Праздник всех святых, в Церкви Русской просиявших

В следующее воскресенье после чествования памяти Всех святых, от века Богу угодивших, совершается память Всех святых, в Церкви Русской просиявших. О празднике и значении в жизни верующего человека ― в проповеди архимандрита Исихия (Клыпы).

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая в День Всех святых, в Церкви Русской просиявших, 22 июня 2014 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Множество святых знает Церковь Русская. И первая святая, возглавляющая сонм русских святых, ― равноапостольная великая княгиня Ольга. Мы видим, как находясь в язычестве, где ещё не было понятия о чистоте и целомудрии, она сподобилась от Господа дара премудрости. И своим умом, взирая на эту видимую природу, сотворённую Богом, понимала, что всё это не может быть произведением тех идолов и тех языческих богов, которым язычники приносили свои кровавые, подчас человеческие жертвы. Cвоим умом обращаясь от этой видимой природы она познала, что существует только единый Творец её, и принявши в сердце своё эту истинную, спасительную мысль, приняла истинную жизнь христианскую, сподобилась в граде Константинополе Святого Крещения, и затем своими молитвами, своей благотворительностью, храмоздательством, посеяла первые семена спасительного вероучения в нашей земле Святорусской.

Мы также видим внука её, равноапостольного князя Владимира, который будучи языческим князем, отличался лютой свирепостью и жестокостью даже по отношению к своим родным братьям, видим его сластолюбивый и развратный нрав. И видим совершенно другого человека, принявшего Святое Крещение. Молитвы его бабки, великой княгини Ольги, и наставления других, уже появившихся христиан на Руси, воздействовали на его сердце, и вот мы видим уже совершенно другого, переродившегося человека, исполненного милости, и посылавшего многие возы в праздники для накормления тех бедных и больных, которые не могли прийти к его великокняжескому двору.

Видим двух его детей ― князей, страстотерпцев Бориса и Глеба, которые в свои чистые души настолько восприняли идеал святой христианской жизни, что, возлюбивши исполнение заповеди Божией, пролили даже свою честную кровь ради исполнения повелений Господних.

Видим преподобных отцов ― Антония и Феодосия, и прочих угодников Божиих Киево-Печерских, которые, начав монашеское житие, своей равноангельной жизнью, исполнением заповедей Божиих, стяжали великую благодать для нашей земли. Мы видим, как Божия Матерь Киево-Печерскую Лавру называет Своим «Третьим Уделом» после земли Иверской и после святой Афонской Горы. Видим множество чудес, которые происходили по молитвам Антония и Феодосия Киево-Печерских и их последователей.

Мы видим Лавру Печерскую, как небеснонасажденный рай, где тридцать иноков, одновременно жившие в этом монастыре, одним своим словом могли изгнать лютого беса из человека, которого он мучил, а все остальные насельники, жившие в этой святой обители, так же могли вести борьбу с бесами и побеждать их. И эта равноангельная их, богоугодная жизнь приводила к тому, что многие люди, приходя в град Киев и взирая на их жизнь, затем, возвращаясь в свои места и селения, так же искренне и глубоко стремились исполнять заповеди Божии и быть последователями Христа Спасителя. И мы видим, как святая вера распространилась по всем уголкам Святорусской земли.

И в каждом месте Святой Руси мы видим почитание преподобных угодников Божиих. Как на иконе «Всех святых, в земле Русской просиявших», начиная от нижнего края, где мы видим изображение преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских с их учениками, стоящих в пещерах киевских, так затем по всей иконе мы видим изображение целого сонма святых угодников Божиих. Так и по всему лицу земли Русской простирается почитание русских святых: в Московском, Суздальском, Ростовском княжестве, на островах Соловецких и Валаамских, на самых отдаленных участках земли мы видим преподобных отцов и матерей, которые уходили в пустыни, избегая славы человеческой. Когда люди видели их сверхъестественное житие, удивлялись сему и начинали им воздавать эту суетную и земную славу, то святые, избегая её, удалялись вглубь лесов и разнообразных дебрей. И там, зачастую питаясь или травой, или какими-либо кореньями, всё своё внутреннее духовное устремление направляли к стяжанию Царства Небесного.

И это их внутреннее духовное устроение привело к тому, что они, взыскуя Царства Небесного, приобрели и для своего Отечества видимое благо. Начиная с малых и разрозненных княжеств, вся Святорусская земля и внешне начала распространяться, и внутренне духовно преображалась и украшалась, потому что это внутреннее духовное устроение отразилось на всех сторонах жизни нашего народа.

Мы видим в живописи, как преподобный Андрей Рублев в своих иконах восходит на величайшую степень того, что можно изобразить красками. Взирая на его икону Святой Троицы, мы видим, что этот преподобный муж своим чистым и очищенным от страстей сердцем видел то внутреннее бытие, в котором находятся три лица Святой Троицы: Отец, Сын и Дух Святой. И насколько возможно это, в красках передал нам то умиротворение, тот мир, то согласие, ту любовь, которую можно передать обычными земными веществами.

Мы видим в храмостроительстве, как наши святорусские люди строили храмы Божии, желая в них видеть образцы того горнего, небесного Иерусалима к которому они стремились. Сами часто живя в простых и убогих хатках, они, тем не менее, в каждом селе желали видеть храм, подобный Небеси. И все свои зачастую небольшие имущественные сбережения жертвовали на создание и на благоукрашение храмов Божиих, желая, чтобы их сердце не прилеплялось к этому временному и земному, но желая, чтобы оно прилеплялось к вечному и бессмертному. И все в нашем Отечестве ― и благоверные князья, и военачальники, и многие другие богоугодные люди, ― мы видим, как они стремились воплотить тот Евангельский идеал, о котором повествует нам Господь Иисус Христос.

Видим благоверного великого князя Александра Невского, о котором его подчинённые говорили: «Князь наш без греха». И действительно, этот благоверный князь, своими трудами изморивший себя, проживший всего лишь сорок два года, стяжал себе и своему Отечеству не только эту временную и земную славу. Своими молитвами и мудростью он укреплял благочестивых князей и христолюбивых воинов на защиту Отечества от внешних врагов и от посягательств на святую Православную веру от тех людей, которые хотели похитить у нас это великое духовное сокровище.

И мы, в наше время, братья и сестры, вспоминая память святых, в земле Русской просиявших, с особым чувством обращаемся к ним в молитвах, потому что жития многих из них мы прекрасно знаем, мощам многих из них мы в разнообразных паломничествах прикладывались. Кто-то родился или как-либо был связан с тем или иным святым угодником Божиим, на кого-то произвели впечатление те храмы, которые были построены тем или иным святым человеком. И мы, братья и сестры, ощущая эту внутреннюю постоянную связь с теми нашими святыми сродниками, которые находятся в Царствии Небесном, с особым тёплым и дерзновенным чувством молимся им в наше трудное время, потому что сегодня грех, как огонь и как пламень войны, распространился по некогда Святорусской земле.

Мы видим страшные бедствия, такие, как грех аборта. В Российской Империи при царе Александре Втором за этот грех наказывались и ссылались на пять лет каторги, а при царе Николае Втором давалось три года тюрьмы. То есть государственная власть, смотря по-христиански на это страшное преступление, наказывало за него даже и временным лишением земных благ. И мы видим, как он страшно распространился, как не только в нём ответственны женщины, но и мужья, которые зачастую подталкивали их к совершению этого греха, как родители, которые не препятствовали тому, чтобы их дети совершили этот грех. Как и другие люди, которые, хотя, может быть, сами и не совершали его, но тем не менее, равнодушно относились к тому, что он существует и не пытались бороться и остановить хотя бы одного человека от совершения этого греха ― от убийства ещё не рождённого, не крещённого и не просвещённого Светом Христовым человека, который не может наследовать по этой причине Царства Небесного.

Мы видим распространение блудной страсти, когда браки не венчаются. И когда для человека верующего, православного создание семьи без церковного венчания является страшной трагедией, потому что является грехом блуда и на долгое время убивает у него желание проводить хоть какую-либо маломальскую духовную жизнь. Уже он не может совершать никаких молитв, уже сердце его становится окамененным к тем спасительным словам, которые он слышит, читая или Евангелие, или другие богодухновенные книги. И таким образом, или гражданский брак, или эта жизнь без венчания является не началом семейной жизни, а является началом страшного духовного падения, из которого многие и не выходят. Если же люди повенчались, то они крайне так равнодушно смотрят на созданную ими семью. Если встречаются какие-либо препятствия для того, чтобы семья дальше существовала, они не стараются бороться за то, чтобы её сохранить, за то, чтобы посмотреть, что, может, я в чём-либо обижаю своего супруга или супругу, что мне надо в чём-то измениться, и что-либо потерпеть, но крайне легкомысленно сразу расторгают церковный венчанный брак, который, в принципе, нерасторжим. И если один человек виноват в том, что он изменил и разрушил это церковное венчание, то если он желает спастись, то должен или помириться со своим супругом, или если супруг не может его простить, то в этом случае он уже до самой смерти должен проводить чистую, целомудренную жизнь и оплакивать своё согрешение.

Мы видим распространение древнего язычества, которое маскируется сейчас под разнообразными видами или колдовства, или распространение гипнотизёров, оккультизма, разнообразных экстрасенсов и целителей. Когда зачастую даже и люди, которые уже по многу лет входят в Святую Православную Церковь, если у них что-либо случается в жизни, какая-то беда или болезнь, то очень легко соглашаются с уговорами своих неверующих знакомых или друзей и идут посетить того или иного экстрасенса или гадалку, или гипнотизёра. И таким образом попадают под влияние страшных духовных сил, из которых они очень долгое время, даже если и захотят и осознают это как страшный грех, не могут избавиться. И по церковным канонам мы видим, что точно такое же наказание, как за грех убийства или прелюбодеяния, отлучение на многое количество лет назначается и за грех обращения к ворожбе, то есть к тем бесовским силам, от которых мы, принимая Святое Крещение, отрекаемся.

Но даже если мы не совершали этих страшных грехов, мы, тем не менее, проводим жизнь крайне легкомысленную, постоянно ищем, как нам кажется, или успокоения, или наслаждений, или развлечений, интересуемся теми или иными пустыми вещами, и не проводим жизнь искреннюю и богоугодную, как проводили наши святые сродники. По этой причине мы и видим гнев Божий, который пришёл на нашу землю.

И мы видим, что как трудно нам измениться и начать новую духовную жизнь, но тем не менее, взирая на то, как наши святорусские сродники вымаливали своё Отечество, вспоминая то видение, когда из Московского Кремля святители уже выносили икону Божией Матери, предавая в XVI веке этот град на разорение татар, преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский умолили святителей, чтобы они с иконой вернулись снова в этот град, и град Москва не был предан страшному разорению. Мы, взирая на эти многомощные молитвы наших святых сродников, будем, братья и сестры, с особым чувством в наше время молиться о том, чтобы наша Святорусская земля процвела, как и древле она процветала своим благочестием, своим стремлением к исполнению заповедей Божиих, и как в древние времена она произвела множество святых, и они стали наследниками Царства Небесного, так чтобы и в наше время многие наши сродники стали святыми угодниками Божиими и сподобились Царства Небесного. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *