Введение во храм Пресвятой Богородицы

аудио / видео

4 декабря Святая Церковь торжествует один из главных своих праздников, именуемых двунадесятыми, — праздника, посвящённого важнейшему событию из земной жизни Пречистой Девы Марии.

Проповедь митрополита Арсения на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 2015 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшний день, братья и сестры, праздник особенный по назидательной своей силе и для детей, и для родителей. В сегодняшний день Церковь воспоминает вхождение во храм Пресвятой Богородицы, Введение Её во храм Её благочестивыми родителями. Почему же так акцентирует Церковь внимание на этом событии? Она, как любящая мать, заботится о нас, чтобы мы с вами не остались в этот день без особого наставления и понимания смысла сегодняшнего праздника.

Благочестивые родители Божией Матери Иоаким и Анна, жившие в святости и праведности среди народа израильского, имевшие корень царский и священнический в своем роду, они долгое время, как мы знаем, оставались бездетны. И как на праздник Рождества Божией Матери мы слышали, то в особой молитве, которая сопряжена была со скорбью и со слезами, они испросили у Бога себе Преблагословенную Дщерь, отняли поношение от себя в народе израильском, и родилась от них Пречистая Отроковица. Но когда они находились, молясь Богу, в великой скорби, то, молясь, они, как родители, прося Бога, дали обет Ему — посвятить дитя своё на служение Богу.

И вот родилась у них Дочь, Преблагословенная Божия Матерь, честнейшая Херувим, как наречёт Её впоследствии Церковь, и славнейшая без сравнения Серафим. Не могли нарадоваться на своё Дитя престарелые родители и все силы своего благочестия, все свои молитвенные силы пред Богом они приносили, воспитывая Её. И по исполнении трёх лет они решились исполнить данный Богу обет.

История празднуемого Церковью события

Торжественным был выход Божией Матери из родительского дома. Как двумя ангелами, уже украшенными сединами родителями Она была выведена за руки из Своего дома. Радость выражалась окружающих в том, что рукоплесканием встретили Её, как говорит описатель этого торжества. Она одета была в самые лучшие, достойные царского рода, одежды. Предшествовали Ей девы, чистые отроковицы, несущие свечи в руках горящие и воспевавшие псалмы Давидовы. Её окружали, как Луну звёзды окружают, Её святые сродники — в радости, любя Её благочестивых родителей. В их жизнеописании говорится, что на тот момент не было на земле людей более праведных, нежели Иоаким и Анна. Видно, таковыми были и их сродники и друзья, любящие их, окружавшие и соучаствовавшие им в этом торжестве.

Три дня нужно было идти из Назарета во святой град Иерусалим. И всё это время сопровождаемая юными отроковицами-девами, сродниками Своими, вместе со Своими родителями шествовала в храм Иерусалимский чистая Богоотроковица.

Проведём с вами, братья и сестры, параллель с тем временем, когда наши деды и прадеды ходили пешком в Киев, в Почаев, а то и в Иерусалим держали путь свой паломнический. Они часто были тоже окружаемы людьми единодушными, стремящимися вместе с ними поклониться святыне.

Так и здесь. То благочестие, которое было среди родственников Иоакима и Анны, выразилось в том, что и они решили совершить паломничество к храму Иерусалимскому, который был един. Ради того, чтобы не разделялись колена Израилевы каждый к своему храму, а впоследствии, может, соблазняясь божествами языческими, каждый своему божеству поклоняясь, так утвердил Господь ради сохранения единства народного и чистоты благочестия, и веры — единый храм иметь во Иерусалиме.

И вот они шли в этот храм. Они вошли во град Иерусалим торжественной процессией, и сам Иоаким, как говорят, и Анна воспевали псалмы Давидовы: «Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелаетъ Царь доброты твоея» (Пс. 44:11‒12). Они подошли к храму Иерусалимскому. Навстречу вышли священники. Первосвященником на тот момент был Захария, отец Иоанна Предтечи, который был Иоакиму и Анне сродник, потому что супруга Захарии Елисавет являлась родной племянницей праведной Анне, матери Божией Матери. Святая праведная Елисавет и Божия Матерь, они были двоюродные сёстры. И духовное родство у них сохранилось, потому что мы и впоследствии слышим на страницах Святого Евангелия, что после Благовещения Божия Матерь поспешила к своей сроднице, Елисавет, и была у неё до момента рождения Иоанна Предтечи.

И вот на тот момент сродник Захария вышел на ступени, радуясь, видя и сродников, и видя исполнение ими благочестивого обета. Божия Матерь, трёхлетняя Девочка, без всякого страха пошла по высоким ступеням Иерусалимского храма, которых было число пятнадцать, по числу песней степеней Псалтыри. Мы, когда читаем, то над псалмами есть надписание «песнь степеней», то есть «ступеней». Их пятнадцать, по числу ступеней, ведущих к храму Иерусалимскому. И священники, служа в своё время на каждой ступени, воспевали особый псалом, почему они, псалмы, и называются «песни степеней».

«Сам храм Иерусалимский, в котором вселилась благодать Божия, был прообразом Божией Матери»

И вот Она без всякого страха пошла навстречу сроднику Своему, Захарии, первосвященнику храма Иерусалимского. Не только Она не боялась, потому что он был сродником, но потому что душа Её чистая желала пребывать в святыне. И на подсознательном уровне, как ребёнок иногда бежит, стремится в храм посмотреть на службу Божию, приученный в церковной семье, и не боится ни священников, ни богослужения, так и Божия Матерь, приученная с детства Своими родителями к молитве, к святыне, Она взошла в храм Иерусалимский к первосвященнику. А тот, взявши Её за младенческую руку, на глазах у всех ввёл во Святая Святых, в самое потаенное место Иерусалимского храма, в самое таинственное — в алтарь, куда первосвященник входил раз в год, и то не без крови жертвенной, как говорит Священное Писание.

Но это и неудивительно. Ведь сам храм Иерусалимский, в котором вселилась благодать Божия, был прообразом Божией Матери, в Которую вселится Бог Слова, Вторая Ипостась Святой Троицы. Сам Ковчег Завета, который хранился в храме Иерусалимском во Святая Святых, он символизировал Божию Матерь. Находившаяся когда-то в Ковчеге стамна манны — сосуд, в который вмещена была пища, сошедшая с неба, — символизировала тоже Божию Матерь, Которая приняла на Себя сошедшего с Неба Христа Спасителя, исткавшего Себе Плоть из Её Пречистой Плоти.

Весь храм был наполнен символами, которые являли собою символы Самой Божией Матери, пророчески прообразуя Её. Мы знаем из жития, братья и сестры, впоследствии, что Архангел Гавриил, приступивши во Святая Святых, служил Божией Матери и питал Её небесной пищей, и наставлял Её, заботясь о Ней.

Здесь мы не видим ничего удивительного. Если юной, чистой Отроковице являлся Архангел, заботясь о Ней, ведь наверно, неоднократно Божия Матерь с младенческих лет слышала от Своего родителя престарелого, от Своей праведной матери о том явлении Архангела Гавриила, которое было одной дома, а Иоакиму в пустыне, когда они скорбели и плакали, и просили себе дитя в наследие, ребёнка как дар Божий. Конечно же, они рассказывали об этом событии, о том, что они видели Архангела, и явлении, видении, какие слова слышали. Конечно же, они говорили об этом Божией Матери. Поэтому и Архангела Гавриила Она воспринимала без страха, чистым детским умом Своим слушая его наставления и питаясь от него пищей небесной.

Недолго прожил после этого Иоаким и почил в старости своей. Святая праведная Анна переселилась вскоре к Божией Матери, ближе к храму Иерусалимскому, чтобы быть постоянно на службах. И там до скончания своих старческих дней пребывала, наставляя и молитвами своими, и добрым материнским словом, и примером своей праведности свою Пречистую Богоотроковицу Дочь.

Да и сам первосвященник Захария, конечно же, не оставлял без внимания свою Сродницу, наставляя и назидая Её как священник, и очевидно, как духовник. И впоследствии праведность его засвидетельствуется мученической кончиной на том пороге, который неоднократно он переступал как первосвященник, принося жертву Богу Израилеву. Когда-то Иродом прольётся его мученическая кровь, когда он будет убит за то, что отказался выдать своего сына Иоанна Предтечу, которого искали воины и слуги Иродовы, чтобы убить.

Мучениками, праведниками, святыми была окружена Божия Матерь с самого Своего младенчества. И многие из нас могут сказать: «Конечно, в таком окружении, среди таких святых можно стяжать святость и праведность». Но нет, братья. Это просто акцентирует внимание жизнеописатель на этих людях, святых и праведных. Но не надо забывать, в какое время жили эти люди. Это было время и царя Ирода, жестокого, который убил и жену свою, и сыновей своих, боясь расстаться со своим царством. Это время было, когда жили священники и фарисеи, которые далеки были от праведности, и святость, и праведность их была внешняя, мнимая, без внутреннего наполнения и стремления угодить Богу. Это было время, братия, и отступления народа Израильского, когда они оставляли поклонение Единственному Истинному Богу и поклонялись языческим богам. Это было распространено в Римской империи, в состав которой входил Израиль как подчинённая и порабощённая страна, в ней насаждалась римская культура, римское языческое многобожие, поклонение идолам и, соответственно, им служение. Это было время, когда был рабовладельческий строй, и когда людей продавали, как скот, невзирая ни на их чувства и на то, что они являют собой образ Божий. Это было время, когда гладиаторы сражались на аренах, убивая друг друга в угоду публике.

«Сегодняшний день — день назидательный»

Это всё то же время, братья и сестры. И мы часто себя оправдываем, свою греховность и своё забвение Божие, что все так живут. Наверно, так могли бы оправдываться Иоаким и Анна, наверно, и Божия Матерь могла бы оправдаться, что все так живут — в грехах, в уклонении в язычество, в расслаблении. Даже в народе Израильском не было чистоты веры из-за смешанных языческих браков, из-за увлекаемости некоторыми языческими настроениями. Потому что ведь мы, братья и сестры, знаем, что когда говорили о происхождении Христа от Галилеи, то махали рукою и говорили: «Да может ли быть от Галилеи что-либо доброе?». То есть казалось, что жили там только люди, погрязшие в языческих настроениях и в забвении Бога.

И вот мы, братья и сестры, с вами видим, что нельзя оправдать наше собственное нерадение, наше нежелание жить по-Божьему и жить с Богом. В сегодняшний день тоже многие из нас живут по-разному. Одни живут, стараясь исполнять заповеди Божии, слушая голос совести своей, с каким-то добром, всепрощением. А другие живут с клеветой, злобой, с ненавистью, доходящей до братоубийства. Поэтому мы должны понимать, что сегодняшний день — день назидательный.

Сегодня даже некоторые богословы, некоторые священники говорят: «Ой, не надо крестить детей с младенчества, пускай они вырастут, осознают, устремятся к Богу».

Вопрос: а устремятся ли они к Богу, живя среди общества, поражённого грехом и стремящегося жить во грехе и оправдывающего себя за грех, захотят ли они стремиться жить по-церковному и по-Божьему? Ведь мы, братья и сестры, должны понимать, что мы ответственны за детей своих не только чтобы кормить, одевать и учить их, но чтобы их ещё и воспитать наследниками вечного бытия нескончаемой жизни, вечной радости и Царства Небесного с Богом. А это невозможно без действия благодати Божией и без Таинств церковных. Как, например, растение. Да, мы должны посадить семечко. Мы должны взрыхлить перед этим почву, поливать, чтобы оно взошло, пропалывать сорняки вокруг него, заботиться, чтобы оно выросло, зацвело, принесло плод. Обрывать лишние побеги на нём, пасынковать. Это мы должны делать с растением. Но не мы же даём силу жизни в этом растении, имея которую, оно растёт, цветёт и приносит плод. Мы не даём, мы создаём условие, но не даём силу жизни.

Иоаким и Анна: пример для подражания

Вот так и, воспитывая детей, кормя их, одевая, наставляя в добре, мы, братья и сестры, когда крестим их в младенчестве, мы прививаем их к благодати Божией, к жизненной силе Божественной, которая действует в них, возвращая в них духовного человека, отвращая их от греха и наставляя на всякую добродетель. И эта сила присутствует в человеке. Когда человек принимает Таинство Святого Крещения, мы его как бы приживляем, как бы прививаем на дерево жизни Церкви, как прививаем мы, например, отросточек яблони или отросточек груши, чтобы оно жило, росло и давало плод.

Так и мы, братья и сестры, своих детей должны с детства, с младенчества делать нечуждыми Богу и благодати Божией, Силы Божественной. Пример в этом дают нам Иоаким и Анна. Они дают нам, братья и сестры, пример родительского благочестия и правильности воспитания детей. Молились за Божию Матерь, своим примером наставляли, но они Её не лишали общения с Богом.

В благодатном отношении и мы не должны лишать так детей. Это впоследствии наречётся Божия Матерь Царицею неба и земли. Это впоследствии Она наречётся честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим, потому что в Ней, в Её личности человеческий род апогея своей святости достиг, которое превзошло святость и чистоту Ангельских Сил. Потому что, как говорят святые отцы, если добродетель у человека от рождения, то какие венцы? Это дарование Божие. Но когда человек достигает эту добродетель трудом своим, подвигом, усилием над собой, за это человек и венчается как победитель.

«Все, кто не признают святости Божией Матери, откройте глаза!»

Так и Божия Матерь увенчана «яко Царица Небесная». Некоторые иудеи, не признающие Божию Матерь, некоторые сектанты современные, — все, кто не признают святости Божией Матери, откройте глаза! Если иудеи, то прочитайте слова Пророка Псалмопевца Давида, который говорит в своих псалмах: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой!». Царём он называет Бога. Конечно Царь, потому что Он сотворил, промышляет и владеет всем сотворённым как Бог Всемогущий. Но тут же Давид пишет, обращая к Богу слова: Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенные одеяна, приукрашена. Приведутся девы вслед Ея, искренние Ея приведутся Тебе (см. Пс. 44:10, 15), — обращается к Богу Давид Псалмопевец. Кого он называет Царицею Царя Небесного? Да, конечно же, Пречистую Божию Матерь, это без сомнения!

И мы, братья и сестры, понимаем, что Царица Небесная достойна величаться и Матерью Божиею. Некоторые сектанты отрицают это, не называют Её: «Как это, Она — Матерь Божия?». Если вы, сектанты, отрицаете, то вы тогда должны отрицать и Евангелие от Луки, потому что Лука евангелист запишет в своём Евангелии строки о встрече Божией Матери со Своей двоюродной сестрой, сродницей Елисавет. И запишет евангелист нестираемые строки во свидетельство истинности почитания Православной Церковью Божией Матери как Матери Господней: «Исполнися Духа Свята Елисавет, — говорит евангелист и рече: — Откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне» (Лк. 1:41, 43). И Божия Матерь, на Её слова, со смирением отвечает: «Яко призре на смирение Рабы Своея» (Лк. 1:48), то есть «на Моё недостоинство, скудость Мою». И тут же говорит пророчески, смиренно потупивши взор: «Се бо, отныне ублажат Мя вси роди: яко сотвори Мне величие Сильный» (Лк. 1:48‒49), — как бы оправдывается Божия Матерь за это величие по смирению Своему, что «не Я Себе сотворила, Я — ничто, но сотвори Мне величие Сильный». И тут же Его величает: «И свято имя Его».

«Через Божью Матерь, братья и сестры, с нами Бог. Через Божью Матерь мы — Божьи»

Мы эти слова произносим и на 9-й песни канона, когда поём «Честнейшую». Мы читаем эти строки и слышим в дни празднования Божией Матери. А значит, братья и сестры, если Она — Царица Небесная, если Она — Матерь Божия, и об этом свидетельствует Давид Псалмопевец, и Лука евангелист, и другие пророки, и сами уста Господни изрекли о Ней: «Се, Дева во чреве приимет» (Ис. 7:14), — через пророка Исайю говорил Господь, Духом Святым открывая ему эту тайну: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог». И через Божью Матерь, братья и сестры, с нами Бог. Через Божью Матерь мы — Божьи. Через Божью Матерь и через Иоанна Богослова, которому Господь при распятии назначил Божью Матерь в Матерь ему: «Се, Мати твоя», а Ей, утешая Её, сказал: «Се, Сын Твой» (Ин. 19:26‒27), в лице Иоанна Богослова усыновляя всех Его последователей, всех христиан последующих веков.

Подумайте, какое у нас родство! Мы усыновлены и удочерены Божьей Матери, мы Её дети, воспринятые от купели Святого Крещения, где мы во Христа крестились и во Христа облеклись. Мало того, мы не только дети Божией Матери, но поскольку Она — Матерь Господня, значит, мы дети Христу, братья и сёстры. Подумайте, какое родство через Божью Матерь, и какое величие для каждого из нас при нашем наречении «христианин» от купели Святого Крещения! И мы соединяемся со Христом, и Он соединяется с нами в Таинстве Святого Причащения, желая с нами пребывать в этом мире скорби, плача, греха, забвения Бога. Господь, хоть мы, бывает, Его забываем, Он нас не забывает и не оставляет, соединяясь с нами в Таинстве Святого Причащения. Он здесь, Он с нами.

«В современном обществе, имея разные примеры жизни, мы должны подражать примерам святым»

Надо помнить, братья и сестры, что в одном обществе жили праведные Иоаким и Анна, и Ирод царь. В одном обществе жили Божия Матерь, Иоанн Предтеча, и Иуда предатель. В одном и том же обществе жили святые праведные Захария, служа истинному Богу, и язычники, поклонявшиеся идолам. Одно и то же общество было. Но как оно разделено: одни стремились жизнь свою сопрягать с Богом, с Его заповедями, с Его учением и наречены поныне святыми Церковью Святою, а другие отпали от Бога, предали Его, забыли Его, не хотели знать Его, хотя ведь имели перед глазами и примеры не только греха, но и примеры святости.

Так и мы с вами, братья и сестры. В современном обществе, имея разные примеры жизни, мы должны подражать примерам святым — добрым, благочестивым. А зло, неправда, грех — да, оно присутствует в мире, но оно не для нас. Почему? Да потому, что мы — Христовы, потому что мы — под Покровом Божией Матери, мы — другие. Мы последователи Божии и хранители Божественной правды в этом мире. Каждый для себя, для своей души, для своей семьи, для окружающих нас должен являть пример святости и себя назидать на добрых примерах святости, читая жития святых, читая страницы Евангелия.

Мы в сегодняшний день, братья и сестры, стоим в храме Божием. Когда-то в храм Божий вошла Божья Матерь и воспитывалась при нём. И нам Господь дал счастье не быть беспризорниками, а быть воспитуемыми в храме Божием. Как правило, из беспризорников часто получаются люди недобрые, к сожалению. А среди тех, родители кого воспитывали, стараясь что-то доброе вложить, и которые слушали своих родителей, часто вырастают люди добрые, стремящиеся и своих детей, и внуков воспитывать в добре, жить по совести, жить по правде Божьей.

И вот, братья и сестры, мы сегодня счастливы тем, что мы имеем воспитателей, мы имеем благодать Духа Святого, мы имеем, Бога, действующего в Таинствах силою Своею. Мы имеем Бога, Который соединяется с нами в Таинстве Причащения. И если мы, греховные, нуждаемся в этом единении с Богом, то как же нуждаются в этом единении чистые младенческие, детские души. Ведь помните, братья и сестры, что ведь мы будем ответ давать не только за свои души, мы будем ответ давать и за духовных своих чад, мы будем давать ответ и за детей своих, как мы их воспитывали и какой пример являли. Мы будем отвечать и за внуков своих, молились ли мы за них, стремились ли их соединить со Христом в Таинствах Святой Церкви.

«Общество изменится, если каждый в этом обществе начнёт изменяться»

Сегодня ещё можно что-то исправить. В сегодняшний день, что невозможно исправить человеческими усилиями или словом назидания, то возможно исправить молитвами за них. Сегодня, братья и сестры, время нашего исправления. Сегодня время нашего осознания смысла жизни. Сегодня день осознания ответственности родительского долга за своих детей, за своих внуков. Сегодня день ответственности нас как детей — слушали ли мы в добре своих родителей. Сегодня время осознания собственной греховности. Сегодня время покаяния. Сегодня время исправления. Мы верим, братья и сестры, что если будем жить живой духовной жизнью, то и время само может для нас измениться. И общество изменится, если каждый в этом обществе начнёт изменяться, как Христос через Своё воплощение благодаря чистоте Божией Матери изменил этот грешный мир.

Почему те времена назывались «последними»? Состояние общества было такое, как говорят святые отцы, и древнегреческие даже философы, и древнеримские, общество было в таком состоянии падшести, что второй потоп заслужило. Но за святость Божьей Матери гнев Божий на грехолюбивое человечество был утолён. Потому что благодаря Её чистоте Господь сошёл на землю, взял на Себя грехи всего мира и, не уничтоживши мир, Сам Себя предал смерти за жизнь мира, взявши грехи всего мира и каждого человека в отдельности — блудников, разбойников, рабовладельцев тогдашнего времени — взял грех каждого человека на Себя. И за каждого человека, и за весь мир в целом пострадал, умерши на Кресте, чтобы этот мир жил. А всё это, братья и сестры — и обновление мира, и проповедь апостольская стали возможны благодаря одному-единственному Человеку в этом мире — Божией Матери, Которая чистотою Своею привлекла на род человеческий милость Божию, любовь Божию, прощение Божие, ласку Божию.

Да как же нам после этого Её не почитать, как же нам не молиться за Неё, как же не вспоминать Её жизнь для назидания и для исправления своей жизни?!

В сегодняшний день молимся Царице Небесной, молимся Её праведным родителям, Иоакиму и Анне, молимся Захарии первосвященнику. Кто молится как родитель, кто молится как послушный дочь или сын, кто молится как духовник духовнику Захарии священнику. И все мы вместе молимся как чада Христовой Церкви, потому что благодаря Божией Матери мы дерзновенно величаемся этим званием последователя Самого Бога Воплощенного Христа Спасителя — великим, но и ответственным именем христиане. Аминь.

Проповедь митрополита Арсения на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 2015 г.

Один комментарий

  1. Любовь

    Владыка Арсений! Спаси Вас Господи! Невозможно слушать без слёз: как много сказано и о Крещении, и о обществе, о нашей Милостивой Заступнице – тепло, просто и очень проникновенно.
    Мир Вам с братиею!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *