Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

6 августа Святая Церковь воспоминает святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Святые братья-мученики навеки дали пример того, как необходимо беречь мир и всегда избегать братоубийственных войн и междоусобных браней, даже ценой собственной жизни.

 Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая в день памяти св. блгв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, 6 августа 2015 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В нынешний день, братья и сестры, мы воспоминаем подвиг и житие святых благоверных князей Бориса и Глеба. Они были детьми святого равноапостольного князя Владимира, когда он ещё жил в язычестве. У язычников-христиан были жены, и были наложницы. Жены были многочисленные, каждая из них имела право рожать детей. И после этого её сын мог наследовать княжеский престол. И от нескольких жён во время языческого жития князь Владимир имел детей. Святополк Окаянный, он был рождён от греческой монахини, которую старший брат князя Владимира расстриг из монашества и взял себе.

Но князь Владимир не любил этого своего сына. Князья Борис и Глеб были рождены от пленной болгарыни и были по матери родными братьями. Остальные же его братья были рождены, как Ярослав Мудрый, или от княжны Полоцкой Рогнеды, или от других жён. И все эти дети святого равноапостольного князя Владимира взирали на него после принятия им Святого Крещения и поучались у него добродетельной и христианской жизни.

Из всех этих своих сыновей святой равноапостольный князь Владимир за мужество, милосердие, добросердечие особо выделял князя Бориса. И когда печенеги начали осаждать Киевское государство, хотя князь Борис и не был старшим сыном, отец поручил ему лучшее своё войско — восемь тысяч дружинников и мужей, избранных своих бояр. И вручивши ему это многочисленное отборное своё войско, благословил его на поход против печенегов.

В это время равноапостольный князь Владимир уже заболел, и во время похода князя Бориса умер. Старший из сыновей князя Владимира, Святополк Окаянный, желал утаить смерть своего отца, а затем избить и всех своих братьев и самому управлять Русской землёй.

В это время князь Борис возвращался со всеми своими воинами из печенежского похода. Печенегов им не удалось найти, и все воины говорили ему, чтобы он шёл на Киев и занимал княжеский престол. Но князь Борис понимал, что ему в любом случае придётся убить своего старшего брата, потому что даже если он и изгонит его из Киева, то Святополк или пойдёт в Ляшскую землю, будет там искать помощи у царя Болеслава, или будет объединяться с половчанами и будет делать попытки снова завладеть Киевским престолом. По этой причине ему никак невозможно будет владеть стольным градом Киевом, если он не убьёт своего старшего брата. Кроме того, он понимал, что в этой междоусобной брани погибнет и большое количество людей. И хотя он видел, что у него лучше и отборнейшее войско и он, без всякого сомнения, займёт город Киев, но, тем не менее, он понимал, сколько будет пролито крови и сколько душ человеческих погибнут в этой брани.

Поэтому он, своими духовными очами взирая на суетность этого земного мира, напоминал себе, сколько царствовало царей, сколько они наслаждались благами земной жизни, сколько они имели богатства, сколько жён, сколько славы и завоеваний, но, тем не менее, все это прошло, как туман или как утренняя роса, когда восстаёт солнце. Все это было скоротечно и временно.

А теперь где находятся эти цари и что им может помочь? Может, им помочь только братолюбие, любовь искренняя к своим ближним, милосердие и добрые дела. Напоминая себе всё это, князь Борис склонялся к мысли о том, что ему не стоит искать через преступление и через кровь отцовского престола, что он должен отпустить своих воинов. Но это решение не было для него простым, потому что была естественная для каждого человека любовь к этой временной земной жизни, к той сладости, которую она даёт, тем более он видел со всех сторон любовь к нему и воинов, и бояр, потому что все его уважали и любили.

Он был до этого князем во Владимире-Волынском, а затем в Ростове. И все видели его милосердное и справедливое правление, поэтому все самые лучшие воины и бояре, которые первоначально служили князю Владимиру, они были на стороне святого князя Бориса. Видя эту любовь к себе и простого народа, и всех остальных людей, видя и многие другие блага этой земной жизни, решение, которое он принял, для него было непростым.

Многи скорби праведным, так говорит Священное Писание. И действительно, многочисленные скорби пронзили его душу, когда он видел, насколько тяжело решиться ему отрешиться от этой временной земной жизни и в самом цвете своей юности, когда впереди у него, возможно, было прекрасное правление здесь, на земле, многочисленные и славные походы и завоевания, и славное княжение в городе Киеве. Тем не менее, он должен был окончить эту временную жизнь мученической смертью. И это решение, ко всему прочему, было ещё и добровольно, потому что он не был вынуждаем к этому внешними обстоятельствами, но если бы захотел, то мог бы воспротивиться своему старшему брату. По этой причине со многими слезами и скорбью он начал молиться Богу, чтобы Господь укрепил его в этой тяжёлой борьбе.

Все воины, которые окружали князя Бориса, оставили его и разошлись в разные стороны. И только несколько отроков вместе с отроком венгром Георгием окружали горячо любимого им князя. В это время пришли убийцы, подосланные Святополком Окаянным, и нанесли ему многие раны. Но первоначально не убили его. Князь выбежал из шатра и, раненый, просил, чтобы они дали ему ещё время на молитву. И во время этой молитвы прощал и своих убийц, и своего старшего брата. После этого снова нанесены были ему удары мечом, и он уже в бессознательном состоянии был положен на телегу. А когда Святополк узнал, что и после этого его брат не умер, то послал двух варягов, которые и пронзили сердце святого князя Бориса.

Младший и горячо любимый его брат Глеб, который в то время был ещё юным отроком, с самого детства привык взирать на своего старшего брата и учиться у него истинной христианской жизни. Он не представлял себе жизни без своего старшего и любимого брата, и Господь сподобил, что и он через некоторое время, через два месяца, так же мученически пострадал от тех же убийц, подосланных Святополком Окаянным.

И таким образом эти два страстотерпца, великих князя русских, первые вошли в Царство Небесное как страстотерпцы и исповедники. И не только Русская Церковь, но и Греческая без всякого сомнения признала их величайшими святыми, потому что не было среди русских князей больше примера, когда бы так, по любви к брату, они бы, не вынуждаемые ни внешними обстоятельствами, ни битвами, не чем-либо другим, но добровольно смирились, отказались от междоусобной брани, от пролития братской крови, из любви к Богу и ближнему приняли на себя мученический венец.

И мы, братья и сестры, взирая на этот высочайший пример христианской жизни, воссиявший на заре просвещения нашего Отечества светом Христовым на этих богоугодных детей святого равноапостольного князя Владимира, будем молиться им, потому что они стяжали величайшее дерзновение пред Богом. Чудные и необычайные чудеса происходили в той церкви в Вышгороде, где были положены их честные и нетленные мощи. У больных, у которых не было ног, сами по себе начинали отрастать ноги, и через некоторое время больной, до этого безногий, уже ходил на своих ногах.

И многие другие необычайные чудеса происходили по молитвам перед этими благоверными князьями, свидетельствуя о том, какую величайшую славу они сподобились в Царстве Небесном, оставивши это временное и земное царствование и находясь у Престола Вседержителя. Чтобы они, как ни восхотели при своей жизни, чтобы была проливаема за них хотя бы капля христианской крови, и сейчас взирая на наше Отечество, в котором проливается множество православной христианской крови, чтобы они своими всесильными молитвами даровали нашей земле мир, прекращение этой междоусобицы. И чтобы все православные христиане по их примеру взирали не на временную жизнь, не на богатство и славу, которыми они могут пользоваться, но взирали бы на Царство Небесное. Искали ту славу, которую искали эти угодники Божии, искали бы то богатство, которое они приобрели, искали бы то величайшее счастье, которое и сейчас наполняет их сердца и будет всё более и более пребывать вместе с ними. Чтобы все мы, православные христиане, по молитвам этих святых благоверных князей, наших сродников, Бориса и Глеба, и в этой временной жизни явились истинными христианами и достигли бы и Царства Небесного. Аминь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *