Вознесение Господне

аудио

Праздник Вознесения Господня отмечается Церковью на сороковой день, в четверг шестой недели после праздника Светлого Христова Воскресения. «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» ― этими словами Господь обещает апостолам, а через них всем христианам вечно пребывать с нами, в нашей Церкви.

Проповедь епископа Арсения на праздник Вознесения Господня. 17 мая 2007 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сороковой день по Своем Воскресении Господь и Бог наш Иисус Христос совершает то, что предсказано за столетия до Его прихода в мир святыми пророками. Ещё Давид Псалмопевец в своих псалмах и другие пророки пророчествовали не только о пришествии Христовом, не только о Его страдании, не только о Его Воскресении, но пророчествовали и о Его Божественном Вознесении, празднество которого мы в сегодняшний день радостно и всебратственно совершаем. Господь и Бог наш Иисус Христос сошёл тихо, как роса на руно, во чрево Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы. И чудесным образом исткавши из Нея Себе плоть, произшел из Нея, не разрушивши девства в Своём Боговоплощении. Так же тихо Господь и отходил от этой земли, потому что после Его Божественного Воскресения сама Его природа, природа Богочеловека, прославленная Святым Воскресением и обожествленная, она уже не могла пребывать в этом земном мире, жить обыкновенной земной жизнью, как до этого Он жил, принявши на себя плоть человеческую.

Уже мы видим после Святого Воскресения Господня в описаниях святых евангелистов, что Господь не пребывает постоянно со святыми апостолами, как было до Его распятия, до Его Воскресения, когда Он с ними делил пищу, когда Он вместе с ними путешествовал, когда Он их постоянно назидал, наставлял, когда отдыхал вместе с ними. Господь по Своём Божественном Воскресении уже периодически являлся апостолам, и сами явления эти были чудесные. То Он являлся затворёнными дверьми, то Он являлся на море Тивериадском, то Он являлся путникам, которые шествовали в Эммаус и беседовал с ними на пути, то Он являлся Марии Магдалине, которая не могла Его узнать в обожествлённом уже виде, обожествлённую Его человеческую природу, восклицала к Нему как к садовнику. И только на голос она узнала Его и воскликнула: «Раввуни, еже глаголется Учителю» (Ин. 20:16).

«Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17)

Да и сами апостолы, видя необычайность этих явлений, видя непостижимость этого Божественного Воскресения, уже звали Его не Учитель, но Господь, любя Его как Учителя и благоговея перед Его Божественной природой. Но разум их человеческий, не осиянный благодатью Святого Духа, не мог ещё вместить смысла Боговоплощения, страданий, Воскресения. Они ещё зачастую рассуждали по-человечески. И даже когда всходили уже на гору Елеонскую перед Вознесением, они всё говорили: «Господи, не в сей ли момент устрояешь Царство Израилево?», думая о том, что Господь дарует ещё Израилю царство земное и благоустроит их как земное государство и земной народ.

Но Господь и Бог наш Иисус Христос показывал уже во всём Своё Божественное достоинство, Он уже говорил прямо о Своём Вознесении святым апостолам: «Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). А святые апостолы, уже пленяясь святой верой в Его Божественное достоинство, в Его мессианское достоинство, когда они после страданий были в унынии, когда после страданий распятия Христова они говорили, как Лука и Клеопа в беседе, что «Он был Пророк, сильный словом и делом, а мы думали, что это Тот, кто избавляет Израиля», так и другие апостолы, пребывавшие в унынии и уже было разочаровавшиеся в том, что они не Мессии были последователи, ― они начинали укрепляться в вере, которая должна была величие своё постигнуть в день сошествия Святого Духа, когда сам разум им Господь осиявал Духом Святым и наставлял на всякую истину через Своего Утешителя.

Кроме того, Господь, пребывая в течение 40 дней по Своём Воскресении вместе с учениками, неоднократно являл многие знамения, многие чудеса исцеления, о которых говорит евангелист, что они не записаны в книгах этих. Но, тем не менее, этих чудес, говорит церковное Предание, было настолько много, что уже не было и сомнения в Божественном достоинстве Христа Спасителя.

Божественное Вознесение Христово

И вот Он им, явившись прежде в Иерусалиме, укрепляя упавшую было у них веру и ослабевшую, Он ожидает их, по слову Своему, в Галилее. Он пребывает с ними в Галилее, но, по слову Его Божественному, они собираются на 40-й день в Иерусалиме (хотя Иерусалим был наполнен врагами Христовыми, которые ненавидели не только Его, но и учеников Его). Почему Господь и не являлся всем, а только верующим в Него являлся и беседовал с ними, и творил чудеса? Не было смысла по Своём Божественном Воскресении являться озлоблённым иудеям ― это вызвало бы не благоговение с их стороны, а только ненависть и озлобление, как вызвало воскрешение четверодневного мертвеца, смердящего Лазаря, когда иудеи не только не порадовались воскресению, не только не удивились чуду, не только не поклонились Христу как Мессии, но замыслили после воскресения Лазарева убить не только Христа ― предать распятию, но и самого Лазаря искали убить, чтобы не было примера проповеди о Воскресении, чтобы не было проповеди о Мессии Христе Спасителе. Поэтому Господь является не всем, но только ученикам Своим и в 40-й день собирает их в Иерусалиме.

Предание церковное говорит, что апостолы собрались в той самой горнице, в которой происходила и Тайная Вечеря. И вот они, воспевши, взошли на гору Елеонскую. Проходя мимо Гефсиманского сада, у апостолов поневоле пронеслась мысль о предательстве Христа Спасителя, которое происходило там, о Его молитве, когда пот Его падал, как капли крови, о том, что оттуда Он был взят на страдания. Вспоминали, как именно с Елеонской горы, Он с горы Масличной входил в Иерусалим, и толпа Его встречала восклицаниями: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 21:9)

Апостолы, идя по этим местам, по которым уже неоднократно проходили и, воспоминая эти события, которые совершались на Елеонской горе и в саду Гефсиманском, спрашивали Христа: «Не в сей ли момент устрояеши Царство Израилево?» (Деян. 1:6). Но Он, не укоряя их, отвечал уклончиво, что «не ваше дело знать времена».

И вот они взошли на гору Елеонскую. Как тихо Господь сошёл во Чрево Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, так же тихо, без всякого шума, без трубного гласа на глазах святых апостолов Он медленно, не спеша, так, что апостолы могли наслаждаться этим зрелищем, начал подниматься от них. На месте, где стояли Его Пречистые Стопы, по сей день остались отпечатки Его Святых Стоп, которые ограждены и почитаются всеми притекающими христианами во Святой Град Иерусалим. И вот он медленно начал возноситься на небо, так что апостолы, завороженные, в трепете и радости смотрели на это чудное дивное зрелище. Он без помощи, без каких-то ангельских сил, Он без каких-либо пособий Сам, Самовластно, как Бог и Создатель, восходил по слову Своему в Горний Иерусалим от земного Иерусалима к Небесному Своему Отцу.

«Само человечество обожествлённое вознеслось превыше ангельских сил»

Как говорит Священное Писание, что Господь и не разлучался Божеством Своим с Небесного Престола, но Божеству присовокупилось человечество. И оно возглашаемо туда было к Престолу Вседержителеву. И само человечество обожествлённое вознеслось превыше ангельских сил. Недаром, когда взошёл Христос уже в Небесное Царство, воскликнули ангелы: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. …Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы» (Пс. 23:7, 10). Удивлялись ангельские воинства, по словам пророка Псалмопевца Давида, и удивлялись меж собой, почему червлены ризы Его? Потому что, как говорит церковное толкование Священного Писания, святые отцы, что Господь восходил со знаками Своих страданий на руках и на ногах, с язвами от гвоздей, с прободением копием, со следами крови на Своих язвах, поэтому восклицают ангелы: «Почему червлены ризы Его?»

Господь и Бог наш Иисус Христос, как первосвященник, который входил в храме Иерусалимском однажды в год во Святая во Святых, кропя жертвенной кровью, так Он восходил в небесный жертвенник на Небесный Престол к Своему Небесному Отцу. Как Архиерей архиереев, принесший Себя в жертву живу во искупление грехов всего человечества. И посаждается человеческое естество с Божеством на Престоле. А там, на земле, среди апостолов, которые в изумлении стояли и смотрели на небо, когда удалявшийся Христос уже стал неразличаем и светлое облако скрыло Его Вознесение, они вдруг как бы пробудились от этого видения голосом ангелов, которые стояли посреди них и говорили: «Мужи галилейские, что стоите, зряще на небо? Сей Иисус, Которого вы видите восходящим на небо, таким же образом вновь приидет» (Деян., 1:11). Таким же образом приидет Христос в своей человеческой плоти, неслитно и нераздельно соединённый с Божеством приидет на суд всему миру.

«Общаться человеку с Богом всегда радостно, всегда утешительно, братья и сестры. Так и святые апостолы ― утешались и радовались»

И святии апостолы, говорит Священное Писание, возвратились в Иерусалим с радостью великою. Почему с радостью? Казалось бы, они разлучились со своим Учителем. Сам Господь, Который был среди них и присутствовал, вдруг ушёл от них, ушёл, непостижимо вознесшись на небеса, в небесную Свою Горнюю славу. Они радовались о том, что их вера не напрасна, они радовались о том, что они избраны Самим Богом для святого благовествования.

Мы радуемся, братья и сестры, чуть-чуть только причащаясь Божественной благодати во время окропления священной водою святой, или во время Пасхи, когда мы празднуем и ликуем, и душа наша празднует Воскресение Христово. Или чистосердечно поисповедавшись, или совершивши какое-либо дело по Заповеди Божией, или переломивши свою гордыню, смирившись через это, мы стяжаем благодать Божию и радость, и утешения обретаем.

Так представьте, если апостолы свидетелями были такого славного и дивного видения, если они слышали из уст Христа Вознесшегося слова о том, что Он не оставит их, сирых, о том, что пошлёт Духа Утешителя и чтобы они были в граде Иерусалимском, не отлучаясь от Иерусалима, ― они слышали из уст Христовых слова о своём избранничестве! Разве это была не радость? Это величайшая радость! Общаться человеку с Богом всегда радостно, всегда утешительно, братья и сестры. Так и святые апостолы ― утешались и радовались. Они пришли в Иерусалим, и восторг, и радость их были таковы, как говорит Священное Писание, «и были постоянно в церкви, славяще и благодаряще Бога» (Лк. 24:52-53). Настолько их сердце было в таком состоянии умиления, состоянии духовной радости, что они были постоянно в храме Иерусалимском, славяще и благодаряще Бога.

«Господь, восходя на небеса, …в лице апостолов благословляет всех Своих последователей, всю Свою Святую Православную Церковь»

Как мы, зачастую обретя от Бога то или иное утешение, крестимся и говорим: «Слава Тебе, Милосердный Господи!» Но зачастую наша радость бывает кратковременной и поглощаема суетой житейскою. И вот апостолы, чтобы суета житейская не поглотила эту радость, пребывали в храме Иерусалимском. Они пребывали в Сионской горнице во единодушии, в единодушных беседах и молениях к Богу Христу и Спасителю, Мессии нашему, ожидая, по Его слову, Утешителя Святого Духа, Который, придя, наставит их на всяку истину.

Мы в сегодняшний день, братья и сестры, последователи святых апостолов, плоды их апостольской проповеди, плоды их учения. Мы сегодня стоим здесь, в святом храме, празднуя Вознесение Господне. И как апостолы взирали когда-то на возносившегося Христа Спасителя, так и мы переносимся умом своим в град Иерусалим, воспоминаем то славное событие, делаемся соучастниками этого события, и души наши благодарностью к Богу восперяем, взирая на святую Его икону, которая стоит посреди храма перед нашими очима, где Господь, восходя на небеса, воздевши руки, благословляет святых Своих учеников и апостолов, а в лице апостолов благословляет всех Своих последователей, всю Свою Святую Православную Церковь. Благословляет сегодня Господь нас во единстве духа жить и стремиться туда, в Горний Иерусалим, куда Господь открыл нам путь, вошедши туда не только Божеством, но и плоть человеческую туда вознесши, чтобы и мы могли последовать туда за Ним, в Горний Иерусалим.

О воссоединении Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви

Когда-то наш праотец Адам потерял земной рай, земной Эдем, но мы наследуем, его потомки, несравненно больше ― мы наследуем рай небесный, Небесное Царство, единение со Христом Спасителем. И в сегодняшний день, братья и сестры, сугубо радостно говорить о единении, сугубо радостно говорить о единомыслии в Святой Православной Церкви, к которому призвал Господь. В сегодняшний день, братья и сестры, радостно говорить, потому что в храме Христа Спасителя во граде Москве происходят особые торжества воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Зарубежной. И именно в сегодняшний день, в день Вознесения, совместно иерархами Русской Церкви и Русской Зарубежной Церкви служится Божественная литургия (17 мая 2007 года в Москве в Храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром был подписан Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата ― прим. ред.).

Для тех, кто не знает истории, предыстории, что это за Русская Зарубежная Церковь, я скажу: мы все пережили страшное событие октябрьского переворота 1917 года, когда гонимы были не только священники, но гонимы были многие из наших соотечественников. И многие люди, боясь смерти, боясь тех бедствий, грабежей, боясь того кощунства, поругания наших святынь, наши православные соотечественники многие уходили из нашего Отечества, со слезами на глазах бросая могилы отцов, дедов и прадедов, только чтобы сохранить Святое Православие.

Недаром, братья и сестры, в сегодняшний день радость праздника Вознесения Господня с нами разделяют сербы ― сербская паломническая группа, которая из Сербии приехала к нам во Святую обитель, иереи которой сегодня с нами сослужили Божественную литургию. Именно Сербия одна из первых протянула руку помощи нашим эмигрантам ― тем, которые гонимы были, не имели, где главу подклонить. Именно Сербия сохранила наши святыни, которые перенесены были из нашего Отечества, а именно: десницу Иоанна Предтечи, Филермскую икону Божией Матери и другие святыни, братья и сестры, перенесли в эту боголюбивую страну из нашего Отечества. Недаром в своё время император Николай II, когда был дан званый обед во дворце, встал и поднял тост со словами: «Я поднимаю тост за единого друга России ― за Сербию». Эти слова императора, они и были оправданы, когда православная Сербия оказала великую помощь во время бедствия после октябрьского переворота нашим православным соотечественникам.

И вот православные наши русские люди, они рассеялись по всему миру ― кто в Америке, кто в Западной Европе, кто в других странах. Они осели, но везде они основывали святые храмы, везде основывали святые монастыри. Унося с собой святыни, они знакомили мир с культурой и со Святой Православной верою, со святой нашей Церковью. Но поскольку, братья и сестры, вы знаете, что долгое время был такой железный занавес, когда нельзя было общаться особо с заграницей, а тем более с эмигрантами, которые уходили отсюда именно от советской власти, и ничего хорошего от неё не видели, именно поэтому долгое время наша Русская Православная Церковь и Церковь Русская Зарубежная были как бы разделены.

«Мы в сегодняшний день, братья и сестры, являемся современниками тех событий, которых ждали наши соотечественники, рассеянные по всему миру»

Но они разделены были не по догматическим причинам и каноническим церковным, а по политическим причинам. И зачастую приезжали наши паломники в Иерусалим отсюда, из России, приезжали русские зарубежники из-за рубежа и причащались в Иерусалимской Церкви у Патриарха Иерусалимского из единой чаши. Но по политическим причинам не было такого воссоединения и целостности Церкви. И вот наконец сложилось, братья и сестры, то, что предсказывал в своё время митрополит Антоний Храповицкий. Он говорил: «Придёт время, когда мы вновь воссоединимся, и на коленях будем просить о воссоединении свою Мать, Русскую Православную Церковь».

Мы в сегодняшний день, братья и сестры, являемся современниками тех событий, которых ждали наши соотечественники, рассеянные по всему миру. Страх, братья и сестры, до сих пор у них такой, они видели такие надругательства, они видели такие убиения, что вот недавно приезжали православные из Русской Церкви из Америки и говорили, что их дядя, который видел, как раскулачивали, как убивали, он до сих пор боится ехать в Россию. И когда они ехали, говорили, что «может, поедем с нами, хоть последний раз, уже ты в преклонных годах, хоть в последний раз увидишь своё Отечество». Он говорит: «Нет, чтобы меня в Сибирь, в лагеря заслали… Я боюсь». До сих пор этот страх, представьте, что пережили люди!..

«И дай, Боже, нам быть со Христом до скончания века!»

И в сегодняшний день Господь Иисус Христос, благословляя учеников Своих, святых апостолов, собирая их во Единую Церковь, наставляя их Духом Святым, наставил Духом Святым иерархов нашей Церкви и Церкви Зарубежной на воссоединение. Сегодня Он благословляет нас. Благословляет нас, потому что не ложно Его слово: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18), «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это слова Господни. И дай, Боже, нам быть со Христом до скончания века! И как святые апостолы видели Его Вознесение, так же нам, с радостью и благоговением встретить Его славное Второе пришествие и вместе с Иоанном Богословом словами откровения возгласить: «“Ей, гряди, Господи Иисусе!” (Откр. 22:20) Церковь Твоя осталась верная Тебе! Она ожидает Тебя, жаждет соединиться с Тобою в Небесном Царствии, в блаженной вечности, в которую Ты нас призвал и к которой мы стремимся всеми силами своей души быть с Богом, быть со святыми, быть в блаженной вечности, уготованной нам от сложения мира». Аминь.

Проповедь епископа Арсения на праздник Вознесения Господня. 17 мая 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *