая, драгоценная составляющая нашей национальной культуры, на которой написана и «Повесть временных лет» Нестора Летописца Киево-Печерской Лавры, преподобного, нетленными мощами почивающего, и «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона Киевского, и «Слово о полку Игореве», написанное церковнославянским языком. Поэтому если мы утратим церковнославянский язык ― мы утратим ещё одну составляющую нашей национальной культуры. А мы и так многое растеряли…

К сожалению, смотришь сейчас, братья и сестры, передачу «Украина мае талант» и с удивлением слышишь, что две трети песен поются на английском языке. А что, наш язык хуже? Значит, английский мы можем понимать, в Турцию едем на курорты, мы там понимаем и общаемся, а церковнославянский язык для нас непонятен. Потому что мы ленивы и не хотим понимать. В школах учат английский, французский, немецкий, китайский учат ― а уж там буквы и совсем не похожи на наши ― иероглифы. А церковнославянский язык не такой. Наши деды и прадеды на этом языке молились Богу и общались с Богом. И он возвышенный, этот язык. Он поэтический, этот язык. Потому что церковнославянский язык ― это не древнеславянский. Древнеславянские диалекты различались тоже друг от друга. Одним наречием говорили сербы, другим ― болгары, третьим ― древляне, четвёртым ― вятичи, кривичи, поляне ― у каждого было своё наречие и часто разные слова, обозначающие одно и то же.

«Это язык, цементирующий нас в единое целое вместе с благодатью Святого Православия, которое мы усвоили через проповедь церковнославянского языка»

Кирилл и Мефодий, в чём ценность, ― создали церковнославянский язык. На основе всех славянских наречий они изобрели единый славянский язык, объединяющий все славянские народы. Это язык, цементирующий нас в единое целое вместе с благодатью Святого Православия, которое мы усвоили через проповедь церковнославянского языка. И даже первые митрополиты Киевские, а впоследствии митрополиты Московские и патриархи, ведь многие из них поставлялись из Сербии, из Болгарии. И мы знаем таковых ― Григорий (Цамблак), знаменитый первый митрополит Киевский. Они были, братья и сестры, болгары, сербы, но тем не менее, они служили на церковнославянском языке и проповедовали понятно для нас.

И мы в сегодняшний день, братья и сестры, должны дорожить этой драгоценностью, которая оставлена нашими дедами и прадедами для каждого из нас. Да ведь многие, например, песнопения церковные невозможно даже и представить переведёнными на другой язык, настолько они звучат глубоко и прекрасно, и трогающе сердце. И что непонятно в этих словах церковнославянских: «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго». Или псалмы Давида Псалмопевца: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя» (Псалом 50).

Что здесь непонятного? Понятно? Понятно. Поэтому те, кто говорят, легкомысленные люди, о переводе церковнославянского языка, ― они просто пришли в церковь, головой покрутили направо‒налево, свечку поставили и вышли. Это даже не прихожане, ― захожане в церковь. Или вообще даже не захожане, а прохожане ― мимо церкви проходят. И нимало не прилагают усилий, чтобы что-то понять, что-то изучить. Ведь любая наука требует какого-то прилежания, будь то математика, будь то химия, будь то физика, будь то биология ― она требует изучения, требует прилежания, требует усилия над собой, то ли история ― да любую науку возьми какую.

Так же и церковнославянский язык, так же и богослужебные тексты, так же и творения святых отцов. Тем более и сейчас, сколько у нас в лавке, братья и сестры, творений святых отцов! А так мы прилежим к их изучению? Нет, мы будем слушать политиков часами, которые сегодня одно говорят, завтра другое. И часто смотреть на их общение друг с другом просто безобразное, когда один с другим спорят, оскорбляя, обзывая друг друга с такой ненавистью, с такою злобой, что посмотришь, Господи, а где ж там христианство? Нет, мы будем часами сидеть и смотреть на их грызню по телевизору, а потом и сами подражать им начинаем, друг на друга восставая, вместо того, чтобы поучиться чему-то Христовому.

К сожалению, приходится приводить такой пример. Один батюшка, в церкви в селе служил. Мало народу ― придёт в воскресный день в сельский приход несколько старушек, да и больше нет никого. И вот батюшка однажды вышел в пустом храме и говорит: «Вот, братья и сестры, мне ночью приснился мерзкий бес и кое-что мне сказал. Но что он мне сказал, я скажу в следующее воскресенье на проповеди». За неделю весть о том, что бес явился батюшке и что-то ему сказал тайное, облетела всё село, по окрестным сёлам разошлась.

На следующий воскресный день церковь битком забита народом. Заборы трещат кругом церкви, в церкви не вмещается народ, на улице стоят, кричат тем, что в церкви: «Что будет батюшка будет говорить, нам рассказывайте ж, предавайте на улицу, а то ж мы не услышим!»

Пришло время проповеди. Вышел батюшка ― тишина гробовая! Муха слышно, как летает. Все аж рты пооткрывали, что ж сейчас батюшка скажет… А батюшка покачал головой и сказал: «Вот что мне бес сказал, вы слушать хотите, а что Христос говорит в Евангелии, то вас палкой в церковь не загонишь слушать».

Вот так и мы… Любых бесов слушаем, любых политиков, любых ненавидящих друг друга и ближних своих. Этих мы будем слушать. Любых развратников, любых блудников ― всё будем слушать. А в церковь, ― книжку не заставишь нас читать, молитвослов не заставишь открыть.

Церковнославянский ― язык святителей, язык благоверных князей

И это лицемерие, братья и сестры, когда говорят: вот переведите нам богослужение на современный язык, и мы сразу в церкви пойдём. Вы хотите сказать, что если я переведу Псалтырь на украинский современный или на русский, или ещё какой, то церковь битком народом будет забита? Да те, что ходили, ― и те перестанут ходить. Бо як одна жіночка прийшла в філаретовську церкву, а вони співають на сучасній мові. І вона говорить: «Ну що, я постояла, послухала, а вони співають, як баби на буряках». Нет благоговения в том пении, потому что нет этой возвышенности духовной языка церковнославянского, на котором говорили наши святые угодники Божии. На котором молились наши святители, которым писали святые благоверные князья, такие как Владимир равноапостольный, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский.

Мы, братья и сестры, в сегодняшний день тему ещё хотим затронуть о хранении святыни и Святого Православия, которые преподали нам святые равноапостольные Мефодий и Кирилл. В наше время сейчас очень часто раздаётся такое мнение, что вот если мы отделимся, то сразу тоже начнётся процветание Церкви, процветание державы. Но посмотришь, почему-то наоборот, в мире все объединяются. Кто-то в Европейские союзы, кто-то в Восточно-азиатские союзы, кто-то в торговые какие-то корпорации объединяются, кто-то в НАТО объединяется ― все стараются. И только православных все стараются разделить. И самые бедствия, которые творятся на политической основе, на религиозной основе касаются (как ни странно, есть такая закономерность) тех стран, где Православие.

Мы видели недавно и развал Сербии, и видим сейчас, что весь сербский народ, как сербы говорят сами, приезжая к нам, что находятся в глубокой депрессии. Мы видим бедствие в Сирии, где Антиохийский Православный патриархат. Мы видим кризис в Греции, где Константинопольский патриархат и Греческая Православная Церковь. Мы видим в Египте постоянные какие-то мятежи, революции, убийства, где Александрийский патриарх Православный в Каире. Мы видим в Грузии распадение на Осетию и Абхазию, ― Грузии, некогда единого православного государства. Мы видим бедствие у нас на Украине. Мы видим какие-то мятежные всякие посылы и в теперешней России. Мы видим, братья и сестры, как западный мир и на Белоруссию старается наложить свою тяжёлую руку.

Да никогда они пользы нам не хотели, братья и сестры, всегда Запад на нас смотрел гордым оком и несытым сердцем. Посмотрите историю: вам мало примеров, что делали у нас в Отечестве поляки, шведы, немцы, турки, французы? Посмотрите, историю откройте.

Тема преемственности в нашей Церкви

Теперь некоторое сейчас мнение такое, что не надо поминать Патриарха Московского, ныне как раз его тезоименитство ― День Ангела празднует Святейший Патриарх Кирилл.

И вот я бы хотел и здесь о преемственности рассказать. Нужно просто учить историю ― историю и государства, и историю Церкви. Первые митрополиты, братья и сестры, главы нашей Русской Православной Церкви, были в Киеве. Мы знаем первого митрополита Михаила Киевского и целую плеяду святителей Киевских, которые прославились и благочестием, и устройством нашего Отечества, которое называлось так ― Киевская Русь. Мы знаем, что святители Киево-Печерской Лавры поставлялись на святительскую кафедру во Владимир-на-Клязьме и в Господин Великий Новгород, и на Волыни Киево-Печерские постриженики поставлялись епископами ― по всему нашему Отечеству тогдашней Киевской Руси.

История говорит, что Киев при Ярославе Мудром насчитывал 400 церквей и 8 рынков, был соперником Царьграда, а западноевропейские монархи с завистью смотрели на Святую Русь и называли её Гардарика, что значит, «страна городов». А Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, когда выходит замуж за короля Франции (он был неграмотный), она учит его грамоте. И Анна Ярославна говорит, что Париж по сравнению с Киевом был, как жалкая деревня. Почитайте исторические летописи ― не только наши, но и западноевропейские. А французские короли приносили присягу народу Франции на славянском Евангелии. Драгоценное Евангелие в золотом окладе с драгоценными камнями, которое принесла с собой из Киева Анна Ярославна, королева Франции.

И западноевропейские монархи старались породниться с киевскими князьями, и шведские короли. Шведский король отдаёт свою дочь за Ярослава Мудрого, а в приданое отдаёт Ярославу Мудрому Карелию, в приданое за свою дочь. Венгерские короли, польские короли тогда стремились породниться с русскими князьями. Но после Батыева нашествия столь славное наше Отечество потеряло убитыми две трети населения. От Киева, соперника Царьграда, осталось всего лишь 200 дворов, как свидетельствует летописец. София Киевская, Десятинная церковь в руинах стояли до XVII века, до Петра Могилы, который восстановил их, укрепивши.

И вот митрополиты Киевские из разорённого Киева, который в лесостепной зоне, и постоянно подвергался набегам татарским, переходят во Владимир-на-Клязьме. Мы знаем митрополитов, которые были во Владимире-на-Клязьме, теперешняя Владимирская область ― Максим, Кирилл. Высокие по благочестию митрополиты, которые имея престол во Владимире-на-Клязьме, носили титул ― Киевский и всея Руси.

Митрополит Киевский Пётр, находясь престолом во Владимире-на-Клязьме, переносит свой престол в Москву ― незначительный городишко, но в котором княжил тогда внук Александра Невского ― Иван Данилович Калита. Князь милосердный, который раздавал милостыню нищим, убогим, а тогда их множество было в разорённом татарами Отечестве, и постоянно при поясе носил кошелёк ― калиту, калитку, как по-украински, носил с деньгами для раздачи милостыни. Своим милосердием, своей любовью к Церкви он был духовным чадом митрополита Петра, а митрополит Пётр родом был из Волыни ― игумен Ратского монастыря. И теперь Ратнинский район в Волынской области есть.

И вот митрополит Пётр, волыняк, переносит престол митрополичий к своему любимому духовному чаду ― Иоанну Калите, который по крови и по роду был от князя Владимира равноапостольного, от Ярослава Мудрого, от князей киевских, от Рюриковичей происходил он родом, был внуком Александру Невскому, от его сына ― первого Московского князя Даниила Александровича, преподобного Даниила Московского, которого мы знаем. И вот он говорит князю Иоанну Калите: «Княже, поставь у себя в городе храм Успения Пресвятыя Богородицы. И когда я умру, похорони меня в этом храме. Коли поступишь так, град твой наречётся Матерью городов русских, и многие святители поживут в нём».

«Митрополиты Московские ― это прямые преемники митрополитов Киевских»

Послушный духовный сын ― князь Иван Калита, строит Успенский храм, который митрополит Пётр освящал. После смерти митрополита Петра хоронит его в Успенском соборе. И до сих пор гробница волыняка ― митрополита Петра, у жертвенника Успенского собора Московского Кремля, до сих пор его мощи почивают там, как первосвятителя. После него митрополитами были: Алексий митрополит, который родом из Черниговских бояр, впоследствии Феогност, Киприан, Фотий, которые были сербы, болгары, греки. Но находясь престолом в Москве, все митрополиты носили титул Киевский и всея Руси ― по древней разрушенной столице, по центру, по колыбели Крещения.

И мы видим, братья и сестры, что, оказывается, митрополиты Московские ― это прямые преемники митрополитов Киевских. И в древних святцах, и в нынешних мы читаем титул их ― митрополит Пётр, митрополит Алексий, прославленный Церковью, Фотий, Киприан, Феогност пишутся ― митрополит Киевский и всея Руси, Московский Чудотворец.

Впоследствии, братья и сестры, в связи с политическими событиями, когда Киев находится в Речи Посполитой, когда Польско-Литовское княжество захватывает земли по Днепру, когда турки разрушают Константинополь, а перед этим, надеясь на помощь папы Римского, греческий император посылает епископов, чтобы принять униатство с Римской Католической Церковью, и, конечно, уже стало сомнение об управлении Константинопольским патриархатом (да и сложность, как можно было общаться с Константинопольским патриархатом, когда там турки правили).

Да и Крымское ханство, обосновавшееся уже в Крыму, в бывшей греческой колонии, оно уже, соответственно, становится препятствием для посещения Ближнего Востока ― Антиохийского, Александрийского, Иерусалимского патриархатов и Константинопольского. Да и православные Болгария и Сербия страдают под гнётом. Да и наше Отечество было под монголо-татарским игом. Затруднения в церковном руководстве, соответственно, становятся с Византийской Константинопольской Церковью. Поэтому с согласия Константинопольского Патриарха, Иерусалимского, Антиохийского, Александрийского, с согласия Вселенских патриархов даруется автокефалия Русской Православной Церкви. И первый митрополит Московский называется, Иона ― поставлялся из Рязанских святителей. Он становится с титулом Первый митрополит Московский. Впоследствии становятся и патриархи Московские.

Избрание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Но как я вам рассказал историю, это прямые преемники митрополитов Киевских и наших святителей–первоначальников, которым является и теперешний Патриарх Кирилл. Мало того, когда было избрание Патриарха Кирилла на патриаршество, съехались около 300 епископов всей полноты Русской Православной Церкви. А надо сказать, что Русская Православная Церковь ныне представлена на всех континентах по всему миру ― и в Америке, и в Австралии, и в Южной Америке, и в Западной Европе, и в Африке мы имеем свои приходы, и в Японии. Съехались 300 епископов со всего мира, избирая Патриарха. И голосованием тайным он избран на патриаршество. Мало того, при избрании Патриарха Кирилла присутствовали все представители Поместных Церквей ― Сербской, Болгарской, Антиохийской, Иерусалимской, Константинопольской, Александрийской, Чешской, Польской, Грузинской и прочее, прочее, ― Японской, Американской. Представители всех самостоятельных Автокефальных Церквей присутствовали на избрании Патриарха, своим присутствием подтверждая законность его избрания.

Теперь я задам вам вопрос: а на каком Соборе, в присутствии каких представителей полноты Православных Церквей Вселенских, на каком Соборе выбран патриархом Филарет? Вы слышали про такой Собор? И я не слышал. Это называется «самозванцев нам не надо, бригадиром буду я». Вот и всё избрание. Теперь хотят, братья и сестры, чтобы мы были под Филаретовским омофором. Простите, его ни одна Церковь в мире не признаёт.

Скажите, какой патриархат из перечисленных мною посылает служить с Филаретом своих представителей? Да никто. И потом, не стыдно ли так, с такой гордостью воспринимать на себя патриарший куколь и потом лить грязь на Московскую Патриархию, тому, кто был 27 лет митрополитом Киевским, при этом первенствующим членом Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Перед этим был ректором Московской Духовной Академии и Семинарии. После смерти Патриарха Пимена был Местоблюститель Патриаршего Престола Московских патриархов. Выдвинул свою кандидатуру на соискание сана Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси. Это Филарет всё выдвигал. А когда его не выбрали, разобиделся и сам себя назвал патриархом Киевским.

Ложный патриотизм лжепатриарха Филарета

И, простите, этот человек достоин уважения? Который грязью поливает свою Матерь-Церковь, который крещён, миропомазан, рукоположен, пострижен в монашество в Церкви, которая выучила его на свои деньги в Семинарии, в Академии в Московской? И после этого он такой «праведный»? Есть проповедь так званого лжепатриарха Филарета, на хиротонии епископской владыки Алипия, где он гром и молнии там против автокефалии говорит, и его слова были, что «не существует украинского языка, это польско-жидовский суржик». Это слова Филарета.

Гордыня его обуяла так, что и сейчас он раскол совершил в нашей Церкви. И сколько беды это раскольничество приносит… Мало у нас беды и разделения? Мало у нас по политическим признакам да по настроению друг на друга, так теперь давай ещё тут разделяться. Да наши деды и прадеды всю жизнь в одной Церкви молились, и что нам мешает каяться, молиться, поститься, жить по-христиански? «Не така Церква!» До этого времени была така… И при Хрущёве, и при Сталине гнали нас ― была такая Церковь. А сейчас не такая…

Но как раз то, братья и сестры, что против нашей Церкви ополчается, против Православия ополчается весь мир, это как раз и говорит, что Православие истинное. Потому что враг не может терпеть истины, не может терпеть Правоверия, он всячески восстаёт. И смуты в государствах сеет, и на политической, и на религиозной основе старается разделять и властвовать при этом.

«Не Церковь защищать надо, ― она сама нас защищает, нам только держаться её надо»

Поэтому, братья и сестры, держитесь Святого Православия, держитесь канонической Матери-Церкви. Не Церковь защищать надо, ― она сама нас защищает, нам только держаться её надо. Держаться, как держались наши деды и прадеды, которые и в лице украинских казаков кровь проливали, чтобы только сохранить каноническое Святое Православие.

Запорожские казаки писали митрополиту униатскому, когда он хотел перенести престол свой в Киев: «Не йди до Києва, бо вб’єм, як собаку». Так ревновали о Православии, о чистоте канонической веры. Не хотели другой веры в нашем Отечестве кроме Святого Православия.

Мало того, Святое Православие, братья и сестры, сколько нам угодников Божиих из нашего Отечества дало! Какой монастырь у нас сравнится с Киево-Печерской Лаврой? Сколько там лежит угодников Божиих, лежит нетленными мощами ― и святителей, и преподобных, князей благоверных! Какая слава в Православии! Иов Почаевский лежит в Почаевской Лавре. Божия Матерь Свою стопочку на камне оставила там, избравши в удел Себе гору Почаевскую. Какая слава Святого Православия!

В нашей обители, братья и сестры, Божия Матерь назвалась Игуменьей святой обители сей. Какая честь для нашей святой православной обители! И мы, братья и сестры, не только наши обители перечисляем, которые на территории теперешней Украины–государства, но мы, братья и сестры, почитаем и Евфросинию Полоцкую, угодницу Божию, мы почитаем преподобного Сергия Радонежского. А кто из православных не любит Серафима Саровского? Кто угодников Божиих не почитает прославившихся, таких, как Александр Невский, Владимир равноапостольный? В их почитании не разделение, а единение.

Православие ― единое «гражданство» в Царстве Небесном

И нам, братья и сестры, славянам, ныне надо понимать, что у нас есть нечто общее, объединяющее нас. Знаете, что это? Царство Небесное. Мы все ― граждане, будь то украинцы, россияне, белорусы, молдаване, румыны, болгары, сербы, поляки, грузины, греки, сирийцы, арабы, ― православные, да кого только не перечислить, сколько народов, православие принявших! Ведь мы все чада Небесного Царства и Небесного Отца. Это мы здесь, на земле, в разных государствах живём, а там-то мы в одном будем жить Царстве ― Божием, вот что нас ещё объединяет.

И в том Царстве уже живут наши деды, прадеды, отцы, матери ― они уже там. Они уже там в единстве. Но если они там в единстве, чего мы тогда разделяемся? Наши отцы и матери нас объединяют единством Святого Православия. Да, мы можем иметь различные государства, разделённые границами, этническими признаками, языковыми какими-то разностями, это естественно. Но мы объединены Единой Канонической Православной Церковью. Мы объединены единым Православием. Мы объединены званием чад Божиих, мы объединены благодатью Божией. Мы объединены Царством Небесным.

Вот, братья и сестры, против чего восстаёт враг рода человеческого и старается нас здесь, на земле, рассорить, столкнуть и заставить нас враждовать, а сам при этом будет радоваться и потирать руки. А если мы будем враждовать, разве наши святители, благоверные князья и преподобные будут за нас радоваться? Нет, будут скорбеть. Разве Божия Матерь, которая чудотворным Своим образом по всей Святой Руси и явлениями Своими в Троице-Сергиевой Лавре и в Почаевской Лавре, и в Лавре Киево-Печерской, и в Святогорской, и в других обителях ― разве Божия Матерь будет радоваться вражде Своих детей? Разве какая-то мать радуется, когда дети враждуют?

Я когда-то говорил солдатику, на блокпосту стоящему, когда документы проверял. Вот, говорю в Славянске матери в подвалах прячутся и плачут за своих детей, и Божией Матери молятся. И твоя мамка на Волыни Божией Матери молится. И вот как Божией Матери вас слушать? За кого молиться? А Божией Матери и тех жалко, и тех жалко. А мы дуреем.

«Мы должны понимать, что у нас есть то, что страшно врагам нашим ― это единство наше с Богом, и в Боге единство друг с другом»

И вот в сегодняшний день, братья и сестры, мы должны понимать, что у нас есть то, что страшно врагам нашим ― это единство наше с Богом, и в Боге единство друг с другом. Недаром политолог Бжезинский знаменитый американский сказал: «После развала Советского Союза у нас остался один враг ― Русская Православная Церковь».

Я уже говорил как-то. Неужели враги мы? Вон или отец Селафиил сидит, 90 лет, этой Америке враг? Или вон матушка стоит, на палочку оперлась, она ― враг Америки? Или детки, стоящие в храме, или вы, молящиеся, неужели вы враги? Да нет. И там народ Божий живёт, и там монастыри в Америке есть, и мощи святителя Иоанна Сан-Францисского, которого мы все почитаем, находятся там. Нет, это не народу американскому мы враги. Это врагам Божиим мы враги, потому что мы остались Божиими и сохранили Святое Православие ― Святое Православие, которое наши деды и прадеды, и святые равноапостольные Мефодий и Кирилл насадили, охраняли и держались которого.

Поэтому дай, Боже, братья и сестры, и нам держаться Святого Православия, но не только по названию, а по образу жизни держаться Святого Православия. И тогда Бог будет с нами. И кто тогда на нас, если с нами Бог? И если мы будем жить по-Божьему, то и правители у нас будут из нашей среды выходить, и учителя, которые нас будут учить, и политики, если будут они выходить из среды народа церковного, они будут учить и мыслить правильно. И экономика, и материальное благополучие будет, если люди благочестивые, любящие деятельной любовью своё Отечество, будут находиться в нашем Отечестве, которые вышли из недр Православной Церкви. А оно за этим придёт, благополучие внешнее, и мир будет. Потому что сказал же Господь: «Ищите прежде Царствия Небесного и правды Его, всё остальное приложится вам» (Мф. 6:33).

Поэтому поищем правды Божией. Сегодня об этом нас просят Кирилл и Мефодий ― наши учители, наши просветители, наши наставники и молитвенники в Царстве Небесном ― в нашем общем Отечестве. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в день памяти равноапп. Мефодия и Кирилла, учит. Словенских. 24 мая 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *