Устюжское чудо и Святые Горы

Список чудотворной Устюжской иконы Благовещения в Святых Горах. Устюжское чудо21 июля Церковь молитвенно воспоминает чудесное знамение, бывшее от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге в 1290 году. О связи чудотворного Устюжского образа Пресвятой Богородицы и Святогорской обители ― наш следующий материал.

Во все времена в Святых Горах сугубо прославлялась, сугубо величалась Заступница усердная, Мати Господа Вышняго ― Царица Небесная, Пресвятая Дева Богородица. Ей, Владычице нашей, вот уже несколько столетий в Святогорье воздвигаются храмы и посвящается множество икон, особо чествуются основные праздники, связанные с Царицей Небесной.

21 июля Святая Православная Церковь установила празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы в честь явления образа во граде Казани (1579), а также празднование Устюжской иконы Божией Матери Благовещения в честь чудесного знамения, явленного от неё в одном из самых старинных городов Русского Севера (1290), после чего образ стал именоваться чудотворным.

Знамение во граде Устюге, прославившее образ Царицы Небесной

История этого события восходит к концу XIII века и тесно связана с житием святого праведного Прокопия Устюжского, принявшего на себя подвиг юродства и ставшего первым на Руси Христа ради юродивым.Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый

Некогда богатый, успешный купец, узнавши Православие и приняв святое Крещение, Прокопий принял решение посвятить свою жизнь Богу, но в служении своём пойти особым, самым трудным путём. Раздав всё своё имение нищим и отрёкшись от благ сего суетного мира, Прокопий принимает обет юродства Христа ради ― добровольное смиренное терпение многих и лютых жестоких скорбей от мира сего, на внешнее, кажущееся безумие юродивого неизменно отвечающего ему презрением и поношением. Но именно этого и ищут сии великие святые: в своём желании быть поруганными и униженными они выше мучеников. И наградой за такой великий подвиг отречения от себя ради Христа святым ещё на земле бывает премудрость Божия, дерзновение в молитве и дар пророчества. Так, святой Прокопий предсказывает маленькой трёхлетней девочке Марии, что та станет матерью великого святителя Стефана, просветителя Перми, величаемого апостолом зырян (День памяти ― 9 мая).

Также Прокопий, как некогда пророк Иона в Ниневии, в Великом Устюге, где подвизался подвигом юродства ради Христа, предрёк жителям города скорую гибель, ежели они не принесут покаяния и не исправятся. Но в отличие от ниневитян, устюжане не вняли словам святого праведника, предсказавшего гибель города за грехи его жителей от огненного града, и только посмеивались над ним. Все дни и ночи Прокопий проводил в слёзной горячей молитве о граде Устюге и его жителях.

Спустя несколько дней над городом повисла огромная чёрная туча. Мрак покрыл город. Засверкали молнии, раздавались раскаты грома, сотрясалась земля. Только теперь жители города уразумели правоту слов юродивого, предсказывавшего это бедствие. С ужасом осознали его причину в бездонной пропасти грехов своих, навлёкших смрадом своим на город гнев Божий, увидели единую надежду на спасение ― покаяние во множестве содеянных тяжких и лютых беззаконий. С горьким плачем и рыданьями стекались они в храмы Божии и молили о помиловании и отвращении от города грядущей неминуемой погибели.

В соборном храме горячо и усердно вместе с народом о помиловании града Устюга возносил свои молитвы и святой Прокопий, падши на колени пред Пречистым образом Царицы Небесной. И вот, как некогда услышала Божия Матерь молитвы блаженного Андрея юродивого в храме Константинопольском, и, покрыв Своим омофором, видимым образом явила Своё покровительство и предстательство за молящийся в храме народ, так и теперь свершилось подобное чудо по молитвам блаженного Прокопия юродивого в соборном храме Устюжском. В знак милости Божией, дарования прощения и помилования раскаявшихся грешников града Устюга случилось чудное знамение: от иконы Благовещения Пресвятой Богородицы в изобилии истекло благоухающее миро, которым наполнили все церковные сосуды.

Праведный Прокопий УстюжскийТак Пресвятая Богородица молитвами Своими и матерним предстательством к Сыну Своему и Богу отвратила неминуемую погибель от Устюга. Зловещая туча прошла мимо города, и невдалеке в пустынном месте разразилась с ужасающей силой огненным градом, испепелившим всё вокруг.

С тех пор в память об этом чуде избавления от погибели святыня стала величаться чудотворной Устюжской иконой Благовещения Божией Матери. Празднование в её честь установлено в день памяти святого Прокопия, Христа ради юродивого.

Исторические сведения о чудотворной иконе и упомянутых выше связанных с ней событий во граде Устюге нашли своё отражение во Второй Новгородской летописи и других письменных источниках XVI–XVII веков. Образ был написан новгородским иконописцем в те годы, когда в городе княжил святой благоверный князь Всеволод-Гавриил († 1138).

Предание сохранило такие сведения о дальнейшей судьбе чудотворного образа «Устюжское Благовещение». Из Устюга икона была вывезена новгородцами и помещена в Георгиевский собор Юрьева монастыря, а затем, около 1567 года, при митрополите Филиппе II (будущем святителе-мученике, День памяти ― 22 января) и царе Иоанне Грозном святыня была перенесена в Москву: «взял из Новгородской Софии в Москву образ Благовещения Юрьева монастыря». Предполагается, что изначально икона Божией Матери была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в начале XVII века она была перенесена в Успенский собор, где образ поместили в местный ряд иконостаса. В описи собора за 1627 год икона упомянута как «Образ Благовещения Пречистыя Богородицы, греческое письмо».Устюжское Благовещение. Новгородская икона. Вт. четв. XII в. Государственная Третьяковская галерея

По закрытии в 1918 году Кремлевского Успенского собора чудотворная Устюжская икона Благовещения Пресвятой Богородицы была сначала передана в Государственный исторический музей, а в 1930 году ― в Государственную Третьяковскую галерею, где находится и доныне.

В течение XVI–XIX веков с чудотворного Устюжского образа Пречистой, посвящённого Евангельскому сюжету о священной, таинственной встрече Девы Марии и Архангела Гавриила в момент благовестия о Боговоплощении, были сделаны несколько списков.

Милостью Божией и неизреченным Его промыслом один из этих списков чудотворной Устюжской иконы Благовещения Пресвятой Богородицы когда-то освящал своим присутствием и Святогорскую обитель.

Список Устюжского чудотворного образа в Святогорской пустыни

Описание чудотворного образа Благовещения Божией Матери, находящегося в Москве в Успенском соборе, с которого подлинный снимок находится в Святогорской Успенской пустыни:

«Икона сия очень древняя, но кем и когда писана, сведений нет; известно только, что в XIII в. она находилась в Великом Устюге, в тамошнем Успенском соборе, а около 1567 г., при царе Иоанне Васильевиче и митрополите Филиппе II, перенесён сей образ в Москву. Пред этою иконою молился св. Прокопий Устюжский о спасении града Устюга от погибели».

Извлечено из книги «Путеводитель по Московским святыням» Рычина, издание четвёртое. 1887.

На основании этих сведений об Устюжской чудотворной иконе Благовещения Пресвятой Богородицы, копия которого была и в Святогорской пустыни, обитель в 1888 году издала Святогорский листок, посвящённый этому образу и его истории.Святогорский листок

В описании Святогорской пустыни конца XIX века, в перечне образов и святых мощей находим упоминание о списке этой иконы:

«Икона Благовещения Божией Матери есть точная копия с чудотворного образа, находящегося в Успенском соборе Московского кремля. На сей иконе предвечный Младенец изображён в персях Приснодевы, воплотившимся в минуту благовествования. Святая икона сия принесена в дар обители московским купцом Василием Гавриловичем Рыбаковым. Она помещается в соборном храме на левом столбе, близ солеи».

Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии. Гр. Кулжинский. Изд. 5-е. Одесса, 1896, С. 118.

Истории и обстоятельствам появления в Святогорской обители иконы Благовещения Пресвятой Богородицы посвящена статья в Харьковской газете «Южный край» от 25 мая 1888 года № 2544, С. 3 под рубрикой «Сретение, пребывание и провождение иконы Благовещения Пресвятой Богородицы»:

«Святогорский монастрырь, Харьк. губ. (Письмо в редакцию). Один из христолюбцев московских Василий Гаврилович Рыбаков, в летний сезон прошлого года бывши в г. Славянске, на минеральных водах, известных своими целебными свойствами в пользовании хронических болезней и особенно от ревматизма, в августе месяце прибыл в Святые Горы на богомолье. Пригласив в номер монастырской гостиницы настоятеля святогорского архимандрита Германа, он, купец В. Г., объявил ему, что намерен пожертвовать в обитель икону «Благовещения Пресвятой Богородицы».

С благодарностью было принято предложение и вот через 6—7 месяцев, именно от 28 февраля н.г., получено от В.Г.Рыбакова извещение, что вышесказанная икона уже отправлена из Москвы во Святые Горы. Ожидали с нетерпением, и наконец, в 1 час пополудни 18 марта, икона доставлена из г. Славянска в больничную церковь, что на монастырском хуторе и поставлена на месте у правого клироса.

Список Устюжского чудотворного образа в Святогорской пустыниОна оказалась довольно оригинальною и массивного размера именно: 3 арш. и 5 вершков вышиною и 2 арш. 6 вершков ширины и весила с ящиком 2½ пуда (2,4х1,7 м и 41 кг ― прим. ред.).

Самое первоначальное помещение иконы Благовещения Царицы Небесной в больничной церкви монастырского хутора имеет некоторое особенное значение. Он находится на расстоянии монастыря в двух верстах с южной стороны на перепутье от Славянска и есть как бы преддверие монастыря. И Царица Небесная с Воплощённым в Ней Богомладенцем «от Юга прииде» в монастырь.

В три часа по полудни прибыл о. архимандрит в больничную церковь и освятил соборне икону Благовещения, после чего все бывшие в церкви прикладывались к ней. День был пяток 1-й недели Великого поста. Знаменателен был этот день по отношению ко времени доставления св. иконы и вот почему.

В больничной церкви каждую субботу чередной иеромонах читал акафист Благовещения Богоматери. И в настоящую субботу после часов отправлен был молебен с акафистом весь, положенный в молитвослове, начиная со стихиры: «Совет превечный открывая Тебе отроковице Гавриил предста лобзая и вещая: Радуйся земле ненасеянная»… Сказанная икона была без рамы и вот на неё возложена была превосходная драпировка с бантами, украшенная розами, что много придало иконе благолепия и как бы величия.

Храм Ахтырской иконы Божией Матери
Больничная церковь

20 числа, что было в воскресенье, после литургии был соборне отслужен благодарственный молебен с возглашением многолетия Государю Императору и Святейшему Синоду. В 11 часов дня больничный благозвучный гармонический колокол, весом в 24 пуда (393 кг ― прим. ред.), пожертвованный есаулом, а потом монахом Феодором, ― возвестил с трезвоном прибытие о. настоятеля и по устройстве носилок св. икона была изнесена из церкви в предшествии четырёх иеромонахов во главе с о. настоятелем, при многочисленном стечении народа и при торжественном трезвоне. Во всё время процессии с иконой Благовещения пели молебен, Ей положенный в молитвословиях.

Нельзя здесь не сказать хотя несколько слов о пребывании иконы Царицы Небесной в больничной церкви. Она находилась почти три дня: пяток, субботу и воскресенье, в субботу ― целый день. И как счастлива больничная и хуторская братия, которая прежде монастырской могла, в продолжении вышеозначенного времени, наслаждаться, так сказать, лицезрением ея и несколько раз прикладываться к ней!

О, как многознаменателен был и таковым остаётся навсегда, доколе будет стоять и процветать Святогорская обитель, день 18 марта сего 1888 года! В этот день совершилось в ней и для нея сугубое торжество, которое займёт прекрасную страницу в летописи этой обители. Как в частной жизни каждого человека, так и в общественной редко выпадают в один день такие счастливые события, какие совершились в приснопамятный день 18 марта. Не без основания можно утверждать, что Сама Царица Небесная вложила свыше благую мысль боголюбивому Василию Гавриловичу пожертвовать в Святогорскую обитель св. икону Благовещения, замечательную во многих отношениях, и замечательную во 1-х тем уже одним, что она есть точный снимок или копия чудотворной иконы Благовещения, находящейся в Московском Успенском соборе. Во-вторых, замечательна сия икона тем ещё, что принадлежит кисти высокого художества древнего строго византийского письма; оба лика Пресвятой Богородицы и архангела Гавриила в золотых вокруг глав венцах, как и все иконы на востоке, начиная с древнейшей иерусалимской, находящейся в Цареградской Патриаршей церкви. В Святогорской обители она уже возымела, а впредь ещё более будет иметь значение между другими святынями обители.

Но другое совершившееся для обители событие, не погрешим, если назовём оное своего рода чудесным. Именно: более трёх лет продолжается процесс, состоящий в следующем. Подан был иск против обители Святогорской; дело сие было разбираемо двумя мировыми судьями, тремя мировыми съездами, и одним из них два раза, и всегда было разрешаемо не в пользу истцев как «неосновательное». И ещё ими было подаваемо три раза в кассационный департамент и на последнюю их жалобу окончательно последовало решение Сената: «оставить без последствий».

Копия резолюции сената была получена в обители 18 марта в одно время и день, когда была получена сия святая икона; и как вся обитель была обрадована получением дорогого дара св. иконы, так и утешена, и успокоена от более трёхлетней скорби и утеснения. Не есть ли в самом деле здесь нечто чудесное, что извещение о сенатском решении, столь важном для обители, получено здесь ни прежде, ни после, на за день, ни на другой, а именно в самый день доставления св. иконы Благовещения которая вместе с собой принесла и истинно благую весть для обители об «оставлении без последствий» иска пяти—шести лиц просителей, начиная от коллежского регистратора и до его превосходительства, когда иск их угрожал обители на несколько тысяч рублей урону. Что это действительно так, это доказывается тем, что истцы-просители с невероятными усилиями добивались выиграть дело в свою пользу и оно разбиралось двумя мировыми судьями, тремя мировыми съездами, и ещё они подавали три раза в кассационный департамент.

Нельзя не удивляться тому, в юридическом отношении, согласию, что и отдельные лица судей и судебной камеры, и департамент, на основании, конечно, статей закона, просьбы истцов-просителей признавали «неосновательными». Нам думается (да что я говорю?), мы свято верим, что во всех инстанциях при рассматривании и разбирательстве спорного дела, незримо присутствовала Сама Царица Небесная и давала направление и ход делу и ограждала интересы одной из обителей, и именно Святогорской, посвящённой Ея имени Всечестному Успению. И ведая намерения и действия христолюбивого жертвователя В.Г.Рыбакова, соблаговолила так, что ко дню принесения Ея иконы Благовещения приспело в обитель в один и тот же день и извещение об одержанной в пользу обители победе.

И духовное утешение и материальная для обители польза чудно сочетались в один день, как и в Пречистом лице Св. Девы Марии «девство и рождество» сочетались нераздельно. Поистине здесь и благодать возблагодать. Помилую, его же аще помилую, и ущедрю, его же аще ущедрю — изрёк Господь Бог из купины на горе Синайской к Моисею (Исх. – XXXVIII, 19). И здесь видим подобное. Помиловала Царица Небесная своею чудотворною иконою «неопалимой купины» Святогорскую обитель, от пожара в ночь с 12–13 февраля прошлого года, грозившего истреблением по направлению сильного ветра, несшего бурным потоком с запада на восток пламя прямо на всю обитель: что описано в «Душеп. Чт.» 1884 г. 4, стр. 501-506 и ущедрила её своим благодатным даром иконою Преславного Ея Благовещения.

О, буди имя Господне благословенно отныне и до века! О, буди хвала и благодарение Царице Небесной за дарованную Ею нам грешным сугубую милость такожде ― отныне и до века!

В ознаменование всего совершившегося для Святогорской обители вообще и, в частности ― для больничной церкви в три дни сии раздавался с колокольни ея торжественный целодневный звон ― для вящего впечатления и памятования милостей, Царицею Небесною зде явленных.

Протоиерей Григорий Дюков».

Ахтырский скит. Фото к. XIX - н. XX вв.
Ахтырский скит. Фото к. XIX – н. XX вв.

Также в другом номере «Южного края» от 29 июля 1888 года № 2604 имеется статья того же священника Григория, где он повествует о встрече иконы и подробно останавливается на её описании. В частности, вот как о. Григорий описывает процессию со святыней:

«Когда она достигла лесной сторожевой избы, при въезде в монастырь, то здесь встретила её старшая монастырская братия ― с хоругвями, крестом и иконами; иеромонахи больничной церкви возвратились назад, и началось богослужение пред св. иконою при значительной массе народа. Св. икона крестообразно была окаждена и первым пропето «Величание» Благовещению: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая», «Обычное начало и тропарь», «Повеленное тайно прием в разуме», великая ектения и затем «Канон благодарный Пресвятой Богородице», начав со стихир; «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: «Радуйся, земле ненасеянная!»; потом ирмосы: «Отверзу уста моя» и т. д., поя на всём пути благодарный канон с таким расчётом, чтобы оный был окончен до самого входа в монастырь. Здесь у св. ворот св. икона сретена была всею монастырскою братиею при торжественном звоне колоколов и многочисленном стечении народа. Участвовали в процессии не только жители всех окрестных к монастырю селений и хуторов, но и целая масса поклонников-богомольцев, кои можно думать, нарочито ускорили стопы свои к этому дню, чтобы разделить радость св. обители участием в ея светлоторжественном событии.

Святая икона была внесена в тёплый Покровский собор и поставлена среди оного. Здесь, по окаждении ея, прочитан был о. архимандритом известный Благовещенский акафист, после коего пропет многочисленным стройным и благогласным хором певцов умилительный стих к Богоматери: ― «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево!»… По пропетии и елеемазании монастырской братии, св. икона поставлена была в нарочито устроенном киоте, у левого клироса на самом удобном месте ― так как оно освещается окном второго яруса церкви».

Далее автор статьи переходит к описанию святых ликов Пресвятой Богородицы и Архангела Гавриила, в завершение чего говорит о чудотворении копий или снимков чтимых икон:

«Оба лица изображены на иконе в стоящем положении. Архангел Гавриил правою рукою, как бы «помавает», а левою держит длинное древо, с маленьким наверху крестиком: знамение, что имеющему родиться Богомладенцу предстоят страдания. Сверху обеих Лиц посредине над их главами окружённый лёгким облаком Господь Саваоф, из уст Котораго, в виде струи или пара, исходит Дух Святый прямо на Пресвятую Деву. В персех Ея вместе с сим образовался или вочеловечился Богомладенец, в полустоящем положении, без одежды, с начертанием на венце вокруг главки известных букв ш. о. н., что значит: «Сый». Глубока мысль художника в изображении Господа Саваофа, испускающаго из недр Своих Духа Святаго, прямо нисходящаго на главу Пресвятыя Девы.

Нельзя не обратить внимания на лик Божией Матери на иконе Благовещения. Взор Ея особенно выразительно умилительный, но вместе величественно строгий. Особенность его та, что где бы вы, т. е. с какой стороны, вы пред Ним ни стояли, Он на вас смотрит и как бы проникает всю вашу внутренность — мысли и чувства.

Всё сказанное доселе об иконе Преславного Благовещения Пресв. Богородицы относилось к внешней или наружной стороне. Многое можно бы сказать и о внутренней стороне — разумеем чудотворныя знамения, кои Она явила как вначале своего пребывания в Хуторско-больничной церкви, равно на пути Ея перенесения в монастырь (20 марта) и, наконец, в самом монастыре, но не будучи на то уполномочены и не имея под руками документальных данных, мы до времени проходим их молчанием.

Наконец остаётся нам решить последний вопрос, нас занимающий: может ли быть чудотворною копия или снимок той или другой иконы? Отвечаем положительно. В описании явления Тихвинския Божия Матери читаем, что многие из находящихся там в разных местах России второобразов или копий Тихвинския иконы Божией Матери сделались замечательными и особенно чтимыми по дару чудотворения. Такова напр. издревле чествуемая как Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери в Ипатиевском Костром. соборе. Другая, как читаем в № 20 «Воскр. дня» н. г., находится в Николаевском Одрине монастыре Орловской епархии».

Список чудотворной Устюжской иконы Благовещения в наше время

За 70 лет безбожной власти и поругания древней монашеской обители в Святых Горах многие её святыни были безвозвратно утеряны. Среди них, к сожалению, список чудотворной Устюжской иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1888 году пожертвованной в Святогорскую обитель благочестивым рабом Христовым Василием Гавриловичем Рыбаковым.Список чудотворной Устюжской иконы Благовещения в Святых Горах

Однако по милости Божией память об этой иконе и связанных с ней событиях в Святых Горах была восстановлена. Святогорская братия во главе со своим наместником, с великой благодарностью Богу и Его Пречистой Матери восприняв возвращение древней монашеской обители Матери-Церкви и осознавая столь же великую свою ответственность за возложенную честь её возрождения, с деятельной любовью и должным тщанием взялись за восстановление монастыря, стремясь при этом воссоздать в нём всё так, как было до его закрытия.

В 2001 году в обители начались первые работы над иконостасом центрального придела Успенского собора Святогорской Лавры, иконы для которого были написаны в г. Елец Липецкой области преподавателями и выпускниками иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры. Одна из этих икон ― образ Благовещения Божией Матери, именуемый «Устюжским», выполненная мастером-иконописцем Зданович Анной Владимировной, была привезена в Святогорский монастырь и установлена 27 ноября 2001 года с правой стороны от Царских врат в нижнем первом ряду иконостаса, напротив правого клироса.

«Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице»

Матерь Божия всегда сугубо проявляла любовь к посвящённой Ей святой обители, показуя особое Своё покровительство и расположение. Так, некогда Она утешала архимандрита Германа (Клицу), второго после архимандрита Арсения (Митрофанова) настоятеля Святогорской обители, не раз являясь ему и даже назвав Себя Игуменьей Святых Гор. И сейчас Пресвятая Богородица утешает нынешних святогорцев и всех, кому дороги Святые Горы, являет Своё присутствие и молитвенную помощь. Многие знаковые для обители события приходятся в день Её сугубых праздников.

Так, в 1992 году, 15 июля ― день празднования Ахтырского образа Пресвятой Богородицы ― Божия Матерь привела в Святогорскую обитель новую братию: по договоренности с администрациями санатория и заповедника для поселения в Святых Горах прибыли в обитель первые её насельники. Тогда их было всего 8 человек, но даже малый «сей камень» стал прочным основанием для начала созидания обители, ведь и один в поле воин, когда с ним Бог и Пречистая Его Матерь. Также в этот же день ― 15 июля ― воскресив духовную молитвенную жизнь Святых Гор, в обители совершились первые богослужения. Как об этом повествует Святогорская летопись, «день 15 июля 1992 года в многолетней череде невероятно тяжёлых, но радостных, незабываемых дней является первым днём духовного возрождения Святогорской обители. Так как именно тогда, летним июльским утром, на могиле Иоанна Затворника, и вечером, в соборе Успения Божией Матери после длительного перерыва в стенах открытого монастыря вновь зазвучала живая молитва, приносимая за Донецкий край, Святую Русь и весь Православный мир».

В 2000 году, 8 сентября ― праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы ― в Святогорской обители совершилось освящение её соборного храма, посвящённого Успению Пресвятой Богородицы.

В непростом для обители 2003 году, 11 июня ― празднование в честь икон Пресвятой Богородицы, именуемых «Споручница грешных» и «Недремлющее Око» ― весьма символично пришлось на решающее событие в деле передачи обители монастырских корпусов. Тогда в Святогорском монастыре состоялось выездное заседание всех собственников бывших монастырских корпусов во главе с действующим на тот момент губернатором Донецкой области. По молитвенному предстательству, неусыпному ходатайству Царицы Небесной было неофициальное, но твёрдое решение губернатора до 2004 года завершить передачу монастырю всех ранее ему принадлежавших корпусов.

И вот, в 2004 году, 4 декабря ― великий двунадесятый праздник в честь Матери Божией, Её Введения (Входа) во храм ― принято окончательное решение о возвращении всех монастырских зданий обители.

Ровно через год, также в день праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Святых Горах произошло знаковое событие ― над наместником Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандритом Арсением (Яковенко) совершился чин наречения во епископа богоспасаемого града Святогорска. В день попразднства Введения ― 5 декабря ― во время Божественной литургии над архимандритом Арсением была совершена архиерейская хиротония ― так Матерь Божия оказала велию милость святой Своей обители и её насельникам, сподобивши Святогорского наместника чести войти в число Своих избранников на высшие степени священства. И вот, впервые за время бытия Святогорья древнюю монашескую обитель возглавил архиерей.

В 2008 году ― 11 июля ― празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица», от списка которой в 2000 году в Святогорской обители произошло чудесное исцеление от тяжелейшей болезни рук ― во Святых Горах началось великое торжество, на которое собрались многие тысячи боголюбивых паломников, множество духовенства Украины, России, Белоруссии ― православные ликовали и торжествовали прославление отцов Святогорской обители, подвизавшиеся на Святых Горах в XVII, XVIII, XIX и XX веках.

Стоит отметить также одну чудесную деталь в росписи Успенского собора, которая также говорит об особом, сугубом проявлении попечения о Своей обители Царицы Небесной. Летом 2009 года для росписи стены над центральным иконостасом в Свято-Успенском соборе, по обыкновению для Святогорской обители, избрали тему Благовещения. Выполнялась роспись московской иконописной бригадой под управлением Алексея Вронского. Иконописцы изобразили Благовещение Пресвятой Богородицы, над которым в кругах изображены Христос, Ангелы и святые праведные родители Пречистой Девы Марии ― Иоаким и Анна, а также написаны слова Архангельского благовестия «Богородице Дево, радуйся…», всё это было исполнено на вызолоченном фоне в древнем стиле. Роспись была выполнена в кратчайшие сроки ― всего за 23 дня. Окончание же иконописания Евангельского сюжета Благовещения совпало с празднованием чудотворной Устюжской иконы Благовещения Пресвятой Богородицы ― 21 июля.

Благовещение Божией Матери. Успенский собор Святогорской Лавры

Тогда же чествуется и ещё одна издревле почитаемая на Святой Руси икона Богородицы «Казанская».

На один из известных и почитаемых в Святогорье Богородичных праздников пришлось также окончание основных работ над центральным иконостасом Успенского собора в 2009 году, когда были установлены 13 икон деисусного чина. Свой окончательный вид центральный иконостас соборного храма Святых Гор получил 26 октября ― в один из дней, посвящённых празднованию Иверской иконы Божией Матери.

Тропарь Божией Матери пред Ея чудотворною Устюжской иконою «Благовещение»

Всепетая и Всеславная Царице Богородице,

Мати всея твари Содетеля,

Христианская Надеждо и Заступнице,

Печальным утешение, ненадеющимся и отчаявшимся скорое надеяние,

Молим Тя: милостива буди нам, грешным,

Не остави раб Твоих и не отрини моления недостойных.

Молимтися, взирающе ко образу Твоему честному

Святыя и чудотворныя иконы Твоея

И вопиюще с плавающими и путь шествующими,

Да пребудет милость Твоя.

О Владычице, ризою честною защити,

И во всяцех местех злых соблюди,

И молися к рождшемуся из Тебе Христу Богу нашему,

Да спасет от грех души наша.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *