«Сегодня — Богородичная Пасха»: слово на Успение Божией Матери (аудио, видео)

аудио

«Мы сегодня, как никогда, торжествуем, братья и сестры, победу жизни над смертью»: величание архипастыря-проповедника Святогорского, произнесённое на Богородичную Пасху 2008 г.

Проповедь епископа Арсения на праздник Успения Божией матери. 28 августа 2008 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сей светлый праздник Успения Пресвятой Богородицы мы собрались с вами, братья и сестры, в храмах Божиих, чтобы особо почтить это торжество Божией Матери. Многие из нас задумаются.

Задумаемся, потому что мы настолько земные, и ум наш мыслит по-земному, и в мыслях наших проскальзывает: «Вот сегодня празднуют праздник Успения Божией Матери, но ведь на самом деле сегодня день Её преставления, день Её смерти, перехода от земной жизни». Обычно у нас смерть близкого нам человека вызывает не радость, но скорбь, горе да отчаяние бывает, когда мы расстаёмся с нашими ближними, видя их лежащими во гробе. А здесь, зрящи на плащаницу Царицы Небесной, где Она лежит, мертвеннолепно сложив Свои пречистые руки, молящиеся за весь мир, мы радуемся и празднуем, как в великий праздник, и само богослужение особенным торжеством отличается.

«Вот и сегодня такой же праздник, сегодня — Богородичная Пасха!»

В чём же здесь суть праздника? Да в том, что наш Бог не есть Бог мёртвых, но есть Бог живых! Мы сегодня, как никогда, торжествуем, братья и сестры, победу жизни над смертью. Мы торжествуем и радуемся в день Христова Воскресения на Святую Пасху, и после Страстной Седмицы у верующих христиан это такой переизбыток радости, когда на приветственное слово священника: «Христос воскресе»! — тысячные голоса отвечают восторженно: «Воистину воскресе»! И, казалось бы, торжествовали и отвечали на эти слова бесконечно, без устали и с нескончаемой радостью.

Вот и сегодня такой же праздник, сегодня — Богородичная Пасха! Сегодня Царица Небесная отходит от земных в небесная. Если Господь Иисус Христос воскрес как Богочеловек, то Божия Матерь — Она была от нашего, человеческого рода. Именно от нашего земного человеческого рода родилась эта Чистота. Это о Ней Давид, пророк и псалмопевец, сказал: «Воскресни, Господи в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея» (Пс. 131:8). Кивотом святыни Божией явилась Царица Небесная, вместившая во чреве, как в драгоценнейшем киоте, воплощённое Слово Божие. И Давид псалмопевец пророчески сказал, предсказывая Её Воскресение: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея» (Пс. 131:8).

«По Рождестве Дева и по смерти жива»

(задостойник праздника Успения)

Два гроба почитаются, братья и сестры, в мире. Множество гробниц святых угодников Божиих мы почитаем, в которых почивают их святые мощи, или места их погребения мы считаем святыми, но два гроба почитаются православными верующими. Два пустых гроба, в которых не осталось ни малейшего следа Тех, Кто там почивал.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Это Гроб Господень, из которого тридневно воскрес Христос Спаситель, и на котором ежегодно совершается в знамение Его живости как Бога, таинство схождения Благодатного огня.

Гефсимания — Гробница Божией Матери

Так и гроб Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, который также обретён на третий день пустым, когда прибыли святые апостолы. Среди них был апостол Фома, который желал видеть пречистое тело Божией Матери, уже погребенное. И его взгляду в отверстом гробе представилась пустая гробница. Сама Божия Матерь, являясь неоднократно, засвидетельствовала истинность веры церковного Предания в то, что Она, как поётся в песнопениях службы Успения: «По Рождестве Дева и по смерти жива.

И то, что Она жива по смерти, мы можем с вами сами свидетельствовать. Мы не с чьих-то уст слышали, нам не нужно доказывать о том, что жива Царица Небесная, что находится в Небесном Царствии и является Скорой Помощницей и Скоропослушницей всякому человеку. Это Она является Всех скорбящих Радостью, это Она является Утолением всякия скорби и печали. Это Она является православным христианам, утешая, слушая, исцеляя, помогая в этом, земном бытии.

«И мы сегодня стоим у плащаницы Царицы Небесной и думаем, что Она претерпела в этом земном бытии»

И недаром мы, называя Её Матерью Божией, вкладываем в эти слова смысл и того, что Она и наша Пречистая Матерь. Потому что мы Ей усыновлены при Кресте Сына и Бога в лице Иоанна Богослова. Это к Иоанну Богослову были обращены слова Христовы: «Се, Мати твоя» (Ин. 19:27). И с тех пор Иоанн Богослов стал Её сыном, потому что Христос, обратившись к Божией Матери сказал: «Се, сын Твой» (Ин. 19:26). И по слову Христову все верующие последователи Иоанна Богослова — все усыновлены при Кресте Его Пречистой Матери.

И мы сегодня стоим у плащаницы Царицы Небесной и думаем, что Она претерпела в этом земном бытии. Родилась у благочестивых родителей — Иоакима и Анны, которые вскорости умерли, оставив Её сиротой. Но, в то же время, оставив Её сиротой, они с самого детства вложили благое зерно своего личного благочестия и любви к Богу, которое развилось до такой степени, что их Дочь была названа впоследствии Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим за то таинство Боговоплощения, которому Она послужила Своей чистотой, стяжав ее Своим трудом, Своим подвигом, Своим желанием, Своей любовью к Богу.

И впоследствии жизнь Её у бедного плотника — обручника Иосифа, у которого были дети от первого супружества, — она тоже не отличалась особой радостью. Мы вспоминаем, братья и сестры, благовестие Архангелово, когда явился Ей Архангел, после которого зачала во чреве, что Иосиф хотел даже тайно отпустить Её от себя, удалить Её от себя, не доверяя Её чистоте, и только Ангел Господень, явившись Иосифу, сказал, чтобы он принял Марию, что Рождаемое у Неё от Духа Свята (см. Мф. 1:20).

Земной путь Царицы Небесной, исполненный скорби

Икона Рождества Христова

После Рождества Христова и при самом таинстве Рождества Христова и Боговоплощении, места в городе Вифлееме не нашлось, чтобы принять Её и чтобы дать Ей покой при воплощении Сына Божия. В бедной, убогой пещере, куда загоняли скот на ночлег, в убогих яслях рождает Она Христа Спасителя. Поклоняются пастухи, поклоняются волхвы, а мир греховный и жестокий ополчается и на Неё, и на Её Детище. Да так, что Она вместе с восьмидесятилетним старцем-обручником вынуждена покинуть Своё Отечество и бежать в Египет.

Бегство Святого Семейства в Египет

И в Египте покоя и места не было, потому что в какой город не являлись, там падали и сокрушались идолы, в присутствии Царицы Небесной и в присутствии рождённого из Неё Сына Божия. Они и там были преследуемы языческими волхвами, они и там были преследуемы слугами Иродовыми, и до самой смерти Ирода не смели вернуться к себе на родину, и только после того, как умер, они вернулись к себе в Отечество. И здесь, братья и сестры, мы видим опять скорбь — после смерти Иосифа Обручника, братья и сёстры по названному Его отцу Иосифу, отказываются их брать в свою часть и долю, не признавая Христа Спасителя своим сродником и Божию Матерь не принимая в сродники. И только старший брат по плоти, Иаков, сын Иосифа Обручника, берёт их в свою долю, в часть своего имения. Даже части имения Они не получили после смерти Иосифа Обручника.

После этого, братья и сестры, сколько претерпела Царица Небесная, видя исхождение Сына Своего на проповедь, когда Она следовала, не смея и не дерзая напоминать о Своём Материнстве, следовала за Христом Спасителем, в сердце слагая слова Симеона Богоприимца и Архангела Гавриила и зная о Его таком, особом зачатии, что Рожденное от Нея это есть Сын Божий (см. Лк. 1:35), по действию Духа Святого. Она всё это ведь знала, что это особое воплощение, что это не просто Её Ребёнок, это не просто Её Сын, это — Бог, воплощению Которого Она послужила со смирением. И Она, издалека следуя за Христом, слышала те только Его проповеди, но и слышала озлобленных людей, которые поносили всячески Христа. Одни говорили, что Он беса имеет в Себе, другие хотели Его с горы низринуть, третьи ковали ковы о Его предательстве и о будущей казни и распятии.

«Душу Её прошло оружие боли и скорби материнской»

И что пришлось претерпеть Царице Небесной в момент распятия Сына Её и Бога! Это Ей Симеон Богоприимец говорил, предсказывая будущее: «И Тебе же Самой душу пройдет оружие» (Лк. 2:35). И вот мы, братья и сестры, страшные события видим, когда Христа Спасителя ведут на казнь. Он падает под тяжестью Креста, и Божия Матерь, услышав с жёнами-мироносицами, что Её Сына и Бога ведут распинать, Она бросилась наперерез шествию через боковые улицы и, как говорит церковное Предание, что Она поравнялась с этим страшным шествием, когда избитый Сын Её и Бог Её под тяжестью Креста упал на дорогу. В это время сбылось пророчество Симеона — душу Её прошло оружие боли и скорби материнской. Она видела страдающего Своего Сына, Она видела уничижаемого Бога, Которого с младенчества любила, и не могла ничего сделать. Она только могла стоять у Креста и плакать. И страдания Её были, братья и сестры, непомерные, потому что ведь и утешителей не было в Её страдании. Апостолы все разбежались, и только горстка жён-мироносиц и апостол Иоанн Богослов остались верны до Креста Христа Спасителя и стояли возле Божией Матери. И Она, видя раздираемые страшными ранами руки и ноги Своего Сына, видя Его, увенчанного терновым венцом, Она слышала улюлюканье толпы, смех, хохот. Ни скорбь материнская, ни страдания распятого Сына Божия не могли остановить безумство этой толпы, которая надсмехалась, которая глумилась над Сыном Её и Богом Её. И Она никого при этом не осудила. Она стояла только в бездонной глубине материнской скорби, только плача у Креста, видя страдания Своего Сына и Бога.

И затем, впоследствии, братья и сестры, Она лишена была утешения должное воздать погребению Своего Сына, Она не могла насладиться даже плачем на Его гробнице, потому что после погребения власти распорядились гроб сам запечатать и ещё и стражу возле гроба выставили. И только издалека жёны-мироносицы и вместе с ними Божия Матерь, только издалека, напротив гроба находясь, смотрели на этот гроб, и там Она изливала Свою скорбь и Свой плач материнский, и Свои слёзы.

«Первой, Кому явил это утешение, зная великую непомерную скорбь, Архангел Гавриил — это Божией Матери»

И вот Христос воскрес! Радость и утешение какое! И первой, Кому явил это утешение, зная великую непомерную скорбь, Архангел Гавриил — это Божией Матери. Ведь недаром мы на Пасху поём: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба», — радость о Воскресшем Сыне, радость о Воскресшем Боге. Но эта радость всего сорокадневная — здесь Она могла Его видеть в Его явлениях всего лишь краткое время, за которым следует Вознесение Господне. Она постоянно пребывает в молитве, в посте, в творении милостыни, в рукоделии, в безмолвии. Для Неё уже этот мир был как бы чуждым. Она любила этот мир, Она молилась за этот мир, но вся Её душа уже принадлежала к миру горнему, к Небесному Отечеству душа Её стремилась — туда, где Её Сын, туда, где Её Бог.

Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов

И вот пришло время Её славного Успения. Но до этого времени Божия Матерь тоже не могла найти Себе покоя. Почему мы видим в Евангелиях только краткие строки, в которых упоминается Царица Небесная? Да потому, что Евангелие писалось, когда Божия Матерь ещё была жива, и иудеи жаждали смерти и Лазаря Четверодневного, чтобы он не был проповедником Божественной Славы Христа Спасителя, они жаждали смерти и апостолов, и неоднократно и побивали их камнями, и сажали в темницы, и изгоняли из городов. Поэтому и Божия Матерь была вынуждена вместе с Иоанном Богословом уехать в Ефес жить — из Иерусалима, из своей Родины переехала жить в Ефес, и там доживала. И евангелисты потому кратко упоминают о Божией Матери, потому что они не хотели подвергать очередным гонениям Царицу Небесную и очередной волне ненависти от иудеев, которые не признали Христа Спасителя истинным Мессией.

«Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое» (светилен праздника Успения)

И вот наступает канун Успения Божией Матери. Архангел Гавриил, бывший Её благовестником, является с пальмовой ветвью райской. Является с райской ветвью — как с символом мира, является с этой благоуханной ветвью, призывая Божию Матерь туда, куда пророчески предсказывал пророк и псалмопевец Давид — в покой небесный. И Она, как любящая Мать, собрав апостолов со всех концев, желала с ними в последний раз попрощаться здесь, в земном бытии. Собрала, и как Мать ласково с ними беседовала, говоря о Своём отшествии, а они при этом плакали, не желая с Ней расставаться. По Вознесении Христа Спасителя, по сошествии Святого Духа величайшим утешением было для апостолов зреть Царицу Небесную, лицезрение Её пречистого Лика, слушание Её Богомудрых слов, назидание от Её чистейшего образа жизни.

Пришло время Успения, когда Божия Матерь легла на одр, благолепно сложив руце Свои, и Дух Свой предала в руки Господни. В это время пение Ангелов разлилось в горнице, и апостолы Христовы созерцали сияние Божественной небесной Славы, которое сошло при погребении на саму горницу, где почила Пречистая Владычица Богородица. Множество верующих во Христа собралось в горнице Иерусалимской, в которой преставилась Царица Небесная, и они поспешили исполнить повеление Божией Матери, когда Она повелевала, что хочет быть погребена в саду Гефсиманском. С Гефсиманским садом было много связано: Она помнила, что в этом саду произошло предательство Её Сына, Она помнила, что там Он молился, и пот капал, как капли крови, на землю, здесь были невдалеке погребены Её родители.

Обращение ко Христу иудейского священника Афонии

И вот Божия Матерь торжественно апостолами несома была к месту погребения. Иудеи же и здесь ненависти к Божией Матери не прекратили. Они решили побить шествие камнями, вооружились палками и камнями, но Господь сокрыл шествие светоносным облаком, что иудеи, стоявшие по бокам улицы, слышали шаги, слышали пение, но очи их были как пеленой закрыты — они не видели самих идущих и не видели самого шествия. Желая показать любовь и силы Божией Матери, на мгновение только открылась эта светоносная туманная завеса, и священник Афония еврейский увидел гроб, несомый апостолами, Божией Матери. В ненависти устремился он к гробу, чтобы перевернуть его, чтобы хоть этим уничижить Царицу Небесную. Но, как только он дерзко коснулся одра, вдруг незримые Силы Небесные, Ангельские воинства незримым мечём отсекли ему руки, и руки отсечённые остались висеть на краю одра, схватившись за него. А он в боли, в страхе поражённый этим, пал на землю, но, подведённый к одру Божией Матери апостолами, знавшими любовь Царицы Небесной, что не пропустит бедствия никакому человеку (если Она никого не осудила при Кресте Сына Своего, то и здесь не могла Она, при славном Своём Успении, при Своей Славе, уничижить или причинить боль кому-то), они приставили отрубленные суставы Афония к отрубленным кистям. И свершилось чудо — кисти срослись. И свершилось ещё большее чудо — видя эту посмертную любовь Царицы Небесной к роду человеческому и к нему, Афония проникся этой любовью и стал последователем Христовым, стал христианином.

История появления чина о панагии

И вот гроб Божией Матери, в который была положена Царица Небесная святыми апостолами. Апостол Фома, на третий день прибывший и опоздавший на погребение, просил открыть ему гробницу. И когда открыли, гробница оказалась пуста. Апостолы Христовы собирались на воспоминание Тайной Вечери. И когда они были на этих вечерях, они часть полагали хлеба и часть пищи Христу Спасителю, как бы незримо присутствующему среди них. Это мы часто, братья и сестры, видим веру в присутствие наших почивших сродников на поминках, когда кладут ложку, кусочек хлеба в знак таинства присутствия души поминаемого. Так и апостолы совершали, полагая часть хлеба во имя Христа Спасителя. По окончании трапезы, они возносили эту часть хлеба, говоря: «Велико имя Святой Троицы!», и вот когда они в конце трапезы, перед тем, как разделить эту святую часть хлеба Христова между собой, по возношении, они вознесли, произнесши слова: «Велико имя Святой Троицы!». И вдруг им явилась Царица Небесная, и пение Ангельского лика наполнило их души с радостью так, что они единогласно воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!».

С тех пор в память об этом явлении совершается чин о панагии в монастырях, когда особая Богородичная просфора, стоявшая на престоле Господнем, несётся торжественно в трапезу, полагается на столе и по окончании трапезы возносится, как и апостолы восклицали, со словами: «Велико имя Святой Троицы!», и отвечают: «Пресвятая Богородице, помогай нам!».

«Представьте, какая радость Божией Матери в Небесном Царстве!»

И мы, братья и сестры, в сегодняшний день задумаемся, почему мы славно прославляем Святое Успение. Мы услышали вместе с вами, напомнили для себя земную жизнь Царицы Небесной. Вся жизнь, если посмотреть, — это скорби, печали, болезни, труды. И вот Она преставляется в горнее, к Своему Сыну и Богу. Представьте, какая радость у Царицы Небесной, когда Она стала одесную престола Сына Своего и Бога, когда узрела Его в небесной Славе, видевшая Его младенцем, омывавшая слезами Его Своими, мёртвого на руку Своею держала, распятым видела, видеть Его как Царя Славы небесной. Какое для Неё это утешение, какая для Неё это радость! Как матери, бывает, радуются величию своих детей. Как, например, приезжает сын офицер, в «парадке», в форме, и мать перед соседями исполняется тихой материнской радости и гордости за сына, или ещё что-либо доброе сделает её сын, и о нём где-то доброе слово кто-то скажет, как сердце матери наполняется утешением. Матери, стоящие в храме об этом знают. Представьте, какая радость Божией Матери в Небесном Царстве! И в этой радости — Царица Небесная, куда перешла от великой скорби.

А Она ещё и про нас не забыла. Мы радуемся сегодня Её радости, мы радуемся Царице Небесной — о том, что Она исполнена полноты радости в Небесном Царстве. Но мы ещё радуемся, что мы Ею не забыты, что мы усыновлённые Ею у Креста Сына Её и Бога, мы являемся, братья и сестры, Её чадами, о которых Она молится, которых Она не забывает. Посмотрите на нашу икону чудотворную Святогорской Божией Матери, сколько там подвесок! Ведь всё это — благодарность Божией Матери, наша человеческая благодарность за то, что Она нас услышала.

А подумайте, сколько чудотворных икон Божией Матери по всему миру, через которые люди, призывая Божию Матерь, были Ею услышаны, взирая на написанный образ, умом восходили к горнему престолу Вседержителя, где находится Царица Небесная, и были услышаны Ею. Здесь, в этой обители Она являлась игумену Герману, утешая его в скорби и говоря: «Не ты здесь игумен, Я здесь Игуменья, а всё, что ты здесь творишь, творишь по Моей воле, как трость в Моей руке».

Явление Богоматери преподобному Герману Святогорскому

Эти слова были сказаны Божией Матерью на этом святом месте, Её стопы здесь ходили, братья и сестры. Нет, наверное, места в этом храме, где бы не прошли стопочки Божией Матери. Ведь вы здесь все, приезжая, особо молитесь Божией Матери, молитесь и просите Её о том или ином. И к каждому Она подошла, каждого выслушала вопль сердца его, сокрушение духовное его Она утешила, в смирении увенчала Своим материнским милосердием, возле каждого рядом Она постояла, каждого из нас услышала, скорбь каждого из нас Она на Свои материнские руки и в Своё материнское сердце приняла.

«Она наслаждается в небесном нескончаемом бытии, куда каждый из нас стремится»

И мы, братья и сестры, радуемся, сегодня для нас праздник, сегодня Пасха Богородичная, сегодня Божия Матерь взошла от земных в небесная! Врата райские отворились перед Ней, Силы Небесные преклонились, потому что они сподоблялись только служить Богу и быть престолом Его Славы, а Божия Матерь послужила Его воплощению, Божия Матерь сподобилась на руках Своих держать Того, Кто в горсти держит мир, создав его, Того, Кто, будучи Богом истинным, принял от Неё человеческую плоть, как Младенец. Она сподобилась и в Египте с Ним страдать, Она сподобилась следовать Ему во время проповеди, Она страдала во время Его распятия и сподобилась видеть Славу его Святого Воскресения, и сегодня Она наслаждается в небесном нескончаемом бытии, куда каждый из нас стремится.

И представьте, братья и сестры, мы сегодня зрим икону Божией Матери, от этого утешаемся, Младенца Бога видим на Её руках и от этого радуемся, что имеем таковую Заступницу. А представьте, если мы поживём с Богом, мы ведь Саму Царицу Небесную увидим! В горнем Небесном Царствии Она Сама явит нам Свой Пречистый Лик, а многим Она ещё и при жизни здесь являет Свой Лик Пречистый.

Недавно, братья и сестры, поехав на приход, который находится в моём селе, и там служа Божественную литургию на Преображение, я услышал от батюшки местного рассказ.

У нас недалеко от храма, там полкилометра не будет, живет женщина, которая парализована уже давно, которая еле-еле передвигается. И вот накануне праздника Смоленской иконы Божией Матери, когда эта женщина и смерти уже себе просила, ей явилась Божия Матерь и говорит:

— Иди в храм.

Она говорит Божией Матери:

— Я туда не дойду.

— Дойдёшь.

— А что если я дойду, а служба уже закончится?

— Останься на вечерню.

И эта женщина, подумайте, братья и сестры, какую дало силу и утешение это видение, если этот парализованный человек вышел из дома и пошёл в храм Божий. Полкилометра расстояние она шла шесть часов, еле-еле передвигаясь, она шла по слову Божией Матери. Пришла уже к концу дневной службы и осталась на вечернюю, после которой батюшка отвёз её на машине домой. Но, представьте, я так думаю о этой женщине, какая же у нашего народа любовь к Царице Небесной, какая вера Её словам! Что она, превозмогая боль, немощь, усталость, молясь, шесть часов шла полкилометра, чтобы прийти в храм Божий. За такую любовь, за такое жертвенное отношение к Царице Небесной, Она и не оставляет нашего народа. Пока будут такие парализованные, которые будут шесть часов пятьсот метров идти до храма Божия, до тех пор будет стоять Святая Русь покровом и милостью Божией Матери. Но этот урок и нам — как мы должны ходить в храмы Божии, как мы должны любить Божию Матерь, как мы должны жертвенно, братья и сестры, относиться к тому, что связано с вечностью, с Царством Небесным, с учением Святой Церкви.

«Постарайтесь очистить свои души, чтобы быть для Божией Матери в радость»

Божия Матерь, неоднократно являясь, утешала нас. В сегодняшний день утешим и мы Её своим сыновним и дочерним отношением к заповедям Её Сына и Бога, к Её славному пречистому имени, к празднику Её Успения. Сегодня последний день Успенского поста — поста, который посвящён Божией Матери. Постарайтесь в этот день поисповедоваться, постарайтесь очистить свои души, чтобы быть для Божией Матери в радость. Знаете, как послушные чада бывают в радость матери? Так и мы все — чада Божией Матери. Постараемся сегодня быть Ей в радость, постараемся сегодня хоть кратенько, но с сердцем искренним, полным чувств помолиться Царице Небесной. Постараемся сегодня, братья и сестры, проникнуться торжеством праздника, светлостью его, и эту светлость праздника принести в свои семьи — к тем, кто с нами столкнется.

Постараемся, братья и сестры, сотворить сегодня хоть что-то доброе ради Бога — не ради своего тщеславия, а ради любви к Божией Матери, подражая Её Материнской бескорыстной любви к роду человеческому. Подражая Её любви, постарайтесь и вы, братья и сестры, быть чадами Царицы Небесной, которые помнят заповеди Христовы, а основные из них — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и ближнего своего яко сам себе (см. Лк. 10:27).

Напомним себе эти заповеди, братья и сестры, и в этих заповедях постараемся пожить живой жизнью верующего человека. Ведь Божия Матерь нам кроме Своих молитв дала ещё и пример Своего личного благочестия, для того, чтобы мы, зрящи на него, тоже подвигали себя к чему-то доброму, шаг за шагом, медленно-медленно, как парализованная продвигалась к храму, продвигаясь с трудом, от своих грехов, под тяжестью ноши грехов своих, продвигаясь к вратам Царства Небесного, к той вечности, куда зовёт нас Божия Матерь Своей любовью, и где мы желаем быть не ради своего благополучия, а ради того, чтобы зреть Царицу Небесную, святых угодников в Славе Небесного Царствия. Аминь!

Проповедь митрополита Арсения на праздник Успения Божией Матери. 28 августа 2008 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *