Неделя 3-я по Пятидесятнице

аудио

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»: толкование воскресного Евангельского чтения.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. 14 июля 2013 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, братья и сестры, Господь говорит о Своём благом промысле ― о человеке. И говоря о том, чтобы человек не заботился, о чём есть и пить и во что одеться, заключает Своё поучение словами: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

И вот мы, останавливаясь на этом поучении Господнем, износим для себя определённый урок в духовной нашей жизни. Господь не сказал, что «ищите только Царствия Божия», сказал: «Ищите прежде Царствия Божия», то есть не отвергая и заботу человека о хлебе насущном. Но прежде мы должны заботиться о том, что вечно, и только на втором плане уже то, что временно, чтобы оно не составляло всю ценность и весь вектор нашей жизни, всю цель нашей жизни ― стяжание только внешнего. Поэтому, говорит Господь, расставляй акценты, как правильно жить надо: искать прежде духовного состояния ― состояния чистоты совести, мира с совестью со своей, состояние мира с Богом, мира с ближними. Стяжать это Царствие Божие внутрь себя, потому что Господь сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

В душе человека может жить рай или ад

Ведь действительно, у человека может быть рай в душе благодаря его жизни и стремлению жить нравственно и духовно. А может быть в душе ад у человека. И соответственно, проявление этого адского состояния, ― оно может на всех изливаться ― на окружающих, на ближних, даже на самых родных. Человек может стать мучителем для своих родителей, для своих близких из-за того, что грех живёт в его душе, а не Царство Небесное, не праведность Божия.

И наоборот, братья и сестры, мы все знаем, что как хорошо рядом быть с человеком добродетельным, ведь часто мы даже сами говорим: «Не человек, а ангел» ― по образу мысли, по образу действий, по образу слов, которые произносит человек. Всё это можно, братья и сестры, ― и то и другое ― стяжать в своей душе. Мы так часто целью жизни ставим стремление стяжать что-либо… Безудержная погоня! За безудержной погоней, за словом магическим «мода», за стяжанием каких-то вещей, каких-то предметов в нашей жизни, забывая об устроении своего внутреннего человека…

Но если внешнее стяжание, внешнее приобретение, внешнее богатство так важно, то объясните, братья и сестры, почему смотришь, миллионеры заканчивают жизнь самоубийством…

«Радость не во внешнем стяжании, а во внутреннем стяжании»

Взять тот же пример Бельгии. Бельгия считается самым благополучным в материальном отношении государством Западной Европы. Но в то же время в Бельгии самый высокий процент самоубийств. Люди не находят смысла жизни в этом богатстве, в этом благополучии. Они отчаиваются даже в самой жизни ― она им не в радость. Значит, радость не во внешнем стяжании, а во внутреннем стяжании.

Как часто, братья и сестры, Господь именно на этом и акцентирует внимание: как часто мы заботимся о внешнем, материальном, ставя его во главу угла. И ведь из-за этого внешнего, материального сколько бед и страданий часто сам человек себе приносит, сколько сложностей в своей жизни! Вот смотришь, вроде человек нажил состояние, вроде живёт безбедно, но посмотрите, как он живёт: дом его, наполненный всяких мирских благ, ограждён четырёхметровым забором, выпущены собаки, чтоб никто не расхитил, сама охрана день и ночь заботится, чтобы его по зависти никто не подстрелил, детей своих он вынужден отправлять учиться заграницу… Он даже не имеет радости общения со своими детьми, потому что боится, а вдруг детей как заложников выкрадут и будут шантажировать через это! И нет радости часто от этого стяжания, от этого богатства…

О неверных жизненных акцентах, смертельных для души

Мы знаем, братья и сестры, и такие другие случаи из нашей мирской жизни. Как часто из-за наследства, из-за якобы неправильного завещания составленного, родные сёстры, родные братья не смотрят друг на друга до гробовой доски. И вместо того, чтобы вместе с любовью поминать маму или отца, которые их вскормили, воспитали, которые всякому добру старались их учить ― и любви друг к другу, и взаимной помощи, они часто становятся, дети их, непримиримыми врагами… Из-за того, что мама или книжку свою, или хату свою завалюшку завещала на ту или иную дочь или сына… И поэтому, по этой причине вся жизнь становится для них адом. Они при встрече прячут друг от друга глаза, при возможности не преминут осудить, обругать друг друга. Сами дети их становятся не двоюродными братьями и сёстрами, а как чужими, непримиримыми врагами друг по отношению к другу.

Как часто бывает: две соседки живут в селе, и спор за межу у них длится годами и десятилетиями. А потом, умирая на смертном одре, они лежат и говорят: «Батюшка, всю жизнь прожила ― себя мучила и соседку свою мучила. И чего я этим достигла? Лежу сейчас, парализованная ― и нужен мне этот огород? Нужна мне та межа?» Так это хорошо, братья и сестры, если такое приходит раскаяние у человека, когда Господь посещает его! И уже человек по-другому ― духовно, смотрит на всё, совершаемое в мире.

И таких примеров множество, братья и сестры, можно привести, когда по телевизору показывают передачу, и какая-либо артистка хвастается, что у неё 365 пар обуви ― по одной паре на каждый день. Да ты этой обувью одень тех, у кого нет обуви, и ты радость будешь иметь неизмеримую! Потому что за добродетель милостыни тебя Господь утешит такой радостью, что тебе эти пары обуви такой радости никогда не принесут, которыми набит твой шкаф…

«Часто даже вещи ненужные мы храним и бережём»

Да что говорить об артистах, братья и сестры, когда мы часто в своих домах имеем такие вещи, которыми уже не пользуемся, и не одеваем даже их. Посуда стоит в сервантах, в которой мы в лучшем случае несколько раз в году с неё пыль вытираем и моем её, никогда не пользуясь, чтобы чай в неё налить или использовать её. Она просто стоит для красоты в сервантах, потому что принято держать хрусталь, держать какие-то дорогие сервизы. Это красиво. Но ведь они имеют практическое предназначение. Да ты пригласи соседа, соседку, из того сервиза напои их чаем, накрой стол, чтобы и твой глаз порадовался и утешились взаимным общением за этим красивым столом, накрытым красивой посудой. А если что-то лишнее, так и отдай тому, у кого нет. Но часто даже вещи ненужные мы храним и бережём.

Я вспоминаю, братья и сестры, часто случай, как приехала однажды к престарелой своей матери дочь в отпуск из Москвы и решила сделать у мамы ремонт. Конечно, делая ремонт, выявилось, что столько вещей там валяется, которые уже надо просто сжечь. Она собрала их в мешки и понесла за огород сжигать, а мама шла по огороду и голосила: «Да куда ж, всю жизнь это наживала, а она сжигать это несёт! Люди добрые, помогите мне, гляньте, что она делает! И зачем ты только приехала!» Любовь к дочери на второй план стала. Ей дороже были эти вещи, которые даже уже нельзя было кому-то дать, только сжечь их можно было, они уже негодны просто были. Но так это сердце прикипело у этой женщины к этим вещам, что она уже и дочь во врага вменила, потому что она всё это у неё забирает.

«Именно от такого отношения предостерегает нас, чтобы мы жили с рассуждением, чтобы мы искали прежде Царствия Божия»

Вот так в нашей жизни мы прилепляемся к вещам, братья и сестры. Вот так часто в нашей жизни, братья и сестры, мы скупаем продукты, а потом выбрасываем их, потому что они испортились в холодильнике, или потому, что мы по недостаточничеству в хозяйствовании, бережливости, не смогли их сохранить. Так что же эти продукты не дать какой-то больной старушке, рядом живущей, или сиротам, которые в многодетной семье, может, никогда и не видели таких продуктов, для них это было бы праздником. Почему не порадовать этих детей? Почему не порадовать ту старушку, живущую рядом? Почему соседа, лежащего в больнице, не проведать и понести ему какого гостинца, или соседку?

Вот, братья и сестры, часто мы выбросим эти продукты, но так и не сотворим добродетель. Вот именно о таком отношении нас предупреждает Господь. Именно от такого отношения предостерегает нас, чтобы мы жили с рассуждением, чтобы мы искали прежде Царствия Божия. Если мы будем искать Царствия Божия, состояния духовного, мы будем совершать добродетели. А добродетели, братья и сестры, они связаны и с милосердием, и с любовью к ближнему, и со всепрощением, и с нестяжательностью. Это всё совокупность того, что называется духовным, радостным состоянием ― состоянием Царства Небесного, внутри нас которое есть, братья и сестры.

Велико милосердие в очах Божиих: пример из Пролога

Да и как часто мы всё стараемся что-то стяжать. Есть такой, знаете, пример в Прологе, что был один садовник. Он трудился, любил трудиться, добродетельный человек был и всё, что зарабатывал, всё старался кому-то ― соседу помочь, милостыню подать, с нищими поделиться. Но вот однажды закрался помысл: «А что я всё раздаю? Давай я буду откладывать на старость, а вдруг я заболею и мне всё это пригодится». И вот он заболел. Начал сначала стяжать, собирать деньги, прятать, копить только для себя. Дальше ― больше: он забыл и про милостыню. И вот что хотел, то и навлёк: посетила его болезнь. Страшная рана образовалась на ноге. Он уже не смог работать в саду как прежде, не смог зарабатывать этим себе на жизнь. Всё, что он накопил, пришлось потратить на лечение и на врачей. Но болезнь развивалась так, что уже назначена была и операция, чтобы ему отрезать ногу.

И вот тогда он понял, что «Господи, да я же забыл, что Ты о мне промышляешь, что Ты мне даёшь и здоровье, что Ты и о моей жизни промышляешь, и о моей кончине, и о моём здравии». И в раскаянии стал проливать слёзы и постарался из того, что осталось, раздать посильную милостыню. И тогда ночью, за его раскаяние, Господь послал к нему Ангела. Явился Ангел и, улыбнувшись, сказал: «Иван, но где же те деньги, которые ты копил, прятал и стяжал? Дали ли они тебе здоровье? Дали ли они тебе радость в жизни?» Тот со слезами раскаяния признал свой грех. И тогда Ангел, по благодати, данной ему Богом, коснулся его ноги, и Иван исцеление получил в тот же час и жизнь окончил добродетельную. Видно, милостыни его стояли перед Богом, потому что как говорит Господь: «Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7). И видно, Господь не забыл его милосердия и посетил его Своим милосердием в час его безумства, когда он хотел уже свой духовный путь отвратить от встречи с Богом.

Пример милосердия Святогорской обители

Можно привести, братья и сестры, пример нашей святой обители. Вы помните, многие из вас, особенно те, кто с начала приезжал в обитель, какие здесь были руины, что здесь было. Но обитель всегда исполняла завещание архимандрита Арсения (Митрофанова). Преподобный Арсений в 1859 году, умирая, оставил завещание: «Всех приезжающих в монастырь кормить и поселять бесплатно. Коли будете поступать так, обитель никогда ни в чём не будет знать недостатка».

Обращаясь в лавку и подавая записки, вы знаете, братья и сестры, что цена молебна, панихиды, соборования, литургийного упоминания написана напротив ― «сколько дадите». И все это знают в обители, что за посильное пожертвование, не назначая цену, обитель принимает ваши записки и молится. И в этом тоже милосердие обители проявляется.

Урок нестяжания и братолюбия от преподобного Илии Макеевского

Преподобный Илия Макеевский

Преподобный Илия Макеевский как учил своих духовных чад. Во время Великой Отечественной войны, когда была и разруха, и голод, и оккупация, он так учил и нестяжанию, и братолюбию своих духовных чад: одних заставлял сажать весь огород картошкой, других ― луком, третьих ― чесноком, четвёртых ― фасолью, а потом говорил: «А теперь ― делитесь друг с другом». И его духовные чада, которые поступали так, имели урожаи такие, каких у других не было. «И всю войну, ― говорит, ― мы были неголодные, потому что знали, что благословение батюшкино сохраняет и любовь друг к другу духовных чад, не даёт нам пропасть с голоду, потому что друг за друга все заботились, любили и друг другу помогали».

Ведь далеко не надо ходить за примером, братья и сестры, недавнее время вспомним. Послевоенное время старшее поколение помнит, как все старались друг другу помочь. Это стремление жить в любви, помогать друг другу, оно продлилось вплоть, наверно, до перестроечных годов, до 1990-х, которые всё испортили. Когда люди стали стремиться за наживой, вплоть до того, что и убивать друг друга в перестрелке 1990-х.

«Люди искали добродетели, жизни в добродетели искали. Старались жить по-Божьему, поэтому и доверяли друг другу»

Я вспоминаю своё детство ― 1970-е, 1980-е годы. Строили хату ― вся улица собиралась мазать эту хату. Хлопцы месили глину, мужики носили, девчата и женщины мазали, друг у друга при этом учились мазать как хату. За один день хату обмазывали, хозяева накрывали стол, и до поздней ночи ― песни над всем селом. А почему песни? ― Радость была, добродетели сотворили: помогли своему соседу дом построить. И копейки ведь никому за это не платили. Особенно сельские люди, помните, ведь это было.

Если были похороны, то вся улица, всё село сходилось. И покойника, хоть несколько километров было до кладбища, несли с честью, на рушниках у нас в селе носили. Сейчас на машине возят. В автобусе проехали, и всё. А как собирали поминальные обеды, братья и сестры, готовили: да каждый старался что-то принести, чем-то помочь, кто-то борщ сварить, кто-то пирожки. Так же и на свадьбах было. И в горе, и в радости люди старались друг другу помочь. И поэтому люди друг к другу как-то открыто жили. Ведь до 1990-х годов, я помню, что на сараи, на погреба никто замки не вешал. А хату, если уходил кто-то из дома, то только палочку под двери подпирали, чтоб знали, что в хате никого нет, что где-то или в магазине, или у соседей, или на огороде. Доверие какое было друг к другу. А откуда это доверие было? Да именно из этого, братья и сестры, ― люди искали добродетели, жизни в добродетели искали. Старались жить по-Божьему, поэтому и доверяли друг другу. Святая душа всегда доверчива. Она всегда честна, она не позволит себе чужого взять, чтобы нажиться.

Я вспоминаю, братья и сестры, свою покойную бабушку. Вот здесь стоит в храме моя сестра, и она мне не даст соврать, что она имела всего лишь 18 рублей колхозную пенсию, бабушка. Это копейки были, казалось бы. Но из этих копеек она ещё и умудрялась, братья и сестры, живя нестяжательно, она стремилась милостыню и другим подать. То она возьмёт из старых лоскутков одеяло пошьёт и понесёт старушке какой-то, рядом живущей одинокой. Или половичок из лоскутков сошьёт и кому-то подарит. Вроде что там, казалось бы, из лоскутков сшитый половичок, а человеку радостно, утешительно. До самой своей кончины она всё ездила на хутор Вязники, где жил её племянник, старший сын старшей сестры, который всего лишь на три года был младше её. Бабушке уже за 80 было, и ему за 80. Он инвалид после войны был Отечественной, и она ездила ему всё лето помогала на огороде, постирать, убраться в хате.

«Раньше люди жили не бедно, ― они умели довольствоваться малым»

Напротив соседка жила, баба Горпына. Я вспоминаю, как бабушка ходила ей к Пасхе хату белила или купала её перед праздниками, чтобы она чистенькая была и аккуратная. И ещё понесёт свою сорочку, юбку, кофту свою, чтоб Горпынка в чистом была. Да ещё придёт к отцу и говорит: «Федька, дай мне краски какой-то старой, я керосином её разведу и ставни Горпынке покрашу. Пусть у нее будет праздник». То есть вот так люди жили, братья и сестры.

Я вспоминаю слова бабушки, которые на всю жизнь мне запомнились. Как-то в школе, на обществоведении, нас как учили, вот что при капитализме, при царе было плохо. Работал на капиталиста рабочий и получал всего лишь 14 рублей. Я тогда детским разумом подумал: «Ну да, 14 рублей. У бабушки 18 колхозная пенсия ― но это ж копейки, а он 14. За что ж семью кормить?» Пришёл и рассказал бабушке, говорю: «Бабушка, вот раньше люди бедно жили». А она говорит: «А чего бедно?» «Как, ― говорю, ― работали, работали ― 14 рублей получали. А она улыбнулась и говорит: «Так 8 рублей корова стоила. И раньше люди жили не бедно». Мне на всю жизнь запомнились эти слова, мудрые слова: «Раньше люди жили не бедно, ― они умели довольствоваться малым». Одна миска на столе стояла, и все из одной миски ели. Хатка была, но семья 12 человек жила в ней. Уважали родителей, слушались старших, трудились, помогая друг другу. И кто скажет, что они жили беднее? Да они богаче нас были. Потому что до захода солнца на полях в колхозе работали, а потом ехали и песни пели, наработавшись. Потому что радость у них в душе жила.

«Что ты спрятал, то пропало. То, что отдал, то твоё» (восточная мудрость)

Я вспоминаю, братья и сестры, и как колядовать ходили, и как по вечерам то там, то там люди собирались и песни пели. Как на престольный день, хотя церковь в 1931 году была разрушена в нашем селе, на престольный день съезжалась вся родня. Накрывались столы и радовались взаимным общением. А сейчас через цепочку, боясь двери открыть, друг с другом разговаривают, боятся человека в дом пустить.

И вот, братья и сестры, именно об этом сегодня и хотелось бы говорить, что не в стяжании внешних благ и внешнего мнимого благополучия счастье. Это не счастье, когда ты богат и можешь на свои какие-то прихоти деньги разбрасывать направо и налево, а при этом боишься и живёшь за высокими заборами, за вооружённой охраной, за собаками ― это не радость. Помните, если я не ошибаюсь, у одного из древних восточных писателей есть такие мудрые слова: «Что ты спрятал, то пропало. То, что отдал, то твоё». Поэтому люди делились друг с другом и отдавали друг другу, потому что знали, что всё это вернётся к ним. Когда у человека будет беда или сложный период в жизни, ему тогда люди помогут, как он им помогал. А если и не будет такого сложного периода в жизни, то люди после смерти его добрым словом вспомнят.

«Проживи жизнь так, чтобы, умирая, ты лежал радовался, а все вокруг плакали и рыдали, что такой человек их покидает»

Я вспоминаю свою крёстную, которая трудяга была, и жила добродетельно. И хотя она была незамужняя, и детей своих не было, а когда она умерла, множество народа пришло на похороны, хоронить Маньку Клыныху. И дети плакали по ней, как по родной своей бабушке. Это, братья и сестры, награда добродетельной жизни. Ведь недаром говорит восточная мудрость: «Когда ты родился, ты плакал, а все вокруг радовались о том, что человек родился в мир. Проживи жизнь так, чтобы, умирая, ты лежал радовался, а все вокруг плакали и рыдали, что такой человек их покидает и отходит от них».

Постарайтесь, братья и сестры, жить со смыслом, старайтесь, братья и сестры, в Бога богатеть, в вечности собирать себе богатства. Да, мы должны одеваться прилично, и, может, красиво, потому что чистая добродетельная душа ― она всегда красиво одевается и прилично одевается, потому что дух творит форму, внутреннее духовное состояние даёт и внешнее оформление человеку. Но если человек идёт полураздетый до неприличности, разве это красота? Если человек начинает себе то ли в ноздри, то ли в губу, то ли в язык какие-то булавки закалывать, это разве красота? Разве когда магическим словом «мода» мы, братья и сестры, начинаем уродовать себя, разве это красота?

«В храм Божий, братья и сестры, ходите, сохраняя внешнее приличие обязательно»

Посмотришь на помазании, подходит пожилая женщина, и брови у неё нарисованы. «Что, ― говорю, ― матушка, в молодости выщипывала, а сейчас рисовать под старость приходится? Так лучше пускай они, как Бог дал». Подходит под благословение, а ногти синего цвета и длиной, как у антихриста. Разве это красота? Да где ж вы такую красоту видели? Да разве молодость, она сама по себе не красива? Разве она сама по себе не благолепна, когда она в здоровье, и в молодости, и в крепости сил. Ведь она красива! Что ж там ещё какие-то синие ногти себе налеплять… Краски часто на лицо так намажут, что и живого человека не видно, какой он на самом деле есть. Это всё равно, что на «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля взять и накрасить каких-то теней, каких-то красок ― мы изуродуем произведение искусства, и нам скажут: «Варвары, что вы наделали?»

Так мы же себя часто уродуем таковым. И в храм Божий, братья и сестры, ходите, сохраняя внешнее приличие обязательно. Ведь часто посмотришь, идут в храм Божий хлопцы в шлёпанцах на босу ногу и в трико с футболками. Но ведь это хорошо для домашней жизни, а в храм надо пойти на встречу с Богом прилично одетым. Девчата идут и женщины в одежде без рукавов, а то и платком голова не покрыта, говорят: «У меня душа чистая». Дай, Боже! Но кроме того, в душе ещё добродетель скромности присовокупи: покрой голову свою, ведь ты перед Богом будешь стоять сейчас в храме Божием, к святыне будешь подходить.

«Мы в храм идём на встречу с Богом, и одежда наша должна быть прилична»

Знаете, как-то наша староста церковная сельская сказала такие слова: «Вы хоть одного видели покойника в гробу в сарафане? Или в футболке и в шлёпанцах? Нет, мужчин одевают в костюмчик, в рубашку приличную с длинным рукавом. И женщины ― платье приличное, ниже коленочек, хоть и покрывалом закрыт лежит покойник. И голова обязательно платком у женщины покрыта. А почему так? Да потому, что покойника готовят к воскресению мертвых будущему, к жизни будущего века, готовят его к встрече с Богом и стараются одеть так, чтобы прилично было ему на встрече с Богом.

Так и мы в храм идём ― тоже идём на встречу с Богом, и одежда наша должна быть прилична. Даже в американских фильмах, Америка, где всякие вольности, всё допустимое, казалось бы, есть, но посмотрите, в какой одежде они там в храмах стоят, когда показывают американские фильмы. Если похороны ― все в строгих чёрных костюмчиках, в чёрных платьях, с вуалями, в каких-то шляпах, но с вуалями. Как-то приличие соблюдается. И на службе стоят. Не встретишь там кого-то в футболке стоящего в храме американском. Даже в их фильмах посмотрите: люди сохранили традицию и благоговение. А у нас «русь святая» идёт в шлёпанцах на босу ногу, в растрёпанном трико и в футболке с какой-то иностранной надписью. А почему бы на этой футболке не написать: «Уважай отца твоего и матерь твою, благо ти будет и долголетен будеши на земли»? Или другую какую-нибудь надпись добродетельную. Нет, что попало было там написано, и мы с этой надписью идём прямо в церковь.

«Самое главное, не забывайте о духовном начале человека. И прежде ищите Царствия Божия, а всё остальное приложится нам»

Поэтому, братья и сестры, мы должны и одеваться прилично. Мы должны и питаться, чтобы не ослабнуть, и физические силы сохранить. Мы должны и достаток иметь, чтобы и дети, и внуки, соответственно, также были и накормлены нами, и одеты, и обуты. Но самое главное, не забывайте о духовном начале человека. Не забывайте, что не это главное, это второстепенное. И прежде ищите Царствия Божия, а всё остальное приложится нам.

Знаете, братья и сестры, почему сейчас вот мы все, кажется, колотимся, колотимся, и всё что-то и в праздники работаем, в воскресные дни работаем, и ни у кого не прибавляется. Почему? Да потому, что и Заповеди Божии при этом нарушаем. Как Господь сказал: «Шесть дней делай, да сотвориши в них вся дела твоя, седьмый же день ― Господу Богу твоему» (4-я заповедь Закона Божьего). Седьмой день посвяти: на службу в храм сходи, милостыню подай, больного посети, плачущего утешь, с радующимся порадуйся. Посвяти весь день добродетельной жизни и жизни с Богом, чтобы Господь в этот день был рядом с тобой.

Пример процветания нашего Отечества при жизни с Богом

Вот, братья и сестры, почему, казалось бы, колотимся, колотимся ― и праздники, и воскресные дни забыли, а всё достатка нет. Да потому, что ведь Господь же нам сказал, что «ищите прежде Царствия Божия, а всё остальное приложится вам» (Мф. 6:33), а мы всё ищем, что приложится, и в результате теряем то, что и есть. Вспомните пример нашего Отечества. Казалось бы, сколько и бедствий было, пролетело над нашим Отечеством, сколько было беды: и монголо-татары, и шведы, и поляки, и немцы, и кого только не было на наше Отечество, братья и сестры, нашествий, разорений! И при этом наше государство ширилось больше, больше и больше ― и до Урала, и за Урал, и Дальний Восток, и Варшава была губернским городом, и Финляндская губерния была, и Аляска была наша. Посмотрите, как расширялось наше Отечество. И мало того, семьи были по 10–12 человек, новые сёла, новые хутора, новые города вырастали. А сейчас, за время незалежности, на Украине исчезло (исчезло!) 600 сёл! Без войны. Без разорения. Мы сами разрушили.

Вот, братья и сестры, что делает жизнь с Богом: она даёт и расширение, и процветание, и радость жизни. И жизнь без Бога ― это сплошное уныние, когда человек не знает к кому и главу подклонить, мечется всю жизнь, до уныния, до отчаяния доводя себя. А ведь всё просто. Просто не то, что жития святых, ― посмотрите, как наши деды и прадеды жили.

«Помните о смысле жизни. Жизнь наша ― не то, чтобы здесь прожить только временно, наш смысл жизни ― чтобы ещё и вечность наследовать»

И из этого вынесем урок, что Господь говорит это, любя нас. А мы, любя Бога, должны, братья и сестры, как-то и жизнь сообразовывать с духовным нашим началом. Помните всегда об этом. Помните о смысле жизни. Жизнь наша ― не то, чтобы здесь прожить только временно, наш смысл жизни ― чтобы ещё и вечность наследовать, ещё чтобы после нас «Вечную память» нам запели, чтобы люди добром нас вспомнили. И ради этого, братья и сестры, стоит жить. И ради этого стоит творить добро. А потом помните, что ваше добро, которое вы творите, оно посеется в ваших детях и внуках. Они вам в радость вырастут, они утешением для вас будут. Они наследием вашим будут, и поминать вас всегда будут, говоря о ваших добродетелях. Как я сегодня поминал свою бабушку, как я сегодня поминал свою крёстную, как я поминаю свою маму, уже отшедшую, которая всю жизнь пример труженической жизни показывала, и множество других людей, которых я поминаю за их добродетели. Так дай, Боже, братья и сестры, и нам быть добродетельными, чтобы нас помнили, и чтобы Господь милосердием нас миловал, глядя на наши стремления быть с Ним и жить по-Божьему. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. 14 июля 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *