Беженцы в Святогорской Лавре в условиях войны (фото, видео)

35 фото / видео

Информационно-просветительский отдел Святогорской Лавры периодически представлял материал о беженцах Донбасса, которые нашли здесь кров ещё в 2014–2015 гг., а также свидетельства людей из разных мест Донецкой, Луганской и Харьковской областей, которые получили убежище в обители, спасаясь от обстрелов и покинув свои дома уже в феврале-мае 2022 г.

Большинство беженцев, в основном женщины с детьми, размещены в условиях войны в подвальных помещениях гостиничного корпуса № 9. Также бомбоубежища устроены в подвалах Успенского собора и трапезного корпуса. Всего по состоянию на 1 июня 2022 г. в Лавре находилось более 300 беженцев, а также эвакуированных из с. Богородичное сестёр скита иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

28 мая информационная служба посетила беженцев в подвальном помещении Успенского собора, которое полностью было заполнено в последние два месяца. Все, кто находился в этот момент в бомбоубежище, высказали глубокую благодарность владыке Арсению, братии Лавры за взятые на себя труды по обеспечению их жильём, питанием, медикаментами, предметами первой необходимости. Беженки рассказали, как устроена их жизнь, о питании, предоставленных бытовых условиях, возможности помыться, постирать одежду и др. Это в условиях, когда в самом городе уже несколько дней (с 20-х чисел мая) нет света и воды. Для детей созданы также такие условия, чтобы они чувствовали себя как дома. Для маленьких — игрушки, для детей школьного возраста — книги, инвентарь для занятия физкультурой и спортом. По территории дети катаются на роликовых коньках, на импровизированных площадках играют в футбол, когда нет обстрелов.

Некоторые из беженцев поделились своими впечатлениями от пережитого и благодарили Господа, Ангела-хранителя за своё спасение и Пресвятую Богородицу, предоставившую свой покров в Святых Горах.

Бабушка Людмила занимает свой угол в подвале Успенского собора вместе с дочерью Олей, внуком Тихоном и внучкой Дашей. Она подробно рассказала историю своей семьи, которая эвакуировалась в Святые Горы в количестве 5 человек, в том числе Даша 3-х лет и Тихон возрастом 1 год и 8 месяцев. 8 лет назад война пришла в их посёлок под Донецком. Год семья не выезжала из Песок, терпели бомбёжки, надеялись на прекращение войны. Там, в Песках, был хороший дом с недавно сделанным ремонтом. Его, как и все другие дома, разбомбили. 7 лет назад их семью под обстрелами вывезли из Песок волонтёры. С собой ничего не взяли, выехав в Славянск, где всё это время снимали квартиру. Дочка выросла, родились дети. Работали, нажили какое-никакое хозяйство, купили компьютер, пылесос, стиральную машину и другое имущество. Но когда начались обстрелы в Славянске, всё снова оставили и выехали в Лавру. «Нас тут хорошо встретили. Детям тоже созданы возможные условия, чтобы они чувствовали себя как дома. Здесь уже почти два месяца. Тихон, который вначале плакал, когда его принесли на помазание, после общения с владыкой Арсением успокоился и сейчас сам подставляет лоб на помазание, прикладывается к иконе Пресвятой Богородицы. Все ходят в церковь, причащаются. Тут нам спокойно, хотя тоже бывают обстрелы. Вот вчера (27 мая) такая ситуация. Юля с детьми пошла руки помыть, я сижу на лавочке, матушки выходят из церкви, и тут взрыв, слышим летят осколки. Все были на улице, Даша выбежала ко мне навстречу. Но никого не задело. Это было чудо, слава Богу и Пресвятой Богородице, и всем святым, что никто не пострадал. Помогают нам грешным. Видно, нам надо, чтобы какое-то испытание нам было, заслужили и мы, а теперь отвечаем, так что надо менять жизнь, нам меняться».

Бабушка Мария Антоновна, которой 4 июля исполнилось 82 года, рассказала, что сама она из с. Долина, эвакуировалась 23 марта. Сын, 1964 года рождения, не захотел выезжать, остался один, сидит в подвале. Хату разбило снарядом, с сыном связи нет, что с ним не знает.

На соседней кровати Любовь Павловна из Богородичного, которая всю жизнь, «от чёрной косы до седого волоса», как она выразилась, проработала в санатории им. Артёма, который впоследствии был переименован в «Святые Горы». Она хорошо помнит, что в помещении, где сейчас бомбоубежище, был склад санатория. Сейчас здесь чистота, всё побелено и созданы условия для укрытия от бомб и снарядов. В мае месяце, когда начались интенсивные обстрелы и жилые дома были во множестве разрушены, она до конца оставалась дома, но два дня назад (26 мая) её перевезли в скит, а оттуда в Лавру. Людмила Павловна поблагодарила за созданные здесь условия: «Кормёжка хорошая, вода есть, душ есть, тепло есть, дети тоже здесь со мной… Спасибо Господу Богу, Матери Божией, что Они нас спасают… Тогда у нас был здесь клуб в соборе Успения Божией Матери, а теперь здесь Царство Небесное, но мы хотим мира, любого перемирия, лишь бы покой был, и мы вернулись домой. Что случилось, это не понятно для нас, для простого люду. Мы ходили сюда, какая это была радость, Успенский собор, а когда стала Лаврой, то вообще Божья краса. У нас какое Царство построили в Богородичном, и здравствуйте, „що зробили“. Позавчера был конец света, мы из подвала в Богородичном не вылазили. Осталось нас три человека. За мной приехали на „Волге“, перевезли в скит, а затем погрузили церковную утварь и вместе с батюшкой выехали под обстрелами в Лавру». Подвал Успенского собора оказался одним из самых защищённых мест укрытия из-за толщины стен, которые достигают полутора метров, а, главное, благодаря Покрову Божией Матери.

Фотоальбом на  Святогорская Лавра фото на Flickr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *