В чём торжество Православия? — проповедь митрополита Арсения в Неделю Торжества Православия (видео)

Для того чтобы торжествовать и радоваться, у последователей Христа есть множество причин. Об этом сказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди в Неделю Торжества Православия, 5 марта.

«Первую седмицу Великого поста Церковь венчает особым праздником — Неделей Торжества Православия. И действительно особое торжественное чувство сегодня возникает у каждого из нас. Почему же такое торжество внутри нас? По причине причастности нас к Святой Матери-Церкви», — сказал владыка Арсений.

Он напомнил, что с самого своего рождения Церковь Христова претерпевала гонения. Сами апостолы из-за неприятия людьми их учения испытали на себе узы, уничижения, побиение камнями… Несмотря ни на что, укрепляемые благодатью Божьей, они несли проповедь по всему миру и утверждали её, творя чудеса.

Три столетия против христиан воздвигались гонения и рекой лилась кровь мучеников. После того, как при равноапостольном императоре Константине христианство было объявлено государственной религией, «враг, видя, что не сумел уничтожить Церковь физически, стал возбуждать среди верующих лжеучения, чтобы разрушить Её изнутри». Одним из таких лжеучений была ересь иконоборчества, из-за которой из храмов и домов христиан изымались иконы, иконопочитатели подвергались мукам и казням.

По словам владыки Арсения, хотя праздник Торжества Православия и установлен в память о победе истинного учения Церкви над иконоборчеством, это не единственная причина нынешнего торжества христиан.

«Позже ещё не одно гонение было воздвигнуто на Церковь Христову. … Сегодня мы вспоминаем наших предшественников, которые подчас своим мученичеством, исповедничеством, твёрдой чистотой веры хранили святое Православие. Благодаря их непоколебимости сохранилась Церковь», — сказал митрополит.

И сегодня Господь являет в Церкви те же чудеса, которые были в древние времена. В качестве примера владыка Арсений привёл историю иконы Божией Матери «Одигитрия» из скита в с. Богородичное, которая подобно Иверскому образу IX века закровоточила в 2015 году.

Для людей церковных являются «нормой жизни» нетленные мощи, чудотворные иконы, непортящаяся святая вода… «Все эти чудеса свидетельствуют, что мы в той же Церкви, в которой были первые христиане, что в нашей Церкви действует та же являемая от Престола Святой Троицы благодать, что являлась ещё во времена апостолов», — отметил наместник Лавры.

«Почему ещё мы торжествуем? Пребывая в Церкви, мы являемся последователями святых апостолов, исповедников, мучеников, благовестников, святых отцов Вселенских соборов. Мы, братия и сестры, сопричастны всему сонму святых — тех, кому Господь на Страшном суде скажет: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира” (Мф. 25:34). Мы сопричастны силе благодати Божьей, которая действует через таинства церковные, через святую воду, чудотворные иконы и нетленные мощи», — сказал владыка Арсений.

Он также пояснил, почему почитание икон — вовсе не идолопоклонство. «Современные иконоборцы говорят, насмехаясь: “Христиане кланяются доскам и краскам”. Нет. В постановлениях Седьмого Вселенского собора читаем: “Если кто скажет на икону, что она — бог, — анафема да будет”. Взирая на икону, мы умом восходим к самому Богу, Божией Матери, небесным силам бесплотным, святым угодникам Божьим и молимся им», — подчеркнул владыка наместник.

Архиерей сравнил почитание икон с тем, как люди относятся к фотографиям своих родных и близких. «Служит сын в армии и присылает матери фотографию. И мама, обливаясь слезами, целует эту бумажку, на которой фотография её сына. Это мама любит фотобумагу? Нет. Так и мы целуем иконы, любя не дерево и краски, а изображённых на них», — сказал митрополит Арсений.

Приходя на кладбище к могилам родителей, человек, если никого нет, может начать говорить с ними, делясь своими радостями и бедами, и потом уходит утешенным. «Так же мы к иконе подходим, чтобы излить своё сердце Божией Матери, святителю Николаю Чудотворцу, Ангелу Хранителю своему… И те слышат, помогают, утешают нас, они, как и наши родители, молятся за нас. И мы отходим от иконы умиротворёнными», — продолжил владыка наместник.

Говоря о современных выпадах против Церкви, в частности о том, что храмы якобы не могут принадлежать Церкви, но — государству, владыка Арсений напомнил, в каком прискорбном состоянии были здания Святогорской Лавры после распада СССР и кто их восстанавливал.

«31-й год идёт, как возобновили монашество в нашей святой обители, — сказал архиерей. — Она видела и руины, будучи разрушенной, заросшей бурьянами, видела и своё восстановление трудами насельников и верующих, видела, как мы принимали здесь беженцев… Видела и обстрелы, но не прекратила своей богослужебной чреды, стояния перед Богом за наш народ, за наше Отечество. И по нынешний день, братия и сестры, мы, наполняя храмы Божьи и дворы Свято-Успенской Святогорской Лавры, являемся хранителями благодати Божьей, правды Божьей в нашей Церкви».

В завершение проповеди он напомнил слова святителя Иоанна Златоуста: «Ты только держись Святой Церкви, и Она спасёт тебя».

Две тысячи лет прошло, как Святая Церковь находится на земле. Много чего претерпели люди церковные, но неложные слова Господни сбываются над нами: “Аз есмь с вами во вся дни до скончания века. … Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей” (Мф. 28:20; 16:18). … Эти слова относятся к каждому из нас лично. Бог с нами. И в этом наше торжество, и в этом наша радость и утешение», — заключил митрополит Арсений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *