Восстановитель Святогорской обители (в память о схиархиепископе Алипии)

Архиепископ Краснолиманский Алипий (в миру Василий Семёнович Погребняк) отошёл ко Господу 2 ноября 2021 г., в день памяти преподобного Феодосия Святогорского.

В истории Церкви он навсегда останется как возобновитель в 1992 г. Святогорской обители. Завершение земного пути и служение Церкви Христовой на земле владыки произошло в день памяти (20 октября ст. ст. / 2 ноября н. ст.) первого духовника Святогорской обители по её возобновлении в 1844 г. Это несомненно есть предопределением Господним, знаком преемственности и духовного возрождения земного удела Пречистой Богородицы в Святых Горах. Не случайно своё исследование 1987–1994 гг. по истории и подвижникам Святогорской Успенской пустыни, хранящееся в архиве Святогорской Лавры, владыка Алипий завершает датой памяти 20 октября / 2 ноября и статьёй о старце Феодосии, под духовным руководством которого просияли добродетелями ученики его: прп. Арсений архимандрит, возобновитель, прп. Герман архимандрит, прп. Иоанн Затворник, прп. Иоанникий Святогорские в XIX в.

Василий Погребняк в годы служения в армии
Василий Погребняк в годы служения в армии

Сегодня, оглядываясь на 76-летний жизненный путь и вехи служения архипастыря Украинской Православной Церкви, архиепископа Алипия, можно утверждать, что Святые Горы ещё в детские годы оказали неизгладимое впечатление на юного Василия Погребняка, во многом повлияли на его решение избрания монашеского образа жизни и определили судьбу как восстановителя древней православной обители.

Родился он 21 июня 1945 г. в с. Малиевка Боровского района Харьковской области в крестьянской семье. В 1952 г. пошёл в школу в родном селе. Ещё будучи ребёнком, он познакомился с монахами закрытой в 1922 г. Святогорской обители, испытал их духовное влияние и впервые услышал предсказание об открытии им Святогорского монастыря. По воспоминаниям владыки Алипия: «Однажды приехали мы (с другом Витей, впоследствии архимандритом Вениамином) в с. Банное (ныне Святогорск) к иеромонаху Дорофею. Служил он в небольшом молитвенном домике на окраине села. В тот раз в гостях у отца Дорофея был игумен Иоанн (Стрельцов). Иеромонах Алипий со своими родителями и односельчанами
Иеромонах Алипий со своими родителями и односельчанами
Со слезами начали мы рассказывать наши скорби: как нас учителя на Пасху забрали и в церковь не пустили, как над нами в школе смеются, что нам в местную церковь ходить нельзя, так как сказали, что закроют её, если увидят в ней детей. Отец Иоанн обнял меня и пророчески сказал: „Деточка, да ещё придет время, святогорские колокола зазвонят, а ты Святые Горы будешь открывать!“». Тогда же Василий впервые увидел закрытую Святогорскую обитель. В предисловии к своему труду «Святогорская Успенская общежительная пустынь» владыка вспоминал «В юные годы пришлось мне посетить эту, когда-то знаменитую, Святогорскую пустынь. При виде дивных невыразимых красот природы и в особенности суровых древних меловых пещер, в душе моей впервые зародилась мысль о монашестве. Чин пострижения в монашество, совершённый надо мной в Лавре преподобного Сергия Радонежского, был печатью того, что незримо совершилось в моей душе ещё тогда, в юности. В недрах этой Священной горы».

О первых своих духовных наставниках о. Алипий с благодарностью вспоминал при наречении его во епископа Донецкого и Славянского: «Первой моей учительницей в вере и благочестии была моя бабушка, которая своими натруженными руками учила меня слагать пальцы для крестного знамения, научила первой молитве. Более глубокое христианское воспитание дали мне наш священник отец Стефан и схимонахиня Евдокия, которые пройдя тернистый путь через соловецкие и сибирские лагеря, сохранили свою пламенную веру в Бога и верность Святому Православию».

Иеромонах Алипий в своей келии в Троице-Сергиевой Лавре
Иеромонах Алипий в своей келии в Троице-Сергиевой Лавре

После окончания 9 классов школы Василий Погребняк работал пастухом в колхозе, почтальоном, в 1964-65 гг. служил в рядах Советской армии, один год работал в г. Краматорске на СКМЗ им. Орджоникидзе кочегаром. В 1966 г. поступил в Московскую духовную семинарию.

В период обучения в семинарии поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру, где 6 декабря 1968 г. был пострижен в монашество архимандритом Платоном (Лобанковым) с именем Алипия. В том же году был рукоположен во иеродиакона епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным).

В годы учёбы в семинарии и обретения духовного опыта в Троице-Сергиевой Лавре о. Алипий не прекращал общения со святогорскими старцами. В одном из своих интервью вспоминал: «Были в нашем селе монашествующие ещё дореволюционного пострига. И Святогорские отцы были. Я через матушку Евдокию со всеми перезнакомился. Когда в семинарию поступил, они мне книги и иконы дарили. Дают иконочку, а в ней записочка: „После моей смерти передать семинаристу Васе“. Постепенно у меня собралось много святынь, которые представляют историческую ценность». Тогда же, в Загорске, он вновь увиделся со святогорским игуменом Иоанном (Стрельцовым), описав эту встречу так: «…будучи иеродиаконом Троице-Сергиевой Лавры, находился на послушании смотрителя Патриаршей резиденции. Как-то раз, в один из приездов Патриарха, вдруг мне звонок из алтаря Трапезной церкви: сообщают, что какой-то старец с Донбасса хочет меня видеть. Я прихожу и вижу — отец Иоанн. Это была моя последняя встреча с ним. Он уже старый тогда был, весь дрожащий, с палочками в обеих руках. Увидел меня и, немного юродствуя, говорит: „Где ж ты ходишь? Я вот был в Кремле на приеме у Сталина, добился открытия Святогорской пустыни. Но я ж старый, не доживу, а ты будешь открывать Святые Горы!»

Архимандрит Алипий в Покровском кафедральном соборе г. Воронежа
Архимандрит Алипий в Покровском кафедральном соборе г. Воронежа

В 1970 г. о. Алипий был рукоположен во иеромонаха епископом Аргентинским и Южноамериканским Платоном (Лобанковым). По завершении учёбы в семинарии поступил в 1970 г. в Московскую духовную академию, которую окончил в 1974 г. со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Любовь ко Христу как основа аскетического подвига по учению преподобного Макария Египетского». В этот период о. Алипий был келейником наместника Лавры, смотрителем патриарших покоев, затем смотрителем Троицкого собора.

По окончании академии о. Алипий ещё до 1977 г. находился в Лавре при патриарших покоях, а затем был направлен на приходское служение в Красный Лиман, где проживала его мать. Здесь, в период 1977‒1984 гг. он был настоятелем Петропавловского храма, с 1984 г. — настоятелем Богородице-Рождественского храма с. Крестище Славянского района. В этот период, к празднику Святой Пасхи 1979 г. иеромонах Алипий по представлению митрополита Одесского и Херсонского Сергия (Петрова) был удостоен Святейшим Патриархом Пименом (Извековым) сана игумена. В 1985 г., по приглашению архиепископа Мефодия (Немцова) переехал в Воронежскую епархию, где был поставлен настоятелем Покровского кафедрального собора г. Воронеж. Здесь же, в апреле 1986 г., к празднику Святой Пасхи игумен Алипий был возведён архиепископом Воронежским Мефодием в сан архимандрита.

Слева направо: игумен Арсений (Яковенко, ныне митрополит), схиепископ Алипий (Погребняк), схиархимандрит Серафим (Мирчук), послушник Андрей Никитин (ныне митрополит Митрофан). Село Ожога Липецкой области. 1995 г.
Слева направо: игумен Арсений (Яковенко, ныне митрополит), схиепископ Алипий (Погребняк), схиархимандрит Серафим (Мирчук), послушник Андрей Никитин (ныне митрополит Митрофан). Село Ожога Липецкой области. 1995 г.

Особым периодом, повлиявшим на духовное становление владыки, стало его общение с духоносными старцами того времени: архимандритом Кириллом (Павловым), который воспринимал его от пострига; иеросхимонахом Стефаном (Игнатенко); ныне прославленным в лике святых отцов Глинских владыкой Зиновием (схимитрополитом Серафимом Тетрицкаройским); архимандритом Серафимом (Тяпочкиным); схиархимандритом Серафимом (Мирчуком), о котором владыка Алипий говорил, что не было ни одного дня, в который он бы не вспомнил дорогого батюшку; блаженной памяти Алексеем Фёдоровичем (г. Старый Оскол) и др., общаясь с которыми он, подобно тому, как трудолюбивая пчела собирает нектар с цветов, стяжал благодать Святого Духа, стараясь и своих чад приобщить к этому богатству жизни в Боге.

По болезни в 1989 г. был выведен за штат и возвратился в Красный Лиман, где епископом Луганским и Донецким Иоанникием (Кобзевым) поставлен настоятелем Петропавловского храма. В этот период он активно трудится над подготовкой вопроса об открытии Святогорской обители, обретении её святынь и реликвий. 5 мая 1989 г. архимандритом Алипием были проведены раскопки по обретению мощей преподобного Иоанна Затворника Святогорского. Архимандрит Алипий, Владимир Фоменко (ныне протоиерей) и Игорь Яковенко (ныне митрополит Арсений Святогорский).
Город Славянск. 12 сентября 1989 г.
Архимандрит Алипий, Владимир Фоменко (ныне протоиерей) и Игорь Яковенко (ныне митрополит Арсений Святогорский).
Город Славянск. 12 сентября 1989 г.
Были подняты честная глава преподобного Иоанна, его деревянный постригальный крест, кожаные сандалии, медный наперсный крест, а также обретена свинцовая плита с текстом, положенная во гроб затворника братией обители при погребении. Тогда же архимандрит Алипий часто посещает Святые Горы, общается с народом на территории тогдашнего санатория им. Артёма, выслушивает мнение по вопросу возвращения Церкви храмов закрытого в 1922 г. монастыря, просвещает людей о роли и значении Православной Церкви в преодолении социальных болезней общества через его духовное возрождение. Одна из таких бесед была заснята создателями фильма «Заради істини» и стала его центральным сюжетом. Здесь же архимандрит Алипий в интервью журналистам рассказал о сборе подписей за открытие обители, направление их в церковные и гражданские инстанции, ознакомлением вопроса на месте уполномоченными от государства лицами и правящим тогда архиереем, епископом Луганским и Донецким Иоанникием.

Епископ Алипий в своей келии в г. Красный Лиман
Епископ Алипий в своей келии в г. Красный Лиман

С образованием самостоятельной Донецкой епархии 6 октября 1991 г. архимандрит Алипий был хиротонисан во епископа Донецкого и Славянского. Хиротонию совершили в Свято-Никольском соборе г. Донецка митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко), впоследствии ушедший в раскол, епископы Луганский и Старобельский Иоанникий (Кобзев), Кировоградский и Николаевский Василий (Васильцев), Днепропетровский и Запорожский Глеб (Савин), Симферопольский и Крымский Василий (Златолинский). В качестве правящего архиерея, опираясь на поддержку народа, владыка Алипий готовит восстановление обители в Святых Горах и направляет соответствующие ходатайства в советские органы. Уже 27 ноября 1991 г. Донецкий облисполком под председательством Ю. К. Смирнова принял историческое решение (№ 408) «О передаче в собственность Донецкой епархии УПЦ сооружений бывшего Святогорского монастыря», которым предусматривалось возвращение в собственность Церкви Успенского собора и трёх корпусов хозяйственного двора (№№ 23, 24, 25). Этим же решением предусматривалось осуществить передачу Успенского собора до 22 апреля 1992 г. Сбылось Слева направо: архимандрит Алексий (Поликарпов), епископ Феодор (Гаюн), епископ Алипий (Погребняк), архиепископ Онуфрий (Березовский) и архимандрит Арсений (Яковенко) в пещерах Святой Скалы Святогорского монастыря. 30 августа 1995 г.
Слева направо: архимандрит Алексий (Поликарпов), епископ Феодор (Гаюн), епископ Алипий (Погребняк), архиепископ Онуфрий (Березовский) и архимандрит Арсений (Яковенко) в пещерах Святой Скалы Святогорского монастыря. 30 августа 1995 г.
пророчество святогорского исповедника игумена Иоанна (Стрельцова), сказанное им ещё в 1953 г. Васе Погребняку: «А ты, деточка, будешь Святые Горы открывать». Епископ Алипий подписал ряд документов о воссоздании и регистрации обители в Святых Горах, передаче ей отобранных некогда монастырских сооружений, описав это волнующее событие в таких словах: «Настало время, и мне пришлось, будучи Донецким епископом, в 1992 г. первым подписывать документы о передаче возобновленному монастырю Успенского собора и нескольких корпусов. Необычное волнение испытывал я в тот момент, воспоминания о давних пророческих словах отца Иоанна заполнили мои мысли, и мне пришлось переждать несколько мгновений, прежде чем поставить на документах свою подпись».

1992 год вписан отдельной страницей в биографии владыки Алипия как год его противостояния церковному расколу в Украине и верности канонической Церкви и год организации и открытия Святогорского Свято-Успенского монастыря.

22 января 1992 г. владыка Алипий отказался подписать обращение Собора УПЦ к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о даровании автокефалии Украинской Церкви. На следующий день, 23 января, он был отстранён от управления Донецкой епархией митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко), ставшим во главе раскола. 27‒28 мая 1992 г. владыка Алипий принял участие в числе других 18 епископов в Соборе архиереев УПЦ в г. Харькове, на котором митрополит Киевский Филарет (Денисенко) был низложен и впоследствии анафематствован, а новым предстоятелем УПЦ был избран митрополит Владимир (Сабодан).

Вернувшись к обязанностям правящего архиерея епископ Алипий своим указом от 1 июня 1992 г. назначил исполняющим обязанности наместника Святогорского монастыря священника Николая Лаврика — настоятеля Свято-Николаевского храма села Ямполь Краснолиманского района. После пострижения в монашество иеромонах Серафим (Лаврик) по указу правящего архиерея был назначен наместником и управлял Святогорским монастырём с 25 октября 1992 г. по 13 января 1995 г. Первая Литургия была совершена в Успенском соборе 20 августа 1992 г., в день памяти святителя Митрофана Воронежского. Для совершения богослужения владыка Алипий передал святой антиминс.

Благодаря владыке Алипию были сохранены и вернулись в обитель многие святые образа и реликвии. 4 октября 1992 г., в день памяти святителя Димитрия Ростовского, крестным ходом была возвращена в обитель одна из великих святынь, находившихся в монастыре до его закрытия — чудотворная Святогорская икона Божией Матери, чудесно сохранённая в советское время благочестивыми людьми. Последний отрезок пути (Славянск — Святые Горы), расстоянием около 30 километров, крестный ход шёл пешком. На месте, где ныне стоит Всехсвятский скит, возвращавшуюся святыню встречали епископ Алипий с братией обители и множеством народа и препроводили её с песнопениями и молитвами в Успенский собор, где она находится по сегодняшний день.

События 1992 г. отрицательно сказались на здоровье владыки Алипия и он подал прошение о почислении на покой, которое было удовлетворено 8 декабря 1992 г. решением Синода УПЦ под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. В этот период он работает как учёный богослов и как историк над завершением своего многолетнего труда «Святогорская Успенская общежительная пустынь», рукопись которого окончил в 1994 г. в Красном Лимане. В первой части владыка Алипий поместил воспоминания современников и исследования о Святых Горах, который он собирал долгие годы и скрупулёзно переписывал. Вторая часть труда — его собственное составление Святогорского патерика, собранные им жития подвижников Святогорской пустыни начиная с XVIII в. Своё обращение к современнику владыка Алипий завершает словами: «Пусть же этот скромный труд инока будет лептой в духовную сокровищницу Русской Православной Церкви…

Настоящие передовые строки закончу таким же обращением к читателям, каким преподобный Нестор летописец Киево-Печерский, закончил свои „Повести временных лет“ — „Аще чесого не дописах, чтите и не клените“».

В тяжёлый период 1990-х годов Украинская Православная Церковь остро нуждалась в таких архиереях как владыка Алипий. В период с 3 мая по 12 сентября 1994 г. он временно управляет Донецкой епархией, а 29 июля 1994 г. назначается епископом Горловским и Славянским. Во исполнение решения Священного Синода УПЦ от 27 декабря 1994 г. владыка Алипий своим указом от 10 января 1995 г. назначает наместником Свято-Успенского Святогорского монастыря иеромонаха Арсения (Яковенко) с возведением его в сан игумена 20 января 1995 г., а игумен Серафим становится духовником паломников Святогорской обители. С этого момента Святые Горы прочно становятся на первые ступени восхождения к былой славе Святогорской обители как духовного центра Юго-Востока Украины. Это был период становления монашеской общины. В восстановлении и духовном её устроении епископ Алипий понёс много трудов и дал много неоценимых духовных советов, передав собравшейся братии духовное преемство от прежних святогорских насельников, у которых он в молодые годы духовно окормлялся, а также свой десятилетний опыт монастырской жизни в Троице-Сергиевой Лавре. Это знание монашеского быта и духовного устроения явилось значительным вкладом в дело установления уклада монашеской жизни — внешнего и внутреннего.

Первый крестный ход с чудотворной Святогорской иконой Божией Матери в Святогорском монастыре. 30 июля 1995 г.
Первый крестный ход с чудотворной Святогорской иконой Божией Матери в Святогорском монастыре. 30 июля 1995 г.

В этот период начинается качественно новый этап в жизни обители, характеризующийся возвращением обители его храмов и других сооружений, развёртыванием строительных и реставрационных работ, значительным ростом паломников, стремящихся на богослужения в обитель и приобщения к её святыням, многие из которых были переданы в Святогорский монастырь владыкой Алипием при его открытии и в последующие годы. В 1993 г. им были переданы святые мощи преподобного Иоанна Затворника, которые ныне находятся под сенью в Успенском соборе, а также мощевики с частицами мощей угодников Божиих. 30 июля 1995 г. впервые был совершён крестный ход с чудотворной Святогорской иконой Божией Матери вокруг обители.

Первая Литургия, совершённая епископом Алипием в Покровском храме, переданном 1 октября 1996 г. Святогорскому монастырю. 14 октября 1996 г.
Первая Литургия, совершённая епископом Алипием в Покровском храме, переданном 1 октября 1996 г. Святогорскому монастырю. 14 октября 1996 г.

В годы управления епископом Алипием Горловской епархией 24 августа 1995 г. при большом стечении народа состоялось прославление в лике святых первого святогорского святого, иеросхимонаха Иоанна (Крюкова).

В 1992 году, при открытии Свято-Успенского монастыря владыкой Алипием были переданы святые образы, которые чудесным образом уцелели после закрытия и разграбления Святогорской пустыни в 1922 г. Это чтимая икона архангела Гавриила из иконостаса Успенского собора, находящаяся ныне в храме Рождества Божией Матери. Немного позднее епископом Алипием была передана икона великомученицы Варвары и мученицы Татьяны с частицами их мощей и фамильным крестом благотворительницы Татьяны Борисовны Потёмкиной. Эта святыня была пожертвована в обитель самой Т. Б. Потёмкиной в 1868 г. и находилась в правом приделе алтаря собора в честь вмц. Варвары и мц. Татьяны. Здесь же она находится и в настоящее время. В Покровском храме Святогорской Лавры находится икона афонских писем святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей поступившая от владыки Алипия, происходившая из села Ветнёвка Воронежской области.

Ряд иконописных изображений, переданных владыкой Алипием, хранится ныне в ризнице Святогорской Лавры, среди которых обращает на себя внимание образ на холсте «Явление Ангела преподобному Пахомию Великому». На самой иконе текст о написании этого списка в 1864 г. с подлинника в Киево-Печерской Лавре усердием иеросхимонаха духовника Андроника.

В музее Святогорской Лавры также экспонируются предметы, переданные владыкой Алипием, представляющие историко-культурное и духовное наследие как Святогорской Лавры, так и Православия в целом. Среди таких предметов фелонь святого праведного Иоанна Кронштадского, чётки митрополита Платона (Левшина), чётки сщмч. Владимира, митрополита Киевского и мн. др.

Владыка Алипий с наместником в один из будничных приездов в Святогорскую Лавру. 23 ноября 2012 г.
Владыка Алипий с наместником в один из будничных приездов в Святогорскую Лавру. 23 ноября 2012 г.

Говоря о возвращённых при владыке Алипии храмах Святогорской обители, отдельно следует сказать о церкви Покрова Пресвятой Богородицы, первом храме Святогорской Успенской пустыни, построенном после её возобновления в 1844 г., возведённом в 1850 г. 25 лет назад, 14 октября 1996 г., в праздник Покрова Божией Матери была совершена первая Божественная литургия в Покровской церкви, здание которой было возвращено монастырю санаторием за две недели до этого. Всенощное бдение 13 октября и Божественную литургию 14 октября 1996 г. возглавил епископ Горловский и Славянский Алипий в сослужении наместника монастыря архимандрита Арсения и братии обители. В архиве Святогорской Лавры сохранилось видеосъёмка этого праздничного богослужения и интервью преосвященного епископа Алипия, данного в Покровском храме сразу после праздничного богослужения. Владыка Алипий с позиции правящего архиерея, возродившего Святогорскую обитель, и конкретных обстоятельств, в которых находился монастырь в первые годы своего восстановления, рассказывает о чувствах, испытываемых им и братией монастыря, особенно трудных годах становления обители в Святых Горах в соседстве с санаторием и музеем-заповедником.

В следующем, 1997 г., болезнь снова дала себя знать, и 11 июня 1997 г. он почислен на покой по болезни. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 16 сентября 2014 г. епископ Алипий назначен викарием Горловской епархии с титулом «Краснолиманский», а 4 октября 2014 г. Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведён в сан архиепископа. Схиархиепископ Алипий и митрополит Арсений. 22 июня 2020 г.
Схиархиепископ Алипий и митрополит Арсений. 22 июня 2020 г.
Оставаясь за штатом и приняв схиму, он оставался духовным отцом для многих православных, следовавших к нему за советом. Многие представители интеллигенции, людей науки и искусства видели в нём непререкаемого авторитета. Владыка Алипий был примером в деле сохранения народной культуры, собирал керамику различных веков, вышивку, другие предметы этнографии, предметы искусства. Его коллекцией и знаниями не раз пользовались сотрудники государственных музеев — Донецкого областного краеведческого музея, Славянского краеведческого музея, Святогорского историко-архитектурного заповедника. Его знания об истории Святогорского монастыря, этапов его становления, о культурном и духовном наследии, произведениях искусства, его собрание документов, рукописей, литературы о Святых Горах стали той основой, на которой зиждутся современные результаты исследования Святых Гор как историко-культурного феномена и духовной основы православного Донбасса.

Последние годы земной жизни схиархиепископ Алипий посвятил строительству Покровского женского монастыря в Лимане, находящемуся в составе Горловской и Славянской епархии. Он был его духовником и созидателем. Здесь был выстроен великолепный по своей архитектуре комплекс с храмами в честь Феодоровской иконы Божией Матери и святых Царственных страстотерпцев, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В этом монастыре 4 ноября 2021 г. владыка Алипий был погребён у алтаря храма Феодоровской иконы Божией Матери, оставив своим преемникам и духовным чадам благодарную память в своём лице не «Руси уходящей», а «Руси незабываемой».

Да упокоит Господь его душу в селениях праведных. Вечная ему память!

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в Покровской женской обители г. Лиман. День погребения схиархиепископа Алипия. 4 ноября 2021 г.
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в Покровской женской обители г. Лиман. День погребения схиархиепископа Алипия. 4 ноября 2021 г.

Два комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *