Проповедь митр. Арсения в день памяти апостола Андрея Первозванного

видео

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний день, братья и сестры, мы празднуем память одного из святых апостолов, которого Святая Православная Церковь назвала Первозванным, потому что первый призван был на апостольское служение.

Родился он в благочестивой семье и занимался, как отец его, как и брат его, будущий первоверховный апостол Пётр, делом рыбацким. Жили простой жизнью, но при этом жизнью благочестивой: занимаясь мирскими делами, они не забывали Бога в семье. Поэтому когда на Иордан пришёл Иоанн Предтеча, то отец его Иона и вся семья решили послать апостола Андрея, чтобы послушал его проповедь и рассказал им, о чём говорит новоявленный пророк. Апостол Андрей, избравший девство как более совершенную форму жизни, в отличие от своего старшего брата апостола Петра, который был семейным человеком, он, придя к Иоанну Предтече вместе с Иоанном Богословом, остался его учеником. И когда Иоанн Предтеча, увидевший Христа грядущего, и сказал «Се Агнец Божий, вземлющий грехи мира», то апостол Андрей, придя домой, сказал, что «мы обрели желаемого Мессию». И когда вместе со своим братом Петром он занимался рыбацкой ловлей и находился на берегу озера Генисаретского, то Господь проходя мимо, сказал: «Оставьте ваши сети, я вас сделаю ловцами человеков». И апостол Андрей последовал за Христом, а впоследствии привёл к Христу и брата, будущего апостола Петра.

Апостол Андрей совершал дела проповеди Христова благовестия, проповедуя вместе с апостолами и преподавая слушающим учение Христово. Он был свидетелем многих чудес, он присутствовал на Тайной Вечере, он зрел своими очима и общался с Божьей Матерью. Впоследствии после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, он как и другие апостолы, по жребию пошёл на проповедь по всему миру. А жребий ему выпал на всё побережье Чёрного моря, на территории теперешней Турции, Греции, фракийские земли, которые включают в себя сейчас такие государства, как Сербия, Болгария, Румыния, Венгрия. И скифские земли выпали ему по жребию. Древние историки к скифским землям относят теперешние Крым, юг Украины, юг России от Дона до Южного Буга, а на Север неограниченно простирались в земли, которые заключали в себе и славянские племена. По преданию, апостол Андрей, поднимаясь по Борисфену, как называли греки Днепр, дошёл до холмов киевских вместе со своими учениками, и пророчески предвозвестил: «На сих горах воссияет благодать Божия, град будет здесь великий и многие церкви Божии воздвигнутся». По преданию по Днепру он прошёл до Смоленска, до Новгорода.

Предание Церковное говорит о том, что апостол Андрей посетил остров Валаам, где располагается сейчас Валаамский монастырь — один из древнейших монастырей нашей Церкви. И потом он через Рим возвратился опять в пределы Греции, и в городе Патры проповедовал слово Христово, укрепляя слова чудотворениями, которые по благодати Духа Святого обильно изливались на людей, слушающих и притекающих к нему за помощью. Но некоторые слушали и во множестве прилеплялись к учению Христову, составляя Церковь Христову, а некоторые с озлоблением слушали его проповедь, как правитель Егиат г. Патры. Несмотря на то, что апостол Андрей исцелил его брата и исцелил его жену, Егиат озлобился и предал апостола Андрея казни. Поскольку он проповедовал о кресте Христовом, и о славе, и о силе Креста Честного, то как бы в насмешку Егиат приказал его распять на кресте, который впоследствии так и назовется крестом Андреевским — х-образный крест, на который не прибили, а привязали апостола, потому что желал правитель, чтобы он подольше мучился на этом кресте. Но с этого креста трое суток не переставал Апостол Андрей проповедовать так, что весь город возмутился, и приступили к правителю, говоря: «Ты зачем предал казни такой сего неповинного праведного человека? Два дня уже в мучениях висит он на древе крестном и не перестаёт учить нас добру». И весь город в количестве 20.000 собрался к дому правителя городского, чтобы он освободил его.

Егиат, боясь народного мятежа и восстания, пришёл ко кресту и к апостолу Андрею. Но апостол Андрей, убеждая народ не поднимать бесовский мятеж, как он сказал, сказал и правителю: «Если ты пришёл уверовать во Христа и послушать слово моей проповеди, то я готов сойти со креста. А если ты пришёл только чтобы меня снять с креста, то я желаю на кресте и преставиться, и перейти в жизнь вечную». И многие люди приступали, и воины, и простые горожане, пытаясь снять апостола Андрея со креста, но руки их как бы деревенели и они не могли развязать путы, связывавшие его. А в течение некоторого времени дивный свет сошёл на апостола Андрея и более часа блистал так, что глазам силы не было смотреть на него. По истечении этого времени апостол Христов предал душу свою в руки Божии, перед этим явивши дивную любовь и ко Христу, и к ближнему. Ко Христу — потому что он не боялся мук и говорил грозящему ему правителю: «Что нам бояться мук? Незначительные муки не приносят большого страдания, а значительные муки непродолжительны, они скоро отделяют душу от тела, а душу человека праведного соединяют со Христом». А правителю он говорил: «Я не так страдаю от страданий, сколько душа моя страдает о твоей погибели». Такая любовь сего апостола Христова, братья и сестры, она и сегодняшний день побуждает нас с любовью совершать его святую память.

И вот день памяти, его торжество. Ведь недаром мы особо почитаем святого апостола Андрея, ведь он когда-то впервые огласил наше Отечество, нашу землю, впервые посеял тут семена, которые впоследствии взойдут обильным плодом — преподобных Киево-Печерских, святого равноапостольного князя Владимира, и в обилии благодати тех, кто воспринял святое Крещение от купели Днепровской, и благодаря жизни которых, наших благочестивых предков, наше Отечество назовётся Святой Русью.

Мы в сегодняшний день, братья и сестры, празднуем память апостола Христова. И в сегодняшний день его молитвенному предстательству, как проповеднику правды Христовой в нашем Отечестве, мы вверяем судьбу нашего Отечества. Мы вверяем, братья и сестры, судьбу Святой нашей Православной Церкви, которая от времён апостольских и со времён Крещения Владимирова пребывает в нашем Отечестве.

Мы исповедуем нашу Мать Церковь, в чистоте сохранивши её с тех древних времён, и правильность её учения исповедуя и нашей жизнью в наши дни. Мы знаем, братья и сестры, что сегодня враг восстаёт на Церковь нашу Святую и на Отечество наше. И все эти испытания Господь посылает нам, чтобы Церковь Христова очистилась от плевел, чтобы мы явили, братья и сестры, перед лицом всего мира наше стремление быть со Христом в Его Святой Церкви.

В сегодняшний день вплоть до того, что государственные власти где-то угрожая, где-то лестью уговаривая, кого-то притесняя, стараются сломать и архипастырей, и пастырей, а всякой клеветой и грязью пытаются наполнить средства массовой информации, чтобы верующих отвратить от Церкви Христовой. Но мы, братья и сестры, живя с вами в Церкви, знаем, что нам Церковь — Мать, Предстоятель нашей Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий, Киевский и всея Украины, который хранит единство с Русской Православной Церковью. И мы, братья сестры, в сегодняшний день с доверием относились и относимся к нашей Матери-Церкви. Пускай нам приносят приглашения от Патриарха Константинопольского на раскольнический собор, всячески принуждая нас на нём присутствовать — у нас есть Патриарх Московский и всея Руси.

В этой Церкви жили наши деды и бабушки, наши отцы и матери, в этой Церкви крещены наши дети и наши внуки. И нам не надо что-то придумывать другое, потому что с этой Церковью мы пережили и монголо-татарское иго, и польско-литовское нашествие, и французские разорительные грабежи в нашем Отечестве. Мы пережили, братья и сестры, и Первую мировую войну, и безбожную революцию, которая расстреливала священников, взрывала наши храмы, разоряла наши обители, уничтожала наши святыни. С этой Церковью мы пережили, братья и сестры, гонения с пастырями этой Церкви. С этой Церковью мы пережили голодоморы, с этой Церковью мы пережили бедствия Великой Отечественной войны и голодное время восстановление нашего Отечества послевоенное. С этой Церковью мы пережили, выстоявши хрущёвские гонения, когда обещали в 80-м году показать последнего попа по телевизору. С этой Церковью мы встретили 1000-летие Крещения Руси, c этой Церковью после 1988 г. мы построили тысячи храмов в нашем Отечестве и восстановили сотни монастырей.

В этой Церкви, братья и сестры, мы учим детей в воскресных школах, которые возле наших храмов, мы слушаем наших пастырей церковных, которые наставляют нас в добре и которые помогали нам через исповедь обрести чистоту души. Вместе с нами молились наши пастыри, когда мы хоронили наших родителей, вместе с нами молились наши пастыри, когда мы крестили деток, и они с улыбкой передавали их нам от купели Святого Крещения. Нашими пастырями, братья и сестры, венчанные семьи воспринимали благословение Божие на создание новой семьи и на продление рода нашего. В нашей Церкви, братья и сестры, множество молодёжи приняло монашество и стали духовниками, стремясь и нас где-то словом, где примером призвать на чистую святую жизнь.

И поэтому, братья и сестры, в недавнее время пережившие страдания и переживающие страдание братоубийственной войны в нашем Отечестве, мы были друг другу братьями, принимая беженцев, оказывая благотворение, в котором участвовала вся полнота нашей Церкви, которая по всему миру распространена. Пожертвования приходили от приходов нашей Святой Церкви и со всех епархий Украины, и из России, из Молдавии, из Белоруссии, из приходов православных Англии, Америки, Европы, Австралии, где только есть православные наши собратья — все помогали нам, братья и сестры, по-братски, как единая семья переживая наше тяжёлое, скорбное, безумное время.

И в сегодняшний день те, кто взялся строить «новую церковь», что вы к нам лезете! Тем более что, братья и сестры, депутаты Верховной Рады, которые являются православными христианами, не голосовали за создание этой «церкви». Голосовали раскольники, католики, униаты, мусульмане, иудеи, атеисты, неоязычники, протестанты всех толков, — они голосовали в Верховной Раде, чтобы устроить «новую церковь» на Украине и они обращались с письмом к Патриарху Константинопольскому. Но ведь я, уважая их выбор, не лезу, не указываю как надо молиться в синагогах, я не препятствую исповедовать веру и не мешаюсь в дела мусульманских общин. Я не указываю, как протестантским пасторам проповедовать. Я не требую, чтобы католики избрали папу Киевского вместо Папы Римского. Почему нас обвиняют, братья и сестры, ставя нам вину, что мы являемся предателями и церковью-агрессором? Но ведь братья и сестры, в наше время 4 млн. украинцев на заработках в той же России. Ведь мусульмане украинские общаются с мусульманами российскими, и никто им не говорит ничего против. Протестантские общины: пятидесятники, баптисты, адвентисты общаются с подобными им российскими сектантами, никто им ничего против не говорит. Католики Украины имеют молитвенное общение с католиками России, и никто им против ничего не говорит. Так почему мы являемся чуть ли не врагами народа?

Вы в течение нескольких дней, уже почти неделю, наверное, видите, как за мостом стоит вооружённая охрана, которая представилась фискальной службой, присланной из г. Киева. Они стоят на въезде в монастырь возле моста, они стоят на выезде в сторону Сидорово из монастыря, проверяя каждую машину, въезжающую и выезжающую. Ведь они не город охраняют — в город въезд и выезд свободны. Они стоят перед мостом, проверяя машины едущие и выезжающие из монастыря. Они думают, что мы что-то из монастыря вывозить будем. Это они считают нас ворами, грабителями. Те, кто их прислал, они наверно по себе судят о других.

Да мы по крупицам собирали в эту святую обитель святыни, иконы, колокола, иконостасы… На ваших глазах возрождалась наша святая обитель. И нас теперь хотят представить, что мы якобы чуть ли не разграбляем Церковь и Отечество… Мы, братья и сестры, тоже получили в нашей обители письмо и приглашение на «собор» от Патриарха Варфоломея. И не церковные люди нам его привезли, и не по почте пришло: эти письма развозил заместитель губернатора. Но если вы говорите, что мы церковь-агрессор, если вы говорите, что мы «зрадники України», если вы говорите, что мы фсб-шная церковь, как же вы нас просите к себе на «собор»? Или если мы предадим Церковь и поедем на ваш раскольнический собор, мы сразу станем хорошими и правильными? — хочется спросить.

Да потому они просят нас на «собор», чтобы этому «собору» дать вид легитимного собора. Потому что сам по себе этот «собор» — раскольнический, и не имеет ни благодати Святого Духа, ни является Церковным. По сути, это политический проект, который создан не для созидания Церкви в нашем Отечестве, а для разорения Церкви. И ни один верный присяге архиерей нашей Православной Церкви не собирается туда ехать. И по примеру Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, который отослал это письмо-приглашение назад на Фанар, в Стамбул Патриарху Варфоломею, и мы, братья и сестры, так с братией на братском совете приняли решение и также отправили это письмо туда же в Стамбул. Потому что в этом письме не просто было требование приехать на «собор», но и угрозы нашему Предстоятелю Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию, которого, умаляя по достоинству, Патриарх Константинопольский назвал не Блаженнейшим Предстоятелем Церкви, а «Высокопреосвященнейшим митрополитом Киевским». И сказал: «Я требую быть Вас на соборе вместе со своими епископами. А если Вы откажетесь, то Вы не будете митрополитом Киевским и всея Украины».

Не он ставил его, не ему и снимать. Мы с нашей Матерью-Церковью, со своим народом были и в радости, и в горе, и в бедствии, и в трудностях. Где была Константинопольская Церковь, так, как он называет сейчас, церковь-мать? Может, он нам во время голодоморов помогал или во время безбожного советского периода что-то говорил против, когда взрывались храмы и расстреливали духовенство и верующих, на каторгу ссылали монашествующих? Может, он хоть копейку дал на возрождение нашей святой обители и других монастырей и на постройку храмов в нашем Отечестве? Может, он хоть кому-то подал хоть какую-то милостыню, тем людям, которые были беженцами тысячами в нашем Святогорске и повсюду, когда люди были лишены домов своих и самого элементарного для существования, может, кому-то из вас подал Константинопольский Патриархат руку помощи? Если есть таковые, скажите!.. — тишина. Так как же он после этого смеет называться Церковью-Матерью?

У нас есть Церковь-Мать, и мы — в этой Церкви, и другой церкви нам не нужно. И мы в сегодняшний день, братья и сестры, знаем, что Глава Церкви не Константинопольский Патриарх, он всего лишь первый по чести среди равных ему патриархов. Глава Церкви — Христос Спаситель. И как говорил преподобный Паисий Афонский, «если бы я не знал, что последнее слово за Богом, я бы с ума сошёл». И мы знаем, что последнее слово за Богом. Господь Своих не бросает. Главное, вы не бросайте Церкви Христовой!

Эти дни сегодня, завтра, послезавтра — они хвастают, что они будут, братья и сестры, собираться на «собор» и решать что-то. А мы, братья и сестры, должны собираться в своих храмах, и Бога просить, и Бога молить, чтобы Он сохранил нам Церковь благодатную, каноническую, праотеческую, Церковь апостольскую, которая со времён апостола Андрея и со времён равноапостольного князя Владимира была и есть в нашем Отечестве. И не политики нас должны учить, как и что лучше сделать Церкви. Пускай они делают что-то лучше и хорошо для народа в государстве. А мы, братья и сестры, сохранившие Святое Православие, мы сами как-то решим, как нам быть и как нам жить в Церкви Христовой.

Был период коммунистического гонения. И мне, как пастырю, впоследствии приходилось исповедовать многих и коммунистов, и комсомольцев, которые со слезами многие исповедовали, что они насмехались и гнали Церковь Христову. Дай Боже, чтобы мне пришлось исповедовать и националистов, и автокефалистов, которые тоже со слезами будут просить прощения за то, что они гнали Церковь Христову. А мы готовы с любовью принять каждого человека, который с покаянием осознает свою неправоту и вернется к Матери-Церкви, действительно к нашей Матери. Ведь недаром, братья и сестры, и духовенство наше мы называем умилительно-ласкательным словом, не пасторы, не падре, а называем — «батюшки». Потому что на своём опыте жизненном мы убедились в истинности, в любви и в правде, в которой жили и живут в нашей Святой Матери-Церкви.

И я, братья и сестры, говоря вам сегодня, сердцем переживая за ту ситуацию, которая в нашем Отечестве, и говоря как пастырь Церкви то, что должен говорить вам, я хочу и у вас всех спросить: «Нужна ли нам какая другая Церковь?» Хор народа: «Нет». «А нужен ли какой другой предстоятель, кроме Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и Патриарха Кирилла?» Ответ прихожан: «Нет». «А нужно ли сохранять единство с Матерью Русской Православной Церковью?» Весь народ: «Да». И поэтому братья сестры, в сегодняшний день этот ответ, эти мнения, эти слова идите и не боясь, говорите, потому что за нами правда Божия, за нами Бог. И не надо нас заставлять Бога предавать. Потому что предавший один раз, он будет передавать и второй, и третий, и четвёртый… И само озлобление людей, предавших Церковь, оно естественно, потому что святые отцы говорят, что предательство порождает озлобленность. Предатель всегда ненавидит других, особенно тех, кто не предал.

Поэтому нам, дай Боже, братья и сестры, по примеру апостола Андрея, по примеру верных апостолов Христовых быть Христовою Церковью, быть чадами Христовыми отныне и до века, аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *