В музее Святогорской Лавры открылась выставка «Образ Т.Б.Потёмкиной в изобразительном искусстве XIX века»

11 декабря 2020 г. в залах лаврского музея открылась выставка «Образ Т.Б.Потёмкиной в изобразительном искусстве XIX века». Выставка подготовлена информационно-просветительским отделом Святогорской Лавры. Открытие выставки приурочено ко II Международной научно-практической конференции «Святогорские чтения», которая прошла в стенах Лавры 11 декабря.

Первую экскурсию по экспозиции выставки провёл сотрудник информационно-просветительского отдела Лавры, автор экспозиции выставки Владимир Дедов. Вначале экскурсионного показа Владимир Дедов остановился на целях и задачах выставки, рассказал о работе по поиску и подготовке к выставке портретных изображений Татьяны Борисовны Потёмкиной (урожд. княжны Голицыной), известной российской благотворительницы, инициировавшей воссоздание древней обители в Святых Горах в 1844 г. и всячески содействовавшей её становлению до дня своей кончины 1 июля 1869 г.

На выставке представлено 29 экспонатов, в том числе 16 портретных изображений, отражающих образ Т.Б.Потёмкиной в произведениях живописи и графики известнейших российских и европейских художников XIX в., среди которых Тимофей Нефф, Фирмен Массо, Мари Виже-Лебрен, Брюнних Мортен Тране, Александр Брюллов, Жозеф Дезир Кур, Христина Робертсон, Владимир Гау. В настоящее время эти портреты хранятся в собраниях Эрмитажа, Государственного Русского музея, Всероссийского музея А.С.Пушкина, Государственного музея А.С.Пушкина, Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея, Тверского государственного объединённого музея, Тверской картинной галереи, Ярославского художественного музея. Также на выставке представлены фотографии Т.Б.Потёмкиной и супруга А.М.Потёмкина, портреты её родителей, акварельные изображения дворцовых построек из имений Потёмкиных в Гостилицах и Святых Горах.

Владимир Дедов последовательно остановился на каждом из представленных на выставке портретов Татьяны Борисовны Потёмкиной, времени и обстоятельствах их создания. Выставку сопровождает информация о художниках-портретистах, которым позировала и заказывала свои портреты Татьяна Борисовна Потёмкина, а также дальнейшая история этих портретов. Выставка вызвала живой интерес участников конференции «Святогорские чтения», среди которых было немало специалистов в области музейного дела, истории искусства. В обсуждении отмечалось, что благодаря выставке произошла визуализация образа Татьяны Борисовны.

Своими впечатлениями о выставке поделилась искусствовед, зав. отдела украинского и русского искусства XVI ― начала XX вв. Харьковского художественного музея Ольга Денисенко. Она в частности отметила, что представленная портретная галерея Татьяны Борисовны Потёмкиной явственно показала ― эта дама, представительница высшего аристократического слоя пушкинской поры является образцом истинного патриотизма, служения обществу, носительницей высоких моральных ценностей. На выставке представлены портреты княжны Татьяны Голицыной, ещё совсем молодой девушки, очень привлекательной, красивой, и как со следующими изображениями по хронологии времени меняется её внутренний образ, наполняясь содержанием истинного смысла жизни, зрелой духовности. Владыка Арсений обратил внимание на последний портрет и по времени написания, и по месту в экспозиции, где Татьяна Борисовна изображена в платье синего цвета на фоне святого угла, где в образе проступает житейская мудрость, моральная чистота, глубокая духовность. На раннем портрете молодой Татьяны Потёмкиной тот же синий цвет платья. Это не просто совпадение цветового решения одеяния, это сознательный выбор цвета, в евангельской колористической традиции это цвет небесной тверди, имеющий глубокое философское обоснование, это цвет Богородицы. Через всю иконографию образа Потёмкиной, особенно в 1850–60-е гг. этот цвет проходит как доминирующий.

Вместе с этим выставка являет собою историю искусства в миниатюре. Собрана почти полная иконография образа Татьяны Потёмкиной. Здесь представлены величайшие мастера портретной живописи начиная Виже-Лебрен и завершая Тимофеем Неффом и Александром Гау. Практически все представленные на выставке художники были портретистами не только представителей знати, но и императорских домов Европы и России.

По форме выставка подготовлена на высоком профессиональном уровне, с большим художественным чутьём и тактом, и в эстетическом плане её значимость несомненна.

Два комментария

  1. Ольга

    Спаси вас Господи! Скажите, пожалуйста, как можно принять участие в научной конференции на следующий год. Есть ли определенные технические требования к докладу? С уважением, доктор наук по социальным коммуникациям, профессор Беличенко Ольга.

    1. редакция сайта

      Здравствуйте. Для того, чтобы принять участие в конференции «Святогорские чтения», необходимо предварительно написать письмо с указанием своих координат на почту [email protected]
      С оформлением статей Вы можете ознакомиться в наших изданиях, которые можно скачать по ссылке https://svlavra.church.ua/publikacii/

  2. Ольга

    Скажите, пожалуйста, как долго будет работать выставка, посвященная Т.Б.Потемкиной или она была открыта только во время работы научной конференции?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *