Димитриевская родительская суббота

аудио

Накануне дня памяти святого славного великомученика Димитрия Солунского Святой Православной Церковью установлен день особого поминовения усопших, именуемый Димитриевской родительской субботой.

Проповедь архиепископа Арсения на Димитриевскую родительскую субботу, 2 ноября 2013 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний день, братья и сестры, мы собираемся в храмах Божиих, чтобы почтить наших благочестивых предшественников, наших сродников. Мы собираемся сегодня, чтобы помянуть за упокой всех наших близких. И день этот называется «Димитриевская родительская суббота». «Димитриевской» она называется по той причине, что всегда бывает в непосредственной близости перед праздником святого великомученика Димитрия Солунского. «Родительской субботой» называется по той причине, что мы поминаем своих родителей, давших нам жизнь, наших благочестивых предков.

И сама причина установления сегодняшнего дня поминовения особая. Эта родительская суббота установлена ещё в ХIV веке после Куликовской битвы. Святая Православная Церковь, испытавшая вместе со своим народом многие скорби и беды монголо-татарского ига, которая воодушевила через благословение преподобного Сергия Радонежского Димитрия Донского собирать князей, собирать, поднимать народ против татар, Церковь благословила на это стояние за веру и за своё Отечество. И когда татары были побеждены на поле Куликовом, то постановлено было Уставом Церкви: поминать в этот день погибших воинов и всех сродников наших до тех пор, пока стоит земля Русская.

С ХIV века в Русской Православной Церкви совершается это поминовение. Когда-то 150 тысяч воинов собралось, чтобы противостоять Мамаю вместе с татарскими ордами, которые шли на Святую Русь. Более половины их тогда погибло. Как говорит летописец, описывавший «Сказание о Мамаевом побоище», что целую неделю после битвы, которая состоялась в день праздника Рождества Божией Матери, в течение недели хоронили убиенных воинов. На месте их братской могилы был поставлен храм Рождества Пресвятой Богородицы и учреждён монастырь для всегдашнего поминовения воинов, павших за Отечество.

«Будучи благодарными чадами их, мы сегодня вспоминаем с благоговением их память»

И мы в сегодняшний день присовокупляем к тем, к памяти о тех воинах, павших на Куликовском поле брани, мы поминаем сегодня память и всех воинов, которые погибли на полях сражений, сражаясь за наше Отечество. Мы сегодня вспоминаем и наших благочестивых сродников по плоти, которые трудами своими, заботами своими, любовью своею строили наше Отечество, давали жизнь нам и воспитывали нас во благочестии, в примерах нравственности и трудолюбия, как всегда было у нас на Руси Святой. И мы, будучи благодарными чадами их, сегодня вспоминаем с благоговением их память. Вспоминаем, потому что Святая Церковь так положила в своих уставах молиться не только за тех членов Церкви, которые живут в этом земном мире, в настоящей земной реальности, но которые, умирая, не перестают быть членами Церкви, отходя в вечность, блаженную и нескончаемую. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века» ― говорит нашими устами Святая Православная Церковь. «Чаю воскресения мертвых»… Мы веруем, что Иисус умер, но и воскрес. И все о Иисусе приведутся с Ним, со Христом Спасителем также и совоскреснут. Примеры воскрешения ― дочери Иаира, сына вдовы Наинской, Лазаря четверодневного — совершённые Христом Спасителем во всеобщем обозрении, свидетельством являются всеобщего воскресения ― воскресения мертвых и жизни будущего века.

Мы благодарим Бога и за этот временный миг земной жизни, который Он даровал нам. Потому что в том, что мы живём здесь, на земле, братья и сестры, это свидетельство любви Божией к нам. Он даровал нам земную жизнь, для того чтобы мы могли подготовиться к жизни вечной и нескончаемой.

«Мы, братья и сестры, должны бояться смерти духовной»

И хотя жизнь наша земная бывает краткой иногда, да и что значит «седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь», как говорит Давид Псалмопевец (Пс. 89:10). Что значат эти краткие сроки, казалось бы, перед лицом, вечности! Но и за краткие сроки мы можем совершить множество добрых дел, сказать множество добрых слов, послужить делу спасения наших ближних своею любовью и своими молитвами. А молитва Церкви простирается не только на живых, но и на умерших, потому что у Бога нет мёртвых, у Бога все живы. Православный христианин боится не той смерти, которая разлучает душу от тела, а боится той смерти, которая отлучает душу человека от Бога. Греховной смерти мы боимся. Как говорится и в духовных стихах, которые часто поют, когда хоронят наших умерших: «Мне не страшно, что со света я навеки отошёл, только страшно, что с грехами я ко Господу пришёл».

И мы, братья и сестры, должны бояться смерти духовной. Мы должны понимать, что если мы живём благочестиво в теле, то мы благочестиво и разрешаемся от тела душею, когда приходит момент отойти душе. Если мы живём с Господом, то с Господом и умираем. Если мы к Богу стремимся, то и обретаем Бога и блаженную вечность вместе с Ним, потому что и Господь говорит в Евангелии, что воскреснут мертвии, и сотворшие добрые дела воскреснут в воскресение жизни («воскресение живота» по-церковнославянскому), а сотворшие злая — в воскресение суда (см. Ин. 5:29), то есть воскресение осуждения будет для тех, кто, не пожил с Богом, и не стремился ни совесть свою очистить, ни душу от грехов.

Преподобный Ефрем Сирин заповедует братии перед смертью, умирая, чтобы они совершали о нём поминовение молитвенное со псалмопениями и с приношениями. Он просит их и в сороковой день совершить о нём сугубое поминовение, раздавши милостыню, потому что, говорит, «много может молитва живых за умерших помочь им в вечности». А сама милостыня, которую мы раздаём, и поминальные обеды, которые мы творим в память умерших, ведь это тоже милостыня, подаваемая за душу умершего. И мы помним слова Священного Писания, где Господь говорит в Заповедях Своих Блаженства: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7). А в другом месте мы читаем слова: Милостыня избавляет от погибели (см. Тов. 4:10).

Вот мы и творим за души умерших наших молитвой милостыню ― это тоже духовная милостыня — читаем Псалтырь, совершая псалмопение, раздаём и поминовение в память о наших ближних.

О правильном поминовении усопших

Мы, братья и сестры, должны понимать, что и поминовение, то есть раздаяние милостыни, оно должно быть без греха. Если мы творим угодное Богу, стараемся сотворить угодное Ему, принося милостыню в виде поминального обеда, то конечно, мы не будем в посты поминать мясом, а в любой день, когда бы ни скончался умерший, не будем ставить на столы спиртное и водку, потому что водка и спиртное ставится в дни веселия и радости. А когда дни скорби, сугубой молитвы, какое тут может быть спиртное, пьянство? Какое, братья и сестры, может быть здесь поминовение? А это поминовение неугодно и Самому Богу. Мало того, святые отцы говорят, что такое поминовение — в нарушение Церковного Устава и возлиянием обильным спиртного — бесам приятно.

Недаром неоднократно, братья и сестры, часто можно услышать: «А что люди скажут?» Разумные, рассудительные люди ничего не скажут. Они скажут: «Как хорошо поминали. И постным в пост поминали, и водки ― пьянки не было». Благоразумные. Люди же недалёкие, глупые идут, чтобы напиться и наесться, ― а что же обращать внимание на глупые советы? Ведь мы должны в жизни мудрые советы и мудрых советчиков слушать, а не тех, кто учит нас погибели, пьянству и всякому греху. Ведь слушайте слова Христовы, как Он говорит в Святом Евангелии: пьяницы Царство Божие не наследуют (см. 1 Кор. 6:10).

«Они слышат всё: и доброе слово о них, и молитву, за них творимую»

Почему мы эти слова забываем, когда поминаем наших ближних, братья и сестры? Если у кого такой был грех, то должны таковое поисповедовать на исповеди, сказавши, чтобы облегчить и утешить наших сродников, которые со скорбью принимали таковое поминовение. Помните, что они слышат всё: и доброе слово о них, они слышат и молитву, за них творимую, они принимают и то поминовение, которое мы творим в память о них.

Я вспоминаю случай, который был у нас в селе. Было две сестры родных, у которых умерла мама. И вот прошло уже несколько лет после кончины мамы. Обычно традиция в сороковой день, в годовой день совершать помины. А тут уже прошло несколько лет. И вот одна из сестёр, когда подходил день памяти маминой, она напекла пышек, помазала их мёдом и просто этот таз пышек разнесла по соседям, прося помянуть маму. Она не собирала пышного обеда, она всего лишь эти пампушки, помазанные мёдом, разнесла близким, соседям и рядом живущим.

Вторая же сестра, жившая на другом конце села, она день памяти мамы особо вроде и помнила, но не совершила никакого поминовения, как бы так оставила в забвении. И вот мама, в обличение ей, но с мягкой материнской любовью явилась ей и сказала. Она стояла, мама почившая, вместе с тазиком, в котором были сложены пампушки. И она говорит: «Таня, глянь, что мне Маруська передала».

После этого дивного сна она встала, пришла к своей сестре и говорит: «Мне мама так интересно приснилась. Говорит, что ты ей передала тазик с пампушками». И та сказала: «Так ведь вчера был день её памяти, маминой. И я просто напекла и по соседям раздала». Сестра об этом не знала, но мама дала понять, что всякая милостыня ими там, в вечности, принимается.

«Наши умершие сродники живы и участвуют в нашей с вами жизни»

Они всё это, братья и сестры, знают и слышат о нас. И святые отцы говорят, в частности, Кирилл Иерусалимский, да и преподобный Антоний Оптинский, говорят, что мы молимся за наших усопших, и не так они нуждаются в наших молитвах, как мы нуждаемся в их молитвах там, в вечности, в Царстве Небесном. Причём молятся за нас и знают о всех наших делах наши усопшие. И молятся о нас не только праведные усопшие, но и те, кто греховной жизнью пожили ― и те знают и молятся, говорят святые отцы.

Однажды один почивший, явившись, сказал: «Когда вы проходите мимо кладбища, мы знаем, что идёт человек мимо кладбища. А если этот человек кратко хотя бы за нас помолится, скажет общим словом даже: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих», то Господь открывает нам имя того человека, и мы все, лежащие на кладбище, за него молимся ― за того человека, который кратко нас помянул».

Подумайте, краткая молитва одного человека сколько вызывает молитв ответных, когда люди молятся за нас, находящиеся в вечности. Праведники радуются и молятся за нас, и наши молитвы за них им сугубым утешением и радостью являются. Молятся и грешники, молятся Богу за нас там тогда, чтобы мы избежали адского мучения, чтобы Господь послал Ангелов Своих Хранителей, которые бы оградили нас от всякого зла, наставили на всякую добродетель, не лишили нас Небесного Царствия, и чтобы мы избежали вечных мук.

И это подтверждают и все святые отцы, и Святое Евангелие. Вспомним Евангелие от Луки ― притча о богаче и бедном Лазаре, когда богач, находясь в муках, просил Авраама, что «пошли Лазаря к братьям моим, дабы он сказал им, чтобы они так не жили, как я жил, чтобы они избежали того наказания, которое я терплю».

И мы, братья и сестры, молимся за наших усопших. Молимся, потому что мы имеем любовь к ним, ведь мы связаны были узами любви с ними здесь, в земной жизни, и наша любовь не пресекается словом «смерть», потому что самой смерти как небытия нет у христиан. Смерть ― это всего лишь порог, который мы перешагиваем в другое измерение, в другое бытие переходя, которое называется в лексиконе православных христиан Царством Небесным, жизнью вечною, вечным нескончаемым бытием.

Мы, братья и сестры, веруем в слова Христовы. Веруем, и множество примеров имея в житиях святых, и даже в простых наших в семейных, в близких отношениях, мы имеем примеры особые, которые свидетельствуют о том, что наши умершие сродники живы и участвуют в нашей с вами жизни.

Так случается, братья и сестры, что иногда и наши сродники, являясь нам, свидетельствуют о вечности — о том, что они за нас переживают и за нас молятся. И наша ответная любовь побуждает нас молиться за их души. Поэтому мы собираемся в родительские субботы во множестве в святые храмы. Собираемся для того, чтобы помянуть наших близких, для того, чтобы поделиться с ними той любовью, которую мы к ним имеем, и для них это является радостью и утешением. Ведь как при жизни мы часто оказываем знаки внимания нашим сродникам — кому-то стараемся, может, позвонить, слыша, что у него случилась беда или заболел человек; кому-то открытку, поздравление с Днём рождения посылаем; кому-то доброе слово скажем; кому-то — тем, кто рядом живёт, поможем чем-то, когда у него нужда есть в нашей помощи; кому-то кружку воды на смертном одре придём подадим или гостинчика какого-то принесём; кого-то в больнице посетим…

«Помните всегда: если мы будем молиться за наших близких усопших, то и за нас будет кому молиться»

Но что можем мы сделать, когда ближние от нас отходят в вечность? А вот как раз телеграммы наши к ним поздравительные ― это наши записки заупокойные. Наши добрые слова ― это слова молитвы за их бессмертные души. И даже любовь, которую мы являем к ним, — она воплощается в том, что мы ухаживаем за могилами их, посещая могилы и украшая их как место будущего их воскресения. Ведь недаром и одеваем мы их в лучшие одежды, когда провожаем в вечность, омываем, украшаем их во гробах. Почему? Потому что готовим их к воскресению мертвых, чтобы они в благолепии, в красоте, в чистоте восстали встречать Господа, грядущего на Страшный Суд. Восстали, и чтобы они нас тогда помянули на Страшном Суде, что Господи, хоть и грешен был он, а за нас молился, нас поминал. Помилуй и его душу, как Ты помиловал наши души по молитвам его или её ― тех, кто молились за усопших.

И помните всегда: если мы будем молиться за наших близких усопших, то и за нас будет кому молиться. Часто при жизни мы вроде и не видим такой причины, чтобы за нас молились, и в семьях вроде нет молитвенников, но знайте, что, молясь о упокоении за кого-либо близких, вы даёте пример своим детям, своим внукам, которые потом будут молиться о вас. Ведь и вы, сегодня стоящие в храме, молящиеся за упокой своих близких, имели в жизни пример благочестия своих матерей, своих бабушек, которые почитали родительские субботы, которые несли записочки, написанные старческой дрожащей рукой за своих близких, за своих сродников.

Я вспоминаю, братья и сестры, как у нас в селе жила Наталья Воронова. Дочери её жили обыкновенной жизнью. Она сама была певчая, читала Псалтыри по покойникам ходила, и при жизни говорила всегда: «Молитесь за меня, батюшка, ради Бога, потому что, если я умру, мои девчата в церковь не ходят, и за меня молиться будет, наверно, некому». Но она молилась за своих родителей, за своих свёкра со свекровью, которые были святой жизни — Митрофан и Пелагия.

И вот вы знаете, умерла Наталья Воронова в день пасхальный, на Светлой седмице её хоронили. Впоследствии, ежегодно приезжая в село на Радоницу, когда на кладбищах служатся и особо поминаются наши сродники, я всегда видел ― на одном кладбище сельском стояла её дочь Татьяна, на другом кладбище сельском, где служилась вторая панихида, стояла молилась её дочь Галина. Часто Галину вижу в храме сельском, стоящую и молящуюся со слезами. Хотя они при жизни матери в храм не ходили и, по-видимому, не молились, но пример благочестивой матери оставил след в их душе, и когда мама умерла, они восприняли эту эстафету благочестия от неё, неся её своим детям, своим внукам.

«Истинную любовь показывают тогда, когда человек уходит от нас, а мы его помним и мы его поминаем»

Вот так каждый из нас, братья и сестры. Приходите на родительские субботы, как на пасхальный день, потому что мы сегодня воспоминаем и Воскресение Христово, и будущее воскресение мертвых. Приходите в сегодняшний день, яко на память всех святых, потому что сегодня множество угодников Божиих среди наших сродников молятся за нас у престола Вседержителя, потому что и мы в сегодняшний день за них молимся. Приходите в сегодняшний день в храмы Божии, потому что сегодняшний день ― это день любви, потому что мы любим не лицемерно, когда молимся о упокоении человека. Часто мы лицемерно можем показать любовь при жизни человека, из человекоугодия, но истинную любовь показывают тогда, когда человек уходит от нас, а мы его помним и мы его поминаем.

Сегодня день любви в Церкви Христовой. Сегодня день любви Бога к нам, потому что сегодня Господь преклоняется милосердным Своим ухом и милосердным Своим сердцем к нам, чтобы слышать наши молитвы, потому что Он говорил: Я пришёл не праведные, но грешные спасти (см. Мф. 9:13). Сегодня Господь приходит, чтобы по Его слову, когда Он сказал: «Мне достаточно одной добродетели, чтобы покрыть сто грехов и спасти человека». И вот мы эту добродетель постараемся сегодня явить. Добродетель и милостыню духовную о наших почивших сродниках по плоти.

Сегодня ещё и день любви по той причине, что сегодня наши сродники посещают нас. Как в одном из явлений на Святой Горе Афон было, когда служили панихиду в храме, то вдруг один благоговейный монах увидел, как храм начал наполняться как будто тенями ― людьми, душами людей умерших. И вот эти люди стояли в конце храма и старались вслушаться в читаемые поминовения и записки, в которых поминались люди. И когда кто-то слышал своё имя, то на лице того человека, той души, которая явилась в храме, была радость. Этот человек подходил ближе к служащим, становился рядом возле своего сродника, который подал записку, и всякими знаками показывал ему свою любовь, свою признательность, свою ласку старался оказать ему.

Но были и такие, которые стояли, стояли, вслушивались, вслушивались и так и остались скорбны, потому что не услышали своих имён в поминаниях. А когда закончилась панихида, всё видение исчезло. И это видение было записано братией святогорской на Святой Горе Афон.

«Особое великое поминовение ― это поминовение на Божественной литургии»

И представьте, братья и сестры, что сегодня каждый из нас может подать записку о упокоении, тем более, что у нас не требуется особых каких-то жертв. У нас стоит напротив поминальной записки, на панихиду подаваемой, на обедню стоит цена пожертвования ― «кто сколько даст». Хоть копеечку, хоть просто свечу поставили, хоть буханку хлеба положили на панихидный стол ― всё это примется и Богом, примется и нашими близкими, нашими сродниками, отшедшими в мир иной.

Но особое великое поминовение ― это поминовение на Божественной литургии, которую мы с вами сегодня совершаем. Сегодня сотни тысяч имён братией были помянуты по запискам с выниманием частиц из просфор. И эти частицы в конце литургии погрузятся в чашу ― Кровь Христову ― со словами «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

И мы сегодня, братья и сестры, сугубо будем иметь радость. Радость от того, что сотворили добродетель, помянувши наших сродников. Радость от того, что молились, общаясь с Богом ― Источником всякой радости. Радость от того, что мы сотворили радость нашим близким, находящимся в вечности. И сама скорбь об их утрате сегодня превращается в утешение и в радость общения с ними. Они сегодня слышат нас. Мы сегодня молимся за них. И нас, и их сегодня слышит Господь. Слышит Господь и являет чудеса Своей любви, избавляя от погибели наших близких, наставляя по их молитвам и нас на путь добродетельной жизни. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения на Димитриевскую родительскую субботу , 2 ноября 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *