Краматорские страницы биографии преподобного Варсонофия (Юрченко), исповедника Херсонского

66 лет назад, 17 октября 1954 г. в г. Херсоне закончилась земная жизнь архимандрита Варсонофия (Юрченко). Кончина пришлась на именины монаха ― в день святителей Гурия и Варсонофия, что многими отцами Церкви считается признаком святой жизни. Другой признак святости связан с подтверждёнными фактами исцелений и посмертной помощи о. Варсонофия. Таких случаев, произошедших как на месте захоронения старца, так и вдалеке от Херсона, великое множество.

За свою подвижническую жизнь и молитвенную помощь преподобный был прославлен Церковью. В его лице нашла небесного покровителя и донецкая земля, более всего, г. Краматорск. С Краматорском связан довольно большой период жизни исповедника. Здесь должна была осуществиться его мечта о православном братстве и о большом прекрасном храме. Здесь же ему пришлось пострадать от власть имущих.

В архиве Святогорской Лавры сохраняется дневник преподобного Варсонофия (в то время игумена) за 1947–1948 гг. Статью о краматорском периоде служения святого на основании его записей редакция альманаха «Святогорский летописец» планирует опубликовать в 2021 г.

Василий Григорьевич Юрченко, в монашестве Варсонофий (1880–1954) был очень образованным человеком; закончил одну из престижных духовных школ, Херсонскую Пастырско-Миссионерскую семинарию. Был игуменом Свято-Григорьевского Бизюкова монастыря. Там же начался его исповеднический путь.

Игумен Варсонофий. Славянск. Прибл. 1946–1947 гг.

Как известно из жизнеописания преподобного, он был выслан из Одесской епархии в 1926 г. и очутился в Харькове. Позади остались сроки заключения, годы служения в Александрии и Первомайске. Старца беспокоила судьба духовных чад, которые были рассеяны по всей Украине. После опубликования Декларации митрополита Сергия (Старгородского) о лояльности Церкви к советской власти, это беспокойство усилилось. Игумен Варсонофий был одним из организаторов тайной (катакомбной) церкви в Юго-Восточной Украине и на Кубани. Создание общины в Краматорске (тогда пос. Краматоровка) началось в 1930 г., когда здесь поселились духовные чада о. Варсонофия из района Александрии, а именно, семьи Петренко и Тараненко. Впоследствии к ним присоединились верующие других регионов.

Тайные богослужения, разветвлённая организация делали катакомбные общины особенно уязвимыми против ОГПУ. Как известно, в результате операции «чёрные пауки» священник Юрченко был арестован в числе многих духовных лиц. За 10 лет жизни в тягчайших, нечеловечески изнурительных условиях лагерей он не прерывал связи с духовными чадами.

Духовные чада о.Варсонофия. Краматорск. Нач. 1950-х гг.

И вот, наконец, в 1945 г., после освобождения Краматорска, духовный пастырь приезжает сюда к своим чадам. Больной, слабый, с кровоточащими ранами, более всего он хочет служить. И это ему удаётся. Епископ Никон (Петин), глава вновь образованной Ворошиловоградско-Донецкой епархии, принял его в число клириков и назначил внештатным священником Архидиаконо-Стефановского храма, занимавшего заводской барак (Октябрьский поселок, ул. Союзная). Паства у игумена Варсонофия собралась изрядная. Среди прихожан было боле 20 монахинь, многие из репрессированных. Другие женщины, «белые платочки», принадлежали к так называемому сестричеству. Их образ жизни мало отличался от монашеского. В мае 1948 г., когда ядро, основа новой общины было создано и собрана определённая сумма денег, состоялась регистрация Свято-Покровского прихода. К тому времени заводское строение, которое занимал храм, пришлось освободить.

В том же году под новый храм купили дом на улице Больничной. Задуманный настоятелем как двухэтажный великолепный храм был воплощён в архитектурном проекте инженера Николая Николаева, потомственного дворянина. Но жизнь в условиях тотального режима внесла свои коррективы. Государство через аппарат уполномоченных по религиозным делам стало опять активно вмешиваться в церковную жизнь. Под удар в первую очередь попадали самозабвенные пастыри и пламенные проповедники.

Кондратий Черноморченко, уполномоченный по делам РПЦ в Сталинской области, с неудовольствием отмечал большую наполняемость строящегося Покровского храма (в праздники его посещали около 1500 чел.). Хозяйственная деятельность настоятеля, его «влияние на население» возмущало представителей городской власти, которые всеми грязными способами старались выжить священника из города: арестовывали, давили физически посредством организации бандитских нападений и откровенного разбоя. Это не сломило монаха. Храм продолжал строиться и наполняться верующими.

Власти поспешили употребить другие методы антирелигиозной борьбы ― фабриковали поклепы и доносы. В одном из писем, написанным якобы прихожанами храма, отца Варсонофия обвинили в том, что он «изобразил из себя ясновидящего», растратил церковные деньги и в своем окружении терпит черную сотню монахов («этих лентяев и паразитов, которые создавали ему славу»).

В августе 1950 г., по собственному прошению игумена Варсонофия перевели в Херсонскую епархию. Покровскую церковь он передал архимандриту Онуфрию (Сусленко), который вскоре исполнил обещание, данное старцу, довершить строительство храма.

На прощание батюшка объехал свою паству, не забывая каждому дать наставления. Связь краматорчан с духовным отцом сохранилась до смерти последнего. Старец посылал прихожанам письма, которые поддерживали их в жизненных невзгодах. Подписывался неизменно: «Убогий игумен Варсонофий». В Херсон за духовным отцом последовали монахини-краматорчанки сёстры Тараненко, Мария Неженцева и Александра Сливченко из Славянска; они оставались рядом до последнего часа батюшки.

Даже после смерти о. Варсонофия не прервалась нить, связующая святого с почитающими его верующими. Место погребения исповедника на кладбище церкви Всех святых в Херсоне стало местом паломничества православных Донбасса. На торжественном богослужении в Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона присутствовала группа паломников из Донецкой области, в числе которых находились три женщины из духовных чад преподобного Варсонофия. Автору данной статьи также посчастливилось быть свидетелем этого долгожданного события.

Паломники с Донбасса. Херсон. 2008 г.

16 октября 2011 г. в Свято-Покровском храме г. Краматорска освящён престол в честь преподобного Варсонофия. В алтаре церкви сохраняется напрестольной крест, который принадлежал святому. В храме причащают из его серебряной чаши.

Свято-Покровская церковь. Фото Олега Кручинина. 2011 г.

Хочется закончить словами архимандрита Варсонофия при обращении к своим почитателям перед кончиной: «Наше спасение в любви друг к другу, погибель наша во вражде друг к другу. Спасайтесь же милейшие… все, все, Краматорские, Славянские, Дружковские, Сталинские, Ворошиловградские, Харьковские, Киевские, Елисаветградские, Александрийские, Кременчугские, Сибирские, Крымские. Мир вам и Божие Благословение. Убогий Варсонофий».

Наталья Овсянникова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *