Проповедь на Успение Божией Матери (видео)

Смерть — не прекращение жизни, а лишь переход из одной формы бытия в другую — в жизнь вечную. Об этом сказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди в день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 2022 года.

Он напомнил, что этот праздник также называют Богородичной Пасхой.

«Воскрешение Богородицы пророки предвозвестили за сотни лет до того, как оно произошло. Царь и псалмопевец Давид, говоря о воскресении Христовом, восклицал: “Воскресни, Господи, в покой Твой”. И добавлял: “Ты и Кивот святыни Твоея” (Пс. 131:8). Под Кивотом Церковь понимает Божию Матерь. Как кивот обрамляет икону или другую святыню, так Богородица, послужив воплощению Сына Божия, стала как бы Кивотом, обрамляющим святыню Воплощённого Христа Спасителя», — пояснил владыка Арсений.

«В другом месте пророк Давид восклицает: “Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена” (Пс. 44:10). Так говорил псалмопевец о славе Божией Матери (Её именует Царицей), Которая будет молиться у Престола Вседержителя: “одесную Тебе” — значит одесную Престола Божия», — продолжил архиерей.

О Своём будущем почитании верующими Матерь Божия предвозвестила Сама во время описанной евангелистом Лукой встречи с матерью Иоанна Предтечи святой праведной Елисаветой (Лк. 1:39–56).

«Когда Богородица встретилась со святой праведной Елисаветой, — продолжил владыка Арсений, — та, предваряя рассказ Марии о благовестии архангела, сказала: “Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?” … В ответ Дева Мария со смирением, кротостью говорит: “Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение (то есть на недостоинство) Рабы Своей…”. И тут же пророчески продолжает: “…ибо отныне будут ублажать Меня все роды…”. И стесняясь величия таких пророческих слов о Себе, Пречистая как бы оправдывается, говорит, что не от Неё это зависит: “…сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его” (Лк. 1:49)».

Так что в Евангелии мы находим обоснование почитания Церковью Богородицы. «Этот диалог евангелист Лука записал, как бы давая ответ на еретическое заблуждение сектантов, которые не почитают Божию Матерь», — подчеркнул митрополит.

Послужив воплощению Второй Ипостаси Святой Троицы, Сына Божьего, Дева Мария была свидетельницей совершаемых Им чудес, Она всюду следовала за Спасителем во время Его проповеди. На протяжении жизни Божия Матерь претерпела множество скорбей — это и вынужденное бегство в Египет, и добывание пропитания трудами рук своих после обручения праведному Иосифу Обручнику, и страдания материнского сердца во время распятия Божественного Сына и др.

После Вознесения Господа на небо Пречистая жила в доме апостола Иоанна Богослова (Ин. 19:26–27). «Множество людей желали увидеть Царицу Небесную, — отметил владыка наместник, — и Она никого не отвергала, всем рассказывала о младенческих, отроческих, юношеских годах жизни Христа Спасителя, о бегстве в Египет… По свидетельству современников, во всём облике Божией Матери было величие, но одновременно — и глубочайшее смирение и доброта. Люди видели в Ней отображение Христовой любви, смирения, кротости… Божия Матерь не отверзала Своих уст ни для смехотворства, ни для празднословия, всегда пребывала в тихом, спокойном состоянии, говорила назидательно и мудро».

Рассказав о событии успения Божией Матери, владыка Арсений подчеркнул, что Церковь не просто так называет нынешний праздник именно Успением Богородицы, а не днём Её смерти — «потому что для Божией Матери смерть была успением — сном, отдохновением от многотрудной жизни».

Он подчеркнул, что по учению Церкви смерть — это не прекращение жизни. «Человек рождается и никогда не умирает. Смерть — лишь переход из одной формы жизни в другую — в бытие в вечности», — пояснил владыка.

«Если бы смерть была злом, то Господь не допустил бы испытать Своей Пречистой Матери час смертный. Но Она почила как одна из нас. Богородица боялась часа смертного и просила Сына Своего, чтобы Ей не довелось видеть бесов, устрашающих души при исходе из этого мира в вечный. И Она готовилась к этому дню — пребывала в молитве, как всегда с любовью и кротостью принимала всех, кто приходил к Ней», — сказал архиерей.

К переходу в вечность нужно готовиться, для этого дана земная жизнь. А когда он для каждого наступит — неизвестно. «Ни для кого не секрет: здесь мы временны. Рано или поздно каждому из нас придётся покинуть этот мир. Когда — знает Господь», — напомнил владыка Арсений и привёл пояснение Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана) того, почему умирают молодые люди: «Кажется естественным, если человек оканчивает свою жизнь уже в престарелом возрасте, по истечении долгих лет жизни. Но Господь кого сугубо любит, того Он, как бы скучая по ним и желая поскорее пребывать с ними в вечности, забирает к Себе раньше».

В завершение проповеди, возвращаясь к событию праздника, наместник Лавры призвал всех помнить, что этот день — Богородичная Пасха.

«“Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея” (Пс. 131:8). В покой Божия Матерь воскресла. И от этого у нас радость и утешение: ведь Она в покое находится, и, пребывая в этом покое, безмятежии, простирает над каждым из нас покров Своей материнской любви. С любовью Божия Матерь слушает молитвы каждого из нас. Как мать обращает внимание на малейший писк, хныканье ребёнка и, не считаясь со своим сном, тотчас бежит к колыбели, чтобы утишить и успокоить любимое дитя — так и Божия Матерь малейшее наше воззвание, малейшую просьбу к Ней слышит и спешит посмотреть, всё ли у нас хорошо, как мы тут, чем нам помочь, от какой беды нас избавить», — заключил митрополит Арсений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *