Праздник Всех святых Церкви Русской

107 фото / аудио

18 июня, в день сугубого величания всех святых Церкви Русской, по случаю второго престольного праздника Всехсвятского скита Святогорской Лавры её наместник митрополит Арсений возглавил там праздничные богослужения.

В следующее воскресенье после чествования памяти Всех святых, от века Богу угодивших, совершается память Всех святых, в Церкви Русской просиявших. Праздник этот был учреждён ещё в 50-е годы XVI века, но предан забвению в синодальную эпоху вплоть до 1918 года, когда празднование Собора Всех святых, в Церкви Русской просиявших, наконец, было справедливо восстановлено. С 1946 года этот праздник стал торжественно совершаться во вторую Неделю по Пятидесятнице.

Этот день ― второй престольный праздник Всехсвятского скита, одного из скитов Святогорской Лавры.

Престольные праздники Всехсвятского скита всегда идут чредой друг за другом. Это великое утешение для паломников ― те редкие дни, когда есть возможность попасть в дивный мир деревянных строений старинной архитектуры, полюбоваться его ухоженной территорией, помолиться на службах в деревянных скитских храмах… Вслед за престольным праздником Всех святых, от века Богу угодивших, 18 июня здесь встречали престольный день Всех святых, в Церкви Русской просиявших.

Традиционно по окончании утреннего правила был отслужен водосвятный молебен с акафистом. Его возглавил скитоначальник Всехсвятского скита архимандрит Амвросий (Бобров).

По прочтении часов состоялась встреча владыки наместника и в обоих скитских храмах была отслужена Божественная литургия. По окончании литургии в храме Всех святых, которую возглавил митрополит Арсений, состоялся крестный ход.

В этот престольный день, как и в предшествующий престольный праздник, лаврский скит посетило множество паломников. По заведенному в Святогорье обычаю в престольные дни всем паломникам предлагают небольшое угощение, дабы подкрепить их телесные силы.

Предлагаем вашему вниманию проповедь митрополита Арсения, произнесённую в День празднования Всех святых Церкви Русской во Всехсвятском скиту в 2014 году.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В прошлое воскресенье, братья и сестры, мы праздновали особое торжество в честь Всех святых Вселенской Православной Церкви, поминали всех угодников Божиих и Ветхого Завета, и Нового Завета ― всех от Адама до нашего времени просиявших праведников. А в сегодняшнее воскресенье, как бы сугубо подчёркивая действие Святого Духа не только во всей вселенной, но и в частности, в нашем Отечестве, в пределах нашей земли ― Святой Руси, мы прославляем Всех святых, в Церкви Русской просиявших. Это празднование было забыто, но восстановлено в 1918 году при Патриархе Тихоне. И поначалу наименование носил этот праздник ― «Всех святых, в земли Русской просиявших». Но на недавнем Архиерейском Соборе была принята формулировка, что всё-таки почитать праздник как «Всех святых, в Церкви Русской просиявших», потому что наши угодники Божии святорусские, они шагнули по всему миру далеко за пределы своего земного Отечества. И хотя они по своему роду и факту рождения принадлежали к Отечеству нашему, но они просияли в других государствах, даже на других материках, но в канонических пределах Русской Православной Церкви.

Святые, по всей земле умножившие славу прославившей их Церкви Русской

Мы знаем святителя Николая равноапостольного, просветителя Японии, который погребён там, и который устроил Японскую Православную Церковь, что доныне насчитывает несколько сот храмов и несколько епархий в Японии, и уже и митрополиты, и священники там сами японцы, принявшие Православие. Мы знаем Русскую Православную Церковь, которая в Великобритании… И великий столп Церкви, недавно почивший, был митрополит Антоний Сурожский, её возглавлявший.

Мы знаем святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, который был уроженцем нашей земли, села Адамовки. Почасту вместе с родителями проживал в нашей обители, они имели здесь своих духовников. Но он прославился святостью своей жизни и в Китае, возглавляя Шанхайскую кафедру, и в Сербии, будучи преподавателем в семинарии среди эмигрантов. Прославился и в Америке, построивши самый большой православный храм на Американском континенте в честь Божией Матери в честь иконы Её «Всех скорбящих Радость». И он в своё время, когда русские эмигранты не знали, где главу подклонить, их гнали из государства в государство, он, зная несколько языков и будучи человеком праведным и святым, добился встречи с президентом тогдашним Америки в Белом Доме и добился, чтобы русским эмигрантам давали гражданство и равноправие наряду со всеми жителями Америки. При нём были основаны и епархии, и монастыри, а самое главное благочестие насаждено его личным примером, и нетленными мощами он почивает в Сан-Франциско.

«Все они, братья и сестры, различными подвигами были благоукрашены, различными добродетелями процвели, но одно у них общее ― они были чада Русской Православной Церкви»

Мы знаем преподобного Силуана Афонского, который прославился в Греции и оставил после себя множество письменных свидетельств своих богомудрых слов и своего боговдохновенного разума, через который действовал Дух Святой ― через разум его, через уста его, наставляя в подвижничестве и благочестии. Мы видим, как много наших соотечественников ― можно перечислять и перечислять до бесконечности ― рассеяно по всему лицу земли, по всей вселенной. Поэтому именуем сегодняшний день Днём Всех святых, в Церкви Русской просиявших.

Все они, братья и сестры, различными подвигами были благоукрашены, различными добродетелями процвели, но одно у них общее ― они были чада Русской Православной Церкви. И мы в сегодняшний день, братья и сестры, их память прославляя, их воспоминая подвиги, мы смотрим, братья и сестры, и радуемся, сколько у нас соотечественников, сколько сородичей у нас, братья и сестры, которые за нас молятся, которые не оставляют своею молитвенной помощью нас, грешных и падших!

Свет во откровение языков: свет просвещения народов славянских

И вот, братья и сестры, мы вспоминаем всех от времён древних. Вспоминаем апостола Андрея Первозванного, который пришёл в пределы нашего Отечества, поставил крест на холмах Киевских и сказал, что на сих горах воссияет благодать Божия, город здесь будет поставлен и многие церкви Божии будут созданы. Мы вспоминаем равноапостольных Мефодия и Кирилла, проповедь которых была в Хазарии ― территория, которую населяли, сегодня является нашим Отечеством ― Слобожанщиной, здесь жили хазары. И именно к хазарскому кагану был послан равноапостольный Константин-философ, будущий монах Кирилл, который составил и азбуку, который перевёл впоследствии на славянский язык и Священное Писание. И кроме того, епархия Кирилла и Мефодия равноапостольных ― в их епархию входили пределы теперешнего Закарпатья и теперешней Волыни.

Мы, братья и сёстры, вспоминаем и равноапостольную княгиню Ольгу, которую называют «зарёю утреннею, предваряющую солнце». Так и она, посреди языческого неверия и невежества не побоялась, будучи княгиней святой русской, поехать в Константинополь и принять там христианство как истину, которую она там обрела. «Богомудрая княгиня Ольга» её называют. И настолько богомудра была она, что будучи христианкой, управляла Отечеством нашим, когда оно было языческим. Когда, братья и сестры, и бояре, и воинство, и знать, и простолюдины поклонялись идолам, она не побоялась принять христианство. И не только словом, не только кресты устанавливали, не только первые храмы строили в нашем Отечестве.

«В нашем Отечестве христианство насаждалось не силой меча, не силой огня и оружия. …На самом деле ― это извращённые исторические факты»

Она сияла, как заря утренняя, предваряя Солнце равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, которому она была бабушкой и которого воспитывала, стараясь в его душе посеять семена благочестия, которые потом дали всходы, дали, соответственно, плоды, когда он тоже воспринял христианство и распространил его по всему нашему Отечеству.

В нашем Отечестве христианство насаждалось не силой меча, не силой огня и оружия, хотя советские историки извратили правду историческую и говорили, часто приводя в учебниках, что якобы Новгород был крещён насильно, и Новгород Добрыня крестил мечом, а Путята огнём. На самом деле ― это извращённые исторические факты. Когда первый митрополит Михаил Киевский, вместе с дядей князя Владимира Добрынею ехал к новгородцам, то новгородские волхвы-язычники подняли мятеж, слыша, что в Киеве уже сбросили идолов и приняли все киевляне христианство. И языческие волхвы, боясь корыстолюбивой своей душою, что они теперь потеряют власть над народом, они подняли восстание в Великом Новгороде и сожгли христианскую слободу первых христиан-новгородцев, которые уже существовали тогда, как существовали и в Киеве. Потому что уже княгиню Ольгу отпевали в христианском храме в Киеве Ильи Пророка. Были такие слободы в крупных городах святорусских, так и в Новгороде.

И вот волхвы, поднявши язычников на восстание, убивши всех христиан в Новгороде, сожгли их слободу так, что вынуждены были княжеские войска усмирять этот мятеж. И, соответственно, не язычников жечь христиане пришли, а язычники сожгли первых христиан-мучеников новгородских, которые пострадали от их рук перед принятием Новгородом христианства.

Истинное миссионерство не бывает жестоким

Множество примеров, братья и сестры, мы знаем, как например, память святителя Леонтия, епископа Ростовского. Когда он пришёл в Ростов с христианской проповедью, его оттуда выгнали. И тогда он построил деревянную церковь за городом, и что начал? Начал обучать детей язычников чтению, пению, добродетельной жизни, трудам различным, трудолюбию, будучи монахом киевским, и прилежавшим не только к духовному своему совершенству, трудам, но и уча других трудам физическим, в которых привык жить в монастыре Печерском.

И вот язычники Ростова Великого однажды возмутились: что это такое? Не поклоняется нашим идолам, нашим богам отеческим, насаждает какую-то веру непонятную, пойдём и убьём его. И вот, братья и сестры, когда язычники с дрекольями, когда они с вилами, с цепами двинулись на этот убогий деревянный храм, который стоял близ Ростова Великого, то Леонтий, услышавши, что его идут убивать, он вышел из храма навстречу своим убийцам. Но вместе с ним вышли, держа кресты, иконы, держа свечи в руках, вышли дети тех язычников, которые пришли убивать Леонтия. Вышли с пением христианских песнопений на порог убогого деревянного храма.

Язычники остолбенели, увидевши своих детей, которые держали в руках иконы, кресты, свечи, которые прославляли Бога, в Троице славимого. И тогда язычники, так на них это добро подействовало Леонтия просветителя, что они побросали свои дреколья и оружие и, павши на колени, просили у него прощения. И попросили его прийти в город и крестить их. И город Ростов Великий был крещён.

Проповедь на языке любви, смирения и мудрости

Можно множество, братья и сестры, приводить примеров, как угодники Божии просвещали наше Отечество. Как Стефан Великопермский, который для зырян, для народов Севера создал свою азбуку, перевёл на зырянский язык книги Священного Писания и проповедовал на родном для них языке.

Мы знаем, братья и сестры, великую роль в создании христианского общества в нашем Отечестве Киево-Печерской Лавры. Сколько угодников Божиих там лежит! Сколько подвизалось в убогих пещерах и на холмах Киевских праведников Божиих и святых Божиих! Вот мы видим первого историка Святой Руси ― Нестора Летописца. Мы видим первого историка, который создал историю нашего Отечества ― «Откуда Русская земля пошла есть», кто первый в Киеве начал княжити и изложил историю нашего государства.

Мы видим, братья и сестры, первых врачей в этом монастыре ― Агапита и Ипатия, Целебников безмездных, которые врачеваниями своими и молитвами своими даровали здравие духовное и телесное тем, кто прибегал к ним за советом не только как к врачам, но как к людям духовным. Мы видим развитие первого искусства, мы видим, когда Алипий и Григорий, иконописцы Киево-Печерские, первые из иконописцев русских просияли в стенах Киево-Печерской Лавры. И многие их иконы стали чудотворными, и от этих икон были исцеления, потому что сами Ангелы водили кистями сих праведников, когда они писали святые образы.

Истинный патриотизм и любовь к Отечеству ― в сужении Богу и ближнему

Мы, братья и сестры, видим и благоверных князей, которые прилежали к Лавре Киево-Печерской и всегда имели советниками и духовниками своими наставников Киево-Печерской Лавры. И кроме того, братья и сестры, мы знаем, что многие князья принимали и монашество, как Никола Святоша, князь Черниговский, принявший монашество, отвергши княжескую власть, честь, славу, богатство, был простым привратником в Лавре Киево-Печерской. Мы знаем Феодора, князя Острожского, именитого ревнителя Святого Православия, которого когда изображают на святых иконах, княжеский венец лежит под ногами его. Он монашеские схимнические ризы воспринял и почёл их за большую честь носить, нежели одежды великокняжеские. Мы, братья и сестры, вспоминаем сегодня святых благоверных князей, таких, как Александр Невский и Димитрий Донской, которые устрояли государство своё по правде Божией и, не жалея жизни своей, защищали его. И часто их многотруженический жизненный подвиг рано заканчивался: один из них умер в 40 лет, другой в 42 года всего лишь, потому что сердце их терзалось за Отечество наше.

Мы, братья и сестры, прославляем сегодня с равноапостольным князем Владимиром и потомков его ― князя Ярослава Мудрого, который книжное учение распространил по лицу нашего Отечества. Ведь первых, когда забирали на учение книжное в школы, которые были при монастырях, о них языческие матери плакали, как о покойниках, о детях. А ведь не понимали, что какая польза от этого будет. А впоследствии, мы знаем, что даже простецы-новгородцы знали грамоту.

Об истинном значении образования

Множество берестяных грамот есть сохранившихся, где и письма от супруга к супруге написаны, где и хозяйственные расчёты, где даже детской рукой записаны какие-то пословицы и поговорки новгородские, когда детские рисунки на берестяных грамотах вместе с буквами написанными говорят о том, что в нашем Отечестве была распространена грамота и образование.

Сейчас мы забыли смысл этого слова «образование». Образование ― это достижение человеком образа Божия. И книжное научение, и нравственное воспитание, и духовное воспитание детей в семьях христианских, оно было и направлено именно на это ― создание в человеке образа Божия. Мы сейчас, стяжая подчас несколько дипломов, даже красных, остаёмся необразованными, а «оборзованными», как говорил один батюшка, остаёмся горды, надменны, что мы якобы много знаем. А на самом деле мы самого необходимого подчас, что необходимо для своего спасения, для пользы ближнего, мы не знаем и знать не хотим.

Мы, братья и сестры, вспоминаем сегодня таких угодников Божиих, как преподобный Сергий Радонежский и современные ему преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Белозерский и другие угодники и праведники Божии, которые шли в леса, шли в дебри, ехали на Соловецкие острова и создавали там обители, которые стали духовными центрами просвещения и культурной жизни для севера Руси. А вслед за ними наши соотечественники шли, распространяя границы нашего государства.

Мы вспоминаем сегодня, братья и сестры, духовных писателей наших от времён древних и до нашего времени. Наиболее известные, как святитель Димитрий Ростовский, как святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов. Мы в сегодняшний день, братья и сестры, вспоминаем таковых праведников, которые после былого запустения в XVIII веке духовной жизни возродили монашество и вдохнули новую духовную жизнь в наше общество, давши ему новые силы благодатные для борьбы со грехом и за спасение, и за правду Божию. Это такие праведники, как преподобный Герман Аляскинский, преподобный Серафим Саровский, преподобные Оптинские старцы, которые уходили в пустыни, уходили в монастыри ради уединения, но затем, воспитавши свои души во благочестии, они не зацикливались только на своём «я», и не относились эгоистически только к себе лично, но они выходили потом с проповедью благочестия и были духовниками и царей, и дворян, и простого народа, которые стремились к ним за советом.

Величание угодникам Божиим, во Святых Горах почивающим

Мы, братья и сестры, вспоминаем великих угодников Божиих, смиренных, кротких молитвенников и наставников народных, таких, как святитель Митрофан Воронежский, святитель Тихон Задонский. Мы вспоминаем, братья и сестры, наших преподобных подвижников Святогорских, которые именно этим местам даровали название святостью своей жизни ― Святые Горы. И не только их, ныне прославленных Святой Церковью, мы воспоминаем, праведников Божиих, здесь просиявших в Святых Горах, но мы вспоминаем ещё и тех, которые не явлены миру, может, и имена которых и места погребения не знаем.

Вот здесь стоит храм Всех святых, а рядом храм небольшой, в котором тоже сейчас идёт служба «Всех святых, в земле Русской просиявших». А вокруг эта огромная территория была когда-то до революции братским кладбищем. В 1954 году его бульдозером разровняли, чтобы память навеки пропала о тех, кто почивает здесь, кто молитвами своими стяжал славу для этого святого места и славу святого места. Они почивают здесь, но праведники вовек живут ― и память праведников с похвалами.

И мы видим, братья и сестры, как сегодня два памятника стоит над их местами погребения, два храма ― в честь Всех святых и Всех святых, в земле Русской просиявших. И множество тут угодников Божиих почивает, ведомых и неведомых нам, которые встанут в день Второго пришествия Христова в убелённых ризах солнцезрачных и пойдут к престолу Вседержителя, соединившись своими телами, уже во всеобщее Воскресение мертвых, и будут молиться за нас с вами грешных, за нас, почитателей их памяти. Ведь мы ради этого сюда и собрались.

О новомучениках и исповедниках Церкви Русской

Как, братья и сестры, в сегодняшний день не вспомнить новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые после страшного времени октябрьского этого переворота революционного пострадали, не отступивши и не предавши Церкви Христовой. Миллионы шли на каторги, на расстрелы, на мученичество. При жизни священники служили, не оставляя Бога, хотя над ними часто (и не только над ними, но и над их детьми в школах) звучали насмешки, поддёвки всякие… Сколько претерпели даже наши матери и бабушки, которые были верующими людьми, церковными, когда над ними подчас даже родные дети и родные внуки смеялись и надсмехались: «Ну ты, темнота, что ты молишься там, Бога почитаешь, зачем ты иконы поставила, повесила, убери их подальше». Ведь такие были, к сожалению, случаи в наших семьях, когда матери даже наши верующие страдали от своих безбожных детей, которых, любя, они в записках, нося в церковь, поминали, являя ту любовь Христову к своему Отечеству и к нам, родным и близким своим, которую насадили примером своим праведники и угодники в нашем Отечестве.

Святитель Тихон, патриарх Московский, тот, который принял патриаршество в сложнейшее время после октябрьского переворота, и который в своё время говорил: «Пускай имя моё погибнет для истории, лишь бы Церкви была польза». И ныне он нетленными мощами сейчас почивает в Свято-Донском монастыре в городе Москве.

Мы, братья и сестры, в сегодняшний день вспоминаем и тех праведников, которые проповедовали слово истины в наше время прошедшей каторги, как например игумен Иоанн Стрельцов, который мощами своими почивает сейчас в Успенском соборе нашей обители. В своё время он говорил: «Хоть и похороните меня в селе Покровском, но всё равно я мощами буду лежать в Святых Горах. Меня мощами туда принесёте, сами приедете, и будем вместе там с вами Богу молиться». Так говорил игумен Иоанн Стрельцов, который в своё время сказал: «Не переживайте, детки, что Хрущёв сказал, что в 1980 году покажу последнего попа по телевизору, а к 2000 году наука достигнет бессмертия. Не переживайте, детки, Церковь не оскудеет, церкви будут строиться там, где их не было, и старые храмы будут восстанавливаться, ещё обитель Святогорская откроется, процветёт и прославится». Мы слышали это пророчество игумена Иоанна, и духовные чада ещё живы, которые слышали это его пророчество в 1960‒1970-е годы, а в сегодняшний день мы видим исполнение этого пророчества.

«Мы не понимаем, братья и сестры, что сейчас идёт страшный пожар в нашем Отечестве, духовный пожар»

В сегодняшний день, братья и сестры, скорбь каждого из нас обдержит за то состояние нашего государства и нашего Отечества, в котором оно в настоящее время находится. Сначала разделение, потом какие-то революционные ситуации, а потом братоубийство и бедствие, и разруха домов, которое сейчас мы имеем, братья и сестры, и за которое все мы с вами переживаем. Но, к сожалению, мы часто переживаем только на уровне каких-то эмоций, каких-то пересудов и сообщений новостей. Вот, например, у нас сейчас в городе Святогорске 15 тысяч беженцев в пионерских лагерях, пансионатах, у нас в обители около 500 человек проживает ― из них 150 человек деток. 15 тысяч беженцев, а храмы ― полупустые. Можно увидеть, к сожалению, и на пляже людей, можно увидеть и в ресторанах даже, и в кафе некоторые из них, и даже музыка по вечерам включается там, а в храме здесь ― полупусто, и в Лавре негусто.

Ведь мы не понимаем, братья и сестры, что сейчас идёт страшный пожар в нашем Отечестве, духовный пожар. Враг, видя возрождение нашего Отечества, диавол, видя возрождение Церкви Христовой, что новые и новые люди приходят туда, что молодёжь обращается к Богу, в ненависти к нашему Отечеству он, как раненый зверь, мечущийся во все стороны и крушащий всё на своём пути, начинает метаться. Начинает возбуждать ненависть, вражду, неприязнь, какое-то зло старается в нашем Отечестве посеять, боясь своей погибели, и видя, что люди всё более и более наследуют путь спасения, что люди хотят и стремятся наследовать путь спасения, что люди стремятся к Богу, что люди стараются найти тот путь, которым ходили наши деды и прадеды, называясь Святой Русью.

«Уже люди без Бога ничего не могут исправить в нашем Отечестве. …И при этом, братья и сестры, мы всё не каемся, и всё Бога не просим, чтобы Бог потушил этот пожар»

Преподобный Паисий Афонский говорит: «Посмотрите: когда начинает лес загораться, люди сбегаются, чтобы тушить пожар. Но пламя разгорается больше, тогда приезжают пожарные машины, пожарники-профессионалы, чтобы потушить. Но ветер раздувает ещё больше, вот прилетают уже самолёты, вертолёты прилетают, чтобы потушить пожар леса. Но он уже огромные гектары охватил, уже полыхает… И тогда люди, понимая, что уже невозможно человеческими усилиями это потушить, начинают просить Бога, чтобы Бог послал дождь и потушил этот пожар.

Вот мы ещё что-то стараемся человеческими усилиями потушить, что-то стараемся без Бога, думаем, какими-то своими рассуждениями, какими-то противостояниями, избранием того или иного политика на президентство мы думаем исправить… Уже, братья и сестры, люди без Бога ничего не могут исправить в нашем Отечестве. Мы видим, что пожар ненависти дальше и больше разгорается, до безумия доходя, когда гибнут мирные люди, разрушаются мирные дома, которые люди за свои копейки строили, своими трудами создавали. Когда люди находятся в таком состоянии, что ни пенсии, ни зарплаты, кушать нечего, и крова над головой нет, и нет уверенности, как жить дальше… И при этом, братья и сестры, мы всё не каемся, и всё Бога не просим, чтобы Бог потушил этот пожар.

«А сегодня мы стоим в храме, не особо наполненном, и всё, братья и сестры, ропщем: за что нам Бог это попустил?»

Всегда на Всех святых, земли Русской просиявших, множество народа набивало и этот храм, и в малом храме только у нас было по 200 причастников. А сегодня мы стоим в храме, не особо наполненном, и всё, братья и сестры, ропщем: за что нам Бог это попустил? Да разве мало за что нам попустил? Давайте вспомним, старшее поколение вспомнит свою юность пионерскую, комсомольскую, когда говорили: пионер и комсомолец ― это борец с «попiвскими брехнями», и детей заставляли рисовать атеистические, антирелигиозные, как их называли, газеты.

А я помню, как в школе нас заставляли заполнять анкеты, делая из нас «павликов морозовых», предателей своих родителей. Что есть ли у вас иконы в доме, соблюдают ли посты, молится ли кто дома, ходят ли в церковь, водят ли тебя в церковь ― нас в школе заставляли заполнять вот такие анкеты, в 5, 6, 7 классах. Мы, братья и сестры, пережили время, когда и некрещёные были, и по сегодняшний день браки невенчанные, когда аборты, например, в Греции аборты ― это уголовное преступление считается, а у нас это норма жизни, когда детей убивают. Мало того, дошло до того сейчас, что уже не только невенчанные браки, уже регистрировать даже перестали ― свободные такие отношения, гражданский брак. А что, бывает «военный брак»? «Гражданский брак» ― что это за название такое? Блудное сожительство называют «браком».

Но раньше хоть какая-то ответственность была друг за друга и за детей, когда соответственно регистрировали брак свой. А сейчас и этого нет. Когда наши родители, отцы и матери, братья и сестры, умирали, мы их и дохаживали, бывает, в дома престарелых сдавали. Но подчас они умирали, и мы священника приглашали, только когда он уже умирал, чтобы похоронить отца и мать, а о его душе побеспокоиться, отца-матери, чтобы они поисповедовались, пособоровались, причастились, чтобы они наследовали вечную жизнь, махали рукой: «Та-а, все так живут, что там батюшку приглашать, пугать его ещё там».

«Да мы-то всё в детей вложили, только самое главное забыли вложить ― страх Божий»

А что ж там пугать? Я сколько был священником, знаю, что для умирающего нет большей радости и утешения, когда к нему священник приходит. И тогда человек умирает с радостью и говорит: «Батюшка так долго со мною вместе молился, так уже батюшка много читал и моё имя поминал». С таким утешением, с такой радостью все приходские священники могут подтвердить эти слова. Как, братья и сестры, мы ни посты Великие не соблюдали, ни сами не причащались, ни детей своих не причащали. И часто потом матери приходили и говорили: «Да как же, я его и поила, и кормила, и одевала, и выучила, а он теперь меня слушать не хочет. Он пьяницей стал, или дочка блудницей стала».

Да мы-то всё в детей вложили, только самое главное забыли вложить ― страх Божий. Как Амвросий Оптинский говорит, что если мы своих детей воспитываем, но не научили их страху Божию, то всё наше воспитание напрасно. Страх Божий ― это не животный страх бояться Бога. Страх Божий ― это привить человеку любовь к Богу, Его Заповедям. И когда человек любит Бога, он боится оскорбить грехом своим по любви к любимому существу ― Богу. Как человек, любящий мать, боится оскорбить её взглядом даже, мыслью, не то что словом или делом.

Вот эта боязнь оскорбить любимое существо и есть страх Божий. И когда мы воспитываем без этого страха Божия детей своих, то потом подчас получаем такие скорби в конце жизни, когда дети к уже престарелой матери приходят, одни требуют от неё пенсию на выпивку, чтобы она им отдавала, а другие, она ещё жива, а они требуют: «давай на меня хату переписывай, не то я за тобой ухаживать не буду». Ведь сколько таких примеров ― сплошь и рядом, братья и сестры. И всё в таком состоянии наше общество пребывало, в безбожном. Без Бога всё старались строить. О физическом здоровье больше, чем о духовном пеклись. Но вот, братья и сестры, мы сейчас смотрим на всё это, что посты не соблюдали, а сейчас и невольно пост на нас належит. Боялись лишней копейкой помочь ближнему, милостыню подавши, а сейчас и сами без зарплат и пенсий.

«Это мы сами на себя навлекли, это бедствие. И только покаянием и молитвой мы можем всё это исправить»

Мы, братья и сестры, часто не сострадали ближним своим в их беде, сейчас сами страдаем. Мы больных не проведывали, сейчас сами в болезненности духовной находимся. И слава Богу, что есть ещё люди, которые могут сказать нам слово утешения и разделить с нами скорбь и переживания наши современные. И то, что сейчас творится, братья и сестры, творится, наверно, по грехам нашим. Многие скажут: да за что же это нам попущено? Да не Бог всё это попустил. Мы сами на себя навлекли это бедствие. И только покаянием и молитвой мы можем всё это исправить. Искренним, сокрушённым сердцем пред Богом, которое Бог не уничижит, мы должны молить сегодня, как молились наши деды и прадеды.

Вот сегодняшний день, братья и сестры, день Всех святых, в земле Русской просиявших ― он по Пасхе двигается как бы в зависимости ― ранняя Пасха ― и он раньше, поздняя Пасха ― позже этот день празднуется ― второе воскресенье после Троицы. Но сегодня этот праздник попал на 22 июня. Именно 22 июня этот праздник праздновался в 1941 году, когда война началась. В 1941 году тоже 22 июня был праздник Всех святых, в земле Русской просиявших. Гитлер не верил в силу Всех святых, а в нашем Отечестве накануне войны была объявлена безбожная пятилетка, в 1937 году. И к 1942 году Сталин пообещал закрыть последний храм на территории Советского Союза, «безбожная пятилетка» так и называлась.

И вот мы сегодня, братья и сестры, эту аналогию проводим. Сегодня день покаянный для нашего Отечества. Но ведь тогда народ наш покаялся. И как покаялся! Храмы были без окон, без дверей, с проломленными взрывами куполами, и зимой не топились, но в этих храмах яблоку было негде упасть, битком набиты были народом эти храмы. И на оккупированной территории они открывались. И Сталин вынужден был открывать на территории Советского Союза не только храмы, но и семинарии. Даже из каторги отозвали священников, архиереев, чтобы они могли служить.

«Дай, Боже, чтобы духовная эта безработица у нас прекратилась, чтобы мы поняли, что кроме Бога ни один человек уже не исправит в нашем Отечестве то, что сейчас посеяно: распри, ненависть, вражда, убийство, безумие»

И вот, братья и сестры, мы сегодня видим, что у нас тоже война, у нас тоже бедствие. Но только как-то покаяние ещё не особо, мало народу в храмах Божиих. А Господь, наверно, нас ждёт, чтобы помочь нам. В своё время святитель Нектарий Эгинский, явившись одному рабу Божию, сказал: «Что ж вы,― говорит, ― так живёте? У нас на небе, у святых, безработица. Никто нас не просит, чтобы мы Бога молили за людей, за мир». «У нас на небе безработица» ― святые говорили! И вот так сейчас, наверно, у святых сейчас безработица ― никто не просит, чтобы они Богу молились за нас, грешных. Но дай, Боже, чтобы духовная эта безработица у нас прекратилась, чтобы мы поняли, что кроме Бога ни один человек уже не исправит в нашем Отечестве то, что сейчас посеяно: распри, ненависть, вражда, убийство, безумие.

Все эти бедствия, братья и сестры, последствие грехов наших. Почему? Говорят святые отцы: «Грех ― это смрадная приманка для бесов, на которую силы адские выходят из ада, как на приманку, на запах греха, на смрад греха». Выходят бесы из ада и начинают действовать в мире. Так вы поймите. Если грех является приманкой для сил бесовских, которые сейчас действуют в нашем Отечестве, то исправление наше, покаяние наше, стремление к добродетельной жизни, оно должно, братья и сестры, привлечь благодать Божию, привлечь ангельские силы, которые отгонят эту тьму кромешную адскую с нашего Отечества и исправят в нем с плохого на доброе. Но для того, чтобы внешнее вокруг нас всё исправилось, надо исправить внутри себя.

«Мы должны вспомнить каждый свои грехи, постараться в них исправиться, постараться в них покаяться. Постараться погасить, если были грехи в жизни, и в противовес им творить добродетели»

В своё время согрешил Адам, и были произнесены Богом слова: «Проклята земля в делех твоих» (Быт. 3:17). Потому что действие человека потом на всём окружающем тоже оканчивается бедствием ― бедствием внутри души человека, оно является причиной бедствия вокруг человека. Вот так, братья и сестры, и в наше время: мы согрешаем внутри, а кругом такое безумие творится. Мы должны вспомнить каждый свои грехи, постараться в них исправиться, постараться в них покаяться. Постараться погасить, если были грехи в жизни, и в противовес им творить добродетели. Особенно, кто имеет возможность в наше время, помогайте беженцам, насколько можно, потому что, как говорит Писание: «Милостыня избавляет от погибели» (житие святого Петра-мытаря), «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7). Старайтесь мир везде сеять: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5:9). И помните слова Христовы: «Суд бо без милости не сотворившему милости» (Иак. 2:13).

Старайтесь милость творить, старайтесь как-то, братья и сестры, жить по-Божьему, как деды и прадеды наши жили, в трудах посильных. Старайтесь, кто находится сейчас в обители, например, не просто праздно жить в гостинице. Есть возможность где-то помочь что-то в обители ― или на кухне, или кому-то, может, с детками там помочь посидеть, или друг другу помочь в чём-либо. Или даже пойти на территории что-то: давайте поможем вам на клумбах бурьяны прорвать или подмести территорию. Или вот на монастырских огородах давайте мы поможем что-то вам тут прополоть, сделать или что-то ещё. Старайтесь добро творить. Добро в словах, мыслях, делах ― и тогда Господь на нас взглянет.

«Мы знаем одно: что святые за нас переживают сегодня, и они за нас молятся»

Но мы в сегодняшний день, братья и сестры, не на свою праведность, не на свои добродетели ― это должное, то, что мы ради Бога творить должны, ― но мы сегодня просим Бога и знаем, что сейчас за нас молятся праведники и сродники наши по плоти. Если мы все по Адаму и Еве имеем единый корень и причину родства, мы все братья и сестры друг другу, потому что единое начало, единых праотцев имеем, то и в нашем Отечестве, кто его знает, кто в нашем роду был святой. Может, мы из рода преподобных Киево-Печерских, может, из рода благоверных князей, может, из рода святителей и праведных угодников Божиих, которые в нашем Отечестве просияли. И мы этого не знаем, это откроется на Страшном Суде. Но, братья и сестры, мы знаем одно: что святые за нас переживают сегодня и они за нас молятся.

О святыне Киево-Печерской Лавры

Яркий пример тому, что они нас за нас переживают и они нас не оставляют, и они за нас молятся, преподобные отцы наши Киево-Печерские. Мы знаем, что из глубокой древности нетленные мощи лежат в пещерах Киево-Печерской Лавры. И вот, когда революционные события свершились и стали закрывать монастыри, рушить храмы, осквернять святыни, уничтожать иконы, то митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), собираясь в эмиграцию в Сербию, он решил вывезти мощи Киево-Печерских святых, чтобы они не подверглись поруганию. Подогнаны были грузовые машины к Дальним пещерам Киево-Печерской Лавры, митрополит Антоний сам спустился в пещеры, одел на себя епитрахиль ― священническую одежду. Первые мощи лежали Феодора, князя Острожского, который схимником почил в Киево-Печерской Лавре. Он (митрополит Антоний ― ред.) открыл крышку гробницы и только хотел взять мощи, чтобы вынести их и погрузить, как вдруг из гробницы полыхнул огонь. Он опалил часть бороды митрополита Антония и епитрахиль, которая была на нём. Эта епитрахиль и по сегодняшний день в музее Русской Зарубежной Церкви находится, опалённая епитрахиль огнём князя Фёдора Острожского. И он понял, что святые не хотят покидать своего Отечества. Тогда он закрыл гробницу и оставил на волю Божию.

Закрыта была Лавра и в 1930-е годы, потом открылась в войну. Когда пришёл немецкий комендант, попросил найти одного из монахов: «Что это у вас тут лежит в пещерах?» Тот говорит: «Это мощи святых угодников Божиих». ― «Да бросьте мне рассказывать сказки, это какие-то куклы лежат». И доставши пистолет, его рукояткой немецкий комендант ударил по руке нетленной Спиридона Просфорника Печерского. И вдруг на его глазах из иссохшей нетленной руки вдруг потекла струя крови. Немецкий комендант в ужасе остановился. Сказал: «Открыть монастырь немедленно».

Были собраны монахи ― единицы, которые остались после гонений. И Киево-Печерская Лавра в войну открылась, и была до 1961 года открыта. В 1961 году Хрущёв приказал Лавру закрыть. Днём закрыли Лавру Киево-Печерскую, а ночью страшный селевой поток смёл Куренёвку и Подол киевский, селевой поток грязи и воды… И мы знаем, что после закрытия Киево-Печерской Лавры было это в Киеве, когда множество народа погибло, когда целые улицы, дома были сметены. Но вот Хрущёв приказал мощи Киево-Печерских святых сжечь. И придумали ещё такое, что от них может эпидемия холеры быть. Подогнали грузовики, стали выносить мощи, погрузили их на грузовики, но грузовик ни один не завёлся. Матерились и ругались шофера, пытались крутить ручки завода, но ни одна машина не завелась. Тогда пригнали лошадей ― гужевой транспорт с подводами. Мощи святых перегрузили на подводы, но лошади стояли, как вкопанные. Когда их били, они вставали на дыбы, но ни одна не двигалась с места. И ничего не оставалось тогда делать, как мощи сгрузили и отнесли опять в пещеры Киево-Печерской Лавры.

И мы знаем, что в 1988 году, в год Тысячелетия Крещения Руси, когда торжествовало всё наше Отечество, то было открытие Киево-Печерской Лавры. И мироточивые главы, мироточение у которых прекратилось в годы закрытия, вдруг накануне, когда ещё музей был там, в пещерах, вдруг накануне дня открытия Киево-Печерской Лавры замироточили мироточивые главы Лавры Киево-Печерской.

«Угодники Божии в сегодняшний день молятся вместе с нами и за нас, чтобы не было этого безумия, чтобы не было этой вражды, чтобы не было этой междоусобицы, чтобы не было этой войны и разрухи»

И по сегодняшний день преподобные угодники Божии, братья и сестры, находятся там телами нетленными, а у престола Божия они молятся за наше Отечество. Ведь подумайте, какими бы мы грешными ни были, а угодники Божии по любви к нам не захотели оставить нас и своего Отечества телами своими, а значит, не захотели и духом, и молитвами оставить. Значит, они и по сегодняшний день за нас молятся и переживают. Поэтому враг так и колотит в нашем Отечестве. Поэтому враг ненависть такую воздвигает, братоубийственную смуту. Всегда он старался в нашем Отечестве в этом отношении, чтобы мы друг на друга шли.

Старайтесь, братья и сестры, добро творить, чтобы взглянул Господь на наше добро и стремление жить по-Божьему, и всё худшее исправил на лучшее, и прогнана была эта бесовская вражья сила из пределов нашего Отечества. И мы, братья и сестры, верим, что в нынешний день, когда мы страшный день начала войны вспоминаем, и старшее поколение знает, что это такое, не только мы сегодня молимся. Но и угодники Божии в сегодняшний день молятся вместе с нами и за нас, чтобы не было этого безумия, чтобы не было этой вражды, чтобы не было этой междоусобицы, чтобы не было этой войны и разрухи.

«В наше время должны друг другу помогать, последним куском хлеба делиться, стараясь, чтобы видел Бог, что мы и есть Святая Русь»

А мы, братья и сестры, должны понимать, что как в войну друг другу помогали и последним куском хлеба делились, так и мы в наше время должны друг другу помогать, последним куском хлеба делиться, стараясь, чтобы видел Бог, что мы и есть Святая Русь. Русь Святая ― она не когда-то была и не когда-то будет, она есть, Святая Русь, просто в ней надо жить. И если мы живём по-Божьему и живём по подражанию святым угодникам Божиим жизнью своею, то мы живём в Руси Святой. А если мы будем так жить, то верьте, братья и сестры, что из Руси Святой прямой путь в вечное нескончаемое бытие с Богом и со всеми святыми, которые в нынешний день молятся за нас у престола Вседержителя вместе с Владычицей нашей, Пресвятой Богородицей, любовь Которой они стяжали и стали причиной любви Божией Матери к нам, потому что они её любили, любили деятельной любовью и жизнью. И Божия Матерь возлюбила наше Отечество, нашу Святую Русь. И доныне Царица Небесная покрывает нас честным Своим Омофором и милостью Божией.

Дай, Боже, и нам, грешным, сподобиться, и чтобы скорбь наша превратилась в радость, и чтобы этой радости никто не посмел у нас отнимать, потому что мы, братья и сестры, наследники Руси Святой, наследники святых и свои Богу. Аминь.

Проповедь митрополита Арсения в День празднования Всех святых Церкви Русской. 22 июня 2014 г.

Фотоальбом на    Яндекс Фотки    Логотип flickr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *