2 августа — день памяти святого пророка Илии

аудио / видео

Проповедь наместника Святогорской Лавры в день памяти святого пророка Илии, произнесённая 2 августа 2008 года.

Всех вас, честные братья и сестры, поздравляем с праздником святого славного пророка Божия Илии!

Сего угодника Божия почитали не только в Ветхом Завете. В Святом Писании Нового Завета — в Евангелии — неоднократно воспоминается Илия-пророк как великий святой, почитаемый Израильским народом как пророк, величие которого было несомненно для каждого. Так, мы знаем, что народ, рассуждая о Божестве Иисуса Христа, сравнивал Его с пророком Илией, пришедшим на землю, на Иоанна Предтечу также говорили, что это пророк Илия. Когда Господь был на кресте распят и воскликнул: «Или, Или! лама савахфани?» (Мф. 27:46), также народ говорил: «Посмотрим, придет ли Илия спасти Его» (Мф. 27:49). И Господь Иисус Христос, повествуя о том, что несть пророк, который приятен в своём Отечестве (см. Мф. 13:57; Лк. 4:24), говорил о пророке Илии и о его милостыни, которую он подал вдовице в Сарепте Сидонской (см. 3 Цар. 17:9-24).

Наш богоспасаемый святой русский народ на заре христианства особенно почитал сего ревнителя Закона Божия. Недаром первый построенный храм в Киеве был в честь пророка Илии. Он сохранился на том же месте до нашего времени, хотя уже и в перестроенном виде. И мы, братья и сестры, сегодня также в память сего угодника Божия во множестве собрались в храмах святых, чтобы почтить имя его, вспомнить его ревность по Бозе.

«Во плоти Ангел, пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный…»

Сын священника храма Иерусалимского, с детства предопределённый на служение Богу. Когда Илия родился, отцу его было видение: ангелы, приветствуя младенца, повивали его огненными пеленами, и кормили огнём в видении. Великий девственник, великий пустынник — пророк Илия, подражателем которому был впоследствии Иоанн Предтеча, за чистоту свою, за ревность по Бозе живым был взят на небо на огненной колеснице, не претерпевши человеческой смерти, подобно Иоанну Богослову, подобно Божией Матери. Он ещё должен прийти на землю в царствование антихриста, он ещё должен прийти, чтобы обличать антихристову неправду и говорить о правде Божией. Он ещё будет убит антихристом, он ещё воскреснет на третий день и будет с плотью взят Богом на небо.

Многие из верующих, в сердце своём смущением боримы, думали: «Как же может такое величие быть с простым человеком, с простым пророком?». Но ведь мы поём, братья и сестры, в Символе веры на Литургии: «Верую!» И в этой молитве есть слова: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». И если мы ожидаем всеобщего воскресения, что стоит Богу воскресить своего величайшего праведника на третий день после его смерти! Чтобы его святое тело, не знавшее нечистоты и всякой скверны, измождённое постом, — его тело, в котором жила святая душа, пылающая ревностью по Боге, — взято было на третий день после смерти от этого мира — грешного и падшего?

В сегодняшний день, братья и сестры, мы воспоминаем ревность пророка Божия Илии. Как он обличал! Обличал до изнеможения — уже не только телесного, но и духовного. Как он восклицал к Богу в слёзной молитве, когда уже казалось, никакой надежды не было: Господи, забери меня к Себе от этого грехом развращённого народа, потому что все преклонили колена перед Ваалом, перед идолом и уже моей души ищут (см. Рим. 11:3). Господь сказал ему в утешение: Не ты один остался верен Богу Израилеву, семь тысяч ещё не преклонили колена из народа Израильского перед Ваалом (см. Рим. 11:4).

Так и в наше время, братья и сестры, всеобщее развилось нечестие, всеобщая скверна, греховность, неправда. Сейчас почему-то мнение безбожников ставят во главу угла, навязывая его через средства массовой информации, передачи, собирая те или иные собрания, на которых каждый выражает своё мнение. И вроде бы все приходят к одному мнению, здравомыслию, но это мнение, которое как авторитет поставляют, высказано людьми безбожными, неверующими. Почему-то их суждение берётся во внимание, а не людей Церкви, не людей верующих, не святых отцов. Всеобщим грехом, всеобщим нечестием, расколами, суевериями, какими-то языческими, воскрешёнными вновь и новыми понятиями, религиозными воззрениями заражён современный мир и современный человек.

«Милость Божия будет в этом мире до тех пор, пока ещё есть верные Христу чада Христовы»

И сегодня, братья и сестры, на многих лежит уныние от всего этого, от охватившего наше Отечество и всю Святую Русь нечестия. Но мы должны помнить утешительные слова Божии пророку Илии: Ещё семь тысяч не преклонили колена перед Ваалом. Мы, братья и сестры, должны помнить, что милость Божия будет в этом мире до тех пор, пока ещё есть верные Христу чада Христовы. Наш народ, осознавая своё недостоинство, осознавая свою греховность, всегда постигал их в чувстве глубокого покаяния. Не только на падение Господь смотрит, но и на раскаяние нашего народа.

Мне вспоминается советский период: безбожие, атеизм всеобщий… И вот, когда не было дождя, собирались верующие бабушки, шли на источник — яр, называемый Абрамка, шли и читали там акафист пророку Божию Илии. И вот мне запомнились слова одной из них, Агриппины. Она говорит: «Знаете, почему мы собираемся все вместе и идём молиться? Мы-то все грешные, и Господь нашу молитву, молитву таких грешников, вряд ли услышит, но вот идём и думаем: а вдруг среди нас есть такая праведница, которую Господь слышит и ради неё молитву нашу исполнит?!».

То есть они себя осознавали грешницами, но в то же время о других думали: а вдруг среди сотоварок, которые идут читать акафист, есть хоть одна праведница!

Вот так и мы должны думать о ближнем нашем. А грехи свои поминать перед Богом, зреть на своё сердце, а не на другие сердца, за свои грехи приводить себя в память, каяться, а не на других смотреть, от других чего-то, какой-то праведности требовать. Всегда именно так наш благочестивый народ к этому относился. Именно так и молился.

Мне вспоминается ещё рассказ, братья и сестры. Когда город Воронеж захватили будённовцы, архиепископ Тихон был повешен на Царских вратах, были зверски убиты монахи Акатова монастыря во время этого захвата города, семь монахинь Покровского монастыря живьём были сварены в котлах со смолой, а остальных монахинь посадили в тюрьму. Причём монастырь был девичий, не женский — только девушек принимали в эту обитель Покровскую, ещё с XVII века так было заведено. До сих пор место, где находился этот монастырь, называется «Девичник». И вот этих монахинь сажали в камеры вместе с блудницами, вместе с развращенными женщинами, думая, что те будут над ними издеваться и насмехаться. А получилось наоборот: эти падшие женщины, которые были презрены во всём обществе, матушкам служили, как последние их послушницы. И когда матушек вызывали на допрос, эти женщины бросались на конвоиров, ругались на них нецензурными словами, били их и всячески старались, как могли в своём положении, защитить матушек от произвола.

«Нам всем оставлено покаяние»

То есть вот так наш народ, хотя и грешил, но всё же понимал, что это грех. Поэтому трудно в наше время требовать, братья и сестры, от всех истинности, праведности пророка Илии. Но, по крайней мере, нам всем оставлено покаяние. Покаяние и, по мере сил, которые дарует нам Бог, стараться жить по заповедям Божиим и исправлять свою жизнь по заповедям Божиим.

И в том нам да поможет пророк Божий Илия своей пламенной молитвой, своей ревностью по Бозе! Пускай хотя бы небольшой лучик коснётся наших сердец, наших умов, просветит их, согреет их, заставит их подумать о вечности, о бессмертии своей души, о скоро гибнущем этом преходящем мире. Как враг ни соблазняет, как враг ни пытается, братья и сестры, оторвать от Христа, оторвать от вечности, но через покаяние, через любовь к угодникам Божиим и ответную их любовь к нам, их молитвенное предстательство за нас, грешных, мы и спасаемся.

В своё время святитель Филарет (Дроздов), принимая экзамены в Духовной Академии, задавал семинаристам вопрос. Пришёл один семинарист, а он спрашивает: «Чем ты думаешь спастись?» Тот говорит: «Смирением». — «О, безумец, ты настолько горд, что думаешь, что уже стяжал смирение такое, что оно способно тебя спасти?» Зашёл второй. «Чем ты думаешь спастись?» — спрашивает святитель. «Вашими молитвами, святой Владыка». Святитель Филарет его прогнал: «Ты такой молодой, а уже такой лукавый, лицемерный и человекоугодливый». Зашёл третий. «Чем ты думаешь спастись?» — задал и ему вопрос святитель. И тот семинарист, потупив глаза, ответил: «Милосердием Божиим». Святитель Филарет, встал из-за кафедры, обнял его и, прослезившись, сказал: «Вот истинно правильный ответ на мой вопрос. Спасаемся не своей праведностью — милосердием Божиим».

Но мы должны помнить, братья и сестры, что это время оставлено нам не для праздношатания по монастырям, а для покаяния. Многие в монастырь приезжают посмотреть на памятники архитектуры, посмотреть на благолепие иконостасов, послушать благолепие службы. Не забывайте, братья и сестры, для чего наши деды и прадеды пешком ходили по монастырям. Чтобы идя продолжительное время, обдумать всю свою жизнь, принести уже в дороге сердечное сокрушение, покаяние. В таком настроении они, придя в монастырь, спали на соломе, ели сухарики и при этом, слёзно обливая слезами Евангелие, каялись монастырским духовникам в грехах своих. И несмотря на такой трудный путь, они приходили домой окрылёнными и до самого конца жизни своей со слезами, с радостью рассказывали о том, что дал Господь им пережить в святой обители — то ли в Киево-Печерской Лавре, то ли в Почаеве, то ли в Святых Горах.

Вот так и мы должны, братья и сестры, использовать то время, которое нам Господь даёт, и помнить, что это святое место открыто не только для того, чтобы мы любовались на его красоту. А чтобы мы, приходя в эту красоту, вспоминали о красоте своей души, о красоте Небесного Царства, о вечном своём призвании, и с покаянием стремились стяжать милость Божию по отношению к своим бессмертным душам.

Спаси, Господи, братья и сестры, всех за молитвы! Пускай молитвы пророка Божия Илии, его ревность о правде Божией, его хранение чистоты, веры хоть немного передавались бы в сегодняшний день по его молитвам и нам, грешным, и нашим умам, и нашим сердцам, и нашим душам. Чтобы мы, встретившись с пророком Илией, были его слушателями, его последователями, его чадами не только здесь, в земной юдоли, но и в вечности нескончаемой Небесного Царствия. Аминь!

Проповедь епископа Арсения в день памяти святого пророка Илии. 2 августа 2008 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *