Пещерный храм преподобного Алексия, человека Божия

Алексеевская пещерная церковь в Святой Скале

Пещерный храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, расположен на первом ярусе пещер меловой скалы, к югу от древней усыпальницы Святогорского Успенского монастыря.

Это наиболее поздняя по времени ископания пещерная церковь, датируемая 1860 г. Её появление связано с именем преподобного Арсения — первого настоятеля Святогорской Успенской пустыни после её возобновления в 1844 г.

Святогорский архимандрит Арсений (Митрофанов). С литографии XIX в.
Икона прп. Арсения, архимандрита Святогорского

12 октября 1859 г. архимандрит Арсений (в миру Алексей Митрофанов) скончался и по своему завещанию был погребён в древней пещерной усыпальнице в меловой скале. Близ его могилы братия под началом игумена Германа (Клицы) собственноручно ископала обширный храм с посвящением преподобному Алексию, человеку Божиему, — святому, которому почивший настоятель был посвящён от купели крещения. Очевидец создания новой церкви в Святой Скале протоиерей Григорий Дюков подробно описал историю создания этого храма, обратив внимание на единодушие братии в желании устроить здесь храм: «С благословения Преосвященнаго Макария, вся она единодушно, в изъявлении своей признательности к незабвенной памяти усопшаго, решилась не только устроить, но и своими трудами изрыть пещерную церковь в скалах. Умилительно было видеть, как в порыве своего усердия стремились туда не только новоначальные послушники, рясофорные иноки, но и маститые старцы, благочестивые иеродиаконы, во главе коих стоял и сам усердно рассекал оскордом твердыню окаменелаго известняка настоятель».

Святогорский архимандрит Герман (Клица). Настоятель Успенской пустыни 1859–1890 гг.
План усыпальницы и Алексеевской церкви на I ярусе пещер. Фрагмент плана пещер 1905 г.

Церковь была ископана с соблюдением всех принципов храмостроительства. Выделены алтарная часть с ризницей и пономаркой, центральная часть с клиросами в боковых нишах и притвор со входом из некрополя и верхнего яруса пещер. Длина храма составила 15 м, ширина — 5 м, высота — 4 м. Площадь — 90 м2. Освящение церкви совершил игумен Герман 10 мая 1861 г.

По описанию современников, в алтаре на горнем месте была помещена икона Спасителя, сидящего во славе, писанная на металле. На жертвеннике — икона Спасителя с предстоящими двумя ангелами. Престол имел медно-латунное посеребрённое облачение с вызолоченным крестом с каменьями. На престоле крест стоял из малинового хрусталя — дар Татьяны Борисовны Потёмкиной.

Иконостас храма, чугунный, литой, окрашенный «под малахит», был отлит на заводе Ростовцева в Ельце. Иконы для него писаны на металле на золотом фоне. Сохранилось фото-стереопара XIX в. с изображением иконостаса, в котором было 17 икон.

Иконостас Алексеевской пещерной церкви в меловой скале. Стереопара. 1903 г. 17,5×8,5 см. АСЛ, Ф-1.02-00563
Иконостас Алексеевской пещерной церкви в меловой скале. Стереопара. 1903 г. 17,5×8,5 см. АСЛ, Ф-1.02-00563

В царских вратах было расположено Благовещение с четырьмя Евангелистами. Над вратами в сиянии — икона «Коронование Пресвятой Богородицы». По бокам были расположены местные иконы Спасителя и Божией Матери, храмовый образ преподобного Алексия, человека Божия, и преподобного Арсения Великого. На боковых вратницах иконы первомученика архидиакона Стефана и мученика Лаврентия. Также в иконостасе были установлены иконы небесных покровителей благотворителей обители Потёмкиных и Шабельских: святого благоверного князя Александра Невского, мученицы Татианы, великомучениц Варвары, Софии, Екатерины, святителя Ахиллеса. Написание святых образов обитель оплатила из своих средств в сумме 1500 руб. серебром, что записано в описи Алексеевской церкви в Главной Церковной и Ризничной описи Святогорской Успенской общежительной пустыни XIX в.

Опись церкви во имя прп. Алексия, человека Божия, в Главной Церковной и Ризничной описи Святогорской Успенской общежительной пустыни. 1890-е гг. Архив Свято-Успенской Святогорской Лавры

В центре храма висело хрустальное паникадило. По свидетельству современников, его величественный и в то же время тёплый свет делал храм в скале особенно красивым и торжественным.

Небольшим коридором Алексеевская церковь соединена с древней усыпальницей. Это соединение ведёт непосредственно к месту захоронения архимандрита Арсения.

Кроме престольного праздника 17/30 марта, в Алексеевской церкви еженедельно по субботам служили раннюю заупокойную литургию и панихиду по обновителю Святогорской обители архимандриту Арсению. В день же его кончины, 12 октября, совершалась в Алексеевском храме перед литургией соборная панихида во главе с настоятелем монастыря в сослужении старших 8 иеромонахов, а затем соборная торжественная заупокойная Божественная литургия, во время которой после заамвонной молитвы настоятель шёл к гробу почившего и служил у неё краткую литию.

Ход, соединяющий Алексеевскую церковь с древней усыпальницей. Фото 2008 г.
Место погребения архимандрита Арсения (Митрофанова) в древней усыпальнице Святой Скалы. Фото 2008 г.

О богослужениях в престольный праздник преподобного Алексия, человека Божия, и явлении этого угодника Божия иеродиакону Полиевкту с предсказанием ему скорой кончины рассказал в своём очерке «Небесный вестник смерти» Андрей Ковалевский, автор жизнеописаний святогорских подвижников. Ниже, в качестве приложения, помещён этот небольшой рассказ, опубликованный в 1886 г. в периодическом издании Афонского Пантелеимонова монастыря «Душеполезные размышления».

В 1922 г. после закрытия Святогорской Успенской пустыни пещерная Алексеевская церковь была разграблена, иконостас разбит и выброшен под скалу. В помещении храма в 1930-х гг. домом отдыха им. Артёма была устроена экспозиция антирелигиозного музея, которая просуществовала до начала Великой Отечественной войны. После Великой Отечественной войны помещение храма не использовалось санаторием и пострадало от неорганизованного посещения туристов.

Состояние Алексеевского храма в 1970-е гг.

Реставрация архитектурного облика церкви с воссозданием двухъярусного чугунного литого иконостаса была выполнена Святогорским историко-архитектурным заповедником в первой половине 1990-х гг. В 1993 г. по проекту архитектора заповедника Аркадия Дашевского был отлит на заводе «Славтяжмаш» в г. Славянске иконостас Алексеевской церкви (литейщик Анатолий Бовздаренко). Основанием для его воссоздания стали отдельные части уничтоженного в 1922 г. иконостаса Алексеевской церкви, найденные под меловой скалой.

Фрагменты чугунного иконостаса XIX в. Алексеевской церкви. Фонды СГИАЗ

15 икон для иконостаса написаны на медных листах донецкими художниками-иконописцами Геннадием Жуковым и Владимиром Теличко в 1994 г.

Иконостас Алексеевской церкви после его установки в январе 1995 г.
Иконы местного ряда иконостаса Алексеевской церкви на медных листах. Фото 1994 г.

В царских вратах расположены иконы Благовещения и четырёх Евангелистов. Над вратами — Тайная вечеря. По бокам — местные иконы Спасителя и Божией Матери, храмовая икона преподобного Алексия, человека Божия, и преподобного Арсения Великого. В верхнем праздничном ряду помещены иконы Рождества Христова и Богородичные праздники — Рождества, Покрова и Успения Божией Матери.

20 января 1995 г. иконостас был впервые представлен авторами епископу Горловскому и Славянскому Алипию, участвовавшему в согласовании проекта, и новому наместнику игумену Арсению (Яковенко). С этого времени в престольный праздник преподобного Алексия, человека Божия, были возобновлены богослужения в Алексеевской пещерной церкви.

Водосвятный молебен прп. Алексию, человеку Божию. 30 марта 1998 г.
Чин освящения воды в алтаре совершает наместник архимандрит Арсений
Братский хор на клиросе Алексеевского храма. Водосвятный молебен в престольный праздник. 30 марта 1998 г.

После передачи в 2000 г. Алексеевской церкви Свято-Успенскому Святогорскому монастырю в храме был установлены престол, жертвенник, семисвечник, подсвечники, паникадило.

В алтаре Алексеевского храма
Зажжение паникадила

Позднее, по благословению архимандрита Арсения, деревянные полы были заменены на более долговечные полы из камня-известняка. Закупка, изготовление и установка утвари, осуществление восстановительных работ были произведены за монастырские деньги и трудами наместника с братией.

Ремонтные работы в Алексеевской церкви. Январь 2015 г.
Укладка пола из камня-известняка в алтаре Алексеевского храма. Январь 2015 г.
Алексеевская церковь после ремонтно-реставрационных работ, проведенных в декабре 2014 — марте 2015 гг.

24 сентября 2015 г. в рамках празднования Собора преподобных и Богоносных отец, иже во Святых Горах на Донце просиявших, Алексеевскую церковь посетил и ознакомился с историей храма Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский).

Наместник митрополит Арсений знакомит Предстоятеля УПЦ с историей пещерного храма. 24 сентября 2015 г.
Блаженнейший Митрополит Онуфрий в Алексеевском храме. 24 сентября 2015 г.

В Святогорской Лавре хранится ковчег с частью руки преподобного Алексия, человека Божия, и икона с его изображением и частицей его святых мощей.

Ковчег с частью руки преподобного Алексия, человека Божия
Икона прп. Алексия, человека Божия, с частицей его святых мощей

Ежегодно на престольный праздник преподобного Алексия, человека Божия, здесь служится Божественная литургия.

Богослужения в престольный праздник прп. Алексея, человека Божия, проходят при большом стечении верующих

Весной и летом 2022 г. во время артиллерийских обстрелов территории Лавры Алексеевский храм как наиболее безопасный для нахождения людей во время богослужений стал вместе с Успенским собором вторым храмом, где служилась Божественная литургия.

Божественная литургия в Алексеевском храме в день Святой Троицы. 12 июня 2022 г.
Причащение в Алексеевском храме в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 12 июля 2022 г.

Материалы по теме:

— Новости о пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия.

Небесный вестник смерти

В Святогорской Успенской пустыни, Харьковской губ., Изюмскаго уезда, лет пять тому назад проживал не старых лет иеродиакон, отец Полиевкт. Родом из Бахмутскаго уезда, Екатеринославской губ., отличался он высоким ростом, сильным голосом басом, жил тихо и благоговейно, и вообще пользовался расположением настоятеля и братии обители. На моих глазах, можно сказать, поступил он в Святогорскую пустынь, помню я его еще бельцом и послушником, и всегда знал его как доброго брата. Постриженный в мантию настоятелем пустыни, архимандритом Германом, он вскоре за тем рукоположен был во иеродиакона, и усердно служил в этом сане своим прекрасным звучным голосом. Жил уединенно, по кельям ходить не любил, и к себе многих не принимал, видимо уединялся и занимался молитвою Иисусовою.

Одно время постигла его как-бы горячка, или нечто подобное: он бредил, видел видения, но полежав в монастырской больнице, полечившись, выздоровел, потом вскоре сильно простудившись, опять захворал чахоткою, сильно кашлял, жаловался на боли в груди и боку, но продолжал ходить в церковь и петь на клиросе. Пел он на левом клиросе с самаго поступления своего в обитель, и, можно сказать, до самой смерти своей проходил это послушание.

17 марта, в день памяти св. Алексия человека Божия, во имя котораго имеется пещерная церковь в Святогорской пустыни, празднуется там всегда как престольный праздник. Совершалось накануне этого дня всенощное бдение св. Алексию человеку Божию, по пустынному, часа четыре, о. Полиевкт пел на клиросе, по окончании бдения, пришед в свою келлию, несколько изнемог, и сел на кресло отдохнуть. Вдруг видит он, отворяется дверь его келлии, и входит в нее св. Алексий человек Божий, весь во свете, в белой рубахе, с босыми ногами, совсем такой, как на храмовой иконе святогорскаго пещернаго храма во имя его изображен. Взошел, помолился на святыя иконы, и потом обратившись к отцу Полиевкту, тихо ему сказал: «Готовься, ты к разсвету умрешь, поспеши исповедаться и причаститься св. Таин»! С этим тихо вышел из кельи, а о. Полиевкт вдруг почувствовал такое изнеможение во всем теле, что на силу смог приподняться с кресла, где сидел, и постучать в стену соседу своему по келлии, иеродиакону, ныне иеромонаху Вассиану. Тот пришел к нему на его зов, и увидел его бледнаго, еле дышущаго. Отец Полиевкт просил его, поскорее позвать духовника, чтобы исповедал его и причастил св. Таин, и видимо томился, пока тот не пришел. Братский духовник иеромонах Паисий, видевший о. Полиевкта в церкви на бдении, поющим на клиросе, очень удивился, когда пришли его звать его напутствовать, поспешил к нему, и нашел его столь слабым, что еле говорил. Тем не менее имел он еще на столько силы, что подробно передал явление ему св. Алексия человека Божия, и его слова, за тем с чувством исповедался во грехах своих, причастился св. Таин, и вскоре за тем, на руках иеромонаха Паисия и иеродиакона Вассиана, тихо и мирно скончался.

Явление прп. Алексия иерод. Полиевкту. Фреска храма преподобных отцов, в подвиге просиявших

На утро, ни настоятель, ни братия обители, когда узнали, что отец Полиевкт скончался, не хотели этому верить, ибо все видели его еще накануне на бдении в церкви поющим на клиросе. Но пришлось поверить, и когда узнали они от отца Паисия о благодатном посещении его пред смертью св. Алексием человеком Божиим, то все признали в этой кончине особую милость Божию к доброму иноку-отцу Полиевкту. Господь видимо не попустил ему отъити от здешних без покаяния и напутствия св. Тайнами, и для этого послал ему небеснаго вестника смерти, в лице св. Алексия человека Божия, скораго помощника и молитвенника о душах христианских.

Пожелав вечный покой отцу Полиевкту, событием сим утвердимся в вере в предстательство за нас Святых Божиих и будем усердно им молиться во спасение душ наших, ибо они всегда близки к нам, и всегда ходатайствуют пред Богом о спасении нашем вечном.

А. Ковалевский

1886 г. 15 марта.

Публикуется по: А. Ф. Ковалевский. Небесный вестник смерти // Душеполезныя размышления (1886 г.). Москва, 1901. Изд. 2-е. С. 229–231.

Фотоальбом на  Логотип flickr