«И по смерти жива» (аудио)

аудио

Что такое на самом деле смерть? В чём радость праздника Успения Богородицы? Как сподобиться праведной кончины? Об этом рассказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди в праздник Успения Пресвятой Богородицы в 2011 году. Предлагаем к прочтению эту его архивную проповедь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы стоим в храме Божьем, и какая-то светлая радость у каждого на душе в связи с празднуемым событием. Ум человеческий недоумевает: что же может быть радостным в нынешний праздник, когда мы видим на иконах или гробницах посреди храма изображение почившей Божией Матери? Казалось бы, место слезам, место скорби. Но дело в том, что Христос Спаситель, воплотившийся от Пречистой Девы Богородицы, изменил само понятие смерти. Теперь смерть является лишь переходом в несравненно лучшее и нескончаемое бытие без смерти и болезней. Теперь смерть — всего только сон до всеобщего воскресения. Смерть является успением, кратковременным отдыхом многотрудной нашей плоти от скорбей и перипетий этой земной жизни перед радостью вечного блаженства.

До пришествия Христа Спасителя в мир понятие смерти было наполнено отчаянием и безысходностью. В Ветхом Завете даже праведники после смерти входили в места тёмные, спускались во ад, о чём говорит и Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, когда Божия Матерь, сетуя, плачет у Плащаницы Христовой и говорит: «Сыне Мой и Боже, сниду, Владыко, во ад с Тобою и Аз».

В Ветхом Завете только два праведника — Енох и Илия — сподобились обитать на небе. И то, как говорит Священное Писание, они были взяты не в рай, не в сами райские обители, но «яко на небо» (4 Цар. 2:11). То есть их состояние по отшествии из этого земного мира в мир горний было приближённым к райскому блаженству, а полное же блаженство, красоту и райскую сладость они познали уже после Воскресения и Вознесения Христова и после того, как благоразумный разбойник вошёл вместе с ветхозаветными праведниками в райские обители.

В ветхозаветные времена даже предписывалось плакать над покойником и сетовать соответственно его чину. Однако Христос сошёл во ад после Своей смерти и извёл оттуда праведников ветхозаветных в вечное, нескончаемое бытие, в Царство Небесное, в райские обители. И отныне совсем другой смысл приобретает слово «смерть». Теперь смерть — это не окончание бытия, не нечто мрачное, унылое, отчаянное и безысходное. Теперь смерть — это встреча с Богом, это зрение ангельских сил небесных, это встреча со святыми угодниками Божьими. Это и встреча с нашими сродниками, которые раньше нас почили и ожидают нас там, в Царстве Небесном, сподобившись его через праведную жизнь или молитвы Церкви по нашей с вами любви к ним.

Потому если, как говорит Священное Писание, «смерть грешников люта» (Пс. 33:22) (имеются в виду нераскаянные грешники), то смерть праведников — это встреча с Богом, это успение кратковременным сном до всеобщего воскресения.

Сколько мы празднуем памятей святых? Николая Чудотворца, Пантелеимона Целителя, великомученицы Варвары… В дни их памяти мы торжествуем, радуемся, поём святым величания, сопрягаем свои молитвы с их молитвами… А ведь день святого — это день его отшествия из этого земного мира, причём порой даже мученической кончины —великомученицу Варвару, например, собственной отец мечом зарубил.

Скорби Божией Матери

И вот мы сегодня, братья и сестры, в этом свете новозаветной радости вечного бытия празднуем Успение Божией Матери.

Сколько скорбей и сколько тягостей перенесла за всю Свою земную жизнь Царица Небесная! Вот, в раннем возрасте Она лишается отца, через несколько лет умирает Её богомудрая мать, оставляя Дочь одну на попечение ангельских бесплотных сил и священнослужителей Иерусалимского храма, Её духовников. Дева Мария первая из дев израильских даёт обет девства, что вызвало непонимание других людей. Но непонимание человеческое сменилось, по милости Божьей, богомудрым решением: Деву Марию обручают 80-летнему праведному старцу Иосифу Обручнику, который с тех пор являет попечение об этой Пречистой Деве. Избранный священнослужителями храма Иерусалимского, он становится Её мнимым мужем и охранителем Её девства, охранителем того обета, который Она дала Богу.

Видно, не с особой радостью приняла Божию Матерь семья святого праведного Иосифа Обручника. Это мы видим по тому, что, когда Ирод восстаёт на Христа Спасителя и убивает вифлеемских младенцев, и Божия Матерь бежит в Египет, Её сопровождает только 80-летний старец Иосиф да, согласно преданию, самый старший его сын от первого брака — Иаков, который впоследствии стал первым епископом Иерусалимским и был назван братом Господним по плоти. И по смерти Иосифа его дети от первого брака даже не дают Божией Матери и Христу Спасителю надела из отцовского имения. Только тот же Иаков принимает Их в свой надел.

Когда Христос Спаситель выходит на проповедь, Божия Матерь видит, с каким сердцем ходит за Ним народ: одни — чтобы чудо исцеления получить; другие из корыстолюбия, как Иуда; третьи потому, что видели чудо насыщения пятью хлебами пяти тысячи человек… А некто ходит за Ним, только чтобы подловить Его на каком-то слове и обвинить в нарушении закона Моисеева, объявить Его грешником, который противится Церкви. Всё это видит Царица Небесная, сопровождая с женами мироносицами Христа Спасителя.

И впоследствии, когда Господь был предан и схвачен, Божия Матерь в этот момент воспоминает слова Симеона Богоприимца, который сказал: «И Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2:35).

Проходило уже Ей душу оружие, когда Она бежала от Иродовых воинов в Египет. Проходило Ей душу оружие, когда слышала Она о смерти и убиении своего родственника — святого праведного Захарии. Неоднократно Она переживала за Христа Спасителя в дни Его земной жизни. А здесь Божия Матерь услышала весть, что Он предан и осуждён на распятие. Предание церковное говорит, что когда Христос нёс крест на Голгофу, чтобы на нём как на всемирном жертвеннике принести Себя в жертву за грехи человечества, то Божия Матерь с женами мироносицами поспешила наперерез через улочки Иерусалима, чтобы поравняться с этим скорбным и потрясающим материнскую душу шествием. Как говорит предание Иерусалимской Церкви, когда Она догнала эту страшную процессию и увидела избитого, окровавленного, измождённого, нёсшего на Себе крест Своего Сына, в этот момент Он на глазах Матери упал. И ещё большая скорбь пронзила сердце Материнское, когда увидела Она таковые Его страдания.

Чего стоило Божией Матери стоять у горы Голгофы, у распятия Христова и созерцать распятого единственного Своего Сына! Но боль Её ещё усиливалась по той причине, что Пречистая понимала: люди распинают не просто человека — они распинают Мессию, Спасителя мира, Бога воплотившегося. Она ведь знала тайну Рождества Его, тайну воплощения Его без мужеского семени. Она знала многие тайны, связанные с Ним как с Мессией, Спасителем мира, Второй Ипостасью Святой Троицы — Богом Словом, Который избрал Её для Своего воплощения, для принятия на Себя человеческой плоти ради спасения всех людей. И потому Божия Матерь осознавала страшное, безмерное безумство всего человечества, которое распинало своего Бога.

И потому, хоть и не говорит Писание ничего о том, чтобы Пречистая какие-то слова произнесла, стоя у распятия Христова, но материнская скорбь и крик Её материнского сердца были таковы, что Господь, терпя страшные муки, преклонился к Ней, чтобы утешить, и, говоря об Иоанне Богослове, сказал: «Жено! Се сын твой». А Иоанну Богослову, любимому Своему ученику, завещая попечение о Ней, сказал: «Се Мати твоя» (смотр. Ин. 19:26–27). Так слово утешения тогда услышала Божия Матерь — из уст распинаемого, терпящего страшные муки Её Сына. Не от толпы безумной — от неё Пречистая слышала только смех, улюлюканье, крики «Если ты Христос, сойди с креста, и мы уверуем, что ты Сын Божий!» (смотр. Мф. 27:40–42).

И потом Она видела, что Сына Её положили в гроб, привалили вход во гроб камнем и запечатали. Мать даже возле гроба не могла сидеть, Она сидела «прямо гроба», то есть напротив, на отдалении, потому что стража этот гроб охраняла и никого не подпускала. И Мать не могла даже припасть к этому холодному камню у входа во гроб Сына, чтобы поплакать.

Всё это Она терпела. Но великая радость была Царицы Небесной, когда по триех днех после погребения Господа, когда ангел вопияше: «Чистая Дева, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба!» (из задостойника Пасхи). Её прободенное скорбным оружием материнское сердце исцеляют, как елей, слова архангела о воскресении Сына Её и Бога. И какая радость была у Пречистой, когда Она утешалась лицезрением Своего воскресшего Сына.

Утешалась Царица Небесная и в день сошествия Святого Духа — ведь, по преданию Церкви, и Она со святыми апостолами сподобилась сошествия Духа Святаго, и Её девственную пречистую главу осенил Он.

Но и впоследствии враги Христовой Церкви и апостольского учения гнали последователей Христовых. И на Саму Божию Матерь враждовали, и брата Господня по плоти Иакова убили, и апостолов бросали в тюрьмы и гнали.

Всё это терпела и обо всём знала Божия Матерь, Которую охранял и опекал любимый ученик Христов Иоанн Богослов да жёны мироносицы и честнии вдовицы, которые пребывали при Ней и служили Ей до самого Её славного Успения.

Успение

И вот сегодня Она восходит от скорбей, от болезней, от этих переживаний, от этой боли сердечной в горняя, к Своему Сыну, и с Ним встречается.

Ещё задолго до этого события Давид Псалмопевец сказал: «Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна преиспещрена… И приведутся … девы вслед Ея» (Пс. 44:10, 15). Святой Давид говорит о Божией Матери, называя Её Царицей — как и мы называем Её Царицей Небесной. И в другом месте он восклицает о воскресении Христовом и о славном воскресении Божией Матери: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея» (Пс. 131:8), — называя Божию Матерь Кивотом святыни, которым Она и была, носивши во утробе Своей воплощенного Бога Слова.

Само Успение Божией Матери сопровождалось чудесными событиями. Архангел Гавриил, который воспитывал Её во Святая святых, который благовестил Ей, что Она послужит воплощению Мессии, явился Ей и накануне Успения. Он вручил Ей райскую благоуханную ветвь — как знамение победы, как символ райского пребывания, которое Богородица заслужила. Не даром архангела Гавриила с пальмовой ветвью в руках и на иконах пишут. Он вручил Царице Небесной эту ветвь как знамение залога райского бытия с Богом и заповедал нести эту ветвь перед одром Божией Матери в день Её погребения.

Божия Матерь собирает чудесным образом апостолов. Сам Господь на Её молитвы преклоняется, и облаками объемлемые, ученики Христовы приносятся все к Божией Матери. И Она назидает их. Плачущих о скором расставании утешает, что Она никогда их не оставит и будет слышать их молитвы. Она по-матерински, с любовью не сама утешение требует, но всех утешает накануне Своей кончины. И описатели нынешнего события свидетельствуют о сем.

И вот в день Своего славного Успения Она попросила возжечь все светильники в горнице, украсить одр, на который легла, цветами, наполнить горницу дымом и благоуханием фимиама — Она ожидала в гости Самого Сына Своего, Который придёт за Её пречистой душой.

И вот послышалось ангельское пение, сияние небесной славы осияло комнату. И Сама Божия Матерь, простерши руки Свои, зряще Сына Своего и Бога, предала Свою пречистую душу в Его пречистые руки. И Он взял, как младенца, душу Пречистой Божией Матери, чтобы вознести в горние обители. Ангельскими силами сопровождаемая Царица Небесная была носима на руках Царя Славы, Который установил заповедь: «Уважай отца и матери твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли» (Исх. 20:12). И Сам не преступил эту заповедь, но до самого Успения Божией Матери исполнил во пример нам, спустившись и снисшедши к Своей Пречистой Матери.

Божия Матерь входит в райские обители, предстаёт Престолу Вседержителя. Но не только душою вошла туда Божия Матерь. Священное Предание Церкви говорит о том, что на третий день по погребении в Иерусалим прибыл апостол Фома. Он так сетовал, что не застал при жизни Божией Матери, что не услышал Её голоса, не сподобился Её благословения! И он просил открыть Её гроб, чтобы хотя бы приложиться к Её пречистому телу и этим утешиться. Апостолы, согласившись, открыли гроб и с удивлением увидели, что гроб пуст. Только ризы лежали на выступе гробном, а самого тела Божией Матери там не было.

«Аз есмь с вами во вся дни»

В недоумении и в то же время в радости пребывали святые апостолы. И когда они собрались на общую трапезу и положили Богу посвящённую часть хлеба, и после трапезы вознесли её, чтобы потом разделить, со словами «Великое имя Святыя Троицы…», то вдруг Божия Матерь предстала в сиянии небесной славы, окружённая ангельским силами. И благоухание наполнило горницу. И Она сказала апостолам: «Аз есмь с вами во вся дни». И апостолы воскликнули с сердечным чувством: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

В воспоминание об этом в святых монастырях совершается чин панагии (значит «всесвятая»): износится в трапезу особый хлеб, из которого за Литургией в честь Божией Матери была вынута частица, и после трапезы разделяется братии. И вкушая этот хлеб, мы утешаемся словами Божией Матери: «Аз есмь с вами во вся дни».

Какое утешение, братья и сестры, и в этих словах! Мы не только радуемся о том, что Божия Матерь во славе Царя Небесного находится, хотя для нас это величайшая радость и величайшее утешение, потому что мы любим Божию Матерь и радуемся о Её славе. Но для нас, грешных, утешение и в Её словах — ведь Она обещала с нами пребывать, не оставлять нас сирых.

И сегодня среди нас и над нами стоит Божия Матерь, покрывая нас всечестным Своим омофором, произнося те же слова, которые слышали от Неё ученики Христовы.

Ныне Божия Матерь вместе с нами. Поэтому мы собрались сегодня в храмы Божьи, под её Покров, под Её материнское заступление праздновать Её славное Успение — упокоение от многотрудной, тяжкой, многоскорбной жизни, прехождения от скорби на радость, от тяжести на лёгкость, от постоянных переживаний в вечное радостное бытие. И мы радуемся Её славному воскресению из мертвых.

Мы радуемся с Божией Матерью, сорадуемся Ей, славим Её, радуемся за это событие и утешаемся, что мы, как чада Её, усыновленные в лице Иоанна Богослова Ей самим Христом, имеем таковую Заступницу, Помощницу и Покровительницу.

Как сподобиться праведной кончины?

Сегодня смысл смерти, братья и сестры, и для нас переменяется. Божия Матерь сама испытала смерть, чтобы нам показать: в смерти нет ничего страшного, но к праведной кончине, к лёгкому переходу из одного бытия в другое бытие, из одной формы жизни в другую форму жизни нужно готовиться очищением души своей от грехов.

Нужно готовиться праведной своей жизнью, добродетелями, к которым призывает нас Христос Спаситель, исполнением заповедей Христовых. И если мы, братья и сестры, с покаянием, с самоукорением, с самоосуждением, стремлением что-то доброе ради Бога сделать, ради Его славы сделать что-либо доброе будем жить, тогда кончина для нас будет кончиной праведника.

И многие люди сподобились такой кончины. Я даже не говорю о святых угодниках Божьих — нам пример явили многие наши сродники по плоти: матери, бабушки, отцы наши, которые, прожив праведную, труженическую, многоскорбную жизнь, и не забывая при этом Бога, любя всем сердцем Его заповеди, закон Его духовный и нравственный, легко отходили от этого земного мира. Они как будто засыпали, прощаясь с нами, давая нам родительские назидания, наставления, благословляя нас, как уже будто из вечности, вечным благословением.

Что такое смерть?

По Воскресении и Вознесении Господнем смерть становится таинством, действом, на которое смотришь с замиранием сердца. И не ужас, не отчаяние при этом возникает у человека, а осознание особого смысла нашего бытия в этом земном мире.

И наше, братья и сестры, право, непреложное право, дарованное самим Богом, — наследовать вечное нескончаемое бытие вместе с Ним, с Божией Матерью, с ангельскими силами, со святыми, со всем родом человеческим, который собрался у Престола Вседержителя и нас там ожидает.

Мы сегодня благодарим Божию Матерь, что Она Своим примером показала: не бойся, человек, смерти. Смерть — это переход от худшего к лучшему, а не от лучшего к худшему. Это всего лишь переход из одной формы жизни в другую форму жизни, несравненно более возвышенную и нескончаемую.

Как человек стремится подольше здесьпожить, а о душе своей не радит: и лекарства разные употребляет, и за границу едет, чтобы у врачей полечиться! Как человек хочет какими-то диетами, какими-то учениями продлить хоть на сколько-нибудь свою земную жизнь. Хлопочет всё об этой земной жизни. А мы должны заботиться о своей вечной жизни! Ведь Господь сказал: «Ищите прежде Царствие Божие и правды его. Всё остальное приложится вам».

Мы, братья и сестры, по примеру Божией Матери, должны наполнить нашу земную жизнь особым смыслом, смыслом стремления к вечности. И не потому, что нам так выгодно, а потому, что мы Бога любим, потому, что Божию Матерь любим и хотим быть с Ними. А раз мы хотим быть с Ними, братья и сестры, то мы сегодня, празднуя Успение Пресвятой Богородицы, просим Царицу Небесную: «Царице Небесная, подай нам покаяние, подай нам осознание собственной греховности, подай нам исправление окаянного и неисправного нашего жития! Подай нам смысл в этой жизни, чтобы мы не бессмысленно и бесцельно жили, стремясь и колотясь и суетясь только о земных благах и о земных стяжаниях… Подай нам блаженную вечность вместе с Тобою и Твоим Сыном и Богом, последователями Которого мы называемся».

Великим именем Христовым мы называемся — христиане. И в этом имени заключено всё: и монашество, и мирянство, и духовенство… Каждый просто избирает себе путь и образ жизни, как жить, нося это великое звание христианина. И Божия Матерь нам Помощница, Ходатаица, Предстательница за наше бессмертие, за наше вечное бытие вместе с Богом и святыми. Аминь.


Проповедь архиепископа Арсения на праздник Успения Божией Матери (после Евангелия). 28.8.2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *