День памяти преподобного Антония Печерского

23 июля Православный Церковь совершает память преподобного Антония Печерского. Этого великого святого, основателя Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры Церковь по праву величает начальником всех русских монахов и основателем монашества на Руси.

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая в День памяти преподобного Антония Печерского, 23 июля 2014 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В нынешний праздничный день, братья и сестры, мы вспоминаем память преподобного Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монашествующих. Этот угодник Божий засвидетельствован Самим Господом, потому что, явившись ему в видении, Господь наш Иисус Христос сказал Своему избранному угоднику: «Антоний, ты обрёл благодать предо Мной». На что преподобный отвечал: «Если, Господи, я обрёл у Тебя благодать, то пусть на том месте, где Ты благоволишь и благословишь построить церковь Твоей Пречистой Матери, будет роса, а в другом месте земли будет суша».

«Господь явно воздал Своему угоднику, показывая, какую благодать он приобрёл у Него и уподобляя его древнем святым пророкам»

В следующую же ночь он просил, чтобы везде была суша, а на этом месте роса. И по этому чудному божественному чуду, которое было подобно чуду пророка Гедеона (см. Суд. 6:36-40), Господь указал, где именно нужно строить храм Пречистой Владычицы Госпожи нашей Богородицы. Когда преподобный Антоний и его спостник, преподобный Феодосий, пришли на это указанное Богом место и помолились Богу, то тотчас с неба ниспал огонь, который пожёг все эти деревья, хворост, которым было заросшее это место, и саму землю попалил так, что образовался котлован. Господь этим чудесным огнём указывал особую благодать, которую приобрёл угодник Божий — преподобный Антоний Киево-Печерский.

Жизнь и труды его, и подвиги неизвестны и сокрыты. Потому что он, верный последователь и исполнитель Евангельских заповедей, слыша Глас Господень о том, что когда молишься, то зайди в клеть твою и сотвори молитву твою в тайне, и Господь видящий в тайне, воздаст тебе яве (см. Мф. 6:6), так именно и поступал в течение всей своей жизни. Никто из обычных людей не видел ни его коленопреклонения, ни его всенощные бдения, ни его непрестанную сердечную, исполненную многими слезами молитву. Всё это осталось втайне и известно только одному Богу. Но Господь явно воздал Своему угоднику, показывая, какую благодать он приобрёл у Него и уподобляя его древним святым пророкам — Илии и Гедеону — по силе совершаемых знамений и чудес.

О сокровенности в молитве

И мы, братья и сестры, совершая молитвенный подвиг, должны также стараться, чтобы ближние наши не догадывались о том, что мы стараемся усердно совершать молитвы. Потому что бывает, человек только начал немного подвизаться в молитвенном труде, начинает совершать и читать утренние или вечерние молитвы, и тотчас уже или намёками, или какими-либо словами начинает обнаруживать удивление и превозношение тем, что другие люди, например, не читают утренние или вечерние молитвы. И начинает как-то намекать, что молитва у него совершается или со слезами или с каким-либо умилением. И таким образом окрадывает свой подвиг и делает его совершенно непотребным перед лицом Божиим. Потому что тогда мы совершаем подвиг подобно фарисеям, которые останавливались на углах улиц или на торжищах для того, чтобы показать другим людям, что на них нашло молитвенное вдохновение. Показать, что они в этот момент хотят помолиться Богу, думая при этом в своём суетном уме, что так именно они смогут и других людей подвигать на то своим якобы благим примером, чтобы они больше молились Богу. Но на самом деле в своих сердцах они желали получить прославление от других людей, услаждаясь теми похвалами, которые давали им люди, почитая их за особых богомольцев или за особых богочтителей. Этим они оскверняли свой молитвенный подвиг, и не только не приносили им себе никакой пользы, но ещё наносили себе величайший вред. Потому что пребывали в состоянии мнения, что имеют какую-либо богоугодную добродетель — добродетель молитвы и этим отличаются от прочих людей, которые всё время пребывают или в суетных, или в греховных помышлениях.

«Смотри, ни в коем случае не покажи себя более благоговейным, чем те братья, с которыми ты вместе молишься в церкви. Этим ты не принесёшь никому никакой пользы» (преподобный Иоанн Лествичник)

Поэтому, братья и сестры, мы должны внимательно смотреть и за своими словами, и за своими намёками, и за своим поведением, чтобы никаким образом, даже, если Господь и посетил нас каким-либо умилением или сердечным чувством, не показывать другим людям, что мы нечто имеем. Преподобный Иоанн Лествичник говорит в своей книге «Лествица», что смотри, ни в коем случае не покажи себя более благоговейным, чем те братья, с которыми ты вместе молишься в церкви. Этим ты не принесёшь никому никакой пользы, и своей душе повредишь своим мнимым благочестием, и души братьев уязвишь, что якобы более усердно, чем они, молишься Богу. Поэтому мы должны всячески стараться, чтобы в нашей душе не было никаких греховных чувств и помышлений, и внешне стараться всё подобное скрывать и никаким образом не показывать.

Это не касается, конечно, тех молитв и богослужений, которые установлены для всех православных христиан — чтение (почитание) воскресного дня, посещение праздничных богослужений, когда мы в любом случае идём в храм. Но это касается тех многих молитв, которые мы совершаем и в дороге, и на пути, и при разнообразных наших делах. В этом мы должны подражать преподобному Антонию Киево-Печерскому, который в течение всей своей многой подвижнической жизни совершал эти молитвы тайно, так что ни один человек не узнал, как именно он подвизался и как молился, но Господь явно перед всем миром открыл ту великую благодать, которую стяжал этот угодник Божий.

Житие преподобного Антония Киево-Печерского

С самой юности он возлюбил Христа всем сердцем. Он был самовидцем ещё Святого Крещения, потому что в 988-м году, когда Святая Русь принимала Крещение от князя Владимира, ему было уже пять лет. И он, в юных годах уже слышавши о тех великих подвигах, которые несут греческие иноки на Святой Афонской Горе, возгорелся любовью узнать, что представляет из себя совершенная христианская жизнь. Не обленился он в то тяжёлое время, когда не было каких-либо удобных средств передвижения путешествовать из Русской земли в Грецию. И там, видя святые афонские обители и многих подвижников, в X веке, таких, как Афанасий Афонский и другие, сияющие своей равноангельной жизнью, научился от них благому монашескому житию.

Но Господь не восхотел, чтобы этот светильник остался на Святой Афонской Горе. И как святителю Николаю Чудотворцу, Господь повелел возвратиться из пустыни в своё Отечество, так точно и игумену обители Эсфигмен, в которой подвизался преподобный Антоний, явился Господь и сказал, что Антоний Ему нужен в родной Русской земле.

После этого, с благословения своего игумена, он возвратился в Русскую землю, но не поселился ни в одном из монастырей, а выкопав себе недалеко от Киева небольшую пещеру в земле, там проводил свою богоугодную жизнь. В этой пещерной келье, естественно, что он не имел никакого человеческого успокоения и никакого человеческого услаждения. Но Царство Небесное пребывает внутрь нас (см. Лк. 17:21). И если человек начинает исполнять заповеди Евангельские, то он начинает испытывать то состояние, в котором праведники будут находиться в Царстве Небесном. По этой причине и та убогая келья, исполненная многих скорбей и трудностей, в которой подвизался преподобный Антоний, была для него дороже многоценных чертогов, украшенных разнообразными человеческими изобретениями, дороже тех сладких яств, которыми услаждают себя обычные люди. Лишь небольшие злаки, которые росли возле этой пещеры, служили ему для пропитания, а всё своё внутреннее сердечное устроение он обращал в Царство Небесное, желая, чтобы сердце его непрестанно пребывало там, и чтобы оно туда стремилось.

Благоволение Царицы Небесной к Своему избраннику

Божия Матерь также оказывала особое благоволение этому Своему чтителю и почитателю. Ещё при его жизни вместе с преподобным Феодосием Киево-Печерским во Влахернской церкви в Константинополе Она предстала грекам — зодчим, храмоздателям, строителям. И, дав им золото, указала на преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, говоря строителям, чтобы они в их Русской земле в обители этих двух угодников Божиих построили церковь. И когда эти греческие строители приплыли в Русскую землю, нашли град Киев и обитель преподобных Антония и Феодосия, то с удивлением услышали от них, что они никогда не только в город Константинополь, но и из своей обители уже долгое время не исходили. И этим было явлено особое благоволение Божией Матери, не только при жизни, но и после успения преподобных Антония и Феодосия. Вместе с ними Она являлась опять в том же в Влахернском храме и уже давала золото не строителям, а иконописцам, подряжая их, чтобы они расписали ту, построенную при преподобных Антонии и Феодосии великую Печерскую церковь Успения Божией Матери.

Особой благодати сподобившись от Бога, они научили и своих учеников истинной христианской и богоугодной жизни. Потому что, взирая на преподобного Антония, и его ученики — преподобный Феодосий со спостниками — сподобились великих дарований от Бога. Так, что своими мощами украсили Святорусскую землю, и в огромном количестве возлегли в Киево-Печерской Лавре, своим нетлением свидетельствуя об истине Святой Православной Церкви и о том, что благодать Божия пребывает в ней, и верных последователях Христовых. И при жизни обогащает многими истинными благодатными дарами, и по смерти через их нетленные тела освещает всех, с верой притекающих к их святым мощам.

Преподобный Антоний, как при жизни проводил жизнь сокровенную, не ища человеческой славы и не желая человеческого почитания, так и после смерти своей молился Богу, чтобы Господь даровал, чтобы его мощи были сокрыты от людей. И похороненный в пещере, он до сих пор находится своими мощами сокрыт от людей, а те, кто пытался по дерзновению раскопать пол его пещеры и обнаружить его мощи, были опаляемы огнём, исходящим из пола его пещеры так, что оставляли своё дерзостное начинание.

«Будем молиться этому угоднику Божию, чтобы он и нам даровал искреннюю молитву»

И мы, братья и сестры, вспоминаем жизнь этого угодника Божия, который кроме своих многочисленных подвигов и чудес, претерпел также и много скорбей в своей жизни. Потому что первоначально князь Изяслав Ярославович желал изгнать его за пострижение двух именитых бояр — Варлаама и Ефрема, и только увещание его жены привело к тому, что преподобный Антоний не был изгнан. А во второй раз, когда в Киеве поднялась смута, три князя Ярославовича не смогли одолеть половцев в битве, и после этого вся Русская земля подверглась нашествию половцев. Киевские люди, возмущённые этим поражением князей, изгнали князя Изяслава, а на его место поставили князя Всеслава Полоцкого. И перед князем Изяславом он был оклеветан, преподобный Антоний, как виновник этой городской смуты, так, что был удалён из города Киева. Пришедши в град Чернигов, там основал монастырь на Болдиных горах, претерпевши эти многие скорби, и в них показав и своё незлобие, и терпение, и смиренное перенесение этих скорбей.

Будем молиться этому угоднику Божию, чтобы он и нам даровал искреннюю молитву. Ту, которой он сам пламенел перед лицом Божиим, исполнение всецелое заповедей Христовых, постоянное и неуклонное шествование по стезям ко спасению, к Царству Небесному, и безропотное, смиренное перенесение скорбей, которое Господь даровал переносить даже Своему столь великому угоднику Божию, и которое, несомненно, нужно для спасения и всех нас, православных христиан. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *